21555

Международные экономические организации

Лекция

Мировая экономика и международное право

Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне Интернационализация хозяйственной жизни рост взаимозависимости между странами а также возникновение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость активного сознательного регулирования мирового хозяйства. В период между двумя мировыми войнами не было широкого распространения межгосударственного регулирования мировой экономики. При голосовании принципиальных вопросов США могли контролировать принятие решений ибо обладали большим количеством голосов в...

Русский

2013-08-03

90 KB

11 чел.

PAGE  9

Мировая экономика. Лекция №17.(бух.)     Международные экономические организации.

Лекция: Международные экономические организации.

План:

  1.  Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне.
  2.  Главные международные экономические организации.
  3.  Международный валютный фонд.
  4.  Всемирный банк.

1. Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами, а также возникновение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость активного сознательного регулирования мирового хозяйства. Особенно необходимость регулирования мировой экономики проявилась после второй мировой войны. Послевоенные десятилетия принципиально изменили характер мировой экономики. Она вступила в новый период своего развития. Национальные экономики постепенно стали утрачивать возможность саморазвития, поэтому они начинают активно включаться в единый экономический организм с универсальной системой регулирования.

В период между двумя мировыми войнами не было широкого распространения межгосударственного регулирования мировой экономики. К числу первых международных организаций относится Международная организация труда (МОТ). Она была создана в 1919 г. В 1946 г. между МОТ и Организацией Объединенных Наций (ООН) было подписано соглашение о совместных действиях.

Цели МОТ — содействие обеспечению во всем мире социальной справедливости для трудящихся путем разработки международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни, установление международных трудовых стандартов, которые призваны служить в качестве руководящих принципов для использования их различными государствами. МОТ осуществляет также профессиональную подготовку и обучение, ведет исследовательскую работу. Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций по таким актуальным вопросам, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, служба найма рабочей силы и рабочая инспекция и др. Местонахождение данной организации — Женева.

Качественный скачок в развитии международных экономических организаций произошел в 40-е годы. После второй мировой войны были созданы и начали функционировать крупнейшие организации, такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), организации системы ООН. Возникновение большого числа международных организаций было связано с последствиями второй мировой войны, когда человечество поняло, что все самые острые и серьезные вопросы оно должно решать мирно и согласованно.

После войны характер и деятельность международных организаций коренным образом изменились. Довоенная Лига Наций была крайне слабым и неавторитетным органом. Ей на смену пришла ООН — мощный и авторитетный орган, имеющий фактический статус наднациональной организации. Многочисленные структурные подразделения ООН обусловили стройную взаимопроникающую и взаимодополняющую систему, включающую в себя как межгосударственные универсальные, так и межрегиональные и региональные организации.

Поскольку после второй мировой войны экономическое положение США существенно укрепилось (они лидировали по всем экономическим показателям), возрос их политический авторитет в мире, это наложило свой отпечаток на характер деятельности международных экономических организаций 40-х годов. США занимали ведущее положение в таких международных организациях, как МВФ, МБРР. При голосовании принципиальных вопросов США могли контролировать принятие решений, ибо обладали большим количеством голосов в сравнении с другими странами. Господствующее положение США характеризовалось также и тем, что доллар США был провозглашен наряду с золотом основой мировой валютной системы. Все это способствовало росту экономического и политического могущества США в западном мире, давало им возможность воздействовать на своих конкурентов и держать их под контролем.

Новый всплеск в развитии международных экономических организаций приходится на 60—70-е годы. В этот период произошел крах колониальной системы и образовалось несколько десятков независимых государств. С созданием новых независимых государств в мировом хозяйстве возникло множество сложнейших проблем, таких как внешняя задолженность, дискриминация во внешней торговле, голод и др.

В 70-е годы развивающиеся страны, представленные так называемой Группой 77, выступили с концепцией нового международного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции — требования развивающихся стран установить более справедливый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в международных экономических отношениях. С этой целью развивающиеся государства требовали от мирового сообщества подтвердить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную продукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное развитие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязательных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо было изменить систему межгосударственного регулирования мировой экономики, создать новые организации. Например, в 1966 г. появляется ЮНИДО — Организация объединенных наций по промышленному развитию, образованная для содействия и ускорения индустриализации развивающихся стран и координации деятельности ООН в этой области. В этот период была создана Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (КТК) и другие организации. В некоторых уже существовавших международных организациях, например в ГАТТ, произошли определенные изменения принципов, установок, положений, касающихся торговли с развивающимися странами в пользу интересов данных стран.

В последние десятилетия XX века кроме традиционных проблем мирового хозяйства (неравномерности темпов роста стран, внешней задолженности) необычайно остро проявились новые — валютно-финансовый и энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы создания и освоения новейших технологий. Насыщенная конфликтами, глобальными угрозами мировая экономика не в состоянии решить названные проблемы без органического взаимодействия всех стран. Межгосударственное регулирование, таким образом, становится необходимой, неотъемлемой частью мировой экономики.

Экономические отношения между странами фактически рассматриваются как многосторонние. Государства все более активно подключаются к процессам регулирования международных экономических отношений. Регулирование протекает в различных формах, на различных уровнях: на уровне правительственных и законодательных органов отдельных стран, в форме интеграционных объединений (которые были рассмотрены в предыдущей главе), в форме двусторонних, многосторонних договоров, соглашений различных государств.

Все международные экономические организации следует подразделить на две большие группы: межгосударственные (межправительственные) организации, в состав которых входят непосредственно государственные органы, и неправительственные организации, куда входят компании, фирмы, разного рода общественные объединения.

Особое место в регулировании мировой экономики занимают межгосударственные экономические организации. В настоящее время их насчитывается более ста. Остановимся на характеристике наиболее значимых международных экономических организаций.

2. Главные международные экономические организации

Многие международные экономические организации входят в систему ООН. Датой создания ООН считается 24 октября 1945 г., когда устав этой организации был ратифицирован (утвержден) парламентами СССР, США, Великобритании, Китая, Франции и большинством других подписавших его государств. Первоначальный состав ООН — 51 государство.

Целями ООН, изложенными в его уставе, являются:

• поддержание международного мира и безопасности;

• развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

• осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

• превращение ООН в центр для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Значительное число международных организаций занимается вопросами мировой торговли. Причем ряд данных организаций, такие как ГАТТ (ВТО), ЮНКТАД, ЮКОСОС, регулируют отношения всей мировой торговли, другие же рассматривают вопросы регулирования торговли одним или несколькими товарами, например Организация стран-экспортеров меди (СИПЕК)» Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Ассоциация стран-экспортеров железной руды, Союз стран-экспортеров бананов (ССЭБ), Альянс производителей какао (АПК) и др.          

Среди международных организаций, регулирующих мировую торговлю, ГАТТ (преобразованная 31 декабря 1995 г. в ВТО) — самая значительная. Первоначально в ее состав входили 23 государства. На протяжении нескольких десятилетий ГАТТ была главным международным органом, который разрабатывал принципы, устанавливал правила мировой торговли, формировал торговую политику, регулирующую отношения между странами-членами.

Главными принципами деятельности ГАТТ являлись:

• многосторонность внешней торговли;

недискриминация в торговле;

• постепенное снижение таможенных тарифов и нетарифных ограничений в международной торговле;             

• предоставление странам-партнерам режима наибольшего благоприятствования;                               

• ведение внешней торговли на частноправовой основе;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• предоставление режима преференций в торговле с развивающимися странами;

• урегулирование торговых споров между странами с помощью переговоров.                                   

Главная форма деятельности ГАТТ состояла в проведении консультаций, переговоров, которые назывались раундами. Перед каждым раундом заключалось соглашение между его участниками, в котором фиксировались цели и сроки раунда, его участники, механизм работы и другие условия.

С начала деятельности ГАТТ прошло восемь раундов. С 40-х до начала 60-х годов было проведено пять раундов. В 1964— 1967 гг. прошел шестой, так называемый Кеннеди-раунд (по имени президента США). В течение 1973-1979 гг. проводилась следующая серия переговоров в рамках ГАТТ — Токио-раунд (по месту проведения переговоров). Последний, Уругвайский раунд проводился с 1986 г. до начала 1994 г.

Большинство раундов были посвящены снижению таможенных пошлин и ликвидации других барьеров в торговле между странами. В результате деятельности ГАТТ таможенные пошлины, которые после второй мировой войны в среднем равнялись 40%, были снижены примерно до 4% в середине 90-х годов. Заслугой ГАТТ является и то, что в период 1950—1970 гг. среднегодовые темпы роста мирового экспорта составили 7%.

На Уругвайском раунде было принято важное решение об учреждении Всемирной торговой организации. К этому времени в состав ГАТТ входило около 130 государств-членов. Большинство из них вступило во Всемирную торговую организацию.

Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ. Поэтому главными ее целями остаются согласование позиций разных государств, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в мировой торговле, разработка и применение правил, исключающих дискриминацию отдельных стран, применение режимов наибольшего благоприятствования в торговле, ведение внешней торговли на частноправовой основе. Вместе с тем сфера деятельности ВТО расширяется. Она должна заниматься вопросами регулирования торговли не только товарами, но и услугами; рассматривать торговые аспекты зарубежных инвестиций; выявлять проблемы охраны окружающей среды, охраны прав интеллектуальной собственности, торговли и трудового законодательства и т.д.

Россия стремится войти в ВТО в качестве полноправного участника (ныне она обладает лишь статусом наблюдателя). Не будучи членом ВТО (из-за недопуска российских товаров на мировые рынки), наша страна несет огромные убытки — порядка 1,5 млрд долл. ежегодно.

Вхождение во Всемирную торговую организацию сопряжено с выполнением ряда условий. С одной стороны, вступление России в ВТО требует приведения ее торгового режима по товарам, услугам и интеллектуальной собственности в соответствие с определенным мировым стандартом. С другой стороны, ВТО является организацией, где бесспорно лидерствует США. Поэтому главный смысл участия России в данной организации состоит в открытии американо-западноевропейских рынков для российских промышленных товаров. Пока России позволяют торговать только сырьем. Но дальше наращивать его вывоз невозможно. В настоящее время Россия вывозит 43% добываемой нефти, 37% природного газа, 32% производимых нефтепродуктов, 70% — целлюлозы, 80% минеральных удобрений. К тому же мировые цены на сырье постепенно снижаются, что делает страну все беднее.

Запад же применяет жесткие заградительные меры к поставкам из России труб, металла, ферросплавов, урана, текстиля и машин. Предполагается, что вступление в ВТО снимет эти барьеры и позволит России зарабатывать деньги самостоятельно, не влезая в долги. Кроме того, от нас требуют полностью снять пошлины на ввоз гражданских самолетов, что совершенно необязательно для вступления в ВТО, снять ввозные пошлины на экспорт сельскохозяйственного оборудования, медицинского и научного оснащения, лекарств, мебели и т.д. От России добиваются открытия рынка услуг для инофирм, допуска в нее западных банков. Нам предлагают заморозить ввозные пошлины на все импортные товары и допустить западный капитал на рынок государственных закупок. Россия же настаивает на сохранении высокого уровня таможенных пошлин для переходного периода в 5-7 лет, пока не произойдет реструктуризация промышленности и не начнется подъем производства.

Западу нужен российский рынок, но не нужны российские товары. Поэтому решение вопроса о вступлении России в ВТО потребует, очевидно, немалого времени, трудных и длительных переговоров, поиска компромиссов, разумного баланса интересов России и Запада.

3. Международный валютный фонд.

В сфере международных валютно-кредитных отношений ведущее место принадлежит двум международным организациям:

Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку (ВБ).

МВФ — это межправительственная организация, преназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставив кратко- и среднесрочных, кредитов в иностранной валюте. Международный валютный фонд был создан в июле 1944 г. по решению конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе, США. Устав МВФ был подписан 29 странами и вступил в силу в декабре 1945 г., а с марта 1947 г. МВФ начал функционировать. Местонахождение его — Вашингтон. МВФ — специализированное учреждение ООН. 1995 г. в него входит 181 страна-участница. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. 24 ПРС имеют 56,6% голосов в МВФ; 40,4% голосов приходится на долю остальных 86% стран. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. На долю ПРС приходится 60,6% суммы квот, из которых доля стран ЕС равна 26,7%; PC — 29%; стран с переходной экономикой — 10,4%.

С самого начала МВФ стал важнейшей организацией, призванной обеспечивать нормальное функционирование послевоенной международной валютной системы. Главными целями МВФ в этот период, согласно уставу, были следующие: содействовать международному валютному сотрудничеству, способствовать развитию мировой торговли, регулировать валютные курсы, оказывать помощь в становлении многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, а также предоставлять странам — членам МВФ средства в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

По мере развития международной валютной системы устав МВФ трижды изменялся. Первый пересмотр устава МВФ (1968-1969 гг.) был вызван введением СДР (специальные правозаимствования); второй пересмотр (1976—1978 гг.) был связан со становлением Ямайской международной валютной системы;

третий пересмотр (начало 90-х годов) произошел из-за приостановления прав должников, имеющих серьезную задолженность, оплатить которую они не в состоянии.

Капитал МВФ создается за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Величина квоты определяется уровнем экономического развития страны (объемом ВНП) и ее ролью в мировом хозяйстве и международной торговле. Размер квот пересматривается каждые 5 лет и может либо увеличиваться, либо уменьшаться в зависимости от потребностей МВФ и экономического положения страны. От количества взносов-квот зависит и количество голосов стран-членов в руководящих органах МВФ. В настоящее время США принадлежит 17,7% голосов в руководящих органах МВФ, а вместе с западными союзниками — подавляющее большинство голосов.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором все страны-члены представлены своими министрами финансов или руководителями центральных банков. Сессия Совета управляющих происходит раз в год. Исполнительным органом является Директорат, в состав которого входят 6 членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку.

Со временем в международной валютной системе произошли изменения, которые отразились и в задачах, функциях, направлениях деятельности МВФ. Но одно из направлений его деятельности — предоставление кредитов странам-участницам, остается неизменным и одним из главных. МВФ — крупнейший кредитор мира. И это обстоятельство заставляет большинство государств вступать в члены МВФ. В настоящее время в его состав входят около 200 стран, т.е. почти все страны мирового сообщества.

Кредиты МВФ предоставляются в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов государств-членов. Для получения кредита страна должна соблюсти определенные условия по изменению своей экономики и политики, которые предъявляются ей МВФ. Так называемые «программы стабилизации экономики» сроком от одного до трех лет, которые разрабатывает страна при содействии МВФ, служат доказательством платежеспособности данной страны. Если страна — член Фонда нарушает некоторые взятые на себя обязательства, то МВФ пересматривает условия предоставления кредита (его объем, сроки получения заемщиком и т.д.).

Кредиты МВФ:

• кредиты поддержки («стенд бай») — (СДР)— выдаются под осуществление макроэкономических стабилизационных программ в течение 1—2 лет со сроком погашения 3 года 3 мес. — 5 лет;

• расширенные кредиты — (СДР)— предоставляются для поддержки, рассчитанной на 3—4 года, т. е. среднесрочной программы стабилизации. Возврат этих кредитов рассчитан на срок от 4,5 до 10 лет;

• компенсационные кредиты и кредиты финансирования буферных запасов —(СДР)— направлены на амортизацию резких сдвигов в структуре и условиях МТ, предоставляются менее развитым странам на срок от 3 лет 3 мес. до 5 лет;

• кредиты структурной адаптации — (СДР)— и Дополнительные кредиты структурной адаптации — (СДР)— получили сравнительно широкое распространение в условиях долгового кризиса PC. Выдаются за счет спец. фонда на срок от 5,5 до 10 лет;

• кредиты системной трансформации предоставляются за счет Специального фонда поддержки, созданного в 1993 г.

Этими кредитами пользуются практически все страны - бывшие члены СЭВ. Размер такого кредита ограничивается 50% квоты данной страны и выдается для нейтрализации внешнеэкономических финансовых ограничителей рыночных реформ.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (транши) по 25%.

В случае отказа страны выполнить условия, предъявляемые ей МВФ, она лишается доступа к мировому рынку капиталов. Государства, вступившие в МВФ, обязаны систематически информировать Фонд о состоянии своей экономики: размерах золотого запаса и валютных резервов, платежном балансе, денежном обращении, уровне зарубежных инвестиций, а страны с переходной экономикой, кроме того, о ходе приватизации, развитии частного сектора и пр.

После своей более чем 50-летней деятельности в настоящее время МВФ выполняет следующие функции:           

• осуществляет надзор за международной валютной системой;

• содействует стабилизации курсов валют и упорядочению валютных отношений между членами фонда;

• оказывает помощь всем своим членам, как промышленно развитым, так и развивающимся странам, которые испытывают трудности с платежными балансами, давая им краткосрочные и долгосрочные кредиты;

• пополняет запасы валюты своих стран-членов путем выпуска и распределения СДР;   

• создает свои финансовые ресурсы преимущественно за счет квот-взносов стран-участниц.                           

В настоящее время перед МВФ встает ряд проблем, которые требуют более оперативного решения. Тем не менее ныне Международный валютный фонд — это наиболее авторитетная международная организация в сфере валютно-финансовых отношений. Россия с 1992 г. является членом МВФ и пользуется его кредитами. Межгосударственное регулирование международных валютных отношений осуществляется специализированными органами и институтами.

4. Всемирный банк

Важнейшим институтом регулирования международных валютно-финансовых отношений кроме МВФ является Всемирный банк –(группа Всемирного банка) — это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института.

Так же как и МВФ, ВБ относится к учреждениям, рожденным Бреттон-Вудской валютной системой. • Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. Основные цели МБРР: реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, повышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15— 20 лет с льготным периодом 5 лет. Значительная часть кредитов МБРР приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана. Россия получает кредиты на сумму 1 520 млн. долл. Как правило, кредиты МБРР направляются в сельское хозяйство (16,7%), транспорт (14,2%), электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т. д.

(МБРР- К концу 1995 г. насчитывал 181 страну-участницу (Россия с 1992 г.).

Членами МБРР могут быть лишь государства-члены Международного валютного фонда. Высшие руководящие органы МБРР — Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Возглавляет МБРР президент, представитель США. Раз в год проходят сессии Совета управляющих в составе министров финансов или управляющих центральными банками стран — членов МБРР, причем сессии Совета МБРР проводятся совместно с МВФ. Число голосов каждой из стран — членов МБРР зависит от размера ее квоты в капитале банка. МБРР получает средства не только от взносов стран-участниц, но также от облигаций, которые могут покупать частные компании, различные учреждения, общественные и правительственные организации. Лидирующее положение в МБРР занимают США, а также их союзники по «большой семерке»: Япония, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Италия.

Международный банк реконструкции и развития (так же, как и МВФ) имеет статус специализированного учреждения ООН. Но в то же время МБРР — это самостоятельное учреждение, имеющее свои собственные специфические цели и задачи.

Главное в деятельности МБРР — предоставление долгосрочных кредитов правительствам, а также частным компаниям стран — членов Банка (под обязательные государственные гарантии). Большинство кредитов направляется на развитие инфраструктуры: энергетики, связи, транспорта. Но с середины 80-х годов МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), промышленность (до 15%), а также на образование, здравоохранение. Кредиты предоставляются только под обоснованные конкретные проекты и программы, способствующие структурной перестройке экономики стран-заемщиков.

Если в начале своей деятельности МБРР ориентировался на оказание помощи в восстановлении экономики стран Западной Европы, разрушенной во время второй мировой войны, то с середины 50-х годов его деятельность во все большей мере сопряжена с развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки. В последнее время МБРР (кроме названных проблем) занимается вопросами урегулирования внешнего долга, оздоровления платежного баланса развивающихся стран и предоставляет им для этой цели займы. По существу, ныне МБРР превратился в центр выработки стратегии развивающихся стран.

Специфика деятельности трех филиалов МБРР — Международной финансовой корпорации. Международной ассоциации развития. Международного гарантийно-инвестиционного агентства состоит в следующем: МФК стимулирует экспорт частного капитала в развивающиеся страны и финансирует главным образом частный сектор экономики развивающихся стран (в основном высокорентабельные частные предприятия); MAP предоставляет льготные, нередко беспроцентные, кредиты наименее развитым странам с целью оказания содействия их экономическому развитию и повышению уровня жизни. Кредиты предоставляются на срок до 50 лет с уплатой до 0,75% годовых; МИГА занимется предоставлением гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим капиталы в экономику менее развитых стран. Кроме того, предоставляются услуги инвестиционного консультирования.

Россия является членом МБРР. В последнее время Всемирный банк стал основным внешним кредитором России.

Деятельность МВФ и МБРР теснейшим образом связана. Для успешной защиты интересов России во взаимоотношениях с данными организациями необходимо прежде всего сделать эти отношения устойчивыми, чтобы они основывались на приоритете долгосрочных целей и задач. Опыт России показал, что кредиты МВФ/МБРР способны активно содействовать решению финансовых, структурных и иных проблем переходного периода экономики страны.

Три филиала МБРР: Международной финансовой корпорации (МФК), образованной в 1956 г., Международной ассоциации развития (MAP), созданной в 1960 г. Международного инвестиционно-гарантийного агентства (МИГА), созданного в 1988 г., а также континентальных филиалов МБРР в Америке, Азии, Африке и Европе. Штаб-квартира Всемирного банка — Вашингтон.

Международная ассоциация развития (MAP) создана как филиал МБРР в 1960 г. MAP предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. Льготные кредиты в настоящее время получают 40 стран, в которых ВВП на душу населения не выше 650 долл. в год.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г, с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах ЮВА. Срок кредитов 7—8 лет. Характерная черта ]\4ФК в том, что все займы предоставляются частным лицам, а инвестиции проводятся совместно с частным бизнесом.

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами, в 1998 г. в него входит уже 120 стран. Его цель — поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. К некоммерческим рискам относятся: экспроприация имущества инвестора; военные действия;

перевороты; отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим затруднения в переводе прибылей в страну инвестора. Срок гарантий 15 лет. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн долл.

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран.

В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и частные клубы кредиторов:

Парижский клуб стран-кредиторов («группа 10» = страны большой семерки + Бельгия, Нидерланды, Швейцария) „ это неформальная организация индустриально развитьц стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, от, срочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г. РФ вступила в Парижский клуб 17 сентября 1997 г.;

Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов (600), где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. РФ вступила в Лондонский клуб 6 октября 1997 г.

Среди организаций регионального значения следует выделить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1990 г., его членами являются 57 стран. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании. В России ЕБРР участвует в первоначальном капитале Российского банка проектного финансирования (РБПФ) в Москве. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий. Приоритетные отрасли финансирования ЕБРР: энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.

К организациям данного типа относятся региональные банки развития: Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г., 43 страны-участницы; Африканский банк развития (АфБР) — 1963 г., 75 стран-участниц; Азиатский банк развития (АзБР) — 1965 г., 45 стран-участниц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60465. Формування соціально зрілої особистості 90 KB
  В процесі роботи з учнівським колективом надаю допомогу кожному учневі пізнати себе своє Я знайти своє місце в колективі однолітків суспільстві. Здійснюю через співпрацю з вчителями-предметниками впроваджуючи цикл психологічних...
60466. Будова і функції зубів. Гігієна зубів 46 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою зубів їх видами та функціями; розвивати вміння виявляти причини хвороб зубів та робити висновки щодо профілактики захворювання зубів; виховувати свідоме ставлення до свого здоров’я...
60467. Подорожуємо Англією 401 KB
  Скажіть в яких країнах розмовляють цією мовою Учні називають англомовні країни А чи знаєте ви де ж вперше пролунали слова англійською мовою тобто де ж виникла англійська мова...
60468. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ» 363.5 KB
  Цель: Расширить знания детей об освобождении родного края от немецко-фашистских захватчиков, формировать активную жизненную позицию, воспитывать патриотизм и уважение к защитникам Родины.
60469. Моя Батьківщина - Україна 120.5 KB
  Обладнання: картини рідної природи; карта України; символи України; вишиваний рушник колосся і калина; назви народних символів; картки з прислівями назви сторінок усного журналу.
60470. «Україно, квіте любий, сонячная руто…» (Україна у житті та творчості зарубіжних поетів) 101.5 KB
  Володимир Маяковський про Україну 13 січня 1924 року в газеті Пролетарська правда що виходила у Києві було надруковано оголошення: Товаришу Маяковський Робітничі кореспонденти чекають на вас у своєму клубі 13 січня о 1 годині дня. 21 квітня 1845 року він пішов на військову службу.