21072

БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методики определения вероятности банкротства предприятий. Сущность причины и признаки банкротства. Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям.

Русский

2013-08-02

98 KB

8 чел.

PAGE  14

ТЕМА

БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

  1.  Сущность, причины и признаки банкротства.
  2.  Методики определения вероятности банкротства предприятий.
  3.  Последовательность процедуры ликвидации предприятий-банкротов.

1. Сущность, причины и признаки банкротства.

Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует несостоятельность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством Украины под банкротством понимает связанную с нехваткой активов в ликвидной форме несостоятельность юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности) удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Причины банкротства предприятий (организаций) могут быть самыми разнообразными. В целом, их можно разделить на две группы: 1) внешние, которые практически очень тяжело (иногда невозможно) учесть; 2) внутренние, которые непосредственно зависят от форм, методов и организации работы на самом предприятии. Результатом одновременного влияния всех факторов является наступление банкротства.

Внешние факторы могут быть международными и национальными. Международные факторы формируются под воздействием динамики общеэкономических показателей развития ведущих стран, состояния мировой финансовой системы, стабильности международной торговли, таможенной политики, уровня международной конкуренции, движения международного капитала и др. К внутренним причинам банкротства относятся:

- ошибки в стратегическом плане развития;

- низкое качество менеджмента;

- несовершенство механизма ценообразования;

- увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей;

- удерживание лишних рабочих мест;

- технологическая несогласованность производственного процесса;

- недостаток долгосрочного инвестирования;

- дефицит собственных оборотных средств;

- нерациональная организационная структура.

Анализ зарубежной практики свидетельствует, что в странах с развитой экономикой и постоянной политической системой, как правило, 1/3 банкротств вызывается внешними, а 2/3 — внутренними причинами. Очевидным есть и то, что факторы банкротства для отечественных предприятий являются другими, производными от кризисного состояния национальной экономики.

Именно необоснованная экономическая политика правительства, неуправляемые инфляционные процессы, тотальный экономический кризис, политическая нестабильность общества, спад деловой активности в экономике наиболее влияют на результаты деятельности предприятий, прежде всего через несовершенство законодательной базы.

Существуют конкретные симптомы наступления тотальной задолженности и полной неплатежеспособности предприятия (организации). К ним относятся:

- уменьшение объемов реализации продукции;

- спад спроса на продукцию;

- сокращение прибыльности производства;

- потеря клиентов и покупателей;

- увеличение объема неликвидных оборотных средств;

- неритмичность производства;

- низкий уровень использования производственного потенциала;

- увеличение расходов на производство и реализацию продукции;

- снижение уровня производительности труда;

- сокращение количества рабочих мест;

- достижение общей суммы долгов на уровне более 300 минимальных заработных плат.

Процесс роста процентных ставок и цен предопределяет подорожание сырья, материалов, комплектующих изделий, которое опережает повышение цен на готовую продукцию, увеличивает при других одинаковых условиях кредиторскую задолженность предприятия. Все это нуждается в дополнительных кредитных ресурсах и, как следствие, приводит к негативным изменениям в структуре обязательств предприятия через повышение средней стоимости пассивов.

Условия и механизм признания юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, субъектами банкротства (банкротами) и порядок удовлетворения претензий кредиторов определен законодательно. Основные этапы возбуждения дела о банкротстве следующие:

  1.  Установление факта банкротства должника.
  2.  Подтверждение факта бесспорности требований кредитора, который инициирует дело о банкротстве.
  3.  Определение имущественных активов должника.
  4.  Выявление всех возможных кредиторов.
  5.  Обоснование возможного плана реструктуризации или санации.
  6.  Реструктуризация (санация), если такое возможно.
  7.  Признание должника банкротом, если реструктуризация или санация по тем или иным причинам невозможны.

Согласно закону Украины «О банкротстве» субъектом банкротства может быть какое-либо юридическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, которое не способно своевременно удовлетворить требования кредиторов и оплатить налоги. Должником является юридическое лицо, против которого возбуждено дело о банкротстве, а банкрот — это должник, который находится в процессе ликвидации.

Кредитором может выступать какое-либо украинское или иностранное юридическое или физическое лицо, которое имеет требования (претензии) к должнику на основании имущественных и неимущественных обязательств последнего. Стоимость требования определяется в зависимости от ее сущности: стоимость неденежного обязательства — по рыночной цене на день представления заявления о банкротстве (до представления такого заявления сумма какого-нибудь требования включает лишь проценты и штрафы), стоимость требования по контракту — по стоимости убытков причиненных кредитору должником в связи с невыполнением условий контракта

Заявление о банкротстве могут подать кредиторы (кроме кредиторов, имущественные требования которых полностью обеспечены закладной), органы государственной налоговой службы, органы государственной контрольно-ревизионной службы, сам должник.

Если к одному должнику имеют имущественные требования два или больше кредиторов, последние образуют так называемые собрания кредиторов. Заявление о банкротстве подается в Хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Письменное заявление кредитора (должника, органов налоговой службы или государственной контрольно-ревизионной службы) к арбитражному суду и является основанием для возбуждения дела о банкротстве. К заявлению кредитора добавляются: список других кредиторов, которых знает заявитель; список подписанных должником контрактов; список арбитражных или других судебных дел должника или против должника. Если должник в случае его финансовой несостоятельности (или угрозы такой несостоятельности) по собственной инициативе обратился в арбитражный суд, то к его заявлению добавляются список должников и кредиторов, суммы их требований, обеспеченных или необеспеченных закладной (если требования обеспечены закладной, то указывается стоимость закладной); список имущества и его стоимость.

Заявление кредитора может быть отозвано заявителем до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Отозвание заявления должником возможно только при согласии кредитора.

После принятия заявления проводится предварительное заседание Хозяйственного суда, на котором рассматриваются поданные документы, заслушивается объяснение сторон и, в случае необходимости, назначается распорядитель имущества должника. Если суд решает, что все процедурные требования соблюдены, то он назначает судебное разбирательство дела, посылает сообщение всем сторонам судебного процесса и публикует сообщение о решении суда в официальном печатном органе Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины.

В месячный срок (со дня опубликования сообщения) Хозяйственный суд выносит решение, где обязывает всех лиц, которые подали заявления с имущественными требованиями к должнику, созвать собрание кредиторов, а если количество кредиторов превышает десять лиц — создать полномочный комитет. Полномочия комитета определяются собранием кредиторов. Какое-либо физическое или юридическое лицо (в том числе сам должник или кредитор), которые желают принять участие в реструктуризации или санации должника, в тот же срок должны подать в Хозяйственный суд заявления с письменным обязательством о переводе на них долга, а также указать условия проведения процесса реструктуризации или санации.

В данном случае санация является процедурой, которая включает соглашение между санатором и кредиторами, и направлена на урегулирование долгов и финансовое оздоровление юридического лица должника.

Следовательно, первым этапом санации является переход к санатору долгов должника; вторым — согласование условий реструктуризации юридического лица должника; третьим — согласование между санатором и кредиторами условий выплаты долга.

План санации должен включать очередность удовлетворения претензий к должнику в соответствии с условиями предложения о санации. При нехватке предложений относительно проведения санации или в случае несогласия кредиторов с условиями проведения санации должника Хозяйственный суд признает должника банкротом и принимает соответствующее постановление.

  1.  Методики определения вероятности банкротства предприятий.

Для успешного ведения хозяйства на рыночных основаниях важной является возможность оценки вероятности банкротства субъектов предпринимательской деятельности. В Украине, где на протяжении многих десятилетий властвовала нерыночная система ведения хозяйства, которая исключала официальное признание банкротства как экономического явления, нет общепризнанной отечественной методики определения вероятности банкротства предприятий.

Известно, что в международной практике для оценки финансового состояния предприятия широко используют многофакторные математические модели, с помощью которых формируется обобщающий показатель финансового состояния предприятия – его интегральная оценка.

Самыми известными моделями прогнозирования банкротства на основе многофакторного дискриминантного анализа являются модели Альтмана, Таффлера, Лиса, Чессера.

Наиболее известные среди них исследования профессора Нью-Йоркского университета Э. Альтмана. Модель Альтмана представляет собой эмпирическую формулу, полученную на основе многофакторного статистического анализа данных об обанкротившихся американских предприятиях. С помощью данной модели рассчитывается показатель Z, на основе показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и рыночной активности. В зависимости от рассчитываемого показателя Z, прогнозируют вероятность банкротства предприятия. Существует двухфакторная и пятифакторная модель Альтмана.

Двухфакторная модель Альтмана имеет такой вид:

Z = - 0,3877 - 1,0736 * Кп + 0,0579 * Коз

Где Z - показатель вероятности банкротства;

Кп - коэффициент покрытия (ликвидности);

Кфз - коэффициент финансовой зависимости в процентах;

При Z = 0 имеем уравнение дискриминантной границы. Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность обанкротиться равна 50%. Если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.

В силу того, что двухфакторная модель не полностью описывает финансовое положение предприятия, расчетные и фактические показатели могут расходиться.

Прогнозирование банкротства с помощью двухфакторной модели, включающей коэффициенты покрытия и финансовой зависимости, не обеспечивает высокой точности. Это объясняется тем, что данная модель не учитывает влияния на финансовое состояние предприятия других важных показателей, характеризующих, например, рентабельность, отдачу активов, деловую активность предприятия. Дискриминантная граница между банкротами и не банкротами имеет вид не тонкой линии, а размытой полосы. Ошибка прогноза с помощью двухфакторной модели оценивается интервалом Z, = + 0,65. Чем больше факторов будет учтено в модели, тем естественно, точнее рассчитанный с ее помощью прогноз.

В западной практике для диагностики банкротства широко используются многофакторные модели Э. Альтмана. В 1968г. была опубликована его пятифакторная модель прогнозирования банкротства. Э. Альтман исследовал финансовое состояние 33 обанкротившихся американских предприятий, показатели которых сравнивались с аналогичными по размеру предприятиями в данной отрасли, которым удалось сохранить платежеспособность.

Сопоставлялись пять показателей, которые характеризовали разные стороны финансового положения предприятия.

По мнению Э. Альтмана, с помощью пятифакторной модели прогноз банкротства на горизонте в один год можно установить с точностью до 95%. При этом ошибка первого типа возможна в 6%, а ошибка второго типа - в 3 % случаев. Спрогнозировать банкротство на горизонте в два года удается с точностью до 83%, при этом ошибка первого типа имеет место в 28%, а второго -в 6% случаев.

Модель Альтмана 1983 года имеет такой вид:

,

Где  Х1 – отношение оборотного капитала к сумме активов;

 Х2 – Отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

 Х3 - Отношение прибыли до налогообложения и уплаты процентов к сумме активов;

 Х4 – Отношение рыночной стоимости капитала к задолженности;

 Х5 – Отношение выручки к сумме активов.

При значении показателя более 1,23, - финансовое состояние считается устойчивым, а менее 1,23 – неустойчивым.

При применении модели Э. Альтмана возможны два типа ошибок прогноза:

  1.  прогнозируется сохранение платежеспособности предприятия, а в действительности происходит банкротство;
  2.  прогнозируется банкротство, а предприятие сохраняет платежеспособность.

Модели, разработанные Альтманом, свидетельствуют о необходимости существенных уточнений критических значений показателей в течение определенного времени.

  1.  Последовательность процедуры ликвидации предприятий-банкротов.

Причины ликвидации (прекращение деятельности) предприятий и организаций могут быть разными. Главными считаются такие:

1) стоимость имущества должника продолжает обесцениваться, и нет возможности ее восстановления;

2) ни одно юридическое или физическое лицо не обратилось в соответствующий орган с заявлением о проведении реструктуризации или санации должника;

3) ни один из поданных планов реструктуризации или санации не были одобрены кредиторами;

4) предложенный план выхода предприятия (организации) из кризисного состояния по тем или тем причинам невозможно реализовать.

Решение о ликвидации должника может принять суд по собственной инициативе или по ходатайству распорядителя имущества, кредитора, или комитета кредиторов. Следовательно, Хозяйственный суд принимает соответствующее постановление о признании должника банкротом, которое посылается всем участникам, причастным к этому процессу. Этим постановлением назначаются также ликвидаторы из представителей кредиторов, банков, финансовых органов, а также из Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие или организацию.

Назначенные судом ликвидаторы образуют ликвидационную комиссию, которой предоставляются широкие полномочия. К ликвидационной комиссии переходит право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязанности. Ликвидационная комиссия: управляет имуществом банкрота; осуществляет инвентаризацию и оценку имущества; определяет ликвидационную массу и распоряжается ею; принимает меры для взыскания дебиторской задолженности; реализует имущество обанкротившегося предприятия (организации) и осуществляет другие мероприятия, направленные на удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидационной массой являются имущественные активы банкрота, которые, с целью погашения долга, могут быть взысканы по требованию кредиторов. Имеется в виду все имущество должника, которое принадлежит ему на правах собственности или полного хозяйственного ведания. Если субъект банкротства является основателем или участником хозяйственного общества и соответственно владельцем части в уставном фонде общества, отмеченная часть подлежит выкупу или исключению из уставного фонда способом его уменьшения; полученные средства включаются в состав ликвидационной массы. Арендованное имущество исключается из ликвидационной массы. Оценка ликвидационной стоимости обанкротившегося предприятия имеет определенные особенности, обусловленные характером необычной ситуации. Главная особенность заключается в том, что это активный вид оценки, на основании которой принимаются определенные управленческие решения, осуществляются определенные практические действия. Кроме того, оценка ликвидационной стоимости предприятия непосредственно влияет на интересы третьей стороны (кроме заказчиков и оценщиков), а именно: кредиторов, инвесторов, судебных органов.

Для определения ликвидационной стоимости активов используются данные баланса предприятия, рассчитывается рыночная стоимость земельных участков, стоимость других активов.

Определение ликвидационной массы осуществляется с целью реализации активов банкрота и при необходимости имущества других лиц, которые отвечают по его обязательствам, для распределения вырученных средств между кредиторами.

Признание в установленном порядке должника банкротом имеет определенные юридические последствия:

во-первых, прекращается предпринимательская деятельность такого должника (предприятия, организации);

• во-вторых, к ликвидационной комиссии переходит право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязанности;

в-третьих, считаются такими, что минули, сроки всех долговых обязательств банкрота;

в-четвертых, прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности предприятия-банкрота (организации).

Решение о продаже имущества банкрота по согласованию с комитетом кредиторов принимает ликвидационная комиссия, которая определяет порядок продажи названного имущества (состав, условия и сроки приобретения имущества).

Реализация имущественных активов банкрота осуществляется через выкуп в случае поступления только одного предложения; если предложений поступает два или больше, то назначается проведение конкурса или аукциона.

В мировой практике общеупотребительными способами реализации являются такие:

продажа одному или нескольким покупателям;

продажа на аукционе или с помощью тендера;

предоставление в аренду одному или нескольким арендаторам всех или части имущественных активов банкрота с дальнейшим распределением средств, вырученных от аренды, между кредиторами;

передача заложенного имущества залогодержателю;

сохранение у должника убыточного имущества или имеющего незначительную ценность и не влияющего на увеличение имущественных активов.

Можно использовать и какие-нибудь другие способы реализации, утвержденные в судебном порядке.

В случае, когда субъектом банкротства является унитарное государственное предприятие или хозяйственное общество, в уставном фонде которого подавляющая часть имущества принадлежит государству, проведение аукциона (конкурса) осуществляется органом приватизации. В случае, когда субъектом банкротства является юридическое лицо, основанное на негосударственной форме собственности, ликвидационная комиссия может или непосредственно проводить аукцион, или поручить его проведение специализированному лицензированному предприятию (учреждению).

Все формы продажи имущества банкрота (через выкуп, на аукционе, по конкурсу) оформляются договорами купли-продажи, которые заключается между ликвидационной комиссией от имени предприятия-банкрота и покупателем.

Ликвидационная комиссия по согласованию с комитетом кредиторов определяет последовательность реализации объектов ликвидационной массы и критерии их отбора для продажи.

Средства, полученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение претензий кредиторов. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. При нехватке имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди претензии удовлетворяются пропорционально сумме, надлежащей каждому кредитору.

Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. Не рассматриваются и считаются погашенными также требования, заявленные по окончании срока, установленного для предъявления претензий.

Имущество (кроме средств государственных предприятий-банкротов), которое осталось после удовлетворения требований кредиторов и членов трудового коллектива, передается владельцу или соответствующему органу приватизации для реализации, если арбитражный суд принял постановление о ликвидации юридического лица-должника.

В ликвидационном балансе должны быть отображены показатели объема имущественных активов (ликвидационной массы), данные их инвентаризации, сведения о реализации объектов ликвидационной массы со ссылкой на заключенные договоры купли-продажи, а также суммы распределения вырученных средств между кредиторами.

Результаты рассмотрения судом ликвидационного баланса составляют конечный этап ликвидационной процедуры. Суд выносит решение об утверждении ликвидационного баланса в случае, если ликвидационная комиссия должным образом осуществила мероприятия для выявления и реализации всех имущественных активов, которые подлежали включению в ликвидационную массу, и в установленном порядке распределила полученные суммы между кредиторами.

Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов не осталось имущества и не поступило каких-либо возражений, суд выносит решение о ликвидации этого юридического лица.

В случае если суд приходит к выводу, что ликвидационная комиссия не выявила или не реализовала всех имеющихся имущественных активов, необходимых для полного удовлетворения кредиторов, он выносит решение о назначении новых ликвидаторов.

Новая ликвидационная комиссия вновь осуществляет все этапы ликвидации предприятия.

Комитет кредиторов или какой-либо отдельный кредитор могут опротестовать ликвидационный баланс.

После рассмотрения возражений суд принимает решение относительно утверждения (не утверждение) баланса.

После утверждения ликвидационного баланса:

  1.  суд выносит решение о ликвидации юридического лица должника;
  2.  обнародует это постановление;
  3.  освобождает ликвидаторов от выполнения своих обязанностей.

В случае отклонения отчета суд может выдвинуть требование об исправлении выявленных недостатков или, как уже было сказано, назначить новых ликвидаторов.

Следовательно, дело о банкротстве считается закрытым только после утверждения плана реструктуризации или санации имущества должника или после утверждения ликвидационного баланса. Согласно с действующим законодательством, если имущества банкрота хватило, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, он считается свободным от долгов и может продолжить свою предпринимательскую деятельность. Суд имеет право вынести решение о реорганизации (ликвидации) юридического лица только тогда, когда у него осталось имущественных активов меньше, чем нужно для его функционирования согласно с законодательством, или по ходатайству владельцев его имущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81367. Принципи виконавчого провадження : поняття, зміст та значення 30.61 KB
  Принципи виконавчого провадження це закріплені у правових нормах основні засади керівні положення які визначають організацію органів державної виконавчої служби зміст і спрямованість її діяльності правовий статус учасників виконавчого провадження. На підставі теоретичних положень аналізу чинного законодавства та практики його застосування можна виокремити такі принципи виконавчого провадження: принцип гуманізма полягає у тому що заборонено у будьякій формі посягати на права і свободи фізичних осіб які беруть участь у виконавчому...
81368. Поняття, сутність та елементи правовідносин у виконавчому провадженні 28.23 KB
  Правовідносини у виконавчому провадженні виникають між державним виконавцем з одного боку та іншими субєктами виконавчого провадження стягувачем боржником з іншого. До ознак правовідносин що виникають у виконавчому провадженні слід віднести такі: вони виникають при примусовому виконанні рішень судів та інших юрисдикційних органів та регламентовані законодавством про виконавче провадження; без волі стягувана фізичної або юридичної особи державний виконавець не має права відкривати виконавче провадження. У випадку звернення...
81369. Суб’єкти виконавчого провадження та їх класифікація 25.45 KB
  Субєкти виконавчого провадження субєкти виконавчих правовідносин учасники виконавчого провадження це носії процесуальних прав та обовязків у виконавчому провадженні. Закону учасниками виконавчого провадження є державний виконавець сторони представники сторін прокурор експерти спеціалісти перекладачі субєкти оціночної діяльності субєкти господарювання. Прокурор бере участь у виконавчому провадженні у випадку здійснення представництва інтересів громадянина або держави в суді та відкриття виконавчого провадження на підставі...
81370. Органи і посадові особи Державної виконавчої служби, їх правове становище та повноваження 24.9 KB
  Органами державної виконавчої служби є: Департамент державної виконавчої служби Міністерства юстиції України до складу якого входить відділ примусового виконання рішень; управління державної виконавчої служби Головного управління юстиції Міністерства юстиції України в Автономній Республіці Крим головних управлінь юстиції в областях містах Києві та Севастополі до складу яких входять відділи примусового виконання рішень; районні районні у містах міські міст обласного значення міськрайонні відділи державної виконавчої служби відповідних...
81371. Державний виконавець як обов’язковий суб’єкт виконавчого провадження, його обов’язки та права 29.09 KB
  Державний виконавець у процесі здійснення виконавчого провадження має право: проводити перевірку виконання боржниками рішень що підлягають виконанню відповідно до цього Закону; здійснювати перевірку виконання юридичними особами всіх форм власності фізичними особами фізичними особами підприємцями рішень стосовно працюючих у них боржників; з метою захисту інтересів стягувача одержувати безоплатно від органів установ організацій посадових осіб сторін та учасників виконавчого провадження необхідні для проведення виконавчих дій...
81372. Роль суду у виконавчому провадженні 22.06 KB
  Роль суду у виконавчому провадженні є досить важливою і багатоаспектною. Це полягає в тому що суд не лише здійснює контроль у виконавчому провадженні але й вирішує цілий ряд питань виконавчого провадження. Специфіка судового контролю полягає в тому що він здійснюється лише при розгляді конкретної цивільної справи судом і лише у випадку звернення особи за захистом.
81374. Сторони, їх суб’єктивні права та обов’язки у виконавчому провадженні 28.83 KB
  За виконавчим документом про стягнення в дохід держави коштів або про вчинення інших дій на користь чи в інтересах держави від її імені виступає орган, за позовом якого судом винесено відповідне рішення, або орган державної влади (крім суду), який відповідно до закону прийняв таке рішення.
81375. Теория структурного функционализма в социологии и возможность ее применения для анализа социальной работы 37.56 KB
  Структурный функционализм методологический подход в социологии и социокультурной антропологии состоящий в трактовке общества как социальной системы имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея социального порядка то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие согласовать между собой различные её элементы добиться согласия между ними. Основные положения Общество...