21228

Психологические аспекты теории и практики обучения

Реферат

Психология и эзотерика

Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени но и в ее русле формируется мама личность ученика более частные виды деятельности. Платонов считал что учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность Научение. Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности поведения которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно...

Русский

2013-08-02

32.62 KB

6 чел.

Психологические аспекты теории и практики обучения.

Основные категории психологии обучения

Научение и учение. Отечественная психология рассматривает научение и учение как познавательный процесс усвоения социального опыта. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособление его к конкретным условиям.

Учение.

А. К. Маркова  полагает что научение это приобретение индивидуального опыта прежде всего автоматизированных навыков. А. Н. Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени, но и  в ее русле формируется мама личность ученика, более частные виды деятельности.С. Л. Рубенштейн учение рассматривал как процесс приобретения знаний, умений и навыков.К. К. Платонов считал что «учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность

Научение.

Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. И. А. Зимняя «научение самое общее понятие обозначающие процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой». Платонов «это результат обучения зависящий как от методов обучения так и от особенностей обучаемой личности». В зарубежной психологии термин употребляется как эквивалент учения. В отечественно психологии его принято использовать применительно к животным. Н. Ф. Талызина пишет что «учение есть только у человека а у животных научение». Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности – Р. С. Немов. Научение употребляеться тогда когда хотят подчеркнуть результату учения.

Виды научения:

  1.  Импринтинг (быстрое, автоматическое, почти моментальное приспособление организма к конкретным условием, с использованием почти готовых с рождения форм поведения)
  2.  Условно-рефлекторное. Предполагает возникновение новых форм. поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул который раньше специфической реакции не вызывал.
  3.  Оперантное. Знания, умения и навыки приобретаются при помощи метода проб и ошибок.
  4.  Викарное. Через прямое наблюдение за поведением других.
  5.  Вербальное. Приобретение человеком опыта через язык.

Обучение

Обучение можно рассматривать с разных сторон. Как процесс социально-психологический. в котором происходит передача информации, формируются социальные роли, позиции и установки. Как процесс общения. Как процесс творчества учителя и учеников. Как процесс активности, без которого не возможно не одного психического новообразования.

Обучение это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика. В процессе, которой происходит усвоение  знаний, умений, навыков и формируются свойства личности. Обучение предполагает, что педагог управляет учебной деятельностью. А. К. Маркова «обучение – это совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний учащимися и овладение способами их приобретения». К. К. Платонов  «обучение это вид формирования личности и коллектива, опирающиеся на упражнения но дополняющие его связями нового содержания, каждого упражнения с уже ранее усвоенным». И. А. Зимняя «обучение означает целенаправленную последовательную передачу общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества». Н. Ф. Талызина «обучение это деятельность учителя в учебном процессе». И. Ф. Харламов «обучение это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения,  и нравственно – эстетических взглядов и убеждений

Проблема соотношения обучения и развития

Развитие это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельности. Ребенок овладевает деятельностью всегда при последствии обучения и воспитания взрослых. Л. С. Выгодский разработал теорию соотношения  обучения и развития. Он описывает три попытки разрешить эту проблему, которая значима и сейчас.

  1.  Развитие и обучение это независимые процессы.
  2.  Обучение и развитие сливаются воедино.
  3.  Обучение может идти не только в след за развитием, не только параллельно с ним, но и может идти впереди развития. Продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

В. В. Давыдов считает что обучение подталкивает умственное развитие и что бы правильно организовать обучение необходимо понимать каким изменениям в развитии личности оно приведет. Л. С. Выгодский ввел понятие социальная ситуация развития - совокупность отношений ребенка с микро средой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений  в ведущий деятельности. Движущие силы развития личности школьника в процессе обучения – это противоречия между целями, задачами учебной деятельности  и имеющимися для них  средства достижения между потребностями, возникающими в учебной деятельности и возможностями для их удовлетворения между старым и новым.

Проблема содержательного обобщения обучения

Общие и частные цели обучения

Цели и задачи обучения изменяются исторически. Вирируются в зависимости от общественного строя, а так же от функций конкретных учебных заведений.

Общие цели –это выполнение социального заказа государства, вооружить знаниями, умениями и навыками с учетом соц. условий, состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемый.

Частные цели- содействие становлению личности учащихся, развития познавательных, способность к самообучению и саморазвитии. творческих способностей

Обученость и обучаемость

Обучаемость – это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения чел. умений и навыков в процессе обучения. Бывает:

  1.  общая- способность усвоения люб. материала, т.е показатель общей одаренности индивида
  2.  сенсорные и персептивные процессы
  3.  мнемическая функция (память)
  4.  мышление
  5.  внимание

Минчинская выделила типы различия в обучаемость, основанные на критериях:

  1.  восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями
  2.  направленность личности.

Данные критерии помогли выделить 4 типа учашихся

  1.  имеющие положительную характеристику восприимчивости знаний, способность овладеть умственными операциями. Отличающиеся положительной направленностью – позитивно относящиеся к школе.
  2.  имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями. в сочетании с отрицательным отношением к школе и низкой мотивацией.
  3.  положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе.
  4.  Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на обучение

Особое влияние на обучаемость имеет самооценка. Связана с успеваемостью. Это качественная характеристика результатов освоения учебной программы. З. Гильбух выделил причины неуспеваемость: педагогические (связанное с поведение педагогов и родителей), психологические (недостаточное развитие эмоциально - волевой сферы), нейро физиологические (слабость высшей нервной деятельности). Гильбух выделила несколько групп неуспевающих школьников: педагогически или социально запушенные дети, ослабленные дети, дети с несформированными умственными навыками. Неуспеваемость это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за определенное время знаниями, предусмотренными учебной программой, таким школьникам необходима коррекция, определение типа обучаемости, выявление наиболее позитивных сторон личности при выполнении уч. деятельности, составление программы помощи ученика с привлечением родителям, консультирование родителей, подбор упражнений, что бы повысить выносливость, формирование адекватной самооценки, совместная работа психолога и учителя.

Айлина Капитоновна Макркова обучаемость соотносит с понятием обученность. В ее трактовке обученность соотноситься с уровнем актуального развития а обучаемость с зоной ближайшего развития. Уровни актуального развития характеризуется тем какие задания ученик может выполнить самостоятельно. Это обученность, воспитанность, развитость. Зона ближайшего развития обозначает то что ребенок не может справиться самостоятельно но с чем справляется с небольшой помощью.

Традиционное обучение

Класно урочная организация обучения. Коменский. 17 век. Отличительные признаки: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки которые объединяются в класс, класс работает по одному рабочему плану согласно расписанию, основной единицей занятия является урок, урок посвящен одному учебному предмету, работой на уроке руководит учитель. Цель – формирование системы знаний, овладение основами  наук. Основой акцент – информированность личности. 75% учебных предметов направленно на развитие левого полушария. Осову традиционного обучения составляют принципы Каменского. Это научность, природособразность, последовательность, систематичность, доступность, прочность, сознательность, активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастный и индивидуальных особенностях.  Достоинства за короткое время передать большой объём инфы. Отрицательные стороны: учащиеся усваиваются готовые знания, мало самостоятельности, репродуктивный характер обучения, авторитаризм

Развивающие обучение

Л.С. Выгодский, Д.б. Эльконин заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения. Л.С. Выгодский: «обучение не плетется в хвосте развития и ведет его за собой. Развитие процесс количественного и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и дух. сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов.» Свойства и закономерности развития: неравномерность, стадиальность, индивидуальность, психогенность, социогенность, биогенность, имманентность .

Концепции:

  1.  Н. В Занкова. Направлена на ранние психологическое развитие личности.
  2.  З. И. Колмыковой направлена на формирование продуктивного и творческого мышления.
  3.  Л. Н. Кабановой –Миллер направлена на формирование операции мышления
  4.  Г. А Цукерман обучения учащихся навыкам учебного сотрудничества.
  5.  В. В. Давыдов Д.В. Ильконина – личностно развивающие обучение, направленно на теоретическое сознание и мешление
  6.  С. А. Смирнова  направленно на развитие способностей ребенка в сочетании с социальным опытом
  7.  М. С. Якиманская развитие индивидуальных способностей каждого ребенка
  8.  Г. К. Селебко направленно на формирование самосовешенствования личность.
  9.  И. П. Волков, Г. А. Альтшулер  И. П. Иванова развитие различных сфер в личности и имеет как общие так специфические способности.

Занкова Л. В. Дидактические принципы системы. 

  1.  Обучение на высоком уровне трудности
  2.  Изучение программного материала быстрым темпом
  3.  Ведущая роль теоретических знаний
  4.  Осознание школьниками процесса учения
  5.  Дать простор индивидуальности
  6.  Общее развитие всех учащихся. В том числе наиболее сильных и наиболее слабых. Урок – это основная форма организации обучения Занкова, но он более динамичен и гибок и меняется его содержание.

Система развивающего обучения Эльконина и Занкова.

Ребенок рассматривается как само изменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность  к изменению.

Цели обучения  формировать теоретическое сознание и мышление, обеспечить условия для «превращения» ученика в учащегося.

Основу содержания обучения составляет система научный понятий определяющее общие способы действия в предмете. В дано системе важно проблемное изложение знаний. и коллективно распределительная деятельность.

Все рассмотренные концепции развивающего обучения дают возможность сделать вывод о том что личность в развивающем обучении является главной и где особое внимание уделяется психическому развитию (мышлению, формированию умственных действий и т.д)

Поэтапное формирование умственных действий 

Теория Петра Яковлевича Гальперина. в данной теории разбитие интеллекта связано с целенаправленной системой действий и операций. Данная концепция призвана обеспечить управление процессу обучения. В обычных условиях обработка информации осуществляется в поле прогнозов,, оценка и анализ того что есть и что может быть. Формирование умственной деятельности – это создание условий для ее развития. Основные понятия теории поэтапного формирования действий сформулировал в 1956 году. Она постоянно развивается и базируется на принципе иерархической системы, в кот. закладываются 3 базовые подсистемы:

  1.  Ориентировка. Представление о конечном результате, условиях его достижения и контроля достижения. Ученику задаются единицы умственной деятельности с помощью, которой он может конструировать образы и объекты реальности.
  2.  Интериоризация. Перенос действий во внутренний план. это действия имеют этапы: формирование мотивационной основы действий, формирование схемы основы ориентировочных действий, формирование материализованного действия, формирование действия в плане социализированной речи, формирование действий во внешней речи, формирование умственного действия во внутреннем плане
  3.  Контроль. Все элементы поэтапного формирование умственного действия должны постоянно контролироваться. Таким образом происходит процесс интериализация внешнего сенсомоторного действия во внутренний план и осуществляется формирование умственного действия.

Проблемное обучение

Заключается в создании проблемных ситуаций в осознании принятия и разрешения этих ситуаций. В ходе совместной деятельности обучающегося и учителя  при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. А так в овладении учащимися  в процессе такой деятельности обобщенными знаниями т общими принципами решения проблемных задач. Способствует реализации двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний и навыков; достигнуть высокого уровня  развития школьников способностей к самообучению и самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы в активной поисковой деятельности.. Главное сформировать у учеников исследовательскую активность и самостоятельность. В основе этой активности и самостоятельности лежат следующие положения: развивать процесс мышления, как процесс решения проблемы; приобретать новые знания путем решения проблемы

Компоненты проблемной ситуация: потребность в новом, неизвестном; неизвестное должно быть реально достижимо учеником; задание должно быть не слишком трудным и не слишком легким

Достоинства проблемного обучения самостоятельный поиск, развитие мышления, мотивация достижения успеха и недостатки проблемного обучения требует большого количества времени, оно требует большого количества иллюстраций,  дети не всегда понимают сложные ситуации и нет творческой деятельности.

 

Программированное обучение

Это обучение по заранее разработанной программе в которой предусмотрены действия как учащегося так и педагога. Идея программ. обучении предложена в 50х годах 20го века американский психологом Скинором  для эффективности управления процессом обучения. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами являющимися логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. Усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства. Учебные материалы изучается поэлементно в логической последовательности. Следует контроль за усвоением. Предполагается применение алгоритмов.

Достоинства: вырабатываются способы рациональных умственных действий, воспитывается умение логически мыслить

Недостатки: требует затрат времени больших, требует больших затрат, не самостоятельности, ученик получает задания заложенные в алгоритме что не позволяет получить новые знания

Психологические основы урока

Психологический анализ урока предполагает не просто констатацию психологических моментов, но установление причин приведших к успеху или неудаче.

Принципы:  

  1.  урок должен проводиться не только для прохождения программы, а в целях формирования интеллектуальной, моральной, волевой и других сторон личности.
  2.  учащиеся должны работать не по принуждению а по внутреннему побуждению
  3.  все элементы урока должны быть воспитывающими
  4.  центральный компонент урока  организация познавательной деятельности учащегося (память, мышление, внимание и т.д)
  5.  успех урока определяется не только внешними факторами  (качество программ, методы обучения, мастерство учителя), но и внутренними условиями – индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Программа психологического анализа урока.

  1.  Анализ деятельности школьников.
  2.  направленность познавательной деятельности
  3.  соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащегося
  4.  самостоятельность
  5.  соотношения конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащегося.
  6.  использование учащимися способов и приемов умственной деятельности
  7.  отношение участников к предмету
  8.  эмоции
  9.  устойчивость и динамичность отношения  учащихся  к учебной работе
  10.  соотношение эмоционального и интеллектуального в учебной деятельности
  11.  Анализ деятельности учителя
  12.  информационная функция учителя
  13.  персептивная функция
  14.  коммуникативная функция
  15.  организаторская функция
  16.  развивающая функция
  17.  функция контроля
  18.  Общие выводы о взаимодействии учителя и учащегося
  19.  результаты усвоения знаний
  20.  результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности
  21.  характеристика отношения учащегося к предмету
  22.  анализ отношений между учащимися и учителем
  23.  анализ отношений между учащимися и учащимися
  24.  общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока
  25.  Предложения к совершенствованию урока как основной формы учебно-воспитательной работы учащихся
  26.  по улучшению управления учебной деятельностью учащихся
  27.  по формированию положительного эмоционального положительного и рационального отношения к учению
  28.  по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций

Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10932. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці 38.5 KB
  Тема: Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Розвивати память спостережли
10933. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 501.5 KB
  Учение о конституции, или конституционология, является одной из наиболее запутанных проблем антропологии. Как мы уже неоднократно отмечали, это вызвано отчасти разным пониманием самого термина конституция и трансформацией его содержания в развитии данной области антропологии. В дословном переводе латинское слово constitutio означает состояние, сложение или свойство.
10934. Проектирование локального нормативного акта, регламентирующего делопроизводство в образовательном учреждение интернатного типа 85.28 KB
  Работа с документами неизбежно требует регламентации всего комплекса выполняемых процедур - от момента создания документа до их хранения. В настоящее время в области делопроизводства отсутствуют общегосударственные нормативные правовые акты, устанавливающие единые правила подготовки и обработки управленческой документации.
10935. Техніка. Поняття про механізми 75.5 KB
  Тема. Техніка. Поняття про механізми. Мета: сформувати поняття про механізми перетворення руху їх види призначення та застосування в техніці; розвивати вміння визначати та пояснювати призначення ведучої та веденої деталі сутності процесу передачі руху від однієї д
10936. Технологія обпилювання металевих заготовок напилками 29 KB
  Тема 5:Технологія обпилювання металевих заготовок напилками. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички обпилювання металевих заготовок напилками. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до інструментів. Розвиваюча: розвиват
10937. Технологія свердлильних робіт. Свердла, кути заточування свердел. 29 KB
  Тема 6: Технологія свердлильних робіт. Свердла кути заточування свердел. Мета: Навчальна: сформувати знання навички та вміння свердління виробів з тонколистового металу. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до інструментів та культуру...
10938. Закономірності і принципи формоутворення предметного середовища 63 KB
  Тема 7: Вступ. Закономірності і принципи формоутворення предметного середовища. Мета: Навчальна: сформувати знання про предмет дизайнrdquo; вміння та навички пов’язані з даним поняттям. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до інструмент...
10939. Основи художнього конструювання 28 KB
  Тема 8:Основи художнього конструювання. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички пов’язані з даними поняттями. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до чужої праці. Естетичне сприймання предметів. Розвиваюча: розвивати у ш
10940. Макетування автомобіля 45 KB
  Тема. Макетування. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички пов’язані з макетуванням. Виховна: виховувати в учнів естетичне сприймання предметів культуру праці та бережливе ставлення до чужої праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібно...