21227

Педагогическая психология

Реферат

Психология и эзотерика

Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...

Русский

2013-08-02

22.98 KB

5 чел.

Педагогическая психология

1)Само понятие педагогической психология вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф.Каптерева «педагогическая психология» (1876). Через четверть века американский психолог Эрик Торндай опубликовал книгу с аналогичным названием.

Этапы становления педагогической психологии:

  1.  с середины 17 до конца 19, общий дидактический этап т.е. педагогику психологизировали. Этот период предоставлен именами: Я.А.Коменский,Г. Песталоцци, А.Дистервейк, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Каптелев. Если в дидактике Каменского, Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно, то начиная с работ Дистервейка и Ушинского, поднимается вопрос о необходимости изучения психологии  ученика  и психологии учителя, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса, как совокупности обучения и воспитания
  2.  с конца 19до начала 80х годов 20 века, оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов создавали базис педагогической психологии (работы Нечаева, А.Бинэ, Б.Анри, Г.Эбингауза, Ж.Биажэ, А.Балон, Д.Уотсон, Л.С. Выготский). Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления, педалогии, в котором комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социальных измерений определились особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
  3.  характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения. в 1954 году Б. Скиннер на основе идей психологические теории бихивиолизма выдвинул идею программированного обучения. в 60-х годах Л. Н, Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. в 70-80хх годах В. Оконь и М, Махмудов построили целостную систему проблемного обучения. в 60-70ее годы Петр Яковлевич Гальперин и Нина Федоровна Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. в 70ее годы Даниил Борисович Ильконин и В.В, Давыдов разработали теорию развивающего обучения. концепция экстериоризации знаний разрабатывалась  Н, А. Менчинской и Д.Н. Богоявлинской появилась концепция суггестопедии Г. К, Лозанова. метод активизации резервных возможностей личностей Г. А. Китайгородский.

Таким образом на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обеспечений учебной деятельности, развития способностей и личностей учащегося.

Педагогическая психология совокупная область знаний из общей социальной возрастной психологии и педагогики.  На специфику его предмета культурология и ряд собственных и естественных наук. Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. Б.Г. Ананьев полагал что педагогическая психология – это пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием обучением и развитием подрастающих поколений. Однако эта трактовка не совсем совпадает с определением статуса педагогической психологии и другими авторами, что может свидетельствовать о неоднозначности решения данного вопроса.

Разделы традиционной педагогической психологии: 

  1.  психология обучения,
  2.  психология воспитания,
  3.  психология развития.

Нина Фёдоровна Талызина подчеркивает, что педагогическая психология изучает, прежде всего, процесс учения, структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности обучения. Условия дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессом учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащегося. В.А.Крутецкий полагал, что педагогическая психология изучает закономерности о владении знаниями, умениями, навыками,  исследует индивидуальные различия в этих процессах. Закономерности формирования у школьников творческого, активного мышления, т.е. формирования психических новообразований. В.Г.Казанская пишет, что педагогическая психология -наука изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания, она объясняет, что происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания, как под руководством родителей, педагогов, др.людей, она усваивает определенные нормы и ценности.

Лидия Ильянична Божович полагает что педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Отечественная психология изучает психологические механизмы управления обучением (Нина Федоровна Талызина, Леонид Николаевич Линда), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), управление процессом освоением общественных способов действий (В.В. Давыдов, В. В. Рубцов), общественной мотивацией (А.К. Маркова, Ю. М. Орлов), индивидуально – психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Нерлин, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик). В цело можно сказать что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует вопросы обучения, формирование познавательных процессов, теоретического мышления, способностей. Предмет педагогической психологии- процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, и др. взрослых) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

И.А. Зимнева пишет что предмет педагогической психологии – «являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы освоения, измерения, уровней интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельность, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесс»

Задачи педагогической психологии (Ирина Александровна Зимняя)

  1.  Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего и воздействие на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
  2.  Определение механизмов и закономерностей, освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании и его использование в различных ситуациях
  3.  Определение связей между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого  и формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия.
  4.  Определение особенностей организации и управление  учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личное развитие и учебно-позновательную активность
  5.  Изучение психологических основ деятельности педагога
  6.  Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения (теоретическое мышление)
  7.  Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний. Формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач.
  8.  Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.
  9.  Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии

  1.  Психология обучения . Предмет –развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения. Задачи :
  2.  Выявление взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обуславливающих различия  позновательной деятельности в условиях различных дидактических систем
  3.  Соотношение мотивационного и интеллектуального в рамках обучения
  4.  Выявления возможностей управления процессами учения и развития ребенка.
  5.  Выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения
  6.  Психология воспитания. Предмет – развитие личности в условиях  целенаправленной организации деятельности ребенка. Задачи:
  7.  Изучение содержания мотивационной сферы учащегося. Ее целенаправленности, нравственных установок
  8.  Выявления различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях
  9.  Изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности
  10.  Выявление условий и последствий дипривации
  11.  Психология учителя. Предмет – психологические аспекты формирования профессиональной педагогичекой деятельности, а так же те особенности личности которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности. Задачи:
  12.   Определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления им педагогических стериотипов
  13.  Изучение эмоциональной устойчивости учителя
  14.  Влияние позитивных особенностей, индивидуального стиля общения учителя и учащегося

Методы исследования

Метод – способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод позволяет построить обоснование какого либо знания. В педагогической психологии это способ познания  психологической реальности, способ построения, приёмов познания психических явлений которые возникают в процессе обучения и воспитания у формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.

Характеристика методов педагогической психологии 

  1.  Наблюдение. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты фиксируются в специальных протоколах.
  2.  Эксперимент  
  3.  Беседа. Широко распространенный в психологии метод. Это метод получения информации о человеке в процессе общения. В результате его ответов. Ответы фиксируются либо не магнитофон либо стенографирафированием. Беседа субъективный метод.
  4.  Анкетирование.
  5.  Анализ продуктов деятельности.  Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, устных и письменных сообщений. То есть содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета,  их отношение к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагога.
  6.  Метод обобщения независимых переменных. Это обобщенные данные одного обучаемого, полученныйо от разных преподавателей.
  7.  Тестирование. Это психодиагностические методы использования стандартеированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития.

Психолого-педагогическое исследование включает как минимум 4 основных этапа:

  1.  Подготовительный. Знакомство с литературой, выдвижение гипотез, постановка целей, планирование
  2.  Собственно исследование
  3.  Этап качественного и количественного анализа
  4.  Интерпритация

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология – это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.