21062

Патофизиология печени, Этиология, патогенез, принципы диагностики и терапии острой печеночной недостаточности

Лекция

Медицина и ветеринария

План лекции: Определение и классификация печеночной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и терапии острой печеночной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и терапии хронической печеночной недостаточности. Этиология и патогенез печеночной энцефалопатии.

Русский

2015-01-19

26 KB

16 чел.

Лекция №13.

Тема лекции: патофизиология печени.

Цель лекции: изучить вопросы классификации, этиологии, патогенеза, диагностики и терапии.

План лекции:

Определение и классификация печеночной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и терапии острой печеночной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и терапии хронической печеночной недостаточности.

Виды желтух. Их этиология, патогенез, принципы лабораторной диагностики.

Этиология и патогенез печеночной энцефалопатии.

Печеночная недостаточность – это типовой патологический процесс, который формируется в результате острых либо хронических заболеваний печени и характеризуется нарушением всех видов обмена. Наиболее тяжелым осложнением печеночной недостаточности является печеночная энцефалопатия и печеночная кома.

Этиология печеночной недостаточности: печеночная недостаточность может развиваться в результате действия любых гепатотропных агентов, но наиболее частой причиной печеночной недостаточности является вирусный гепатит В (75% всех случаев печеночной недостаточности).

Классификация печеночной недостаточности: по этиологии и патогенезу выделяют следующие разновидности печеночной недостаточности:

Печеночная недостаточность, сформировавшаяся в результате первичного поражения печени вирусным гепатитом В, опухолевые и паразитарные поражения печени.

В результате нарушения внутрипеченочной гемодинамики при покклюзии внутрипеченочных вен.

в результате заболеваний, сопровождающихся внепеченочным холестазом.

Отравление гепатотропными ядами.

При заболевании других органов и систем: эндокринные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, коллагенозы, заболевания почек, сепсис.

Экстремальные воздействия на организм: травмы, ожоги, действие низких и высоких температур, действие ионизирующего излучения.

По клиническому течению выделяют острую и хроническую печеночную недостаточность.

При острой печеночной недостаточности повреждение преобладает над защитно-приспособительными процессами. Преобладает нарушение энергетического обмена и детоксицирующей функции печени. при хронической печеночной недостаточности защитные реакции преобладают над повреждением, но полностью его не компенсируют. На первый план выступают изменения со стороны обмена белка, жиров, гормонов и витаминов, так как при развитии хронической печеночной недостаточности бывает достаточно времени для развития этих нарушений (до 6 месяцев и более).

По механизму развития выделяют эндогенную и экзогенную печеночную недостаточность.

Эндогенная печеночная недостаточность формируется в результате первичного поражения печени гепатотропными ядами и гепатотропными инфекциями. Экзогенная или шунтовая печеночная недостаточность развивается при поступлении токсических веществ из кишечника по портокавальным анастомозам непосредственно в полые вены, минуя печень.

Клинические проявления эндогенной и экзогенной печеночной недостаточности идентичны, так как в обоих имеет место поражение ЦНС токсическими продуктами обмена веществ.

В основе патогенеза развитие печеночной недостаточности лежит альтерация гепатоцитов и развитие синдрома цитолиза. Наиболее частыми непосредственными причинами повреждения гепатоцитов является патологическое усиление ПОЛ и иммунное повреждение. В дальнейшем повреждение гепатоцитов осуществляется по универсальному механизму; сопровождается угнетением синтеза макроэргов, нарушением ионного баланса, повреждением органелл гепатоцитов, выходом цитоплазму лизосомальных гидролаз и лизисом клеток.

Нарушение белкового обмена характеризуется угнетением орнитинового цикла. В результате аммиак не переходит в мочевину и накапливается в крови, оказывая в первую очередь токсическое действие на ЦНС. Нарушение трансаминирования и дезаминирования проявляется в виде гипо и диспротеинемии, что в свою очередь может привести к деполимеризации протеогликанов и диффузным поражениям соединительной ткани.

Гипопротеинемия приводит к ферментатативным нарушениям. Снижается синтез прокоагулянтов, в связи с чем у больных с печеночной недостаточностью часто наблюдается гипокоагуляция.

Углеводный обмен.

Печень является главным источником сахара в крови, главным депо резервного гликогена.

Нарушение углеводного обмена несколько отличаются при ОПН и ХПГ.

При острой печеночной недостаточности преимущественно нарушена утилизация гликогена из печени и в меньшей степени его синтез. В связи с чем в ткани печени выявляется избыточное отложение гликогена, на фоне котолрго имеет место гипогликемия и энергетическое голодание организма. В условиях гипогликемии энергетические потребности организма начинают удовлетворяться за счет расщепления триглицеридов до глицерина и жирных кислот, с последующим -окислением и накоплением в крови токсичных для ЦНС кетоновых тел. В условиях печеночной недостаточности нарушено образование фосфолипидов – основных компонентов клеточных мембран. В результате чего страдают регенераторные процессы: у больных выпадают волосы, плохо заживают раны, появляются дистрофические изменения на коже и слизистых. Угнетается синтез холестерина, как следствие нарушается синтез желчи, стероидных гормонов, жирорастворимых витаминов и жирных кислот.

Со стороны эндокринной системы возможны явления как гипофункции, так и гиперфункции. Гипофункция связана с недостаточным синтезом гормонов. Гиперфункция обусловлена повышением в крови свободной фракции гормонов, а также нарушением их инактивации в печени.

Нарушение желчеобразования и желчевыделения характеризуется:

Понижением синтеза желчных кислот.

Нарушением связывания желчных кислот с таурином и глицином.

Нарушением захвата из периферической крови непрямого билирубина и его коньюгации с глюкуроновой кислотой.

Нарушением формирования мицелл желчи и выделения их через билиарный полюс гепатоцита.

В результате нарушения процессов желчеобразования создаются условия для формирования желчных камней. При поражении паренхимы печени более 75% может развиться печеночная кома. В основе развития печеночной комы лежит поражение ЦНС токсическими продуктами обмена веществ: аммиаком, фенолами, метилмеркаптаном, непрямым билирубином, а так же ложными нейромедиаторами. К сложным нейромедиаторам относятся оксимаслянная кислота, октопамин, фенилэтиламин, фенилаланин и триптофан. Ложные нейромедиаторы накапливаются в ЦНС и заменяют собой истинные медиаторы, тем самым они вызывают блокаду межнейрональных синапсов. При выраженной коме наблюдается угнетение всех жизненно важных функций, вплоть до поражения стволовых отделов головного мозга, угнетения сердечно-сосудистого и дыхательного центров.

В угнетении деятельности сердца в последнее время большое значение придают (ФДА) фактору депрессии миокарда. В норме этот полипептид образуется и распадается в печени. В условиях печеночной недостаточности он накапливается в крови и оказывает угнетающее действие на миокард. Течение печеночной энцифалопатии отягощается сдвигами в кислотно-щелочном равновесии и водно-электролитном обмене.

Принципы патогенетической терапии печеночной недостаточности:

Воздействие на этиологический фактор.

Воздействие на различные звенья в цепи патогенеза: назначение антиоксидантов, иммуннодепрессантов, гепатопротекторов и т.д.

Воздействие на отдельные синдромы: гиперспленизм, холестаз, нарушением КЩС, гормональные нарушения.

Проведение дезинтоксикационной терапии.

Борьба с осложнениями: кровотечением, почечной недостаточностью, печеночной комой.


Контрольные вопросы:

Определение печеночной недостаточности.

Основные отличия острой и хронической печеночной недостаточности.

Биохимические синдромы при печеночной недостаточности.

Виды желтух.

Ведущие звенья патогенеза печеночной энцефалопатии.


Литература:

Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994 г. стр. 377-384.

Подымова С.Д. Болезни печени. М., 1984 г. 352 стр.

Логинов А.С., Блок Ю.Е. Хронические гепатиты и циррозы печени. М., 1987 г. 283 стр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60753. Розклад чисел на прості множники 78 KB
  Мета: ‒ навчити учнів розкладати числа на прості множники; ‒ розвивати в учнів математичне і логічне мислення здатність самостійно робити висновки розвинути увагу спостережливість; ‒ виховувати самостійність у виконанні вправ культуру математичної мови...
60754. Духовне багатство – найбільший скарб у житті людини 67 KB
  Завдання які ми ставимо перед собою на сьогоднішній урок записані на дошці: Вірш Крила Крила на яких написановиразно і вдумливо читати; визначити провідну думку; аналізувати; висловити власні міркування; прослідкувати звязок з віршем Чайка на крижині.
60755. Стародавнє Межиріччя 55.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з природоюкліматичними умовами розташуванням на карті Стародавнього Межиріччяосновними заняттями мешканців розвитком писемності. Тип уроку: урокподорож Основні терміни та поняття: Межиріччя...
60756. Як правильно вимкнути комп’ютер 47 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком вимкнення компютера; повторити правила техніки безпеки; виховувати культуру навчальної праці при роботі з компютером; розвивати увагу логічне мислення память пізнавальну цікавість.
60757. Графика и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 1.73 MB
  Вспомнить как создаются диаграммы и графики; Вспомнить основные виды графиков и диаграмм; Познакомиться с основными правилами построениями графиков диаграмм; Выполнить практическую работу на оценку.
60758. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика 69.5 KB
  Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...
60760. Что такое гендер 39.5 KB
  Цель – достичь образовательных результатов. Планируемые результаты: - личностные: 1. Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека. - предметные: 1. Объяснять смысл понятия «гендер», «социальный пол», «социальное поведение».
60761. Контроль на уроках информатики 170 KB
  Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.