21203

Интеллект человека. Основные характеристики

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллект человека. Особенности строения и функционирования мозга человека В определение дисциплины Системы искусственного интеллекта входит понятие интеллект под которым подразумевают естественный интеллект человека выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных зачастую экстремальных условиях окружающего мира. До сих пор...

Русский

2013-08-02

54.5 KB

1 чел.

2

Лекция №2

2. Интеллект человека. Основные характеристики

2.1. Особенности строения и функционирования мозга человека

В определение дисциплины "Системы искусственного интеллекта" входит понятие "интеллект", под которым подразумевают естественный интеллект человека, выработанный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Человек считается интеллектуальным от природы в связи со способностью человеческого мозга ставить и решать интеллектуальные задачи, связанные с жизнедеятельностью и выживанием человека в сложных (зачастую – экстремальных) условиях окружающего мира.

К настоящему времени учеными-физиологами установлено, что основой человеческого мозга является большое количество взаимодействующих нервных клеток – нейронов, связанных между собой межнейронными соединениями-синапсами. В мозгу не менее 5·1010 нейронов. Тела нейронов занимают всего несколько процентов общего объема мозга, а все остальное пространство занято межнейронными связями – нервными волокнами микронной и субмикронной толщины. Каждый нейрон имеет до 30 тысяч связей, по которым приходят сигналы от других нейронов. Межнейронных связей в мозгу не менее 1014. Мозг может выполнять до 10 биллионов операций в секунду.

Главной особенностью человеческого мозга является его полушарная асиметрия (рис.2.1). Левое полушарие обладает сознательным логическим мышлением, которое используется человеком в сложных условиях его жизнедеятельности. Мышление же правого полушария во многом является рефлекторным, интуитивным и опирается на подсознательные чувственные процессы. Человек зачастую не может сформулировать свои знания и оперирует понятиями, о которых не имеет четкого представления (например: "Я не могу объяснить это, но мне кажется, что…"). Он часто делает выводы по аналогии и ассоциации. Его правое полушарие мыслит на подсознательном уровне чувственных образов, которое человек использует, главным образом, в своей творческой деятельности. Без подсознательного мышления невозможно любое открытие, поскольку подсознание порождает гипотезы, которые подтверждаются (или опровергаются) потом логическим выводом или экспериментом.

Несмотря на достижения физиологов, мозг продолжает хранить свои тайны до настоящего времени. Известно лишь примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Неизвестен принцип работы нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический характер. Сложнейшее переплетение связей коры головного мозга практически не поддаются расшифровке.

До сих пор неизвестны мотивация и механизмы осознанной деятельности человека. Не в полной мере изучены физиологические основы функционирования мозга во время процесса мышления. Физиологам пока не удалось точно установить место сосредоточения запоминаемой информации в мозгу и способ ее обработки. Нейронная сеть мозга человека человека работает без процессоров и программ, без управляющих и тактовых импульсов, характерных для работы компьютерных систем. Сложные лингвистические и распознавательные задачи мозг решает за несколько итераций продолжительностью несколько секунд. Современный же компьютер растягивает решение таких задач на миллионы шагов. Сегодняшние супер-компьютеры "мыслят" на уровне 5-летнего ребенка.

2.2. Иерархия интеллектуальных способностей человека

В 2000 году редакцией журнала "Искусственный интеллект" в телеконференциях Internet была проведена дискуссия по определению понятия "Естественный интеллект". Были высказаны самые различные взгляды и предложено более 100 определений этого понятия. Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей и специалистов в области СИИ склонны к представлению совокупности интеллектуальных способностей человека в виде следующих трех уровней иерархии.

1) Разум (ум) человека способен в процессе мышления выдвигать цели (ставить задачи) и находить способы их достижения (решения) путем умственных рассуждений и обобщающих выводов. Можно сказать, что разум – это односторонняя направленность человека на решение возникающих перед ним проблем. Например, человек может быть умным в решении математических задач, но обладать примитивным гуманитарным развитием и не быть интеллектуальным.

Рис.2.1.  Структура процессов человеческого мышления

2) Более высоким уровнем развития способностей человека является его интеллект, который определяют три фактора:

а) мышление человека, т.е. способность человеческого мозга к постановке различных интеллектуальных (творческих) задач и выработке действий по их решению, основанных на использовании информации из внешнего мира и усвоенных человеком знаниях;

б) сознание (самосознание) человека, позволяющее видеть свои действия со стороны и осознавать себя как личность в окружающем мире в соответствии с опытом накопленных человечеством знаний и ценностей;

б) духовные ценности и идеалы (мораль, совесть, этика, эстетика, культура, религиозные устои и др.), выработанные человечеством и влияющие на личность и общество;

3) Вершиной в иерархии способностей человека является мудрость – способность человека в сложных, непредвиденных или экстремальных ситуациях своевременно применять свой интеллект для решения возникающих общественных и личных проблем, максимально используя свой интеллектуальный опыт, накопленные духовные ценности и идеалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34544. Роман воспитания в немецкой литературе 16.13 KB
  Bildungsromn тип романа получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Роман воспитания традиционная разновидность жанра романа в эволюции которой проступает одна из магистральных линий развития немецкой романистики на протяжении нескольких столетий. Уходя своими истоками в глубь времен в рыцарские повествования средневековья и плутовской роман барокко XVII века он получил законченную классическую форму в творчестве великих просветителей Германии К.
34545. Интеллектуальный роман Т. Манна 18.45 KB
  Манна Термин интеллектуальный роман был впервые предложен Томасом Манном. Манна или Г. Манна или Гессе существенно отличается от психологизма например у Дёблина. Манна признает перед собравшимися свою вину.
34546. Судьба художника в романе «Доктор Фаустус» Т. Манна 17.19 KB
  Манна выяснение природы художественного дара великого поэта выяснение связи этого дара со всеми особенностями человеческого характера Гете. Писатель видит в Гете и неповторимо . В романе речь идет не только о Гете о его творчестве но и о природе художникареалиста о самых фундаментальных свойствах реалистического искусства. Каждый из последовательно появляющихся героев романа Ример Лотта Адель фон Шопенгауэр Август наконец сам Гете это новая манера мышления новый вариант восприятия и оценки личности и творчества поэта.
34547. Противоречие духа и жизни в произведениях Т. Манна и Г. Гессе 19.73 KB
  Гессе Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать и развивать углублять от произведения к произведению родственные темы конфликты и антитезы. Герман Гессе во многом был близок Т. Но интеллектуальный роман Гессе неповторимый художественный мир построенный по своим особым законам. Гессе свойственно живое восприятие романтизма Гельдерлина Нвалиса Эйхендрофа.
34548. Отрицание реалистической концепции характера в эстетике и творчестве В. Вулф 14.48 KB
  Все романы Вулф это своеобразное путешествие вглубь личности которую читатель может принять или не принять но которой не имеет право диктовать. Все ее романы об этой внутренней жизни в которой она находит больше смысла нежели в социальных процессах. Наибольшей известностью пользуются ее романы Комната Джекоба 1922 Миссис Дэллоуэй 1925 К маяку 1927 Волны 1931.
34549. Мифологизация повествования в произведениях Джойса 15.31 KB
  Сначала Джойс видел главную задачу искусства в познании истины и выражении истины через красоту а постепенно он приходит к мысли о том что красота выше истины он замечает что художник привносит красоту в мир все важнее для него формы. Джойс еще пишет что миф развернутый символ. Джойс движется от символа к мифу.
34550. Проблема художественной традиции в эстетике Т.С.Элиота 17.42 KB
  В собственном художественном творчестве Элиот стремился устранить расхождение между чувственным и интеллектуальным началом достигая синтеза с целью вернуть весомость поэтическому слову обесценившемуся изза романтической декламации. Элиот как поэт и в меньшей степени как драматург добившийся наиболее значительных высот в жанре стихотворной драмы со сложными этическими коллизиями Убийство в соборе 1935 предстает художником воплотившим типичные особенности мирочувствования и умонастроений своей катастрофической эпохи. В сознании...
34551. Проблематика и построение книги Рида Десять... 17.37 KB
  Революции. Ему важно понять суть революции. Он пишет о чужой революции но предельно заинтересованно и страстно. Десять дней которые потрясли мир книга американского журналистаДжона Рида об Октябрьской революции 1917 года в России свидетелем которой он был сам.
34552. Развитие жанра соц. романа в творчестве Д. Стейнбека 18.54 KB
  Размыкает рамки семьи. Семьи несут в себе боль страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов. Главой семьи Джоудов ее душой была мать одна из самых больших творческих удач писателя. Ма единственный человек из всей семьи кто сохраняет ясность мысли и мужество перед лицом тяжких испытаний.