21333

Общее представление об информационной системе

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений в любой области. Информационная система ИС взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемая для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях...

Русский

2013-08-02

3.9 MB

0 чел.

PAGE  1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

. Общее представление

об информационной системе.

Этапы развития информационных систем

Понятие информационной системы. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Например, в информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего его используют применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к слову «система» слова «информационная» отражает цель создания и функционирования системы. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений в любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Цель любой информационной системы — обработка данных об объектах реального мира на основе так называемой информационной модели.

Информационная система (ИС) взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание ИС предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Само по себе техническое воплощение ИС ничего не значит, если при этом не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и ИС. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для ИС. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем. Этапы развития и цели ИС представлены в табл. 5.

- В 50-х годах появились первые ИС. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению финансовых и временных затрат на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к ИС. | Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование   широкого   назначения,   способное   обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и рассчитать зарплату, как было ранее.

В 70-х начале 80-х годов ИС начинают широко использовать в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х годов концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Предоставляя вовремя нужную информацию, ИС помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе. Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде блоков (рис. 16):

ввод информации из внешних или внутренних источников;

обработка   введенной   (исходной)   информации   и представление ее в удобном виде;

вывод информации для предоставления потребителям или передачи в другую систему;

обратная   связь   —   информация,   переработанная персоналом данной организации, необходимая для коррекции исходной информации

ИС характеризуются следующими свойствами:

любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

ИС — динамичная и развивающаяся система;

при построении ИС необходимо использовать системный подход;

выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения;

ИС следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

`   ` Использование информационных систем. В настоящее время сложилось мнение об ИС как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае ИС можно понимать и в некомпьютерном варианте. Чтобы разобраться в работе ИС, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Например, при выявлении возможностей компьютерной ИС для поддержки процесса принятия решений следует учитывать:

— структурированность решаемых управленческих, задач;

уровень иерархии управления фирмой, на котором  решение должно быть принято.

принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

вид используемой информационной технологии.

Технология работы в компьютерной ИС доступна для понимания специалистом. в некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

 Внедрение ИС способствует:

получению наиболее рациональных вариантов решения правленческих задач за счет внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т. д.;

автоматизации рутинных процессов;

обеспечению достоверности информации;

замене бумажных носителей данных на магнитные диски   или   ленты   для   переработки   информации   на компьютере и снижения объема бумажных документов;

совершенствованию  структуры  потоков  информации и системы документооборота;

уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

предоставлению потребителям уникальных услуг;

отысканию новых рыночных ниш;

привязке к фирме покупателей и поставщиков за
счет предоставления им скидок и услуг.

ИС сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Однако они могут оказаться дорогими и бесполезными, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы. Внедрение ИС связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению; могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

Структура управления информационной системой

Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. ИС должна контролироваться людьми; использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами; обеспечиваться достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информацией.

Построение ИС можно сравнить с автомобилем: мотор, сиденья, кузов, руль, сложенные вместе, — груда запчастей. Чтобы появился автомобиль, нужны чертеж сборки, болты, ГСМ и пр. Структуру ИС составляет совокупность ее отдельных составляющих, называемых подсистемами

Подсистема —. это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем, независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечывающими. Таким образом, структура любой ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди них обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Обеспечивающие подсистемы информационных систем

В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека — организационное и кадровое; функции автомата — математическое и техническое обеспечения.

Функциональная структура (рис. 3.5) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Информационные функции — это централизованный контроль (1 — измерение значений параметров, 2 — измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительные и логические операции (3 — тестирование i работоспособности И С и 4 — подготовка и обмен информацией с другими I системами). Управляющие функции должны осуществлять: 5 — поиск и расчет рациональных режимов управления, 6 — реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 3.6). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 3.7). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/ вывода информации и исполнительных устройств (рис. 3.8).

Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего

ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем И С, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Первая группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

Ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

В третью группу входит техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав I специалистов по функциональным подсистемам управления.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся (рис. 3.9) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Технологическое обеспечение (Electronic Data ProcessingEDP) ИС соответствует разделению И С на подсистемы по технологическим этапам первичной информации (этапы технологического процесса сбора,
передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);

организационно-распорядительной документации (этапы получения    иcходящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования
и хранения дел, составления и размножения внутренних документов
и отчетов);

технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему
и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических  условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);

баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний,
пвода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения
и объяснения к нему);

научно-технической информации, ГОСТов и технических условий,
правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов
документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса
справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы: OLTP — оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость обработки большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД; OLAP — оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Классификация информационных систем

Понятие   структурированности  задач.   При   создании или классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим — описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации задачи, определяемый степенью участия человека в принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.:

Структурированная (формализуемая) задача — задача, в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. без участия человека.

Типы информационных систем. ИС, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис. 18):

создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

ИС, создающие управленческие отчеты, предоставляют пользователю информационную поддержку, т. е. доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Процедуры  манипулирования  данными  в   ИС должны обеспечивать следующие возможности:

составление  комбинаций данных,   получаемых  из различных источников ;быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

логическую независимость данных одного типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

автоматическое отслеживание потока информации
для наполнения баз данных.

ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Основные функции модельной ИС:

возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования («как сделать, чтобы»?, «что будет, если»?), анализ чувствительности и др.;

достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

возможность графического отображения динамики модели

;возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку пользователем возможных альтернатив за счет создания  экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Экспертная поддержка первого уровня исходит из концепции типовых управленческих решений, в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т. е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создают информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений, который генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Классификация по степени автоматизации. В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой ИС определяют как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» обязательно вкладывается понятие автоматизированной системы. Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления,   имеют  различные  модификации  и  могут  быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения (рис. 19).

Классификация по характеру использования информции. По этой классификации ИС делят на информационо-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввс систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данш (например, информационно-поисковые системы в библ отеках, железнодорожных и авиакассах).

Информационно-решающие системы осуществляют в операции  переработки  информации  по  определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить управляющие и советующие ИС.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить системы оперативного планирования выпуска продукции и бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не реализуется им немедленно в серии конкретных действий. Эти системы обладают более высокой, степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Классификация по сфере применения. ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые ИС понимают именно в данном толковании. Основные функции подобных систем: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Их широко используют для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники и технологии. Основные функции САПР: инженерные расчеты, создание графической (чертежей, схем, планов) и проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС применяют для автоматизации всех функций данной организации в рамках всего цикла — от проектирования до сбыта продукции. Их создание весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т. д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре организации, на что может решиться не каждый управляющий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Дайте определение понятия «информационная система управления»

. 2. Назовите виды информационных систем управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84887. Article Indication 31.5 KB
  First you will need some articles. Start with articles around 3 inches square, pieces of leather, wood, and carpet samples work very well. Use different materials and train on different surfaces including grass and dirt.
84888. CAN YOU TRACK YOUR OWN TRACKS 27 KB
  Knowing where your track is going and being able to find the articles is important. So important that it is time for you to go to the tracking field, without your dog, and lay a typical track. Age it for whatever time you usually age your tracks.
84889. Force Tracking training using articles 84 KB
  Dogs learn that articles are safe spots, rest spots, reward spots. Initially you will lay a straight line track with 20-30 articles. There will be an article at the scent pad. When the dog downs at ANY article you will reward (leaving the article) pet keeping the dog calm, then pick up the article...
84890. Force Track Training (the beginning) 40 KB
  I start with getting the dog to understand the platz for the long down and the article indication. When I train the platz, it is like saying my dog is ready for formal training. Up to this point, it has just been a down and was for fun and a behavioral response.
84891. Handling at Tracking Tests 28.5 KB
  It is not uncommon for a handler to help the dog find the track in a training session, especially when the dog is honestly trying to work out a difficult problem. The last thing you want to do in training is make tracking so difficult that the dog gets frustrated, thereby learning to dislike tracking.
84892. Hard Surface Tracking With the Rotterdam Holland Police 316.5 KB
  In September of this year I went back to the Police Dog Training Center in Rotterdam Holland with my friend Kevin Scheldahl. We went there with the expressed purpose of getting as much information as possible on hard surface tracking.
84893. Litter Tracking Imprinting 48.5 KB
  I leave them to their business and watch which ones seem most intense and which ones wander off. I especially note which ones stay the longest and which ones return hours later to search the same track. When this is the same puppy, I know I have a star.
84894. Расчёт показателей эксплуатационной надёжности эталонных конструкций верхнего строения пути 102.2 KB
  Расчёт показателей эксплуатационной надёжности эталонных конструкций верхнего строения пути Расчёт количества эталонных объектов пути Оценка показателей эксплуатационной надежности технического состояния элементов верхнего строения пути на различных участках зависит от видов и типов конструкций находящихся в различных условиях эксплуатации окружающей среды а также изза влияния других факторов. Расчет...
84895. Исследование характеристик машин переменного и постоянного тока в различных режимах работы: учебно-методическое пособие 1.48 MB
  Приведены методики и примеры расчета асинхронного двигателя с фазным и короткозамкнутым ротором в различных режимах работы, а также двигателя постоянного тока. Содержатся основные технические данные двигателей различных типов.