21063

Патофизиология системы дыхания

Лекция

Медицина и ветеринария

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Общая характеристика системы дыхания. Этиология и патогенез нарушений внешнего и внутреннего дыхания. Патофизиология системы дыхания.

Русский

2013-08-02

19 KB

13 чел.

Лекция № 14

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патофизиология системы дыхания.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить вопросы классификации, этиологии и патогенеза патологии дыхательной системы.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Общая характеристика системы дыхания.

Классификация дыхательной недостаточности.

Этиология и патогенез нарушений внешнего и внутреннего дыхания.

Виды гипоксий и их характеристика.

Принципы диагностики и патогенетической терапии дыхательной недостаточности.

Патофизиология системы дыхания.

Дыхательная система – это важнейшая система поддержания гомеостаза. Ее деятельность направлена на поддержание нормального газового состава крови и тканей.

Дыхательная система делится на систему внешнего и внутреннего дыхания, которое находится под контролем ЦНС. Под контролем дыхательного центра находится мотонейроны дыхательной мускулатуры, процессы вентиляции, диффузии и перфузии газов, а соответственно система транспорта газов в кровь и процессы биологического окисления.

К аппарату внешнего дыхания относятся легкие и дыхательная мускулатура. К аппарату внутреннего дыхания относятся транспортная система газов и система биологического окисления. Регуляция системой дыхания осуществляется через хеморецепторы и механорецепторы. Регуляция через механорецепторы осуществляется посредством блуждающего нерва, благодаря рефлексу Геренга-Брейера. Хеморецепторы располагаются в синокаротидной зоне. От них берет начало нерв Геринга. Хеморецепторы воспринимают изменения парциального давления кислорода, углекислого газа и кистлотно-щелочного равновесия. При снижении парциального давления кислорода, повышении парциального давления углекислого газа и снижении pH происходит раздражение хеморецепторов, стимуляция дыхательного центра, усиление оксигенации тканей и выравнивание этих показателей.

Нарушение внешнего дыхания.

Это типовой патологический процесс, который проявляется в нарушении функции аппарата внешнего дыхания [легких и дыхательной мускулатуры] и сопровождается нарушением процессов газообмена в легких и тканях. В ряде случаев при этом процессы газообмена могут не нарушаться, но аппарат внешнего дыхания работает с избыточной нагрузкой. Нарушение внешнего дыхания может быть полным и частичным. Полное характеризуется снижением парциального давления кислорода, повышением парциального давления углекислого газа и снижением pH. Частичная характеризуется снижением парциального давления кислорода, парциальное давление углекислого газа в норме или слегка понижено, pH в норме или возможно явление алколоза. По патогенезу дыхательная недостаточность делится на 4 группы:

вентиляционная

диффузионная

перфузионная

смешанная

При вентиляционной дыхательной недостаточности страдает процесс внешнего дыхания. При диффузионной дыхательной недостаточности страдает альвеола – капиллярная диффузия газов. При перфузионной дыхательной недостаточности страдает процесс кровоснабжения в легочной ткани, это бывает при нарушении гемодинамики в малом круге кровообращения. При смешенной дыхательной недостаточности имеет место несколько из указанных процессов. Она встречается чаще всего. Может быть острая и хроническая дыхательная недостаточность. При острой дыхательной недостаточности защитно-приспособительные реакции не эффективны и возможна быстрая гибель организма. Недостаточность внутреннего дыхания сопровождается развитием гипоксии, которая может быть дыхательной, гемодинамической, гемической и тканевой.

Нарушение процессов вентиляции может быть в виде гипо- или гиперветиляции. Гипервентиляция сопровождает все стрессовые состояния, ацидоз, усиление рефлекса Геринга-Брейера. При гипервентиляции имеет место избыточное выведение углекислого газа и нарастание газового алкалоза, снижается возбудимость дыхательного центра в результате чего возможно формирование гипоксической комы. На фоне тахипное как правило понижается минутная альвеолярная вентиляция. Снижение процессов вентиляции бывает при повреждении дыхательной мускулатуры, ребер, плевры, при нарушении бронхиальной проходимости. При повреждении легочной ткани формируется рестриктивная дыхательная недостаточность. Замедление рефлекса Геринга-Брейера имеет место при перерезке ствола головного мозга ниже четверохолмия. В результате формируется апноэстическое дыхание, которое характеризуется глубокими актами вдоха. Такой тип дыхания характерен для коматозных состояний, при этом наблюдается повреждение клеток дыхательного центра токсическими продуктами обмена веществ. При дыхательной недостаточности включаются два важнейших рефлекса: рефлекс Эйлера-Лильестранда и рефлекс Россье-Бульмана. Рефлекс                         Эйлера-Лильестранда характеризуется повышением давления в малом круге кровообращения, в результате сердце работает против препятствия и возникают условия для формирования хронического легочного сердца. Рефлекс         Россье-Бульмана характеризуется неравномерной перфузией легочной ткани в условиях гиповентиляции. Этот рефлекс носит защитный характер, так как хорошо перфузируемые, но не вентилируемые участки являются источником ацидоза.

Нарушение процесса диффузии.

К нарушению диффузии приводят следующие причины: утолщение альвеоло-капиллярного барьера, уменьшение площади функционирующих альвеол, уменьшение времени контакта воздуха с альвеолами, например при тахипное или при увеличении скорости кровотока.

Нарушение процесса перфузии наиболее часто имеет место при левожелудочковой недостаточности. Возможно формирование отека легких. В качестве защитного механизма усиливается шунтирование крови из правого сердца в левое минуя малый круг кровообращения. [В норме не более 2%]. Вторая наиболее частая причина формирования нарушения перфузии – острая сосудистая недостаточность при шоке и коллапсе. Третья причина – острое легочное сердце на фоне тромбоэмболии легочной артерии, при этом наблюдается спазм сосудов в малом круге кровообращения.

Патологические типы дыхания: Биота, Чейн-Стокса, Кусс-Мауля, гаспинг дыхания, апноэстическое.

Принципы патогенетической терапии:

Восстановление функции внешнего дыхания

Оксигенотерапия

Нормализация сердечной деятельности и кровотока в малом круге кровообращения

Борьба с тканевой гипоксией


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение дыхательной недостаточности.

Виды дыхательной недостаточности.

Виды гипоксий.

Принципы диагностики дыхательной недостаточности.

ЛИТЕРАТУРА:

Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994г. стр. 331-354.

Справочник по пульмонологии / Под ред. Н.В.Путова, Г.Б.Федосеева, А.Г.Хоменка. Л., 1987г.

Руководство по пульмонологии / Под ред. Н.В.Путова, Г.Б.Федосеева. Л., 1984г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53069. МОВА — НАЙВАЖЛИВІШИЙ ЗАСІБ СПІЛКУВАННЯ, ПІЗНАННЯ І ВПЛИВУ 1.08 MB
  У всякому випадку цю думку можна виразити лише з допомогою слів якоїсь людської мови. Про яку функцію мови йдеться в прочитаному тексті Пригадати які основні функції виконує мова. Які із записаних функцій мови є на ваше переконання основними Творче осмислення висловлювання робота в мінігрупах Прочитати мовчки висловлювання.
53070. Особливості композиції, колорит, кольорова гамма. Творчість К. Білокур. Декоративний натюрморт «Весняні квіти» 63 KB
  Декоративний натюрморт Весняні квіти Мета: Навчальна: розширювати знання учнів про натюрморт як один із жанрів образотворчого мистецтва вчити розпізнавати форми реалістичні декоративні їх специфіку порівнювати реалістичне і декоративне стилізоване зображення предметів локальний і зумовлений кольори стилізувати реальні форми в декоративні ознайомити учнів з творчістю видатної української художниці К. Літературний ряд: Ольга Косач Олена Пчілка Весняні квіти. Так квіти фрукти овочі та предмети побуту можна трактувати...
53072. Ігри при вивченні іноземної мови 59.5 KB
  Методичний посібник розрахований на розвиток інтересу школярів до вивчення іноземної мови формування творчих здібностей учнів кращому закріпленню лексичного та граматичного матеріалу. Гра сприяє засвоєнню знань не за примусом а проходить зацікавлено створює атмосферу здорового змагання сприяє мобілізації та розвитку творчих здібностей дає можливість оцінити себе серед інших учнів а також працювати командою. Проводячи такий урок обов'язком вчителя є створити атмосферу дружби довіри на уроці не тільки ставити свої умови гри але й...
53073. Проектна робота «Ходить гарбуз по городу» 72.5 KB
  Мета проекту: вчити учнів працювати з науковопізнавальною літературою; розкрити користь гарбуза для людини його фармакологічні властивості та використання; розвивати творчі та інтелектуальні здібності; виховувати працьовитість взаємодопомогу почуття дружби необхідність ділитися досвідом новими ідеями знахідками. Посередині столу великий гарбуз з намальованим обличчям. Гарбуз Що ти знаєш про нього Наше завдання збагатити знання учнів про гарбуз його історію назву види лікувальні властивості страви з нього.
53075. Каждый несет ответственность перед всей планетой (по рассказу Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» 24 KB
  Нагибина Мой первый друг мой друг бесценный. Оборудование и материалы: текст рассказа; портрет писателя; тетради учеников; на отвороте доски закрыт от учеников написан отрывок из стихотворения:: Мой первый друг мой друг бесценный И я судьбу благословил Когда мой двор уединенный Печальным снегом занесенный Твой колокольчик огласил. Сегодня мы говорим о рассказе писателя Юрия Нагибина Мой первый друг мой друг бесценный.
53076. Основи здоров'я. Газобезпека 137 KB
  Перша вправа для покращення мозкового обігу, працюємо з нашими головами, але не забуваємо, що вага голови 5кг., тому оберігаємо шию, як зв.язуючий ланцюг.
53077. Рівняння стану ідеального газу 138.5 KB
  Повторення основних понять створення презентації за допомогою програми PowerPoint. Створення презентації за темою Рівняння стану ідеального газу. Два учні розвязують домашні задачі біля дошки інші повторюють основні поняття створення презентації за допомогою програми PowerPoint вчитель читає початок речення а учні закінчують його. Закінчіть речення: Комп'ютерні презентації використовують для.