21064

Патологическая физиология иммунитета

Лекция

Медицина и ветеринария

Общая характеристика функционирования иммунной системы. Актуальность: нарушение Im системы является универсальным фактором патогенеза. Нарушение Im системы частая причина многих болезней человека. В феноменах неспецифического иммунитета участвуют очень многие органы и системы.

Русский

2013-08-02

31.5 KB

17 чел.

ЛЕКЦИЯ № 15

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патологическая физиология иммунитета

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить вопросы этиологии и патогенеза наследственных и приобретенных форм патологии иммунитета. Изучить механизмы формирования иммуннодефецитов, РТПХА, реакции отторжения трансплантанта.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Общая характеристика функционирования иммунной системы. Типы иммунного ответа.

2. Классификация иммунодефицитных состояний.

3. Этиология и патогенез отдельных видов иммунодефицитных состояний.

4. Этиология и патогенез СПИДа.

Патофизиология неспецифического иммунитета.

Актуальность: нарушение Im системы является универсальным фактором патогенеза. Нарушение Im системы - частая причина многих болезней человека.

Определение основных понятий:

ИММУНИТЕТ - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной информации. Эти тела и вещества называются - антигенами. Антигены могут быть белками, ЛПС, липидами. Антигены делятся на 2 группы: инфекционные и неинфекционные.

Аутоантигены образуются во внутренних средах организма, и могут быть первичными и вторичными (в условиях патологи).

Полный антиген при введении в организм сам вызывает иммунную реакцию.

Гаптены - не способны сами вырабатывать Im реакцию без взаимодействия с продуктами других реакций. Im феномены делят на 2 группы:

первичный (врожденный) - неспецифический.

вторичный (приобретенный) - специфический.

Факторы неспецифического иммунитета предшествуют в организме до контакта с антигенами. В условиях патологии количество этих факторов может нарастать.

В феноменах неспецифического иммунитета участвуют очень многие органы и системы. Факторы неспецифического иммунитета являются - механизмами синтеза.

Приобретенные Im (специфические) факторы, появляются после контакта с антигенами. При взаимодействии лимфоцита с антигеном вырабатываются Ig, которые обеспечивают защиту организма. Продукты иммунных реакций крайне специфичны, т.е. взаимодействуют со специфическими антигенами. В реакциях специфического иммунитета участвуют лимфатическая система, система кроветворения Im-компетентные клетки. Механизмы специфического Im являются - факторами саногенеза.

Факторы специфического и неспецифического иммунитета выполняют защитную функцию, только в том случае, когда они адекватно выражены в количественном отношении. В том случае когда иммунная система не достаточна есть опасность NBL. При избытке - Im повреждения - аллергия.

Виды и механизмы неспецифического иммунитета.

По механизму защитного действия делятся на:

1) активные

2) пассивные

Активные обеспечивают защиту за счет взаимодействия с чужеродным объектом. Что приводит к элиминации чужеродных агентов.

Пассивная - неспособность агента преодолевать внешние покровы.

При проникновении агент не может вызвать патологический процесс, если на клетке отсутствуют рецепторы для факторов адгезии микроорганизмов.

Виды факторов неспецифического Im.

1) внешние покровы

2) внутренние барьеры: ГГБ (ГЭБ, ГОБ, ГТБ)

3) фагоцитарные системы (микро- и макрофаги)

Кровь.

Некоторые местные и орпроп процессы: воспаление, лихорадка.

Кожа и слизистая выполняют защитную функцию как активно так и пассивно. Это механический барьер, на кожу выделяются бактерицидные агенты, сальных и потовых желез. pH на коже понижена, при повышении pH возможны самые различные процессы. Гиперосмолярная среда. Наличие лизоцима(Гр+ кокки).

Слизистые - механический барьер, в секреты выделяется лизоцим, интерферон, обладающий бактерицидным, противовирусным и противоопухолевым эффектом. Универсальный опсонин фибронектин, который облегчает фагоцитоз микро- и макрофагов (их особенно много в слюне). Кислую pH имеет желудочный сок. Во многих секретах содержится нормальная микрофлора, которая также препятствует размножению патологической микрофлоры.

Гистогематические барьеры (ГГБ) - барьеры между кровью и тканями. На участке крови и нервной системы соединительнотканный компонент, вместо него имеются клетки, обладающие селективной проницаемостью.

Функции гистогематического барьера:

1) защитная

2) трофическая

3) регуляторная


Проницаемость ГГБ на различных участках не одинакова.

Нервная ткань содержит первичные аутоантигены. В нервную ткань иммунокомпетентные клетки не проникают. К таким органам также относятся глаз, тестикулы, щитовидная железа. Многие болезни имеют в своей основе прорыв ГГБ. Нарушение ГГБ происходит при опухолях, вирусных инфекциях, травмах, кровоизлияниях и нервную ткань, почечной и печеночной недостаточности.

Клиника:

1 стадия - токсическое поражение нервной ткани: парезы, параличи, судороги, явление возбуждения и запредельного торможения.

2 стадия - через 2-3 недели аллергический энцефаломиелит. Собственные лимфоциты разрушают нервную ткань.

ГОБ - аутоиммунное поражение глаза. В ряде случаев глаз удаляют.

Щитовидная железа - тиреоидит Хашимского.

Тестикулы - орхит.

Микро- и макрофаги (И.И.Мечников)

Мечников подразделил фагоциты на микро- и макрофаги.

Микрофаги - нейтрофилы и эозинофилы.

Макрофаги - моноциты и фагоцитирующие клетки РЭС.

Нейтрофилы происходят из красного костного мозга. Поступают в кровь и мигрируют в ткани, где погибают через 48 часов.

Эозинофилы в отличии от нейтрофилов обладают пониженной фагоцитарной активностью, но они обладают антительной и антиаллергенной активностью. Эозинофилы выделяют: гистаминазу и арилсульфатазу (МРСА).

Макрофаги есть в любом участке организма. Предшественник - моноцит, который мигрирует в ткани и превращается в макрофаг. Функции: фагоцитоз.

Характеристика фагоцитарного процесса.

Под хемотаксином понимают процесс движения фагоцита. Может быть как “+” так и “-” хемотаксис.

Хемотаксины - продукты распада тканей, С3а, С5а, обломков Ig. Продукты метаболизма арахидоновой кислоты, лейкотриены, гидроксиэйкозотетраеновая кислота, брадикинин, калидин.

Стадии фагоцитоза.

1 стадия - фагоцит воспринимает хемотаксины, после чего разжижается мембрана и образуется псевдоподия. В этом процессе участвует локомоторный аппарат фагоцита.

2 стадия - опсонизация - опсонины Ig, J, C3б, фибронектин.

3 стадия - внутриклеточный киллинг:

- О-зависимый реализуется через ПОЛ.

- О-независимый реализуется через гидролазы.

4 стадия - внутриклеточное переваривание.

Кислород зависимая активация гексомонофосфатного шунта с потреблением глюкозы и кислорода. Образуются НО, которая совместно с галогенами (Сl) и миелопироксидазой составляет мощную окислительную систему.

Кислороднезависимые механизмы киллинга.

После поглощения микроорганизма, в фагосому выделяется лизоцин и понижается pH - в результате активации гликолиза при фагоцитозе. Выделяется лактоферрин, высвобождаются катионные Prt, которые изменяют заряд мембраны.

При переваривании к фагосоме подтягиваются лизосомы и инъецируют внутрь ее гидролические ферменты.

Недостаточность фагоцитарного процесса.

Первичная - возникает либо сразу после рождения, либо к концу 1-го года жизни. Как правило сочетается с врожденными уродствами и снижением общего количества фагоцитов.

1 фаза - хемотаксис

а) дефицит С3а, С5а

б) наследственная дисфункция актина (симптом “ленивых фагоцитов”). При болезни Швахмана - сочетается с уродствами скелета и патологий поджелудочной железы.

2 фаза - опсонизация

а) гипогаммоглобулинемия Брутона

б) нарушение выработки С3а.

3 фаза - поглажение

а) симптом “ленивых фагоцитов”

б) болезнь Дауна

4 фаза - внутриклеточный киллинг

а) при хроническом гранулематозе страдает кислородзависимый киллинг. Микроорганизмы могут размножаться в фагоцитах.

б) болезнь Джеба - разновидность хронического гранулематоза (сочетается с рыжими волосами и повышенной растяжимостью суставов).

5 фаза - болезнь Чадиака-Хагаси.

Вторичные недостаточности фагоцитоза.

Как правило страдают все фазы.

Причины:

1) радиация

2)нарушения в диете

3) стресс

4) эндокринная патология (сахарный диабет, повышение глюкокортикоидов)

5) лейкозы и другие злокачественные опухоли

6) почечная и печеночная недостаточность

7) травмы

8) тяжелая мышечная работа

9) гипо- и авитаминозы (А, Е и гр. В)

10) железодефицитные анемии

11) аутоиммунная патологи

12) дисбактериоз и другие энтеропатии.

Значение нарушений: снижается резистентность к микроорганизмам и формируются воспалительные процессы которые резистентны к лечению. При выраженных нарушениях формируются язвенно-некротические изменения.

КОМПЛЕМЕНТ - это много компонентные система плазменных факторов. Она включает как активаторы, так и инактиваторы. При контакте с чужеродными агентами возникает феномен активации системы комплемента.

Функции системы комплемента.

комплемент зависимый лизис. Обычно образуется Ag+At и на нем активизируется комплемент

участие в фагоцитарном процессе

участие в воспалении и аллергии

удаление из крови иммунных комплексов.

Виды недостаточности комплемента. Первичная недостаточность

понижение антиинфекционной резистентности

возникновение аллергических процессов аутогенного происхождения

повышение активности системы комплемента - ангионевротический отек Квинке

Вторичная недостаточность то же, что при недостаточности фагоцитоза.

Кровь, как фактор неспецифического иммунитета.

Гуморально-нормальные At - предсуществуют в крови. По химической структуре это антитела синтезирующиеся под воздействием собственной микрофлоры. At - нейтрализует Ag.

Клеточные факторы.

нейтрфилы639582*1

эозинофилы

тромбоциты - способны к фагоцитозу

Патофизиология специфического иммунитета

Общая характеристика имунной системы.

Im система включает:

1) лимфоидная система - основной морфологический субстрат - лимфоциты, которые делят на 3 гр.:

а) T-лимфоциты - образуются в тимусе из тимоцитов. Затем поступают в Т - зависимую зону, где они дозревают и образуют различные субпопуляции. Tk-лимфоциты - киллеры. При контакте с чужеродной клеткой разрушают ее Th - активирует, а Ts - ингибирует Im реакции. T и.п. - фиксируют информацию об Ag. Т-эффекторы ГТЗ участвуют в аллергии замедленного типа.

б) В-лимфоциты - образуются и дифференцируются в ККМ, затем поступают в В - зависимые зоны, где происходит их дозревание.

в) О-лимфоциты - естественные киллеры. Предшественник лимфоцитов - стволовая клетка. Обладают способностью к рециркуляции.

Самоподдержание

Размножение.

Im реакции - это процесс поэтапного взаимодействия Im-компонентных клеток между собой и Аg. В результате образуется клон соответствующих клеток и продуктов Im реакций. В Im реакции выделяют 2 фазы : индуктивнаю и продуктивная.

Ig ФЕНОМЕНЫ:

а) реактивные

б) ареактивные

РЕАКТИВНЫЕ:

а) Т-тип

б) В-тип

Т-тип трансплантационный, противоопухолевой и противовирусный. Реакция трансплантант против хозяина (РТПХА). Удаление собственных отживших и мутировавших клеток.

В-тип - феномен образования At-антибактериальный Im.

АРЕАКТИВНЫЕ – врожденная и приобретенная толерантность.

РТПХА – это Т-тип Im реакций – возникает при пересадке Im-компетентных клеток, либо эмбриону, либо на фоне Im дефицита.

У эмбриона РТПХА протекает на фоне “cancer”. Животные отстают в росте, выпадает шерсть, увеличивается печень и селезенка, лимфоидные гранулемы во всех органах, так как пересаженные клетки отторгают ткань хозяина. То же происходит при пересадке ККМ при Im дефиците.

Im толерантность (Медавр, Гашек). Это специфическая ареактивность к собственным Ag и Ag введенным извне. Этот феномен объясняет почему наши органы не отторгаются.

Механизмы:

ГГБ .

наличие Ts

дефицит клонов способных реагировать с собственными тканями.

Приобретенная толерантность:

при введении повышенных доз Ag – формируется Im паралич (высокодозовая Im толерантность).

при введении низких доз Ag – низкодозовая – считается, что активируется Тs.

клональнодефицитная – вводят Ag параллельно дают Im депрессанты. В результате происходит пролиферация определенного клона, а Im депрессант его уничтожает.

внутриутробное введение Ag.

Im-дифициты.

Это не способность Im системы генерировать то или иное звено.

Первичные Im дефициты: сочетаются обычно с врожденными уродствами, проявляясь к концу 1-го года жизни. При этом выпадает определенное звено Im. 

а) недостаточность В-системы

   - гипоглобулинэмия Брутона – отсутствуют Ig в крови. Болеют мужчины.

   - в сочетании с пониженным СТГ, больные как правило альбиносы.

б) недостаточность Т-системы. Гипо- или аплазия тимуса (болезнь        Ди-Джорджи – это врожденная патология), с аномалией органов кровообращения и паращитовидных желез.

в) недостаточности комбинированные.

   - синдром Луи-Бар – понижение Т системы+выпадение синтеза отдельных Ig сочетается с атаксией.

   - ТКИД-понижение Т системы и вторично страдает В система.

   - ретикулярная дисгенезия, Ск – не способна к дифференцировке.

г) недостаточность Th и повышение Ts

д) недостаточность фагоцитоза и системы комплемента

Вторичные Im дефициты: причины самые различные.

Механизмы:

а) понижается функция или количество Тл.

б) понижается количество или активность Вл.

в) понижается количество Th и повышается Ts.

Клиническая характеристика.

В-система – понижается резистентность к бактериям.

Т-система – понижается резистентность к вирусам, риккетсиям, грибкам, опухолям. Трансплантационный иммунитет. Во всех случаях могут быть аллергические реакции.

КОНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Характеристика В и Т - иммунного ответа.

2. Классификация иммуннодефицитных состояний.

3. Этиология и патогенез РТПХ.

4. Этиология и патогенез СПИДа.

5. Характеристика наследственных иммуннодефицитов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. Издательство Томского университета. 1994г. стр.107-111.

2. Клиническая иммуннология и аллергология. В 3 томах. Т1: Перевод с немецкого // Под ред. Л.Иечера. - М. Медицина, 1990г. - 528с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27801. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3 с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 40.19 KB
  Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества учащихся Олимп в которое входят предметные секции. Материальная поддержка талантливых и одарённых детей поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся посвящённый 75летию Д. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся уделять внимание развитию их способностей.
27802. Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми 181.5 KB
  Алексин Тульской области август 2010 года Слайд 2 В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Слайд 3 Наличие способных учащихся в школе реализация целевой программы Наша новая школа подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей. Слайд 4 Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми В каждом классе есть учащиеся обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Летний профильный лагерь...
27804. Принципы организации и функции детского досуга 65.5 KB
  Досуг детей подростков и юношества развивается по своим законам принципам теоретически обоснованным и апробированным на практике.Принцип всеобщности и доступности возможность приобщения вовлеченности всех детей подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения их досуговых запросов и интересов. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности увлеченности и инициативе детей подростков и юношества с одной стороны и их поощрении...
27805. Ресоциализация 32.5 KB
  в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...
27806. Социально - психологический портрет современного подростка 32.5 KB
  Подростковый возраст как наиболее сложный этап в развитии ребенка Подростковый возраст период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации от 1112 до 1415 лет. [11] Подростковый возраст протекает очень бурно самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах которые сливаются воедино и переживаются подростками а значит о трех группах причин которые делают возраст труднее. Возрастает контроль над инстинктом эмоциями.
27808. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 26.49 KB
  Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психологаконсультанта. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Общие нормы Границы компетентности Психологиконсультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности которая определяется образованием формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Психологиконсультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения...
27809. Усыновление 44.08 KB
  Рассмотрение дел об установления усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Права и обязанности усыновители и усыновленного ребенка статья 137 настоящего Кодекса возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов...