21233

Конфликт: функции и структура, динамика и топология. Способы психологической работы с конфликтами

Реферат

Психология и эзотерика

Способы психологической работы с конфликтами Конфликт – это трудно разрешимая ситуация которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе а так же в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Функции конфликта конструктивная он выступает источником развития и противоречия она призвана разрешать противоречия и как правило конфликт исчерпывается и как правило влечет к положительному завершения конфликта деструктивная в конфликте люди испытывают...

Русский

2013-08-02

20.22 KB

3 чел.

Конфликт: функции и структура, динамика и топология. Способы психологической работы с конфликтами

Конфликт – это трудно разрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а так же  в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных  обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Причины конфликтов:

  1.  Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями челнов общества или группы.
  2.  Присутствие противоборства между различными людьми: официальными руководителями и неформальными лидерами; формальными группами и неформальными; разными микрогруппами.
  3.  Разрыв отношений между определенными группами или внутри них.
  4.  Появления, доминирование между челнами группы, а так же с учетом негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействий.

Функции конфликта

  1.  конструктивная (он выступает источником развития и противоречия, она призвана разрешать противоречия и как правило конфликт исчерпывается и как правило влечет к положительному завершения конфликта)
  2.  деструктивная (в конфликте люди испытывают дискомфорт, напряжение, подавленность, чрезмерное возбуждение, нарушена система взаимосвязей и как правило конфликт имеет отрицательные последствия)

Динамика и структура конфликта

  1.  Всегда есть фиксация противоречий между челнами группы
  2.  Время для осознания конфликта, для активизации участников
  3.  Конфликтное взаимодействие, которое вызывает острое противоборство сторон
  4.  Разрешение конфликта, которое может приводить к снятию противоречий конфликтующих людей
  5.  На после конфликтной стадии происходит разрядка напряженности

Формы завершения конфликта являются 

  1.  Разрешение (совместная деятельность участников направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, предполагает активность обоих сторон)
  2.  Урегулирование (между сторонниками конфликта возникает третья сторона, ее участие возможно как согласие противоборствующих сторон, ее участия возможна как с согласия сторон так и без)
  3.  Затухание (временное прекращение противодействия при сохранение основных признаков конфликта и напряженных отношений между  участниками, конфликт переходит из явной формы в скрытую, обычно происходит в результате истощения ресурсов обоих сторон , необходимых для борьбы, переориентации мотивации)
  4.  Устранение (это ликвидация основных элементов конфликта)
  5.  Перерастание в другой конфликт (возникновение нового противоречия, смена объекта конфликта)

Типы конфликтных ситуаций

  1.  Межличностный (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данной ситуации, либо мешают друг другу, сопроваждаеться острыми эмоциональными переживаниями, которые обостряют противоречия и провацируют экстремальные поступки )
  2.  Межгрупповой (противоборство групп в коллективе или социуме)
  3.  Внутриличностные (определяются интериолизацией личностью разнонаправленных ценностных ориентаций в процессе воспитания и социализации)

В конфликтной ситуации очень важно то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют. Среди различных типов конфликтов самый сложный это латентный . Данный конфликт должен был произойти но не происходит по ряду причин. Такой конфликт не имеет конструктивного решения. Так как происходит лицемерие участников.

Структурные элементы конфликта

  1.  Стороны конфликта (субъекты социального взаимодействия находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживают конфликтующих)
  2.  Предмет конфликта
  3.  Образ конфликтной ситуации (отражение предмета конфликта в сознания субъектов конфликтного взаимодействия)
  4.  Мотивы (внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту)
  5.  Позиция сторон

Этапы конфликта (отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения)

  1.  Возникновение, разрешение конфликтной ситуации
  2.  Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним участником
  3.  Начало открытого конфликтного взаимодействий
  4.  Развитие открытого конфликта
  5.  Разрешение конфликт

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражает динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основные фазы конфликта: начальная, фаза подъема, пик конфликта, фаза спада.

Межгрупповые отношения в обществе могут быть рассмотрены на макро-уровне, мезо-уровне, м микро уровне социальной жизни. На Макро-уровне складываются отношения между большими социальными группами а рамках всего общества  или даже между обществами. Мезоуроваень  отношения между первичными группами в рамках определенной общности (отношение в классе). Микроуровень отношения существуют между микро-группами. В межгрупповых отношениях возникает дифференциация и интеграция. Эти 2 тенденции лежат в основе формирование соответствующих им типам отношений. Межличностные взаимоотношения могут выступать как субъективные переживания и взаимосвязи между людьми. В мире людей видов взаимоотношений66 очень много. Это могут быть:

  1.  Общественные отношения – отношения между группами, объединениями людей, между их общностями (национальные, семейные, в классе, в семье).
  2.  Межличностные отношения – это отношения между людьми.
  3.  Внутриличностные – это отношения к себе.

Классификация межличностных отношений:

  1.  Официальные
  2.  Неофициальные
  3.  Деловые
  4.  Личные отношения (дружба, любовь, семья)
  5.  Лидерства (они более рациональные и как правило возникают в группе)
  6.  Подчинения
  7.  Эмоциональные (субъективные оценки любого человека, симпатии и антипатии)
  8.  Рациональные (точка зрения любого другого человека)

Межличностные отношения существуют в статике и  в динамике.

Роберт Семенович Немов выделил еще 3 варианта межличностных взаимоотношений в группе. Это такие виды как: гармоничные, противоречивые, конфликтные

Явления межличностных отношений:

  1.  симпатия. это положительная моцианальная установка на другого человека
  2.  антипатия
  3.  отношения дружбы (завязываются после приятельских отношений). Дружба – глубоко избирательное отношение между людьми, индивидуальное. между партнерами
  4.  отношения товарищества. Оно ориентация на групповую цель
  5.  влюбленность. Это взаимная симпатия на уровне чувств.

Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.

Определяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни. Страта – социальный слой или класс, который имеет собственный социальный статус и своё место в системе общественной жизни. Страта-это расслоение общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15041. Ілияс Жансүгіровтің Жетісу суреттері өлеңін оқытудағы ерекшеліктер 48.5 KB
  Ілияс Жансүгіровтің Жетісу суреттері өлеңін оқытудағы ерекшеліктер немесе қазақ поэзиясындағы ұлы жаңалық Б.О.Есімбекова Алматы қаласы Ілияс Жансүгіров Жетісу губерниясының Қапал уезі Ақсу болысы 4ауылында 1894 жылы 14 мамырда дүниеге келген. Анасынан 4
15042. Ілияс Жансүгіровтың Күйші поэмасы 48 KB
  Ілияс Жансүгіровтың Күйші поэмасы Қазақ поэзиясында бүгінге дейін өнер жайында көп жазған және көркемдіктің шыңына жеткізе жазған І.Жансүгіров пен теңдесер қаламгер жоқ. Сонау 20жылдардың бас кезінде өмірге келген Әнші өлеңінен басталған бұл тақырып тек қазақ әде
15043. Кел, жастар, біз бір түрлі жол табалық 113.02 KB
  Кел жастар біз бір түрлі жол табалық.... Шәкәрім Шаһкәрім Құдайбердіұлы өмірі мен шығармашылығын өз бетімен ізденіске бағыттап қосымша материалдарды пайдалану арқылы оқыту тәжірибесінен Көмекші оқуәдістемелік құрал Шаһкәрім Шәкәрім Құдайбердіұлы ө...
15044. Кітапханашылар байқауы 95 KB
  Шығыс Қазақстан облыстық балалар және жасөспірімдер кітапханасы ММ Ұымдастырушылық әдістемлік бөлім Өскемен қ. 2007 Оқысаң ұшасың Пауло Коэльо Құрметті оқырмандар Балаларға оқу бақытын сыйлайық байқауына ...
15045. Көне Грек әдебиетінің архаикалық кезеңі 67.5 KB
  Көне Грек әдебиетінің архаикалық дәуірі Антикалык әдебиет курсының пәні – көне грек және рим құлиеленушілік қоғамдарының әдебиеті. Антик антикалық деген термин antiquus деген латын сөзінен туған. Оның мағынасы ежелгі ертедегі көне болады. Антикалық әдебиет...
15046. Көне Рим әдебиеті 53 KB
  Көне Рим әдебиеті Б.д.д. ІІІ ғ. ортасында Жерорта теңізінің батыс жағалауында Италияда антикалық әдебиеттің екінші бөлігі – рим әдебиеті өркендей бастайды. Рим әдебиеті грек әдебиетімен байланысты болды. Рим әдебиеті грек әдебиетімен бірге дамыған бірақ о
15047. Көне Түркі поэзиясындағы дәстүр жалғастығы 64.5 KB
  ӘОЖ 820/574 КӨНЕ ТҮРКІ ПОЭЗИЯСЫНДАҒЫ ДӘСТҮР ЖАЛҒАСТЫҒЫ Э. Қ. Пертаева €œТараз€ институты Тараз қ. Дулат пен Абай творчествосының танымдық қоғамдық көркемдік мәнін толық ұғыну үшін әдебиетте о
15048. Көнеден жаңаға бет алған образ 55.5 KB
  ӘОЖ: 809.434.2. 058 КӨНЕДЕН ЖАҢАҒА БЕТ АЛҒАН ОБРАЗ Л. К. Омарқұлова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Бүгінгі таңда әйелдің қоғамдағы орны ойтаным шеңбері ұлғайып отырған шақта әйел тақырыбы қуатты арна ретінде осы ғасырдың аяғына таман жанжақты...
15049. Көрнекті қаламгер Шерхан Мұртазаның Қызыл жебе романы 42.5 KB
  Ш.МҰРТАЗАНЫҢ ҚЫЗЫЛ ЖЕБЕ РОМАНЫНДАҒЫ ТАРИХИ ШЫНДЫҚ Ж.Ж.Нурбаева М.Қ.Ойтаева Керімбай атындағы №12 мектепресурстық орталығы Тараз қ. Әлемде әр халықтың ұлттың мақтанышына айналған перзенттері болады. Жүздеген жыл бірнеше ғасырлар өтсе де талантты бір тума ...