21087

Экологизация научно-технического прогресса

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Общественные и государственные интересы Интересы потребителей Интересы производителей Рынок экологических инноваций Вторичный рынок экологических товаров Первичный рынок экологических разработок Спрос Предложение Спрос Предложение Мотивационный механизм потребления экологических товаров 1 Мотивационный механизм производства экологических товаров 2 Мотивационный механизм внедрения инновационных разработок 3 Мотивационный механизм разработки инновационных проектов 4 Тема 8: Экологизация научнотехнического прогресса...

Русский

2013-08-02

82 KB

29 чел.

5


Эколог
ическая безопасность

    Низкая  Высокая  

Временная экологизация развития с дальнейшим усилением экономического упадка

Усиление эколого-экономического кризиса

Временный экономический подъём, конечным этапом которого является экологический кризис

Экологически сбалансированное устойчивое развитие экономики

изкая     Высокая

Экономическая эффективность инноваций

Государственные методы влияния на предприятия для стимулирования производства экологических товаров

Административные

Стандартизация продукции

Нормирование

Экологическая экспертиза

Лицензирование

Лимитирование

Административная ответственность

Обязательства относительно потребителя

Запреты

Антимонопольное регулирование

Контроль

Организационные

Поощритель-

ные

Принуди-тельные

Экономические

Госзаказ

Программирование

Финансирование экологических проектов и программ

*Налоговые платежи

Льготное кредитование

*Субсидирование цен на экологические товары

Платежи и сборы за загрязнение окружающей среды и использование ресурсов

Штрафные санкции

*Продажа прав на загрязнение

Ценовое регулирование

Предоставление юридических, деловых и других услуг, помощь в поиске партнёров, заключение договоров под государственные гарантии

Информационная инфраструктура

*Инициирование государством демонстрационных проектов

*Экологический аудит

*Создание специализированных государственных исследовательских институтов, лабораторий, центров, агенств по оценке вариантов развития производства

*Открытие факультетов в вузах, создание курсов для подготовки кадров по теории НТП, инноваций, экологии

*Экологическое воспитание, образование, реклама и др.

Общественные и государствен-ные интересы

Интересы потребителей

Интересы производителей

Рынок экологических инноваций

Вторичный

(рынок экологических товаров)

Первичный

(рынок экологических разработок)

Спрос

Предложение

Спрос

Предложение

Мотивацион-ный механизм потребления экологических товаров (1)

Мотивацион-ный механизм производства экологических товаров (2)

Мотивацион-ный механизм внедрения инновационных разработок (3)

Мотивацион-ный механизм разработки инновационных проектов (4)

Тема 8: Экологизация научно-технического прогресса

  1.  Социально-экономические предпосылки экологизации научно-технического прогресса
  2.  Механизм формирования рынка экологических инноваций
  3.  Мотивационный механизм развития экологически ориентированной инновационной деятельности

1. Социально-экономические предпосылки экологизации научно-технического прогресса

Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимают использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей (Пахомова, 1999).

Противоречивость НТП заключается в том, что он, с одной стороны, порождает современный экологический кризис, а с другой - решает конкретные экологические проблемы, намечает пути выхода из этого кризиса. И вдобавок - отступление от НТП, даже снижение его темпов является смертельным для общества и часто бывает началом деградации наций (Снакин, 2000).

В современной экономической теории научные достижения, которые используются в экономике и технике, чаще называют инновациями. Под инновацией следует понимать конечный результат деятельности по созданию и использованию нововведений, воплощенных в виде усовершенствованных или новых товаров (изделий или услуг), технологий их производства, методов управления на всех стадиях производства и сбыта, которые способствуют развитию и повышению эффективности функционирования предприятий, которые их используют (Ілляшенко и др., 2002).

Инновационная деятельность (инновационный процесс) означает процесс создания, внедрения и распространения инноваций.

НТП должен быть направлен главным образом на достижение экологической безопасности и экономической эффективности. Однако далеко не всегда удается достичь желаемого результата, а потому существуют разные возможности развития экономики на основе инноваций (рис. 1).

Рис. 1. Матрица возможностей развития экономики на основе инноваций

Таким образом, предпосылкой выхода из эколого-экономического кризиса является разработка и внедрение инновации с высокой степенью экологичности и экономической эффективности (далее будем называть их экологическими инновациями).

Целесообразность перехода государства на инновационное экологически ориентированное развитие определяется такими предпосылками.

Во-первых, ориентирование на инновационный путь позволяет отечественным предприятиям продолжительное время держаться на рынке даже при разных изменениях условий хозяйствования, (что является характерным для переходной экономики) и функционировать более эффективно, чем при производстве традиционных продуктов.

Во-вторых, традиционные методы защиты окружающей среды недостаточно эффективны, что обуславливает необходимость создания условий для поиска новых идей, принципов, революционных преобразований.

В-третьих, анализ процессов, которые происходят в экономике Украины, показывает, что вследствие промедления с переходом на инновационное развитие существующее отставание ведущих в экономическом отношении стран продолжает углубляться и угрожает системным отрывом национальной экономики вследствие несовместимости технологий, низкой способности отечественной экономики к инвестициям и инновациям, из-за структурно-отраслевой, институциональной и социально-культурной несовместимости.

2. Механизм формирования рынка экологических инноваций

Для предприятия, которое ориентируется на экологические инновации, управление формированием экологического рынка является особенно важным. Во многих случаях такие предприятия должны не столько ориентировать свою производственно-сбытовую деятельность на удовлетворение потребностей и запросов фактических и потенциальных потребителей, сколько формировать и стимулировать эти потребности.

Кроме потребителей, значительное влияние на предприятие осуществляют также конкуренты.

Влияние конкурентов заключается в том, что, совершенствуя свои товары, они побуждают к этому другие предприятия. Работа на рынке обычно усложняется и вместе с тем стимулируется конкурентной борьбой. Особенно это касается рынка экологических товаров. Если предприятие формирует рынок, то в начале своей деятельности оно рассчитывает на приоритет на рынке вследствие монопольного положения. Так происходит и с принципиально новыми экологическими товарами. Но формирование рынка экологических товаров может от самого начала быть связанным с существованием на рынке аналогов, от которых товар производителя может отличаться лишь некоторыми уникальными характеристиками. Поэтому уже во время разработки экологического товара следует учитывать наличие конкуренции.

Конкуренция производителей экологических товаров может проявляться в таких видах:

  1.  Функциональная. Имеет место в случае, когда одна потребность может быть удовлетворена разными способами. Так, потребность в отдыхе и развлечениях можно удовлетворить охотой, рыболовством, а можно экотуризмом.
  2.  Видовая. Обусловлена тем обстоятельством, что существуют товары, которые удовлетворяют определенную потребность, но отличаются по своим характеристикам. Например, автомобили с карбюратором и с инжектором.
  3.  Предметная (межфирменная). Характеризуется тем, что разные предприятия выпускают одинаковые товары.

На формирование предприятием рынка экологических товаров могут влиять и инвесторы, выдвигая условия относительно экологических проектов, которые нуждаются в инвестициях.

При современных условиях для формирования рынка экологических инноваций необходимым является принятия соответствующих стимулирующих и регулирующих мероприятий на государственном уровне. Государственные методы является наиболее действенными с точки зрения возможности управления формированием рынка экологических инноваций. Государственные институты могут влиять на уровень потребителя, предприятия, а также на микро- и макросреду, в которой функционирует предприятие. Необходимость государственного регулирования процессов формирования рынка экологических инноваций вызвана его возрастающим значением для экономики, экологии и общества в целом. Система методов государственного управления формированием рынка экологических инноваций предприятиями представлена на рис. 2. Она содержит методы, которые применяются в Украине, и перспективные методы, которые уже доказали свою эффективность за границей (помеченные пометкой «*»). К прямым методам управления относят административные методы, к косвенным - экономические и организационные.

Рис. 2. Система методов государственного управления (регулирования и стимулирования) процессами формирования рынка экологических инноваций

3. Мотивационный механизм развития экологически ориентированной инновационной деятельности

Несмотря на повышенное внимание к проблемам эффективности и экологичности инновационной деятельности, ее состояние остается неудовлетворительным. Такая ситуация вызвана низкой мотивацией экологически ориентированной инновационной деятельности предприятий.

Формирование рынка экологических инноваций предусматривает согласование интересов всех его субъектов, в первую очередь: производителей, потребителей, общества (общенациональные интересы). Формирование рынка экологических инноваций происходит под влиянием многих интересов субъектов рынка (рис. 3).

Рис. 3. Схема формирования рынка экологических инноваций

Конкретные инновации в большинстве случаев лишь частично удовлетворяют интересы субъектов, которые активно взаимодействуют на рынке (экологическая инновация может полностью устроить одних и одновременно быть неприемлемой для других). Конечно, в общем случае интересы разных субъектов рынка не являются одинаковыми, большей частью они существенным образом отличаются. Поэтому экологические инновации могут удовлетворять интересы субъектов рынка в разной мере.

Рынок экологических инноваций является сегментом общего рынка инноваций. Важными для формирования рынка именно экологических инноваций являются экологические интересы (общенациональные, региональные, локальные и личные). Частичное представление об интересах потребителей дает отношение населения к экологическим проблемам - чем выше озабоченность потребителей экологическими проблемами, тем выше является их заинтересованность в экологических инновациях.

Интересами потребителей экологических инноваций являются:

обеспечение здоровья;

экономия ресурсов (средств) при потреблении / пользовании / эксплуатации и утилизации;

низкая покупательная цена товара;

обеспечение выполнения нескольких функций одним товаром;

безопасность потребления (эксплуатации), надежность эксплуатации и низкие расходы на ремонт и обслуживание;

пригодность к использованию в конкретных условиях, удобство, простота, комфортность потребления (пользования) и эксплуатации;

современность, сходство с известным товаром, возможность получения прибылей, в т.ч. при утилизации.

Интересами производителей экологических инноваций является: снижение экологических сборов, платежей и штрафов, возможность расширения существующих и завоевание новых рынков сбыта, обеспечение здоровья работников, повышение прибыли, снижение себестоимости производства, безопасность производства, повышение статуса предприятия.

Основными общественными и государственными интересами являются: повышение экологической безопасности, подъем национальной экономики, обеспечение конкурентоспособности страны, обеспечение здоровья нации, преодоление безработицы, пополнение Государственного бюджета.

Положительный эффект от внедрения мотивационных механизмов может быть достигнут лишь в том случае, когда он обеспечит появление на рынке инноваций, которые будут отвечать интересам разных его субъектов. Мотивационные механизмы должны сглаживать их разнонаправленность.

Рынок экологических инноваций состоит из первичного рынка, где осуществляется обмен промежуточных результатов экологически ориентированного инновационного процесса в информационной форме, а также их потенциальный экономический эффект, и вторичного рынка, где объектом купли-продажи является конечный результат экологически ориентированного инновационного процесса (овеществлённая продукция первичного рынка) и который опосредует его дальнейшее распространение в экономике.

Основными ожидаемыми эффектами как на первичном, так и на вторичном рынке экологических инноваций является экономическая эффективность и экологические результаты. Для их достижения на первичном и вторичном рынках применяют разные инструменты регулирования экологически ориентированного инновационного развития, которые составляют соответствующие мотивационные механизмы (рис. 4).

Рис. 4. Структура мотивационного механизма развития экологически сбалансированной инновационной деятельности

Деление мотивационного механизма экологически сбалансированного развития на составляющие (отдельные механизмы) довольно условное.

1. Мотивационный механизм потребления экологических товаров.

Данный мотивационный механизм направлен на стимулирование спроса на вторичном рынке экологических инноваций, что является основой развития рынка экологических инноваций.

2. Мотивационный механизм производства экологических товаров.

Конечно, спрос на рынке экологических товаров удовлетворяется производством экологических товаров. Данный мотивационный механизм направлен на стимулирование предложения на вторичном рынке экологических инноваций.

3. Мотивационный механизм внедрения инновационных  разработок.

Для того чтобы произвести новый экологический товар, товаропроизводитель должен, в частности, внедрить экологические разработки. Данный мотивационный механизм направлен на стимулирование спроса на первичном рынке экологических инноваций.

Таким спросом является платежеспособный спрос на экологически ориентированные носители новизны (информацию, патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.) со стороны производственного сектора.

4. Мотивационный механизм разработки инновационных проектов.

Данный мотивационный механизм направлен на стимулирование предложения на первичном рынке экологических инноваций. Именно с разработки экологически ориентированных инновационных проектов начинается жизненный цикл экологического товара. Экономическая эффективность и экологичность изготовленных товаров в значительной мере зависит от качества и фундаментальности экологических разработок.

Литература

  1.  Баб'як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України: Навчальний посібник. - К.: Атіка, 2000. - 216 с.
  2.  Бондар О.В. Менеджмент інноваційної діяльності машинобудівних підприємств. - Автореф... канд. екон. наук: 08.06.02. - К., 2002. - 20 с.
  3.  Буднікевич І.М. Становлення регіонального ринку інновацій: теорія та практика (на прикладі Карпатського регіону). - Автореф... канд. екон. наук: 08.10.01. - Львів, 2002. - 20 с.
  4.  Внутрішній економічний механізм підприємства: Навч. посібник / М.Г. Грещак, О.М. Гребешкова, О.С. Коцюба; за ред. М.Г. Грещака. - К.: КНЕУ, 2001. - 228 с.
  5.   Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 224 с.
  6.   Ілляшенко С.М., Прокопенко О.В. Формування ринку екологічних інновацій: економічні основи управління: Монографія / За ред. д.е.н., проф. С.М. Ілляшенка. - Суми: ВТД «Університетська книга», 2002. - 250 с.
  7.  Мельник Л.Г. Экологическая зкономика: Учебник. - Сумы: ИТД «Университетская книга», 2001. - 350 с.
  8.  Мельник Л.Г. Экономика развития: Учебное пособие. - Сумы: ИТД «Университетская книга», 2000. - 450 с.
  9.  Патока И.В. Экономико-экологическая оцеика хозяйственных решений (управленческий аспект). Дис... канд. экон, наук: 08.08.03. - К., 1996. - 172 с.
  10.  Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природонользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. - СШ: Издательство С.-Петерб. ун-та, 1999. - 488 с.
  11.  Проблеми управління інноваційним розвитком підприємств у транзитивній економіці: Монографія / За заг. ред. С.М. Ілляшенка. - Суми: ВТД «Університетська книга», 2005. - 582 с.
  12.  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современній экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: Инфра-М, 1999. - 477 .
  13.  Снакин В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник, - М.: Асademіа, 2000. - 384 с.
  14.  Статистичний щорічник України за 2000 рік / За ред. О.Г. Осауленка. - К.: Техніка, 2001. - 598 с.
  15.  Стратегія екологічної безпеки (регіональний контекст) / Під род. М.І. Долішнього, В.С. Кравціва. - Львів, 1999. - 243 с.
  16.  Экономика природопользования: Учебник / Под ред. Л. Хенса, Л. Мельника, 3. Буна. - К.: Наукова думка, 1998. - 481 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27403. Общая характеристика предмета «Литературное чтение», изучаемого в начальной школе 57 KB
  Назвать основные цели изучения литературного чтения в 14 класса: формирование читательских умений; литературное образование; развитие читательских интересов учащихся. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и...
27404. Развитие учащихся в процессе изучения художественного литературного произведения 51 KB
  Охарактеризовать психологические особенности восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками: воображение эмоции мышление наивный реалист и наивный критик. Уровни развития восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов перекодировка символов букв в звуки и произнесение...
27405. Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения 73 KB
  Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...
27406. Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы 57.5 KB
  Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.
27407. Процесс работы над художественным произведением 105 KB
  Первичное знакомство и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Во время чтения учителя книги у детей закрыты их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителючтецу. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения концовку. Однако прибегая к этому приему учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись если произведение совершенно...
27408. Методика изучения сезонных изменений в природе 23.5 KB
  важны уроки обобщения – ставят всё по местам = проведение сложных сравнений обощающего характера углубляет расширяет кругозор восприятие природы как целого Помогают: дидактич схемы – наглядно показывают связи таблицы эстетика – рассматривание художественных произведений: картин стихов музыкальных произведений Чайковский – времена года Пример – урок Осенние явления природы: беседа о состоянии неживой природы высота Солнца световой день t небо влажность почему произошли изменения – анализ содержания установление...
27409. Значение уроков технологии, изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39.5 KB
  Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности освоение прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. самостоятельно реализация своих возможностей благодаря творческой деятельности способствует проявлению самодеятельности самореализации воплощению собственных идей. В творческой деятельности решаются поисковотворческие задачи с целью развить способности ребенка. под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида Способность к...
27410. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 31.5 KB
  Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание что известно и неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Специфика технологии: ...
27411. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 25.5 KB
  Познавательные УУД: общеучебные логические постановка и решение проблемы.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности;формы уд для формирования ууд: учебное сотрудничество творческая проектная учебноисследовательская деятельность контрольнооценочн и рефлексивная Д Познават общеучебные ууд...