21211

Психология личности. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

Лекция

Психология и эзотерика

Раскрытие специфики социально-психологического подхода к изучению личности, понятия социализации, ее механизмов, стадий и институтов, раскрытие социально-психологических качеств личности, а также понятия социальной установки, традиций ее изучения и влияния социальной установки на поведение индивида;

Русский

2015-01-15

79.5 KB

12 чел.

Вид занятия: информативная лекция.

Тема занятия: «Психология личности»

Занятие проводится в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

Цель занятия: обеспечить студентов необходимой информацией по данной теме, раскрыть все новые для них понятия, повысить познавательную мотивацию студентов.

Задачи учебного материала:

1) раскрытие специфики социально-психологического подхода к изучению личности, понятия социализации, ее механизмов, стадий и институтов, раскрытие социально-психологических качеств личности, а также понятия социальной установки, традиций ее изучения и влияния социальной установки на поведение индивида; 

2) развитие навыков, умения работать с текстом учебника, схемами;

3) развитие личности, повышение познавательной мотивации, мотивации к самопознанию и саморазвитию.

Структура лекции:

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

2. Понятие социализации, механизмы и стадии социализации, институты социализации.

3. Социально-психологические качества личности. Личность и социальная роль.

4. Социальная установка.

Форма организации студентов: традиционная.

Основные методы обучения: беседа, объяснение, разъяснение, примеры.

Средства обучения: вербально-информационные – лекционный материал, учебники, учебные пособия; наглядные – схемы.

Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1988

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Белинская Е.П. Исследование личности: Традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире. М., 2002

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001

6. Кузнецова И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. - Смоленск: Универсум, 2006

7. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 1994

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004
  2.  Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001
  3.  Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. – М., 2002
  4.  Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007

Психология личности

План

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

2. Понятие социализации, механизмы и стадии социализации, институты социализации.

3. Социально-психологические качества личности. Личность и социальная роль.

4. Социальная установка.

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности.

Сущность личности заключается в характере общественных отношений, в которых она живет, и, следовательно, личность рождается и существует в обществе, в общественных отношениях.

Подход к личности в социальной психологии отличается от подхода к ней в социологии и психологии.

Специфика социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что он предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического.

  1.  Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.
  2.   общепсихологический – тем, что акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.

Задача социальной психологии – раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которая дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из форм ее деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой, результат, который получается  от этого взаимоотношения.

Для выявления того, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые она проходит – это проблема социализации.

Важно проанализировать, как личность действует в условиях активного общения с другими личностями в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность – это проблема социальной установки.

Итогом исследования проблем личности в социальной психологии следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности – это проблема социальной идентичности личности.  

2. Понятие социализации

Социализация – процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализированность – результат социализации, соответствие человека социальным требованиям.

Социализация по своему содержанию является процессом становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности – механизмы социализации:

1) деятельность (на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельности; при этом происходят ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного, выбранного вида, соподчинение ему всех остальных  видов деятельности и освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости);

2) общение (рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже; углубление общения - это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера);

3) самосознание (процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

В процессе социализации можно выделить три грани:

1) трансляция культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации (инкультурация);

2) собственно усвоение, интернализация различных модусов социального опыта;

3) социализированность (результат – адаптация)

4) процесс конструирования социальной реальности.

Стадии социализации

Стадии социализации выделяют на основе двух критериев:

1) биологический – возраст и половая принадлежность;

2) критерий социального характера – социальные кризисы, переживаемые человеком.

Этапы социализации охватывают всю жизнь человека:

1. Детство – социокультурный феномен:

2. Подростковый возраст (11 – 16 лет).

3. Юношеский возраст.

4. Молодость.

5. Взрослый возраст – ранняя социализация:

5. Пожилой возраст.

6. Старость.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней служит основанием для классификации стадий.

Выделены основные стадии:

  1.  Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу -  период раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности.

  1.  Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека — это весь период трудовой деятельности человека.
  2.  Послетрудовая стадия – воспроизводство социального опыта в пожилом возрасте.

Институты социализации

Институты социализации – это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, совокупность норм, ценностей, которые  регулируют различные сферы деятельности человека и закрепляют эту деятельность в систему ролей и статусов.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают:

▪ В период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли.

▪ В период обучения основным институтом социализации является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является важнейшим элементом социализации, расширяет возможности ребенка в плане его общения.

На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности — команда, организация.

На послетрудовой стадии институтами социализации могут выступать различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

3. Социально-психологические качества личности

Социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

К ним можно отнести четыре группы качеств:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.)

Анализ социально-психологических качеств личности необходим для того, чтобы понять, каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, иными словами, идентифицируется с группой.

Социальная идентичность личности — это самоопределение личности в отнесении себя к определенной социальной группе.

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

На фоне социальной идентичности у человека складывается определенная социальная роль- это ожидаемый тип поведения личности в соответствии с определенным взаимодействием людей в обществе на основе их прав и обязанностей.

По Парсонсу, социальная роль характеризуется:

- эмоциональностью (некоторым ролям свойственно эмоциональное напряжение);

- масштабом (возможностью влиять на определенное количество людей, например, роль преподавателя, руководителя);

- формализацией (если социальная роль ориентирована на стандартные нормы и правила, то это формальная социальная роль, например, профессиональная; неформальные социальные роли – это роли, ориентированные на межличностные отношения)

Социальная роль определенным образом регламентирует поведение человека в обществе

4. Социальная установка

Социальная установка – это определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденция его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Впервые понятие аттитюд было введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918г.

Аттитюд – это состояние сознание индивида относительно некоторой социальной ценности, переживание человеком смысла этой ценности.

По Олпорту, аттитюд – это состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан.

В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода:

1) от введения этого термина в 1918г. до Второй мировой войны — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней.

2) 1940-1950-е годы - упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций.

3) 1950-1960-е годы — возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований.

4) 1970-е годы — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов.

5) 1980-1990-х годы - новый рост интереса к проблеме, связанный с запросами практики. 

Отечественное изучение установки связано со школой Д.Н.Узнадзе. По определению Узнадзе, установка – это первичное целостное отражение, на фоне которого может возникнуть созерцательное или действенное отражение, которое заключается в налаживании готовности к тому, чтобы в нем появились те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение.

 А.Н. Леонтьев и Осмолов рассматривали смысловую установку – как выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, которое придает деятельности устойчивый характер.

Структура аттитюда

М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

- когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

- аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

- поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Также  в структуру аттитюда включают поведенческую интенцию, т.е. планы, намерения действий.

Функции аттитюда

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Между аттитюдом и поведение личности существует сложная взаимосвязь. С одной стороны, аттитюд позволяет прогнозировать поведение. С другой - существуют причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда («я так и знал!»).

Так или иначе, знание аттитюда полезно, поскольку позволяет — с той или иной степенью уверенности — прогнозировать поведение.

Для наиболее точного изучения социальной установки в ее целостности В.А. Ядовым была предложена «диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности». Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически.

В. А. Ядов предположил, что на разных уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют разные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Иерархическая система диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов)

В данной схеме потребности классифицируются по одному единственному основанию - с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей — контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.

Далее выстраивается также условная для нужд данной схемы иерархия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий». Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (1'). Следующий уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2'). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сфере труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3'). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4'). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.


«4» - деятельность

3» - серия поступков

«2» - поступок (первичное действие)

«1» - поведенческий акт

4`

3`

2`

1`

ценностные ориентации личности

базовые социальные установки

социально фиксированные установки (аттитюды)

элементарные фиксированные установки

4

3

2

1

П

Д

С


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23707. История Советского государства 1900-1991 3.37 MB
  Изменения и кризис в партии [4. XVII съезд партии. XVIII съезд партии. Полная трансформация партии [9.
23708. Перевод условия задачи на математический язык 51 KB
  Составьте выражения для ответа на вопрос задачи: 1 Автомобиль проходит расстояние х км за 2 ч а автобус − за 3 ч. Свой результат группы вывешивают на доску: 1 x : 2 x : 3; 2 x : 2 x : 3; 3 x : 2 x : 3; 4 x : 2 x : 3; Что интересного вы замечаете Задачи все разные а выражения одинаковые. Какое задание стояло перед вами Надо было составить выражение по условию задачи.
23709. Работа с математическими моделями 61 KB
  Количество в м Стоимость в руб. Шерсть d 3 420 000 Шёлк с Сначала надо найти стоимость шерсти: 3d затем стоимость шёлка: 420 000 3d что бы найти цену шёлка6 надо его стоимость разделить на количество купленного шёлка: 420000 3d : c Если d = 80 000 c = 2 420000 380 000 : 2 = 90 000 Ответ: цена шёлка 90 000 руб. Количество Стоимость в руб. Хлеб а 3 батона Яблоки b 2 кг Что бы найти стоимость всей покупки надо знать стоимость хлеба и стоимость яблок.
23710. Работа с математическими моделями 57.5 KB
  При решении последнего примера учащиеся вспоминают свойство 1 при умножении: а 1 = 1 а = а − Расположите полученные результаты в порядке возрастания. Какие свойства умножения вы использовали Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания: аb c = аb ac аb c = аb ac свойство 1 при умножении: а  1 = а. Какое свойство умножения вы использовали Свойство 1 при умножении. Како теперь свойство можно применить Распределительное свойство умножения относительно сложения.
23711. Математические выражения и математические модели 76.5 KB
  а Графическая модель: Не известно количество девочек x одна часть и мальчиков но сказано что мальчиков в 3 раза больше x3 или 3x вторая часть всего целое 48 человек. x 3x = 48 x x3 = 48 Используем свойство 1 при умножении: a1 = 1a: 1x 3x = 48 x1 x3 = 48 Используем распределительное свойство умножения: ab c = ab ac: x1 3 = 48 Найдём сумму стоящую в скобках: 4x = 48 x4 = 48 Что бы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель: x = 48 : 4 x = 12 x ...
23712. Степень числа 46.5 KB
  Цели урока: сформировать понятие степени способность к чтению и записи выражений со степенями; повторить и закрепить смысл умножения натуральных чисел понятия простого и составного числа зависимость между компонентами и результатами арифметических действий тренировать вычислительные навыки способность к анализу и решению задач Самоопределение к деятельности. Доброе утро ребята Что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках Мы научились раскладывать числа на простые множители находить НОД и НОК чисел разными...
23713. Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе) 99 KB
  Какие свойства чисел используются при упрощении буквенных выражений Переместительное сочетательное распределительное. На доске: Какие методы работы с моделями мы знаем Нахождение значений выражений решение уравнений используя распределительное свойство метод проб и ошибок метод полного перебора решение уравнений методом весов. 1 16x 7x 2x = x16 7 2 = 7x; Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания ac bc = ca b 2 x : 5 Количество варенья в одной...
23714. Запись, чтение и составление выражений 40.5 KB
  Цели урока: формировать представление о математических выражениях как о словах математического языка повторить понятия числового и буквенного выражения учить делать перевод текстов с русского языка на математический и наоборот повторить и закрепить приёмы устных вычислений нумерацию натуральных чисел смысл сложения и вычитания взаимосвязь между ними сложение и вычитание многозначных чисел решение задач понятие периметра многоугольника развивать внимание логическое мышление способности к обобщению исследовательские умения...
23715. Запись, чтение и составление выражений 58 KB
  Запишите выражения для ответа на вопрос задачи: а Площадь прямоугольника с см2 а ширина 7см. Почему в классе разные ответы а часть ребят совсем не справилась с заданием Что необходимо знать что бы с заданием справились все Для решения первой задачи надо знать как найти ширину прямоугольника по его площади и длине а для решения второй задачи формулу площади прямоугольника. Поднимите руку те кто не знает формулу нахождения площади прямоугольника К решению этой задачи учащиеся были подготовлены на этапе актуализации по этому...