21203

Интеллект человека. Основные характеристики

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллект человека. Особенности строения и функционирования мозга человека В определение дисциплины Системы искусственного интеллекта входит понятие интеллект под которым подразумевают естественный интеллект человека выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных зачастую – экстремальных условиях окружающего мира. До сих пор...

Русский

2013-08-02

54.5 KB

1 чел.

2

Лекция №2

2. Интеллект человека. Основные характеристики

2.1. Особенности строения и функционирования мозга человека

В определение дисциплины "Системы искусственного интеллекта" входит понятие "интеллект", под которым подразумевают естественный интеллект человека, выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи, связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных (зачастую – экстремальных) условиях окружающего мира.

К настоящему времени учеными-физиологами установлено, что основой человеческого мозга является большое количество взаимодействующих нервных клеток – нейронов, связанных между собой межнейронными соединениями-синапсами. В мозгу не менее 5·1010 нейронов. Тела нейронов занимают всего несколько процентов общего объема мозга, а все остальное пространство занято межнейронными связями – нервными волокнами микронной и субмикронной толщины. Каждый нейрон имеет до 30 тысяч связей, по которым приходят сигналы от других нейронов. Межнейронных связей в мозгу не менее 1014. Мозг может выполнять до 10 биллионов операций в секунду.

Главной особенностью человеческого мозга является его полушарная асиметрия (рис.2.1). Левое полушарие обладает сознательным логическим мышлением, которое используется человеком в сложных условиях его жизнедеятельности. Мышление же правого полушария во многом является рефлекторным, интуитивным и опирается на подсознательные чувственные процессы. Человек зачастую не может сформулировать свои знания и оперирует понятиями, о которых не имеет четкого представления (например: "Я не могу объяснить это, но мне кажется, что…"). Он часто делает выводы по аналогии и ассоциации. Его правое полушарие мыслит на подсознательном уровне чувственных образов, которое человек использует, главным образом, в своей творческой деятельности. Без подсознательного мышления невозможно любое открытие, поскольку подсознание порождает гипотезы, которые подтверждаются (или опровергаются) потом логическим выводом или экспериментом.

Несмотря на достижения физиологов, мозг продолжает хранить свои тайны до настоящего времени. Известно лишь примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Неизвестен принцип работы нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический характер. Сложнейшее переплетение связей коры головного мозга практически не поддаются расшифровке.

До сих пор неизвестны мотивация и механизмы осознанной деятельности человека. Не в полной мере изучены физиологические основы функционирования мозга во время процесса мышления. Физиологам пока не удалось точно установить место сосредоточения запоминаемой информации в мозгу и способ ее обработки. Нейронная сеть мозга человека человека работает без процессоров и программ, без управляющих и тактовых импульсов, характерных для работы компьютерных систем. Сложные лингвистические и распознавательные задачи мозг решает за несколько итераций продолжительностью несколько секунд. Современный же компьютер растягивает решение таких задач на миллионы шагов. Сегодняшние супер-компьютеры "мыслят" на уровне 5-летнего ребенка.

2.2. Иерархия интеллектуальных способностей человека

В 2000 году редакцией журнала "Искусственный интеллект" в телеконференциях Internet была проведена дискуссия по определению понятия "Естественный интеллект". Были высказаны самые различные взгляды и предложено более 100 определений этого понятия. Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей и специалистов в области СИИ склонны к представлению совокупности интеллектуальных способностей человека в виде следующих трех уровней иерархии.

1) Разум (ум) человека способен в процессе мышления выдвигать цели (ставить задачи) и находить способы их достижения (решения) путем умственных рассуждений и обобщающих выводов. Можно сказать, что разум – это односторонняя направленность человека на решение возникающих перед ним проблем. Например, человек может быть умным в решении математических задач, но обладать примитивным гуманитарным развитием и не быть интеллектуальным.

Рис.2.1.  Структура процессов человеческого мышления

2) Более высоким уровнем развития способностей человека является его интеллект, который определяют три фактора:

а) мышление человека, т.е. способность человеческого мозга к постановке различных интеллектуальных (творческих) задач и выработке действий по их решению, основанных на использовании информации из внешнего мира и усвоенных человеком знаниях;

б) сознание (самосознание) человека, позволяющее видеть свои действия со стороны и осознавать себя как личность в окружающем мире в соответствии с опытом накопленных человечеством знаний и ценностей;

б) духовные ценности и идеалы (мораль, совесть, этика, эстетика, культура, религиозные устои и др.), выработанные человечеством и влияющие на личность и общество;

3) Вершиной в иерархии способностей человека является мудрость – способность человека в сложных, непредвиденных или экстремальных ситуациях своевременно применять свой интеллект для решения возникающих общественных и личных проблем, максимально используя свой интеллектуальный опыт, накопленные духовные ценности и идеалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66882. Комбинационные микросхемы 389 KB
  В лекции рассказывается о комбинационных микросхемах: шифраторах дешифраторах мультиплексорах и компараторах кодов об их алгоритмах работы параметрах типовых схемах включения а также о реализации на их основе некоторых часто встречающихся функций.
66883. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 86 KB
  Наскальные изображения. Зооморфные и антропоморфные изображения. Изображения людей: а женщины б мужчины в лицевая часть головы г человек в композиции с другими объектами. Изображения женщин встречаются двух видов: 1 наиболее древние изображения...
66884. Системное проектирование программных средств 173 KB
  Цели и принципы системного проектирования сложных программных средств Комплекс формально организованных мероприятий по достижению единой цели создания сложной системы с требуемыми характеристиками качества при ограниченных ресурсах получил название...
66886. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 206.5 KB
  Компьютерная модель это программная реализация математической модели дополненная различными служебными программами например рисующими и изменяющими графические образы во времени. Это лишь другая форма абстрактной модели которая однако может интерпретироваться не только математиками...
66887. Предмет теории моделирования 105 KB
  Познание любой системы S сводится по существу к созданию её модели. Сами ВС как сложные и дорогостоящие технические системы могут являться объектами моделирования. Обычно процесс разработки сложной системы осуществляется итерационно с использованием моделирования проектных решений.
66888. Побудова розгорток паперових моделей будівлі засобами комп’ютерної графіки 647 KB
  Графіка – вид мистецтва, що включає малюнок і художнє зображення (походить від грецькі слова графо, що означає пишу, креслю, малюю). Комп’ютерна графіка – це галузь знань, що вивчає та розробляє методи і засоби синтезу, збереження й перетворення цифрових зображень за допомогою ЕОМ та інших технічних пристроїв.
66889. Базовые понятия цифровой электроники 215 KB
  К тому же поведение цифровых устройств всегда можно абсолютно точно рассчитать и предсказать. Однако у цифровых сигналов есть и крупный недостаток. Поэтому максимально достижимое быстродействие аналоговых устройств всегда принципиально больше чем цифровых.
66890. Программная инженерия в жизненном цикле программных средств 143 KB
  Первый класс составляют относительно небольшие программы создаваемые одиночками или небольшими коллективами 3 –5 специалистов которые: создаются преимущественно для получения конкретных результатов автоматизации научных исследований или для анализа относительно простых...