21084

Инструменты экополитики и хозяйственного механизма природопользования

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Обязательные инструменты экополитики обеспечивают нормативноправовое регулирование которые создают прямые ограничения деятельности юридических и физических лиц в форме правил требований стандартов или указывает на разрешенный способ поведения.

Русский

2013-08-02

265.5 KB

3 чел.

Тема:  Инструменты экополитики и хозяйственного механизма природопользования.

  1.  Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования.
  2.  Эколого-экономическая характеристика инструментов.

Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования.

Инструменты экологического регулирования чаще всего подразделяют  на группы, которые предусматривают прямое регулирование  поведения субъектов природопользования (их называют, как правило, обязательными или административными) и создание стимулов. В последнюю группу включают экономические и добровольные.

Обязательные инструменты экополитики обеспечивают нормативно-правовое регулирование,  которые создают прямые ограничения деятельности юридических и физических лиц в форме правил, требований, стандартов или указывает на разрешенный способ поведения. Как правило, влияние на субъектов природопользования осуществляется путем принуждения. Уклонение от регулирования  наказывается.

Добровольные инструменты создают природопользователям стимул добровольно придерживаться природоохранных требований, поскольку это улучшает их имидж, стимулирует сбыт продукции, позволяет завоевать рынок. В обмен на добровольное "экологически образцовое" поведение предприятия эти инструменты предусматривают ему определенную выгоду.

Рыночные инструменты хозяйственного механизма природопользования, экополитики можно считать экономико-правовыми, поскольку они предусматривают юридическое закрепление прав собственности. Но имущественные права превращаются в экономический инструмент лишь тогда, когда эти права разрешено свободно обменивать на рынке.

О.Врублевская выделяет следующие группы экономических инструментов: фискальные, рыночные, финансовые, авансовые возмещения, платежи, средства экономической ответственности [Врублевська О.В. Принципи класифікації інструментів екополітики //Довідник. Видання друге. –Львів.: УкрДЛТУ. – 2000. -№1.-С.111-117.] (рис. 1)  



Классификация инструментов экополитики может производиться классификационными признаками: способом влияния на поведение субъектов экополитики; основными функциями, которые выполняют инструменты экополитики; особенностями применения инструментов экополитики; значением инструментов для достижения цели экополитики; происхождением инструментов экополитики; полнотой апробации инструментов экополитики; длительностью функционирования инструментов экополитики (табл. 5). Каждая отдельная типологическая группа характеризуется совокупностью инструментов экополитики, которые являются близкими между собой за одним из классификационных признаков. Каждая отдельная типологическая группа инструментов экополитики нуждается в детальном рассмотрении ее содержания.

Под правовыми инструментами хозяйственного механизма природопользования, экополитики понимаются такие, с помощью которых обеспечивается правовое регулирование  использования окружающей среды и природных ресурсов и экологической безопасности. Такое регулирование осуществляется с помощью конституции, законов, постановлений и других документов, которые утверждаются или признаются национальными законодательными органами.

Таблица 5.

Типологические группы инструментов экополитики

Классификационные признаки, за которыми выделенные типологические группы инструментов экополитики

Типологические группы инструментов экополитики

1 . Способ влияния на поведение субъектов экополитики

1 . 1 Правовые

1.2 Экономические

1.3 Административные

1 .4 Социально-психологические

2. Основные функции, которые выполняют инструменты экополитики

2.1 Стимулирующие

2.2 Фискальные

2.3 Контрольные

2.4 финансово-инвестиционные

2.5 Ринкоутворюючи

2.6 Закрепляющих имущественных права 2.7 Ценообразующие

2.8 Информационные

2.9 Убеждения

2.10 Экономического наказания

2.11 Интернализуючи

2.12 Предписывающие

 3. Особенности применения инструментов экополитики

3.1 Обязательные

3.2 Добровольные

4. Значение отдельных инструментов для достижения цели экополитики

4.1 Безальтернативные

4.2 Приоритетные

4.3 Второстепенные

5. Происхождение инструментов экополитики

5.1 Специальные

5.2 Трансформируемые

6. Полнота апробации инструментов экополитики

6.1 Распространенные

6.2 Редко употребимые

6.3 Не апробированные

7. Длительность функционирования инструментов экополитики

7. 1 Долгосрочные

7.2 Краткосрочные

Экономические инструменты хозяйственного механизма природопользования, экополитики влияют на расходы и доходы субъектов экономической деятельности таким образом, что это приводит к улучшению использования природных ресурсов, состояния окружающей среды и экологической безопасности. Экономические инструменты экополитики создают стимулы, которые влияют на субъектов природопользования таким образом, что их поведение становится более экологически безопасным. Экономические инструменты экополитики являются эффективными лишь при наличии рынков.

Административные инструменты экополитики предусматривают административное регулирование использования окружающей среды и природных ресурсов и укрепления экологической безопасности. В них можно включить экологические и технологические стандарты, инструкции и другие официальные документы, которые утверждаются управленческими органами (субъектами природопользования). Такое регулирование, как правило, осуществляется путем установления норм и нормативов природопользования и экологической безопасности.

Социально-психологические инструменты хозяйственного механизма природопользования, экополитики предусматривают достижение цели экополитики с помощью социальных мотиваций и путем убеждения субъектов природопользования. В частности, в эту группу можно включить инструменты убеждения (законодательное не обязующие международные соглашения, информацию, договоренности и тому подобное).

Стимулирующие инструменты являются частью экономических, которые используется для стимулирования эффективного использования окружающей среды и природных ресурсов. Эти инструменты выполняют, главным образом, функцию поощрения.

Фискальные инструменты - с помощью них накапливаются средства для воссоздания, охраны и рационального использования окружающей среды и природных ресурсов, а также для осуществления мероприятий по улучшению экологической безопасности. Эти инструменты выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Все другие функции, что возлагаются на них есть, как правило, второстепенными. Фискальные инструменты экополитики направлены на интернализацию негативных внешних эффектов.

Контрольные инструменты экополитики используются для осуществления контроля за состоянием воссоздания, охраны и использования природных ресурсов и экологической безопасности. С помощью этих инструментов экополитики накапливается информация об окружающей среде, природных ресурсах и экологической безопасности.

К финансово-инвестиционные инструментам  относятся те экологические инструменты, которые, главным образом, выполняют функцию накопления и инвестирования средств на природоохранные мероприятия.

Риночнообразующие - это такие, что используются для создания новых рынков. Такое узкое толкование этого термина является общеизвестным в экономической литературе [Перелет Р. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник/ Научный редактор профессор Анил Маркандиа. –Гарвардский институт международного развития. –1996. –124с.      Environmental Policy^ How to Apply Economic Instruments. – OECD,1994. –191P. ].

Закрепляющие имущественные права предусматривают закрепление имущественных прав на окружающую среду и природные ресурсы таким образом, что они приводят к улучшению природопользования.

Ценообразующие инструменты хозяйственного механизма природопользования, экополитики предусматривают использование системы ценообразования для проведения такой ценовой политики, которая способствует улучшению природопользования и экологической безопасности.

Информационные предусматривают использование информационных средств для достижения цели экополитики. Основная функция этих инструментов экополитики - информирование населения о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологичности продукции, технологических процессов и менеджмента (включая субъектов производственной деятельности).

Инструменты убеждения используются как средства психологического влияния на субъектов природоохранной деятельности, их основная функция - психологическое убеждение в необходимости тех или других экологических действий.

Инструменты экономического наказания предусматривают применение экономических санкций в случаях нарушения установленного порядка, норм и нормативов использования окружающей среды и природных ресурсов, а также в случае действий, что привели или могут привести к ухудшению экологической безопасности, их в экономической литературе называют еще инструментами (средствами) экономической ответственности или платежами за невыполнение нормативно-правовых требований [Перелет Р. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник/ Научный редактор профессор Анил Маркандиа. –Гарвардский институт международного развития. –1996. –124с].

Интернализующие инструменты предусматривают интернализацию как позитивных, так и негативных внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов - это процесс их трансформации в стоимостные показатели, которые характеризуют конечные результаты деятельности природопользователей.

Обязательные и добровольные инструменты экополитики рассматривались выше.

Предписывающие инструменты экополитики являются обязующими для природопользователей. Они выполняют функцию прямого регулирования экологической деятельности.  Второстепенные инструменты экополитики исполняют вспомогательную роль в достижении цели экополитики. К ним можно отнести те инструменты экополитики, которые не включены в безальтернативные и приоритетные.

Специальные инструменты хозяйственного механизма природопользования, экополитики за своим происхождением предназначены лишь для осуществления цели экополитики и не используются как инструменты других политик. Все функции, которые возлагаются на эти инструменты экополитики, направленные на решение лишь проблем природопользования и улучшения экологической безопасности.

Трансформированные инструменты хозяйственного механизма природопользования - это инструменты других механизмов, прежде всего экономического, которые используются для достижения экологических целей. В системе инструментов национальных экополитик, как правило, количество трансформируемых инструментов преобладает специальные. Стоит обратить внимание на то, что частица этих инструментов экополитики имеет тенденцию к увеличению.

К распространенным инструментам экополитики нами включены такие, что используются в большинстве промышленно развитых стран.

Не апробированные инструменты экополитики - это такие, что не используются ни в одной стране мира, но теоретические основы для воплощения этих инструментов экополитики в жизнь отработаны в экономической литературе. К таким инструментам экополитики можно отнести, например, экологическую конституцию Земли [Василенко В., Туниця Ю. Не хлібом єдиним. Про глобальну екологічну ініціативу та права людини // Газета “Урядовий кур’єр ”, 1999, 24квітня.].

Редко употребимые - это инструменты, которые редко употребляются для достижения цели экополитики, то есть, это те, что не включены в группу распространенных и не апробированных.

Долгосрочные инструменты экополитики используются как постоянные инструменты национальной экополитики на протяжении длительного периода. Длительность применения таких инструментов экополитики измеряется периодом обновления инструментов экополитики (периодом, на протяжении которого разрабатываются и внедряются в жизнь более совершенные инструменты экополитики, которые приходят на смену традиционным).

Краткосрочные инструменты экополитики используются, как правило, лишь для достижения цели экополитики. После достижения цели экополитики такие инструменты в дальнейшем не используются, поскольку они себя исчерпали.

  1.  Эколого-экономическая характеристика инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования

2.1.Аукционная  торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды

Аукционная торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды является действенным рыночным инструментом экополитики, с помощью которого регулируют вредные выбросы веществ, которые в значительнох масштабах загрязняют окружающую среду и обуславливают опасность для жизни на Земле. С его помощью в США, Великобритании, Чили и некоторых других странах регулируют выбросы СО2. По сравнению с платежами за загрязнение воздуха и водных бассейнов выбросами вредных веществ меньше искажает рынок и не так негативно влияет на развитие производства. Является альтернативным инструментом экополитики по отношению к платежам за загрязнение воздуха и водных бассейнов выбросами вредных веществ.

Аукционная торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды является эффективным инструментом экополитики в случаях, когда его применяют для борьбы с вредными выбросами веществ, которые составляют особую экологическую опасность. К таким веществам можно отнести двуокись серы, двуокись углерода, окиси азота и соединения, которые вызывают возникновение "парникового эффекта". Этот инструмент экополитики является более пригодным для экономической защиты воздушного пространства и в меньшей мере - для защиты водных бассейнов от загрязняющих веществ [Перелет Р. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник/ Научный редактор профессор Анил Маркандиа. –Гарвардский институт международного развития. –1996. –124с].

Аукционная торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды, как и другие разновидности такой торговли, направлена, главным образом, на поддержку экологического равновесия. Она не приводит к существенному улучшению качества воздушного пространства.

2.2 Система возвращенных депозитов

Система возвращенных депозитов - это инструмент экополитики, который предусматривает внесение залога за продукцию, которая на последнем этапе жизненного цикла загрязняет окружающую природную среду отходами потребления, и возвращение его плательщику налога в случае самостоятельной утилизации или повторного использования (например, бутылок из-под напитков). Система возвращенных депозитов отличается от экологического налога на продукцию тем, что изъятые средства у потенциального загрязнителя окружающей среды возвращается плательщику в том случае, когда отходы потребления не загрязняют окружающую природную среду. По сравнению с экологическим налогом на продукцию система возвращенных депозитов характеризуется более сильным стимулирующим влиянием на потребителей продукции, которые загрязняют окружающую среду отходами потребления. Систему возвращенных депозитов иногда называют авансово-компенсационными системами.

К слабым сторонам системы возвращенных депозитов можно отнестиследующее: -   с помощью системы возвращенных депозитов можно стимулировать узкий круг загрязнителей. Она не является всеобъемлющей системой, с помощью которой можно влиять на всех загрязнителей окружающей среды;

- система возвращенных депозитов, как правило, хуже адаптированная к национальным системам оздоровления окружающей среды, связана с дополнительными расходами на сбор информации о загрязнении окружающей среды отходами потребления.

2.3 Административные платежи

Административные платежи предусматриваются действующим законодательством, инструкциями и постановлениями официальных органов власти. Взыскиваются с юридических и физических лиц в случаях нарушения ими установленных природоохранных требований. В Украине их называют экономическими санкциями.  Применяются в случаях: нанесение вреда окружающей среде и природным ресурсам; задание вреда здоровью граждан; несоблюдения природоохранного законодательства и административных требований относительно воссоздания, охраны и использования природных ресурсов; уклонение от уплаты экологических налогов.

Административные платежи как инструмент экополитики применяются с целью предупреждения нежелательных экологических изменений в окружающей природной среде. Они выполняют главным образом одну функцию - предупреждение (сдерживание) бесхозяйственности. В отрасли охраны окружающей природной среды административные платежи направлены на предупреждение нерационального использования природных ресурсов и улучшения экологической безопасности, их целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с экологическими стандартами. Целесообразно применять в случаях, когда производственно-хозяйственная и другая деятельность (или бездеятельность) приводит к экологическим потерям.

В то же время необходимо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики усиления стимулирующего влияния административных платежей в отрасли природопользования не всегда дает желаемые результаты. Применение жестких административных платежей приводит к тому, что предпринимательская деятельность становится более рискованной, а капитал перемещается в менее рискованные сферы производственно-хозяйственной деятельности. Недостаточно продуманное усиление стимулирующего влияния административных платежей относительно нерационального природопользования в добывающих отраслях промышленности может негативно обозначиться на всей системе материального производства, поскольку может привести к уменьшению объемов добывания сырья для потенциальных потребителей.

В Украине применяются такие виды административных платежей: денежные взыскания за нарушение установленного порядка пользования природными ресурсами; применение повышенных ставок экологического налога за сверхлимитное загрязнение; денежные взыскания за допущенное снижение качества природных ресурсов.

Денежные взыскания за нарушение установленного порядка пользования природными ресурсами применяются в случаях самовольной заготовки природных ресурсов (без специального разрешения), неполного использования природных ресурсов (при наличии потерь в процессе добывания и транспортировки), повреждения сопутствующих компонентов природы (растительности, животного мира, земли и тому подобное), несвоевременного освоения компонентов природы, отведенных для пользования, и других нарушений.

2.4 Бонус

Бонус - это инструмент экополитики, что характеризует цену на право добывания природного ресурса. Владелец бонуса имеет лишь право на добывание природного ресурса, что не связано с процессами разработки конкретных месторождений полезных ископаемых.

Бонус является пассивным инструментом экополитики. Способствует накоплению средств на природоохранные мероприятия, частично способствует уменьшению природоемкости продукции, более эффективному использованию природных ресурсов и отсеиванию на рынках недостаточно финансово состоятельных природопользователей. Выдается, как правило, на высокодефицитные природные ресурсы. В лесном секторе некоторых стран выдается на заготовку древесины (например, в США, Канаде).

Бонус выдается на определенный срок. Средства за него вносятся одноразово или частями на протяжении установленного срока.

Бонус привлекает экополитикив и экономистов простотой применения. В слабо развитых странах и с переходной экономикой может сдерживать развитие предпринимательской деятельности.

2.5 Гарантия экологической ссуды

Гарантия экологической ссуды - это инструмент экополитики, который используется с целью поощрения инвестиций в природоохранную сферу путем предоставления гарантий инвесторам. Уменьшают финансовый и экологический риски в производственно-хозяйственной деятельности, направленной на улучшение использования окружающей среды и природных ресурсов. Гарантии инвесторам могут предоставлять как национальные, так и зарубежные правительственные и неправительственные финансовые организации в рамках национальной или международной экологической политики. Гарантия экологической ссуды - это юридическое обязательство выплатить компенсацию кредитору в случае неплатежеспособности заемщика, который взял ссуду на реализацию проекта в природоохранной сфере.

Гарантия экологической ссуды, как инструмент экополитики, привлекательна такими выгодами:  простотой применения; незначительными управленческими расходами; проекты в природоохранной сфере становятся более привлекательными для инвесторов.

Вместе с тем, этот инструмент имеет некоторые слабые стороны. В частности, масштабы применения этого инструмента экополитики зависят от состояния национальной экономики, национальной и международной экономической и экологической политик, ситуации на рынках капиталов и других факторов.

  1.  Право собственности и право использования окружающей природной среды и природных ресурсов

Право собственности и право использования окружающей природной среды и природных ресурсов, как инструмент хозяйственного механизма природопользования, экополитики, используется для закрепления окружающей природной среды и природных ресурсов за эффективными владельцами (такими, которые обеспечивают их наилучшее воспроизводство, охрану и использование

Право собственности и право использования окружающей природной среды и природных ресурсов тесно связаны с арендной платой за пользование объектами природы. Арендная плата за пользование объектами природы используется как инструмент экополитики с целью интенсификации природопользования. Предусматривает изъятие ренты, которая обусловлена эколого-экономическими условиями использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в интересах их владельца таким образом, что это позволяет достичь целей экополитики.

Арендная плата стимулирует интенсивное использование земель. Как правило, в первые годы устанавливается на минимальном уровне. Впоследствии повышается, что принуждает землепользователя вести более интенсивное хозяйство и более рационально использовать земли.

Право собственности и право использования окружающей природной среды и природных ресурсов тесно связаны с инструментами экополитики, которые включены в этой работе в группу инструментов прямой административной регуляции окружающей природной среды и природных ресурсов. Кроме того, этот инструмент экополитики тесно связан со многими другими инструментами экополитики и другими политиками. Эффективность его влияния на состояние природопользования в значительной степени зависит от того, насколько полно в экополитике учитываются состояние национальной экономики, ментальность населения и традиции природопользования.

2.7 Дифференциация ставок налогов

Дифференциация ставок налогов - это инструмент экополитики, что предусматривает установление дифференцированных ставок налогов относительно субъектов производственно-хозяйственной деятельности в зависимости от степени негативного влияния на окружающую природную среду и качества природных ресурсов, что ими используются. Во многих научных трудах рассматривается как самостоятельный инструмент экополитики (так же, как и налоговые льготы). Правильнее было бы рассматривать отдельные виды налогов как инструменты экополитики, с помощью которых можно достигать цели путем установления налоговых льгот и дифференциации ставок налогов.

Дифференциация ставок налогов широко применяется для налогообложения лесного хозяйства во многих европейских странах. Так, в Польше распространены ставки специального налога на лесные насаждения (введенный взамен платы за специальное использование лесных ресурсов, налогов на прибыль и добавленную стоимость), которые устанавливаются с учетом возраста, бонитета и состава древесных пород лесных насаждений. В Финляндии ставки налога на спелые и перестойные насаждения более высокие по сравнению со ставками налога на другие леса. Таким образом, система налогообложения стимулирует сокращение запаса древесины в спелых и перестойных насаждениях, накопление которых составляет экологическую угрозу .

В Украине установленные дифференцированы ставки акцизного сбора и ввозной пошлины на транспортные средства, которые были в.

Дифференциация ставок налогов, как инструмент экополитики, привлекает экопрлитиков простотой внедрения. Не требует дополнительных средств для внедрения в практику экополитики и налогообложения и не связана с дополнительными управленческими расходами. Способствует оздоровлению окружающей среды и лучшему использованию отдельных видов природных ресурсов (особенно лесных). Вместе с тем, этот инструмент экополитики не лишен недостатков. В частности, он приводит к послаблению фискальной функции налоговой системы, которая является основной. Особенно эти недостатки проявляются в странах с коррумпированной государственной системой управления экономикой.

  1.  Экологическая ввозная пошлина

Экологическая ввозная пошлина - это инструмент экополитики, которая предусматривает применение повышенных ставок ввозной пошлины на товары, которые приводят к загрязнению окружающей среды (в том числе отходами потребления, которые образуются на последнем этапе жизненного цикла продукции).

В Украине действующее законодательство предусматривает повышенные ставки ввозной пошлины на транспортные средства, которые были в потреблении. Повышенные ставки ввозной пошлины на автомобили, которые были в потреблении, применяются в Болгарии.

Слабые стороны экологической пошлины, как инструмента экополитики, следующие:

- позволяет решать лишь узкие проблемы окружающей среды, связанные с загрязнением окружающей среды импортными экологически вредными в потреблении товарами;

- является сдерживающим фактором развития международной торговли (может использоваться для нечестной борьбы с конкурентами).

К позитивным моментам экологической ввозной пошлины можно отнести:

снижение конкурентоспособности зарубежных товаров, которые загрязняют окружающую природную среду, на национальных рынках продукции;

уменьшение загрязнения окружающей природной среды, которая

связанное с использованием экологически вредных в потреблении импортных товаров;

-  простота внедрения и исправления экологической ввозной пошлины, незначительные управленческие расходы.

2.9 Экологические гранты

Экологические гранты - это инструменты экополитики, с помощью которых регулируется выделение средств из специальных фондов на осуществление природоохранных проектов на конкурсных основах.

Полученный экологический грант - это сумма, которая выделяется официальными распорядителями средств целевого природоохранного назначения (из экологических фондов, государственного, региональных и местных бюджетов и тому подобное) на осуществление природоохранных проектов.

Экологические гранты выделяются субъектам предпринимательской деятельности по официально установленным правилам игры. Основное - эти правила должны быть справедливыми и не нарушаться. Процесс предоставления грантов должен быть прозрачным. Экологические гранты должны получать те субъекты предпринимательской деятельности, которые предложат наилучшее выполнение природоохранных проектов и будут гарантировать их осуществление имеющимися у них ресурсами.

Экологические гранты, как рыночный инструмент распределения средств на выполнение работ природоохранного назначения между субъектами предпринимательской деятельности, являются эффективными при наличии многочисленных финансово состоятельных участников игры, способных качественно выполнять природоохранные проекты.

Экологические гранты, как инструменты экополитики, можно рассматривать как разновидность природоохранных инвестиций. То есть, они являются теми природоохранными инвестициями, выполнение которых осуществляется на конкурсных основах.

2.10 Экологический налог на продукцию

Экологический налог на продукцию устанавливается в том случае, когда продукция на одном из этапов жизненного цикла наносит вред окружающей природной среде или здоровью населения.

В Украине экологический налог на продукцию является мало распространенным. Его разновидностями можно считать акцизный сбор, ставки которого дифференцированы (на этиловый бензин и не етилований). Таким налогом также можно считать повышенные ставки акцизного сбора на автомобили, которые были в потреблении, невзирая на отличия в начислении налогов и использовании средств.

В США и Германии экологический налог на продукцию применяется для налогообложения горючего (за повышенное содержание свинца) и нефти (за повышенное содержание серы). Экологический налог на минеральные удобрения введен в Австрии, Норвегии и Швеции. В Чехии облагаются налогом бутылки для безалкогольных напитков, Венгрии - для пива, Польши - для вина и сметаны.

Практика применения экологического налога на продукцию показала:

введение этого налога приводит к вытеснению экологически вредной продукции из рынков (это произошло в США с автомобильными двигателями высокой энерговместимости, этиловым бензином и другими товарами);

экологический налог на продукцию способствует накоплению средств на финансирование проектов, которые предусматривают утилизацию и использование отходов потребления;

внедрение экологического налога на продукцию не связано со значительными дополнительными управленческими расходами. Он легко адаптируется к действующей налоговой системе;

в Венгрии система взымания экологического налога на продукцию

налоговыми службами оказалась более эффективной по сравнению с порядком взымания платежей природоохранными органами.

2.11 Экологическая сертификация лесов

Экологическая сертификация лесов - это процедура, которая подтверждает, что состояние лесов и организация лесного менеджмента в них отвечает экологическим стандартам, принципам и критериям постоянного ведения лесного хозяйства. Положенная началу в 1989 году. Осуществляется под эгидой Международного управленческого совета, который опирается на сеть организаций, которые занимаются экологической сертификацией лесов. Кроме того, экологическая сертификация лесов осуществляется по программе ISО. Во многих странах мира эта процедура осуществляется по национальным программам экологической сертификации лесов.

Экологическую сертификацию лесов часто называют "зеленой сертификацией". Эта процедура, как правило, добровольная (осуществляется по инициативе лесовладельцев), но может быть и обязательной (регулироваться государственными органами). Большинство специалистов лесного дела склоняется к мысли, что добровольная екосертификация лесов является более эффективной, чем обязательная. По их мнению, она станет надежным инструментом экополитики лишь тогда, когда позволит лесовладельцам укрепить свои позиции на рынках лесной политики и покрывать дополнительные расходы на екосертификацию лесов за счет роста доходов.

Поскольку леса в Украине являются государственной собственностью, то преимущество отдается обязательной сертификации лесов. Такая процедура должна опираться на систему национальных экологических стандартов, в которых были бы четко очерчены требования относительно состояния лесов, технологических процессов воссоздания лесов и использования лесных ресурсов и организации лесного менеджмента.

  1.  Экологическая сертификация продукции

Экологическая сертификация продукции- это процедура, что подтверждает соответствие изготовленной продукции требованиям экологических стандартов.

Продукцию, которая  прошла процедуру экологической сертификации, называют "зеленой", или "экологически чистой", поскольку в процессе ее потребления не наносится вред потребителям и окружающей природной среде. Такая продукция маркируется специальным знаком. Производитель продукции после прохождения процедуры экологической сертификации получает сертификат, что подтверждает ее соответствие экологическим требованиям.

Экологическая сертификация продукции может быть как добровольной, так и обязательной. Как инструмент экополитики, позволяет достичь таких позитивных результатов:

потребители получают информацию о наличии на рынках экологически чистых товаров. Такая информация позволяет избежать нежелательных экологических, социальных и экономических последствий, связанных с потреблением экологически опасных товаров, приводит к уменьшению экологического риска;

-увеличение доли экологически сертифицированной продукции приводит к уменьшению загрязнения среды;

растет конкуренция на рынках продукции за выпуск экологически чистых и экологически безопасных товаров.

Вместе с тем, необходимо учитывать некоторые эколого-экономические особенности экологической сертификации продукции, в частности:

на проведение экологической сертификации производители продукции тратят дополнительные средства, что приводит к росту цены товаров;

добровольная процедура экологической сертификации продукции, по мнению многих экономистов, имеет преимущество перед обязательным;

- экологическая сертификация продукции динамически развивается и совершенствуется. Она охватила не только сельское хозяйство и промышленность, но и лесное хозяйство и туризм.

Как правило, экологическая сертификация продукции связана с экологической маркировкой.

  1.  Экологический аудит

Экологический аудит - это инструмент экополитики, с помощью которого осуществляется ревизия отдельных проектов или компаний относительно соблюдения природоохранного законодательства и нормативных требований.

Международная организация из стандартизации экологического аудита рассматривает экологический аудит как процесс, который обеспечивает получение и объективную оценку информации с целью определения соответствия природоохранных и других экологических мероприятий, экологических условий, менеджмента и другой деятельности критериям экоаудиту [Перелет Р. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник/ Научный редактор профессор Анил Маркандиа. –Гарвардский институт международного развития. –1996. –124с]. Экологический аудит предусматривает передачу результатов ревизии заказчику. Заказчиками экологического аудита могут быть государственные органы, общественные организации, компании.

Концепция экологического аудита впервые была разработана в США в конце семидесятых годов. Предусматривала проверку компаний с целью оценки соблюдения ими экологического законодательства и других государственных требований относительно использования окружающей природной среды и природных ресурсов [84, с. 50].

Как правило, экоаудит включает такие элементы анализа: выводы относительно соблюдения экологического законодательства и других государственных и негосударственных требований (включая требования собственно компаний) относительно охраны и использования окружающей среды и экологической безопасности; анализ природоохранной и другой деятельности компании и ее влияния на окружающую среду; аудит экологического менеджмента; проверку отчетов компаний, которые касаются экологической деятельности.

Екоаудит развивается не только в промышленное развитых странах со стабильной рыночной экономикой. Он начинает утверждаться в странах СНГ (Республике Беларусь, Российской Федерации и других). В Украине, к сожалению, до этого времени не заложенные правовые основы экоаудиту. Не всегда осуществляется квалифицированная экспертиза проектов и производств.

2.14.Экологическая реклама

Экологическая реклама - это инструмент экологической политики, что используется для рекламирования экологически чистой продукции, природосберегающих технологий и менеджмента.

Применение этого инструмента экологической политики позволяет:

лучше информировать потребителей о наличии на рынках экологически чистой продукции;

положительно влиять на производство и потребление экологически чистой продукции и расширять применение природосберегающих технологий и менеджмента;

создавать привлекательный имидж для фирм и компаний, что выпускают экологически чистую продукцию и применяют природо сберегающие технологии.

Этот инструмент экологической политики привлекателен простотой применения. Эффективный в сочетании с другими инструментами экополитики и других политик (экономической, социальной и тому подобное). Как известно, на рекламу экологически чистой продукции, природосберегающих технологий и менеджмента нужные значительные средства. Поэтому стоит интегрировать экологическую рекламу с такими инструментами экополитики, как платежи за загрязнение окружающей среды и экофонды. Так, часть средств, что накапливается в екофондах за счет платежей за загрязнение окружающей среды, стоит использовать на рекламу экологически чистой продукции та природосберегающих технологий и менеджмента.

2.15. Экологическая долговая конверсия

Экологическая долговая конверсия - это инструмент экополитики, который предусматривает обмен долговых обязательств на выполнение природоохранных мероприятий, которые должен осуществить должник на территории своей страны. В этом обмене, как правило, задействованы страна-должник, экоинвестор и кредитный банк (продавец долга). В этой операции, кроме того, могут принимать участие доноры и профессиональные торговци долгами. Технология экоконверсии долга предусматривает куплю на рынке вторичных долгов части долга. Она может осуществляться международными природоохранными организациями, правительствами стран и физическими лицами. Вторичный долг продается, как правило, со скидкой, которая отображает рыночную оценку вероятности оплаты долга.

Экологическая долговая конверсия является разновидностью долговой конверсии, что связана со вторичным рынком долгов. Кроме экологической привлекательности, этот инструмент экополитики способствует решению международных экономических проблем, поскольку способствует уменьшению международных долгов. Вместе с тем, его используют, главным образом, богатые промышленное развитые страны и мощные финансовые организации при определенных эколого-экономических условиях (ухудшение международной экологической безопасности, рост задолженности на рынках капиталов, осложнение ситуации на рынках вторичных долгов и тому подобное). В этой связи экологическая долговая конверсия является мало распространенным инструментом экополитики.

2.16. Экологические субсидии

Экологические субсидии - это инструмент экополитики, который используется для предоставления финансовой помощи субъектам производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности для осуществления природоохранных проектов. Включают налоговые кредиты (отстрочка взымания налога), освобождения от уплаты налогов, льготные займы, отстрочка платежей, списания долгов (полное или частичное.

Мировой опыт применения экологических субсидий в энергетике подтверждает позитивные сдвиги в оздоровлении окружающей среды.

Экологические субсидии не являются приоритетным инструментом экополитики, потому что в условиях коррумпированности чиновнического аппарата приводит к нерациональному использованию средств природоохранного назначения. Вместе с тем, могут быть полезными для национальной экономики и оздоровления окружающей среды в случаях, когда направляются в поддержку крупных проектов, которые могут привести к уменьшению выбросов загрязняющих веществ или лучшего использования природных ресурсов.

Экологические субсидии в европейских странах используются для поддержки лесного хозяйства. Так, в Бельгии установлено государственное вознаграждение за облесение низкопродуктивных сельскохозяйственных землях (за каждые 3 га залесенных земель выплачивается 2000 бельгийских франков).

В результате анализа применения экологических субсидий в европейских странах можно сделать такие выводы:

финансовая поддержка с помощью экологических субсидий отраслей, что обеспечивают воспроизводство природных ресурсов и имеют важное общественное значение, содействует развитию национальных экономик;

экологические субсидии являются недостаточно эффективными в тех странах, в которых имеет место коррупция и экономическая нестабильность;

экологические субсидии не содействуют развитию рынков продукции и справедливой конкуренции;

экологические субсидии стоит рассматривать во взаимосвязи с другими субсидиями, что осуществляются для достижения цели других политик.

2.17 Экологические фонды

Экологические фонды - это инструменты экополитики, которые предусматривают накопление  средств  на  специальном счете с целью их использования для осуществления проектов, направленных на улучшение использования окружающей среды и природных ресурсов. Экологические фонды формируются за счет экологических налогов, государственного и местных бюджетов и других источников.

Hamilton R.A.(Мировой банк) на Первом мировом конгрессе экономистов по окружающей среде и природным ресурсам предложил создавать специальные национальные фонды (в объеме трех процентов от национального валового продукта) с целью их использования на технологические премии. Средства этих фондов рекомендуется направлять тем предприятиям, которые за счет внедрения природосберегающих технологий улучшили состояние использования окружающей среды и природных ресурсов. Они являются "мягким" рыночным инструментом экополитики, которые главным образом используются лишь наиболее развитыми странами мира (США, Японией, Швейцарией и некоторыми другими). Они не нашли признания в Европе.

Слабо развитые страны и страны с переходной экономикой не имеют средств, которые можно было бы направить на технологические премии. Введение дополнительного экологического налога с целью накопления средств на технологические премии приведет к еще большему искривлению налоговой системы и ее негативного влияния на национальную экономику.

В Украине действующее законодательство предусматривает образование специальных внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды (местных и национального), которые предназначены для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды. Эти фонды формируются за счет платежей за загрязнение окружающей среды, экологические нарушения, добровольных взносов юридических и физических лиц и тому подобное.

2.18  Земельный налог

Земельный налог - это инструмент экополитики, с помощью которого можно достичь улучшения использования земель (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и других).

Это один из эффективных инструментов земельной политики. Как правило, определяется за величиной земельной ренты.

Земельный налог в отдельных странах используется как инструмент земельной политики, с помощью которого накапливают средства для осуществления мероприятий по охране, улучшение качества и повышение продуктивности земель. Накопленные средства используются на финансирование мероприятий, которые направлены на улучшение качества земель и их рациональное использование, развитие инфраструктуры населенных пунктов, проведение земельной реформы и тому подобное.

С помощью дифференциации ставок платы земельного налога в Украине стимулируется рациональное использование земель (особенно населенных пунктов). Освобождаются от налогообложения загрязненные сельскохозяйственные угодья, а также отдельные землевладельцы и землепользователи.

Земельный налог в Украине приводит к росту себестоимость сельскохозяйственной продукции, поскольку включается в валовые расходы производства и обращения.

К позитивным сторонам этого инструмента экополитики можно отнести то. что за его помощью накапливаются средства для осуществления коллективных мероприятий по улучшению землепользования. К негативным можно отнести такое: накопленные средства от взымания земельного налога не всегда эффективно используются; земельный налог сдерживает наращивание объемов производства и применения эффективного менеджмента; не содействует развитию совершенной конкуренции на рынках продукции.

2.19 Инструменты прямого административного регулирования использования окружающей среды и природных ресурсов

Прямое административное регулирование использования окружающей среды и природных ресурсов осуществляется, главным образом, с помощью таких инструментов экополитики: квот, лимитов, нормативов, разрешений, стандартов, договоров, рекомендаций и инструкций.

Квоты - это права на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и использование отдельных компонентов природных ресурсов в соответствии с заранее установленными объемами и сроками. Квоты на использование природных ресурсов устанавливаются государством главным образом на природно возобновляемые природные ресурсы с целью ограничения их эксплуатации.

Лимиты устанавливаются на выбросы загрязняющих веществ и использования природных ресурсов. Лимиты загрязнения - это предельное допустимые нормы выбросов загрязняющих веществ, которые устанавливаются для отдельных объектов, которые являются источником загрязнения окружающей среды. Лимиты использования природных ресурсов характеризуют ту их часть, которую можно использовать для производственно-хозяйственных потребностей.

Разрешение на загрязнение - это право загрязнять окружающую среду в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Экологические стандарты - это такие стандарты, с помощью которых регулируется состояние, воспроизводство, охрана и использование окружающей среды и природных ресурсов.

В статье 32 "Экологические стандарты" Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" указывается: "Государственные стандарты в отрасли охраны окружающей природной среды являются обязательными для выполнения и определяют понятия и сроки, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования относительно предотвращения вредного влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов [Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища” від 25 червня 1991р.//Відомості Верховної Ради України, -1991.-№41.-С.546]. В экологические стандарты включают также стандарты качества окружающей среды.

Экологические стандарты в Украине несовершены. Недостаточно совершенной является система экологических стандартов и на международном уровне. Стандарты ІSО, которые начала внедрять Украина, главным образом, охватывают технологические процессы производств и управления в сфере природопользования. Экологические нормативы по действующему природоохранному законодательству Украины включают:

нормативы экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического влияния на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания);

предельно допустимые выбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов;

нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы .

Договоры, как инструменты прямоого административного регулирования  использования окружающей среды и природных ресурсов, предусматривают заключение соглашения между собствениками и природопользователями с целью урегулирования тех правовых аспектов природопользования, которые не предусмотрены действующим законодательством и административными инструкциями и рекомендациями.

Инструкции относительно использования окружающей природной среды и природных ресурсов являются административными инструментами, с помощью которых устанавливаются требования к технологическим процессам воспроизводства, охраны, сохранения и использования отдельных компонетов окружающей природной среды и природных ресурсов, которые природопользователем не должны нарушаться. В отличие от инструкций, рекомендации относительно использования окружающей среды и природных ресурсов имеют рекомендательный характер (за их нарушение природокористувачи не несут административной и другой ответственности). Рекомендации в сравнении с инструкциями, являются более гибким инструментом экополитики.

Прямое административное регулирование  использования окружающей среды и природных ресурсов называют нормативно- правовой, административно-контрольной, прямой регламентацией, контрольно-административной.

Прямое административное регулирование использования окружающей среды и природных ресурсов является эффективным инструментом экополитики в случаях:

в странах с недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой системой налогообложения;

в секторах экономики, в которых доминируют крупные государственные объединения, или недостаточно развитая конкуренция;

- в случаях, когда производства или объекты составляют экологическую угрозу.

Вместе с тем, прямое административное регулирование использования окружающей природной среды и природных ресурсов не всегда способствует эффективному использованию производственных ресурсов, развития торговли и конкуренции. Эти недостатки хорошо просматриваются на примере лесного хозяйства Украины, экономика которого страдает не только от многочисленных рекомендаций и инструкций лесопользования, которые сковывают инициативу лесоводов. Экономические потери имеют место и от того, что рекомендации многочисленных административных установок часто являются несовершенными, морально устаревшими и не охватывают многообразие экологических и экономических условий лесопользования.

2.20 Экологические стандарты

Экологические стандарты - это технические требования, с помощью которых предупреждают негативное влияние на здоровье, деятельность человека и природные ресурсы, которые происходят под воздействием загрязнения окружающей среды. Экологические стандарты разделяют на две группы: стандарты качества окружающей среды для проживания; стандарты на содержание экологически вредных примесей в продукте.

К экологическим стандартам также можно отнести стандарты управления окружающей природной средой и экологического аудита.

Позитивные стороны экологических стандартов как инструментов экополитики: способствуют укреплению экологической безопасности (особенно это касается экологически опасных производств); способствуют уменьшению загрязнения окружающей природной среды.

Слабые стороны экологических стандартов как инструментов экополитики: не всегда позволяют принимать эффективные решения относительно применения природоохранных технологий и менеджмента; приводят к ослаблению стимулирующих функций рыночных инструментов экополитики.

2.21 Государственный бюджет

Государственный бюджет может использоваться как эффективный инструмент экополитики. За счет средств государственного бюджета может осуществляться прямое финансирование природоохранных мероприятий. Да, в Японии значительная частица средств, что тратится на природоохранные цели, поступает из государственного бюджета. Государственный бюджет может использоваться как инструмент перераспределения национального дохода в интересах природоохранных мероприятий.

К позитивным сторонам государственного бюджета как инструменту экополитики можно отнести: простой механизм мобилизации средств на природоохранные мероприятия; не требует дополнительных средств на применение (функционирование).

Слабыми сторонами этого инструмента экополитики является недостаточное стимулирующее влияние на природопользователей и его зависимость от политической стабильности. Кроме того, он не обеспечивает эффективное использование средств и недостаточно способствует повышению эколого-экономической эффективности общественного производства.

2.22. Платежи гражданской экологической ответственности

Платежи гражданской экологической ответственности - это инструмент экополитики, что предусматривает возмещение экологического вреда гражданам в случаях проживания на экологически загрязненных территориях. Их называют платежами "гражданской ответственности". Эти платежи выплачивают пострадавшим от загрязнения в случаях случайного или систематического загрязнения. Да, в Японии система компенсаций за вред здоровью, что наносится в связи с низким качеством воды и атмосферного воздуха, используется как традиционный инструмент экополитики [54, с. 78]. Эта система эффективно срабатывает именно тогда, когда функционирует жесткий четко регламентированный механизм ответственности. Применяется, как правило, в богатых промышленно развитых странах.

2.23 Экологические программы

Экологические программы - это инструменты экополитики, которые предусматривают комплекс мероприятий повоспроизводству, охране и использованию окружающей среды и природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Экологические программы бывают международные, национальные, региональные и местные.

Экологические программы могут были лишь тогда действенным инструментом экополитики, когда имеют финансовое обеспечение.

Экологические программы могут быть эффективным инструментом экополитики лишь в сочетании с другими инструментами экополитики (экологическими фондами, государственным и местным бюджетами и тому подобное).  

Пригодный для решения узких локальных заданий экополитики. Не может заменять рыночные инструменты экополитики (может лишь их дополнять). Не всегда направляет природопользователей на принятие наиболее эффективных управленческих решений. Но бывает очень эффективным инструментом экополитики для решения вопросов, связанных с экологической безопасностью.

2.24 Экологическое страхование

Экологическое страхование - это процесс страхования финансовой ответственности, который предусматривает перекладывание ответственности за не предполагаемый экологический вред на страховые компании. Предусматривает выплату компенсации страховыми компаниями в случаях нанесения экологического ущерба. Как правило, экологическому страхованию подлежит вероятный экологическийущерб.

Экологическое страхование охватывает совокупность инструментов экополитики, с помощью которых осуществляется страхование (интернализация) экологического риска. По действующему законодательству Украины экологическое страхование - это лишь "страхования граждан и их имущества, имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций на случай вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов" [Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища” від 25 червня 1991р.//Відомості Верховної Ради України, -1991.-№41.-С.546]. Это несколько суженная трактовка экологического инструмента под названием "экологическое страхование".

Процесс интернационализации экологического риска осуществляется с помощью природоохранных страховых облигаций (экологических бонов), залоговіх-депозитов, рынков капиталов и других финансовых инструментов.

Залог-депозит природопользователь вносит в форме экологического налога на продукцию, которая наносит вред окружающей среде на одном из этапов жизненного цикла. Налог возвращается природопользователю в случае возвращения продукции дилеру или организации, которая использует ее в качестве сырья.

Залог-депозит используется в Австралии, США и Канаде с целью обеспечения гарантий относительно выполнения обязательств из рекультивации земель, которые нарушены в процессе добывания полезных ископаемых.

Интернализация экологического риска с помощью рынков капиталов предусматривает предоставление разрешения на производственно-хозяйственную деятельность лишь в том случае, когда субъект производственно-хозяйственной деятельности имеет страховое покрытие в размере потенциального экологического вреда. Интернализация экологического риска с помощью рынков капиталов предусматривает функционирование рынка цен на эконарушения и конкуренции на получение страхового покрытия.

Система экологического страхования действует эффективно там, где имеет место жесткая система ответственности за эконарушения. Она хорошо прижилась в богатых промышленное развитых странах, в которых сложилась современная инфраструктура рыночной экономики.

2.25 Налоговые льготы

Налоговые льготы - это инструмент экополитики, с помощью которого стимулируется производственно-хозяйственная деятельность субъектов природопользования, что направлена на улучшение использования окружающей среды, природных ресурсов и отходов производства и потребления. Налоговые льготы предоставляются в случаях внедрения субъектами предпринимательской деятельности безотходных технологий изготовления продукции, сдачи отходов как сырья в пункты утилизации. Они предоставляются специализированными предприятиями, которые занимаются заготовкой и утилизацией отходов, или изготовляют продукцию лишь из отходов.

К налоговым льготам можно также отнести систему отстрочки платежей за загрязнение окружающей среды, когда загрязнители окружающей среды берут на себя обязательство уменьшить объемы вредных выбросов.

Позитивные влияния налоговых льгот в отрасли природопользования такие:

полнее используются отходы производства и потребления;

уменьшается загрязнение окружающей среды;

общественные потребности в природных ресурсах обеспечиваются меньшими объемами добываемого сырья;

стимулируется эффективное воспроизводство и использование возобновляемых природных ресурсов.

К недостаткам налоговых льгот как инструменту экополитики можно отнести:

в условиях коррумпированности чиновнического аппарата осложняют формирования государственного, региональных и местных бюджетов;

не всегда способствуют эффективному использованию средств, которые выделяются на природоохранные мероприятия.

2.26 Экологический бон

Экологический бон как инструмент экополитики представляет собой экологическую облигацию, которая покупается предприятиями (компаниями), которая наносит экологический вред окружающей среде и природным ресурсам в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Цена экологической облигации определяется уровнем потенциального экологического вреда. В случаях соблюдения взятых на себя экологических обязательств средства, которые тратят на приобретение экологической облигации, возвращаются природопользоватею (с начисленными банковскими процентами). В случаях нарушения экологических правил и норм природопользования средства, потраченные на приобретение экологической облигации, используются на выполнение природоохранных программ. Экологический бон можно рассматривать как разновидность экологического залога.

К позитивным сторонам экологического бона можно отнести:

простоту процедуры взымания средств на возмещение экологического вреда (на нее не влияют неудовлетворительное финансовое состояние компании - природопользователя и другие финансовые факторы);

существенное стимулирующее влияние в сфере оздоровления окружающей.

Слабыми сторонами этого инструмента экополитики являются:

предпринимательская деятельность в сферах, которые связаны с природопользованием, становится менее привлекательной;

ослабляется конкурентоспособность компаний, деятельность которых связана с негативными влияниями на окружающую среду и природные ресурсы, и растет экологический риск, что негативно сказывается на развитии национальных экономик.

  1.  Роялти

Роялти - это инструмент экополитики, с помощью которого государство –собственник  природного ресурса, - осуществляет исключение ресурсной ренты.

Слабыми сторонами этого инструмента экополитики являются сложные и трудоемкие расчеты величины ресурсной ренты. Кроме того, применение этого инструмента экополитики может приводить к увеличению импорта продукции добывающих отраслей промышленности, что часто сдерживает развитие национальной экономики.

Разновидностью роялти можно считать налог суверена, что устанавливается субъектами федерации на природный ресурс, что является их собственностью. Ставка этого налога может увеличиваться в тех случаях, когда цены на сырье превышают уровень, что установлен центральными органами власти.

Средства, которые накапливаются от изъятия налога суверена, как правило, используются на финансирование экологических программ, которые направлены на улучшение использования природных ресурсов. За счет средств, полученных за счет исправления этого налога, формируются траст-фонды.

Налог суверена имеет те недостатки, что и роялти. Кроме того, характеризуется сложной процедурой распределения средств от исправления налога между бюджетами (федеральным и субъектов федерации). В связи с загрязнением окружающей природной среды имеет место экологическая рента - дополнительный чистый доход, что накапливается у юридических и физических лиц, которые находятся на более экологически чистой территории и пользуются более качественными природными ресурсами. В этой связи в некоторых научных работах делается порочный вывод о том, что экологическая рента должна изыматься в интересах владельца земельного угодья в связи с его монополией на землю как объект ведения хозяйства. Предлагается взымать платежи за проживание в экологически чистой среде. Такая порочная екополитика в некоторых странах проводится в рамках принципа "природо-пользователь  платит". Она навязывается промышленными лоббистами вопреки принципу "загрязнитель платит". Такой подход узаконивает проживание в экологически загрязненной среде. Вместо компенсации населению за проживание в экологически загрязненной окружающей среде (за счет виновников - загрязнителей) предлагается вполне противоположное - платежи за проживание в экологически чистой окружающей среде.

2.28  Субвенция

Субвенция - это инструмент экополитики, что предусматривает целевую финансовую помощь компаниям природодобывающих отраслей промышленности в случаях роста затрат на добывание сырья.

Субвенция может предоставляться косвенным образом, например, путем поддержки государственными финансовыми органами стабильных цен на природные ресурсы (или путем снижения бонусы, роялти и тому подобное). Может предусматривать частичное покрытие расходов на проведение геолого-разведочных работ.

Субвенция как инструмент экополитики полезна тем, что позволяет в рыночных условиях выстоять природодобывающим компаниям в случаях, когда ухудшаются условия добывания полезных ископаемых. Способствует укреплению сектора национальной экономики, продукция которого поступает на экспорт. Вместе с тем, субвенцию нельзя отнести к приоритетным инструментам экополитики, поскольку она способствует росту природоемкости валового национального продукта, ее целесообразно применять на протяжении короткого периода. Длительные субвенции приводят к застою в развитии природо-добывающего сектора национальной экономики.

  1.  Платежи за экологические услуги

Платежи за экологические услуги - это цены на услуги, которые направлены на воспроизводство природных ресурсов и устранения негативных последствий, вызванных загрязнением окружающей природной среды и деградацией природных ресурсов. К платежам за экологические услуги можно отнести также цены на выполнение работ по воспроизводству, охране и защите леса (на посадку лесных культур, проведения рубок ухода за лесом, создания противопожарных разрывов и тому подобное).

Платежи за экологические услуги имеют место тогда, когда государственные и местные органы власти заказывают услуги, которые направлены на улучшение окружающей среды и использования природных ресурсов.

Платежи за экологические услуги выполняют все функции, которые возлагаются на цены (включая сигнальную). Они являются эффективными в том случае, когда их уровень на единицу загрязнения равняется предельным расходам на сокращение загрязнения и предельной цене нанесенного экологического ущерба.

2.30 Природоохранные инвестиции

Природоохранные инвестиции - это инструмент экополитики, который предусматривает использование средств на осуществление мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Природоохранные инвестиции осуществляются за счет средств государственного, регионального и местного бюджетов, национального и международного природоохранных фондов (включая региональные, местные и отраслевые), иностранных государств и партнеров, субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц.

Природоохранные инвестиции являются мощным инструментом национальной и международной экополитики. Является эффективным инструментом устранения экологических угроз и усиления экологической безопасности.

2.31. Налог на имущество

Налог на имущество иногда называют налогом на собственность или недвижимость. Как инструмент экополитики применяется в добывающих отраслях промышленности и лесном хозяйстве с целью стимулирования ресурсозбереження. Рассматривается, как правило, как один из местных налогов. Объектом налогообложения является ежегодный объем доведенных резервов (разведанных запасов полезных ископаемых, которые описаны, измерены и нанесены на карту).

Налог на имущество аналогичен  налогу суверена. Отличается от него тем, что обеспечивает доходную базу местных органов власти, а не федеральных. Похожий налог применяется в США. Там местные органы власти облагают налогом месторождения полезных ископаемых и продукцию, заготовленную в процессе их эксплуатации (добычи).

К положительным моментам налога на имущество как инструменту экополитики можно отнести: интернализацию расходов на развитие региона за счет дохода от добычи полезных ископаемых; более полное изымание ресурсной ренты; уменьшение природоемкости национального дохода.

2.32 Налог на доход (прибыль)

Налог на доход (прибыль) используется как инструмент экополитики в добывающих отраслях промышленности и лесном хозяйстве. Снижение налогов в связи с сокращением объемов добывания полезных ископаемых, ростом расходов на геологическую разведку полезных ископаемых, снижениям качества минералов и другого сырья способствует поддержке мощностей предприятий добывающих отраслей и более полному использованию запасов полезных ископаемых, а в лесном хозяйстве - полному использованию лесосечного фонда.

Снижение ставок налогов на доход (прибыль) стимулирует приток в добывающие отрасли промышленности не только национального капитала, но и международного, а соответственно - применение технологий и менеджмента, что обеспечивают более эффективное природопользование.

2.33 Квоты на загрязнения

Квоты на загрязнение - это инструмент экополитики, с помощью которого регулируется предельная граница выбросов загрязняющих веществ. Они могут быть предметом торговли, то есть, составной частью такого инструмента экополитики, как торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды.

Квоты на загрязнение в Украине иногда называют лимитами или разрешениями, что не совсем правильно. Лимиты загрязнения - это предельно допустимые нормы выбросов загрязняющих веществ, которые устанавливаются для отдельных объектов, которые являются источниками загрязнения. Разрешения на загрязнение - это лишь право загрязнять окружающую среду в процессе производственно-хозяйственной и другой деятельности.

Квоты на загрязнение окружающей среды предлагается разделять на международные, национальные и региональные. Международные квоты на загрязнение окружающей среды регулируются международными соглашениями, национальные - национальными административными органами, региональные - местными органами власти (в пределах прав и полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством).

За Киотским протоколом третьей сессии Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата промышленное развитые страны (включая Украину) должны снизить выбросы диоксида углерода, метана, закиси азота, гексафториду и некоторых других вредных газов за период с 2008 до 2012 года не меньше как на 5 процентов в сравнении с базовым 1990 годом. За этим протоколом большинство стран Европы должно уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду на 8 процентов, США - на 7, Канада, Венгрия, Япония, Польша - на 6, Украина, Россия и Новая Зеландия должны стабилизировать вредные выбросы веществ на уровне 1990 года. А такие страны, как Норвегия, Австралия и Исландия, могут увеличить выбросы вредных веществ соответственно на 1, 8 и 10 процентов [Стадницкий  Ю. Управление экологической безопасностью в регионе /Экономика природопользования. Под ред. Хенса Л., Мельника Л., Буна Э. –К.:Наукова думка. –1998. –260с.      Стадницький Ю.І. Економічні  основи управління оздоровленням довкілля (методологія і практика). –Львів:Державний університет “Львівська політехніка”. – 1999.-260с.].

Поскольку в Украине в связи со спадом производства промышленной продукции происходит уменьшение выбросов загрязняющих веществ, частица квоты на загрязнение может быть продана по соглашению в Буэнос-Айросе (1998) другим странам.

Квота на загрязнение окружающей среды может быть эффективным инструментом экополитики лишь тогда, когда загрязнение окружающей среды угрожает экологической безопасности, а также в случаях торговли разрешениями на загрязнение.

  1.  Квоты на добывание природных ресурсов

Квоты на добывание природных ресурсов - это инструмент экополитики, с помощью которого осуществляется регулирование использования отдельных компонентов природных ресурсов. Определяет долю отдельного природопользователя в добыче отдельных компонентов природных ресурсов.

Квоты на добывание природных ресурсов регулируются административными методами или соглашениями, которые заключаются между природо-пользователями. Квоты могут устанавливаться на вылов рыбы в водных бассейнах, добывание нефти, забор води из водных бассейнов, отстрел охотничьих животных и тому подобное.

Квоты на добывание природных ресурсов устанавливаются с целью предупреждения истощения отдельных компонентов природных ресурсов и справедливого их распределения между природопользователями. Является недостаточно эффективным инструментом экополитики, поскольку в результате административного распределения природные ресурсы не всегда попадают к природопользователям, которые их эффективно используют.

Квоты на добывание природных ресурсов являются инструментом не только экологической, но и других политик. Его влияние на эффективное использование

окружающей среды и природных ресурсов определяется приоритетностью экополитики по отношению к другим политикам.

  1.  Лесные таксы

Лесные таксы - это один из наиболее давних экономических инструментов лесной политики, который характеризует уровень цены на лесные ресурсы. В Украине лесные таксы на древесину на корне, что заготовляется в процессе главного пользования, ухода за лесом и других лесохозяйственных рубок, и живицу утверждаются постановлениями Кабинета Министров.

За экономическим содержанием и совокупностью функций, которые выполняют лесные таксы в условиях рыночной экономики, их можно рассматривать как разновидность цены на природные ресурсы. Несколько другое толкование лесных такс в действующем законодательстве Украины, в котором плата за специальное использование природных ресурсов (в том числе лесных) является одним из видов налогов. Соответственно лесные таксы выполняют, главным образом, фискальную функцию.

Поскольку корневая плата за древесину и живицу отчисляется в государственный и местные бюджеты и не засчитывается на специальные счета постоянных лесопользователей, которые осуществляют воспроизводство и охрану леса, а используется как один из видов экономических налогов, это привело к торможению экономической реформы в лесном хозяйстве. Кроме того, в Украине применяются методы определения уровня лесных такс, которые остались в наследство от старой административно-командной экономики.

2.36 Экологическая декларация продукции

Экологическая декларация продукции- это инструмент экополитики, что предусматривает информирование потребителей об экологических свойствах продукции на всех стадиях производственного цикла (включая стадию превращения в отходы потребления) с целью предупреждения экологического вреда и обеспечения экологической безопасности. Может быть добровольным инструментом (использоваться по инициативе фирмы), или обязательным (предусмотренным действующими законодательными актами и постановлениями административных органов).

2.37Экологический контроль

Это инструмент экополитики, с помощью которого осуществляется контроль относительно соблюдения требований действующего законодательства об охране и использовании окружающей природной среды и природных ресурсов и соблюдения экологической безопасности.

По действующему законодательству Украины экологический контроль может быть государственным или общественным. Государственный экологический контроль возлагается на Советы народных депутатов, Министерство окружающей природной среды Украины и его органы на местах. Эти органы контролируют использование и охрану земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, естественных территорий и объектов, которые подлежат особенной охране, а также состояние окружающей среды.

Экологический контроль, как и все другие виды государственного и общественного контроля, не является гибким и приоритетным в системе экологической и других политик. Может сдерживать развитие предпринимательской деятельности и приводить к принятию неэффективных управленческих решений. Часто связанный с дополнительными расходами на содержание бюрократического управленческого аппарата.

2.38 Экологические соглашения (контракты)

 Экологические соглашения - это инструмент экополитики, что предусматривает заключение соглашений между органами власти и заинтересованными группами населения относительно улучшения состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Чаще всего такие соглашения заключаются между правительством и промышленными группами. Промышленные группы, производственно-хозяйственная деятельность которых негативно сказывается на состоянии окружающей среды, иногда добровольно соглашаются на подписание

экологических соглашений (контрактов), поскольку остерегаются того, что правительство может инициировать принятие более жесткого экологического законодательства.

Экологические соглашения (контракты) могут быть международными и национальными.

2.39 Плата за возвращенные выбросы

Плата за возвращенные выбросы - это инструмент экополитики, что предусматривает специальное возмещение загрязнителям окружающей среды в том случае, когда они за счет внедрения совершенных природосберегающих технологий уменьшили вредные выбросы в окружающую среду. Этот инструмент экополитики был впервые предложен Томасом Стренером и Лена Хучлундом [World Congress of Environmental and Resource Economists, Book of Abstracts. -Venice, Isola di San Giorgio Maggiore.-1998.-503p.]. Они рассматривают плату за возвращенные выбросы как новый или, по крайней мере, модифицированный инструмент экополитики, что тесно связан с разрешениями на загрязнение окружающей природной среды. Это обусловлено тем, что как разрешения на загрязнение, так и плата, за возвращенные выбросы являются экономическими инструментами экополитики, которые предусматривают трансформацию административно-командных экологических налогов за загрязнение окружающей природной среды в рыночные или финансово-нейтральные экономические инструменты экополитики.

Эмпирическим примером, который подтверждает эффективность платы за возвращенные выбросы как экономического инструмента экополитики, можно считать налоговую систему Швеции, где он используется как рыночный инструмент, с помощью которого регулируют выбросы N0. Применение его в Швеции позволило уменьшить выбросы N0 в атмосферный воздух на 50 %. Кроме того, использование его связано с меньшими управленческими расходами (в Швеции они составляют 0.2-0.3 % от реинвестируемых прибылей) [World Congress of Environmental and Resource Economists, Book of Abstracts. -Venice, Isola di San Giorgio Maggiore.-1998.-503p.]. По моему мнению, этот экономический инструмент экополитики привлекательный еще тем, что его стимулирующая функция эффективнее всего будет влиять на производства, в которых уменьшение вредных выбросов достигается меньшими затратами средств.

2.40 Штрафы за нарушение

Основная функция этого инструмента экополитики - стимулирование соблюдения норм природопользования, которые предусмотрены действующим законодательством, экологическими стандартами и административными постановлениями. Он широко применяется в странах Центральной и Восточной Европы. В Украине штрафы взымается за эконарушения, которые связаны с использованием ядерной энергии, санитарным законодательством и законодательством относительно защиты человека от влияния ионизирующих излучений [Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища” від 25 червня 1991р.//Відомості Верховної Ради України, -1991.-№41.-С.546].

Жесткие штрафные санкции за эконарушения являются сдерживающим фактором предпринимательской деятельности, поскольку они приводят к росту риска.

Штрафы за эконарушения нельзя отнести к приоритетным инструментам экополитики. их стоит применять в тех случаях, когда рыночные инструменты экополитики оказываются недостаточно действенными.

В большинстве европейских стран штрафы за эконарушения называют платежами за невыполнение нормативно-правовых требований .

2.41 Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды - это один из видов экологических налогов, которые используются для возмещения негативных экологических эффектов, связанных с вредными выбросами веществ, размещением отходов производства и шумовым и радиологическим загрязнением.

Рекомендуется применять в таких условиях: в случаях, когда преобладают стационарные источники загрязнения; незначительных расходов на мониторинг загрязнения; при наличии экономических и технических возможностей у загрязнителей окружающей среды уменьшать вредные выбросы и изменять экологическое поведение.

2.42 Пошлина на импорт употребленных товаров

Пошлина на импорт употребленных товаров является разновидностью экологической пошлины. Это инструмент экополитики, направлен на уменьшение загрязнения общества товарами, которые приводят к увеличению отходов потребления и приводят к нежелательным экологическим последствиям. Его целесообразно применять в случаях, когда массовый импорт употребленных товаров приводит к загрязнению окружающей среды и необходимости его устранения за счет общественных средств.

Пошлина на импорт употребленных товаров является инструментом, с помощью которого достигается цель не только экополитики, но и экономической политики. В частности, с его помощью стимулируется сокращение импорта морально устаревшей и некачественной продукции, а также производство и потребление однотипных новых отечественных изделий. Применение этого инструмента экополитики приводит к получению двойного эффекта, который в экономической теории называют "двойными дивидендами".

Применение пошлины на импорт употребленных товаров имеет значение, главным образом, для слабо развитых стран. Применение его в Украине положительно повлияло бы на развитие экономики и состояние окружающей среды, поскольку на национальные рынки продукции поступает много зарубежных употребленных товаров (легковые автомобили).

Пошлину на импорт употребленных товаров можно рассматривать как разновидность экологической ввозной пошлины.

2.43 Плата за использование природных ресурсов

Плата за использование природных ресурсов в условиях рыночной экономики является ценой природных ресурсов. В странах с переходной экономикой часто рассматривается как налог. И если, например, в Венгрии в налоги включают лишь плату за использование минеральных ресурсов и забор води из водных бассейнов, то в Украине в них включают все виды платежей за специальное использование природных ресурсов. Эта теоретическая ошибка стала сдерживающим фактором в реформировании, например  лесного хозяйства.

2.44 Экологическая информация

Экологическая информация как инструмент экополитики - это методы использования знаний об окружающей среде, природных ресурсах, технологических процессах и экологической безопасности в процессе управления природопользованием, что приводят к уменьшению экологического риска. Может быть влиятельным инструментом экополитики лишь тогда, когда экологическая информация является достоверной, оперативной, полной, доступной и открытой. Его можно отнести к группе безальтернативных инструментов экополитики.

Часть экологической информации природокористувачи потребляют в виде общественных услуг, расходы на которые возмещаются за счет средств государственного бюджета или других общественных фондов. Если функционируют рынки экологической информации, она может быть объектом купли-продажи.

В системе экологической информации весомое место занимает статистическая отчетность. Эта информация позволяет анализировать состояние, использование и охрану всех компонентов природных ресурсов, наличие и использование отходов производства и потребления, экологическую безопасность, а также реагирование экономической системы на экологические влияния и природоохранные расходы. Достоверная статистическая экологическая отчетность позволяет объективно оценивать эколого-экономические тенденции в мире, отдельных странах и регионах.

2.45  Экологический учет

Экологический учет - это инструмент экополитики, с помощью которого осуществляется описание взаимовлияния между окружающей средой и экономикой за разработанной системой показателей. Иногда его называют учетом экологических ресурсов [84]. Предусматривает учет эколого-экономического ущерба, экологических услуг, \природного капитала и природоохранных затрат.

Экологический учет является необходимым инструментом для развития постоянного природопользования, трансформации внешних негативных экологических эффектов в экологические расходы и прогнозирования будущих общественных расходов. Он должен обеспечивать объективной информацией менеджеров о реальной ценности отдельных компонентов природных ресурсов и окружающей среды. Трудность получения достоверной экологической информации связана со сложной системой экологического мониторинга и динамическими изменениями, которые происходят в окружающей среде под воздействием антропогенной деятельности и естественных процессов. Без экологического учета не может быть эффективного экологического аудита.

Экологический учет является одним из пассивных инструментов экологической политики, но необходимым для функционирования эффективной экополитики и мониторинга ее результатов.

2.46 Экологическое образование

Экологическое ценообразование - это инструмент экологической политики, который предусматривает использование системы ценообразования с целью позитивного влияния на окружающую среду и природные ресурсы. Экологическое ценообразование предусматривает предоставление услуг по туризму и рекреации и продаже домов с учетом красоты и комфортности окружающей природной среды. Оно включает также ценообразование на отходы производства и потребления, которые являются объектами промышленного или непромышленного использования; касается цен на услуги относительно утилизации отходов, что не могут быть использованы как сырье и для других потребностей. Экологическое ценообразование является инструментом формирования так называемых "зеленых цен", то есть таких, что способствуют оздоровлению окружающей среды.

  1.  Экологический залог

Экологический залог - это инструмент экополитики, что предусматривает
внесение залога (денежной суммы) на специальный счет владельца природного объекта в размере потенциального экологического ущерба  и, который может иметь место в процессе его использования (или использование одного из компонентов природного объекта).
Залог возвращается полностью природопользователю в случае, когда в процессе использования природного объекта не был нанесен экологический вред, или возвращается ее часть, когда величина фактического экологического вреда меньше от потенциальной. Главным образом распространяется на продукцию, которая замусоривает окружающую среду на последней стадии жизненного цикла продукции отходами потребления.

Этот инструмент экополитики стимулирует предупреждение загрязнения и экологически образцовое поведение. Он, кроме того, стимулирует переработку отходов потребления и совершенствование экологического менеджмента. Обеспечивает трансформацию негативных экологических эффектов в экологические расходы на протяжении жизненного цикла продукции. Применяется, главным образом, по отношению к продукции массового потребления (бутылки, металлические банки и тому подобное). Экологический залог применяется в процессе продажи одноразовых батарей, масел, электронного оборудования, автомобильных шин, холодильников, стиральных машин. Является добровольным инструментом экополитики [Перелет Р. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник/ Научный редактор профессор Анил Маркандиа. –Гарвардский институт международного развития. –1996. –124с.]. В литературе этот инструмент экополитики иногда называют системой залоговых взносов.

Экологический залог как инструмент экополитики может применяться в лесном хозяйстве и добывающих отраслях промышленности в случаях, когда в процессе добывания природных ресурсов наносится экологический вред (нарушаются почвы, загрязняются водные бассейны, уничтожаются ягодники, лекарственные растения и тому подобное). Обращаем внимание на то, что она является мало привлекательной для природопользователя, поскольку предусматривает исключение из обращения части финансовых ресурсов (приводит к увеличению оборотных средств). Невзирая на это, ее можно использовать в тех отраслях национальной экономики, которые добывают дефицитные природные ресурсы, продукция из которых имеет повышенный спрос на рынке. Введение ее в этом случае не приведет к уменьшению активности предпринимательской деятельности. Вместе с тем, экологический залог будет действенным инструментом своевременного возмещения экологического вреда. Этот инструмент экополитики особенно является полезным для Украины, учитывая современное состояние национальной экономики, а также то, что многие предприятия из-за неудовлетворительного финансового состояния уклоняются от своевременной уплаты налогов и плохо рассчитываются за использованные ресурсы.

Систему страховых экологических облигаций можно рассматривать также как разновидность экологического залога. Она предусматривает, что природопользователь может приступить к производственно-хозяйственной и другой деятельности, которая связана с использованием окружающей среды, лишь тогда, когда он приобрел страховую облигацию, в которой указывается максимально допустимая величина экологического вреда. В случае, когда фактический вред меньше от той, что указана в страховой экологической облигации, природопользователю возвращаются неиспользованные средства с начисленными на них процентами. Величина экологического вреда, что указывается в экологической облигации, устанавливается высококвалифицированными экспертами. Как правило, средства, которые накапливаются от продажи экологических облигаций, используются на формирование экофондов.


Эконом
ические инструменты

Фискальные инструменты

Рыночные инструменты

вансовые возмещения

Платежи

Средства экономической деятельности

Финансовые инструменты

Компенсации

Возмещение

Штрафы

Пеня

Экологическое страхование

Рыночные разрешения

Рыночные разрешения на добывание природных ресурсов

Рыночные квоты на развитие территорий

Экологические боны

Система депозитов и возмещений

Плата за загрязнение

Плата пользования

(тарифы)

Административные платежи

Плата за специальное использование природных ресурсов

Налог на загрязнение

Налог на продукт

Дифференциация налоговых ставок

Экспортно-импортные тарифы

Ускоренная амортизация

Налоговые льготы

Экологические фонды

Гранты

Льготные кредиты

Субсидии

Субсидии на выплату процентов за кредит

Рис. Классификация экономических инструментов механизма природопользования (экологического регулирования) [Врублевська О.В. Принципи класифікації інструментів екополітики //Довідник. Видання друге. –Львів.: УкрДЛТУ. – 2000. -№1.-С.111-117.]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9155. Предмет и методы психологии 22.57 KB
  Предмет и методы психологии Предмет психологии - закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживан...
9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...
9159. Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики 62.5 KB
  Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...
9160. Основные понятия педагогики 17.86 KB
  Основные понятия педагогики Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально - исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных фа...
9161. Педагогика как наука. Функции педагогической науки 20.26 KB
  Педагогика как наука Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существ...
9162. Общие основы педагогики Педагогический процесс 28.72 KB
  Общие основы педагогики Педагогический процесс Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Изображая обучение в свет...
9163. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания 22.79 KB
  Целеполагание в педагогике 1.Понятие цели воспитания Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность п...