21063

Патофизиология системы дыхания

Лекция

Медицина и ветеринария

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Общая характеристика системы дыхания. Этиология и патогенез нарушений внешнего и внутреннего дыхания. Патофизиология системы дыхания.

Русский

2013-08-02

19 KB

13 чел.

Лекция № 14

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патофизиология системы дыхания.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить вопросы классификации, этиологии и патогенеза патологии дыхательной системы.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Общая характеристика системы дыхания.

Классификация дыхательной недостаточности.

Этиология и патогенез нарушений внешнего и внутреннего дыхания.

Виды гипоксий и их характеристика.

Принципы диагностики и патогенетической терапии дыхательной недостаточности.

Патофизиология системы дыхания.

Дыхательная система – это важнейшая система поддержания гомеостаза. Ее деятельность направлена на поддержание нормального газового состава крови и тканей.

Дыхательная система делится на систему внешнего и внутреннего дыхания, которое находится под контролем ЦНС. Под контролем дыхательного центра находится мотонейроны дыхательной мускулатуры, процессы вентиляции, диффузии и перфузии газов, а соответственно система транспорта газов в кровь и процессы биологического окисления.

К аппарату внешнего дыхания относятся легкие и дыхательная мускулатура. К аппарату внутреннего дыхания относятся транспортная система газов и система биологического окисления. Регуляция системой дыхания осуществляется через хеморецепторы и механорецепторы. Регуляция через механорецепторы осуществляется посредством блуждающего нерва, благодаря рефлексу Геренга-Брейера. Хеморецепторы располагаются в синокаротидной зоне. От них берет начало нерв Геринга. Хеморецепторы воспринимают изменения парциального давления кислорода, углекислого газа и кистлотно-щелочного равновесия. При снижении парциального давления кислорода, повышении парциального давления углекислого газа и снижении pH происходит раздражение хеморецепторов, стимуляция дыхательного центра, усиление оксигенации тканей и выравнивание этих показателей.

Нарушение внешнего дыхания.

Это типовой патологический процесс, который проявляется в нарушении функции аппарата внешнего дыхания [легких и дыхательной мускулатуры] и сопровождается нарушением процессов газообмена в легких и тканях. В ряде случаев при этом процессы газообмена могут не нарушаться, но аппарат внешнего дыхания работает с избыточной нагрузкой. Нарушение внешнего дыхания может быть полным и частичным. Полное характеризуется снижением парциального давления кислорода, повышением парциального давления углекислого газа и снижением pH. Частичная характеризуется снижением парциального давления кислорода, парциальное давление углекислого газа в норме или слегка понижено, pH в норме или возможно явление алколоза. По патогенезу дыхательная недостаточность делится на 4 группы:

вентиляционная

диффузионная

перфузионная

смешанная

При вентиляционной дыхательной недостаточности страдает процесс внешнего дыхания. При диффузионной дыхательной недостаточности страдает альвеола – капиллярная диффузия газов. При перфузионной дыхательной недостаточности страдает процесс кровоснабжения в легочной ткани, это бывает при нарушении гемодинамики в малом круге кровообращения. При смешенной дыхательной недостаточности имеет место несколько из указанных процессов. Она встречается чаще всего. Может быть острая и хроническая дыхательная недостаточность. При острой дыхательной недостаточности защитно-приспособительные реакции не эффективны и возможна быстрая гибель организма. Недостаточность внутреннего дыхания сопровождается развитием гипоксии, которая может быть дыхательной, гемодинамической, гемической и тканевой.

Нарушение процессов вентиляции может быть в виде гипо- или гиперветиляции. Гипервентиляция сопровождает все стрессовые состояния, ацидоз, усиление рефлекса Геринга-Брейера. При гипервентиляции имеет место избыточное выведение углекислого газа и нарастание газового алкалоза, снижается возбудимость дыхательного центра в результате чего возможно формирование гипоксической комы. На фоне тахипное как правило понижается минутная альвеолярная вентиляция. Снижение процессов вентиляции бывает при повреждении дыхательной мускулатуры, ребер, плевры, при нарушении бронхиальной проходимости. При повреждении легочной ткани формируется рестриктивная дыхательная недостаточность. Замедление рефлекса Геринга-Брейера имеет место при перерезке ствола головного мозга ниже четверохолмия. В результате формируется апноэстическое дыхание, которое характеризуется глубокими актами вдоха. Такой тип дыхания характерен для коматозных состояний, при этом наблюдается повреждение клеток дыхательного центра токсическими продуктами обмена веществ. При дыхательной недостаточности включаются два важнейших рефлекса: рефлекс Эйлера-Лильестранда и рефлекс Россье-Бульмана. Рефлекс                         Эйлера-Лильестранда характеризуется повышением давления в малом круге кровообращения, в результате сердце работает против препятствия и возникают условия для формирования хронического легочного сердца. Рефлекс         Россье-Бульмана характеризуется неравномерной перфузией легочной ткани в условиях гиповентиляции. Этот рефлекс носит защитный характер, так как хорошо перфузируемые, но не вентилируемые участки являются источником ацидоза.

Нарушение процесса диффузии.

К нарушению диффузии приводят следующие причины: утолщение альвеоло-капиллярного барьера, уменьшение площади функционирующих альвеол, уменьшение времени контакта воздуха с альвеолами, например при тахипное или при увеличении скорости кровотока.

Нарушение процесса перфузии наиболее часто имеет место при левожелудочковой недостаточности. Возможно формирование отека легких. В качестве защитного механизма усиливается шунтирование крови из правого сердца в левое минуя малый круг кровообращения. [В норме не более 2%]. Вторая наиболее частая причина формирования нарушения перфузии – острая сосудистая недостаточность при шоке и коллапсе. Третья причина – острое легочное сердце на фоне тромбоэмболии легочной артерии, при этом наблюдается спазм сосудов в малом круге кровообращения.

Патологические типы дыхания: Биота, Чейн-Стокса, Кусс-Мауля, гаспинг дыхания, апноэстическое.

Принципы патогенетической терапии:

Восстановление функции внешнего дыхания

Оксигенотерапия

Нормализация сердечной деятельности и кровотока в малом круге кровообращения

Борьба с тканевой гипоксией


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение дыхательной недостаточности.

Виды дыхательной недостаточности.

Виды гипоксий.

Принципы диагностики дыхательной недостаточности.

ЛИТЕРАТУРА:

Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994г. стр. 331-354.

Справочник по пульмонологии / Под ред. Н.В.Путова, Г.Б.Федосеева, А.Г.Хоменка. Л., 1987г.

Руководство по пульмонологии / Под ред. Н.В.Путова, Г.Б.Федосеева. Л., 1984г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
83128. Заходь у гості, щедра осінь 371.5 KB
  Мета. Формувати читацькі інтереси. Вчити дітей бачити красу рідного краю, вміти милуватися нею. Збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, бажання пізнавати й передавати словами красу осені. Виховувати інтерес до книги, любов і бережне ставлення до природи.
83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.
83131. Надзвичайні ситуації природного і техногенного характеру, причини їх виникнення. Правила поведінки під час надзвичайних ситуацій 619.5 KB
  Мета: Сформувати поняття «надзвичайна ситуація», «аварія», «катастрофа», уявлення про причини виникнення та наслідки надзвичайних ситуацій, про правила поведінки під час надзвичайних ситуацій. Розвивати вміння поводити себе в надзвичайних ситуаціях; виробляти вольові якості...
83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.
83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.
83135. Алгоритми та виконавці. Стій, готуйсь – командувати буду 190 KB
  Мета. Навчальна. Узагальнити та закріпити знання учнів про інформаційні процеси. Вчити використовувати на практиці здобуті знання, вміння та навички, методи роботи з алгоритмами. Розвивальна. Розвивати алгоритмічне мислення, навички рольової взаємодії та роботи в групах.