21227

Педагогическая психология

Реферат

Психология и эзотерика

Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...

Русский

2013-08-02

22.98 KB

5 чел.

Педагогическая психология

1)Само понятие педагогической психология вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф.Каптерева «педагогическая психология» (1876). Через четверть века американский психолог Эрик Торндай опубликовал книгу с аналогичным названием.

Этапы становления педагогической психологии:

  1.  с середины 17 до конца 19, общий дидактический этап т.е. педагогику психологизировали. Этот период предоставлен именами: Я.А.Коменский,Г. Песталоцци, А.Дистервейк, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Каптелев. Если в дидактике Каменского, Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно, то начиная с работ Дистервейка и Ушинского, поднимается вопрос о необходимости изучения психологии  ученика  и психологии учителя, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса, как совокупности обучения и воспитания
  2.  с конца 19до начала 80х годов 20 века, оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов создавали базис педагогической психологии (работы Нечаева, А.Бинэ, Б.Анри, Г.Эбингауза, Ж.Биажэ, А.Балон, Д.Уотсон, Л.С. Выготский). Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления, педалогии, в котором комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социальных измерений определились особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
  3.  характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения. в 1954 году Б. Скиннер на основе идей психологические теории бихивиолизма выдвинул идею программированного обучения. в 60-х годах Л. Н, Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. в 70-80хх годах В. Оконь и М, Махмудов построили целостную систему проблемного обучения. в 60-70ее годы Петр Яковлевич Гальперин и Нина Федоровна Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. в 70ее годы Даниил Борисович Ильконин и В.В, Давыдов разработали теорию развивающего обучения. концепция экстериоризации знаний разрабатывалась  Н, А. Менчинской и Д.Н. Богоявлинской появилась концепция суггестопедии Г. К, Лозанова. метод активизации резервных возможностей личностей Г. А. Китайгородский.

Таким образом на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обеспечений учебной деятельности, развития способностей и личностей учащегося.

Педагогическая психология совокупная область знаний из общей социальной возрастной психологии и педагогики.  На специфику его предмета культурология и ряд собственных и естественных наук. Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. Б.Г. Ананьев полагал что педагогическая психология – это пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием обучением и развитием подрастающих поколений. Однако эта трактовка не совсем совпадает с определением статуса педагогической психологии и другими авторами, что может свидетельствовать о неоднозначности решения данного вопроса.

Разделы традиционной педагогической психологии: 

  1.  психология обучения,
  2.  психология воспитания,
  3.  психология развития.

Нина Фёдоровна Талызина подчеркивает, что педагогическая психология изучает, прежде всего, процесс учения, структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности обучения. Условия дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессом учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащегося. В.А.Крутецкий полагал, что педагогическая психология изучает закономерности о владении знаниями, умениями, навыками,  исследует индивидуальные различия в этих процессах. Закономерности формирования у школьников творческого, активного мышления, т.е. формирования психических новообразований. В.Г.Казанская пишет, что педагогическая психология -наука изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания, она объясняет, что происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания, как под руководством родителей, педагогов, др.людей, она усваивает определенные нормы и ценности.

Лидия Ильянична Божович полагает что педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Отечественная психология изучает психологические механизмы управления обучением (Нина Федоровна Талызина, Леонид Николаевич Линда), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), управление процессом освоением общественных способов действий (В.В. Давыдов, В. В. Рубцов), общественной мотивацией (А.К. Маркова, Ю. М. Орлов), индивидуально – психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Нерлин, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик). В цело можно сказать что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует вопросы обучения, формирование познавательных процессов, теоретического мышления, способностей. Предмет педагогической психологии- процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, и др. взрослых) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

И.А. Зимнева пишет что предмет педагогической психологии – «являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы освоения, измерения, уровней интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельность, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесс»

Задачи педагогической психологии (Ирина Александровна Зимняя)

  1.  Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего и воздействие на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
  2.  Определение механизмов и закономерностей, освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании и его использование в различных ситуациях
  3.  Определение связей между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого  и формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия.
  4.  Определение особенностей организации и управление  учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личное развитие и учебно-позновательную активность
  5.  Изучение психологических основ деятельности педагога
  6.  Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения (теоретическое мышление)
  7.  Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний. Формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач.
  8.  Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.
  9.  Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии

  1.  Психология обучения . Предмет –развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения. Задачи :
  2.  Выявление взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обуславливающих различия  позновательной деятельности в условиях различных дидактических систем
  3.  Соотношение мотивационного и интеллектуального в рамках обучения
  4.  Выявления возможностей управления процессами учения и развития ребенка.
  5.  Выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения
  6.  Психология воспитания. Предмет – развитие личности в условиях  целенаправленной организации деятельности ребенка. Задачи:
  7.  Изучение содержания мотивационной сферы учащегося. Ее целенаправленности, нравственных установок
  8.  Выявления различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях
  9.  Изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности
  10.  Выявление условий и последствий дипривации
  11.  Психология учителя. Предмет – психологические аспекты формирования профессиональной педагогичекой деятельности, а так же те особенности личности которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности. Задачи:
  12.   Определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления им педагогических стериотипов
  13.  Изучение эмоциональной устойчивости учителя
  14.  Влияние позитивных особенностей, индивидуального стиля общения учителя и учащегося

Методы исследования

Метод – способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод позволяет построить обоснование какого либо знания. В педагогической психологии это способ познания  психологической реальности, способ построения, приёмов познания психических явлений которые возникают в процессе обучения и воспитания у формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.

Характеристика методов педагогической психологии 

  1.  Наблюдение. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты фиксируются в специальных протоколах.
  2.  Эксперимент  
  3.  Беседа. Широко распространенный в психологии метод. Это метод получения информации о человеке в процессе общения. В результате его ответов. Ответы фиксируются либо не магнитофон либо стенографирафированием. Беседа субъективный метод.
  4.  Анкетирование.
  5.  Анализ продуктов деятельности.  Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, устных и письменных сообщений. То есть содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета,  их отношение к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагога.
  6.  Метод обобщения независимых переменных. Это обобщенные данные одного обучаемого, полученныйо от разных преподавателей.
  7.  Тестирование. Это психодиагностические методы использования стандартеированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития.

Психолого-педагогическое исследование включает как минимум 4 основных этапа:

  1.  Подготовительный. Знакомство с литературой, выдвижение гипотез, постановка целей, планирование
  2.  Собственно исследование
  3.  Этап качественного и количественного анализа
  4.  Интерпритация

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13915. Урок. Я НАРОДИВСЯ І ЖИВ ДЛЯ ДОБРА І ЛЮБОВІ (життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 115.5 KB
  Урок української літератури 11 клас Я НАРОДИВСЯ І ЖИВ ДЛЯ ДОБРА І ЛЮБОВІ життєвий і творчий шлях Олександра Довженка Мета уроку: поглибити знання учнів про життєвий і творчий шлях Довженка словесно намалювати живий образ письменника славного сина нар
13916. Анимация объектов 1.47 MB
  Урок 13. Анимация объектов Под анимацией сцены в max понимается автоматизированный процесс визуализации серии изображений называемых также кадрами frames каждое из которых фиксирует некоторые изменения состояния этой сцены. Эти изменения могут касаться положений объект
13917. Съемочные камеры 1.35 MB
  Урок 12. Съемочные камеры В max имеется два типа камер: нацеленная Target камера характеризуется точкой съемки eye position в которой помещается сама камера и точкой нацеливания или мишенью target point то есть точкой в трехмерном пространстве на которую направлена ли
13918. Работа с диапазонами. Относительная адресация 33.88 KB
  Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка
13919. Права ребенка 70 KB
  Цель: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка. 2. Развести понятия €œправо€ €œправа€ €œобязанности€ показать единство прав и обязанностей для детейподростков. 3. Повышать социальноправовую компетентность старшеклассников. 4. Воспитыват
13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона €œО з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент – металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли