21211

Психология личности. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

Лекция

Психология и эзотерика

Раскрытие специфики социально-психологического подхода к изучению личности, понятия социализации, ее механизмов, стадий и институтов, раскрытие социально-психологических качеств личности, а также понятия социальной установки, традиций ее изучения и влияния социальной установки на поведение индивида;

Русский

2015-01-15

79.5 KB

7 чел.

Вид занятия: информативная лекция.

Тема занятия: «Психология личности»

Занятие проводится в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

Цель занятия: обеспечить студентов необходимой информацией по данной теме, раскрыть все новые для них понятия, повысить познавательную мотивацию студентов.

Задачи учебного материала:

1) раскрытие специфики социально-психологического подхода к изучению личности, понятия социализации, ее механизмов, стадий и институтов, раскрытие социально-психологических качеств личности, а также понятия социальной установки, традиций ее изучения и влияния социальной установки на поведение индивида; 

2) развитие навыков, умения работать с текстом учебника, схемами;

3) развитие личности, повышение познавательной мотивации, мотивации к самопознанию и саморазвитию.

Структура лекции:

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

2. Понятие социализации, механизмы и стадии социализации, институты социализации.

3. Социально-психологические качества личности. Личность и социальная роль.

4. Социальная установка.

Форма организации студентов: традиционная.

Основные методы обучения: беседа, объяснение, разъяснение, примеры.

Средства обучения: вербально-информационные – лекционный материал, учебники, учебные пособия; наглядные – схемы.

Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1988

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Белинская Е.П. Исследование личности: Традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире. М., 2002

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001

6. Кузнецова И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. - Смоленск: Универсум, 2006

7. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 1994

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004
  2.  Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001
  3.  Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. – М., 2002
  4.  Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007

Психология личности

План

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

2. Понятие социализации, механизмы и стадии социализации, институты социализации.

3. Социально-психологические качества личности. Личность и социальная роль.

4. Социальная установка.

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности.

Сущность личности заключается в характере общественных отношений, в которых она живет, и, следовательно, личность рождается и существует в обществе, в общественных отношениях.

Подход к личности в социальной психологии отличается от подхода к ней в социологии и психологии.

Специфика социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что он предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического.

  1.  Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.
  2.   общепсихологический – тем, что акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.

Задача социальной психологии – раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которая дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из форм ее деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой, результат, который получается  от этого взаимоотношения.

Для выявления того, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые она проходит – это проблема социализации.

Важно проанализировать, как личность действует в условиях активного общения с другими личностями в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность – это проблема социальной установки.

Итогом исследования проблем личности в социальной психологии следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности – это проблема социальной идентичности личности.  

2. Понятие социализации

Социализация – процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализированность – результат социализации, соответствие человека социальным требованиям.

Социализация по своему содержанию является процессом становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности – механизмы социализации:

1) деятельность (на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельности; при этом происходят ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного, выбранного вида, соподчинение ему всех остальных  видов деятельности и освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости);

2) общение (рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже; углубление общения - это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера);

3) самосознание (процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

В процессе социализации можно выделить три грани:

1) трансляция культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации (инкультурация);

2) собственно усвоение, интернализация различных модусов социального опыта;

3) социализированность (результат – адаптация)

4) процесс конструирования социальной реальности.

Стадии социализации

Стадии социализации выделяют на основе двух критериев:

1) биологический – возраст и половая принадлежность;

2) критерий социального характера – социальные кризисы, переживаемые человеком.

Этапы социализации охватывают всю жизнь человека:

1. Детство – социокультурный феномен:

2. Подростковый возраст (11 – 16 лет).

3. Юношеский возраст.

4. Молодость.

5. Взрослый возраст – ранняя социализация:

5. Пожилой возраст.

6. Старость.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней служит основанием для классификации стадий.

Выделены основные стадии:

  1.  Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу -  период раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности.

  1.  Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека — это весь период трудовой деятельности человека.
  2.  Послетрудовая стадия – воспроизводство социального опыта в пожилом возрасте.

Институты социализации

Институты социализации – это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, совокупность норм, ценностей, которые  регулируют различные сферы деятельности человека и закрепляют эту деятельность в систему ролей и статусов.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают:

▪ В период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли.

▪ В период обучения основным институтом социализации является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является важнейшим элементом социализации, расширяет возможности ребенка в плане его общения.

На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности — команда, организация.

На послетрудовой стадии институтами социализации могут выступать различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

3. Социально-психологические качества личности

Социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

К ним можно отнести четыре группы качеств:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.)

Анализ социально-психологических качеств личности необходим для того, чтобы понять, каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, иными словами, идентифицируется с группой.

Социальная идентичность личности — это самоопределение личности в отнесении себя к определенной социальной группе.

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

На фоне социальной идентичности у человека складывается определенная социальная роль- это ожидаемый тип поведения личности в соответствии с определенным взаимодействием людей в обществе на основе их прав и обязанностей.

По Парсонсу, социальная роль характеризуется:

- эмоциональностью (некоторым ролям свойственно эмоциональное напряжение);

- масштабом (возможностью влиять на определенное количество людей, например, роль преподавателя, руководителя);

- формализацией (если социальная роль ориентирована на стандартные нормы и правила, то это формальная социальная роль, например, профессиональная; неформальные социальные роли – это роли, ориентированные на межличностные отношения)

Социальная роль определенным образом регламентирует поведение человека в обществе

4. Социальная установка

Социальная установка – это определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденция его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Впервые понятие аттитюд было введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918г.

Аттитюд – это состояние сознание индивида относительно некоторой социальной ценности, переживание человеком смысла этой ценности.

По Олпорту, аттитюд – это состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан.

В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода:

1) от введения этого термина в 1918г. до Второй мировой войны — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней.

2) 1940-1950-е годы - упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций.

3) 1950-1960-е годы — возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований.

4) 1970-е годы — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов.

5) 1980-1990-х годы - новый рост интереса к проблеме, связанный с запросами практики. 

Отечественное изучение установки связано со школой Д.Н.Узнадзе. По определению Узнадзе, установка – это первичное целостное отражение, на фоне которого может возникнуть созерцательное или действенное отражение, которое заключается в налаживании готовности к тому, чтобы в нем появились те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение.

 А.Н. Леонтьев и Осмолов рассматривали смысловую установку – как выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, которое придает деятельности устойчивый характер.

Структура аттитюда

М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

- когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

- аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

- поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Также  в структуру аттитюда включают поведенческую интенцию, т.е. планы, намерения действий.

Функции аттитюда

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Между аттитюдом и поведение личности существует сложная взаимосвязь. С одной стороны, аттитюд позволяет прогнозировать поведение. С другой - существуют причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда («я так и знал!»).

Так или иначе, знание аттитюда полезно, поскольку позволяет — с той или иной степенью уверенности — прогнозировать поведение.

Для наиболее точного изучения социальной установки в ее целостности В.А. Ядовым была предложена «диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности». Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически.

В. А. Ядов предположил, что на разных уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют разные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Иерархическая система диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов)

В данной схеме потребности классифицируются по одному единственному основанию - с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей — контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.

Далее выстраивается также условная для нужд данной схемы иерархия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий». Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (1'). Следующий уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2'). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сфере труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3'). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4'). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.


«4» - деятельность

3» - серия поступков

«2» - поступок (первичное действие)

«1» - поведенческий акт

4`

3`

2`

1`

ценностные ориентации личности

базовые социальные установки

социально фиксированные установки (аттитюды)

элементарные фиксированные установки

4

3

2

1

П

Д

С


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57796. Проценты. Решение задач на проценты 5.9 MB
  А сегодня мы применим наши знания на уроке сказки Колобок Возле леса на опушке Дед и баба проживали. Баба тесто замесила Да медка добавила Колобок спекла душистый Круглобокий да румяный. 5 = 005 300 х 005 = 15 г меда Колобок тот был горячий И такая у него удача...
57797. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве 118 KB
  Цели урока: обучающая: формировать предметные компетентности по математике: процедурную умение использовать разные информационные источники для поиска решения типовых задач; логическую использование математической и логической символики на практике при оформлении математических текстов...
57798. Паралельні та перпендикулярні прямі. Ознаки та властивості паралельних прямих 254.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми; закріпити вміння застосовувати отримані знання під час розв’язування задач; розвивати логічне та наочно-образне мислення; навички самостійної роботи...
57799. У ЦАРСТВІ ПТАХІВ 140 KB
  Мета: продовжити знайомство учнів з особливостями байки навчити виразно читати розвивати способи й види читання байки вчити передавати шляхом інтонації характери дійових персонажів; збагатити знання учнів про життя птахів...
57800. Загальна характеристика класу Птахи 107.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність представників класу Птахів або Пернатих; показати особливості зовнішньої будови у звязку з польотом; вивчити будову піряного покриву типи піря їх будова та призначення;...
57801. Розмноження та розвиток птахів 83 KB
  Мета уроку. Сформувати поняття про поведінку птахів під час розмноження, звернути увагу складність будови пташиного яйця на типи розвитку птахів, ознайомити з різноманітністю гнізд, з’ясувати риси ускладнення розмноження та розвитку птахів порівняно з плазунами...
57802. Різноманітність птахів, їх значення для людини. Охорона птахів 119 KB
  Узагальнити та систематизувати знання знання учнів про птахів; розкрити їх роль у екосистемах та господарстві людини; перевірити рівень засвоєння матеріалу; продовжити формувати вміння узагальнювати...
57803. Інтегрований урок з математики та біології. Відсотки. Розв’язування задач на відсотки 44 KB
  Мета уроку: формувати практичні вміння і навички учнів застосовувати набуті знання до розв’язування різних типів задач на відсотки; розвивати логічне мислення творчі та інтелектуальні здібності учнів...
57804. Раціональні числа. Порівняння, додавання та віднімання раціональних чисел 59 KB
  Вчитель повідомляє тему та мету уроку ставить завдання перед учнями на даний урок Слайд 4 ІІІ. Актуалізація опорних знань Повторення вивченого матеріалу Перевірка домашнього завдання в усній формі або ш ляхом...