21086

Торговые механизмы национальной экологической защиты

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Торговля как инструмент экологической защиты В регулировании влияния на экосистемы не последнюю роль играет торговля. Считается что разногласия которые возникают в системе отношений торговля окружающая среда могут быть до определённой меры разрешимы с помощью таких трех основных подходов: воспитательноубеждающий основывается на принципе: делать то что полезно для окружающей природной среды даже если такие действия не удобны для экономического субъекта; запретноштрафной основывается на использовании разного рода экономических...

Русский

2013-08-02

104.5 KB

9 чел.

Тема 11: Торговые механизмы национальной экологической защиты

  1.  Торговля как инструмент экологической защиты
  2.  Содержание, функции и формы торговых операций в контексте экологической безопасности
  3.  Формирование торговых механизмов экологической защиты

1. Торговля как инструмент экологической защиты

В регулировании влияния на экосистемы не последнюю роль играет торговля. Однако к недавнему времени процессы торгового обмена и проблемы сохранения окружающей среды рассматривались отдельно друг от друга, так, словно между ними совсем не было функциональной связи. Вместе с тем объективные процессы трансформации и развития общественно-экономических отношений свидетельствуют о том, что торговые процессы играют активную роль экономического регулятора, в том числе и в сфере экологической деятельности - как в национальных экономиках, так и на уровне международных отношений. К этому следует прибавить, что и сами процессы торговли существенно влияют на окружающую среду.

Однако для того, чтобы механизмы свободной торговли могли эффективно предотвращать экологический ущерб, способствуя общему экономическому росту, необходимо соблюдение целого ряда условий, например:

1) двигаясь путем экономического роста, который базируется на увеличении физических объемов производства продукции, необходимо сознавать, что для поддержания состояния окружающей среды на нынешнем уровне, не говоря уже о его улучшении, необходимо некоторое дополнительное вмешательство в механизм действия свободной торговли;

2) для того, чтобы экономический рост благотворно влиял на состояние окружающей среды, необходимо не только продуцировать ресурсы, которые могут быть на это израсходованы, но и действительно направлять их именно на эти мероприятия.

Считается, что разногласия, которые возникают в системе отношений «торговля - окружающая среда» могут быть до определённой меры разрешимы с помощью таких трех основных подходов:

воспитательно-убеждающий - основывается на принципе: делать то, что полезно для окружающей природной среды, даже если такие действия не удобны для экономического субъекта;

запретно-штрафной - основывается на использовании разного рода экономических санкций, платежей за загрязнение, штрафов, налогов и т.п. (Мельник, 2001);

экономический - содержит два важных компонента: во-первых, систему льгот и кредитов на экологоориентированную деятельность; во-вторых, принцип выгодности, т.е. повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества, и, прежде всего, экологических свойств продукции.

Как свидетельствует международная экономическая практика и исследования по указанной проблематике, можно четко отделить такие стратегические направления взаимодействия в механизме «торговля - окружающая среда»:

внутренние нормы по охране окружающей среды повышают или уменьшают конкурентоспособность продукции на рынке (если страна-производитель эти нормы внедрила в экономическую практику) (детерминанта конкурентоспособности);

снятие торговых барьеров снизит или повысит уровень экономического благополучия системы, которая отказалась от практики использования торговых барьеров как механизмов защиты окружающей среды (детерминанта либерализации торговли);

объединение торговой политики и политики по охране окружающей среды снизит или повысит существующие сегодня уровни благополучия в развитых странах (детерминанта взаимообусловленности).

Таким образом, разнообразные теоретические и практические модели оценки влияния торговли на окружающую среду, которые используются в экономике природопользования, экономически основываются на таких важных моментах.

Во-первых, в таких моделях всегда должны учитываться отдельные преимущества, которые формируются у потребителей относительно отдельных товаров, которые влияют на их благополучие. Последнее, в свою очередь, формирует подходы к природоохранной политике. Эти процессы происходят именно в сфере торгового обмена продуктами/товарами между отдельными экономическими субъектами и/или территориями.

Во-вторых, во всех моделях внешние эффекты охраны окружающей среды возникают из взаимодействия субъектов разных уровней: экономическая деятельность на одной территории служит причиной влияния на другие виды деятельности на этой территории, а также на деятельность вне этой территории. Интенсивность такого влияния, как и сам механизм передачи его, имеют важное значение как для территории, так и для экономического субъекта.

В-третьих, для влияния торговых процессов на политику охраны окружающей среды должны применяться такие механизмы, которые бы учитывали все особенности и аспекты торгово-экономических схем, которые используются в разных странах. Универсальными критериями, по которым можно оценить эффективность внедрения и использования торговых механизмов экологической защиты, является цена, доход, объемы продаж, конкурентоспособность товара.

Анализ социально-экологических предпосылок влияния торговых операций на состояние природных факторов разрешает сформулировать такие основные предпосылки использования торговли в механизме защиты окружающей природной среды:

  1.  Торговля является движущей силой любой рыночной экономики, и преобладающая часть стран мира использует именно эту экономическую модель. «Рынок» означает «торговля». Таким образом, торговля является основой трех главных взаимосвязанных экономических процессов, которые постоянно осуществляются в обществе: рынка товаров, рынка капитала и рынка работы.
  2.  В торговле начинаются и заканчиваются большие и малые циклы экономических процессов:

деньги товар деньги;

обмен производство распределение  потребление  обмен;

инвестиции наука → создание предприятий (технологий) производство товаров → продажа инвестиции.

  1.  Торговля, наверное, единственная из сфер международного человеческого общения, которая имеет универсальный язык, единый и понятный для всех наций и слоев населения (совокупность экономических терминов). С этой точки зрения торговля является наиболее удобным средством международного общения.
  2.  Торговля является наиболее демократичным средством управления. Она основывается на добровольном характере участников процесса и позволяет каждому гражданину принимать участие в процессе принятия управленческого решения, отдавая свой денежный голос за определенное направление экономических процессов.

Связь торговых процессов с экологической безопасностью экономического субъекта любого уровня (предприятия, отраслевого объединения, территории, национальной экономики, транснационального образования) обуславливают несколько существенных моментов: 1) именно через торговлю экономические субъекты привлекают все необходимые факторы организации производства; 2) через торговлю любой экономический субъект реализует результаты своей экономической деятельности, т.е. продукцию; 3) торговля сама является источником экодеструктивной деятельности; 4) торговля связывает отдельные экономические субъекты в единую экономическую систему; 5) в торговле начинает «раскручиваться» спрос на любой товар и формируются цены на него; 6) торговля экологически направленными товарами и услугами может стать мощным направлением повышения экономического потенциала в пределах данного субъекта. Это создает основу для решения как социально-экономических, так и экологических проблем.

2. Содержание, функции и формы торговых операций в контексте экологической безопасности

Указанные выше предпосылки разрешают определить экологические функции торговли в управлении природной средой (табл. 1) и определить приоритетные направления воспроизведения эколого-экономических эффектов торговли (рис. 1).

Таблица 1. Основные экологические функции торговли

Название

Содержание функции

Ограничительная

Регулировочная

Распределительная

Компенсационная

Стимулирующая

Поддерживающая

Информационная

Контроль торговых потоков дает возможность активно влиять на ограничение потоков экологически неблагоприятных товаров и услуг

Позволяет установить разумное соотношение применения принципов "загрязнитель платит" - "потребитель платит" - "общество платит" и способствует установлению адресности и ответственности

Предоставляет возможность внедрения принципа эквивалентности и перераспределения эффектов (прибыли) и расходов, включая экологические

С помощью торговли изымаются экологические налоги и возмещаются экологические затраты

При посредничестве торговли формируется спрос у потребителей на экологически благоприятные товары и услуги

Благодаря процессам торговли стороны могут поддерживать экобаланс и сохранять окружающую среду путем использования альтернативных источников энергии, вводя передовые технологи разведения сельскохозяйственных культур и возделывания грунтов и т.д.

При посредничестве торговли потребители товаров могут быть осведомлены о правильном выборе и употреблении товаров (или отказе от них)

Рис. 1 – Направления воспроизводства эколого-экономических эффектов торговли

Одним из путей интенсификации экономического развития и улучшения экологического состояния экономических систем и окружающей природной среды является внедрение в практику хозяйствования торговых механизмов экологической защиты. Как свидетельствует мировая торговая практика, такие механизмы являются довольно действенными при условии создания надлежащего экономического, институционального, финансового и правового обеспечения.

Наиболее перспективными направлениями использования процессов торговли как средств экологической защиты могут быть признаны следующие:

-  учет экологических расходов при достижении эквивалентности в процессах обмена;

- формирование структуры экспортно-импортных потоков через систему методов тарифного и нетарифного регулирования.

Торговые механизмыэто комплекс взаимосвязанных средств (методов, мероприятий, рычагов) влияния на финансовое состояние экономических субъектов, в основе которых лежат результаты торговых операций.

Торговые инструменты экологического регулирования - это средства влияния на товаропотоки страны (территории) путем применения методов прямого регулирования, экономического стимулирования и создания социальной ориентации потребителей с целью экологической трансформации экономики страны (территории) и отдельных хозяйственных звеньев.

В контексте решения эколого-экономических проблем классификация форм торговых операций может выглядеть таким образом (рис. 2).

Рис. 2 – Классификация торговых операций с учётом эколого-эконономических факторов

Таким образом, исследование экономической природы экодеструктивних процессов в торговой деятельности позволяет отметить современную тенденцию во взаимодействии «торговля - охрана окружающей среды»: сфера решения экологических разногласий в указанном механизме постепенно смещается от международного уровня к региональному (территориальному), на котором более полно учитываются производственно-хозяйственные интересы отдельного экономического субъекта (предприятия, объединения, территории и т.п.).

3. Формирование торговых механизмов экологической защиты

Важное место в концепции формирования торговых механизмов экологической защиты принадлежит управленческим стратегиям регулирования торговых процессов. Именно на этом этапе, гармонично соединив институциональные основы и экономические инструменты регулирования, можно сформировать целостную систему экологической защиты на разных уровнях. Такая система должна объединять четыре уровня (рис. 3).

Рис. 3 – Уровни, субъекты и инструменты торговых механизмов экологической защиты

На каждом из этих уровней в распоряжении экономического субъекта находится набор инструментов торговых механизмов экологической защиты ограничительного и регулирующего характера. Эффективность их использования определяется целями и задачами, которые ставит перед собой экономический субъект, а также экономической ситуацией. Поэтому для решения своих задач экономический субъект должен четко определить: а) цели влияния; б) возможные инструменты влияния; в) сферу использования.

Экономический субъект является центральным элементом в системе отношений «факторы производства - экономический субъект - торговля». Он влияет не только на характер производственно-хозяйственных отношений внутри системы, но и формирует экологический ареал как в самой системе, так и за ее пределами.

Экологизация торговли возможна при условиях использования системы экономических инструментов экологической защиты окружающей среды. При выборе направлений эффективного использования системы экономических инструментов экологической защиты окружающей среды необходимо руководствоваться экологическими функциями торговли, а при проведении торговых операций - учитывать эколого-экономические факторы при определении цены на предметы торгового обмена: положительные и отрицательные составляющие, которые учитывают прибыли и убытки на всех стадиях производства и потребления продукции. При соблюдении этих условий базовым инструментом торговых механизмов должна стать всесторонне обоснованная цена, которая бы учитывала как производственные, так и потребительские факторы, включая экологические характеристики товара.

Внедрение в практику хозяйствования торговых механизмов экологической защиты должно способствовать интеграции национальных экономик в современную систему мирохозяйственных связей, а торговля способна обеспечить стратегическое направление - разработку и внедрение экологически чистых видов экономической деятельности.

Литература

  1.  Иноземцев В.Л. «Глобализация» национальных хозяйств и современный экономический кризис // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 3.
  2.  Мельник Л.Г. Экологическая зкономика. - Сумы: ИТД «Университетская книга», 2001. - 350 с.
  3.  Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник / С.И. Долгов, В.В. Васильев, С.П. Гончарова и др. - М.: Высш. школа, 1990. - 432 с.
  4.  Экономическая стратегия Украины // Перспективные исследования. - К.: Международный центр перспективных исследований, 1999. - № 3. - С.35-48.
  5.  Портер М. Международная конкуренция. - Г., 1993.
  6.  Экономика природопользования: Учебник / Под ред. Л. Хенса, Л. Мельника, 9. Буна. - К.: Научная мысль, 1998. - 481 с.
  7.  Anderson, K. Effects on the environment and welfare of liberalising world trade: the cases of coal and food // K. Anderson and R. Blackhurst (Editors). The Greening of Wold Trade Issues. - London: Harvester Wheatsheaf, 1992. - P. 145-172.
  8.  Costanza, R. Three general policies to achieve sustainability // A.M. Jansson, C. Costanza and M. Hammer (Editors). Investing in Natural Capital: The Ecological Economic Approach to Sustainability. - Washington: ISEE Publishing, 1994. - P. 118-134.
  9.  Lee, J.R. Process and Product: Making the Link Between Trade and the Environment. - Amsterdam: Ecological Economics, 1994. - Issue 6. - P. 320-347.
  10.  Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competition. - New York, NY: The Free Press, 1980.
  11.    World Trade Organization. Overview of Developments in the International Trading Environment: Annual report by the Director- General. - Geneva, September 2001. - P. 62.


СОЦИАЛЬН
ОЕ

ФИНАНСОВОЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

НСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ

ЭКОДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ

ИННОВАЦИОННОЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

ВОСПРОИЗВОД-СТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ТОРГОВЛИ

  •  уровень благополучия
  •  общность интересов
  •  социальная поддержка
  •  миграция трудовых ресурсов

  •  перемещение производств
  •  технологический обмен
  •  обмен знаниями, опытом, навыками
  •  генетически измененные продукты

  •  распределение финансовых потоков
  •  получение финансовых выгод
  •  формирование рынков
  •  стимулирование спроса
  •  уровень территориального разделения труда

  •  инвестиции
  •  франчайзинг
  •  лизинг
  •  инжиниринг
  •  сближение уровней НТП

  •  снижение экодеструкции
  •  увеличение экодеструкции
  •  поддержка гомеостаза
  •  сохранение биоразнообразия
  •  регуляция экосистем

  •  уровень благополучия
  •  общность интересов
  •  социальная поддержка
  •  миграция трудовых ресурсов

  •  доступ к информации
  •  обмен информацией
  •  реклама, пропаганда

  •  формирование бюджетов
  •  перераспределение финансовых потоков
  •  тарифное регулирование
  •  нетарифное регулирование

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СТАДИЯМ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТСЯ

Природные богатства

Отходы

Готовые продукты

Технологии

Полуфабрикаты

Сырьё

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ МАСШТАБУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОЦЕССАМ ЭКОДЕСТРУКЦИИ

Очистительное оборудование

Потребительский

Производственный

Территориальный

Международная торговля

Мониторин-говые системы

Природ-ные объекты

Генети-

ческая информация

Системы, кото-рые повышают эффективность

Информацион-ные и образова-тельные программы

Медицинс-

кие препа-

раты

От-

ходы

Потребители

Предприятие

Регион

Национальный

Государство

Входной товаропоток

Уменьшение экодеструкции для стороны, которая покупает

Экодест-руктивные для стороны, которая покупает

Уменьшение экодеструкции для обеих сторон

Уменьшение экодеструкции для стороны, которая продает

Экодест-руктивные для стороны, которая продает

Экологи-чески нейтральные

Абсолют-

но экодест-руктивные

Торговля между соседними странами

Торговля между территориальными образованиями в пределах национальных границ

Торговля между экономическими образованиями в пределах национальных границ

  •  тариф на импорт
  •  квотирование/лицензирова-ние импорта
  •  ограничение импорта

  •  региональные налоги, сборы, платежи, отчисления, др.
  •  региональные ограничения
  •  субсидирование товаропроизводителей

  •  запрет импорта
  •  экономические санкции

  •  эколизинг
  •  эконормы, экостандарты
  •  экоменеджмент
  •  экомаркетинг
  •  создание страховых фондов

  •  входная экологическая экспертиза сырья и основных фондов
  •  ценовая политика
  •  внутреннее стимулирование производителей
  •  торговля загрязнениями

  •  нормы потребления
  •  стандарты потребления
  •  экотестирование продукции
  •  экообразование

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11423. РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ 963 KB
  Лабораторная работа № 8 РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Овладеть методом расчета шунтов и добавочных сопротивлений. Подобрать шунт и добавочное сопротивление к предложенным приборам. ПРИБОРЫ: 1.Миллиампе
11424. РЕГУЛИРОВКА ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ 942.5 KB
  Лабораторная работа № 9 РЕГУЛИРОВКА ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Овладеть навыками подбора реостатов для регулировки тока и напряжения в электрических цепях. ПРИБОРЫ: 1. Источник питания РНШ для I части работы. 2. Источник питани...
11425. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ВЕЛИЧИНЫ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА 972.5 KB
  Лабораторная работа №11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ВЕЛИЧИНЫ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться определять порядок величины удельного заряда электрона по отклонению электронного пучка в магнитном поле. ПРИБОРЫ: 1. Лампа 6Е5С 2. Катушка индуктивности о
11426. ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ СОЛЕНОИДА 1.95 MB
  Лабораторная работа № 12 ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ СОЛЕНОИДА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1. Освоение двух методов измерения магнитной индукции: а измерение магнитной индукции с помощью датчика Холла т.е. с использованием одного из гальваномагнитных явлений; б измерение ...
11427. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ГИСТЕРЕЗИСА 1.3 MB
  Лабораторная работа № 15 ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ГИСТЕРЕЗИСА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить физическую природу намагничивания диа– пара– и ферро–магнетиков и ферритов. Исследовать зависимость величины индукции магнитного поля и величины относительной магнитной ...
11428. ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЬАМПЕРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ДИОДА 46.5 KB
  Лабораторная работа № 16 ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЬАМПЕРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ДИОДА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Исследовать униполярную проводимость полупроводникового диода. ПРИБОРЫ: 1. Осциллограф школьный. 2. Выпрямитель ВУП. 3. Вольтметр АСТВ 300 В 4. Вольтметр М 105...
11429. ИЗМЕРЕНИЕ МАГНИТНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПАРАМАГНИТНОЙ ЖИДКОСТИ МЕТОДОМ КВИНКЕ 623 KB
  Лабораторная работа №17 ИЗМЕРЕНИЕ МАГНИТНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПАРАМАГНИТНОЙ ЖИДКОСТИ МЕТОДОМ КВИНКЕ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Овладеть методом Квинке для определения магнитной восприимчивости парамагнитной жидкости. Определить удельную магнитную восприимчивость раст...
11430. ЗАКОН ОМА В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 329.5 KB
  Лабораторная работа №18 Часть I ЗАКОН ОМА В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЦЕЛЬ: 1. Овладеть методикой измерения L и С убедиться в выполнимости закона Ома для цепи переменного тока. ПРИБОРЫ: 1. Регулятор напряжения школьный РНШ 55. 2. Вольтметр Э 515 75 600 B. 3. Ампермет...
11431. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ В ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 257.5 KB
  Часть II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ В ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Цель задания: 1 Овладеть методикой измерения мощности в цепи переменного тока. 2 Определить угол сдвига фаз в цепи переменного тока используя ваттметр. Оборудование: к перечню приборов необходимых для выполн...