21227

Педагогическая психология

Реферат

Психология и эзотерика

Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...

Русский

2013-08-02

22.98 KB

6 чел.

Педагогическая психология

1)Само понятие педагогической психология вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф.Каптерева «педагогическая психология» (1876). Через четверть века американский психолог Эрик Торндай опубликовал книгу с аналогичным названием.

Этапы становления педагогической психологии:

  1.  с середины 17 до конца 19, общий дидактический этап т.е. педагогику психологизировали. Этот период предоставлен именами: Я.А.Коменский,Г. Песталоцци, А.Дистервейк, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Каптелев. Если в дидактике Каменского, Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно, то начиная с работ Дистервейка и Ушинского, поднимается вопрос о необходимости изучения психологии  ученика  и психологии учителя, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса, как совокупности обучения и воспитания
  2.  с конца 19до начала 80х годов 20 века, оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов создавали базис педагогической психологии (работы Нечаева, А.Бинэ, Б.Анри, Г.Эбингауза, Ж.Биажэ, А.Балон, Д.Уотсон, Л.С. Выготский). Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления, педалогии, в котором комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социальных измерений определились особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
  3.  характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения. в 1954 году Б. Скиннер на основе идей психологические теории бихивиолизма выдвинул идею программированного обучения. в 60-х годах Л. Н, Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. в 70-80хх годах В. Оконь и М, Махмудов построили целостную систему проблемного обучения. в 60-70ее годы Петр Яковлевич Гальперин и Нина Федоровна Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. в 70ее годы Даниил Борисович Ильконин и В.В, Давыдов разработали теорию развивающего обучения. концепция экстериоризации знаний разрабатывалась  Н, А. Менчинской и Д.Н. Богоявлинской появилась концепция суггестопедии Г. К, Лозанова. метод активизации резервных возможностей личностей Г. А. Китайгородский.

Таким образом на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обеспечений учебной деятельности, развития способностей и личностей учащегося.

Педагогическая психология совокупная область знаний из общей социальной возрастной психологии и педагогики.  На специфику его предмета культурология и ряд собственных и естественных наук. Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. Б.Г. Ананьев полагал что педагогическая психология – это пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием обучением и развитием подрастающих поколений. Однако эта трактовка не совсем совпадает с определением статуса педагогической психологии и другими авторами, что может свидетельствовать о неоднозначности решения данного вопроса.

Разделы традиционной педагогической психологии: 

  1.  психология обучения,
  2.  психология воспитания,
  3.  психология развития.

Нина Фёдоровна Талызина подчеркивает, что педагогическая психология изучает, прежде всего, процесс учения, структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности обучения. Условия дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессом учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащегося. В.А.Крутецкий полагал, что педагогическая психология изучает закономерности о владении знаниями, умениями, навыками,  исследует индивидуальные различия в этих процессах. Закономерности формирования у школьников творческого, активного мышления, т.е. формирования психических новообразований. В.Г.Казанская пишет, что педагогическая психология -наука изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания, она объясняет, что происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания, как под руководством родителей, педагогов, др.людей, она усваивает определенные нормы и ценности.

Лидия Ильянична Божович полагает что педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Отечественная психология изучает психологические механизмы управления обучением (Нина Федоровна Талызина, Леонид Николаевич Линда), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), управление процессом освоением общественных способов действий (В.В. Давыдов, В. В. Рубцов), общественной мотивацией (А.К. Маркова, Ю. М. Орлов), индивидуально – психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Нерлин, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик). В цело можно сказать что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует вопросы обучения, формирование познавательных процессов, теоретического мышления, способностей. Предмет педагогической психологии- процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, и др. взрослых) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

И.А. Зимнева пишет что предмет педагогической психологии – «являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы освоения, измерения, уровней интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельность, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесс»

Задачи педагогической психологии (Ирина Александровна Зимняя)

  1.  Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего и воздействие на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
  2.  Определение механизмов и закономерностей, освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании и его использование в различных ситуациях
  3.  Определение связей между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого  и формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия.
  4.  Определение особенностей организации и управление  учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личное развитие и учебно-позновательную активность
  5.  Изучение психологических основ деятельности педагога
  6.  Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения (теоретическое мышление)
  7.  Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний. Формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач.
  8.  Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.
  9.  Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии

  1.  Психология обучения . Предмет –развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения. Задачи :
  2.  Выявление взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обуславливающих различия  позновательной деятельности в условиях различных дидактических систем
  3.  Соотношение мотивационного и интеллектуального в рамках обучения
  4.  Выявления возможностей управления процессами учения и развития ребенка.
  5.  Выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения
  6.  Психология воспитания. Предмет – развитие личности в условиях  целенаправленной организации деятельности ребенка. Задачи:
  7.  Изучение содержания мотивационной сферы учащегося. Ее целенаправленности, нравственных установок
  8.  Выявления различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях
  9.  Изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности
  10.  Выявление условий и последствий дипривации
  11.  Психология учителя. Предмет – психологические аспекты формирования профессиональной педагогичекой деятельности, а так же те особенности личности которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности. Задачи:
  12.   Определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления им педагогических стериотипов
  13.  Изучение эмоциональной устойчивости учителя
  14.  Влияние позитивных особенностей, индивидуального стиля общения учителя и учащегося

Методы исследования

Метод – способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод позволяет построить обоснование какого либо знания. В педагогической психологии это способ познания  психологической реальности, способ построения, приёмов познания психических явлений которые возникают в процессе обучения и воспитания у формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.

Характеристика методов педагогической психологии 

  1.  Наблюдение. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты фиксируются в специальных протоколах.
  2.  Эксперимент  
  3.  Беседа. Широко распространенный в психологии метод. Это метод получения информации о человеке в процессе общения. В результате его ответов. Ответы фиксируются либо не магнитофон либо стенографирафированием. Беседа субъективный метод.
  4.  Анкетирование.
  5.  Анализ продуктов деятельности.  Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, устных и письменных сообщений. То есть содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета,  их отношение к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагога.
  6.  Метод обобщения независимых переменных. Это обобщенные данные одного обучаемого, полученныйо от разных преподавателей.
  7.  Тестирование. Это психодиагностические методы использования стандартеированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития.

Психолого-педагогическое исследование включает как минимум 4 основных этапа:

  1.  Подготовительный. Знакомство с литературой, выдвижение гипотез, постановка целей, планирование
  2.  Собственно исследование
  3.  Этап качественного и количественного анализа
  4.  Интерпритация

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23493. Стилистика художественной речи. Экстралингвистические характеристики художественного текста. Два контекста речи словесно-художественного произведения. Особенности языка художественной литературы 47 KB
  Ревзина Стилистика художественной речи Экстралингвистические характеристики художественного текста. Два контекста речи словеснохудожественного произведения. Контакт между внешним отправителем и читателем непрямой и осуществляется через текст; гдоминирующую функцию художественного текста определяют как эстетическую. системы средств художественного выражения В.
23494. Структуризация сетей 238 KB
  Типовые топологии небольших сетей обладают свойством однородности, то есть все компьютеры в такой сети имеют одинаковые права в отношении доступа к другим компьютерам. Такая однородность структуры делает простой процедуру наращивания числа компьютеров, облегчает обслуживание и эксплуатацию сети.
23495. Современный русский язык. Лексика. Фразеология 3.51 MB
  К славянским помимо восточнославянских относятся: южнославянские болгарский македонский сербохорватский словенский распространен в Словении частично в Австрии и Италии; западнославянские чешский словацкий польский лужицкий распространен в районах Дрездена и Котбуса.: Лингвистический энциклопедический словарь Гл. Свои слова есть у научных работников и тех кто готовится стать ими диссертабельный 'достойный быть темой диссертации' остепениться 'получить ученую степень защитив диссертацию' у проходящих и прошедших...
23496. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы 2.92 MB
  При отборе материала особое внимание обращалось на вопросы которые представ ляют определенные трудности для учащихся в процессе обучения а также на ошибки во время вступительных экзаменов: подход к определению слова как части речи особенно в тех случаях когда слова совпадая по внешнему облику различаются грамматиче скими признаками; разграничение членов предложения формально не различающихся дополнение несогласованное определение; составное глагольное сказуемое обстоя тельство цели дополнение выраженное ин финитивом;...
23497. Современный русский язык: Учебник 3.16 MB
  Русский язык относится к группе славянских языков которые делятся на три подгруппы: восточную языки русский украинский белорусский; южную языки болгарский сербскохорватский словенский македонский; западную языки польский чешский словацкий кашубский лужицкий. Нормированность литературного языка заключается в том что состав словаря в нем регламентирован значение и употребление слов произношение правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу. Достаточно привести пример активного...
23498. Справочник по русскому языку. Пунктуация 968.01 KB
  Пунктуация РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. Точка не ставится в конце предложения после точки обозначающей сокращение слова: и др. отрезок находящаяся в начале предложения или текста и выраженная как правило формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой именительный темы или именительный представления называет лицо предмет явление...
23499. Встановлення радянської влади і насильницька трансформація традиційного життя села 171 KB
  Наступ на українське село у 1918 році, конфлікт інтересів та продовольча розкладка. Негативне ставлення до українського селянства, методи реалізації продрозкладки та репресивна політика проти незгодних. Проведення заходів для внесення розбрату і розшарування українського села
23500. Большая буква в рекламе не нуждается 53.5 KB
  Тем не менее именно эти малозначительные большие и маленькие буквы таят в себе крупную проблему. В немецком как известно с большой буквы пишутся все существительные в английском многие названия пишутся с использованием всех прописных компания SUITS или просто каждое слово кроме служебных в названии начинается с большой буквы British Banker`s Association. Естественно что всякому рекламодателю хочется чтобы за те же деньги буквы были как можно крупнее и выразительнее. Есть и другой считающийся убийственным аргумент: если мол мы...
23501. Русский язык: Новый русский язык 48.5 KB
  В Бобруйск жывотное Аффтар жжот Ржунимагу Фтему Фтопку эти выражения уже знакомы не только молодым бездельникам но и взрослым людям. Пруцца падонки такими словами написаны целые рассказы или криатиффы как их называют сами аффтары. Бегает этот дрищ па квартире ф трясках и сударагах какихта вечна мерзнет и ссыцца Под аффтарами свои каменты оставляли каментатары. Когда аффтаров стало очень много а интересных криатиффов мало камминтатары начали экономить время.