21334

Основные понятия, терминология и классификация

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Опираясь на рассмотренное содержание понятия технология можно сформулировать следующее определение понятия информационная технология: Информационная технология это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы Информационная технология ИТ это совокупность методов производственных и программнотехнических средств объединенных в технологическую цепочку обеспечивающую сбор хранение обработку вывод и распространение...

Русский

2013-08-02

185 KB

26 чел.

Основные понятия, терминология и классификация

Понятие «информационная технология» базируется на понятии «технология». Наиболее широкое по содержанию его толкование дал польский философ и писатель Станислав Лем, который определил технологии как «...обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом...».

А наиболее распространенным является определение, зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях: «ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne искусство, мастерство, умение и ...логия) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции...».

Последнее определение, несомненно, уже и конкретнее того, которое сформулировано С. Лемом, поскольку ограничивает его применение сферой промышленного производства, но оно позволяет вычленить основные его составляющие

объект технологии, т. е. то, на что направлены действия, осуществляемые в рамках технологии (сырье, материалы, полуфабрикаты);

цель технологии, т. е. конечный результат действий, осуществляемых в рамках технологии (обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы);

средства технологии и методы их применения, т. е. способы осуществления действий над объектом технологии для достижения цели технологии; методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

Поскольку в соответствии с определением С. Лема технологии не ограничиваются сферой промышленного производства, а определяются потребностями общества во всем их многообразии, то различные области человеческой деятельности требуют и различных технологий.

Различия технологий проявляются в том, на что направлена деятельность людей в той или иной сфере, т. е. в объектах технологий. Для промышленного производства, как уже указывалось, это сырье, материалы, полуфабрикаты — все, что составляет материально-вещественные ресурсы производства.

Если в качестве объекта деятельности, а следовательно, и соответствующих способов ее осуществления выступают энергетические ресурсы (например, электрическая энергия), то мы получаем энергетические технологии (производство, передача, преобразование, распределение, потребление энергии).

Финансовые ресурсы как объект деятельности порождают финансовые технологии (банковские и бухгалтерские технологии, технологии работы на рынке ценных бумаг, технологии финансового и экономического анализа и т. п.).

Информация как общественный ресурс тоже является объектом деятельности и, следовательно, связана с соответствующими технологиями — информационными технологиями.

Опираясь на рассмотренное содержание понятия «технология», можно сформулировать следующее определение понятия «информационная технология»:

Информационная технология — это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы

 Информационная технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности:

данные -» информационная технология -» -* информационный продукт.

«Информационная технология» (ITInformation Technology) — термин, обозначающий любую технологию, с помощью которой создается, хранится, используется, обрабатывается и передается информация.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Цель ИТ — производство информации для ее анализа человеком и принятия решения для выполнения какого-либо действия, создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя Чем шире использование компьютеров, тем выше их интеллектуальный уровень, тем больше возникает видов ИТ, к которым относятся технологии планирования и управления, научных исследований и разработок, экспериментов, проектирования, денежно-кассовых операций, криминалистики, медицины, образования и др.

Три основных принципа современных ИТ:

интерактивный (диалоговый) режим работы;

интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с различным программным обеспечением;

гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Истоки и этапы развития информационных технологий

Информационные технологии можно представить совокупностью трех основных способов преобразования информации: хранение, обработка и передача.

Первый этап. На раннем этапе развития общества накопленный опыт, профессиональные навыки на этом этапе передавались в основном личным примером по принципу «делай, как я». Примеры этого можно наблюдать в природе у животных и птиц. В качестве форм передачи информации использовались танцы, песни, устные предания и т. д. Начала формироваться система хранения информации в руках представителей правящей верхушки и религиозных деятелей. По современным оценкам, этот этап продолжался около миллиона лет.

Второй этап  развития информационной технологии связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. это и пещерная живопись, сохраняющая наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами (примерно 25—30 тыс. лет назад), и гравировка по кости, обозначающая лунный календарь, а также числовые нарезки для измерения (выполненные примерно 20—25 тыс. лет назад). Способы хранения информации подверглись совершенствованию, а период до появления инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов на материальном носителе составил около миллиона лет или 1% времени существования цивилизации. Становится понятно, почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человека резко возрастает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (использование  графических интерфейсов). В этом случае включаются в работу те области человеческой интуиции, которые развивались в первые 99% времени |существования цивилизации.

Третийй этап развития информационной технологии начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением новых способов регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации на третьем этапе развития ИТ выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д. В этот период накопление знаний происходило достаточно медленно и было обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации (недостаток третьего этапа развития ИТ). Знания, представленные в виде рукописных изданий, хранились в единичных экземплярах, причем доступ к ним был существенно затруднен, так как они охранялись специальной кастой — жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Начало четвертогого этапа датируется 1445 г., когда И. Гуттенберг изобрел печатный станок, и подводит итог становлению способов регистрации информации. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту «критическую массу» социально доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями.

Характерным признаком первой информационной революции является то, что с этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации. Книгопечатание — это первая информационная революция.

Пятый этап развития информационной технологии начался в 1946 г. с появлением электронной вычислительной машины (ЭВМ) для обработки информации. Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. Эта машина не имела хранимой программы, которая задавалась путем  шнуровой коммутации (аналог табуляторов — счетно-решающих машин) Прообразами ее были абак (древнегреческие счеты) и машина Тьюринга (основа всей современной теории хранения и обработки информации, теории алгоритмизации и искусственного интеллекта) практически нереализуемая современными техническими средствами. Электронно-вычислительная машина UNIVAC (1949) уже использовала (иную память и для программ, и для данных, что обеспечивало сохранение программ на носителе (магнитных лентах, магнитных барабанах).  Началу  этого этапа способствовало ряд технологий, среди которых:

  •  изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме;
  •  появление  теории информации Шеннона, которая доказала основные законы хранения, переработки и передачи информации;
  •  развитие элементной базы, в частности появление полупроводниковых транзисторов, что позволило оперативно обрабатывать информацию.

Эти три основные технологии положили начало информатизации общества.

Появление компьютера позволило оперативно обрабатывать большие объемы информации, что послужило толчком к появлению наукоемких технологий, среди которых ракетостроение, электроника, современные средства связи. Получить более целостное представление об этом периоде поможет сопоставление этапов смены поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) с достижениями в области обработки и передачи информации:

1-е поколение (начало 50-х годов). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах;

2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились, по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения, все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки;

3-е поколение (начало 60-х годов). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резко уменьшились габариты ЭВМ, повысилась их надежность, увеличилась производительность, стал возможным доступ с удаленных терминалов;

4-е поколение (с середины 70-х годов). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы (БИС и СБИС). Улучшились технические характеристики. Начался массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро ЭВМ;

5-е поколение (с середины 80-х годов). Элементная база — элементы со сверхвысокой частотой и элементы, в которых вместо электронов используются фотоны (например, светодиоды). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Осуществляется внедрение во все сферы компьютерных сетей, их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Шестой этап. Дальнейшее развитие вычислительной техники, совершенствование способов обработки информации вызвало развитие способов передачи информации — появление информационно-вычислительных (компьютерых) сетей и привело к третьей информационной революции.  Его начало датируют 1982 годом — годом опубликования ISO (International Standards Organization) — Эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO, которая базируется на ряде спецификаций, выпущенных ранее. Модель OSI представляет самые общие рекомендации для построения стандартных совместимых сетевых программных продуктов, служит базой для разработки сетевого оборудования. Появление этого стандарта сыграло важную роль при формировании различных компьютерных сетей, в том числе и Интернет. Некоторые авторы, анализируя информационные технологии, которые используются в Интернет, сравнивают его с нейронной сетью и обсуждают вопрос о возникновении и развитии нейронной сети планеты и становлении планетарного разума.

Переход к этому этапу (его связывают также с появлением первого персонального компьютера, созданного фирмой IBM) осуществлен благодаря развитию элементной базы; так, разработка интегральных схем позволила создать микропроцессор (см. 3-е и 4-е поколения развития элементной базы). Шестой этап характеризуют три фундаментальные инновации:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

создание программно-управляемых устройств и процессов.

Информатика и информационные технологии

Различают глобальные, базовые и специальные (конкретные) информационные технологии. Глобальная информационная технология включает в себя модели, методы и средства, формирующие информационные ресурсы общества. Базовые информационные технологии предназначены для определенной области применения — производство, научные исследования, обучение и др. Специальные (конкретные) информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например учета, планирования, анализа.

При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный, на котором описываются содержание и структура предметной области; логический, на котором проводится формализация модели; физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.

Информатика как научная и прикладная дисциплина тесно связана с информационными технологиями. Место и состав информационных технологий в структуре дисциплины «Информатика» приведены ниже:

01.1. Теоретическая информатика

01.1.1. Философские основы информатики

01.1.2. Начала общей теории информации

01.1.3. Начала компьютерной семантики

01.1.4. Основы информационного моделирования

01.1.5. Интеллектуальные информационные системы

01.1.6. Информация и познание

01. 2. Средства информатизации

01. 2.1. Технические средства информатизации

01. 2.1.1. Средства обработки, отображения и передачи данных

01. 2.2. Программные средства информатизации

01. 2.2.1. Системные программные средства

02. 2.2.2. Средства информационного обеспечения

01. 2.2.2.1. Универсальные

02. 2.2.2.2. Профессионально-ориентированные

01. 3. Информационные технологии

01. 3.1. Базовые (универсальные) информационные технологии ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации;

интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов

01. 3.2. Прикладные информационные технологии: защиты информации;

программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)

01.4. Социальная информатика

01. 4.1. Информационные ресурсы

 01. 4.2. Информационный потенциал общества

 01. 4.3. Информационное общество

01. 4.4. Человек в информационном обществе

Раздел «Теоретическая информатика» предназначен для формирования современного научного мировоззрения, при котором информация рассматривается как фундаментальное семантическое свойство природы, а информационные процессы — как важнейшие интеллектуальные компоненты процессов функционирования любых технических, социальных и природных систем, включая процессы познания человеком окружающего мира. Данный раздел содержит также вопросы, связанные с изучением современной научной методологии в информатике и, в первую очередь, теоретических основ информационного моделирования, статистических методов, методов проведения «вычислительного эксперимента», а также методов решения плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными.

Во втором и третьем разделах «Средства информатизации» и «Информационные технологии» подробно рассматриваются аппаратные и программные средства информатизации, их информационное обеспечение, а также базовые и прикладные информационные технологии.

Основная задача раздела «Социальная информатика» — дать достаточно полное системное представление об информационном характере процесса развития современного общества, а также о возникающих при этом проблемах и методах их решения на основе использования информационного подхода и возможностей перспективных информационных технологий.

Описание информационных технологий удобно проводить с помощью классификатора, позволяющего описывать ИТ на четырех уровнях: технологии, процессы, процедуры, операции. Например, в качестве составляющих базовой информационной технологии, описанной на концептуальном уровне, можно назвать такие процессы, как получение, отображение информации и накопление, обработка, передача данных, и соответствующие им процедуры: сбор, подготовка, ввод; перевод в алфавитно-цифровую форму, построение графиков, синтез речи; архивирование, обновление, поиск; преобразование, логический вывод, генерация знаний; коммутация, маршрутизация, обмен.

Информационный кризис

На этапе развития ИТ библиотеки перестают играть роль основного информационного хранилища. Информация все более сосредоточивается в так называемом виртуальном пространстве, созданном с помощью компьютеров.

С появлением сети Internet этот процесс развивается лавинообразно. Происходит накопление и переизбыток промежуточной информации, доступной всем без исключения членам обществам. И как следствие наступает информационный кризис. Наблюдается социальное расслоение общества {точек соприкосновения членов общества — групп по интересам — становится меньше, а самих групп — больше). Отследить и найти нужную информацию в общем потоке данных становится все труднее.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Поиск рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации стало особенно заметно в середине XX века. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять ее в полной мере. В ежедневно обновляющемся и всевозрастающем потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее было создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести поиск уже имеющегося аналога.

Образование больших потоков информации обусловлено:

— чрезвычайно быстрым ростом числа документов, в которых изложены результаты деятельности человеческого общества (научные работы, законы, инструкции, различного рода сообщения);

постоянно  увеличивающимся числом  периодических изданий;

появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат — наступление информационного кризиса, который проявляется в противоречиях между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, общая сумма знаний обновлялась и накапливалась вначале очень медленно, но уже за период с начала и до середины XX века она удвоилась; затем удвоение происходило каждые 10 лет, с 1970 года — каждые 5 лет, с 1990 года — ежегодно. Однако с середины 1990-х годов в связи с широким распространением инфокоммуникационных технологий обновление и накопление информационного массива происходит в среднем в течение полутора-двух лет, а в некоторых областях — в течение полугода. Это породило весьма парадоксальную ситуацию: в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме из-за ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из него.

Итология

В последнее десятилетие произошло становление науки об информационных технологиях — ИТ-науки, или итологии, основными чертами которой являются:

— фундаментальное значение для развития, по существу, всех областей знания и всех видов деятельности как эффективного метода познания и инструмента, усиливающего интеллектуальные возможности человека;

- целевая направленность на преображение человеческой практики и бытия, способность проникновения во все аспекты жизни и деятельности человека;

междисциплинарная роль общезначимой дисциплины (аналогично математике и философии).

Предметом отологии являются информационные технологии (ИТ), представляемые в двух видах: в формальном (спецификации ИТ) и в виде.ИТ-систем (реализации спецификаций ИТ). Другими словами, предметом итологии являются информационные технологии и процессы, связанные с их созданием и применением.

Как было подчеркнуто выше, итология — общезначимая научная дисциплина, играющая такую же важную междисциплинарную роль, как математика или философия. При этом отологию следует рассматривать,

 во-первых, в концептуальном плане — как методологический базис формализации, анализа и синтеза знаний:

во-вторых, в технологическом плане — как инструмент, продвигающий интеллектуальные способности и конструктивные возможности человека. Итологию характеризуют:

индустриализация науки, проявляющаяся в ее тесной связи с информационной индустрией, с одной стороны, и в активном участии промышленности в развитии  самой науки — с другой;

— важность всеобъемлющей стандартизации как концептуальных основ и методов, так и самих ИТ;

—создание   мощной   международной   системы  специализированных организаций для плановой разработки новых концепций и технологий, их гармонизации и сертификации в качестве международных стандартов, для управления жизненным циклом стандартов ИТ и поддержания их в согласованном состоянии, для разработки методов и средств аттестации ИТ-систем;

- наличие черт бюрократической дисциплины, содержание которой представляется в виде обезличенных документов, имеющих стандартизованную форму;

~ роль правопреемницы математики как инструмента формализации знаний.

Основные методы итологии:

1.Создание основ научного знания в виде методологического ядра (метазнаний), представляющего собой целостную систему эталонных моделей важнейших разделов ИТ, осуществляющего структуризацию научного знания в целом. Данный метод получил название архитектурной спецификации.

2.Представление ИТ в виде спецификаций поведения реализаций ИТ (т. е. ИТ-систем), которое может наблюдаться на интерфейсах (границах) этих систем. Данный метод называют функциональной спецификацией.

3.Стандартизация спецификаций ИТ и управление их жизненным циклом, осуществляемые системой специализированных международных организаций на основе строго регламентированной деятельности. Данный процесс обеспечивает накопление базовых сертифицированных научных знаний, служит основой создания открытых технологий.

4.Аппарат (концепция и методология) проверки соответствия (аттестации) реализаций ИТ (ИТ-систем)  ИТ спецификациям, на основе которых данные ИТ-системы были разработаны.

5. Профилирование информационных технологий или разработка их функциональных профилей. Метод построения спецификаций комплексных технологий посредством комбинирования базовых и производных от них (представленных в стандартизованном виде) спецификаций с их соответствующей параметрической настройкой (по существу, профилирование является композиционным оператором в пространстве ИТ с базисом, в качестве которого выступают базовые, т. е. стандартные, спецификации).

6.Таксономия профилей ИТ (классификационная система), обеспечивающая уникальность идентификации  в пространстве  ИТ и явное отражение взаимосвязей  ИТ между собой.

7.Разнообразные методы формализации и алгоритмизации знаний, методы конструирования прикладных ИТ(парадигмы, языки программирования, базовые открытые технологии, функциональное профилирование ИТ и пр.).

Рассмотрим  некоторые определения

OSE (Open Systems Environment) — Окружение открытых систем. Полный набор интерфейсов, услуг, форматов, а также пользовательских аспектов, обеспечивающих интероперабельность и/или переносимость приложений (программ), данных, людей в рамках соответствующих спецификаций базовых стандартов и профилей информационных технологий.

Интероперабельность — возможность совместного использования информации и ресурсов компонентами распределенной системы.

Переносимость — свойство системы (продукта), позволяющее с возможно меньшими накладными расходами или без таковых осуществлять перенос программного обеспечения, информации и пользователей системы с одной прикладной платформы на другую.

Спецификации OSE предназначены для описания поведения ИТ-систем на их границах, называемых интерфейсами.

Спецификации, предназначенные для передачи данных внутри ИТ-систем, называют протоколами.

Построение OSE-спецификаций осуществляется с помощью аппарата профилей на .основе базовых или стандартных спецификаций.

API-интерфейс (Application Program Interface) — интерфейс между прикладным программным обеспечением и прикладной платформой, через который обеспечиваются все услуги.

CSI-интерфейс (Communication Services Interface) — интерфейс коммуникационных услуг между внутренними объектами программного обеспечения и внешними объектами прикладной платформы.

HCI-интерфейс (Human/Computer Interface) — человеко-машинный интерфейс между человеком и приютадной платформой.

ISI-интерфейс (Information Services Interface) — интерфейс информационных услуг сервиса внешнего хранилища данных.

ИТ-система (IT-system) — совокупность ресурсов информационных технологий, предоставляющих сервис (услуги) на одном или большем числе интерфейсов. Важной характеристикой любой ИТ-системы является ее масштабируемость свойство системы, позволяющее ей эффективно работать в широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики системы.

Профайл

Одной из основных информационных технологий, с которыми мы сталкиваемся каждый день, является профиль (Profile) — набор, состоящий из одного или большего числа базовых стандартов и/или ISP — документа, содержащего указания областей применения, а также указания выбранных классов обслуживания аттестационных наборов, опций и параметров тех базовых стандартов и ISP, которые необходимы для выполнения конкретной (прикладной) функции.

ISPInternational Standardized Profile — согласованный на международном уровне официальный документ, описывающий один или несколько профилей.

Основные характеристики профилей:

— реализация пакетирования и идентификации комбинаций базовых стандартов и ISP вместе с указанными для них ограничениями, включая соответствующие классы и поднаборы сервиса, опции и параметры, необходимые для поддержки технологических функций (например, интероперабельности) или класса приложений (например, обработки транзакций);

поддержка и связывание воедино таких аспектов, как определение, документирование, стандартизация, реализация, аттестация реализаций, сопровождение спецификаций ИТ;

поддержка   создания   системы   идентификации   и классификационной схемы ИТ-профилей;

поддержка   единой   методики   документирования ИТ-профилей (в виде ISP);

основа для создания средств (тестовых пакетов) и методов тестирования реализаций ИТ с целью аттестации последних на международном уровне;

проводник в практику стандартизованных решений, воплощающих- концептуальные   построения   эталонных моделей;

опорная точка для создания деятельности по функциональной стандартизации климата, способствовавшего разработке гармонизированных профилей, т. е. профилей, для которых достигалась бы большая мера согласия.

Свойства профилей:

профили только ограничивают функциональность базовой спецификации благодаря выбору ими опций и значений параметров; таким образом, функциональность профилей вытекает из функциональности выбранных в них базовых стандартов;

профили не могут содержать никаких требований, противоречащих  базовым   стандартам;   они  лишь  осуществляют выбор соответствующих опций из диапазона значений параметров.

Таксономия (Taxonomy) — классификационная схема, применяемая для однозначной идентификации профилей или наборов профилей.

Наиболее важными из специализированных профилей являются:

SE-профиль —  профиль,  который специфицирует все поведение ИТ-системы или часть ее поведения на одном или большем числе интерфейсов OSE;

OSI-профиль — конкретный профиль, составленный из базовых стандартов, соответствующих модели OSI, и/или базовых стандартов представления форматов и данных (т. е. F-профилей).

Чтобы понять, что же такое профайл — а в России утвердилось именно такое название, — - дадим его более простое определение.

Профайл — набор правил, регламентирующих, т. е. согласовывающих, какую-либо работу на различных устройствах, так чтобы она была выполнена без искажений, возникающих при эксплуатации на различных по характеристикам, месту, условиям использования и т. п. устройствах.

Почему профайлы играют такую важную роль? Они включают в себя системы управления цветом, печатью на выводном устройстве, ввода информации в компьютер (TWAIN) и многие другие. Однако на этом функции профайлов не ограничиваются: фактически они отображают характеристики устройства, под которое были созданы. (Но не надо путать их с драйверами, которые являются неотъемлемой частью устройства, позволяя ему передавать или ■ принимать данные.) Профайл — сопрягающий механизм между данным устройством, другими компонентами компьютера и человеком.

      Профайл может быть внедрен в сохраненный файл,  а может присутствовать в системе автономно  - в виде отдельного файла, например, с расширением .ICM или ЛСС. Во втором случае он может использоваться для целого ряда обрабатываемых графических файлов. На сегодняшний день можно сказать, что все платформы (кроме DOS) построены на реализации взаимодействия различных профайлов, Так, основной процесс в Windows порождает множество «потомков» (речь идет о классах, но они имеют много общего с профайлами), которые наследуют свойства своего «предка». Именно поэтому все программы в Windows и Mac OS так похожи друг на друга.

Среди примеров реализации профайлов можно назвать систему разделенного доступа к ресурсам (логин/ пароль) и т.д.

Платформа

Платформа -- это совокупность программного и аппаратного обеспечения (не всегда совместимого между собой), объединенного общей концепцией. Примером широты этого понятия может служить платформа DOS: существуют десятки версий этой операционной системы на процессорах семейства х86, несколько эмуляторов для.] Apple и др. Каждая платформа разрабатывалась под особенности аппаратного обеспечения, с учетом потребностей пользователей. Так, Windows изначально была лишь графической надстройкой платформы DOS. Linux является той же надстройкой, только под UNIX.

Прикладная платформа (Application Platform) — набор программно-аппаратных ресурсов, необходимых для поддержки услуг, предоставляемых для выполнения прикладного программного обеспечения. Оно специфическое для каждого приложения и состоит из программ, данных и документации. Программное обеспечение можно разделить на:

общее;

средства использования;

прикладное программное обеспечение (Application  Software).

Общее программное обеспечение. Прежде всего в эту категорию входит понятие «операционная система».

Операционная система (комплекс программ, обеспечивающий управление компьютером как единым целым, его взаимодействие с окружающей средой — прикладными программами, другими системами) — главная часть системного программного обеспечения и управляется командами. Основные функции операционных систем:

ведение файловой системы;

распределение оперативной памяти;

динамическая компоновка выполняемых программ;

обработка прерываний;

прочие.

Инструментальные программы используют как инструмент при решении самых разных задач. Спектр прикладного обеспечения очень широк — от простых программ, составляемых для решения несложных вычислительных задач, до мощных профессиональных (например, издательских) систем, научных комплексов, сложнейших систем массового обслуживания (например, резервирования мест на самолеты). В эту категорию, помимо всего прочего, входят процессоры обработки графической и текстовой информации, а также различное программное обеспечение, основанное на системах искусственного интеллекта.

Концепции WYSIWYG и WYSIMOLWYG

В компьютерном мире давно прижилась аббревиатура WYSIWYGWhat you see is what you get» — «Что видите, то и получаете»). Ее применяют для характеристики такого интерфейса пользователя, который воспроизводит изображение в том виде, в каком оно будет получено в действительности. Например, HTML — редактор класса WYSIWYG — позволяет редактировать вебстраницы практически без ручного написания HTML-кода и одновременно отображать результаты работы пользователя и виде, в котором создаваемая им страница предстанет в окне браузера. По аналогии большинство современных настольных издательских систем позволяет продемонстрировать пользователю на экране его монитора то, что он должен фактически увидеть при печати.

Однако переменных и контролируемых величин так много, а колебаться они могут в столь широких пределах, что возникает резонный вопрос о классе точности таких систем: насколько мы можем верить изображению, полученному на экране монитора, и насколько оно соответствует будущему отпечатку?

Дизайнерам-практикам,   верстальщикам,  сотрудникам типографий и рекламных агентств хорошо известно, что. экранному виду изображения можно верить лишь частично, не полагаясь полностью на правильность воспроизводимых видеоподсистемой цветов. Экранная версия изображения в лучшем случае продемонстрирует ориентировочные  цвета,   которые  практически  никогда  не  будут абсолютно  идентичны  цвету,  полученному при  печати. Поэтому некоторые авторы, пишущие на компьютерные темы, для более реалистичного описания характеристик WYSIWYG-интерфейсов ввели новую (столь же трудночитаемую) аббревиатуру — WYSIMOLWYGWhat you see  more or less what you get» — «To, что вы видите, более или менее соответствует тому, что вы получите»). Этот подход: несколько поубавил оптимизм пользователей, но более реалистичен: экранный вид нашего изображения обеспечивает некое подобие выходного отпечатка экранной' версии изображения, но отнюдь не полное ему соответствие.

И если затруднительно обеспечить следование стандарту WYSIWYG даже при использовании однотипных устройств вывода (например, при печати только на одном | и том же принтере, то говорить о какой-либо повторяемости результатов  при множественной  печати одного файла на различных устройствах уже не приходится.

Ё1  ё 1й1йке

Информационные технологии различным образом влияют на повышение производительности. Во-первых, сама по себе технология позволяет быстрее и эффективнее выполнить необходимую работу. Во-вторых, она преобразует сам процесс производства продукции. Многие компании, вкладывающие деньги в крупные инвестиционные ИТ-проекты, значительно улучшают свои позиции на рынке. Центром изучения проблем электронного бизнеса (Center for e-Business), который возглавляет профессор Э. Бринджолфссон1, было разработано семь основных критериев, позволяющих оценить результат сделанных в ИТ-проект инвестиций (г-н Бринджолфссон называет этот результат «цифровой организацией» компании).

  1.  Преобразование бумажного документооборота в электронный.
  2.  Использование распределенной системы принятия решений в организации. Система принятия решений должна быть регламентирована
    и централизована посредством электронного документооборота. Отдельно должны рассматриваться ситуации, требующие вмешательства
    человека, касающиеся различных мнений, исключительных процессов
    и творчества.
  3.  Разработка системы поощрений заразличные достижения в области
    повышения производительности работы компании.
  4.  Создание более открытого доступа к информации и средствам связи.
    В организации должны быть четко налажены как горизонтальные, так
    и вертикальные связи в системе управления. Для этого необходимо шиокое использование электронной почты, внутренней сети предприятия
    и т.д. Подобная техническая поддержка должна являться частью системы
    принятия решений на предприятии и способствовать организации поощри
    тельных мероприятий.

Сосредоточение на более доходных сферах деятельности предприятия.
Руководству необходимо сократить финансирование малорентабельных
отраслей, при этом должным образом инвестировать средства в построение корпоративной культуры. Должны быть четко сформулированы цели предприятия.

  1.  Инвестирование средств в кадровую политику. Предприятие должно
    уделять достаточно средств и времени менеджеров высшего и среднего
    звена процессу подбора персонала.
  2.  Активное инвестирование денежных средств в систему обучения сотрудников для повышения их квалификации.

«По моим расчетам, 9/10 совокупных затрат и 9/10 прибыли от крупного ИТ-проекта приходятся не на оборудование и даже не на программное обеспечение, — отметил профессор. — Эти деньги тратятся на формирование новой структуры бизнес-процессов предприятия и обучение персонала»1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Дайте определение понятия «информационная технология».

  1.  Перечислите этапы информационного развития общества и охарактеризуйте каждый из них.

Дайте определение термина «профайл».

Определите сферу применения профайла.

Дайте определение терминов «интерфейс» и «протокол».

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56022. Музичні символи України 107.5 KB
  Мета: показати учням та допомогти їм усвідомити важливе значення музичних творів-пісень, що стали державними та духовними символами українського народу; на прикладі пісень «Молитва за Україну» музика Лисенка...
56023. Going to the cinema. My favourite film 211.5 KB
  Objectives: - to systematize lexical materials on the topic; to practice the active vocabulary of the topic; to develop speaking, reading, listening skills through various activities; to develop students’ thinking, memory, imagination, attention and creativeness.
56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани з’являлися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.