21203

Интеллект человека. Основные характеристики

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллект человека. Особенности строения и функционирования мозга человека В определение дисциплины Системы искусственного интеллекта входит понятие интеллект под которым подразумевают естественный интеллект человека выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных зачастую – экстремальных условиях окружающего мира. До сих пор...

Русский

2013-08-02

54.5 KB

1 чел.

2

Лекция №2

2. Интеллект человека. Основные характеристики

2.1. Особенности строения и функционирования мозга человека

В определение дисциплины "Системы искусственного интеллекта" входит понятие "интеллект", под которым подразумевают естественный интеллект человека, выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи, связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных (зачастую – экстремальных) условиях окружающего мира.

К настоящему времени учеными-физиологами установлено, что основой человеческого мозга является большое количество взаимодействующих нервных клеток – нейронов, связанных между собой межнейронными соединениями-синапсами. В мозгу не менее 5·1010 нейронов. Тела нейронов занимают всего несколько процентов общего объема мозга, а все остальное пространство занято межнейронными связями – нервными волокнами микронной и субмикронной толщины. Каждый нейрон имеет до 30 тысяч связей, по которым приходят сигналы от других нейронов. Межнейронных связей в мозгу не менее 1014. Мозг может выполнять до 10 биллионов операций в секунду.

Главной особенностью человеческого мозга является его полушарная асиметрия (рис.2.1). Левое полушарие обладает сознательным логическим мышлением, которое используется человеком в сложных условиях его жизнедеятельности. Мышление же правого полушария во многом является рефлекторным, интуитивным и опирается на подсознательные чувственные процессы. Человек зачастую не может сформулировать свои знания и оперирует понятиями, о которых не имеет четкого представления (например: "Я не могу объяснить это, но мне кажется, что…"). Он часто делает выводы по аналогии и ассоциации. Его правое полушарие мыслит на подсознательном уровне чувственных образов, которое человек использует, главным образом, в своей творческой деятельности. Без подсознательного мышления невозможно любое открытие, поскольку подсознание порождает гипотезы, которые подтверждаются (или опровергаются) потом логическим выводом или экспериментом.

Несмотря на достижения физиологов, мозг продолжает хранить свои тайны до настоящего времени. Известно лишь примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Неизвестен принцип работы нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический характер. Сложнейшее переплетение связей коры головного мозга практически не поддаются расшифровке.

До сих пор неизвестны мотивация и механизмы осознанной деятельности человека. Не в полной мере изучены физиологические основы функционирования мозга во время процесса мышления. Физиологам пока не удалось точно установить место сосредоточения запоминаемой информации в мозгу и способ ее обработки. Нейронная сеть мозга человека человека работает без процессоров и программ, без управляющих и тактовых импульсов, характерных для работы компьютерных систем. Сложные лингвистические и распознавательные задачи мозг решает за несколько итераций продолжительностью несколько секунд. Современный же компьютер растягивает решение таких задач на миллионы шагов. Сегодняшние супер-компьютеры "мыслят" на уровне 5-летнего ребенка.

2.2. Иерархия интеллектуальных способностей человека

В 2000 году редакцией журнала "Искусственный интеллект" в телеконференциях Internet была проведена дискуссия по определению понятия "Естественный интеллект". Были высказаны самые различные взгляды и предложено более 100 определений этого понятия. Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей и специалистов в области СИИ склонны к представлению совокупности интеллектуальных способностей человека в виде следующих трех уровней иерархии.

1) Разум (ум) человека способен в процессе мышления выдвигать цели (ставить задачи) и находить способы их достижения (решения) путем умственных рассуждений и обобщающих выводов. Можно сказать, что разум – это односторонняя направленность человека на решение возникающих перед ним проблем. Например, человек может быть умным в решении математических задач, но обладать примитивным гуманитарным развитием и не быть интеллектуальным.

Рис.2.1.  Структура процессов человеческого мышления

2) Более высоким уровнем развития способностей человека является его интеллект, который определяют три фактора:

а) мышление человека, т.е. способность человеческого мозга к постановке различных интеллектуальных (творческих) задач и выработке действий по их решению, основанных на использовании информации из внешнего мира и усвоенных человеком знаниях;

б) сознание (самосознание) человека, позволяющее видеть свои действия со стороны и осознавать себя как личность в окружающем мире в соответствии с опытом накопленных человечеством знаний и ценностей;

б) духовные ценности и идеалы (мораль, совесть, этика, эстетика, культура, религиозные устои и др.), выработанные человечеством и влияющие на личность и общество;

3) Вершиной в иерархии способностей человека является мудрость – способность человека в сложных, непредвиденных или экстремальных ситуациях своевременно применять свой интеллект для решения возникающих общественных и личных проблем, максимально используя свой интеллектуальный опыт, накопленные духовные ценности и идеалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58076. Природні форми. Створення творчої композиції «Як не любити зими сніжно-синьої» 812 KB
  Мета: характеризувати кольорове розмаїття навколишнього середовища кольорову гаму зими колорит художніх творів; навчити через певну кольорову гаму передавати настрій пейзажу; вдосконалювати технічні прийоми зображення гуашевими фарбами прийоми підбору...
58077. Харчування підлітків 57.5 KB
  МЕТА: сформувати в учнів уявлення про вікові вимоги до харчування калорійність харчування; встановити основні критерії раціонального харчування; навчити розпізнавати ознаки порушення питного режиму...
58078. Використання ІКТ на уроках як засіб підвищення якості навчальних досягнень учнів 220 KB
  Успішність розв’язання цього завдання значною мірою залежить від мети використання комп’ютера в навчальному процесі якості й можливостей програмного забезпечення та від того яке місце посяде комп’ютер в системі дидактичних засобів.
58079. Свято- захист проекту “Людина без книги, як криниця без води” 133.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із тим, як книжка прийшла до людей; розкрити значення книги в житті людини; викликати інтерес до читання; розвивати творчі здібності, артистизм, зв’язне мовлення; активно залучати до творчого процесу батьків; виховувати любов до книжки, дбайливе ставлення до неї.
58080. Створення композицій з природних матеріалів. Флористика. Натюрморт 45.5 KB
  Мета уроку: навчити створювати рельєфні твори з природного матеріалу за законами композиції; готувати природний матеріал для створення флористики; розрізняти флористику та ікебану; розрізняти фактуру матеріалів для флористики та порівнювати їх форми і характерні риси...
58081. Строение природных форм. Домашнее животное. Кошка 37.5 KB
  Египетские кошки обожествлялись. Смерть кошки в древнем Египте сопровождалась траурными ритуалами хозяин в знак скорби о животном должен был сбрить брови. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах причём владельцы спасали их нередко рискуя при этом собственной жизнью.
58082. Ліричні образи в музиці 32 KB
  Мета: Розкриття особливості виконаної музики щодо втілення духовного світу людини. Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шуберта. Закріпити значення понять «серенада», «романтизм», лірика. Розвивати вміння інтерпретувати вокальні твори, формувати вт кально-хорові навички.
58083. Петрарка – видатний італійський поет-гуманіст. Провідні мотиви «Книги пісень» 73 KB
  Петрарка – видатний італійський поетгуманіст. Хто такий Петрарка Візьміть у руки те чим ви зможете писати на глині чи цеглі: крейду шматочок вугілля перо а може чарівну паличку і зробіть напис – перший італійський і європейський гуманіст священик папський дипломат політик учений поет закоханий у античність. Про нього писали: Петрарка зажив такої слави у всесвіті якої не зажив жоден мораліст жоден поет. Петрарка був людиною нової епохи інтелектуалом наділеним незвичайним для того часу почуттям власної гідності.
58084. Прикладная графика. Плакат. Экологический плакат 548 KB
  Цель: Ознакомление с разновидностью графики плакатом историей возникновения; обучение пониманию художественного языка плаката содействовать пониманию средств художественной выразительности композиции в плакате; развивать умение сравнивать и обобщать...