2112

Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Конспект

Политология и государственное регулирование

Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества: общественные объединения в идеологических процессах, идеологические функции СМИ, учреждений образования, науки, культуры. Механизм функционирования идеологии белорусского государства. Политическая, экономическая, социокультурная составляющие ИБГ.

Русский

2013-01-06

86.28 KB

270 чел.

Литература:

  1.  Яскевич Я.С. «ОИБГ» Минск 2011
  2.  Мельник В.А. «ОИБГ» Минск 2011
  3.  Паречина С.Г. «ОИБГ» Минск 2010
  4.  Екодумова, Кузнецова «ОИБГ» Минск 2011

Раздел I.

Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Предмет курса. Методология изучения ИБГ

  1.  Актуальность формирования изучения ИБГ.
  2.  Предмет, задачи и структура курса ОИБГ и его место в системе социальных гуманитарных дисциплин.
  3.  Теория идеологии, базовый понятийно-категориальный аппарат. Основные источники ИБГ.

1. Актуальность формирования изучения ИБГ.

Актуальность формирования изучения ИБГ обусловлена следующими особенностями современного этапа развития белорусского общества:

  1.  распад СССР и провозглашение суверенитета БГ. В 90-е гг. 20 века в Беларуси наблюдалось критически негативное отношение к белорусской идеологии. Большинство граждан отказалось от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества. Была полностью разрушена прежняя система идеологической работы (идеологической вертикали). При этом политическое пространство, которое освободилось от коммунистической идеологии, мгновенно заполнялось различными деструктивными идеями националистического и анархистского характера.
  2.  становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества.
  3.  принятие Конституции 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, которая впервые закрепила принцип идеологического плюрализма. Ст.4: «Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных и иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».
  4.  потребность РБ как суверенного государства в консолидации общества на основе консенсуса по основным вопросам внутренней и внешней политики.

На состоявшемся 27-28 марта 2003 г. постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных ГО, посвященном вопросам идеологической работы, идеология была признана «краеугольным камнем в государственном строительстве». Президент РБ в своем докладе подчеркнул, что идеологическим работником должен быть каждый, кто трудится в органах власти и государственных учреждениях. На семинаре был сделан главный вывод: «независимую, сильную и процветающую страну без понятной людям ИБГ мы не построим». «Государство без идеологии, как человека без мысли, не может развиваться, и тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».

Было обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, местных советов депутатов, информационно-пропагандистских групп, БРСМ. Одной из мер по усовершенствованию идеологической воспитательной работы с молодежью стало включение в 2003 г. в учебные планы всех белорусских ВУЗов курса ОИБГ в качестве одной из дисциплин социально-гуманитарного блока обязательной для изучения всех специальностей.

  1.  Предмет, задачи и структура курса ОИБГ и его место в системе социальных гуманитарных дисциплин.

Предмет курса – это в широком смысле слова это ИБГ как систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, заложенных в основу организации деятельности белорусского общества и государства.

Цель курса – усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного БГ, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.

Задачи курса:

  1.  Освоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и его роль в жизнедеятельности общества.
  2.  Ознакомление студентов с содержанием базовых идей и положений основных идейно-политических течений современности.
  3.  Освоение студентами содержания идей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного БГ.
  4.  Формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны.

Структура курса.

Раздел 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности общества.

Сосредоточены вопросы методологического характера: предмет и задачи, методология изучения, особенности понятийного аппарата, источники. В этом разделе рассматриваются такие понятия как «идеология», «политическая идеология», «государственная идеология», выясняются функции идеологии, формы и уровни ее проявления, процесс формирования, дается классификация идеологии и раскрываются базовые положения основных идеологий современности.

Раздел 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая ИБГ.

Рассматриваются понятия государственности, вопросы этногенеза белорусов, формирование их самосознания, развитие национальной идеи, цивилизационной идентичности и социокультурной самобытности белорусского народа. Анализируются особенности национального характера белорусов и их влияние на общественно-политическую жизнь.

Раздел 3. Политическая, экономическая и социокультурная составляющая ИБГ.

Центральное место занимает анализ идейных оснований конституции, конституционного строя, основ конституционного строя. Особая тема посвящена механизму ИБГ. Завершается изложение курса анализом стратегической цели развития Беларуси в 21 веке, а также внутриполитических и внешнеполитических условий ее реализации.

Учебная программа курса предусматривает 24 аудиторных часа, в том числе 16 лекционных и 4 семинарских, 4 контрольных занятия.

Курс ОИБГ тесно взаимодействует с рядом других социально-гуманитарных дисциплин, с которыми его объединяют общие аспекты предмета исследования. История Беларуси, ИГиПБ, история политической и правовой мысли Беларуси, политология, КП, философия, социология, ЭТ, культурология, религиоведение, этика, эстетика и др.

  1.  Теория идеологии, базовый понятийно-категориальный аппарат. Основные источники ИБГ.

Методологической основой изучения ИБГ является теория идеологии (опираясь на комплекс устоявшихся понятий и представлений, которые относятся в целом к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании ИБГ).

Основные понятия и категории, посредством которых раскрывается содержание курса: идеология, идея, доктрина, учение, концепция, ценность, убеждение, представление, этнос, народ, нация, государство, государственность, культура, цивилизация, политика, модернизация и т.д.

Ключевые источники ИБГ.

1) действующие НПА и политические документы РБ (Конституция, законы, декреты, указы, постановления, директивы, концепции, в т.ч. предвыборные программы и послания президента РБ белорусского народу и НС). Теоретические выводы и практические рекомендации доклада президента на постоянно действующем семинаре в 2003 г. Материалы первого (1996), второго (2002), третьего (2006), четвертого (2010) Всебелорусских народных собраний. Концепция национальной безопасности, 2010 г. Национальные стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ до 2020 г. И др.

2) Международные политико-правовые документы, подписанные и ратифицированные БГ. Устав ООН (подписан БССР 26 июня 1945 г.). Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Договор о создании Союзного Государства (8 декабря 1999 г.). Декларация о Евразийской Экономической Интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии (подписан 18 ноября 2011).

3) Политические документы прошлых периодов истории белорусского народа. Статуты ВКЛ и др. Постановление Люблинского Сейма 1569 г. Документы периода РП и РИ. Политические документы, связанные с возникновением белорусского национального движения. Провозглашение БНР, становлением БССР, его историей развития и распада.

4) Произведения отечественной и мировой философской, политико-правовой мысли, литературно-художественные произведения белорусских писателей и поэтов и т.д. Летописный свод «Повесть временных лет», «Житие Ефросиньи Полоцкой», работы Кирилы Туровского, Слово о полку Игореве, сочинения мыслителей эпохи ВКЛ, РП. Творчество Богушевича, Купалы, Коласа, Богдановича и др. Сочинения современных литераторов, ученых и др.

Современные идеологи: Бабосов, Земляков, Мельник, Слука, Василевич, Решетников, Паречина, Яскевич, Шинкарев и др.

16.03.2012

Идеология и ее общественное предназначение

  1.  Эволюция понятия «идеология» и его современное значение.
  2.  Содержание, структура, функции политической идеологии.
  3.  Классификация политических идеологий.

1. Эволюция понятия «идеология» и его современное значение.

Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания. Идеология – идея и наука, учение об идее. Термин ввел в научный оборот в 1796 г. французский просветитель Антуан де Стю де Трасси в работе «проект идеологии». Также он посвятил идеологии четырехтомник «Элементы идеологии» 1801 – 1815 гг.

Идеология – это наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и обществе (де Трасси). Это социально полезная форма знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки.

На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся неоднозначным содержанием. В 19 веке отношение к идеологии было негативным.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс «Немецкая идеология» 1845-1846 гг. Идеология – часть надстройки над экономическим базисом. Это наивное, ложное, иллюзорное сознание, призванное скрыть реальные властные отношения. Идеологические иллюзии – это типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса. Это своеобразная призма, через которую правящий класс смотрит на жизнь.

Альфредо Парето. Идеологические концепции – это явления вторичные, производные от чувств, изначально психологически присущие человеку, которым придается теоретическая форма для оправдания нелогичного характера политических действий.

Карл Мангейм «Идеология и утопия» 1936 г. «Диагноз нашего времени» 1943 г. Идеология – это способ социально-группового мышления, предназначенный для создания различных концепций и превращения мышления в орудие коллективного действия. Это идея определенных социальных групп, обладающих определенными интересами, которая является осознанным или неосознанным искажением действительности. Кризисное состояние современного мира заключается в отсутствии единой системы норм, ценностей, оценок.

20 век.

Владимир Ленин. Пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологию. Впервые использовал понятие «научная идеология», носителем которой является самый передовой класс – пролетариат. Идеология рабочего класса опирается на последние достижения науки, прогрессивной общественной мысли. Благодаря Ленину идеология стала оцениваться как истинная или ложная, что впервые со времен де Трасси означало возвращение к позитивному отношению к идеологии, как к социально полезному истинному знанию.

После ВМВ накал идеологической борьбы значительно убавился. В 50-ые – 60-ые гг. 20 века ряд западных ученых – Д. Белл, З. Бжезинский, К. Поппер – провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули концепцию деидеологизации.

70-ые гг. 20 века деидеологизация на западе сменилась реидеологизацией. В связи с распадом мировой идеи социализма, крахом коммунистической идеологии (90-е гг. 20 века) произошел временный, непродолжительный возврат к концепции деидеологизации, связанный с глобальной победой западных либеральных ценностей.

Рубеж 20-21 вв. Ознаменовался процессом глобализации, который поставил перед человечеством глобальные проблемы современности, для осмысления которых общество пока не придумало ничего лучше, чем идеология.

2. Содержание, структура и функции политической идеологии.

Политическая идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой выражаются интересы определенных социальных групп и обосновываются их притязания на государственную власть.

Политическая идеология имеет три важных аспекта:

  1.  Настоящая идеология – это целостная, теоретически оформленная система глубоких, философски обоснованных знаний о социальном бытии и способах его изменения и сохранения, а не набор неких случайных взглядов.
  2.  Это объединяющий способ социально группового мышления, а не социальная наука, которая стремится к достижению объективной истины. Идеология всегда обслуживает интересы определенных социальных групп и опирается на научные знания только в той мере, в которой они соответствуют интересам данной социальной группы.
  3.  Политическая идеология всегда связана с политической практикой о борьбой различных политических сил за власть.

Структура идеологии. В структуру идеологии входят знания, идеи, взгляды, ценности, нормы и идеалы, цели и убеждения.

Выделяют три уровня функционирования различных идеологических систем:

  1.  Теоретико-концептуальный (элитарный). Наиболее абстрактный научный уровень, на котором формируются основные положения политических теорий и обосновываются идейные принципы политических движений (научные статьи, доклады, монографии, диссертации и др).
  2.  Программно-политический. Предполагает преобразование политических теорий и доктрин, программы, лозунги политических партий и движений.
  3.  Обыденно-актуализированный. Выражается в степени освоения гражданами определенных идейных воззрений, а также в различных формах политического участия граждан.

Функции идеологии:

  1.  Познавательная.
  2.  Легитимизационная.
  3.  Интегративная.
  4.  Мобилизационная.
  5.  Нормативная. Критерий оценки поведения.
  6.  Конструктивная. Служит постановки целей и задач идеологии как ориентир для политических действий.
  7.  Прогностическая.
  8.  Коммуникационная.
  9.  Компенсаторная.

Носители политических идеологий – это субъекты политики (индивиды, группы, классы, общество в целом).

Формы институционального оформления идеологи – это общественные объединения.

Формы выражения и закрепления содержания идеологии – это социально-политические учения, доктрины, концепции и теории.

Классификационный критерий

Типы идеологии

В соответствии с носителями идеологии

Групповые, сословные, классовые, конфессиональные, национальные, корпоративные, партийные, государственные

В зависимости от масштабов мышления носителей идеологии (к. Манхейм)

Тотальные (глобальные). Претендуют на выработку общего для всего человечества понимания, объяснения мира. Пример: социализм. Частные (частичные). Формируются на психологическом уровне и делают акцент на отдельных, частных интересах социальных групп.

По отношению к действительности

Прогрессивные. Усматривают определенный непорядок в обществе и пытаются его устранить путем нововведений.

Охранительные. Оправдывают и поддерживают существующий строй. Пример: консервативные партии.

Реакционные. Обосновывают необходимость возврата к прошлому состоянию. Пример: религиозно-фундаменталистские.

По способам реализации идеалов, ценностей и норм

Радикальные. Обосновывают необходимость быстрого и коренного преобразования действительности как законными, так и насильственными средствами. Пример: расизм.

Реформистские. Ориентированы на применение постепенных, умеренных реформ. Пример: социал-демократизм.

По содержанию

Традиционные. Оформились в новое время. Пример: либерализм, консерватизм.

Нетрадиционные. Пример: фашизм, феминизм, сепаратизм, глобализм.

По месту в идейно-политическом спектре

Крайне-левые (ультралевые), левые, лево-центристские, центристские, право-центристские, правые, ультраправые.

Слева направо. Коммунизм, социализм, либерализм, консерватизм, фашизм.

Левые идеологии декларируют свою приверженность идеям свободы, равенства, братства, прогресса, делая акцент на равенстве в ущерб личной свободе, и выступают за усиление роли государства во всех сферах жизни общества (особенно экономической).

Правые идеологии делают акцент на неравенстве и свободе для избранных, идея жесткой социальной иерархии, государственного суверенитета и готовые защищать порядок любыми средствами, в том числе и авторитарными.

Центристские идеологии стараются избежать крайностей, акцент на всеобщей личной свободе, синтез свободы и равенства посредством ограничения в той или иной степени роли государства в экономике и других сферах.

Название идеологии и партии необязательно соответствуют их месту в идейно-политическом спектре.

23.03.2012

Основные идеологии современности

  1.  Либерализм и неолиберализм. Определение, принципы, цели.
  2.  Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели.
  3.  Социализм. Основные направления, принципы, цели.
  4.  Государственная идеология как социально-политический феномен: основы, уровни, механизм функционирования. Понятие идеологической работы.

1. Либерализм и неолиберализм. Определение, принципы, цели.

Либерализм (лат. свободный) – первая идеология, которая оформилась как современная идеология в новое время (17-18 вв) в борьбе буржуазии против феодальных порядков.

Изначально носителем либеральных идей было 3 сословие – буржуазия. Классики либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джеферсон, И. Бентом, А. де Токвиль.

Классическое изложение либеральной идеологии – Декларация независимости США 1786 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Фундаментальные принципы либеральной идеологии:

  1.  Индивидуализм (возможность предоставления человеку права самому устраивать свою собственную жизнь).
  2.  Свобода личности (свобода человека, а не группы, класса, нации, государства, от вторжения в его частную жизнь, от произвола властей).
  3.  Права человека (в первую очередь основные).
  4.  Принцип прогрессизма. Вера в прогресс.
  5.  Номократия – власть закона. Эгалитаризм – равенство всех перед законом.
  6.  Плюрализм мнений, взглядов и институтов.
  7.  Принцип частной собственности.
  8.  Принцип конкуренции.

Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, т.е. опеки со стороны государства над подданными. А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением 3 функций: содержание ВС и полиции, обеспечение правосудия, создание и содержание общественных учреждений.

Неолиберализм. Экономические кризисы 1929-1933 гг. и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы и пересмотреть взаимоотношения государства и общества.

Впервые модель неолиберализма была апробирована на практике в США во времена нового курса Рузвельта в 30-е гг. 20 века. Чтобы вывести страну из экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов ГУ в экономику. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления, получила название «государство всеобщего благоденствия».

Отличительные черты неолиберализма:

  1.  Отказ от невмешательства государства в экономику.
  2.  Арбитраж государства. Активная социальная помощь незащищенным слоям населения.
  3.  Расширение функций государства.

В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов ВКЛ, где закладывались идеи правового государства, однако наибольшее развитие идеи либерализма получили в Беларуси только в конце 20 века. Современный либерализм отображает интересы среднего класса.

2. Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели.

Консерватизм (лат. сохранять, охранять) возник в конце 18 века. Впервые термин употребил французский писатель де Шатобриан в журнале «Консерватор» (издавался 1818-1820 гг., выражал реакцию французской аристократии на ВФР).

Основоположники консерватизма: Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональт.

Существует точка зрения, что консерватизм возник как противопоставление либерализму. Поэтому его не считают «чистой» идеологией и рассматривают как придаток либерализма.

Фундаментальные принципы:

  1.  Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны «обуздывать несовершенно греховную природу человека».
  2.  Традиционализм.
  3.  Ориентация на локальные ценности. «Общество сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, в общении, в местных институтах власти, поэтому социальные «мы» на местном уровне – это источник стабильности и залог укрепления государства».
  4.  Политический реализм. Реформы, которые проводятся в обществе должны быть рассчитаны на реальных людей, образ жизни которых и привычки нельзя изменить без больших несчастий.
  5.  Принцип анти прогрессизма.
  6.  Анти эгалитаризм в социальной сфере. Недоверие к социальному равенству, обоснование иерархической структуры общества.
  7.  Недоверие к демократии. Она ведет к разрушению моральных принципов и к торжеству посредственностей.
  8.  Принцип элитарности и естественной аристократии. Политика – это сфера профессиональной деятельности, и заниматься политикой должны лучшие, то есть достойные люди, выходцы из различных слоев.
  9.  Осуждение вовлечения масс в политику. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

Неоконсерватизм. Как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-е гг. 20 века. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно неоконсерватизм стал действенной альтернативой социал-демократизму и либерализму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США и ВБ. Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и классического консерватизма. Из либерализма взяли принципы свободы и ответственности личности, а из консерватизма – приоритет локальных ценностей и нравственных норм.

Представители: Д. Белл, Кристолл, Юнгер, М. Тэтчер, Р. Рейган.

Основные признаки, установки:

  1.  В мировоззренческом плане. Приоритет принципа свободы над принципом равенства.
  2.  В экономическом плане. За ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.
  3.  Социальная политика. Тесно связана с экономической. Базируется на следующих принципах: а) принцип солидарности. Представление о единстве труда и капитала. Дело фирмы – общее дело каждого. б) принцип справедливости. Справедливая з/п. в) принцип субсидиарности. Государства предоставляет социальные блага бесплатно только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить.
  4.  В политической сфере. Старая консервативная традиция. Демократия должна быть вертикальной и элитарной. Демократия – «необходимое зло», т.к. человечество пока не придумало лучшего.
  5.  В сфере межличностных отношений. Стремятся привить традиционные буржуазные ценности: семья, дети, здоровый образ жизни, карьера, патриотизм.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы. Однако определенная доля консервативных идей есть в современной белорусской идеологии.

3. Социализм. Основные направления, принципы, цели.

Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе. Основана на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированы идеологи раннего (утопического) социализма Т. Мор, Кампанелла.

Термин «социализм» (лат. общественный) введен Пьером Леру, французским мыслителем в работе «О социализме и индивидуализме».

Основные принципы социалистических идеологий:

  1.  Оптимистический взгляд на природу человека (все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости).
  2.  Коллективизм и солидарность. Устранение эксплуатации человека человеком, помощь и сострадание обездоленным и эксплуатируемым.
  3.  Верховенство общественных интересов над частными.
  4.  Социальная справедливость (общественная собственность на средства производства, перераспределение доходов в пользу нуждающихся).
  5.  Прогрессизм.

Основные направления социалистической идеологии:

  1.  Ортодоксальный марксизм (Маркс, Энгельс, Плеханов).
  2.  Ревизионизм – социал-демократизм (Каутский и др.).
  3.  Радикальный марксизм – революционный большевизм (Ленин, Р. Люксембург, К. Цеткин и др.).
  4.  Анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин).

Коммунистические идеи зародились в древности. Термин «коммунизм» от лат. «общий, социальный». Теоретическое обоснование коммунистических идей в трудах Платона. Впервые термин «коммунизм» был использован Э. Кабе в работе под названием «Путешествие в Икарию» 1840 г.

Марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения возник в 40-е гг. 19 века. Коммунистическая идеология и марксизм стали синонимами. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связано с основоположниками марксизма.

Основные принципы классической коммунистической идеологии закреплены в Манифесте КП 1848 г. и включают: теорию общественных формаций, теорию классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Социал-демократизм возник в конце 70-х гг. 19 века на почве рабочего движения, взявшего за основу идеологии марксизма. Отличительные черты социал-демократизма по сравнению с марксизмом:

  1.  Отказ от классовой борьбы.
  2.  Расширение социальной базы. Рабочий класс, интеллигенция, малый и средний бизнес.
  3.  Признание политического плюрализма, рыночной экономики, парламентской демократии.

Принципы социал-демократизма:

  1.  Политическая демократия. Свобода, равенство.
  2.  Экономическая демократия. Общественная собственность в рамках смешанной экономики и участие трудящихся в управлении фирмами.
  3.  Социальная демократия. Повышение качества жизни, гуманизация условий труда, охрана окружающей среды и т.д.
  4.  Международная демократия. Установление нового мирового порядка на принципах равноправия и учетов интересов друг друга.

В настоящее время в Беларуси социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий.

Таким образом, ИБГ включает в себя элементы социалистической, консервативной и либеральной идеологий.

Самостоятельно: нетрадиционные идеологических течений современности: пацифизм, глобализм, антиглобализм, феминизм, экологизм, технократизм, анархизм.

30.03.2012

4. Государственная идеология как социально-политический феномен: основы, уровни, механизм функционирования. Понятие идеологической работы.

Государственная идеология – специфический тип идеологии, который обеспечивает большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к единому сообществу.

В демократическом государстве наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма, различных идейно-политических течений.

Государственная идеология несет в себе центристскую программу и охватывает все основные сферы жизнедеятельности общества.

ИБГ – это целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения путем использования государственной власти.

ИБГ – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

ОИБГ:

  1.  культурно-историческая (цивилизационная) – совокупность устоявшихся идей и представления относительно происхождения и формирования белорусского народа, особенности развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности.
  2.  правовая – Конституция РБ.
  3.  политическая – белорусская политическая система.
  4.  экономическая основа – белорусская экономическая модель.
  5.  мировоззренческая основа – белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи.

Уровни функционирования государственной идеологии:

  1.  Теоретико-концептуальный. Образует научные учебные работы, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности белорусского общества.
  2.  Программно-политический. Государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности и идеалы белорусского народа и основные направления внутренней и внешней политики.
  3.  Обыденно-актуализированный. Различные средства и формы выражения и пропаганды содержания государственной идеологии. Политические символы – государственная символика, исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, политическая топонимика, национальные и политические деятели, популярные книги, произведения искусства и т.д.

Механизм функционирования ИБГ – совокупность лиц, институтов, организаций, учреждений, призванные заниматься формированием государственной идеологии, ее систематизации, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов общества.

Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в СССР. Идеологический аппарат создавался решением высших властей и фактически составлял часть системы ОГВ и управления. Орган, управляющий идеологической сферой, – ЦК КПСС. Специальный секретарь по идеологии, которому подчинялось несколько отделов: пропаганды, науки, культуры. Аналогичные подразделения существовали в союзе молодежи ВЛКСМ, армии, органов внутренних дел и государственной безопасности. Функционировала сеть идеологических учреждений (Институт марксизма-ленинизма, академия общественных наук при ЦК КПСС).

Механизм ГИ в западных странах складывался как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества (например, профсоюзный аппарат, политический, образовательный, религиозный, коммуникационный, культурный, семейный).

Элементы механизма функционирования ГИ: выборы (референдумы), высшие ДЛ государства, институты законодательной власти, Конституция, законы, другие НА, государственно-политические документы, ОИВ, ОМУиСУ, администрация трудовых коллективов, специализированные научно-исследовательские учреждения, учреждения национальной системы образования и культуры, СМИ, материальные и нематериальные проявления человеческого творчества.

Идеологическая работа – деятельность людей (умственная, физическая, руководящая, креативная и др.) содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций, доктрин, нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью различных средств и форм.

Идеологи – лидеры национального движения, руководители государства, видные общественно-политические деятели.

Раздел II. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая ИБГ

Тема 4. Белорусская общность, национальная идея и государственность.

  1.  Истоки и становление белорусской государственности.
  2.  Создание и распад советской государственности.
  3.  Выбор идеологии БГ в постсоветский период. Укрепление БГ.

Этническая общность – исторически сложившая на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), связанная сходством жизненных условий, стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, единством ценностей и норм, отношениями организаций, самосознанием и исторической памятью.

Белорусская этническая общность появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях, смежных с ними территориях на протяжении многих веков.

В процессе ее формирования выделяют несколько периодов: 1) доиндоевропейский – каменный век, 2) балтский – бронзовый, железный век, 3) славянский – 2 половина 1 тысячелетия и до наших дней.

Национальное самосознание – это понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, ощущение своей уникальности и самобытности и отличие от других народов. Выражением национального самосознания является национальная идея.

Национальная идея – овладевшая самосознанием определенной этнической общности людей мысль (идея), согласно которой эта общность людей является особой нацией, поэтому она считает себя вправе по собственному усмотрению строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами.

Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Соловьев использовал в своем докладе 1888 г. термин «русская идея» для обозначения русского самосознания. Впервые русская идея была сформулирована 16 век русским монахом Филофеем «Москва – третий Рим». Граф Уваров, 30-е гг. 19 века, «православие, самодержавие, народность».

Франция. «Свобода, равенство, братство».

Белорусская национальная идея имеет глубинные корни, связанные с историей белорусского народа, с его борьбой за свободу, за право «людьми зваться». На современном этапе доминантной идеей является «За сильную и процветающую Беларусь».

Функции национальной идеи:

  1.  Интегративная.
  2.  Объяснительная. Обоснование существующего политического строя и проводимого политического курса.
  3.  Целеполагающая. Формулирует цели, консолидирующие общество.

Национальная идея неразрывно связана с понятием «государственность».

Государственность – достигнутый определенной этнотерриториальной общностью людей исторический уровень развития, признаком которого является создание собственного государства в какой-либо форе либо восстановление государства, если оно было утеряно.

Признаки государственности: наличие государственного языка, символики, публичной власти и государственного аппарата, системы налогов, правовых институтов, монополия государство на правотворчество, легитимность законов, наличие территории и государственных границ, суверенитет и др.

1. Истоки и становление белорусской государственности. 2. Создание и распад советской государственности.

Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Наиболее острая полемика разворачивается в рамках решения таких вопросов, как корни БГ, какое значение имело вхождение белорусских земель в ВКЛ, РП, РИ, СССР.

Этапы становления БГ:

  1.  Период Киевской Руси, 9-12 вв. Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Клемент Смолятич.
  2.  Период ВКЛ. 13 – середина 16 века. Франциск Скорина, Никола Гусовский, Симон Будный, Андрей Волан, Лев Сапега, Василий Тяпинский.
  3.   Период РП. 1569 – 1795 гг. Филипович, Зизаний, Симеон Полоцкий, Смотрицкий, Канисский, Скарга, Нарбут.
  4.  Период РИ 1795 – 1918 гг. Богушевич, Богданович, Мицкевич, Купала, Коласа, Солоневич. 19984 г. – год издания белорусскими народниками журнала «Гоман», считается зафиксированной в письменном источнике белорусской национальной идеи (автономия белорусов в качестве самобытного народа в составе российского государства).
  5.  Советский 1918 – 1991 гг. Червяков, Жилунович, Машеров, Сокол, Круталевич. 1920 г. БССР как исторически первое реальное белорусское государство.

3. Выбор идеологии БГ в постсоветский период. Укрепление БГ.

Этапы становления БГ.

  1.  С момента придания ВС статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР 25 августа 1991 г. 19 сентября приняты постановления о переименовании БССР в РБ и законы о государственном гербе и государственном флаге. 8 декабря 1991 – денонсация договора 1922 и создание СНГ. В течение 1922 г. – полное международное признание РБ.
  2.  Связан с принятием Конституцией и выбором Президента. Сложный переходный период. Период борьбы за власть и борьбы за выбор типа власти.
  3.  Со 2 половины 1994 г и до ноября 1996 г. 14 мая 1995 проводятся парламентские выборы и референдум. Для этого периода характерно укрепление отношений с РФ. Завершением этого этапа стало проведение референдума 24 ноября 1996 г.
  4.  Современный этап. Укрепление БГ, дальнейшее развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Прошли Парламентские выборы 2000, 2004, 2008. Президентские выборы 2001, 2006, 2010. Республиканский референдум 17 октября 2004 г.

06.04.2012

Традиционные (социокультурные идеалы и ценности белорусского народа)

  1.  Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусского народа.
  2.  Традиционные идеалы и ценности белорусского народа. Особенности национального характера белорусов.

1. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусского народа.

Социокультурная самобытность каждого народа является результатом его становления, этногенеза и взаимодействия с другими окружающими его этническими общностями. Этнические общности, близкие по своей пространственной локализации и культуре образуют цивилизации.

Термин «цивилизация» (от лат. гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители 18 века для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, а значит, разумных началах, в противовес отсталым родоплеменным отношениям. Было предложена трехфазовая периодизация общественного развития. Первая стадия – стадия дикости, вторая – стадия варварства, третья – стадия цивилизации.

К концу 20 века утвердилось понимание цивилизации как сообщества людей, локализованных в пространстве и времени, которое характеризуется специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием материально-духовной культуры и религии.

Существенный вклад в разработку цивилизационных концепций общественного развития внесли Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон и др.

Согласно концепции Данилевского, развитие цивилизации имеет циклический характер и включает стадию зарождения (процесс формирования цивилизации на основе принадлежности к одной языковой группе), период развития (процесс оформления культурной и политической независимости), цивилизационная стадия (стадия расцвета), стадия упадка.

Шпенглер рассматривает исторический процесс как рождения, рост и разрушение культурных типов. Делает вывод о гибели западной культуры, которая находится на цивилизационной стадии развития. Цивилизация – это кульминационная стадия развития любой культуры, ее распад, признаки которого проявляются в росте НТП, обезличивании человека, снижении творческой активности.

Хантингтон. Облик современного мира после конца холодной войны и развала СССР определяется конкуренцией и борьбой 7-8 крупных цивилизаций. Западно-христианская (англо-саксонская, католическо-протестантская) охватывает Европу в границах западного христианства (Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия). Славяно-православная с центром в России. Китайско-конфуцианская – Китай и страны с родственной культурой (например, Вьетнам и Корея). Арабо-мусульманская. Японская. Латино-Американская. Индо-буддистская. Африканская.

Социокультурная самобытность белорусского народа формируется на базе принадлежности к определенного цивилизационному типу. По своему географическому положению Беларусь находится в центре Европе, а основная часть населения принадлежит к христианскому вероисповеданию. Поэтому одни исследователи (Майхрович) идентифицируют Беларусь с индоевропейской (христианской) цивилизацией. Другие (Мельник) отмечает, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси (9-12 века), когда складывался особый культурно-исторический тип на собственно славянской почве под влиянием восточной, греко-византийской культуры, поэтому белорусы принадлежат в славяно-православной цивилизации. Третьи (Якодумова, Кузнецова) подчеркивают, что Беларусь находится на стыке двух цивилизаций: западной и восточной – поэтому впитала в себя как основы славяно-православной, так и западно-христианской цивилизации.

В целом, все исследователи сходятся во мнении, что белорусы, испытав разное культурное влияние, сохранили свою цивилизационную идентичность, духовные традиции и ценности, синтезировав достижения западной и восточной цивилизаций.

  1.  Традиционные идеалы и ценности белорусского народа. Особенности национального характера белорусов.

Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражена в социокультурных идеалах и ценностях белорусского народа. Они имеют важное значение для формирования идеологии государства. Идеология государства сама способна выявлять и актуализировать аспекты ментальности, способствующие дальнейшему развитию национальной культуры. Как специфический тип, идеология государства выступает в роли интегративного начала, базируется на основе консенсуса по поводу основных идеалов и ценностей. Мировоззренческая основа этого консенсуса и являются традиционные идеалы и ценности.

Корни социокультурной самобытности белорусов и их цивилизационной идентичности уходят в период Киевской Руси, когда литературные произведения и деяния наших предков – Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Клемент Смолятич – стали исторически первым посланием миру о рождении самобытной этнической общности.

Основные идеалы.

Гуманистический и демократический идеал общественной жизни. Гуманизм (лат. человечный) – нравственно-этическая установка, которая заключается в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистический идеал нашел свое воплощение в творчестве Николая Гусовского. Сегодня этот идеал закреплен в ст. 2 Конституции. Демократизм – принцип политической жизни, состоящий в принятии самих народов решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Многие мыслители периода ВКЛ уделяли особое внимание теоретическому осмыслению идеи народовластия. Например, предисловие Ф. Скорины к Библии русской, статуты ВКЛ, особенно 1588 г. с предисловием Льва Сапега, трактат А. Волана «О политической и гражданской свободе»).

Идеал свободолюбия и патриотизма. Патриотизм – нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к родине, преданность и гордость за прошлое и настоящее своего отечества, стремление защищать свою родину. В истории отечественной культуры основателем национальной патриотической традиции считается Скорина. В период ВКЛ – социальная и общественно-политическая жизнь городов с предоставлением им в 14 веке Магдебургского права. Исторические источники свидетельствуют о храбрости, мужестве и героизме наших предков на поле битвы. В период РП были разработаны идеалы и ценности, вдохновлявшие православное население против гнета польских феодалов, за воссоединение белорусов с русскими в одном государстве. С вхождением белорусских земель в состав российского государств начался этап ускоренного формирования национального самосознания белорусов. Два течения среди отечественной интеллигенции: западный русизм и революционный демократизм (Батька Минай, Марат Казей, Елена Мазаник, Петр Машеров).

Идеал социального равенства и справедливости. Сегодня нашел закрепление в Конституции РБ, в которой наше государство определяется как социальное.

Основные духовные ценности белорусского народа.

Структура: общечеловеческие ценности, общеславянские ценности, ценности восточного славянства, идеалы и ценности белорусов.

Общечеловеческие ценности. В научной среде отсутствует единое определение общечеловеческих ценностей. Отношение к данному понятию варьируется от полного его отрицания до составления списка конкретных общечеловеческих ценностей. Как правило, под общечеловеческими ценностями понимают: вневременные общечеловеческие фундаментальные ориентиры и нормы, аксиологические максимы, исходные моральные и религиозные каноны, которые являются абсолютным стандартом для людей всех цивилизаций, культур и эпох (золотое правило морали, религиозные догматы и заповеди, многие либеральные принципы, основные законы, существующие в большинстве стран мира).

Общеславянские ценности. Владимир Соловьев в славянской душе видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализма). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение отечеству, чувство долго, соборность, стремление к святости и добродетели. Ценности западной цивилизации, которые опираются на протестантскую этику, включают стремление к личному обогащению, а значит, напористость, прагматизм, расчетливость.

Ценности восточного славянства. Николай Бердяев отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, поэтому происходят духовные метания, недостаток инициативы и проявляется смирение перед необъятной ширью. Для русской души характерна двойственность (амбивалентность), так как Россия находится на стыке двух цивилизаций. В русском характере сочетаются славянский компонент и татаро-монгольский (что привнесло в характер русского народа агрессивность, радикализм, рациональное стремление к свободе, что проявляется в бунтах, революциях и т.д.).

Духовные ценности белорусского народа. Термины «ментальность» и «менталитет» - лат. ум, мышление – обозначают склад ума, образ мыслей, мировосприятие. Термины ментальность и менталитет ввел в научный оборот в 1922 г. французский философ Леви-Брюлль («Первобытное мышление»). Национальный менталитет – определенный способ восприятия окружающего мира, типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного народа и определяющих особенности его истории.

В настоящее время также употребляется термин «национальный характер». Некоторые авторы рассматривают их как синонимы. Другие говорят, что «национальный характер» является более узким понятием, включающим в себя темперамент, эмоции, настроение, способы жизнедеятельности, оставляя в стороне рациональные аспекты поведения.

Особенности национального характера белорусов.

Толерантность (терпение, терпимость, снисходительность). Выражается в отсутствии вражды, склонности к компромиссам, склонности к поиску справедливости без насилия, умении прислушиваться к чужому мнению, уважении и доброжелательности к людям с другими взглядами и религией. В основе толерантности лежат восточные ценности православия. Теоретическое обоснование получила у Скорины. Статут ВКЛ 1588 г. первые закреплял принцип равноправия между представителями между представителями разных вероисповеданий.

Памяркоўнасць. Способность приспосабливаться к существующим условиям, рассудительность, отсутствие склонности к крайностям, стремление достичь согласия со своими партнерами.

Трудолюбие. Основано на христианском происхождении белорусов, их заботе о собственном клочке земли, работоспособности, выносливости, хозяйственности.

Грамада. Выражается в семейственности, стремлении поддержать своих, людей из одной местности, наладить родственные связи. Талака (взаимопощь). Предполагает коллективное решение всех вопросов.

Соборность (союзность). Стремление существовать с родственными общностями в рамках союзной государственности. Например, в рамках древнерусского государства, ВКЛ, СССР, Союзного государства, Таможенного Союза.

13.04.2012

Раздел III. Политическая, экономическая, социокультурная составляющие ИБГ.

Лекция 6. Конституционно-правовые основы ИБГ.

  1.  Понятие и назначение функций Конституции РБ. Понятие и характерные черты конституционного строя РБ и его основы.
  2.  РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское государство.
  3.  Человек, его права и свободы и гарантии их реализации как наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства.
  4.  Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Символы государственного суверенитета РБ и их общая характеристика.

1. Понятие и назначений функций Конституции РБ. Понятие и характерные черты конституционного строя РБ и его основы.

Правовой основой ИБГ является Конституция РБ (от лат. строение, устройство). Это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами.

Любая Конституция обладает совокупностью юридических, политических, идеологических свойств. Юридические свойства: верховенство по отношению к иным юридическим актам; стабильность.

Политические свойства. Конституция фиксирует результат политической борьбы, состояние общественных отношений, предмет согласия различных социальных сил, программу развития государства и общества.

Идеологические свойства. Конституция выражает определенный тип мировоззрения, социально-политическую доктрину, характерную для общества и государства на данном отрезке времени.

Практические все Конституции имеют идеологические цели. В отличие от предыдущих Конституций, Конституция закрепляет принцип идеологического плюрализма (ст.4). Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции, является основой утверждения демократии.

Конституция 1919 г. была идеологизированной и носила открытый классовый характер. Устанавливала в стране диктатуру пролетариата и лишала избирательных прав некоторые категории граждан.

Конституция 1927 г. предусматривала пятикратное преимущество рабочего класса в представительстве на выборах, лишая избирательных прав монахов, служителей религиозных культов, а также лиц, которые использовали наемный труд.

Конституция 1937 г. закрепляла руководящую роль КПСС.

В Конституции 1978 г. закреплялось равенство всех граждан перед законом, ведущая роль КПСС и рабочего класса.

Конституционный строй – это способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества. Как отмечает Василевич Г.А., современное понимание конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном. Конституционный строй – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны и для которого характерны признаки демократизма.

Основы конституционного строя, в отличие от в целом конституционного строя – это наиболее важные принципы и нормы Конституции, которые обладают большей юридической силой даже по отношению к другим нормам Конституции.

В качестве основ современного конституционного строя выделяют: провозглашение прав, свобод и законных интересов общества и государства, демократия, правовое, социально государство.

2. РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское государство.

По форме правления современное белорусское государство является республикой. РБ с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления: 1) август 1991 – 15 марта 1994 гг. – Парламентская республика. Законодательный орган – Верховный Совет, который избирался прямым народным голосованием, коллективный президент – Президиум ВС, избираемый из числа депутатов. ВС утверждал Правительство во главе с его председателем. 2) 15 марта 1994 – 24 ноября 1996 гг. – президентская республика. Президент РБ – глава государства и ИВ. Президент избирался народом, сам создавал Кабинет Министров. Парламент (ВС) не мог отправить в отставку КМ, а Президент не мог распустить Парламент. Импичмент был возможен. 3) С 24 ноября 1996 г. – смешанная республика с сильной президентской властью.

По форме государственного устройства РБ – унитарное государство (от фр. единство). РБ не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. Территория разделена на 6 областей, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Все АТЕ – части единого целого. Они располагают только теми полномочиями, которыми наделила их Конституция.

РБ – демократическое государство. В настоящее время под демократией понимают такое политическое устройство, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей.

Принципы демократического государства:

  1.  юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя суверенитета (ст. 3);
  2.  равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан (ст. 22, 23);
  3.  разделение властей и выборность основных органов и ДЛ (ст. 6);
  4.  политический плюрализм (ст. 4).

РБ – правовое государство. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону. Признаки:

  1.  принцип правового равенства (ст. 22);
  2.  принцип не отчуждаемости прав и свобод человека (ст. 2);
  3.  принцип разделения власти (ст. 6);
  4.  принцип верховенства права (ст. 7).

РБ – социальное государство. Данное определение впервые появилось в Конституции 1994 г. Социальное государство – государство, которое стремится к утверждению социальной и экономической справедливости в обществе, обеспечению достойных условий существования своих граждан.

РБ – светское государство. В Конституции РБ ничего не говорится об отделении церкви от государства и не подчеркивается, что государство является светским. Однако светский характер белорусского государства определяется содержанием статей 4, 16 и 31. Политика белорусского государства в сфере религии регламентирована Законом РБ от 17.12.1992 г. № 2054 «О свободе совести и религиозных вероисповеданиях».

3. Человек, его права и свободы и гарантии их реализации как наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства.

Неотъемлемым элементом сознания ценности белорусского государства является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей ценностью признается человек. Это нашло закрепление в ст. 2 Конституции и конкретизацию в разделе 2 Конституции. Конституция РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями воплотила в себе полный набор прав и свобод человека и гарантии их реализации закрепленной в международных документах: «Международный билль о правах человека» (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических и социально-культурных правах человека 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., два факультативных протокола ко второму пакту: 1966 г., 1989г.), «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1950 г., «Европейская социальная хартия» 1961 г.

Классификация прав и свобод по содержанию: 1) личные, гражданские (24, 25, 28, , 29, 30, 31, 32, 50, 60, 61, 62); 2) политические (37, 38, 40, 36, 33, 35, 39); 3) экономические, социально-культурные права (41, 42, 43, 44, 48, 45, 46, 49, 47, 51).

Обязанности человека и гражданина. Соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (52). Уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других людей (53). Остальные самостоятельно.

4. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Символы государственного суверенитета РБ и их общая характеристика.

Суверенитет – это полнота власти субъекта в пределах предоставленной ему компетенции. Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социально-экономической и культурной сферах. На каждая нация обладает государством, но может обладать культурным суверенитетом. Народный суверенитет – единственный источник государственной власти и носитель суверенитета – народ. Народный суверенитет может быть реализован только при существовании государства. Согласно статье 3 Конституции, народ осуществляет свою волю непосредственно, через представительные и иные органы, в формах и пределах, установленных Конституцией (выборы, референдум).

Формой выражения народного суверенитета является государственный суверенитет. Т.е. верховенство и неделимость государственной власти внутри страны, независимость на международной арене. Декларация о государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 г. Государственный суверенитет предполагает наличие 3 признаков государственной власти: единство власти, верховенство власти, независимость власти.

Государственная символика выполняет те же функции, что и государственная идеология (ст. 19). 14 мая 1995 г. состоялся референдум о национальной символике, инициированный главой государства. За вариант, предложенный главой государства, проголосовало более 75% населения.

Закон РБ от 05.07.2004 № 301 «О государственной символике РБ». День – 8 мая.

14.04.2012

Лекция 7. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.

  1.  Идеологическая роль Президента РБ.
  2.  Формирование идеологии государства законодательной деятельности Парламента.
  3.  Идеологическая составляющая деятельность Правительства РБ, подчиненных ему РОГУ. Идеологические аспекты деятельности ОМУиСУ, администраций, трудовых коллективов.
  4.  Роль выборов, республиканских референдумов, всебелорусских народных собраний в формировании ИБГ.
  5.  Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества: общественные объединения в идеологических процессах, идеологические функции СМИ, учреждений образования, науки, культуры.

1. Идеологическая роль Президента РБ.

Президент РБ (от лат. «сидящий впереди») является главой государства и занимает особое место в системе разделения властей. В РБ должность Президента была введена в период принятия Конституции 1994 г. и проведение в июле 1994 г. президентских выборов, на которых во втором туре победил А.Г. Лукашенко.

Роль Президента РБ в механизме функционирования ИБГ предопределяется его положением в политическом устройстве страны (Гл. 3, Закон РБ «О Президенте РБ» от 21.02.1995 № 3602).

Функции Президента. Гарантийная (ст. 79). Арбитражно-интегративная (Президент РБ не принадлежит ни к одной из ветвей власти, возвышается над тремя ветвями власти, выступает в роли арбитра между ними, является посредником между обществом и государством и символом гражданского согласия). Контрольная (в отношении ИВ, ЗВ, СВ). Нормотворческая.

Ключевые полномочия, регламентирующие его участие в механизме ИБГ. Важным элементом механизма функционирования идеологии является референдум. Президент является единственным лицом в стране, который наделен Конституцией правом назначения республиканских референдумов. Используя данные полномочия, он может направлять вектор общественно-политического развития страны. Именно по его инициативе были проведены республиканские референдумы по таким важнейшим вопросам, как двуязычие, утверждение новой государственной символики, внесение изменений в Конституцию.

Формой участия Президента в формировании идеологии являются его ежегодные обращения к народу и Парламенту. В посланиях обычно содержится развернутый анализ положения дел в стране, анализ внутренней и внешней политики, обосновывается программа законодательных работ на ближайшую перспективу. Каждое из ежегодных посланий акцентирует внимания на какой-либо принципиально важной проблеме белорусского общества и государства. Послание 2000 г. обосновывало концепцию устойчивого экономического развития. Послание 2002 г. – курс на построение сильной и процветающей Беларуси. Послание 2006 г. – построение гражданского общества. Послание 2008 г. – здоровая и сильная нация.

Формой проявления идеологии государства являются государственные праздники и памятные дни. Устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое и общественно-политическое значение для белорусского народа. Согласно Конституции, право установления государственных праздников и праздничных дней принадлежит Президенту.

Также Президент РБ принимает решение о награждении граждан государственными наградами, о присвоении классных чинов и званий, утверждает государственные программы, концепции, директивы, выполняет важную функцию по формированию состава государственных институтов.

Таким образом, идеологический аспект в той или иной мере присутствует во всех полномочиях главы государства.

2. Формирование идеологии государства законодательной деятельности Парламента.

Парламент (от фр. говорить) – высший представительный и законодательный орган. В истории суверенной Беларуси парламентаризм претерпел ряд изменений. Согласно первой редакции Конституции, высшим представительным и законодательным органом был ВС, однопалатный парламент, 260 депутатов, срок полномочий – 5 лет. После референдума 1996 г. название и структура белорусского Парламента изменились. В настоящее Парламент состоит из 2 палат. Высший представительный и законодательный орган (что это такое?). Гл. 4 Конституции и Закон РБ «О НС РБ» от 08.07.2008 № 370. Полномочия палат Парламента: законотворчество, контрольные, кадровые.

Роль Парламента в идеологическом механизме государства состоит в выявлении существующих в обществе интересов и в обеспечении баланса интересов различных категорий граждан в принимаемых законах. Законы государства – это форма выражения и закрепления интересов и совокупной воли граждан. Например, ст. 138: палаты Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, могут рассматривать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию и ее толковании, а Конституция – это один из основных источников ИБГ.

Первоначально Конституция была принята Верховным Советом, а последующие изменения и дополнения были внесены на референдумах. Таким образом, законодательная деятельность парламентариев – это и есть вид их идеологической работы. Также парламентарии участвуют в разъяснении принятых законах и политических документах, большинство других полномочий парламентариев также связано с ИБГ.

3. Идеологическая составляющая деятельность Правительства РБ, подчиненных ему РОГУ. Идеологические аспекты деятельности ОМУиСУ, администраций, трудовых коллективов.

Составными звеньями механизма идеологии являются ОИВ. Общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. Они исполняют законодательные акты, решения вышестоящих по отношению к ним ГО, сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим структурам деятельность путем издания актов.

ОИВ подразделяют на республиканские (министерства, ГК, иные организации, подчиненные Правительству), местные (исполкомы, местные администрации).

Правительство – центральный орган ИВ. Гл. 5 Конституции, Закон РБ «О СМ РБ» от 23.07.2008 № 424.

Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных ОГУ. Правительству подчиняется сеть ведомств и учреждений, действующих во всех областях жизнедеятельности белорусского общества и государства. Указ Президента «О структуре Правительства». Полномочия Премьер-министра, СМ.

Основная роль СМ и подведомственных ему организаций и учреждений в механизме ИБГ заключается в исполнении сформулированных целей и задач развития белорусского общества, которое выступают в качестве составных элементов ИБГ. Возможность активного участия Правительства в формировании ИБГ открывается предоставленным ему Конституцией правом законодательной инициативы.

Следует различать идеологическую работу ОИВ как составных элементов идеологического механизма государства и идеологическую работу внутри коллективов работников ОИВ. Первый аспект вязан с выполнением служебной деятельности сотрудников. Второй играет особое значение в деятельности органов и подразделений ВС, МВД, МЧС.

Ряд других институтов государства: суда, прокуратуры, КГК – также участвуют в ИБГ. Это связано с осуществлением ими правоохранительной, правоприменительной контрольной деятельности.

Роль ОМУиСУ, администраций районов в городах и коллективных работников в механизме ИБГ состоит главным образом в организации жизнедеятельности граждан на производстве, по месту жительства, общественных местах, в соответствии с идеалами и ценностями, составляющими основу ИБГ. Например, организуются избирательные кампании, проводятся торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, памятными, юбилейными датами, по случаю важнейших событий в жизни страны, городов, поселков, деревень, трудовых коллективов. Осуществляется постоянное информирование о происходящих событиях на местном и республиканском уровне, что предполагает наличие местных СМИ, непосредственного общения граждан с администрацией трудового коллектива, работниками ОМУиСУ.

Указ Президента от 20.02.2004 № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в РБ». Во всех облисполкомах, Минском горисполкоме образовано управление идеологической работы, горисполкомах, райисполкомах, администраций городов отделов идеологической работы. Указом установлено, что персональную ответственность за состояние идеологическую работу в коллективах несет руководитель. А организация работы в коллективах – один из заместителей. В структуре администрации Президента РБ функционирует Главное идеологическое управление.

Таким образом, в целом, применительно к ИВ идеологическую деятельность рассматривают в двух аспектах: практическая работа РиМИО по реализации своих функций, организация информационно-пропагандистской работы при помощи СМИ, учреждений науки, образования, культуры.

4. Роль выборов, республиканских референдумов, всебелорусских народных собраний в формировании ИБГ.

Раздел 3 Конституции, ИК.

Выборы в демократическом обществе – это процедура, с помощью которой происходит смена правящих элит у власти мирным способом. С выборами связана реализация политических прав граждан в управлении делами государства. Процедура выборов регламентируется избирательным правом – совокупностью юридических норм, регулирующих участие граждан в избирательных процессах, взаимоотношения между избирательными и представительными органами, а также порядок отзыва депутатов. В избирательном праве закрепляется избирательная система – совокупность установленных законом правил, принципов, приемов организации и проведения выборов, определений результатов голосования, распределения депутатских мандатов.

Выделяют три вида избирательной системы: мажоритарная (абсолютная, относительная, квалифицированная), пропорциональная, смешанная.

В РБ закреплена мажоритарная ИС абсолютного большинства для президентских и парламентских выборов и относительного большинства для местных выборов.

В основу избирательного права РБ заложены международные стандарты, зафиксированные в международных документов. Например, руководство по наблюдению за выборами ОБСЕ и БДИПЧ. Принципы избирательного права (сам.!). Всеобщие выборы, свободные, равные, прямые, тайные. Косвенные.

Референдум (от лат. «то, что должно быть сообщено») – специфическая форма избирательной деятельности граждан, форма прямой демократии, тип всенародного голосования, на котором граждане выбирают тот или иной вариант ответа на насущный вопрос государственной или общественной жизни. Виды референдума: республиканские, местные, конституционные, законодательные. Сам. порядок назначения референдума.

Именно путем референдумов белорусский народов решил ряд принципиальных вопросов общественной жизни. Сам. вопросы на референдум 14.05.1995 г., 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.

Республиканские и местные собрания. Ст. 37, Закон РБ 12.07.2000 № 411 «О республиканских и местных собраниях». Представительные формы получили название Всебелорусских народных собраний. Решения о собрании принимается Президентом, закрепляется указом. 1996, 2001, 2006, 2010.

5. Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества: общественные объединения в идеологических процессах, идеологические функции СМИ, учреждений образования, науки, культуры.

Общественные объединения – добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, культурных, социальных и иных прав.

Среди общественных объединений выделяют три группы формирований: политические партии, общественные организации, общественные движения.

Роль общественных объединений в функционировании ИБГ варьируется в зависимости от целей и задач деятельности. Специфические функции в механизме идеологии выполняют профсоюзы (как инструмент обеспечения конструктивного взаимодействия между трудящимися, предпринимателями и государством) и политические партии (как группы, стремящиеся к достижению определенных политических целей через борьбу за власть или участие в ее осуществлении). ПО состоянию на 01.01.2012 в РБ зарегистрировано 2402 общественных объединений, из них 15 партий, 37 профсоюзов (федерация профсоюзов Беларуси – ФПБ, ассоциация профсоюзов БКДП). По направлениям деятельности в РБ зарегистрировано 595 физкультурно-спортивных объединений, 394 благотворительных объединений, 234 молодежных и т.д.

20.04.2012

Политические партии.

  1.  Коммунистическая партия Беларуси (левая).
  2.  Белорусская партия левых «Справедливый мир».
  3.  Белорусская патриотическая партия (левая).
  4.  Республиканская партия труда (социал-демократическая).
  5.  Белорусская социально-спортивная партия (социал-демократическая).
  6.  Белорусская аграрная партия (социал-демократическая).
  7.  Либерально-демократическая партия (праворадикальная).
  8.  Социал-демократическая партия Народного Согласия.
  9.  Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада».
  10.  Белорусская социал-демократическая партия (Грамада).
  11.  Объединенная гражданская партия (либерально-консервативная).
  12.  Республиканская партия (либеральная).
  13.  Белорусская политическая партия «Зелёная».
  14.  Партия Белорусского народного фронта (правоконсервативная).
  15.  Консервативно-христианская партия БНФ (правоконсервативные).

Специализированные научно-исследовательские учреждения (важнейшая функция в механизме идеологии государства заключается в обеспечении теоретико-концептуального оформления ИГ и доведении ее содержания до различной категории граждан). Произведения белорусских мыслителей различных исторических периодов и ученых современности являются важным источником ИБГ. Учеными-гуманитариями исследованы история белорусского народа, его язык, культура, традиции. Первым специализированным научно-исследовательским учреждением социально-гуманитарного профиля стал ИнБелКульт 1922 – 1928 гг. В 1928 г. на его основе была создана Белорусская Академия Наук (с 1991 г. – НАН).

Учреждения национальной системы образования и культуры. Призваны участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам общества социокультурных идеалов и ценностей белорусского народа. В марте 2003 г. в своем докладе глава государства отметил: «Во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями». Особое значение в этом процессе играют учебники по социально-гуманитарным дисциплинам. В Беларуси функционирует почти 10 тысяч учреждений образования различного уровня. Каждый третий житель республики учится. В целом в РБ функционирует 45 государственных и 10 частных ВУЗов.

Актуальность задачи деятелей культуры является, с одной стороны, сохранение социокультурной самобытности белорусского народа в условиях глобализации, с другой стороны, адаптация к альтернативным феноменам культуры в условиях развития информационного общества. В РБ функционирует разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений.

СМИ. Форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного и радиовещания и интернета. СМИ призвано отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации. Главная функция – информационная. Формирование самосознания белорусского народа особую роль играла пресса. Еженедельная белорусская газета «Наша Нива».

На информационном поле Беларуси действуют следующие типы СМИ: государственные, государственно-общественные, СМИ институтов гражданского общества, СМИ коммерческого характера, СМИ неполитических организаций. Министерство информации.

Лекция 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.

  1.  Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация. Теория политической модернизации. Теория постиндустриального информационного общества.
  2.  Белорусская модель социально-экономического развития. Устойчивое инновационное развития как путь движения Беларуси к постиндустриальному обществу.
  3.  Национальные интересы общественного развития Беларуси. Внутриполитические и внешнеполитические условия их реализации.

1. Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация.

Под стратегией, как правило, понимается главная цель общественных усилий и пути ее достижения на данном историческом этапе. Понятие «общественное развитие» применяется для характеристики всей совокупности динамических процессов, происходящих в обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, эффективно реагировать на появление новых общественных интересов и требований и создавать новые социальные институты. Развитие может принимать характер прогресса, регресса, функционирования. Развитие может осуществляться эволюционно и революционно.

Проблема перехода от одного типа общества к другому рассматривается в рамках теории политической модернизации (появилась в 1950-1960-е гг. XX века в связи с освобождением от колониальной зависимости ряда государств третьего мира и процессами демократизации в 80-90-е гг. XX века). Представители: Хантингтон, Алмонд, Герба, Даль др. Различают первичный и вторичный тип модернизации. Первичная модернизация охватывает эпоху промышленной революции, разрушение наследственных привилегий, провозглашение равных прав (Западная Европа, США, Канада). Вторичная (догоняющая) модернизация характерна для России, Бразилии, Турции. В 50-60-е гг. модернизация понималась как вестернизация.

Политическая модернизация – это процесс изменения политической системы (возрастающее участие в политике различных групп населения с помощью политических партий, формирование новых политически институтов (разделение властей, система выборов, многопартийность)). При переходе от традиционного общества к современному. Этот переход связывают с демократизацией. Хантингтон выделил три волны демократизации: 1) с начала XIX века до окончания ПМВ. 2) после ВМВ до середины 1960-х гг.3) С 1974 г., когда в Португалии пала диктатура Салазара. Затем волна распространилась на Испанию, Грецию Латинскую Америку, а с 1980-х гг. – Центральная и Восточная Европа.

Одной из теории общественного развития является теория постиндустриального общества, которая приобрела популярность в середине XX века. Она развивалась в рамках технократических концепций, в русле которых процесс модернизации включает в себя три стадии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Представители: Белл, Бжезинский, Кастельс, Маклюин, Тоффлер, Мартин и др. Признаки информационного общества (самостоятельно).

2. Белорусская модель социально-экономического развития. Устойчивое инновационное развития как путь движения Беларуси к постиндустриальному обществу.

Экономические системы подразделяют на традиционные, рыночные, командные, смешанные. Разновидностью смешанной системы является социально ориентированная рыночная экономика (позволяет государству посредством использования механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования экономических процессов осуществлять эффективную социальную политику). Германия, Австрия, Франция, Португалия, Скандинавские страны, Беларусь.

Характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были определены президентом РБ на постоянно действующем семинаре в 2004 г. Они следующие: 1) сильная и эффективная государственная власть; 2) равноправное и эффективное функционирование всех форм собственности; 3) приватизация государственной собственности (не как самоцель, а как средство повышения эффективности хозяйствования и привлечения заинтересованного инвестора); 4) многовекторность внешней экономической политики; 5) сильная социальная политика.

Основные документы, определяющие стратегические и тактические цели социально-экономического развития страны:

  1.  Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 г.
  2.  Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. и др.

Согласно Национальной стратегии, устойчивое развитие РБ до 2020 г. – формирование информационного общества на инновационной основе является одним из национальным приоритетов Беларуси, рассматривается как общенациональная задача, которая требует координации и объединения усилий государства, бизнеса, гражданского общества. «Стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является постиндустриальная модернизация, или переход к информационному обществу». Стратегия развития информационного общества в РБ на период до 2015 г. (утверждена постановлением СМ от 09.08.2010 № 1174). Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 г. (утверждена постановлением СМ от 28.03.2011 № 384).

В научной литературе и политических документах устойчивое инновационное развитие рассматривается как путь движения Беларуси к информационному обществу. На 3-ем Всебелорусском народном собрании (2006 г.) был провозглашен курс на устойчивое инновационное развитие. Цель и приоритет инновационного развития Беларуси закреплены в государственной программе Инновационного развития РБ на 2007-2010 г. и на 2011-2015 гг. (утверждена постановлением СМ от 26.05.2011 № 669). Цель программы – создание конкурентоспособной инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики.

3. Национальные интересы общественного развития Беларуси. Внутриполитические и внешнеполитические условия их реализации.

Национальные интересы – это совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие РБ. Национальные интересы тесно связны с национальной безопасностью. Концепция национальной безопасности РБ (утверждено указом Президента от 09.11.2010 № 575). Основные стратегические национальные интересы, национальные интересы в политической, экономической, информационной и других сферах, угроза национальной безопасности, внутренние и внешние источники угрозы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25293. Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників 32 KB
  Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників Парадигмальні зрушення котрі було започатковано в українській філософії 60х років мали значущість не лише науковофілософську а й загальнокультурну й навіть політичну. Цінності культури розглядаються як квінтесенція духовного досвіду людини та як найважливіший регулятив її світовідношення. У центр своїх наукових пошуків Іванов поставив проблему людини. При розгляді цієї проблеми виходив з діяльних аспектів людського буття єдності онтологічних світоглядних та гносеологічних...
25294. Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 60-80-х років 32.5 KB
  Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 6080х років Головною орієнтацією наукового пізнання в цей період було звернення до матеріалізму в природознавстві.Копнін – засновник світоглядногносеологічної школи – орієнтував свою філософію на розкриття світоглядних методологічних і гносеологічних аспектів розвитку наукового пізнання проблеми діалектичної логіки розвиток діалектики як теорії пізнання діалектичного матеріалізму з’ясування взаємозв’язку філософії з іншими науками обґрунтування творчої активності суб’єкта...
25295. Діалектичний матеріалізм – міф чи реальність 33 KB
  діалектичний матеріалізм – міф чи реальність. Діалектичний матеріалізм позначає філософію в офіційній доктрині комуністичних партій але також у деяких її критиків напр. Анрі Лефевр €œДіалектичний матеріалізм€ 1940. Подальше застосування терміна належить Леніну €œМатеріалізм та емпіріокритицизм€ 1908.
25296. Українська філософська думка за умов постнекласичної науки та постмодерної культури 33.5 KB
  Українська філософська думка за умов постнекласичної науки та постмодерної культури Екологічна парадигма радикально змінює спрямованість сучасного філософськосвітоглядного розмислу. Микола Тарасенко 19391995 присвятив все життя вивченню взаємозв’язку природи культури та технології. Вивчення взаємовідношення людини й природи приводить дослідника до роздумів щодо культури яка втілюючись у певних типах особистостей та типах суспільної діяльності задає рівень людяності цього взаємовідношення. В дослідженні Природа технологія культура:...
25297. Основні положення християнського віровчення і культу. Нікейський символ віри, його аналітичний виклад 33.5 KB
  Він для нас людей і для нашого спасіння зійшов з небес і тіло прийняв від Духа Святого і Діви Марії і став людиною. І в Духа Святого Господа Животворящого що від Отця походить що Йому с Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава належить що говорить через пророків. 8 член Символу віри про віру в Духа Святого. За традицією це ім'я пов'язано з ім'ям святого якому присвячено день коли хрестили немовля.
25298. Філософські дискусії 20-30-х років та їх переломлення в Україні 32 KB
  Філософські дискусії 2030х років та їх переломлення в Україні У 2030х роках починає формуватися марксистськоленінський€ світогляд. У зв’язку з цим починається боротьба за утвердження марксистськоленінського природознавства€ яке розпочавшись з дискусії 30х років завершилося не тільки встановленням повного контролю політичноідеологічної системи над природознавством але й розгромом цілого ряду наукових напрямів фізичним знищенням їх представників. З перших днів утвердження радянської влади на Україні культура освіта наука...
25299. Філософський доробок С.Семковського 93 KB
  Тут він заснував першу в Україні кафедру марксизму і марксознавства яка потім перетворилася на Український інститут марксизму в якому до 1931 р. інституті марксизмуленінізму був створений філсоціолог. марксизму У 1918 р. кафедру марксизму і марксознавства яка потім перетв.
25300. В.Юринець та його філософський спадок 28.5 KB
  Юринець та його філософський спадок Юринець Володимир Олександрович 18911937.
25301. Слуховой анализатор 48.5 KB
  Средняя сосудистая оболочка в передней части глаза образует ресничное тело и радужную оболочку обуславливающую цвет глаз. Внутренняя сетчатая оболочка сетчатка или ретина содержит фоторецепторы глаза палочки и колбочки и служит для преобразования световой энергии в нервное возбуждение. Светопреломляющие среды глаза преломляя световые лучи обеспечивают четкое изображение на сетчатке. Основными преломляющими средами глаза человека являются роговица и хрусталик.