21083

Структурно-содержательная основа хозяйственного механизма природопользования (природопользования и экологической безопасности, экологизации производства, экологического регулирования)

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Основными особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды как объекта управления являются следующие: Инфраструктурный характер продукции данной сферы качества окружающей природной среды ее экосистем и ресурсов и оказываемых ею услуг природоохранных по ресурсосбережению обеспечению экологической безопасности производства и потребления.

Русский

2013-08-02

253.5 KB

17 чел.

Структурно-содержательная основа хозяйственного механизма природопользования (природопользования и экологической безопасности, экологизации производства, экологического регулирования)

1. Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования.

2. Сущность и структура теоретической модели экономического (хозяйственного) механизма экологического регулирования.

3. Критерии эффективности экономического механизма экологического регулирования.

4. Организация управления природопользованием.

1. Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования.

Механизм управления любой областью хозяйственной деятельности, как это вытекает из общей теории управления, может осуществляться и эффективно функционировать в единстве таких основных функций, как организация, планирование, прогнозирование, регулирование, учет и контроль.

Механизм экологического управления представляет собой звено системы управления экономикой в целом, имея сходную с последним структуру, принципы и целевую направленность на последовательную реализацию рыночных реформ и утверждение экономических подходов к управлению. Вместе с тем, конкретные методы осуществления основных функций управления, выбор организационных структур и механизмов во многом определяются особенностями объекта управления. Основными особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды как объекта управления являются следующие:

• Инфраструктурный характер продукции данной сферы (качества окружающей природной среды, ее экосистем и ресурсов) и оказываемых ею услуг (природоохранных, по ресурсосбережению, обеспечению экологической безопасности производства и потребления). В продукции данной сферы нуждаются все секторы экономики и хозяйствующие субъекты; соответственно, и методы экологического управления также должны распространяться на экономику в целом, быть методами управления тем, что сегодня называют большой экономикой.

• Длительность основных воспроизводственных процессов как результат переплетения их экономических и естественных сторон, чем обусловливаются существенный временной разрыв между направляемыми в природоохрану и природовосстановление затратами и получаемыми результатами, а также высокая степень неопределенности и риска, сопровождающая многие управленческие решения. 

• Особая комбинация общественной и частной систем имущественных прав как следствие принадлежности многих объектов природопользования к общественным экологическим благам и ресурсам совместного применения.

• Специфика сочетания рыночных и административно-контрольных инструментов управления, предопределяемая наличием в сфере природопользования и охраны окружающей среды многочисленных рыночных провалов.

• Относительно (по сравнению с другими секторами экономики) более высокая роль государства и его институтов в механизме управления природопользованием и охраной окружающей среды, и как следствие – настоятельная необходимость отработки специальных механизмов (включая социально-политические), нейтрализующих негативные стороны государственного воздействия на эту сферу.

Формирование хозяйственного механизма природопользования для соответствия его формирующимся рыночным отношениям выдвигает перед экономической наукой ряд проблем: уточнение понятия "хозяйственный механизм"; раскрытие его содержания и структурное построение; научно-методологическое определение принципов, целей и задач функционирования хозяйственного механизма. Анализ понятий хозяйственного механизма может производиться в философско-политэкономическом аспекте, с позиции макро- и микроэкономики и включать: анализ с точки зрения системности, целостности; выявление функционально-структурных закономерностей; содержательный анализ; рассмотрение объективных и субъективных начал. При этом важно отметить, что некоторые исследователи, в частности профессор Ю.М. Осипов [235, с. 353], отмечает необходимость осуществления экономизации, а затем экологизации хозяйственного механизма. При этом важно отметить, что в теории хозяйственного механизма не всегда проводится различие между понятиями «хозяйственный механизм» и «механизм управления экономикой», которые зачастую рассматриваются как идентичные. А.А. Беляев [15, с. 19] отмечает, что эти понятия имеют общие категории – планирование, экономическое стимулирование и пр., которые свидетельствуют об их единой природе, определяющейся организационно-экономическими отношениями. Различие же состоит в том, что главной функцией механизма управления является принятие управленческих решений. Именно через последние и осуществляется совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования.

С организационно-экономическими формами хозяйственной деятельности тесно связан вопрос об основных элементах хозяйственного механизма природопользования. Основными его элементами например  являются: методы планирования, программирования и прогнозирования; организационная система управления; стандарты и нормативы; экономические рычаги и стимулы; ценовой, финансово-кредитный и налоговый механизмы; механизм управления природопользованием на предприятии (фирме). Обеспечивающие подсистемы хозяйственного механизма: правовая, кадровая; научно-техническая; информационная [25, 112, 398].

Хозяйственный механизм природопользования связан и с надстроечными отношениями, в первую очередь с эколого-экономической политикой. Точки "соприкосновения" хозяйственного механизма природопользования с эколого-экономической политикой многообразны, но, в основном, они сходятся на деятельности государства, выступающего в качестве основного хозяйствующего субъекта природопользования в условиях формирования рыночной среды. Экологическая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства подобно тому, как хозяйственный механизм природопользования является подсистемой хозяйственного механизма всей экономики.

Поэтому экологическая политика должна рассматриваться как ключевое звено целенаправленных действий по выработке и реализации общей программы устойчивого социально-экономического развития общества, одновременно учитывающей как долговременные, так и ближайшие задачи управления в сфере экологизации производства с учетом формирования рыночных отношений. Социально-экологическая политика включает в себя выработку и осуществление двух органически взаимосвязанных частей – стратегию и тактику.

Стратегия экологической политики состоит в научном определении долговременных целей в сфере рационального природопользования, в их конкретизации применительно к особенностям эколого-экономической ситуации, специфике формирования рыночной среды в отраслях и регионах.

Тактика социально-экологической политики состоит в выявлении таких форм, методов и приемов управления природопользованием, с помощью которых наиболее эффективно и оптимально могут решаться вытекающие из стратегического курса конкретные эколого-экономические задачи.

Выработка экологической тактики, по сути, сводится к формированию и дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма природопользования. С этой точки зрения, правомерно утверждать, что любая организационно-экономическая форма хозяйственного механизма в природопользовании в то же время выступает и как метод управления рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, как инструмент экологической политики. Качественные и количественные изменения в сфере природопользования находят свое выражение в экологической политике, в постановке эколого-экономических задач и направлений их реализации. На этой основе они отражаются на состоянии экономического хозяйственного механизма природопользования. При этом необходимо отметить и важность формирования системы макро- и микро- эколого-экономических показателей на различных уровнях народнохозяйственной иерархии, адекватно отражающих эколого-экономическую ситуацию, эффективность действия различных методов регулирования экологизации производства.

Иначе говоря, экономический хозяйственный механизм природопользования выступает, в основном, как продукт сознательной деятельности государства по регулированию использования природных (лесных) ресурсов и охраны окружающей среды, воспроизводясь затем как объективное явление. Данное методологическое положение выражает диалектичность субъективных и объективных моментов хозяйственного механизма природопользования.

Можно, таким образом, заключить, что воздействие экологической политики на сферу природопользования через хозяйственный механизм является неодинаковым на разных уровнях его проявления. Так, на уровне народного хозяйства ставятся и решаются задачи, непосредственно связанные с общегосударственными (национальными), международными эколого-экономическим интересами, определяющими цели и направления стратегического характера. На уровне функционирования отдельного звена народнохозяйственного комплекса должны приводиться в движение локальные эколого-экономические интересы, формируемые и регулируемые государством и рыночной средой. В любом случае реализация экологической политики происходит посредством достижения соответствия хозяйственного механизма природопользования поставленным задачам в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных (лесных) ресурсов. Или же другой ракурс «деятельности» механизма хозяйствования. Скажем, экологизация промышленного производства, обеспечение экологической безопасности природопользования в конечном счете осуществляется на основе совершенствования эколого-экономического уровня производства (ЭЭУП). Под эколого-экономическим уровнем производства предприятия, отрасли, региона нами понимается система относительных, удельных показателей, характеризующих степень воздействия производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду, эффективность использования природных ресурсов во взаимосвязи и взаимообусловленности с промежуточными, конечными экономическими, финансовыми, социальными и экологическими результатами производства [209].

На рис. 1. представлена схема взаимосвязи социально-экологической политики, хозяйственного механизма природопользования и системы показателей, характеризующих ЭЭУП.

Рис. 1. Взаимосвязь социально-экологической политики, хозяйственного механизма природопользования (ХМП) и системы показателей, характеризующих эколого-экономический уровень производства (ЭЭУП)

Напрашивается вывод, что гармонизация отношений в системе "общество-природа" или "экономика-экология" в рамках любой теоретико-методологической концепции рационализации природопользования требует глубокой экологической ориентации хозяйственного механизма экономики и достижения оптимальной экологичности производства. Хозяйственный механизм в сфере природопользования является составной частью хозяйственного механизма всей экономики. При этом в составе хозяйственного механизма природопользования выделяется хозмеханизм охраны окружающей природной среды, который непосредственно ориентирован на решение эколого-экономических проблем, связанных с деградацией экологических систем и народнохозяйственных объектов по причине воздействия на них фактора загрязнения.

Взаимосвязь рассмотренных хозмеханизмов в упрощенном виде представлена на рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязь хозяйственных механизмов (ХМ): экономики, природопользования и охраны окружающей природной среды

Представленная система механизмов обуславливает наличие определенных эколого-экономических интересов и противоречий в процессе общественного производства. Поэтому главной интегративной функцией представленной комплексной системы механизмов является согласование и интеграция экологических и экономических интересов в сфере природопользования, обеспечение движения возникающих противоречий в сторону их разрешения. Существование указанной интегративной функции позволяет теоретически и практически выделять хозяйственный механизм экологически устойчивого развития, или хозяйственный механизм экологизации производства. Вопрос, как говорится, далеко не риторический.

Необходимой экономической основой формирования хозяйственного механизма природопользования, адекватного формирующимся рыночным отношениям, служит реформа отношений собственности. В условиях переходной экономики, когда происходит трансформация (реструктуризация) форм собственности, отношения собственности (как первичные отношения) наряду с организационно-экономическими (вторичными) также образуют содержание хозяйственного механизма. Объектами отношений собственности в сфере природопользования могут быть природные ресурсы, ассимиляционный потенциал, природные объекты и комплексы, а также средства производства экологического назначения. Формирование хозрасчетных, коммерческих эколого-экономических интересов происходит на основе всего комплекса экономических (производственных) отношений, в т.ч. отношений собственности. Многообразие форм собственности определяет и многообразность, многовариантность эколого-экономических целей отдельного звена народного хозяйства, лесного комплекса. Что касается эколого-экономических интересов отдельного звена лесного комплекса, то на них влияет и избранная форма хозяйствования: аренда, совместные, частные, акционерные, государственные предприятия и т.д. [82]. С другой стороны, эколого-экономические интересы отдельного хозяйствующего субъекта и его место в иерархической структуре народного хозяйства (отрасль, комплекс, регион, народное хозяйство в целом), в свою очередь, определяют нужные методы хозяйствования в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных (лесных) ресурсов, и тем самым в конечном счете определяют вариант хозяйственного механизма природопользования.

Основные принципы научного поиска решений по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования, на наш взгляд, следующие: учет экономической и экологической ситуации; учет иерархической структуры народного хозяйства; учет эколого-экономических интересов и противоречий в сфере природопользования; вариантность; оценка эффективности хозяйственного механизма; плановость совершенствования хозяйственного механизма в условиях рыночной среды.

В заключение особо хотелось бы подчеркнуть следующее. Поскольку хозяйственный механизм природопользования является подсистемой хозяйственного механизма экономики, то между ними должен существовать эколого-экономический тандем. Эколого-экономический тандем должен быть и между микро- и макроэкономикой природопользования. Без дееспособной микроэкономики природопользования – сильных, динамичных субъектов (предприятий) – независимость макроэкономики природопользования иллюзорна. Если государство игнорирует проблемы микроэкономики, то оно никогда не добьется позитивных результатов макроэкономики.

2. Сущность и структура теоретической модели экономического (хозяйственного) механизма экологического регулирования.

Неотъемлемой подсистемой хозяйственного механизма является хозяйственный механизм природопользования (механизм экологического регулирования), который реализуется через специфические формы, методы и способы функционирования общественных (производственных, хозяйственных) отношений относительно присвоения, использования, воспроизводства естественных экологических благ. Сложность и разносторонность указанных отношений предопределяет многомерность структуры хозяйственного механизма природопользования, который, в свою очередь, может делится, например, на блоки организационно-экономического и экономико-правового механизмов экологического регулирования (см. далее рис.3).

Механизм управления природопользованием представляет собой целостную совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых организуются, регулируются и координируются процессы природопользования в совокупности с производственными и социально-экономическими процессами, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как специфическое общественное благо.

Структурные составляющие хозяйственного механизма природопользования проявляются в единстве и взаимосвязи, но сохраняют при этом самостоятельное значение. Для формирования действенного, эффективного механизма природопользования, определяющее значение имеет улучшение существующих элементов, форм, методов экологического управления; образование новых или трансформация неконструктивних элементов (подмеханизмов); улучшение взаимосвязей между структурно-функциональными элементами. Данный теоретический вывод представляется весьма важным для определения практических действий относительно дальнейшего развития и совершенствования хозяйственного механизма природопользования.

Основными звеньями механизма управления природопользованием является совокупность административно-контрольных и экономических инструментов (вариантное рассмотрение структуры). Рассмотрим их конкретный состав.

Административно-контрольные инструменты управления природопользованием и экологической безопасностью

1.Экологическое и природно-ресурсное законодательство

2. Экологический мониторинг

3. Экологические стандарты и нормативы:

• нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

• лимиты водозабора и лесопользования;

• квоты на добычу биоресурсов;

• нормативы посещаемости особо охраняемых территорий;

• нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений;

• запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, использование токсичных веществ и тяжелых металлов.

4. Лицензирование хозяйственной деятельности:

• связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье человека;

• обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.

5. Экологическая сертификация (маркировка).

6. ОВОС и экологическая экспертиза проектов.

7. Экологический аудит.

Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Рыночно ориентированные инструменты:

• природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

• рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

• механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

• залоговая система;

• интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в т.ч. на рынках рециклируемых отходов);

• методы прямых рыночных переговоров и другие способы саморегулирования;

• добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями, а также между самими предприятиями-природопользователями.

Финансово-кредитные инструменты:

• формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

• кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п.;

• режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

• экологические и ресурсные налоги;

• система страхования экологических рисков. 

При характеристике структуры хозяйственного механизма природопользования выделяют, например, основные элементы (подмеханизмы) хозяйственного механизма природопользования, которые объединяются в две главные подсистемы – собственно организация управления экологической деятельностью (организационный механизм) и собственно экономический механизм экологического регулирования. Такая иерархическая структура хозяйственного механизма природопользования (экологического регулирования) приведена на рис. 3.

Организационный блок сформированного механизма природопользования и складывается из следующих основных элементов:

  •  управленческие природоохранные структуры;
  •  экологическая экспертиза и паспортизация;
  •  мониторинг состояния окружающей естественной среды;
  •  информационная, нормативная, статистическая база;
  •  контроль качества и экологической безопасности конечной продукции;
  •  экологический маркетинг;
  •  эколого-экономический анализ хозяйственной деятельности (аудит);
  •  планирование и прогнозирование на всех уровнях управления природопользование и природоохранной деятельности;
  •  экологическая инфраструктура (в т.ч. услуги, лизинг, банковские операции, предпринимательская деятельность природоохранной направленности);
  •  неэкономичное содействие природоохранным мероприятиям (консалтинг; научно-исследовательская деятельность);
  •  экологическое образование.

Рис.3. Структура развитой модели хозяйственного механизма природопользования

Экономический механизм природопользования состоит из таких основных элементов:

  •  экологические платежи и экологическое налогообложение;
  •  финансирование и кредитование;
  •  инвестиционно-инновационная деятельность;
  •  экономическая ответственность за экологическую безопасность (в т.ч. лицензирование и лимитирование природопользования, возмещение экологического вреда, санкции);
  •  ценообразование с учетом экологического фактора;
  •  страхование экологического риска;
  •  стимулирование рационального природопользования (в т.ч. залоговая система);
  •  материальное поощрение субъектов экологически рационального хозяйствования.

Учитывая сложность содержания, многогранность и функциональную многоаспектность организационно-экономического механизма, следует признать необходимость последовательного расчленения его основных элементов на более конкретизированные подсистемы (например, финансирование и кредитование – на механизм финансово-кредитного регулирования природопользования. В свою очередь, в составе этого механизма также выделяются отдельные блоки и элементы, которые, функционируя во взаимосвязи, образуют, таким образом, систему высшего уровня. Эти исходные положения иерархии структурирования хозяйственного (организационно-экономического) механизма представлены примером формирования финансово-кредитного механизма регулирования природопользования (рис. 4 ).


Рис.4.Структура финансово-кредитного механизма экологического регулирования


Приведенная структуризация хозяйственного механизма природопользования является в определенной мере теоретической моделью, схематизированным отражением целостного механизма экологического регулирования. В хозяйственной практике все элементы, подсистемы (подмеханизмы) механизма экологического регулирования не изолированы один от одного, а тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом функционируют они как как субординированные части общенационального хозяйственного механизма, а процессы управления экономикой могут быть одновременно конкретизированы для любого иерархического уровня экологического регулирования.

"Сердцевиной" механизма экологического регулирования является экономический механизм природопользования.

Экономический механизм экологического регулирования правомерно анализировать в широком и узком значении. В широком понимании этот механизм представлен совокупностью организационно-экономических форм и методов функционирования общественного производства как эколого-экономической системы, которая характеризуется степенью развития процесса сознательного использования законов природы и экономических законов в хозяйственной деятельности. Поскольку преобразование существенных сторон природопользования как объективного общественно-экономического процесса происходит в рамках определенных хозяйственных связей, постольку экономический механизм экологического регулирования является главнейшей "серединой" хозяйственного механизма и реализуется через специфические экономические формы, методы и экономико-административные инструменты, касающиеся природопользования.

В узком понимании экономический механизм экологического регулирования проявляется как система побудительных инструментов (рычагов), которая осуществляет руководство экономическим поведением субъектов хозяйствования, направляя их деятельность на проведение ресурсосберегающих (природоохранных) мероприятий, а затем – на достижение эколого-экономической сбалансированности функционирования общественного производства, качественного состояния окружающей среды.

Организационно-экономические формы воплощают, олицетворяют определенные экономические отношения, в данном случае – совокупность отношений относительно присвоения, использования, воспроизведения естественных благ. Экономический механизм является способом связи между объективными законами и субъективной человеческой деятельностью, а существующие ее формы, методы, регуляторы – суть результаты такой деятельности.

Отсюда вытекают по крайней мере два теоретических вывода, важных для тактики дальнейшего развития механизма рационализации природопользования.

1. Экономический механизм экологического регулирования – так же как и любой механизм хозяйствования – возможно усовершенствовать лишь путем внесения изменений в конкретные формы производственных отношений (прибыль, цена, кредит, фонды, налоги и т.п.). Иначе говоря, экономический механизм экологического регулирования можно совершенствовать, усовершенствуя присущий ему инструментарий – формы и методы стимулирования рационального природопользования (систему налогообложения, финансирования и кредитования природоохранных мероприятий, экономическую ответственность за экологодеструктивное хозяйствование и т.п.).

2. Влияя на конкретные формы экономических отношений, изменяя их в рамках, которые определяются состоянием окружающей среды, уровнем развития производительных сил, закономерностями функционирования отношений, общество способно сознательно усовершенствовать имманентные экономические отношения относительно природопользования в желательном направлении, формировать эффективный, действенный механизм экологического регулирования.

Таким образом, через экономический механизм природопользования осуществляется управление эколого-экономическим развитием национального хозяйства. Формирование и внедрение новых или более совершенных экономических форм и связей их взаимодействия, адекватных целям экологосбалансированного, экобезопасного (устойчивого) развития и рационализации природопользования, требует проведения перманентных мероприятий по екологизации общественного производства.

3. Критерии эффективности экономического механизма экологического регулирования.

Оценка результативности, современного экономического механизма экологического регулирования в деле совершенствования управленческой системы обеспечения экологизации производства предопределяет необходимость выбора критериальной основы эффективности его действия. Выявление таких критериев связано с определением сущности и содержания экономического механизма экологического регулирования.

Сущность экономического механизма природопользования заключается в сознательном регулировании возникающих эколого-экономических противоречий на основе использования различных форм, методов, инструментов управления экологической деятельностью.

Эффективность экономического механизма экологического регулирования предлагается, например, оценивать за следующими тремя критериями.

Первый – степень интегрированности, согласованности соединения эколого-экономических интересов хозяйствующих субъектов на различных уровнях общественного воспроизводства. Конкретизируется оценка эффективности экономического механизма экологического регулирования по этому критерию через эколого-экономические характеристики функционирования (состояния) национального хозяйства, так как такие характеристики являются результатом реализации экономических интересов во взаимосвязи с качеством природно-ресурсной базы общественного производства и прибыльностью экологосбалансированного хозяйствования.

Вторым критерием действенности экономического механизма экологического регулирования выступает его возможность реализовать непосредственно экономические интересы членов общества в процессе природопользования. Оценивать дееспособность экономического механизма экологического регулирования под таким углом зрения допустимо с помощью традиционных показателей доходности, охватывающих сферу природопользования и экологическую деятельность.

Третьим критерием эффективности экономического механизма экологического регулирования выступает его экологическая целесообразность и улучшение качества окружающей среды вследствие применения свойственных ему инструментов в практике хозяйствования. Этот критерий обусловлен необходимостью удовлетворения экологических потребностей общества через реализацию экономических интересов в воспроизводстве нормальных природных условий жизнедеятельности и хозяйствования. Определяется экологическая эффективность существующего экономического механизма экологического регулирования прежде всего через динамику показателей состояния окружающей природной среды, антропогенного влияния на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, постановка вопроса об эффективности современной системы экономических инструментов экологического регулирования неотделима от формирования показателей улучшения качества окружающей среды в соответствии с избранными направлении рационализации природопользования.

Оценка состояния эколого-экономических условий процесса общественного воспроизводства взаимосвязана с эффективностью современного экономического механизма природопользования как интегратора экономических и экологических интересов в обеспечении качественными природными условиями и благами.

В национальном хозяйстве имеет место ряд довольно стабильных отрицательных эколого-экономических тенденций.

Первая – продвижение экономики по ресурсозатратному пути. Повышаются показатели энерго- и ресурсоемкости национального продукта. Так, ресурсоемкость национального продукта втрое превышает мировой уровень, а в расчете на единицу ВВП расходуется почти тонна природных ресурсов, тогда как в США – 3 кг. Общее энергопотребление на единицу ВВП в Украине в 1,8 раз больше, чем в Росси, в 3,5 раз больше, чем в Польше и в 8,3 раз выше, чем в развитых странах Европы, причем в 1991-1999 гг. энергоемкость единицы ВВП Украины увеличилась почти вдвое [Дробноход М.Д. Стійкий екологічно безпечний розвиток: український контекст // Економічні реформи в Україні в контексті переходу до сталого розвитку / Матеріали двох конференцій та рекомендацій до проекту Національної стратегії сталого розвитку: Інститут сталого розвитку. К.: Інтелсфера, 2001. – С. 20-32. Данилишин Б.М., Шостак Л.Б. Устойчивое развитие в системе природно-ресурсных ограничений. – К.: СОПС Украины НАНУ, 1999. – 324 с.].

Вторая тенденция – наращивание мощностей и объемов выпуска продукции сырьевых отраслей, энерго- и материалоемких, особенно экологически вредных производств. Это цветная и черная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, химическая и нефтехимическая промышленности, индустрия строительных материалов. Эти отрасли являются наиболее природоемкими. На топливно-энергетическую и химическую отрасли, например, приходится 98 процентов общего объема водопотребления всей отечественной промышленности, причем на топливно-энергетическую отрасль – 74 процента [Геєць В.М. Реструктуризація економіки в контексті переходуУкраїни на принципи сталого розвитку / Проблеми сталого розвитку України. К.: НАН України, 1998. – С. 66-75.].

Третья тенденция - возрастание экспорта первичных сырьевых ресурсов Украины. Эта объективно приводит к расточительству природных богатств, истощению их запасов, превращению государства в минерально-сырьевую периферию с экономикой полуколониального типа. При этом увеличивается угроза экологической и экономической безопасности. Необходимо напомнить, что наша страна является одним из ведущих экспортеров черных металлов [Звернення Президента України до Верховної Ради України у зв'язку з Посланням Президента України до Верховної Ради України "Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2002 році" // Економіст. – 2003. – №4. С. 32-34]. А по экспертным оценкам, в случае сохранения такой тенденции в неизменно высоких масштабах, уже через 5-7 лет тактика превосходящего экспорта сырьевых ресурсов может завести страну в безысходность [Кваснюк Б.Є. Реалістичність і поступальність стратегії // Урядовий кур'єр. – 2003. – №65. – С. 6-7.].

Преимущественно затратный характер природопользования свидетельствует, что свыше 80 процентоа природных ресурсов расходуется снова на поддержку ресурсодобывающих, ресурсоперерабатывающих и ресурсоемких отраслей.

Четвертая тенденция – снижение уровня технологической и экологической безопасности через кризисное состояние технической базы общественного производства: высокая степень изношенности основных фондов; возрастание удельного веса морально устаревшего оборудования; низкие темпы их модернизации и реновации. Техническое обновление производства, внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий находится на низком уровне.

Такая ситуация не гарантирует сохранения качества окружающей среды, поскольку основные фонды, которые отработали свой срок, функционируют как экологически опасная, агрессивно техногенная окружающая среда.

Кроме того, за минувшее десятилетие наблюдалось ежегодное уменьшение инвестиций в природоохранные мероприятия. По оценкам специалистов, в 2000 г. доля экологических инвестиций в ВВП сократилась в пять раз в сравнении с 1995 г. [Рассадникова С.И. Институциональные ориентиры как условие экологизации инвестиционной политики в Украине // Третя міжнародна науково-практична конференція "Економічні проблеми виробництва та споживання екологічно чистої агропромислової продукції (ЕП-2003)". – Суми: "Козацький вал", 2003. – С. 34-35].

Если принять во внимание тот факт, что согласно существующим оценкам при возрастании уровня промышленного производства вдвое без обновления основных фондов природоохранного назначения выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду увеличиваются в десять раз [Данилишин Б. Україна: тернистий шлях до сталого розвитку //Зелений світ. – 1998. – №1. – С. 2.], то становится понятным наличие постоянной угрозы экологической опасности со стороны технического состояния природоохранных мощностей.

Пятой тенденцией, которая отражает ухудшение эколого-экономических условий функционирования национального хозяйства, является возрастание техногенного давления на окружающую среду, т.е. увеличение удельного веса выбросов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду в расчете на единицу конечной продукции вопреки недогруженности производственных мощностей. По данным Программы развития ООН, удельный вес сбросов загрязненных веществ в расчете на единицу ВВП Украины за минувшее десятилетие вырос в 3-4 раза, несмотря на сокращение производства на 49 процентов [1999. Україна. Людський розвиток. Звіт. - К.: ПРООН, 1999. – 138 с.].

Приведенные негативные эколого-экономические тенденции в развитии национального хозяйства свидетельствуют о низкой результативности природопользования, преобладании неэффективных форм, методов и инструментов экологического регулирования.

Если оценивать эффективность существующего экономического механизма природопользования в соответствии с критериями экологической целесообразности и улучшения качества окружающей среды, то следует подчеркнуть нерезультативность этого механизма в отношении решения проблемы сохранения окружающей среды.

4. Организация управления природопользованием.

Управление в области природопользования в Украине осуществляется как государственными структурами, так и неправительственными организациями.

Общественное управление осуществляют общественные объединения и политические партии, общества, природоохранные ассоциации и движения, такие как, например, "Зеленый мир", "Партия Зеленых", "Грінпіс Украины", "Украинское общество охраны природы" и др.

Общественные природоохранные организации занимаются:

1) разработкой альтернативных экономических программ;

2) пропагандой экологического образования;

3) созданием общественных фондов содействия;

4) осуществлением общественного контроля за развитием природоохранных процессов;

5) участием в работе международных неправительственных экологических организаций.

Основу организации государственного управления окружающей средой и рациональным использованием природных ресурсов составляют Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) и Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (1998 г.).

Механизм регулирования качества природной среды в Украине функционирует в двух направлениях: законодательном и исполнительном.

Законодательные функции управления в области охраны окружающей природной среды осуществляют Верховная Рада Украины, при которой работает комиссия по вопросам экологии и рационального природопользования, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы местной власти.

Система государственных органов регулирования природопользования в Украине состоит из трех уровней: национального, местного и специально уполномоченных государственных органов управления (рис.). 

На национальном уровне функции распорядительно-исполнительных органов управления в области экологии осуществляются Кабинетом Министров Украины и Правительством Автономной Республики Крым.

Основные направления работы в границах их компетенции:

  •  общая организация экологической политики в соответствии с решениями Верховной Рады;
  •  разработка основных положений общенациональных и региональных экологических программ;
  •  установление экологических нормативов использования природных ресурсов для отраслей хозяйства;
  •  решение вопросов относительно размещения и транзита высокотоксичных и радиоактивных отходов;
  •  определение порядка возмещений, размера платежей и эколого-экономических убытков в результате использования природных ресурсов;
  •  принятие решений об утверждении территорий особенной охраны, временного прекращения, а в случае необходимости закрытия экологически опасных производств.

Кроме указанных функций, правительство Автономной Республики Крым имеет право самостоятельно организовывать проведение государственной экоэкспертизы и ликвидационные работы на территории Крыма.

На региональном (местном) уровне исполнительными и распорядительными органами местной власти в области управления экономикой природопользования решаются следующие вопросы:

  •  организация разработки местных экологических программ;
  •  реализация решений и координация деятельности местных органов управления и подчиненных им предприятий;
  •  определение и утверждение нормативов платы, размеров платежей за загрязнение окружающей среды, лимитов использования природных ресурсов и лимитов отходов местного значения;
  •  формирование и использование местных внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды;
  •  организация экологического образования и информационной экологической системы на уровне региона;

На уровне специально уполномоченных государственных органов управления ведущим учреждением является Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (Минэкобезопасности Украины). 

Основные мероприятия, которые осуществляет Минэкобезопасности Украины в области природопользования:

  •  координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и учреждений, которые непосредственно связаны с охраной и использованием природных ресурсов;
  •  участие в разработке системы стандартизации и информирования относительно регулирования использования природных ресурсов;
  •  лицензирование выбросов вредных веществ в природную среду и захоронение всех видов отходов;
  •  рассмотрение дела об административных правонарушениях в области природоохранного законодательства;
  •  организация государственной экологической экспертизы и мониторинга окружающей среды;
  •  руководство заповедным делом, ведение Красной книги Украины;
  •  координация работы государственных, общественных и международных природоохранных организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5379. Секундомер на базе микроконтроллера МК51 155.5 KB
  В данном курсовом проекте разработан секундомер на базе микроконтроллера МК51. Проанализированы алгоритмы работы устройства и микроконтроллера. По алгоритму работы микроконтроллера на языке Ассемблер написана программа и разработана принципиальная э...
5380. Товар: методы и организация разработки товара, новые товары в рыночной стратегии 380 KB
  В современном мире создание и производство новых товаров является решающим для процветания фирмы. Потребители хотят и ждут новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить их этими новинками. След...
5381. Расчет и выбор допусков и посадок типовых соединений деталей машин 675.5 KB
  Одной из главных целей конструктора в ходе проектирования и конструирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является разработка чертежной документации для чертежей, обеспечивающей необходимую технологичность и высокое качеств...
5383. Расчет параметров мехатронного модуля 3.17 MB
  Расчет механических параметров мехатронного модуля. Выбор двигателя и редуктора. Оптимизация диаграммы рабочего цикла Задание на проектирование МС управления приводом. Тележка с собственной массой = 500 кг перемещает груз массой...
5384. Технология цифровых радиорелейных линий 260.5 KB
  Технология цифровых радиорелейных линий в настоящее время достигла высокого качественного и количественного развития. Сегодня радиорелейные линии являются необходимым звеном телекоммуникационного пространства России и успешно конкурируют с ...
5385. Сущность и перспективы развития лизинга 285.5 KB
  Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже освоили российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике. Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая до...
5386. Факсимильная связь 202 KB
  Развитие факсимильной связи и фототелеграфии уходит корнями в прошлое столетие и таким образом пронизывает практически всю историю электросвязи. Факсимильная связь в настоящее время является неотъемлемой составляющей современной деятельност...
5387. Расчёт экономической эффективности внедрения нового типа ВС 83.5 KB
  Задание. Рассчитать экономическую эффективность сравниваемых типов ВС: Ту-214 и А-320 (количество пассажирских кресел - 160) на основании расчёта себестоимости рейса и квартальной программы полётов по следующим статьям расходов: Расходы н...