21073

КАЧЕСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие и показатели качества Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. А конкурентоспособность связана с двумя показателями –уровнем цен и уровнем качества продукции. В соответствии с ГОСТ 1546779 СССР €œКачество –совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Русский

2013-08-02

1.86 MB

41 чел.

21

ТЕМА “КАЧЕСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ”

  1.  Понятие и показатели качества
  2.  Управление качеством продукции
  3.  Стандартизация продукции
  4.  Сертификация продукции

. Понятие и показатели качества

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это  связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке определяются уровнем конкурентоспособности. А конкурентоспособность связана с двумя показателями –уровнем цен и уровнем качества продукции.

Качество –это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством становится альфой и омегой для всего персонала.

У понятия “качество” существует большое количество определений, поскольку этот вопрос интересовал людей еще во времена Аристотеля.

По Аристотелю (3в. до н.э.) качество –это различие между предметами. Дифференциация по признаку “хороший –плохой”

Китайский иероглиф, означающий качество, состоит из 2-х элементов –“равновесие” и “деньги” (качество= равновесие=деньги). Качественно тождественно понятию “высококлассный”, “дорогой”.

Гегель в 19в. так определил понятие “качество”. Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

Японский экономист Исикава в 1950 г. высказался, что качество –это то, на что ориентируется потребитель.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 СССР “Качество –совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-86 “Качество = это совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные им предлагаемые потребности.

Качество имеет как внутренние, так и внешние компоненты. Внутренние компоненты: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень исполнения, дизайн, надежность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность и низкая цена услуг.

Качество зависит от внешних факторов, т.е находящихся вне организации:

Кто является потребителем;

Как будет использоваться продукт;

Национальные особенности.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным. Это наблюдается при высоком уровне цены. Как правило, более качественные товары значительно дороже, что делает их недоступными для большинства потребителей. Большую роль играет известность и имидж фирмы- изготовителя. Высококачественный товар малоизвестной фирмы может иметь меньший спрос, чем товар худшего качества известной фирмы.

Наиболее интенсивно процесс развития качества протекал в Японии, ставшей в 70-80гг. мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров.

В Японии качество оценивается по уровням:

1-й уровень –“соответствие стандарту”

качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта.

2-й уровень –“соответствие использованию”.

Продукт должен соответствовать не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

3-й уровень –“соответствие фактическим требованиям рынка”

в идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

4-й уровень “соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям.

Проблеме качества, в свое время, уделил внимание Петр . Один из его указов гласит: “Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и сослать в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные фузели. Старшину Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья”.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества.

Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

•Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности, Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества.

Для характеристики сохраняемости —свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования —получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

•Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, ,труда времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

•Показатели стандартизации и унификации это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.

•Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

•Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

•Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

•Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в стране предполагаемого экспорта.

•Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. 

Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:

Копт=Q/C

где Копт экономически оптимальное качество;

Q —качество изделия;

С —затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука —квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т.е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат.

Итак, качество продукции в условиях современного производства —важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все —от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

2. Управление качеством продукции

Управление качеством —действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые

отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

удовлетворяют требованиям потребителя;

соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

направлены на получение прибыли.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества —непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

•улучшение экономического положения предприятия;

•расширение или завоевание новых рынков сбыта;

•достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

•ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;

•освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

•улучшение важнейших показателей качества продукции;

•снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

•увеличение сроков гарантии на продукцию;

•развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов.

  1.  Маркетинг.
  2.  Проектирование и разработка продукции.
  3.  Материально-техническое снабжение.
  4.  Подготовка и разработка производственной продукции.
  5.  Изготовление.
  6.  Контроль и проведение испытаний.
  7.  Упаковка и хранение.
  8.  Реализация.
  9.  Монтаж и эксплуатация.
  10.  Техническое обслуживание.
  11.  Утилизация.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества —это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.

Принципы организации кружков качества:

•добровольность участия;

•стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;

•моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

•поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

•обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы. Америки и Азии.

Рис 1 Управление качеством продукции

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.

•Приведем пример, 3—человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и обсуждают так называемые "узкие места": повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц (один раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.

. Стандартизация продукции

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация —нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации —создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

•единый технический язык;

•унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции;

•типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

•систему классификаторов технико-экономической информации;

•достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Система стандартизации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды;

повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

совместимость и взаимозаменяемость продукции;

содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;

создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

безопасность народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Концепция системы стандартизации содержит также определенные требования к формированию фонда стандартов.

стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должна быть потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;

стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;

стандарты не должны дублировать друг друга;

стандартизация должна быть комплексной, т. е. в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:

а) по всем стадиям жизненного цикла продукции —от разработки до утилизации;

б) по всем уровням разукрупнения —от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;

в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению.

Фонд государственных стандартов должен строиться исходя из целесообразного равновесия между двумя принципами:

не стать тормозом в процессе достижений науки и техники,

обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно для стандартов основополагающих и общетехнических.

Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам:

большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;

более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие элементы, материалы.

•Стандартизация основана на ряде принципов:

повторяемость определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством —повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

вариантность создание рационального многообразия —обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

системность определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

взаимозаменяемость —применительно к технике —предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

В государственные стандарты включают:

обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;

положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Украине нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты (ГОСТ );

отраслевые стандарты (ОСТ);

технические условия (ТУ);

стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);

стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации стандарты подразделяются на следующие виды:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию, услуги;

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

. Сертификация продукции

Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Определение понятия "сертификация продукции" было разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО):

сертификация соответствия —действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в нормативно-технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация —не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции.

Сертификация давно используется в развитых промышленных странах и в международном экономическом сотрудничестве. Она проводится под контролем как правительства, так и неправительственных организаций.

Правительство контролирует такие проблемы, как обеспечение качества, защита интересов потребителя, безопасность и охрана его здоровья, охрана окружающей среды, поддержка национального производства продукции, качество товаров, поставляемых на экспорт, защита от мошенничества, искаженной информации и ложной рекламы. Во многих странах действуют стандарты и другая НТД, устанавливающие соответствующие требования к определенным видам продукции, и нормативные акты, регламентирующие обязательные проверки соответствия продукции этим НТД на основе сертификации третьей стороной. Это позволяет странам защитить свой рынок от продукции, в том числе и импортируемой, которая не соответствует национальным стандартам и другим техническим нормам. Некоторые страны приобрели или существенно повысили репутацию своей продукции благодаря утверждениям, что эта продукция соответствует определенным стандартам и прошла сертификацию третьей стороной.

Порядок организации и проведения работ по сертификации строится так, чтобы обеспечить достаточную объективность сертификации, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым как для изготовителей, так и для потребителей продукции.

Работы по сертификации основаны на следующих принципиальных положениях:

выборе критериев, по которым можно судить, что продукция отвечает интересам потребителей, требованиям законов страны импортера, возможностям изготовителей;

выборе системы сертификации, зависящей от авторитета органа по сертификации, который, в свою очередь, зависит от беспристрастности, компетентности персонала, проводящего сертификацию, и надежности оборудования;

стабильности технологического процесса производства продукции, использовании системы управления качеством продукции, оценки и контроле за ее действием;

независимости результатов испытаний и проведения работ по сертификации. Заверения изготовителя о том, что его изделие отвечает требованиям стандарта, не всегда принимаются на веру, поэтому потребитель создает собственную проверку, что требует материальных и трудовых затрат. С точки зрения внешней торговли и международных экономических связей именно независимость результатов сертификационной деятельности имеет преобладающее значение.

При положительных результатах сертификационных испытаний изделия должны иметь подтверждающее доказательство —клеймо, специальный знак, этикетку, сопроводительный документ, сертификат.

Сертификат—это свидетельство, выдаваемое независимым органом, удостоверяющее качество фактически поставляемого на рынок товара и его соответствие условиям контракта. Этот документ составляется в нескольких экземплярах: один следует с грузом, второй предъявляется вместе с платежными документами при поставке, а третий —находится у товаропроизводителя. Таким образом, сертификат является пропуском для товаров на рынки сбыта, дающим возможность получить максимальную прибыль при продаже продукции.

Сертификат может быть выдан непосредственно изготовителем продукции (самосертификация). а также третьей стороной —сторонней организацией, которая оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий (от испытаний до выдачи сертификата).

Сертификация может быть:

обязательной для параметров качества продукции, регламентирующих охрану окружающей среды, безопасность пользователя продукции;

факультативной (добровольной) для параметров, которые могут улучшить климат доверия между поставщиками и потребителями продукции, повысить ее конкурентоспособность. Добровольную сертификацию любых товаров по любым показателям могут осуществлять по инициативе изготовителя все организации и их объединения, располагающие необходимыми для того возможностями.

Система сертификации Украины двухъярусная:

верхний ярус —Госстандарт Украины и государственные регистры (морской, авиационный и др.);

нижний —органы сертификации, специализированные по видам продукции, и испытательные центры (лаборатории).

Функциональные обязанности и связи в системе сертификации между ее составляющими выглядят следующим образом.

Госстандарт Украины:

  •  устанавливает основные принципы, правила и процедуры системы (в соответствии с законодательными актами) и осуществляет общее научно-методическое руководство сертификацией;
  •  взаимодействует с государственными, производственными, коммерческими и рыночными структурами, потребителями по вопросам сертификации, а также осуществляет связь с национальными органами сертификации других стран и с соответствующими международными организациями; проводит аккредитацию органов сертификации, организует нормативно-техническую базу, а также контроль за сертификацией продукции; устанавливает разграничение полномочий между участниками системы; осуществляет экспертизу научно-технической документации и регистрацию документов, устанавливает критерии оценки продукции;
  •  информирует общественные, государственные и коммерческие структуры о том, что можно и что нельзя производить, продавать, использовать.

Органы сертификации, специализированные по видам продукции (независимые от производителей и потребителей):

  •  сертифицируют конкретную продукцию по заявкам изготовителей с последующим надзором за качеством сертифицированной продукции;
  •  аккредитуют испытательные центры (лаборатории) с последующим надзором за их деятельностью;
  •  сотрудничают с Госстандартом по вопросам совершенствования системы сертификации; выдают заключение о соответствии продукции—сертификат соответствия —производителю продукции.

Испытательные центры (лаборатории):

  •  апробируют методы испытаний в соответствии с НТД;
  •  разрабатывают типовые рабочие методики и программы испытаний по каждому виду продукции;
  •  выполняют сертификационные испытания, анализируют их результаты и направляют в орган сертификации протоколы испытаний, а при необходимости—предложения о прекращении действия ранее выданных сертификатов, приостановке (запрещении) изготовления, поставки, продажи и использования отдельных видов продукции.

Наиболее перспективными независимыми органами сертификации могут стать именно центры сертификации, располагающие современной испытательной базой и квалифицированными специалистами. Независимость, присущая «третьей стороне», резко повышает объективность результатов испытаний и оценок сертифицируемой продукции, а также затрудняет коррумпированность экспертов и чиновников системы сертификации.

Механизм сертификации действует следующим образом.

1. Подача юридическим или физическим лицом заявки в испытательный центр (лабораторию) или соответствующий орган с указанием тех нормативных документов, по которым заявитель намерен проводить сертификацию сроков предоставления образцов для проведения сертификационных испытаний и предполагаемых сроков проверки условий производства.

. Испытание сертифицируемой продукции и проверка условий ее производства.

. Выдача заявителю сертификата соответствия по результатам испытаний и регистрация его органом сертификации.

. Осуществление инспекционного контроля органом, выдавшим сертификат, и испытательной лабораторией  технологии производства с целью удостоверения в том, что выпускаемая сертификационная продукция соответствует требованиям нормативных документов.

. Регистрация и выдача заявителю Госстандартом Украины сертификата качества на сертификационную продукцию (на основании сертификата соответствия по полному перечню требований, распространяющихся на данный вид продукции),

Изготовители, сертифицировавшие свою продукцию, обязаны применять знак соответствия согласно нормативному документу, на соответствие которому проведена сертификация, путем маркировки каждой единицы продукции, тары и упаковки, указания в товаросопроводительной документации (в том числе инструкции по эксплуатации), и добровольно—путем помещения знака соответствия в рекламных материалах или иным способом.

В случае выявления несоответствия продукции одобренному образцу орган, выдавший сертификат, письменно предупреждает изготовителя о выявленных недостатках и возможном аннулировании сертификата. Изготовитель в десятидневный срок после получения официального предупреждения извещает орган сертификации о принятых мерах по восстановлению соответствия продукции. Если орган сертификации признает принятые меры недостаточными, то через 30 дней после направления изготовителю официального предупреждения он аннулирует ранее выданный сертификат, о чем незамедлительно оповещает Госстандарт Украины. Повторное представление продукции на сертификацию осуществляется по той же процедуре, что и первичное. Расходы, связанные с сертификацией продукции, несут ее изготовители в соответствии с договором между заявителем и органом сертификации или испытательной лабораторией. Механизм сертификации предусматривает возможность запрета как производства, так и реализации продукции, проверка которой на безопасность или экологичность дала отрицательные результаты.

Приложение

Перечень органов по сертификации отдельных видов продукции в Украине

. Центр стандартизации и сертификации продукции горнорудной промышленности Государственного научно-исследовательского и проектного института “Механобрчермет” (Кривой Рог): товарная железная руда, железорудные и металлизированные окатыши, железорудный и марганцевый агломерат.

. Государственный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности (Днепропетровск): стальные трубы и баллоны, прокат цветных металлов.

. Харьковский ЦСМ: электродвигатели, электрооборудование тяговое, кондиционеры, дизели тракторные и комбайновые, велосипеды, оптические изделия медицинского назначения.

. Испытательный центр металле- и деревообрабатывающего оборудования УкрНИИСИП (Одесса): металле- и деревообрабатывающее оборудование, кузнечно-прессовые машины, манипуляторы и роботы.

. Государственный испытательный центр “МАГИС” (Киев): радиоэлектронная аппаратура и приборы.

. Сертификационный исследовательский центр синтетических моющих средств (Киев), средства пеномоющие, шампуни, пасты моющие.

. Государственный испытательный центр электробытовых машин и приборов (Киев):

электроприборы бытовые, светотехнические изделия, медицинская электроаппаратура, вычислительная и информационная техника.

. Государственный центр регулирования качества поставок для объектов атомной энергетики Госатомнадзора Украины (Киев).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66595. Аналіз доцільності оплати за спожиту електроенергію за диференційованим тарифом 2.83 MB
  На даний момент ВАТ «Київмедпрепарат» спеціалізується на виробництві лікарських засобів у вигляді різних лікарських форм: порошків для ін'єкцій, таблеток, капсул, мазей, гелів. Номенклатура продукції складає більше 80 найменувань препаратів практично всіх фармакотерапевтичних груп.
66597. Обґрунтування вибору технологічних баз для технологічного процесу виготовлення деталі 548.78 KB
  Технологія машинобудування, як галузь науки, займається дослідженням технологічних процесів виготовлення машинобудівних виробів з метою використання результатів дослідження для забезпечення необхідної якості та кількості виробів з найвищими техніко-економічними показниками.
66601. Оценка финансовой деятельности ООО «ЗМПМК» 96.06 KB
  Производственная экономическая практика по специальности является неотъемлемой частью учебного процесса и преследует цель приобретения студентами навыков профессиональной работы по профилю специальности, необходимых для получения квалификации экономиста-менеджера.
66602. Создание модуля для управления поведением компьютерного персонажа 569.79 KB
  Цель работы: создание программного модуля, реализующего алгоритм нечёткого логического вывода, применение модуля для определения поведения компьютерного персонажа, клиент-серверное разделение функциональности. Создан модуль нечёткого логического вывода LogicalOutput...