21212

Социальная психология, ее методы и задачи

Лекция

Психология и эзотерика

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности группы или отдельные их представители люди. Социометрия метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявить: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и отвергнутых членов группы...

Русский

2015-01-15

161 KB

7 чел.

Социальная психология.

Литература:

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997
  2.  Андриенко Елена Васильев. Социальная психология - М.: Из-й центр «Академия», 2002.
  3.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. 1999.
  4.  Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: МПСИ: Флинта, 2000.
  5.  Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
  6.  Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984г.
  7.  Дружинин Владимир Николаевич - Психология: Учебник для гуманитарных вузов, Из-во «ПИТЕР» 2003 г.
  8.  Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. - Л., 1972 г.
  9.  Кон И.С. Социализация личности. – М., 1967.
  10.  Кравченко А.И. Социология. Екатеренбург. Деловая книга.М.: Логос, 1999.
  11.  Лабунская Вера Александ. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  12.   Майерс С. Социальная психология. – СПб., 1997.
  13.  Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.М.: Наука, 1989.
  14.  Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
  15.  Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология.СПб.: Питер, 1999.
  16.  Свенцицкий Анат. Леонид. Социальная психология. – М.: ООО «ТК Велиби», 2003.
  17.  Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995 г.
  18.  Шибутани Т. Социальная психология. – Р/на Д., 1998 г.

Лекция № 1

ПЛАН:

  1.  Предмет, объект, задачи, теоретические и прикладные основы социальной психологии.
  2.  Методы социальной психологии.

  1.  Социальная психология как самостоятельная отрасль научного познания начала формироваться в конце 19 века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года.

    Социальная психология – это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений.

     Социальная психология  изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных их включением в социальной группе, а так же психологических характеристик самих этих групп.

     Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

     Предметом социальной психологии являются закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, обусловленные  принадлежностью людей к различным социальным общностям.

     Задачи социальной психологии:

а) изучение  и осмысление социально-психологических явлений и процессов;

б) выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях;

в) прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.

     Теоретические основы социальной психологии:

  1.  представления об иерархии и особенностях общественных отношений людей;
  2.  осознание специфики развития общественного сознания людей.
  3.  Представления о сущности, механизмах и закономерностях проявления социально-психологических явлений и процессов.
  4.  Понятие о методологии социально-психологической науки.
  5.  Представления о методах и методиках изучения социально-психологических явлений.

Методологические (прикладные) основы социальной психологии:

  1.  Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и общественной деятельности людей.
  2.  Представления о движущих силах развития окружающей действительности и общественной активности людей.
  3.  В результате взаимодействия людей рождается все «социальное», т.е. общественные отношения.

Методы социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов. Основные методы социальной психологии:

  1.  Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных  условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает:

а) житейским – ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

б) научным – организованное наблюдение, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.  

в) включенным – предусматривает участие исследователя  в деятельности, которую он изучает.

г) невключенным - предусматривает не участие исследователя  в деятельности, которую он изучает.

2) Эксперимент – метод,  предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

            Эксперимент может быть:

            а) лабораторным – когда он протекает в специально организованных условиях.

            б) естественным, когда изучение осуществляется в естественных  условиях.

в) констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-                                                      психологические явления.

     г) формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

3)  Социометрия – метод социальной психологии, используемый для  диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявить:

 - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

 - конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений;

 - формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;

 - наличие микрогрупп и связей между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы – схемы взаимоотношений в группе.

Социометрия как метод изучения групповой структуры

Одним из самых распространенных методов изучения групповой структуры является социометрия, разработанная в своих основах Д. Морено еще в начале 1930-х гг. В его работах имеется несколько определений этого метода. Обращаясь к более позднему периоду творчества Морено, приведем следующее определение: "Социометрия — это измерение социальных отношений в самом широком смысле, всякое измерение всяких социальных отношений». Социометрический метод включает  в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. Например: "С кем вы хотели бы выполнять совместное задание?", "С кем вы хотели бы вместе  пойти в кино?" и т.п. В своей совокупности эти вопросы представляют собой социометрический тест. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы И.П. Волков отмечает следующие правила, которыми нужно руководствоваться при формулировании подобных вопросов (критериев):

1.Социометрический критерий должен требовать от субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2.Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы.

3.Используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов группы; они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы.

4.Критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов; для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности — этим достигается усиление критерия.

5.Предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: "Кого Вы хотели бы выбрать?", "Кого желаете (желали бы) выбрать?", "Кто Вам более (менее) нравится?" и т.д.

6.Критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов.

7.Критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов. Если необходимо ввести ограничение числа выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то на это следует указывать особо в вопросе либо в инструкции к тесту .

На основе социометрического тестирования можно зарегистрировать частоту контактов (или общую продолжительность контактов) между парами индивидов. Если эти контакты являются добровольными, то предполагается, что их характер и частота будут обоснованными показателями групповой структуры. Данные,полученные в результате опроса какой-либо группы, заносятся соответствующим образом в специальную таблицу — социоматрицу.

Анализ ответов позволяет получать не только качествен-ный,но и количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях. Так, число выборов, полученных тем или иным членом группы, свидетельствует о степени и характере его влияний на остальных лиц. Число выборов, сделанных каким-либо индивидом, говорит о степени и характере его потребности в общении с остальными членами группы. Тот, кто получил больше всего выборов, является социометрическим лидером, или "звездой", П° терминологии Морено. В приведенном примере таким человеком является Т-р (№ 5), обладающий наибольшей притягательность!0 по критерию совместной работы. Социально изолированны^

§ 6. Социометрия как метод изучения групповой структуры   155

оказывается Х-ч (№ 6) , которого все игнорируют (не выбирают й не отвергают), да и сам он пассивен в этом смысле.

^блица 7.1.   Социометрическая матрица

Критерии "С кем Вы более всего хотели бы совместно работать на одной операции?"; "С кем Вы более всего не хотели бы совместно работать?"

Кто выбирает 

Кого выбирают 

Сделанные выборы 

- 

1     2     3     4     5    6

      +                —           Всего 

1. А-в 

     0      +     0     +     0

2. В-в 

-             0     -      +     0

3. П-в 

+       0                      0         +         0

4. С-а

+    +     0     0              0

5. Т-р 

6. Х-ч 

Число полученных выборов

 

8 

Всего 

     -                   -                    11

Примечание:

"+" — положительный выбор; "—" — отрицательный выбор; "О" — нулевой выбор (безразлично). Член группы № 1 — официальный руководитель.

Для большей наглядности изображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице, можно графически представить в виде социограммы.

Для большей наглядностиизображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице. Можно графически представить в виде социограммы.

Социограмма

Данная социограмма показывает, что № 5 обладает наивысшим социометрическим статусом, так как его выбирают четыре члена группы из пяти. Индивиды № 1, 3, 5 составляют замкнутую неформальную группировку — они выбирают лишь друг друга. Индивид № 6 находится в психологической изоляции от остальных членов группы. Взаимную антипатию испытывают индивиды № 2 и 4, при этом № 2 психологически отвергает официального руководителя группы (№ I), Последний может воздействовать на № 2 неофициальным образом лишь через № 5, поскольку   № 1 и № 5 связаны взаимными выборами. Эта социограмма свидетельствует также о том, что давать задание, предусматривающее взаимодействие, индивидам № 2, 4 и 6 нецелесообразно, так как у них отсутствует тяготение друг к другу.

Для более обстоятельного анализа данных социометрического теста был разработан ряд индексов. Одни из этих индексов предназначены для того, чтобы показать положение той или иной личности в группе, другие — для того, чтобы охарактеризовать группу как определенную общность. Для иллюстрации подобного анализа представим несколько индексов, которые можно использовать для описания групповой структуры. Позитивная экспансивность (желание общаться с другими людьми) индивида р в группе из N человек, где р позволено неограниченное число выборов, измеряется посредством следующего индекса:

                                                           число выборов, сделанных р

Позитивная экспансивность р =------------------------------------------.

                                                                           N-1

Экспансивность группы можно измерить посредством следующего индекса:

                                                общее число выборов, сделанных группой

Групповая экспансивность----------------------------------------------------.

                                                                             N

Групповую сплоченность и групповую интеграцию можно измерить посредством следующих индексов:

                                                  число взаимных выборов

Групповая сплоченность =-------------------- --------------------------------------.

                                                 общее число возможных взаимных выборов

                                                               1

Групповая интеграция =------------------------------.

                                            число изолированных

                          (индивидов, не получивших ни одного выбора)

Существуют и другие социометрические индексы, которые могут быть использованы при изучении структуры группы, С целью проверки данных социометрического тестирования рекомендуется проводить интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов. Возможны также повторные социометрические замеры для выявления устойчивости сделанных выборов.

Вспомогательные методы:

  1.  Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление  и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлений и процессов, полученных от различных людей.
    1.  Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологичеких явлений  по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которой воплощаются  творческие силы и способности людей.
    2.  Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.  
    3.  Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39807. Педмалюнок і його роль у формуванні практичних навичок у молодших школярів 21.5 KB
  При повторному зображенні використовується частковий показ різноманітні прийоми нагадування виконання малюнка словесне нагадування малювання в повітрі малювання на своєму аркуші на столі у дитини малювання на додатковому аркуші для проб малювання на аркуші дитини. Зразок і педмалюнок є основою для малювання і впливає на якість малюнка.
39808. МЕТОДИ ЗА ВИДАМИ ДІЯЛЬНОСТІ, ДАТИ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРОБЛЕМНОМУ І ДОСЛІДНИЦЬКОМУ МЕТОДУ ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ 75 KB
  Під методами трудового навчання розуміють способи спільної роботи учителя і учнів. Методи трудового навчання – це способи взаємозв’язаної і взаємозумовленої діяльності учителя та учнів під час якої учні під керівництвом учителя набувають теоретичних знань про працю людей матеріали та інструменти про планування технологічного процесу виготовлення виробів а також умінь і навичок з обробки матеріалів відповідними інструментами та виготовленням виробів. Технічні прийоми – потребують різноманітного обладнання матеріалів пристроїв технічних...
39809. Уравнение динамики АСР 301.5 KB
  Уравнение динамики АСР. АСР в установившемся режиме или статическом режиме работе при появлении внешнего возмущающего воздействия или регулирующего воздействия переходит в динамический режим работы который заканчивается новым установившимся режимом или прежним. ibi – постоянные коэффициенты определяющие АСР и ОУ. Динамический режим работы АСР.
39810. Типовые динамические звенья 414.5 KB
  Элемент описываемый дифференциальными уравнениями не выше второго порядка – типовое динамическое звено. Усилительное безинерционное звено. Интегрирующее звено. Инерционное звено первого порядка апериодическое.
39811. Типовые законы управления и регуляторы 302 KB
  Регулятором является устройство анализирующее состояние объекта управления и вырабатывающее управляющее воздействие. В зависимости от поставленных задач и объекта управления выбирается структура и параметры регулятора. Законом управления регулирования называется описывающее регулятор дифференциальное уравнение.
39812. Устойчивость АСР 81 KB
  ПП зависит как от свойств системы так и от вида возмущающего воздействия. Устойчивость системы это ее способность переходить из исходного равновесного состояния в другое равновесное состояние после приложения внешнего воздействия и возвращаться к исходному состоянию равновесия после снятия этого воздействия. Если САР является линейной или линеаризованной то под влиянием воздействия xt изменение переменной yt во времени является решением дифференциального уравнения: Если в некоторый момент времени t1 воздействие xt с системы снять и...
39813. Анализ качества АСР 433.5 KB
  Анализ качества АСР. Системы построенные только по условиям физической реализации как правило не удовлетворяют показателям качества а реализация переходного процесса близко к идеальному связано с большими энергозатратами. Наиболее тяжёлым для АСР является единичный сигнал поэтому если АСР удовлетворяет заданным показателям качества при ступенчатом воздействии то она будет вести себя не хуже при остальных воздействиях. Методы оценки качества переходного процесса АСР.
39814. Автоматические системы прямого и непрямого регулирования 193.5 KB
  При нарушении установившегося режима вследствие уменьшения нагрузки двигателя произойдет увеличение частоты вращения приводного вала 4 и центробежной силы грузов 5. Регуляторы частоты вращения непрямого действия. При изменении частоты вращения муфта ЧЭ будет перемещать управляющий золотник который откроет доступ масла высокого давления в одну из полостей сервомотора. будет восстанавливаться заданная частота вращения.
39815. Двухпозиционное регулирование 51.5 KB
  Если объект представляется интегрирующим звеном с запаздыванием то диапазон колебаний регулируемой величины будет больше ширины петли гистерезиса 2а так как регулятор будет реагировать на фактическое изменение регулируемой величины с запаздыванием об. Дополнительное приращение амплитуды автоколебаний на счет запаздывания составит .4: Очевидно как и в случае интегрирующего объекта наличие запаздывания в апериодическом объекте приведет к увеличению диапазона колебаний регулируемой величины. Амплитуда колебаний будет тем больше чем больше...