21515

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Лекция

Медицина и ветеринария

€œОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ€ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ Управление медицинской службой это особый вид деятельности начальника медицинской службы органов управления заключающейся вопервых в определении целей и способов действий объектов управления вовторых в воздействии на них в интересах достижения намеченных целей. Совершенствование системы управления медицинской службы является одним из условий повышения качества медицинского обеспечения...

Русский

2013-08-02

78.5 KB

26 чел.

Тема № 9.

“ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ”

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Управление медицинской  службой  -  это особый вид деятельности начальника медицинской службы (органов  управления),  заключающейся, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в воздействии на них в интересах достижения намеченных целей.

Совершенствование системы управления медицинской службы является одним из условий повышения качества медицинского обеспечения личного состава войск в различных условиях их деятельности.

Управление медицинской  службой заключается в тщательной и умелой организации медицинского обеспечения боевых действий войск,  целенаправленном  использовании  сил  и средств медицинской службы для успешного выполнения стоящих задач.

Сейчас от качества управления в еще большей степени зависит успех деятельности медицинского состава, результаты обеспечения боевых действий войск.   Овладение  современными методами  и  техническими средствами управления,  умение планирования медицинского обеспечения боя (операции)  являются необходимыми условиями в работе начальников медицинской службы полков,  соединений, при организации медицинского обеспечения войск в современном бою (операции).

Управление медицинской службой - это целенаправленная  деятельность начальников  медицинской службы и органов управления медицинской службой по подготовке медицинского обеспечения войск и успешному его осуществлению  путем  получения и анализа обстановки,  принятия решений постановки задачи исполнителям и проверки их выполнения.

В современных условиях к управлению медицинской службой предъявляются такие же высокие требования, как и к управлению войсками.

УПРАВЛЕНИЕ медицинской службой должно быть- устойчивым,  твердым, гибким, непрерывным,  оперативным, скрытым и обеспечивать эффективное использование частей (подразделений) медицинской службы и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых  условиях боевой обстановки.

Устойчивость управления  определяется  способностью  начальника службы выполнять  свои функции по управлению подчиненными силами и средствами в резко изменяющихся условиях боевой обстановки.

Твердость управления  выражается  в  настойчивом  проведении в жизнь принятых решений в целях своевременного и точного  выполнения намеченных мероприятий по медицинскому обеспечению войск.

Она достигается четкой постановкой задач исполнителям,  постоянным  контролем за ходом  их  выполнения и своевременной помощью подчиненным.

Твердость проведения в жизнь принятого решения должна сочетаться с  гибкостью - быстрым и правильным реагированием на изменение обстановки, своевременным уточнением поставленных задач.

Гибкость управления  медицинской  службой может быть достигнута лишь при условии своевременного получения  начальником медицинской службы достоверных данных обстановки.

Не менее важное значение имеет также правильный анализ обстановки,  позволяющий прогнозировать наиболее вероятные ее изменения.

Управление медицинской службой должно осуществляться непрерывно.  Начальник медицинской службы должен:

во-первых, постоянно иметь достоверную информацию о ходе медицинского обеспечения,  о возникших трудностях,

во-вторых, постоянно оказывать имеющимися в его распоряжении силами и средствами надлежащее влияние на медицинское обеспечение, принимать меры по своевременному устранению препятствий, стоящих на пути реализации намеченного плана действий.

Оперативность управления  заключается в быстром реагировании на изменения в обстановке,  своевременном уточнении принятого решения и умения выполнять поставленные задачи в срок.

Скрытое управление медицинской службой предполагает  сохранение в тайне всех мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя.

Это достигается доведением до подчиненных только тех данных обстановки (решения),  которые  необходимы для выполнения стоящих задач и соблюдением правил и порядка переговоров  по  техническим  средствам связи.

Для обеспечения устойчивости и непрерывности управления необходимо постоянное  внимание  к организации связи,  использованию всех возможных ее каналов, настойчивость в восстановлении нарушенной связи.

Связь является основным средством управления.  Применяются  радио, проводные,  подвижные и сигнальные средства связи. Кроме того, используются лица,  сопровождающие раненых и больных, водители санитарного транспорта и специальные связные.

В работе по организации управления медицинской службой постоянно действующим  и  непрерывно  контролирующим  нас фактором является временной показатель. В условиях современной войны, времени, как правило, всегда будет мало.  Это особенно проявится в период принятия решения и планирования, на что отводятся обычно крайне ограниченные сроки.

Организация работы  самого начальника медицинской службы полка играет важную роль в управленческой деятельности. В ней нет мелочей.

Накопленный опыт показывает,  что в условиях ограниченных сроков выработки решения и планирования, а также в течение всего периода подготовки  медицинского  обеспечения  боя (операции) работа начальника медицинской службы должна быть  строго  регламентирована. Постоянно держать  подчиненных  в курсе обстановки,  своих решений и отданных распоряжений - важная задач и обязанность медицинских начальников. В повышении оперативности управления существенное значение имеет своевременное доведение принятых решений до исполнителей.

Резкая изменчивость  боевой  обстановки,  быстротечность боевых действий и высокая маневренность войск, массовые одномоментно возникающие потери, короткие сроки организации боевых действий и их обеспечения - эти и ряд других обстоятельств, будут  затруднять  деятельность медицинской  службы,  предъявлять ряд новых требований к медицинскому обеспечению войск в целом,  и особенно, к одной из основных составных его частей - управлению медицинской службой.

Реализация указанных требований зависит от четкого  знания  начальником медицинской  службы  (органом  управления) задач войск, сложившейся обстановки,  состояния службы,  умения быстро  принимать правильные решения,  решительно  и  настойчиво проводить их в жизнь.

Большое значение имеют также:  инициативность начальника,  его способность взять  решение  ответственных  вопросов  на себя;  надежная связь с вышестоящими начальниками и подчиненными (объектами управления) взаимозаменяемость отдельных исполнителей,  участвующих в управлении.

Управление медицинской службой состоит из ряда взаимосвязанных процессов, в том числе включает в себя сбор, обработку исходной информации и оценку обстановки.  Таким путем, начальник медицинской службы, получает необходимые данные для принятия решения.  Эффективность и качество медицинского обеспечения войск зависит от обоснованности решения и своевременности его принятия, что требует глубоких знаний характера современной войны, хорошей специальной подготовки и достаточного практического опыта.

(Содержание управления медицинской службой при подготовке к медицинскому обеспечению  боевых  действий,  представлено  в схеме № 2, см. приложение.)

2.  СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ  НАЧАЛЬНИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИНЯТИЮ   РЕШЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК.

Работа по организации медицинского обеспечения может проводиться параллельным и последовательным методом.

Параллельный метод является основным и используется при ограниченном ресурсе времени на подготовку к бою.

Он обеспечивает одновременную (параллельную) работу различных звеньев медицинской службы по организации медицинского  обеспечения.  Работа начинается на основе полученных предварительных распоряжений от вышестоящего  начальника. После ознакомления  с подготовленным решением командира,  начальник медицинской службы уточняет свое решение.

Последовательный метод  работы применяется при достаточном времени на подготовку к медицинскому обеспечению.

Подчиненный приступает к выработке своего решения, ознакомившись с решением, принятым его начальником.

При подготовке  боя  начальник медицинской службы полка,  руководствуясь данными ориентирования, указаниями командира полка и  начальника медицинской  службы дивизии приступает к выработке решения, которое включает:  уяснение задачи,  произведение  расчета времени, других необходимых  расчетов,  отдание предварительных распоряжений, оценку обстановки.  Принимает решение,  ставит задачу подчиненным и планирует медицинское обеспечение полка в бою. (см. Приложение, схема № 3).

УЯСНЯЯ ЗАДАЧУ, начальник медицинской службы должен понять задачу полка,  цель и характер предстоящих боевых действий, поставленные перед медицинской службой задачи и условия,  в которых их  предстоит решать, сроки  подготовки медицинской службы.  Необходимо творческое уяснение задачи, в ходе которого формируется ориентировочный замысел медицинского обеспечения.  

Уяснение  задачи представляет собой логический процесс, содержанием которого являются:

• отбор  из  всего  многообразия факторов и условий,  способных влиять на деятельность медицинской службы, главных решающих;

• оценка их  влияния  на организацию медицинского обеспечения войск в предстоящем бою.

Чаще всего  среди факторов  и условий деятельности наибольшее значение имеют:

• характер боевой задачи войск;

• решение командира:  задачи частей, боевой порядок войск, глубина боевых  задач и планируемый темп наступления,  направления,  на которых следует сосредоточить основные  усилия  медицинской службы; установленный срок готовности к боевым действиям;

• важнейшие особенности района боевых  действий,  наличие  иди отсутствие его заражения;

• санитарно-эпидемиологическое состояние и состояние  здоровья личного состава войск;

• силы и средства, придаваемые для усиления вышестоящим начальником медицинской  службы или используемые ими в интересах медицинского обеспечения дивизии (полка) время и место их прибытия.

Уяснив задачу, начальник медицинской службы определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно  для  быстрейшей подготовки службы, ориентирует подчиненных о предстоящей задаче и дает им необходимые указания.

Расчет времени производится после уяснения задачи и имеет целью определить, каким временем располагает медицинская служба для подготовки к обеспечению предстоящих боевых действий и как наиболее рационально организовать проведение необходимых подготовительных мероприятий с учетом имеющегося для этого времени.

Расчет времени производится в  следующей последовательности.

Сначала определяется  общее количество времени,  которым располагает медицинская служба для подготовки к обеспечению  предстоящих  боевых действий войск. Затем, с учетом перечня и характера необходимых подготовительных мероприятий медицинской службы, устанавливается время, которое необходимо выделить подчиненным для их проведения.

Оставшееся время начальник медицинской службы может  затратить на оценку обстановки, принятие решения и его доведение до исполнителей. Во всех случаях подчиненным необходимо выделять возможно  большее количество времени.

Оценивая обстановку начальник медицинской службы выясняет  характер ее влияния на деятельность подчиненных ему сил и средств и на здоровье личного состава.

Эта работа предусматривает строго последовательный системный подход. Начинается она с анализа войск противника, затем своих войск, соседних частей. (см. Приложение, таблица №1) Изучается характер  местности,  состояние погоды,  учитывается время года и суток,  санитарно-эпидемиологическое состояние района боевых действий.

Начальника медицинской службы интересует радиационная,  химическая и эпидемиологическая обстановка,  возможная величина санитарных потерь.  Ему необходимо уточнить порядок подвоза материальных средств, пути подвоза и эвакуации,  организацию защиты, охраны и обороны подразделений тыла. В заключение рассматриваются наличествующие силы и средства медицинской службы, их расположение и укомплектованность, соответствие их потребностям предстоящего боя.

В итоге начальник медицинской службы делает  выводы  из  оценки обстановки, в которых отражаются в первую очередь:

• наиболее важные условия организации медицинского  обеспечения в предстоящем бою;

• ожидаемые санитарные потери и объем работы медицинской службы;

• потребность  в силах и средствах медицинской службы и группировка их к началу боевых действий;

• основные положения по организации лечебно-эвакуационных,  санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

• необходимая помощь командования.

На основе уяснения полученной задачи и  оценки  обстановки  начальник медицинской  службы принимает  решение на организацию медицинского обеспечения предстоящих боевых действий,  которое  является основой управления медицинской службой полка.

Для принятия решения, наиболее отвечающего конкретной обстановке, начальник медицинской службы в ходе планирования обычно проводит расчеты, позволяющие получить количественные данные об объеме работы медицинской службы и возможностях его выполнения, оценить преимущества того или иного варианта решения, правильно распределить имеющиеся силы и средства и т.д.

В современных условиях значение подобных расчетов возросло,  а их объем значительно увеличился. При планировании начальник медицинской службы использует лишь ту информацию,  которую получает из различных источников и соответствующим образом обрабатывает. В  результате  формируется  “идеальная модель” медицинского обеспечения. Она может быть отражена в документах (решении,  плане и др.)

Свое  решение  начальник медицинской службы полка оформляет в виде плана,  который включает в себя рабочую карту  и пояснительную записку.

План состоит из следующих основных разделов:

1. Задачи медицинской службы в предстоящем бою.

2. Возможные санитарные потери.

3. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий.

4. Организация санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий.

5. Мероприятия медицинской  службы по  защите  личного  состава войск, а также медицинских подразделений от ОМП.

6. Организация обеспечения медицинским имуществом.

7. Организация управления и связи медицинской службы.

Определившись с решением,  начальник медицинской службы представляет в штаб данные, которые должны быть отражены в указаниях (которые содержат вопросы,  включаемые в решение)  (см. Приложение, таблицу № 2).

• это место и сроки развертывания МПП;

объем медицинской помощи  МПП и MПБ;

• порядок организации сбора и эвакуации раненых  и больных  на МПП;

• средства усиления МПБ и  резерв  сил  и  средств  медицинской службы;

• санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

• порядок обеспечения медицинским имуществом.

В пояснительной  записке  приводятся  таблицы расчета возможных санитарных потерь, расчета потребности в силах и средствах медицинской службы и обеспеченности ими и основные положения решения начальника медицинской службы, которые не вошли в графическую часть и расчетные таблицы.

(Пункты пояснительной записки плана медицинского обеспечения  представлены см. Приложение, табл. № З.)

В интересах четкой организации и осуществления медицинского обеспечения наиболее  важные  положения  решения начальника медицинской  службы  отражаются  в  документах управления войсками и тылом.  Для включения в план тылового  обеспечения  полка медицинская служба обычно подготавливает необходимые данные.  

(Пункты раздела по медицинской службе включаемые в приказ по  тылу -  предоставлены в таблице № 4, см. Приложение.)

Как указывалось, управление медицинской службой, кроме принятия решения и  планирования,  включает и организационное обеспечение успешной реализации принятого решения - подготовки сил и средств медицинской службы, к выполнению мероприятий по медицинскому обеспечению, организацию взаимодействия и организацию управления.

Указания до исполнителей следует доводить своевременно,  с тем, чтобы после получения задачи они имели достаточно времени для  полной подготовки к ее решению. Важное значение имеет организация самого процесса управления.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ  СЛУЖБОЙ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Особое значение представляет управление в ходе боевых действий.

При подготовке  медицинского  обеспечения и в ходе боевых действий условия управления  принципиально  отличаются.  

В  ходе  боевых действий управление  придется осуществлять в очень сложных условиях. 

Достаточно представить обстановку,  которая может  иметь  место  при возникновении массовых  санитарных потерь,  уничтожении частей и учреждений медицинской службы,  прекращения эвакуации раненых и больных, угрозе  выхода противника в район развертывания и работы наших медицинских учреждений и т.д.

В ходе  боевых действий управление медицинской службой включает:

  •  мероприятия, обеспечивающие поддержание и восстановление  боеспособности медицинских  подразделений,  частей и учреждений,  нарушенного управления и взаимодействия;  
  •  руководство имеющимися силами и средствами медицинской службы;  
  •  контроль за выполнением поставленных задач и оказание необходимой помощи.

Успех управления  медицинской  службой в ходе боевых действий в значительной степени зависит от четкости и слаженности в работе  органа управления медицинской службой.  Оперативность и высокий уровень профессиональной подготовки офицеров медицинской службы, должны  обеспечить в сжатые  сроки подготовку  необходимых данных для решения задач по управлению медицинской службой в ходе боевых действий.

Принятие на вооружение ядерного и других средств массового поражения, способных в короткие сроки резко изменить  соотношение  сил сторон, высокая динамичность боевых действий, частые переходы от одних видов боевых действий к другим требуют постоянного знания командирами (начальниками)  обстановки и оперативного принятия рациональных решений.  

Первостепенной проблемой в процессе  управления  стала борьба за выигрыш времени.

Время, затрачиваемое на разработку и осуществление того или иного мероприятия, служит одним из основных критериев боеготовности органов управления (в том числе и медицинской службы), их способности справиться с возлагаемыми на них задачами в резко меняющейся обстановке.  

В  этих условиях особое значение приобретает способность начальника медицинской службы удержать в своих руках  руководство людьми,  найти правильное решение.  Непременным условием устойчивого управления является постоянное знание  сложившейся  обстановки.

B ходе боя, начальник медицинской службы обязан своевременно добывать и анализировать данные обстановки, которые могут оказать влияние на медицинское обеспечение. На их основе уточнять или принимать новые решения.

Ему необходимо поддерживать постоянную связь с  подчиненными и приданными подразделениями медицинской службы,  своевременно ставить им задачи и контролировать исполнение.

Он должен оказывать помощь подчиненным и при необходимости усиливать свои подразделения личным составом, транспортом и медицинским имуществом.

В  ходе боевых действий управление подчиненными силами и средствами со стороны начальника медицинской службы должно быть направлено на своевременную реализацию всех мероприятий,  предусмотренных планом медицинского обеспечения войск.  При этом следует иметь в виду, что маневренный характер боевых действий, резкие изменения обстановки, одномоментное появление массовых  санитарных  потерь  могут приводить к несоответствию ранее установленного порядка медицинского обеспечения войск вновь возникшим перед медицинской службой  задачам в ходе боевых действий. Поэтому в организацию медицинского обеспечения войск необходимо постоянно вносить уточнения  в  соответствии  с меняющейся обстановкой.  С  этой целью начальник медицинской службы должен активно собирать информацию  о  складывающейся  обстановке  и после анализа вносить, если это требуется, соответствующие коррективы в ранее принятый план медицинского обеспечения.  

Анализируемая  в ходе боя  оперативно-тактическая,  тыловая  и медицинская обстановка должна содержать сведения, позволяющие сделать следующие выводы:

• о  степени выполнения своими войсками поставленной перед ними задачи;

• о возможном характере боевых действий в ближайшее время;

• об условиях деятельности медицинской службы и стоящих  перед ней задачах в сложившейся обстановке;

• о характере (величине и структуре) санитарных потерь в данный момент, загруженности ранеными и больными этапов медицинской эвакуации и организации лечебно-эвакуационных мероприятий;

• о  соответствии  группировки сил и средств медицинской службы создавшейся обстановке и о маневре ими в ходе боевых действий;

• о необходимости маневра объемом и видами медицинской помощи;

• о нуждаемости в помощи со стороны командования и вышестоящего начальника медицинской службы.  

Изменения порядка медицинского обеспечения, приведение его в соответствие со сложившейся обстановкой, а также решение внезапно возникавших задач, осуществляются, прежде всего, путем четкого маневра силами и средствами медицинской службы и умелого использования их резерва.  

Маневр силами и средствами медицинской службы заключается в изменениях в  соответствии  со  сложившейся обстановкой расположения,  состава,  задач,  характера и организации работы медицинских подразделений, частей и учреждений.

Целями такого маневра являются: своевременное сосредоточение необходимых средств и сил там, где в них возникла потребность; достижение максимальной эффективности работы медицинских подразделений,  частей и учреждений; обеспечение целесообразного распределения возникшего  объема работы между отдельными лицами,  медицинскими подразделениями, частями, учреждениями.

Основными видами маневра медицинскими  подразделениями, частями и учреждениями являются:

• выдвижение и развертывание их в другом районе;

• групповое развертывание,

• маневр делением;

• маневр перекатом;

• маневр подменой и т.д.

Маневр транспортом,  личным  составом,  медицинским имуществом, палаточным фондом осуществляется главным образом путем их  перераспределения в соответствии со сложившейся обстановкой.

Успешное осуществление маневра предполагает наличие у начальника медицинской  службы  резерва сил и средств,  предназначенного для решения внезапно возникших задач медицинского  обеспечения  войск, в связи с изменением обстановки.  В резерве могут находиться медицинские подразделения,  личный состав, санитарный транспорт, медицинское имущество, палаточный фонд и др.

Для обеспечения управления медицинской  службой  отрабатывается ряд документов,  которые называются “документы управления медицинской службой”. 

В полку и дивизии основными из них являются;  рабочая карта, план медицинского обеспечения,  распоряжения.

Рабочая карта позволяет начальнику медицинской службы составить четкое  представление о боевой,  тыловой  и медицинской обстановке.  Рабочая карта должна достоверно отражать складывающуюся в любой момент  обстановку.  Для этого необходимо постоянно уточнять ее. Хорошее ведение рабочей карты и умение правильно пользоваться ею способствует четкому  управлению медицинской службой.

План медицинского обеспечения - основной документ управления медицинской службой.  В полку и дивизии графическая часть плана обычно выполняется на рабочей карте,  а пояснительная записка -  в  рабочей тетради.

В соответствии с принимаемыми в ходе  боя  решениями начальник медицинской службы отдает подчиненным краткие распоряжения. Для ускорения оформления и передачи распоряжений рекомендуется  использовать бланки формализованных документов.

Распоряжения являются основной формой доведения решения начальника медицинской службы до подчиненных.  Они обычно содержат краткие выводы из оценки обстановки (в части,  касающейся подчиненного, которому отдается распоряжение), четкое изложение поставленной задачи, указание о порядке и времени доклада о выполнении задачи.

Управление медицинской   службой  осуществляется  с  командного пункта полка.  Управление осуществляется так, чтобы необходимая степень централизации  сочеталась с предоставлением подчиненными инициативы в определении способов выполнения поставленных задач, постоянно проявлялись твердость  и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77551. Теоретический анализ вопросов гражданско-правового регулирования арендных отношений 143.1 KB
  Договор аренды имеет широкое применение в предпринимательской и иных областях экономических отношений. Его хозяйственная цель выражается в том, что он дает возможность удовлетворять потребности лиц, которым по разным причинам необходимо временное пользование вещами...
77558. Розробка інформаційної системи для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії 1.34 MB
  Мета роботи: розробити інформаційну систему для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії.
77559. Градостроительный комплекс в Екатеринбурге в Границах улиц Челюскинцев -Шевченко - Еремина - Братьев Быковых 36.86 KB
  Основной идеей данного проекта было воплотить актуальные на сегодняшний день государственные программы по расширению территорий детских садов, и благоустройству дворовых пространств.