21227

Педагогическая психология

Реферат

Психология и эзотерика

Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...

Русский

2013-08-02

22.98 KB

4 чел.

Педагогическая психология

1)Само понятие педагогической психология вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф.Каптерева «педагогическая психология» (1876). Через четверть века американский психолог Эрик Торндай опубликовал книгу с аналогичным названием.

Этапы становления педагогической психологии:

  1.  с середины 17 до конца 19, общий дидактический этап т.е. педагогику психологизировали. Этот период предоставлен именами: Я.А.Коменский,Г. Песталоцци, А.Дистервейк, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Каптелев. Если в дидактике Каменского, Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно, то начиная с работ Дистервейка и Ушинского, поднимается вопрос о необходимости изучения психологии  ученика  и психологии учителя, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса, как совокупности обучения и воспитания
  2.  с конца 19до начала 80х годов 20 века, оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов создавали базис педагогической психологии (работы Нечаева, А.Бинэ, Б.Анри, Г.Эбингауза, Ж.Биажэ, А.Балон, Д.Уотсон, Л.С. Выготский). Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления, педалогии, в котором комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социальных измерений определились особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
  3.  характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения. в 1954 году Б. Скиннер на основе идей психологические теории бихивиолизма выдвинул идею программированного обучения. в 60-х годах Л. Н, Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. в 70-80хх годах В. Оконь и М, Махмудов построили целостную систему проблемного обучения. в 60-70ее годы Петр Яковлевич Гальперин и Нина Федоровна Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. в 70ее годы Даниил Борисович Ильконин и В.В, Давыдов разработали теорию развивающего обучения. концепция экстериоризации знаний разрабатывалась  Н, А. Менчинской и Д.Н. Богоявлинской появилась концепция суггестопедии Г. К, Лозанова. метод активизации резервных возможностей личностей Г. А. Китайгородский.

Таким образом на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обеспечений учебной деятельности, развития способностей и личностей учащегося.

Педагогическая психология совокупная область знаний из общей социальной возрастной психологии и педагогики.  На специфику его предмета культурология и ряд собственных и естественных наук. Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. Б.Г. Ананьев полагал что педагогическая психология – это пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием обучением и развитием подрастающих поколений. Однако эта трактовка не совсем совпадает с определением статуса педагогической психологии и другими авторами, что может свидетельствовать о неоднозначности решения данного вопроса.

Разделы традиционной педагогической психологии: 

  1.  психология обучения,
  2.  психология воспитания,
  3.  психология развития.

Нина Фёдоровна Талызина подчеркивает, что педагогическая психология изучает, прежде всего, процесс учения, структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности обучения. Условия дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессом учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащегося. В.А.Крутецкий полагал, что педагогическая психология изучает закономерности о владении знаниями, умениями, навыками,  исследует индивидуальные различия в этих процессах. Закономерности формирования у школьников творческого, активного мышления, т.е. формирования психических новообразований. В.Г.Казанская пишет, что педагогическая психология -наука изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания, она объясняет, что происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания, как под руководством родителей, педагогов, др.людей, она усваивает определенные нормы и ценности.

Лидия Ильянична Божович полагает что педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Отечественная психология изучает психологические механизмы управления обучением (Нина Федоровна Талызина, Леонид Николаевич Линда), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), управление процессом освоением общественных способов действий (В.В. Давыдов, В. В. Рубцов), общественной мотивацией (А.К. Маркова, Ю. М. Орлов), индивидуально – психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Нерлин, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик). В цело можно сказать что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует вопросы обучения, формирование познавательных процессов, теоретического мышления, способностей. Предмет педагогической психологии- процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, и др. взрослых) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

И.А. Зимнева пишет что предмет педагогической психологии – «являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы освоения, измерения, уровней интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельность, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесс»

Задачи педагогической психологии (Ирина Александровна Зимняя)

  1.  Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего и воздействие на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
  2.  Определение механизмов и закономерностей, освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании и его использование в различных ситуациях
  3.  Определение связей между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого  и формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия.
  4.  Определение особенностей организации и управление  учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личное развитие и учебно-позновательную активность
  5.  Изучение психологических основ деятельности педагога
  6.  Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения (теоретическое мышление)
  7.  Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний. Формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач.
  8.  Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.
  9.  Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии

  1.  Психология обучения . Предмет –развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения. Задачи :
  2.  Выявление взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обуславливающих различия  позновательной деятельности в условиях различных дидактических систем
  3.  Соотношение мотивационного и интеллектуального в рамках обучения
  4.  Выявления возможностей управления процессами учения и развития ребенка.
  5.  Выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения
  6.  Психология воспитания. Предмет – развитие личности в условиях  целенаправленной организации деятельности ребенка. Задачи:
  7.  Изучение содержания мотивационной сферы учащегося. Ее целенаправленности, нравственных установок
  8.  Выявления различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях
  9.  Изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности
  10.  Выявление условий и последствий дипривации
  11.  Психология учителя. Предмет – психологические аспекты формирования профессиональной педагогичекой деятельности, а так же те особенности личности которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности. Задачи:
  12.   Определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления им педагогических стериотипов
  13.  Изучение эмоциональной устойчивости учителя
  14.  Влияние позитивных особенностей, индивидуального стиля общения учителя и учащегося

Методы исследования

Метод – способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод позволяет построить обоснование какого либо знания. В педагогической психологии это способ познания  психологической реальности, способ построения, приёмов познания психических явлений которые возникают в процессе обучения и воспитания у формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.

Характеристика методов педагогической психологии 

  1.  Наблюдение. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты фиксируются в специальных протоколах.
  2.  Эксперимент  
  3.  Беседа. Широко распространенный в психологии метод. Это метод получения информации о человеке в процессе общения. В результате его ответов. Ответы фиксируются либо не магнитофон либо стенографирафированием. Беседа субъективный метод.
  4.  Анкетирование.
  5.  Анализ продуктов деятельности.  Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, устных и письменных сообщений. То есть содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета,  их отношение к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагога.
  6.  Метод обобщения независимых переменных. Это обобщенные данные одного обучаемого, полученныйо от разных преподавателей.
  7.  Тестирование. Это психодиагностические методы использования стандартеированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития.

Психолого-педагогическое исследование включает как минимум 4 основных этапа:

  1.  Подготовительный. Знакомство с литературой, выдвижение гипотез, постановка целей, планирование
  2.  Собственно исследование
  3.  Этап качественного и количественного анализа
  4.  Интерпритация

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72591. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства 13.13 KB
  Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении...
72592. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа 11.84 KB
  Согласно ст. 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или предписания. Как правило, заявления об оспаривании актов антимонопольного органа подаются в арбитражный...
72593. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Права лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства 14 KB
  Лицами участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства являются: 1 заявитель лицо подавшее заявление государственный орган орган местного самоуправления направившие материалы; 2 ответчик по делу лицо в отношении которого подано заявление направлены материалы или в действиях...
72594. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства 13.59 KB
  Статья 45 Закона о защите конкуренции регулирует порядок рассмотрения комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства. В процессе рассмотрения дела заслушиваются мнения и пояснения лиц участвующих в деле исследуются доказательства заслушиваются лица располагающие данными...
72595. Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы 69.17 KB
  Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую кардинально отличающуюся от нее по характеристикам например молоко на чай то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.
72596. Доминирующее положение на товарном рынке: порядок выявления, определения и доказывания. Качественные и количественные критерии доминирования 16.28 KB
  Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта группы лиц или нескольких хозяйствующих субъектов групп лиц на рынке определенного товара дающее такому хозяйствующему субъекту группе лиц или таким хозяйствующим субъектам группам лиц возможность оказывать решающее...
72597. Правовые последствия установления факта доминирования на рынке 11.4 KB
  Закона о конкуренции на товарных рынках; 2 необходимость установить доминирующее положение возникает при осуществлении предварительного и последующего государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со ст. 17 18 Закона о конкуренции на товарных рынках...
72598. Согласованные действия хозяйствующих субъектов. Аффилированные лица и группы лиц. Финансово-промышленные группы, холдинги, объединения (ассоциации и союзы) хозяйствующих субъектов 25.21 KB
  Холдинг -– это организация которая занимает ведущее положение потому что в ее активах находятся контрольные пакеты акций дочерних организаций. Предприятия входящие в холдинг могут быть формально независимы. Также существует так называемый банковский холдинг –- это банковская структура которая обеспечивает деятельность холдинговых компаний.
72599. Антимонопольный орган и его правовое положение. Функции антимонопольного органа. Полномочия антимонопольного органа 20.98 KB
  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства законодательства в сфере деятельности субъектов естественных...