21418

Распределение бремени доказывания условий ГПО

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Если размер убытков не м. установлен с разумной степенью достоверности их размер определяется по усмотрению суда Наши суды такими принципами не руководствуются Можно сослаться на статью 6 ГК: возможность определения размера понесенных убытков исходя из общих начал и смысла ГЗ а также принципами разумности добросовестности и справедливости В проекте ФЗ о внесении изменений в ГК: Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью...

Русский

2013-08-02

21.37 KB

0 чел.

Распределение бремени доказывания условий ГПО

Противоправность поведения должника, размер понесенный им убытков, причинная связь между противоправным поведением и возникшими убытками – все это должен доказать кредитор; должник, чтобы снять ГПО, должен доказать невиновность т.е. пункт 2 статья 401: вина презюмируется:

  1.  При нормальном развитии ГО, если причиняются убытки то как правило по вине причинителя
  2.  Правонарушитель лучше знает, чем потерпевший, какие психические процессы происходили в его сознании в момент нарушения, и какие меры он принял для предотвращения правонарушения
  3.  В УП есть предварительное следствие, именно тогда доказывают вину правонарушителя

Если не доказал упущенную выгоду, то суд никогда их не взыщет

Практика показывает, что ее очень редко взыскивают

В других правопорядках часто взыскивают т.к. они руководствуются принципы международных коммерческих договоров:

  1.  Если размер убытков не м.б. установлен с разумной степенью достоверности, их размер определяется по усмотрению суда  

Наши суды такими принципами не руководствуются

Можно сослаться на статью 6 ГК: возможность определения размера понесенных убытков, исходя из общих начал и смысла ГЗ, а также принципами разумности, добросовестности и справедливости

В проекте ФЗ о внесении изменений в ГК:

  1.  Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности
  2.  Суд не может отказать в удовлетворении требовании кредитора о возмещении убытков только на том основании, что размер убытков не м.б. установлен с разумной степенью достоверности
  3.  Размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства

В настоящем ГЗ тоже найден адекватный выход, когда тяжело доказать размер убытков, но только за денежные обязательства

Ответственность за неисполнение денежных обязательств

Статья 395 ГК

Постановление Пленума ВАС и ВС «О практике применения положений ГК о процентах за пользование чужими денежными средствами» от 08.10.1998 года

Понятие: пункт 1 постановления: денежным м.б. как обязательство в целом (договор займа), так и обязанность уплатить деньги за товары, работы и услуги (договор купли-продажи), ответственность за нарушения денежного обязательства наступает в форме уплаты процентов за неправомерное пользование денежными средствами, может иметь место в силу самых различных причин (уклонение от возврата; просрочка в уплате за товары, работы, услуги), определяется учетной ставкой банковского процента (ставка рефинансирования), если иной размер процента не установлен законом или договором

Ставка рефинансирования – это процент, под который коммерческие банки берут взаймы у ЦБ РФ

Размер процентов определяется на день предъявления иска или на день вынесения решения судом

При выборе учетной ставки отдается предпочтение той, которая наиболее близка к учетным ставкам, которые существовали в течение периода просрочки по денежному обязательству

Необходимо различать те проценты, которые взыскиваются за правомерное и которые взыскиваются за неправомерное пользование

Правомерное пользование: банк выдает кредит

Проценты за неправомерное пользование начисляются до дня фактической уплаты суммы долга

Наряду с процентами за неправомерное пользование можно требовать и возмещение убытков, но только в части не покрытой суммы процентов

Если законом или соглашением сторон предусмотрена неустойка за просрочку исполнения денежного обязательства кредитор вправе требовать либо неустойку, либо проценты по статье 395 ГК т.к. нельзя за одно правонарушение дважды привлекать к ответственности

Пункт 7 постановления: если ставка банковского процента явно не соразмерна последствиям просрочки денежного обязательства суд вправе уменьшить ставку (статья 333 ГК)

Суды стали активно применять статью 333, а теперь почти не применяют это правило

Значение ставки банковского процента: все экономические расчеты основываются на данной ставке т.к. для любого проекта нужны деньги, банк дает данные деньги, сумма часто зависит от процента

Это мощнейший рычаг экономики, если ставка большая, то активность падает

Ставка рефинансирования не м.б. меньше инфляции

Статья 395: это способ исчисления убытков, при котором размер убытков не нуждается в обосновании, в доказывании т.к. это минимальный размер убытков, который несет лицо, если кто-то не правомерно пользуется его денежными средствами

Лицо может понести убытки и в большем размере, если инвестируют в другие дела, тогда ставка рефинансирования получится меньше, чем сами убытки, тогда можно требовать погашения и непокрытых убытков

Статья 333 предусматривает снижение убытков, если они не сравнено ниже, чем подлежащая взысканию неустойка

Проект ГК: если можно снижать размер процентов, исчисляемые по статье 395, но только до ставки рефинансирования, то д.б. договором предусмотрены быть иные проценты

Юридическая природа процентов носит разный характер:

Профессор Розенбек: это не мера ГПО, а плата за пользование чужими денежными средствами, поэтому правила статьи 395 применяются независимо от вины и правил ГПО

Егоров: если вернуть вовремя, то можно не платить такие проценты

Большинство считает, что это мера ГПО

Профессор Садиков: это законная неустойка

Недостатки:

  1.  Законодатель не поместил правила статьи 395 в главу 23 «Неустойка»
  2.  Правила о неустойки в принципе не применимы к процентам
  3.  Неустойка – это мера обеспечения обязательства т.е. она стимулирует к исполнению обязательства, а проценты нет

Профессор Ветрянский: это новая самостоятельная форма ГПО т.к. к этой форме ГПО не применяются общие правила о ГПО

Общие правила ГПО применяются ко всем формам ГПО, если к какой-то форме не применяются, то в законе д.б. об этом сказано

ВИДЫ ГПО

Деление ответственности на отдельные виды м.б. осуществлено по различным критериям, которые избираются в зависимости от преследуемой цели

  1.  Договорная ответственность: нарушение условий заключенного договора
  2.  Недоговорная ответственность: к ответственности привлекают лицо, которое не состоит в договоре (деликтная ответственность)

Практическое значение: при ДО форма и размер определяются как законом, так и соглашением сторон, если НО, то определяются только законом

Долевая: каждый из правонарушителей несет ответственность в той доли, которая падает на него; имеет значение общего правила

Солидарная: кредитор вправе привлечь к ответственности любого из должников как в полном объеме, так и в любой его части; применяется в случаях, предусмотренных законом или договором (статья 1080 ГК)

Субсидиарная: в обязательстве участвуют два должника, один из них является основным должником, а другой дополнительным (субсидиарный должник); м.б. предусмотрена как законом, так и договором; кредитор сначала привлекает основного должника, и только после этого можно привлечь субсидиарного должника; право кредитора на привлечение к ответственности дополнительного должника возникает при наличии одного из условий:

  1.  Основной должник отказался от возмещения убытков
  2.  Кредитор не получил от основного должника в разумный срок ответ на требование о возмещении убытков (статья 363 ГК)

Ответственность должника за действия третьих лиц:

Если обязательство не исполнено или исполнено не полностью третьим лицом, то можно требовать с должника; надо доказать невиновность должника и третьего лица

От ответственности за действия третьих лиц необходимо отличать ответственность должника за своих работников (статья 402 ГК):

  1.  Речь идет о ЮЛ т.е. коллективе работников, их действия – это действия ЮЛ
  2.  Ответственность индивидуального предпринимателя за действия своих работников


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....
52027. Таблица умножения и деления на 7 72 KB
  Гномики обожают число 7 и надеются что его полюбите и вы Что в вашей жизни связано с числом 7 Чего бывает в жизни только 7 Вы знаете что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Братья Гримм Умницы Первый гномик еще мал и любит играть. Гномик хочет познакомиться с вами. 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3 назовите компоненты Третий гномик любит решать уравнения.
52028. Наш край у 1932-1933 роках. Історія Маньківщини 57.5 KB
  Хід уроку: Епіграф: Нагадай мені інший народ щоб він зазнав такої чорної недолі як народ український Учитель української мови і літератури Відкосили косами Жниварі з ЦК А ми хліба просимо Аж болить рука Встали під закопами Ух тверді лоби.Проценко Голодомор Учитель історії: Радянське керівництво взявши курс на модернізацію промислового потенціалу країни одразу зіткнулося з трьома проблемами: коштів сировини й робочих рук для розвитку індустрії. Учитель української мови та літератури: Перед вами картина...
52029. По следам бременских музыкантов. Числа от 11 до 20 173.5 KB
  И был у мельника осёл хороший осёл умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.Чтение отрывка из сказки Видит хозяин: ослабел осёл не годится больше для работы и выгнал его из дому. Испугался осёл: “Куда я пойду куда денусь Стар я стал и слабâ€.
52030. Множення дробів. Піднесення дробу до степеня 239 KB
  Мета: домогтися засвоєння учнями правил множення раціонального дробу на цілий вираз на дріб а також правила піднесення раціонального дробу до натурального степеня та виконання сумісних дій піднесення дробу до степеня та множення раціональних дробів; формувати вміння відтворювати вивчені правила та застосовувати їх під час виконання завдань на множення раціональних дробів та піднесення дробу до степеня; вдосконалювати вміння виконувати скорочення раціональних дробів та знаходити ОДЗ дробового виразу; розвивати мислення...
52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли компютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за компютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі компютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували компютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли компютер.
52032. Дидактические основы конструирования урока математики 247 KB
  Дидактические основы конструирования урока математики. Сущность современного урока математики и основные требования к нему типологии уроков. Взаимосвязь процессов конструирования и анализа урока математики. Непосредственная разработка урока математики.
52033. Счет в пределах 100. Решение составных задач 32.5 KB
  Задачи на смекалку: а как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат положить их в угол стола; б сколько концов у палки У двух палок У двух с половиной 6 в какое число я задумала 5 ед. 1 сотня 138; г сколько получится: 78 84 212 94 187 97 Молодцы. А квадрат это что Какие еще геометрические фигуры вы знаете Что такое квадрат Посчитайте сколько квадратов на рисунках 102 62 4 = 12 Чтобы снять мультфильм трудятся очень много людей: сценаристы операторы режиссеры.