21058

Патологическая физиология лейкоцитозов и лейкопений

Лекция

Медицина и ветеринария

По лейкограмме устанавливают вид сдвига ядра нейтрофилов при нейтрофильном лейкоцитозе. Существуют пять видов сдвига ядра нейтрофилов: 1. Гипорегенеративный сдвиг влево характеризуется абсолютным и относительным увеличением содержания сегментоядерных нейтрофилов. Регенеративный сдвиг характеризуется увеличением содержания сегментоядерных и палочкоядерных нейтрофилов.

Русский

2013-08-02

27.5 KB

48 чел.

ЛЕКЦИЯ № 9

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патологическая физиология лейкоцитозов и лейкопений.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Дать патофизиологическую физиологию характеристику различных видов лейкоцитов и лейкопений. Рассмотреть вопросы классификации, этиологии и патогенеза различных видов лейкоцитозов и лейкопений, их диагностическое и прогностическое значение при различных заболеваниях.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Общая характеристика лейкоцитозов и лейкопений.

2. Этиология и патогенез нейтрофильных и эозинофильных лейкоцитозов.

3. Этиология и патогенез лимфоцитарных и моноцитарных лейкоцитозов.

4. Прогностическое и диагностическое значение лейкоцитозов.

5. Общая характеристика и классификация лейкопений.

6. Этиология и патогенез лейкопений.

7. Диагностическое и прогностическое значение отдельных видов лейкопений.

8. Принципы разбора анализов с лейкопениями.

Лейкоцитозы – это гематологические синдромы, характеризующиеся увеличением содержания в периферической крови лейкоцитов более 9 тыс/мл.

Лейкограмма отражает содержание различных форм лейкоцитов в периферической крови. Этот показатель может быть выражен как в абсолютных, так и в относительных цифрах.

На основании гемограммы удается установить вид лейкоцитоза или лейкопении (нейтрофиллез, эозинофелия, лимфоцитоз и т.д.). По лейкограмме устанавливают вид сдвига ядра нейтрофилов при нейтрофильном лейкоцитозе.

Существуют пять видов сдвига ядра нейтрофилов:

1. Гипорегенераторный сдвиг влево.

2. Регенераторный сдвиг влево.

3. Гиперрегенераторный сдвиг влево.

4. Дегенеративный сдвиг влево.

5. Дегенеративный сдвиг вправо.

Гипорегенеративный сдвиг влево характеризуется абсолютным и относительным увеличением содержания сегментоядерных нейтрофилов.

Регенеративный сдвиг характеризуется увеличением содержания сегментоядерных и палочкоядерных нейтрофилов.

Гиперрегенеративнфй сдвиг влево характеризуется увеличением сегментоядерных, палочкоядерных и метамиелоцитов.

Дегенеративный сдвиг влево характеризуется увеличением палочкоядерных нейтрофилов на фоне снижения сегментоядерных и общей лейкопении. Дегенеративный сдвиг вправо характеризуется уменьшением содержания всех форм нейтрофилов на фоне общей лейкопении.

Сдвиг ядра влево отражает интенсивность процессов регенерации и тяжесть повреждения.

Тяжесть явлений повреждения отражает индекс сдвига ядра нейтрофилов (ИСЯ).

В норме ИСЯ = 0.05-0.08. Если ИСЯ составляет от 0.08 до 0.25, то это соответствует легкой степени поражения; если от 0.25 до 1, средняя степень тяжести; более 1 - тяжелое поражение.

Признаки дегенерации лейкоцитов наблюдаются при дегенеративных сдвигах, гиперрегенеративные сдвиги, лейкемоидных реакциях и лейкозах.

Дегенеративные сдвиги также отражают тяжесть поражения. Как правило, сопровождаются выраженным анизо и пойкилоцитозом со стороны лейкоцитов. Могут появляться гиперсегментированные формы лейкоцитов, как например, при В12 и фолиеводефицитной анемии. Тельца Князькова-Деле – участники незрелой базофильной цитоплазмы, появляются при очень тяжелой дегенерации. Базофильная пунктация цитоплазмы – представляет собой участки коагуляции цитоплазмы. Кроме того возможна вакуолизация цитоплазмы и/или ядра, отсутствие специфической зернистости.

Алгоритм разбора анализов крови с лейкоцитозами и лейкопениями.

1. Определяют наличие лейкоцитоза и лейкопении по общему количеству лейкоцитов.

2. По виду клеток определяют вид лейкоцитоза или лейкопении.

3. При нейтрофильном лейкоцитозе определяют вид сдвига ядра нейтрофилов.

4. Рассчитывают индекс сдвига ядра нейтрофилов.

5. Устанавливают степень тяжести процесса.

6. Дают предположительное заключение об этиологии и патогенезе процесса.

Характеристика отдельных видов лейкоцитозов и лейкопений.

Нейтрофильный лейкоцитоз встречается чаще всего. Это универсальное состояние в патологии так как он сопровождает такие патологические процессы как стресс, воспаление, лихорадка, иммуннопатологические состояния, инфекционные заболевания, заболевания крови. Выделяют физиологический  и патологический нейтрофильный лейкоцитоз. При физиологическом (относительном) лейкоцитозе абсолютное содержание лейкоцитов не изменяется, а имеет место перераспределение их в организме. В патогенезе перераспределения большое значение имеет активация с осей стресса.

Патологические нетрофиллезы характеризуются увеличением абсолютного количества лейкоцитов в периферической крови в следствие усиленного их образования в красном костном мозге. Нейтрофилы являются важнейшими микрофагами, в связи с чем нейтрофильный лейкоцитоз всегда сопровождается увеличением резистентности.

Эозинофильный лейкоцитоз всегда сопровождает аллергические реакции реагинового типа, гельминтозы и недостаточность коры надпочечников. Кроме того, существует группа наследственных эозинофелий.

Лимфоцитозы – являются следствием антигенной стимуляции. Они возникают при вирусных заболеваниях, пересадке органов, ГЗТ, грибковых заболеваниях. Чаще всего лимфоцитозы являются проявлением иммунного повреждения.

Моноцитоз – наиболее часто сопровождает хронические инфекционные заболевания в период ремиссий. Возможно появление моноцитоза при аутоиммунных заболеваниях.

Базофилия – наблюдается при аллергии немедленного типа, при хроническом миелолейкозе и эндокринных заболеваниях.

Лейкопении.

Нейтропении. Выделяют пять групп нейтропений. Первая группа обусловлена нарушением образования нейтрофилов в ККМ. Вторая группа – нарушение выхода нейтрофилов из ККМ. Например, при синдроме Швахмана, Дауна, дисфункции локомоторного аппарата нейтрофилов. Третья группа – повышенное разрушение нейтрофилов в сосудистом русле. Четвертая группа – перераспределение нейтрофилов, например, при шоке. Пятая группа – смешанные нейтропении, например, при В12 и фолиеводефицитной анемии. На фоне нейтропении всегда имеет место снижение неспецифической резистентности организма.

Лимфоцитопении – это симптом первичных, либо вторичных иммуннодефицитов.

Эозинопении – это следствие стресса, гипертероза, болезни Иценко-Кушинга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение понятия лейкоцитозы и лейкопении.

2. Принципы классификации лейкоцитозов и лейкопений.

3. Этиология и патогенез нейтрофильных лейкоцитозов и лейкопений.

4. Этиология и патогенез лимфоцитозов и лимфопений.

5. Этиология и патогенез моноцитозов и моноцитопений.

6. Принципы разбора анализов крови с лейкоцитозом и лейкопениями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патофизиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Томск 1994 г. стр. 280-283.

2. Патологическая физиология под ред. П.Ф.Литвицкого, М. 1995 г. стр. 397-408.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51602. Тварини. Охорона тварин 73 KB
  Методи і форми: групова форма роботи асоціативний кущ Компетентність: інформаційна комунікативна соціальна творча. Привітання команд Пізнайки Творча компетентність Ми пі знайки молодці Залюбки читаєм. Розминка для команд Комунікативна компетентність Найбільша тварина на землі. Інформаційна компетентність У зайців хутро посвітлішало близько зима.
51603. Учимся жить в мире и согласии 47 KB
  Тема: Учимся жить в мире и согласии Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях как : друг дружба доброта справедливость ;активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных ситуациях мотивировать . Оборудование: фонограмма песен Улыбка Настоящий друг эмблема кота Леопольда плакат Давайте жить дружно набор пословиц в конвертах для работы в парах законы дружбы на карточках сердечки из бумаги шкатулка. Ученики встают в круг и ...
51604. Узагальнення знань про написання ненаголошених е, и в корені слова 323.5 KB
  Узагальнення знань про написання ненаголошених е и в корені слова. Формувати вміння бачити орфограму в корені слова закріпити знання учнів про особливості перевірних слів і способах перевірки ненаголошених голосних; розвивати увагу мислення мовлення; мотивувати учнів на здоровий спосіб життя. Гра Мишка дірочку прогризла На дошці таблички з порожніми віконечками Впродовж уроку вчитель дописує пропущені букви в вирізані віконечка Діти читають слова. Будемо підбирати перевірні слова.
51605. Закріплення таблиці множення числа 2. Задачі на дві дії різного ступені. Безпека на дорозі. Причини небезпечних ситуацій на дорозі 64.5 KB
  А щоб урок пройшов не марно, треба сісти рівно й гарно. І протягом всього уроку стежити за своєю поставою. Дбати про своє здоровя. Бо у здоровому тілі - здоровий дух і будуть міцні знання.
51609. Форма и язык представления информации 27.5 KB
  Цели: раскрыть роль языков в передачи и получении информации. Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя если у собаки слабо развито обоняние то она не может работать в розыскной службе. Язык это знаковая система передачи информации.
51610. Іменник як частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Іменник – назви істот, неістот 58 KB
  Іменник як частина мови : загальне значення морфологічні ознаки синтаксична роль . Навчальна мета : повторити узагальнити і поглибити знання учнів про іменник як частину мови зміцнювати навички визначення морфологічних ознак іменників вчити правильно використовувати іменники в мовленні; розвивати в учнів навички звязного мовлення мислення творчі здібності стимулювати бажання досліджувати й аналізувати мовні явища; виховувати позитивне ставлення до рідної мови. узагальнити та систематизувати знання учнів про іменник як частину...