21203

Интеллект человека. Основные характеристики

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллект человека. Особенности строения и функционирования мозга человека В определение дисциплины Системы искусственного интеллекта входит понятие интеллект под которым подразумевают естественный интеллект человека выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных зачастую – экстремальных условиях окружающего мира. До сих пор...

Русский

2013-08-02

54.5 KB

1 чел.

2

Лекция №2

2. Интеллект человека. Основные характеристики

2.1. Особенности строения и функционирования мозга человека

В определение дисциплины "Системы искусственного интеллекта" входит понятие "интеллект", под которым подразумевают естественный интеллект человека, выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи, связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных (зачастую – экстремальных) условиях окружающего мира.

К настоящему времени учеными-физиологами установлено, что основой человеческого мозга является большое количество взаимодействующих нервных клеток – нейронов, связанных между собой межнейронными соединениями-синапсами. В мозгу не менее 5·1010 нейронов. Тела нейронов занимают всего несколько процентов общего объема мозга, а все остальное пространство занято межнейронными связями – нервными волокнами микронной и субмикронной толщины. Каждый нейрон имеет до 30 тысяч связей, по которым приходят сигналы от других нейронов. Межнейронных связей в мозгу не менее 1014. Мозг может выполнять до 10 биллионов операций в секунду.

Главной особенностью человеческого мозга является его полушарная асиметрия (рис.2.1). Левое полушарие обладает сознательным логическим мышлением, которое используется человеком в сложных условиях его жизнедеятельности. Мышление же правого полушария во многом является рефлекторным, интуитивным и опирается на подсознательные чувственные процессы. Человек зачастую не может сформулировать свои знания и оперирует понятиями, о которых не имеет четкого представления (например: "Я не могу объяснить это, но мне кажется, что…"). Он часто делает выводы по аналогии и ассоциации. Его правое полушарие мыслит на подсознательном уровне чувственных образов, которое человек использует, главным образом, в своей творческой деятельности. Без подсознательного мышления невозможно любое открытие, поскольку подсознание порождает гипотезы, которые подтверждаются (или опровергаются) потом логическим выводом или экспериментом.

Несмотря на достижения физиологов, мозг продолжает хранить свои тайны до настоящего времени. Известно лишь примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Неизвестен принцип работы нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический характер. Сложнейшее переплетение связей коры головного мозга практически не поддаются расшифровке.

До сих пор неизвестны мотивация и механизмы осознанной деятельности человека. Не в полной мере изучены физиологические основы функционирования мозга во время процесса мышления. Физиологам пока не удалось точно установить место сосредоточения запоминаемой информации в мозгу и способ ее обработки. Нейронная сеть мозга человека человека работает без процессоров и программ, без управляющих и тактовых импульсов, характерных для работы компьютерных систем. Сложные лингвистические и распознавательные задачи мозг решает за несколько итераций продолжительностью несколько секунд. Современный же компьютер растягивает решение таких задач на миллионы шагов. Сегодняшние супер-компьютеры "мыслят" на уровне 5-летнего ребенка.

2.2. Иерархия интеллектуальных способностей человека

В 2000 году редакцией журнала "Искусственный интеллект" в телеконференциях Internet была проведена дискуссия по определению понятия "Естественный интеллект". Были высказаны самые различные взгляды и предложено более 100 определений этого понятия. Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей и специалистов в области СИИ склонны к представлению совокупности интеллектуальных способностей человека в виде следующих трех уровней иерархии.

1) Разум (ум) человека способен в процессе мышления выдвигать цели (ставить задачи) и находить способы их достижения (решения) путем умственных рассуждений и обобщающих выводов. Можно сказать, что разум – это односторонняя направленность человека на решение возникающих перед ним проблем. Например, человек может быть умным в решении математических задач, но обладать примитивным гуманитарным развитием и не быть интеллектуальным.

Рис.2.1.  Структура процессов человеческого мышления

2) Более высоким уровнем развития способностей человека является его интеллект, который определяют три фактора:

а) мышление человека, т.е. способность человеческого мозга к постановке различных интеллектуальных (творческих) задач и выработке действий по их решению, основанных на использовании информации из внешнего мира и усвоенных человеком знаниях;

б) сознание (самосознание) человека, позволяющее видеть свои действия со стороны и осознавать себя как личность в окружающем мире в соответствии с опытом накопленных человечеством знаний и ценностей;

б) духовные ценности и идеалы (мораль, совесть, этика, эстетика, культура, религиозные устои и др.), выработанные человечеством и влияющие на личность и общество;

3) Вершиной в иерархии способностей человека является мудрость – способность человека в сложных, непредвиденных или экстремальных ситуациях своевременно применять свой интеллект для решения возникающих общественных и личных проблем, максимально используя свой интеллектуальный опыт, накопленные духовные ценности и идеалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64656. Стратегический и эволюционный менеджмент: сравнение стратегий Японских Американских и Российских компаний 130.8 KB
  Целью курсовой работы является раскрытие понятий стратегического и эволюционного менеджмента, изучение стратегий и проведение анализа стратегий американских, японских и российских организаций.
64657. Статистико-экономический анализ рынка труда Новосибирской области 143.07 KB
  Цель курсовой работы – статистико-экономический анализ рынка труда. Задачи курсовой работы: изучение теоретических основ статистико-экономического анализа рынка труда, группировка выбранных регионов по уровню занятости, изучение связи между уровнем занятости и объемом инвестиций в экономику...
64658. Публицистическое начало в блог-журналистике 157 KB
  Интернет стал наиболее быстрым средством получения и обмена информации и как следствие получили широкое развитие и интернет СМИ. Интернет стал наиболее быстрым средством получения и обмена информации и как следствие получили широкое развитие и интернет СМИ.
64661. АНАЛИЗ МЕТОДОВ КОЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 256.15 KB
  Цель курсовой работы - проанализировать методы учета себестоимости продукции. Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач: раскрыть понятие и сущность себестоимости продукции и описать основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости.
64662. Технико-экономическое обоснование предпринимательского решения по созданию нового производства 95.99 KB
  Расчет текущих издержек на производство и реализацию продукции Определение выручки от реализации продукции финансовых результатов реализации проекта и критического объема производства Исходя из поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: обосновать состав и содержание...
64663. Состояние письма учащихся младших классов школы для детей с ТНР 5.23 MB
  Цель исследования: выявить особенности письма учащихся младших классов школы с ТНР. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей 2 класса с ТНР будут наблюдаться трудности в формировании письма, проявляющиеся в ошибках языкового анализа и синтеза...
64664. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ФУНКЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 376.41 KB
  Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей...