21212

Социальная психология, ее методы и задачи

Лекция

Психология и эзотерика

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности группы или отдельные их представители люди. Социометрия метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявить: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и отвергнутых членов группы...

Русский

2015-01-15

161 KB

7 чел.

Социальная психология.

Литература:

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997
  2.  Андриенко Елена Васильев. Социальная психология - М.: Из-й центр «Академия», 2002.
  3.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. 1999.
  4.  Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: МПСИ: Флинта, 2000.
  5.  Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
  6.  Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984г.
  7.  Дружинин Владимир Николаевич - Психология: Учебник для гуманитарных вузов, Из-во «ПИТЕР» 2003 г.
  8.  Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. - Л., 1972 г.
  9.  Кон И.С. Социализация личности. – М., 1967.
  10.  Кравченко А.И. Социология. Екатеренбург. Деловая книга.М.: Логос, 1999.
  11.  Лабунская Вера Александ. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  12.   Майерс С. Социальная психология. – СПб., 1997.
  13.  Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.М.: Наука, 1989.
  14.  Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
  15.  Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология.СПб.: Питер, 1999.
  16.  Свенцицкий Анат. Леонид. Социальная психология. – М.: ООО «ТК Велиби», 2003.
  17.  Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995 г.
  18.  Шибутани Т. Социальная психология. – Р/на Д., 1998 г.

Лекция № 1

ПЛАН:

  1.  Предмет, объект, задачи, теоретические и прикладные основы социальной психологии.
  2.  Методы социальной психологии.

  1.  Социальная психология как самостоятельная отрасль научного познания начала формироваться в конце 19 века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года.

    Социальная психология – это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений.

     Социальная психология  изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных их включением в социальной группе, а так же психологических характеристик самих этих групп.

     Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

     Предметом социальной психологии являются закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, обусловленные  принадлежностью людей к различным социальным общностям.

     Задачи социальной психологии:

а) изучение  и осмысление социально-психологических явлений и процессов;

б) выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях;

в) прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.

     Теоретические основы социальной психологии:

  1.  представления об иерархии и особенностях общественных отношений людей;
  2.  осознание специфики развития общественного сознания людей.
  3.  Представления о сущности, механизмах и закономерностях проявления социально-психологических явлений и процессов.
  4.  Понятие о методологии социально-психологической науки.
  5.  Представления о методах и методиках изучения социально-психологических явлений.

Методологические (прикладные) основы социальной психологии:

  1.  Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и общественной деятельности людей.
  2.  Представления о движущих силах развития окружающей действительности и общественной активности людей.
  3.  В результате взаимодействия людей рождается все «социальное», т.е. общественные отношения.

Методы социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов. Основные методы социальной психологии:

  1.  Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных  условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает:

а) житейским – ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

б) научным – организованное наблюдение, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.  

в) включенным – предусматривает участие исследователя  в деятельности, которую он изучает.

г) невключенным - предусматривает не участие исследователя  в деятельности, которую он изучает.

2) Эксперимент – метод,  предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

            Эксперимент может быть:

            а) лабораторным – когда он протекает в специально организованных условиях.

            б) естественным, когда изучение осуществляется в естественных  условиях.

в) констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-                                                      психологические явления.

     г) формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

3)  Социометрия – метод социальной психологии, используемый для  диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявить:

 - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

 - конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений;

 - формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;

 - наличие микрогрупп и связей между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы – схемы взаимоотношений в группе.

Социометрия как метод изучения групповой структуры

Одним из самых распространенных методов изучения групповой структуры является социометрия, разработанная в своих основах Д. Морено еще в начале 1930-х гг. В его работах имеется несколько определений этого метода. Обращаясь к более позднему периоду творчества Морено, приведем следующее определение: "Социометрия — это измерение социальных отношений в самом широком смысле, всякое измерение всяких социальных отношений». Социометрический метод включает  в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. Например: "С кем вы хотели бы выполнять совместное задание?", "С кем вы хотели бы вместе  пойти в кино?" и т.п. В своей совокупности эти вопросы представляют собой социометрический тест. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы И.П. Волков отмечает следующие правила, которыми нужно руководствоваться при формулировании подобных вопросов (критериев):

1.Социометрический критерий должен требовать от субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2.Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы.

3.Используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов группы; они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы.

4.Критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов; для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности — этим достигается усиление критерия.

5.Предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: "Кого Вы хотели бы выбрать?", "Кого желаете (желали бы) выбрать?", "Кто Вам более (менее) нравится?" и т.д.

6.Критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов.

7.Критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов. Если необходимо ввести ограничение числа выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то на это следует указывать особо в вопросе либо в инструкции к тесту .

На основе социометрического тестирования можно зарегистрировать частоту контактов (или общую продолжительность контактов) между парами индивидов. Если эти контакты являются добровольными, то предполагается, что их характер и частота будут обоснованными показателями групповой структуры. Данные,полученные в результате опроса какой-либо группы, заносятся соответствующим образом в специальную таблицу — социоматрицу.

Анализ ответов позволяет получать не только качествен-ный,но и количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях. Так, число выборов, полученных тем или иным членом группы, свидетельствует о степени и характере его влияний на остальных лиц. Число выборов, сделанных каким-либо индивидом, говорит о степени и характере его потребности в общении с остальными членами группы. Тот, кто получил больше всего выборов, является социометрическим лидером, или "звездой", П° терминологии Морено. В приведенном примере таким человеком является Т-р (№ 5), обладающий наибольшей притягательность!0 по критерию совместной работы. Социально изолированны^

§ 6. Социометрия как метод изучения групповой структуры   155

оказывается Х-ч (№ 6) , которого все игнорируют (не выбирают й не отвергают), да и сам он пассивен в этом смысле.

^блица 7.1.   Социометрическая матрица

Критерии "С кем Вы более всего хотели бы совместно работать на одной операции?"; "С кем Вы более всего не хотели бы совместно работать?"

Кто выбирает 

Кого выбирают 

Сделанные выборы 

- 

1     2     3     4     5    6

      +                —           Всего 

1. А-в 

     0      +     0     +     0

2. В-в 

-             0     -      +     0

3. П-в 

+       0                      0         +         0

4. С-а

+    +     0     0              0

5. Т-р 

6. Х-ч 

Число полученных выборов

 

8 

Всего 

     -                   -                    11

Примечание:

"+" — положительный выбор; "—" — отрицательный выбор; "О" — нулевой выбор (безразлично). Член группы № 1 — официальный руководитель.

Для большей наглядности изображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице, можно графически представить в виде социограммы.

Для большей наглядностиизображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице. Можно графически представить в виде социограммы.

Социограмма

Данная социограмма показывает, что № 5 обладает наивысшим социометрическим статусом, так как его выбирают четыре члена группы из пяти. Индивиды № 1, 3, 5 составляют замкнутую неформальную группировку — они выбирают лишь друг друга. Индивид № 6 находится в психологической изоляции от остальных членов группы. Взаимную антипатию испытывают индивиды № 2 и 4, при этом № 2 психологически отвергает официального руководителя группы (№ I), Последний может воздействовать на № 2 неофициальным образом лишь через № 5, поскольку   № 1 и № 5 связаны взаимными выборами. Эта социограмма свидетельствует также о том, что давать задание, предусматривающее взаимодействие, индивидам № 2, 4 и 6 нецелесообразно, так как у них отсутствует тяготение друг к другу.

Для более обстоятельного анализа данных социометрического теста был разработан ряд индексов. Одни из этих индексов предназначены для того, чтобы показать положение той или иной личности в группе, другие — для того, чтобы охарактеризовать группу как определенную общность. Для иллюстрации подобного анализа представим несколько индексов, которые можно использовать для описания групповой структуры. Позитивная экспансивность (желание общаться с другими людьми) индивида р в группе из N человек, где р позволено неограниченное число выборов, измеряется посредством следующего индекса:

                                                           число выборов, сделанных р

Позитивная экспансивность р =------------------------------------------.

                                                                           N-1

Экспансивность группы можно измерить посредством следующего индекса:

                                                общее число выборов, сделанных группой

Групповая экспансивность----------------------------------------------------.

                                                                             N

Групповую сплоченность и групповую интеграцию можно измерить посредством следующих индексов:

                                                  число взаимных выборов

Групповая сплоченность =-------------------- --------------------------------------.

                                                 общее число возможных взаимных выборов

                                                               1

Групповая интеграция =------------------------------.

                                            число изолированных

                          (индивидов, не получивших ни одного выбора)

Существуют и другие социометрические индексы, которые могут быть использованы при изучении структуры группы, С целью проверки данных социометрического тестирования рекомендуется проводить интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов. Возможны также повторные социометрические замеры для выявления устойчивости сделанных выборов.

Вспомогательные методы:

  1.  Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление  и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлений и процессов, полученных от различных людей.
    1.  Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологичеких явлений  по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которой воплощаются  творческие силы и способности людей.
    2.  Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.  
    3.  Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
27952. Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона) 33.66 KB
  Типологии характера. Типологии характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
27953. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс 53.89 KB
  Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...
27954. Задатки, одаренность и талант. Психологические особенности одаренных 39.64 KB
  Психологические особенности одаренных Задатки генетические программы определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида. Способности это такие индивидуальнопсихологические особенности человека которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям умениям навыкам. Они тесно связаны с общей направленностью личности с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности. Способности это индивидуальнопсихологические...
27955. Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах 30.1 KB
  И в связи с этим изменяется содержание средств методов и форм организации занятий физическими упражнениями. Определение психологомпрактиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками взаимодействия – одна из важнейших задач и она должна непременно решаться в процессе организации собственной деятельности. Клиент бунтует против принятия непривычных для него форм поведения и организации действий преимущественно на бессознательном уровне а это требует особых способов и подходов. Аким образом Учитель занят передачей...
27956. Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности 18.81 KB
  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности. САМООЦЕНКА ценность значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности деятельности поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение деятельность и развитие личности ее взаимоотношения с другими людьми.
27957. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения. Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации 26.75 KB
  Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации. Тогда здесь справедливы все требования предъявляемые к психологу работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации. САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ термин используемый в организационной теории для обозначения: 1 одной из моделей организации...
27958. Целостный подход в психологии. Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований 21.38 KB
  ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., главным образом в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее в психологической науке элементаристскому подходу (признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов