21077

Экологическая экспертиза

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Сущность экологической экспертизы и ее объекты Экспертиза от лат. Основными задачами экологической экспертизы являются: организация научно обоснованной комплексной оценки объектов экологической экспертизы; определение степени экологической безопасности уровня экологичности запланированной или осуществляемой деятельности проведение комплексной экологоэкономической оценки взаимодействия экосистем с деструктивными антропогенными факторами; достижение соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства...

Русский

2013-08-02

96 KB

38 чел.

5


Формы экологической экспертизы

по видам

о объектам

по времени проведения

общественная

ведомственная

государственная

Оценка влияния на окружающую среду

научная

эколого-санитарная

эколого-нормативная

эколого-правовая

первичная

вторичная

повторная

обязательная

добровольная

Источники финансирования экологической экспертизы

Государственный бюджет

Целевые добровольные денежные взносы граждан

Бюджет Автономной Республики Крым

Местные бюджеты

Общественные природоохранные фонды

Средства предприятий и организаций

Средства общественных организаций

Государственный фонд охраны окружающей природной среды

Местные фонды охраны окружающей природной среды

Тема 10: Экологическая экспертиза

  1.  Сущность экологической экспертизы и ее объекты
  2.  Формы экологической экспертизы
  3.  Оценка влияния на окружающую среду
  4.  Порядок проведения экспертизы и источники ее финансирования

1. Сущность экологической экспертизы и ее объекты

Экспертиза (от лат. ехреrtus - опытный) - это исследование определенным лицом (экспертом) вопросов, которые требуют специальных знаний (Украинская, 1962). Экологическая экспертиза представляет собой исследование влияния определенного объекта на состояние окружающей природной среды и соответствия этого объекта нормативам экологической безопасности.

Закон Украины «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которая основывается на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, о рациональном использовании и воспроизведении природных ресурсов, об обеспечении экологической безопасности». Таким образом, экологическая экспертиза является предупредительным мероприятием, которое позволяет предотвратить деструктивную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов.

Основными задачами экологической экспертизы являются:

  1.  организация научно обоснованной, комплексной оценки объектов экологической экспертизы;
  2.  определение степени экологической безопасности, уровня экологичности запланированной или осуществляемой деятельности, проведение комплексной эколого-экономической оценки взаимодействия экосистем с деструктивными антропогенными факторами;
  3.  достижение соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, строительных норм и правил;
  4.  оценка эффективности экологической политики, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечение рационального использования и воспроизведения качества природных ресурсов;
  5.  подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов и рекомендаций экологической экспертизы.

Для выполнения указанных задач экологическая экспертиза должна опираться на такие принципы:

  1.  превентивности - экологическая экспертиза должна осуществляться до принятия решения о необходимости реализации объекта экспертизы и должна предотвратить отрицательные экологические последствия такого решения;
  2.  ответственности и законности - экспертиза должна гарантировать безопасную для жизни и здоровья людей окружающую природную среду и учитывать требования природоохранного законодательства;
  3.  комплексности - оценка последствий влияния объекта экспертизы на окружающую среду должна охватывать все возможные проявления такого влияния и обеспечивать сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов;
  4.  научной обоснованности и объективности - методы проведения экологической экспертизы должны основываться на научных началах, а экспертные выводы - отображать реальное влияние объекта экспертизы на окружающую среду;
  5.  независимости - экспертиза должна выполняться группой независимых экспертов и исключать возможность влияния на результаты экспертизы со стороны заинтересованных сторон;
  6.  гласности и учета общественной мысли - выводы экологической экспертизы подлежат обязательному оповещению, окончательное решение о реализации объекта экспертизы должны приниматься после обсуждения общественностью.

Объектами экологической экспертизы могут быть:

  1.  проекты законодательных и других нормативно-правовых актов;
  2.  предпроектные, проектные материалы на строительство новых и развитие действующих промышленных предприятий и других хозяйственных объектов;
  3.  программы и схемы развития и размещения продуктивных сил, областей народного хозяйства и промышленности, проекты генеральных планов населенных пунктов, схемы районного планирования;
  4.  документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды;

5) экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах;

6) действующие объекты и комплексы, которые совершают значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды.

Субъектами экологической экспертизы являются три стороны: заказчик, подрядчик и потребитель выводов экспертизы.

Заказчиками экологической экспертизы могут быть как властные государственные структуры, уполномоченные назначать обязательную экологическую экспертизу, так и предприятия, общественные организации, банковские учреждения, научно-исследовательские институты и т.п., которые выступают добровольными инициаторами проведения такого исследования.

2. Формы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза может осуществляться в разных формах, основные из которых приведены на рис.1

Рис. 1 Формы экологической экспертизы

 Существование многочисленных форм экологической экспертизы обуславливается разнообразием целей, которые ставятся при выполнении экспертного исследования, спецификой объектов экспертизы, временем ее проведения, категорией потребителей результатов экспертизы и т.п.. Рассмотрим основные формы экологической экспертизы подробнее.

По видам экологическая экспертиза делится на государственную, ведомственную, общественную и научную.

Государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы имеют силу надведомственного документа, который является обязательным для выполнения, и учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз при принятии решений относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы.

Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего ведомства. Ее результаты сохраняют действие внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

Государственная и ведомственная экологические экспертизы имеют обязательный характер, в отличие от общественной и научной экспертиз, которые проводятся на добровольных началах.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Она может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она также может быть проведена по инициативе отдельного учреждения или научных коллективов. Ее выводы имеют информационный характер.

По объектам экологическая экспертиза делится на эколого-санитарную, эколого-нормативную и эколого-правовую.

Задачей эколого-санитарной экспертизы является выявление причинно-следственной связи между состоянием здоровья населения, его изменениями и вредным влиянием окружающей среды вследствие антропогенной деятельности.

Эколого-нормативная экспертиза имеет целью исследовать соответствие требованиям экологической безопасности существующих нормативов качества окружающей природной среды и тех, что предлагаются к внедрению: предельно допустимых концентраций; предельно допустимых объемов выбросов, сбросов, размещение твердых отходов; предельно допустимых уровней радиационного влияния, шумового, вибрационного загрязнения, влияния электромагнитных полей. В процессе такой экспертизы определяется эффективность нормативных показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Объектами эколого-правовой экспертизы являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, правовые документы местных органов самоуправления. Эколого-правовая экспертиза дает возможность установить, насколько отвечают природоохранным требованиям нормативные документы разных уровней управления и сфер деятельности.

По времени проведения экологическая экспертиза делится на первичную, вторичную и повторную.

Первичная экологическая экспертиза проводится с целью выяснения соответствия объекта экспертизы (определенного инвестиционного проекта, предприятия, товара и т.п.) установленным нормативам экологической безопасности. Первичная экспертиза дает общее представление о степени экологической безопасности или опасности конкретного объекта.

Вторичная экологическая экспертиза проводится в случае необходимости после первичной экспертизы и имеет целью более подробно исследовать отдельные аспекты деятельности объекта экспертизы и их влияние на окружающую природную среду. Вторичная экспертиза является узкоспециализированной и базируется на данных первичной экспертизы. Она назначается тогда, когда данных первичной экспертизы недостаточно для принятия обоснованного решения относительно влияния объекта на окружающую среду.

Вторичная экологическая экспертиза может проводиться также в случае отрицательного решения первичной экспертизы после устранения выявленных ею недостатков. В этом случае вторичная экспертиза называется повторной (дополнительной) экологической экспертизой.

Рассмотренные формы экологической экспертизы являются взаимосвязанными. Объединение этих форм при проведении экологической экспертизы обеспечивает получение достоверных результатов влияния объектов экспертизы на окружающую природную среду.

3. Оценка влияния на окружающую среду

Отдельной разновидностью экологической экспертизы является оценка влияния на окружающую среду (ОВОС), которая охватывает природные, технические, экономические, социальные и другие аспекты реализации проектов. ОВОС представляет собой более углубленный и емкий вариант проведения экологической экспертизы с учетом трансграничных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии.

Целью оценки влияний на окружающую среду является экологическое обоснование целесообразности будущей хозяйственной деятельности и способов ее реализации, определение путей и средств нормализации состояния окружающей среды и обеспечение требований экологической безопасности.

Основными задачами ОВОС являются:

характеристика современного состояния территории района будущего строительства;

определение перечня возможных экологически опасных влияний и зон проектной деятельности на окружающую среду по вариантам размещения;

определение масштабов и уровней влияний запланированной хозяйственной деятельности на окружающую среду в нормальных и аварийных условиях;

прогноз изменений состояния окружающей среды соответственно перечню влияний при строительстве, эксплуатации, ликвидации объектов проектной деятельности и возможных аварийных ситуациях;

определение комплекса мероприятий по предупреждению или ограничению влияний проектной деятельности на окружающую среду, необходимых для соблюдения требований природоохранного законодательства и нормативных документов;

определение эколого-экономических следствий реализации производственно-хозяйственной деятельности и остаточных влияний на окружающую среду;

составление заявления об экологических последствиях деятельности.

Разработка материалов ОВОС поручается специализированным и другим организациям, которые имеют соответствующие лицензии.

Порядок разработки материалов ОВОС должен отвечать общей технологической схеме инвестиционного процесса строительства. Исходными данными для выполнения ОВОС являются материалы природоохранных разделов градостроительной, плановой документации (или другие материалы оценки экологического состояния территории), государственного мониторинга окружающей среды, который осуществляют органы государственного регулирования, ведомственного контроля, а также результаты научных, инженерно-экологических и других исследований.

4. Порядок проведения экспертизы и источники ее финансирования

Порядок проведения экологической экспертизы предусматривает такие моменты:

решение эколого-экспертными органами задач экспертного исследования;

оценка объектов экологической экспертизы;

подготовка обоснованного объективного эколого-экспертного вывода.

Как уже отмечалось, экологическая экспертиза должна проводиться специалистом-экспертом или их группой. Экспертом экологической экспертизы, соответственно законодательству Украины, может быть специалист, который имеет высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания, владеет навыками анализа экспертной информации и методикой эколого-экспертной оценки, а также имеет опыт практической деятельности в соответствующей области не меньше трех лет.

Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает прохождение трех стадий: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительной стадии формируются эколого-экспертные группы (комиссии), а также проводится проверка наличия и полноты необходимых документов относительно объектов экологической экспертизы.

Основная стадия предусматривает аналитическую обработку имеющихся материалов экологической экспертизы, проведение натурных обследований, если это является необходимым, а также сравнительный анализ и определение частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экологических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы.

Заключительная стадия заключается в обобщении данных отдельных экспертных исследований, полученной информации и предвиденных последствий деятельности объектов экспертизы и завершается подготовкой вывода и представлением его заинтересованным органам и лицам.

Выводы экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений относительно объекта и учитывать социально-экономические последствия.

Финансирование разных форм экологических экспертиз имеет определенные особенности, тем не менее общим принципом является их проведение за счет средств заказчика (рис. 2).

Рис. 2. Источники финансирования разных форм экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза осуществляется за счет заказчика в пределах лимитов проектно-сметной документации. Если объектом этой экспертизы являются проекты или программы, которые реализуются за счет государственных капиталовложений, то финансирование осуществляется из государственного бюджета. В случае проведения государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и экологически опасных действующих объектов и комплексов по решению Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных советов или их исполнительных комитетов, экспертиза финансируется соответственно за счет средств Государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды.

Источниками финансирования общественной экологической экспертизы являются средства объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевые добровольные денежные взносы граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Заказчики других экологических экспертиз, в том числе и дополнительных, а также предприятия, учреждения и организации, которые эксплуатируют экологически опасные объекты, которые отрицательно влияют на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, проводят экологические экспертизы за свой счет согласно заключенным договорам.

Актуальными направлениями повышения эффективности экспертных работ на современном этапе являются:

формирование составляющих экологической экспертизы и механизмов ее реализации;

определение критериев оценки эколого-экономической эффективности проектов и базы сравнения;

разработка методик эколого-экономической оценки проектной документации;

обеспечение экспертов полной информацией о динамике состояния экосистем и возможных изменениях во время реализации объекта экспертизы;

оценка возможностей использования результатов экспертизы в процессе реализации экологического менеджмента (Мишенин, 1998).

Реализация предложенных мероприятий по стимулированию осуществления экологической экспертизы и направлений повышения эффективности экспертных работ обеспечит улучшение качества выполнения экологической экспертизы и распространение последней в практике хозяйствования украинских предприятий и организаций.

Литература

  1.  Закон Украины «Об экологической экспертизе».

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды».

Мишенин Е.В. Эколого-экономические проблемы природопользования в лесном комплексе. - Сумы: ИПП «Мечта» ЛТД, 1998. - 272 с.

Модернизация производства: системно-экологический подход: Пособие по экологическому менеджменту / В.Я. Шевчук, Ю.М. Саталкин, В.М. Навроцький и др. - К.: СИМВОЛ-Т, 1997. - 245 с.

Приказ Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 7 июня 1995 года № 55 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственной экологической экспертизы». - К., 1995.

Природопользование: Учебник / Под ред. З. А. Арустамова.2-- е изд., перераб. и доп. - Г.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000.- 284 с.

  1.  Украинская советская энциклопедия. - Т. 4. - К., 1962. - 560 с.