21203

Интеллект человека. Основные характеристики

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллект человека. Особенности строения и функционирования мозга человека В определение дисциплины Системы искусственного интеллекта входит понятие интеллект под которым подразумевают естественный интеллект человека выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных зачастую – экстремальных условиях окружающего мира. До сих пор...

Русский

2013-08-02

54.5 KB

1 чел.

2

Лекция №2

2. Интеллект человека. Основные характеристики

2.1. Особенности строения и функционирования мозга человека

В определение дисциплины "Системы искусственного интеллекта" входит понятие "интеллект", под которым подразумевают естественный интеллект человека, выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи, связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных (зачастую – экстремальных) условиях окружающего мира.

К настоящему времени учеными-физиологами установлено, что основой человеческого мозга является большое количество взаимодействующих нервных клеток – нейронов, связанных между собой межнейронными соединениями-синапсами. В мозгу не менее 5·1010 нейронов. Тела нейронов занимают всего несколько процентов общего объема мозга, а все остальное пространство занято межнейронными связями – нервными волокнами микронной и субмикронной толщины. Каждый нейрон имеет до 30 тысяч связей, по которым приходят сигналы от других нейронов. Межнейронных связей в мозгу не менее 1014. Мозг может выполнять до 10 биллионов операций в секунду.

Главной особенностью человеческого мозга является его полушарная асиметрия (рис.2.1). Левое полушарие обладает сознательным логическим мышлением, которое используется человеком в сложных условиях его жизнедеятельности. Мышление же правого полушария во многом является рефлекторным, интуитивным и опирается на подсознательные чувственные процессы. Человек зачастую не может сформулировать свои знания и оперирует понятиями, о которых не имеет четкого представления (например: "Я не могу объяснить это, но мне кажется, что…"). Он часто делает выводы по аналогии и ассоциации. Его правое полушарие мыслит на подсознательном уровне чувственных образов, которое человек использует, главным образом, в своей творческой деятельности. Без подсознательного мышления невозможно любое открытие, поскольку подсознание порождает гипотезы, которые подтверждаются (или опровергаются) потом логическим выводом или экспериментом.

Несмотря на достижения физиологов, мозг продолжает хранить свои тайны до настоящего времени. Известно лишь примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Неизвестен принцип работы нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический характер. Сложнейшее переплетение связей коры головного мозга практически не поддаются расшифровке.

До сих пор неизвестны мотивация и механизмы осознанной деятельности человека. Не в полной мере изучены физиологические основы функционирования мозга во время процесса мышления. Физиологам пока не удалось точно установить место сосредоточения запоминаемой информации в мозгу и способ ее обработки. Нейронная сеть мозга человека человека работает без процессоров и программ, без управляющих и тактовых импульсов, характерных для работы компьютерных систем. Сложные лингвистические и распознавательные задачи мозг решает за несколько итераций продолжительностью несколько секунд. Современный же компьютер растягивает решение таких задач на миллионы шагов. Сегодняшние супер-компьютеры "мыслят" на уровне 5-летнего ребенка.

2.2. Иерархия интеллектуальных способностей человека

В 2000 году редакцией журнала "Искусственный интеллект" в телеконференциях Internet была проведена дискуссия по определению понятия "Естественный интеллект". Были высказаны самые различные взгляды и предложено более 100 определений этого понятия. Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей и специалистов в области СИИ склонны к представлению совокупности интеллектуальных способностей человека в виде следующих трех уровней иерархии.

1) Разум (ум) человека способен в процессе мышления выдвигать цели (ставить задачи) и находить способы их достижения (решения) путем умственных рассуждений и обобщающих выводов. Можно сказать, что разум – это односторонняя направленность человека на решение возникающих перед ним проблем. Например, человек может быть умным в решении математических задач, но обладать примитивным гуманитарным развитием и не быть интеллектуальным.

Рис.2.1.  Структура процессов человеческого мышления

2) Более высоким уровнем развития способностей человека является его интеллект, который определяют три фактора:

а) мышление человека, т.е. способность человеческого мозга к постановке различных интеллектуальных (творческих) задач и выработке действий по их решению, основанных на использовании информации из внешнего мира и усвоенных человеком знаниях;

б) сознание (самосознание) человека, позволяющее видеть свои действия со стороны и осознавать себя как личность в окружающем мире в соответствии с опытом накопленных человечеством знаний и ценностей;

б) духовные ценности и идеалы (мораль, совесть, этика, эстетика, культура, религиозные устои и др.), выработанные человечеством и влияющие на личность и общество;

3) Вершиной в иерархии способностей человека является мудрость – способность человека в сложных, непредвиденных или экстремальных ситуациях своевременно применять свой интеллект для решения возникающих общественных и личных проблем, максимально используя свой интеллектуальный опыт, накопленные духовные ценности и идеалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...
74820. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя 15.3 KB
  Гоголь и развитие высокой комедии. В начале декабря 1835 года Гоголь окончил Ревизора. Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить поставленную цель: ldquo;Собрать в одну кучу все дурное в Россииrdquo;. Гоголь создает новаторскую ситуацию когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни благодаря общему кризису общему чувству страха низших перед...
74821. Мертвые души – центральное произведение Н.В. Гоголя. Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души 15.84 KB
  Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души Литературная критика XIX века начиная с Белинского стала называть Гоголя зачинателем нового периода развития русской реалистической литературы. Если для Пушкина была характерна гармония и объективность художественного мира то в творчестве Гоголя на смену этому приходит критический пафос который определяет стремление художника отразить реальные противоречия действительности проникнуть в самые темные стороны жизни и человеческой души. Поэма Мертвые души является одним из самых...
74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...
74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI – XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.
74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.