21556

Международный рынок услуг

Лекция

Мировая экономика и международное право

Международный рынок услуг. Международный рынок услуг. План: Сущность и сегменты международного рынка услуг. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.

Русский

2013-08-03

221 KB

93 чел.

PAGE  12

Л-9. Мировая экономика. Международный рынок услуг.

Лекция №9. Международный рынок услуг.

План:

  1.  Сущность и сегменты международного рынка услуг.
  2.  Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
  3.  Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
  4.  Государственное регулирование международной торговли услуг.

1. Сущность и сегменты международного рынка услуг.

      МТУ является неотъемлемой частью международной торговли в целом. МТУ представляет собой специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами  между продавцами и покупателями разных стран. Объектом МТУ является такой специфический товар, как услуга. Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной для обмена, но имеющий ряд отличительных особенностей от товара.  

  Можно выделить следующие особенности:

1. услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.

2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

3. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

5. отсутствуют посредники.

6. экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи — 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:                                     

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с  международным движением капиталов, рабочей силы и  технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие услуги:

(фрахт;  хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы;  сопровождение груза в пути;  выполнение таможенных формальностей;)

услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование;  рекламные услуги;  арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и инженерно-консультационные услуги;

4) компьютерные и информационные услуги;

5) культурные услуги (проведение выставок, ярмарок).

Все перечисленные услуги, поступая на мировой рынок, образуют определенные сегменты, которые представлены в динамике таблицей.

Таблица. Объем и структура мирового экспорта услуг.

Сегмент мирового рынка услуг

1990г.

1996 г.

Прирост 1990-1996гг.

млрд долл.

%

млрд долл.

%

Экспорт услуг,

всего

853,0

100

1309

100

48%

Фрахт и особые транспортные услуги

209,2

24,5

315

24

51%

Туризм

246,9

29

415,0

31,2

68%

Особые частные услуги (финансирование, бизнес-сервис)

349,9

41

530,0

41

52%

Другие официальные услуги

47

5,5

49,5

3,8

5%

2. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся — 55%.

Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во второй половине XX века. Это объясняется следующими факторами:

  •  во-первых, производительность труда в материальном производстве в условиях НТП растет быстрыми темпами, что позволяет значительно сократить численность занятых в этой сфере;
  •  во-вторых, дальнейшее углубление разделения труда ведет к развитию международных экономических связей стран и образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг;
  •  в-третьих, в последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. Практика показывает, что в этих условиях спрос растет прежде всего на услуги.

Рынок услуг отличается большим разнообразием и в свою очередь распадается на более узкие рынки: технологий, туризма, транспортных, информационных и других услуг. Структура рынка изменяется быстрыми темпами. За последние годы снизилась доля транспорта в мировом экспорте: фрахта — с 15,9% в 1975 г. до 12% в 1990 г.; остальных транспортных услуг — с г18,9% в 1975 г. до 15,9% в 1990 г. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг. Особенность современного рынка услуг заключается в их диверсификации. Предлагая целые пакеты услуг, компании повышают свою конкурентоспособность, снижают риски от совершаемых операций. Многие виды услуг имеют тенденцию к объединению. Например, биржевые, страховые, банковские и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

В последние годы доля развитых стран в мировой торговле услугами снижается, однако в настоящее время они являются основными экспортерами и импортерами услуг на мировом рынке. В целом мировой товарооборот услугами за 1980—1997 гг. возрос в три раза, составив к 1998 г. 2605 млрд. долл. На семь ведущих стран Запада приходится около 50% мирового оборота услуг. Доля развивающихся стран в международной торговле услугами постепенно растет, но большинство из них имеет отрицательное сальдо по этой позиции. Правда, некоторые из развивающихся стран являются не только крупными импортерами, но и экспортерами услуг. Например, Мексика предоставляет туристические услуги. Южная Корея — инжиниринговые и строительные услуги, Сингапур — финансовые услуги и т.д. Рассмотрим важнейшие виды услуг, представленные на мировом рынке.

Говоря о современной тенденции развития международной торговли технологиями, следует отметить следующее.

1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятия. Например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий или сырья, что является, в свою очередь, средством для проникновения на рынок ряда стран.

2. Все чаще соглашения о передаче технологий включают комплексное предоставление услуг, в том числе передачу know-how, патентных прав, конструкторской и технологической документации, выполнение работ типа «инжиниринг» и т.д.

З. Темпы роста торговли технологиями значительно опережают темпы роста торговли другими товарами. Ожидается, что в 2000 г. мировой оборот торговли лицензиями составит свыше 500 млрд долл. Причина столь быстрого развития международного рынка технологий заключается в высокой рентабельности торговли такими товарами. Так, при продаже технологий издержки обычно составляют не более 10-25% объемов реализации. )

4. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные связи между фирмами.

5. Участие в международной торговле технологиями дает большие перспективы, но требует тщательной проработки соглашений и договоров. Квалификация специалистов при этом должна быть выше, чем при заключении сделок по экспорту-импорту традиционной продукции.

3. Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг. Международный обмен научно-техническими знаниями.

Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговце находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности,  аренда оборудования  и  т.д.),  его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами.

К основным сделкам по купле-продаже услуг относятся:

1) операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции;

2) инжиниринг или операции по торгово-инженерным техническим услугам;

3) арендные операции;

4) операции по экспорту и импорту туристических услуг (услуги по размещению туристов, услуги по обеспечению питания, услуги направленные на удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в конгрессах и т.п.);

5) консультационные   услуги   в   области   информатики   и совершенствования управления (аудиторские услуги, услуги по менеджменту, маркетингу);

6) Операции по обслуживанию товарооборота;

7) Торговля результатами научно-технических исследований.

Основной объем сделок по купле-продаже услуг осуществляется в рамках международного научно-технического обмена.

3.1. Международный технологический обмен

Международный технологический обмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя:

а) отбор и приобретение технологии;

б) адаптацию и освоение приобретенной технологии;

в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики.

Говоря о международном технологическом обмене, необходимо иметь четкое представление о том, что понимается под термином «технология». Итак, международные документы  ООН трактуют понятие  «технология»  как:  набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; материализованную  или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Современной торговле технологиями предшествовал длительный этап развития и революционных преобразований в науке, технике и производстве. В период, предшествующий промышленному перевороту, предпочтение отдавалось использованию новых технологий на собственных предприятиях и продаже новой продукции на рынке. Однако на рубеже XVIIIXIX веков владельцы новых технологий с учетом складывающейся финансовой, производственной и рыночной ситуации все чаще продавали свои изобретения, и только к середине XX века международный обмен технологиями вырос до объемов, позволивших выделить его в отдельную форму МЭО и говорить о возникновении мирового рынка технологий.

Существует много причин, обусловивших быстрое развитие международного обмена технологиями. Можно выделить два уровня предпосылок этого процесса:

1) на уровне страны — это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей;

2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует:

• решению конкретных экономических и научно-технических проблем;

• преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов;

• получению новых стратегических возможностей развитии.

Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что:

  1.  продажа технологий — это источник получения доходов;
  2.  передача технологий за рубеж — форма борьбы за товарный рынок;
  3.  это также способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта;
  4.  это способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т. п.;
  5.  предоставление технологии — способ обеспечения доступа к другому новшеству через «перекрестное лицензирование»;
  6.  это также возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя.

Экономическая  целесообразность  импорта технологии объясняется тем, что:

1) импорт технологии — это доступ к новшествам высокого технического уровня;

2) это средство экономии затрат на НИОКР;

3) это средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы;

   4) импорт технологии — это условие расширения экспорта продукции,  выпускаемой по зарубежным технологиям,  причем,  как показывает опыт,  во многих странах Доля изделий,  выпускаемых по лицензии,  в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве;

5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества.

Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития

Вышеизложенные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий. Его субъектами выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Мировой рынок технологий неоднороден по своей структуре. Так, здесь можно выделить 4 сегмента.

1. Рынок патентов и лицензий (суммарный объем 30 млрд долл. в 1990 г.1)

2. Рынок науко- и технологически емкой продукции.

3. Рынок высокотехнологичного капитала.

4. Рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. На долю же развивающихся государств приходится всего около 10%.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, химическую промышленность — 17,4%, транспортное машиностроение — 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок технологий имеет свои особенности.

1  Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом.

2. Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального.

3. Крупнейшие ТНК (например, «Кодак Истмен», «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так, уровень монополистического контроля в области технологии достигает 80-90%, а расходы на НИОКР 300 ведущих ТНК мира в 1997 г. составили 216 млрд долларов.

4. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии: 1 этап — предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи, 2 этап — технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме . ПЗИ, 3 этап — чистое лицензирование, т. е. уступка прав собственности на технологию, ее использование. Таким образом, новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий (это дает около 15% прибылей ТНК).

5. Начиная с 80-х годов около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% лицензионных поступлений промышленно-развитых стран: причем в США —6  80%, в Англии - 50%.

6. Технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:

а) высокие технологии (уникальные и прогрессии ные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых (97 млрд долл. в 1997 г.);

б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Причем зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитой инфраструктуры и высококвалифицированного персонала.

Технологии, создаваемые в развитых странах, — трудо-и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран — трудосберегающие, но ресурсе- и капиталоемкие. Таким образом, международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране. 7. Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего  функционирования — Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС),  Координационный  комитет по контролю за экспортом (КОКОМ),  Совещание  специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

3.2. Основные формы передачи научно-технических знаний

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

Наиболее распространены следующие   основные каналы передачи технологии:

а) внутрифирменный  — заграничным филиалам ТНК;

б) межфирменный — по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами;

в)  внешнеторговый   — вместе  с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продукции. Кроме того, различают   две основных формы передачи технологии..

1. На некоммерческой основе, если между сторонами не возникает денежных обязательств. Таковыми являются:

• научно-технические публикации — научная, техническая и учебная литература, компьютерные банки данных, справочники и обзоры, технические стандарты и инструкции, фирменные каталоги и проспекты, патентные описания. Это старейшая форма распространения информации о результатах НИОКР, не связанных с секретами производства и патентоспособными изобретениями;

• личные контакты ученых и специалистов в ходе обмена информацией на международных конференциях, выставках, симпозиумах, семинарах, а также в результате командирования за границу, обучения, стажировок;

• одной из наиболее  эффективных форм передачи технологии является миграция ученых и специалистов, так называемая «утечка умов».

В целом основной поток передачи технологий на некоммерческой основе — это фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.

2 На коммерческой основе, когда покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания Наиболее распространенной формой передачи научно технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий. Следует подчеркнуть, что некоммерческие формы передачи технологии осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации. Коммерческие формы передачи технологии оформляются в виде договора (как правило, лицензионный договор либо договор о совместном производстве, о научно-техническом сотрудничестве или договор купли-продажи).

Торговля лицензиями и ноу-хау

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т. п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные научно-технические разработки, а также беспатентные лицензии, когда продается научно-техническое открытие, авторство и новизна которого не зарегистрированы в соответствующих официальных учреждениях (например, «ноу-хау»).

В международной деловой практике торговля лицензиями и услугами ноу-хау является одним из наиболее взаимовыгодных видов коммерческой деятельности.

Торговля лицензиями означает разрешение на передачу прав и использование запатентованного изобретения или иного технического достижения, которое выдается покупателю (лицензиару) владельцем патента.

Запатентованные изобретения — это технические решения, защищенные действующими патентами в стране лицензиара или и стране лицензиата и в третьих странах. Патентом называется предоставленное государством изобретателю исключительное право производить, использовать и продавать свое изобретение и течение установленного с момента регистрации периода. Продолжительность его действия зависит от оплаты, последующих регулярных взносов, включая пошлину, уплаченную при регистрации изобретения. Для получения патента изобретатель может обратиться в патентное бюро.

Принято, что изобретение не может быть запатентовано, пока не будет доказана его новизна, а также то, что это изобретение или его использование не вступает в противоречие с законностью и моралью. Изобретение в области медицины или производства продуктов питания должно обладать иными свойствами, нежели ингредиенты, в него входящие.

Кроме изобретения патентуется торговая марка — буква, слово, эмблема или символ, используемые в качестве фирменного наименования при продаже товаров для указания на их производителя.

Торговая марка используется производителем для индивидуализации и рекламы своего товара и регистрируется в патентном бюро с одновременной уплатой регистрационной пошлины и последующих ежегодных взносов.

Регистрация обеспечивает защиту владельца торговой марки от неправомерного использования ее конкурентами. По договору франшизы владелец торговой марки передает право на ее использование другой фирме для производства и сбыта определенной продукции или услуг. 

Франчайзинг - предоставление крупной «родительской» фирмой мелкой фирме права использования ее товарного знака, торговой марки или знака обслуживания.

Фирменное наименование — это название, под которым изделие (продукт) известно потребителю. Фирменное наименование также служит в целях индивидуализации товара и защищается свидетельством, как и торговая марка.

Торговля ноу-хау, т.е. техническими знаниями, опытом, навыками научного, технического, производственного, коммерческого и иного характера, выраженными в форме документации (не запатентованной в официальном порядке и не ставшей всеобщим достоянием), дополняется опытом специалиста — владельца ноу-хау, например, по осуществлению пуско-наладочных работ, процесса и изготовления продукции и т.д.

Лицензионный обмен осуществляется по двум каналам — во-первых, торговля «чистыми» лицензиями и, во-вторых, торговля сопутствующими (поставка машин, оборудования) лицензиями и ноу-хау.

При этом продажа лицензий предполагает передачу за вознаграждение и на определенный срок на основе лицензионных соглашений юридических прав на использование в производстве, при сооружении и реконструкции объектов и при выполнении других работ запатентованных изобретений.

Нелицензионная продажа сопутствующих лицензий и предоставление услуг ноу-хау осуществляется по контрактам при экспорте разрозненного или комплектного оборудования, строительстве и реконструкции объектов за рубежом, экспорте услуг типа «инжиниринг».

Стоимость лицензии или нелицензионного ноу-хау представляет собой сумму денежного вознаграждения, полученного лицензиаром от лицензиата за передачу соответствующей технологии, за весь период действий лицензионного соглашения или в соответствии с условиями контракта на поставку оборудования, сооружения предприятия или оказания инжиниринговых услуг.

Международная торговля лицензиями может осуществляться, как непосредственно владельцами и потребителями данных услуг, так и через посредников (специализированные брокерские фирмы).

Крупнейшими экспортерами современных научно-технических знаний и услуг являются США, Франция и Англия. Признается ведущая роль ОПТА на рынке технологий. Наибольшие объемы импорта лицензий и ноу-хау, а также инжиниринговых услуг из числа развивающихся стран приходятся на регионы Южной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Это объясняется тем, что во многих из них уже созданы базисные отрасли   экономики,  накоплен  достаточный  опыт  проектирования, строительства  и  производства  технологического  оборудования  для традиционных отраслей. В связи с этим происходит ужесточение импортного режима в отношении обычных видов машин, оборудования и технологий.

В зависимости от объема передаваемых покупателю лицензии прав выделяют три их вида:

простая лицензия, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных лицензий другим лицам;

исключительная лицензия, по договору которой лицензиату даются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар не может выдавать аналогичные лицензии другим лицам, но возможно самостоятельное использование предмета лицензии;

полная лицензия, когда лицензиар уступает лицензиату все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения (применяется очень редко). По способу коммерческой реализации различают:

  •  чистые лицензии — купля-продажа чистых лицензионных прав;
  •  сопутствующие лицензии, сопровождающиеся контрактом  на поставку оборудования.

Новые технологии являются особым товаром, их производитель (изобретатель) наделен монопольным правом на использование изобретения (открытия), которое охраняется патентом. Вместе с тем изобретение практически невоспроизводимо. В совокупности это дает собственнику новшества возможность получать дополнительную прибыль.

Торговля лицензиями на мировом рынке считается весьма прибыльным бизнесом. По оценкам экспертов ООН, покупатели в среднем платят за лицензию от 1 до 10 % от стоимости реализуемой впоследствии продукции (произведенной на основе данной лицензии). В случае, если продается лицензия на уникальное и перспективное изобретение, то платежи могут достигать 30—50 %. Таким образом, стоимость лицензионного соглашения не столько зависит от затрат на проведение научно-исследовательских работ, сколько от величины дохода, который можно получить при использовании объекта лицензионного соглашения. Последнее непосредственно связано со значимостью научно-технического изобретения, его новизной и эффективностью, степенью его правовой защиты, освоенностью в производстве и др.

Существует три формы выплаты лицензионного вознаграждения.

• Роялти — отчисления от дохода лицензиата в течение всего периода действия соглашения. Используется в случае уверенности лицензиара в лицензиате, при долгосрочном сотрудничестве.

Паушальный платеж — это единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а установленный заранее на основе экспертных оценок.

Комбинированные платежи, включающие первоначальную сумму в виде паушального платежа в 10—15% от общей цены лицензии и с последующими периодическими отчислениями роялти.

3. Инжиниринг

Следующая форма — инжиниринг. Он относится к  разряду интеллектуальной деятельности, который представляет собой совокупность инженерно-консультационных услуг, связанных с процессами создания и обслуживания промышленных проектов, включая разработку технологии, комплекс инженерно-технических работ, а также услуг по строительству и содержанию объектов, доработке, сборке, пуску, гарантийному обслуживанию.

Это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснование планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологии и прототипа, их промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта изделия, а также последующие услуги или консультации. В зависимости от сферы применения инжиниринговых услуг различают проектно-консультаииный, технологический, строительный и управленческий инжиниринг. 

На мировом рынке инженерных услуг инжиниринг обособлен в самостоятельный комплекс видов работ коммерческого характера, которые непосредственно связаны с созданием и сооружением комплектных предприятий или объектов инфраструктуры. В условиях научно-технического развития инженерно-консультационные услуги стали одним из основных каналов в цикле «наука — техника — производство».

Инжиниринг в современном его понимании возник в Великобритании еще в середине XIX в. Наибольшую активность на мировом рынке национальные инженерно-консультационные фирмы (ИКФ) стали проявлять после Второй мировой войны.

Международная регламентация инжиниринга была разработана, а американской Ассоциацией инженеров гражданского строительства (ASCE) в 1981 г. и нашла отражение в Руководстве по использованию услуг инженеров, где рассмотрена практика инженерного консультирования, дана классификация инженерных услуг, показана процедура выбора инженера консультационных фирм и другие сопутствующие вопросы.

В соответствии с Руководством услуги, предлагаемые современными инженерно-консультационными фирмами, включают в себя консультации, советы и экспертизы, а также выполнение широкого диапазона других работ и делятся на две категории. Первая — это консультации, изыскания и доклады, осуществляемые на стадии теоретической проработки, подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) и реализации проекта (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные). Вторая — услуги, связанные с непосредственным выполнением технического проекта и сооружением объекта (оптимизация процесса эксплуатации, управления и реализации продукции).

Помимо этого ЕЭК ООН даны определения различных видов инжиниринга, имеющего место в международной торговле.

Комплексный инжиниринг включает совокупность услуг и поставок, необходимых для строительства промышленного предприятия или объекта (проектные и практические работы, относящиеся к области инженерно-технической науки и необходимые для завершения строительства). По желанию заказчика комплексный инжиниринг может быть расширен путем перенесения услуг инженерно-консультационных фирм на последующую эксплуатацию построенного объекта или даже реализацию продукции, изготовляемой на данном объекте. Таким образом, комплексный инжиниринг в широком смысле включает:

консультативный,  или  чистый  инжиниринг,  связанный  с проектированием объекта, разработкой планов строительства и контроля за проведением работ (авторский надзор);

- технологический инжиниринг, который состоит в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (передача производственного опыта и знаний, передача технологии и патента);

строительный,  или  общий  инжиниринг,  относящийся  к проектированию и поставкам оборудования и техники, и/или монтажу установок, включает, в случае необходимости, инженерные работы.

В международной практике предоставлением такого рода услуг занимаются, помимо ИКФ, инженерно-строительные фирмы — контракторы (предоставляют весь комплекс услуг, связанных с созданием промышленных и других объектов на условиях «под ключ»), консультационные по вопросам организации   и   управления,   инженерно-исследовательские   фирмы (специализируются главным образом на разработке технологических процессов и технологий производства новых материалов).

Взаимоотношения между ИКФ и заказчиком регулируются подписанным между ними соглашением, а между ИКФ и подрядчиком — основным контрактом, заключенным в свою очередь подрядчиком и заказчиком, где ИФК выступает как представитель заказчика со всеми правовыми последствиями.

 Операции по техническому обслуживанию

Торговля продукцией в разобранном виде осуществляется на внешнем рынке также для повышения ее конкурентоспособности и по лучения дополнительной  прибыли.  Законодательство  ряда  стран  (особенно развивающихся) в целях защиты национальных отраслей от конкуренции иностранных поставщиков вводит количественные ограничения или повышенные таможенные пошлины на импорт готовой продукции.

Предпочтение отдается импорту ее в разобранном виде, так как организация сборки продукции на предприятиях импортера содействует развитию национальной промышленности и повышению занятости населения, а также развитию научно-технического процесса.

Экспортеру данного вида продукции необходимо учитывать, во-первых, что поставка комплекта узлов и деталей должна быть рассчитана на возможность самостоятельной сборки силами персонала страны-импортера без проведения дополнительных операций по подготовке или доработке деталей. Кроме того, поставка должна осуществляться без перебоев, не нарушая процесса сборки, и ритмично, исключая образование излишних складских запасов. Указанные требования должны находить отражение в контракте.

Прогрессивная сборка, в отличие от поставки продукции в разобранном виде, предполагает обязательства экспортера по содействию импортеру в поэтапной организации собственного производства отдельных узлов, деталей и агрегатов с постепенным переходом в будущем к самостоятельному выпуску готовой продукции. Одновременно экспортер продает лицензию на право производства той или иной готовой продукции, узлов и деталей, а также предоставляет услуги типа ноу-хау, выполняет технический проект предприятия и проект организации производства. За отдельную плату фирма-экспортер поставляет импортеру комплектное оборудование, необходимое для производства продукции, а также предоставляет инжиниринговые услуги по организации самостоятельного производства.

Такая форма сотрудничества позволяет покупателю постепенно наладить собственное производство, полностью отказавшись от импортных закупок. Контракт в этом случае представляет собой комплексный документ, в который дополнительно включаются некоторые положения консультативного инжиниринга, а также элементы лицензионного договора.

Важнейшим направлением производственной деятельности в сфере потребления является техническое обслуживание машин и оборудования, которое состоит из двух этапов: техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период, которое в ряде случаев представляет собой гарантийную или коммерческую эксплуатацию построенного комплексного объекта. Осуществление техобслуживания и предоставление сервисных услуг имеет исключительно важное значение при комплектных поставках оборудования.

Большое значение техническое обслуживание приобрело в связи с созданием новых технологических процессов с широким использованием ЭВМ, применением новых видов материалов и т.д. При этом экспортеры получают дополнительные возможности поставки запасных частей, эксплуатационных узлов и предоставления услуг через квалифицированных специалистов. Все это создает на потребительском рынке широкую сеть сервисного обслуживания, что выгодно как для импортера, так и для экспортера

 Аренда и её виды

В международной коммерческой практике применяются различные виды арендных операций.

Аренда  — это временное пользование имуществом на условиях, устанавливаемых в договоре между собственником имущества и лицом, в пользу которого оно передается (арендатором). Арендные операций получили распространение в начале 60-х годов и являются сравнительно новым видом внешнеторговой деятельности.

Суть аренды состоит в предоставлении арендодателем клиенту-арендатору какого-либо товара (чаще всего это машины и оборудование) в исключительное пользование на точно установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного контракта.

Арендатор может получить товар со склада арендодателя или заказать товар у любого выбранного им производителя за счет арендодателя.

Аренда предоставляет арендатору лишь право на временное использование товара; право собственности на сданный внаем товар остается за арендодателем. Это и составляет предмет контракта. В контракте на аренду фиксируются система взаимоотношений, права и обязанности сторон, взаимная ответственность за выполнение условий и обязательств.

В практической деятельности применяются три основные вида аренды:

• долгосрочная (на срок от трех до пяти лет, иногда до 15— 20 лет), получившая название лизинг (leasing);

• среднесрочная (на срок от одного года до двух-трех лет) называемая хайринг (hiring);

• краткосрочная (от нескольких часов до года), которую называют рейтинг (renting).

В большинстве случаев объектом арендных операций является дорогостоящее, часто уникальное оборудование. Арендуются самолеты и 6

авиационные двигатели, подъемно-транспортное и дорожно-строительное оборудование, суда и морские буровые платформы, вагоны, вычислительная техника и многое другое.

Арендные операции дают возможность арендатору (арендаторами часто выступают мелкие и средние фирмы) обезопасить себя от быстрого морального старения оборудования. Арендаторы получают современное оборудование, не делая предварительных крупных затрат. Первоначальный взнос перечисляется обычно уже после получения оборудования, поэтому у арендатора есть возможность, эксплуатируя оборудование, вначале произвести продукцию, эту продукцию реализовать и уже, затем расплачиваться с арендодателем. И это, конечно, выгодно.

Из всех видов аренды, используемых в международной коммерческой практике, наиболее распространена долгосрочная аренда — лизинг. Экономическая сущность лизинга состоит в том, что лизингополучатель берет в долгосрочную аренду конкретное имущество и по поручению арендодателя обязуется выполнить с помощью этого имущества определенные работы и не выполнять работ, не оговоренных условиями контракта.

Другой формой является лизинг — долгосрочная аренда машин, оборудования и т. п. Также в международной практике имеют место рейтинг — краткосрочная аренда до 1 года и хайринг — среднесрочная аренда со сроком от 1 года до 3—5 лет. Различают оперативный лизинг сроком от 3 до 5 лет. Такой срок обычно меньше жизненного цикла изделия и происходит неполная его аммортизация за период аренды, по истечении которого оборудование может быть возвращено собственнику и снова сдано на новый период в пользование. Другой вид лизинга — финансовый, сроки которого 15—20 лет, за такой период обычно происходит полная окупаемость арендуемого оборудования, а по его истечении пользователь может либо вернуть объект лизинга собственнику, либо заключить новое соглашение на более льготных условиях, либо приобрести арендуемое оборудование в собственность по остаточной стоимости.

Лизинг объединяет в себе черты кредитной и арендной операций, но не тождественен им. В отличие от кредита после окончания срока лизинга и выплаты всей обусловленной договором суммы объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если договором не предусматривается выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача в собственность лизингополучателю). В отличие от традиционной аренды в лизинге непосредственно    задействованы    три    участника:    лизингодатель, лизингополучатель и продавец, которым обычно является предприятие — изготовитель необходимого имущества.

Финансовый лизинг (financial leasing) предусматривает в течение периода действия контракта выплату арендатором сумм, которые покрыли бы полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.

Разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг. При этом собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на оборудование, выступая в роли пользователя. Таким образом, первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняя за собой право владения и лишь периодически выплачивая платежи за пользование оборудованием.

Если лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления крупномасштабной финансовой аренды, она привлекает заемные средства. Эта разновидность финансового лизинга получила название лизинг с дополнительным привлечением средств. По сути, этот вид лизинга означает объединение нескольких финансовых учреждений для финансирования крупной операции по лизингу, что не под силу каждому из этих учреждений в отдельности.

Порядка 85% лизинговых сделок является сделками с привлечением заемных средств.

При лизинге с дополнительным привлечением средств объектами сделок чаще всего являются суда, железнодорожные вагоны, грузовые автомобили, оборудование предприятий коммунального обслуживания.

Операционный лизинг (operation leasing) характеризуется тем, что оборудование используется в течение значительно меньшего времени, чем срок экономической службы оборудования. Чтобы возместить стоимость оборудования, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз и обычно разным пользователям. Ремонт, техническое обслуживание, страхование при операционном лизинге обеспечивает лизинговая компания. Объекты операционного лизинга — обычно оборудование с высокими темпами морального старения.

В зависимости от конкретных условий заключения сделки могут выделяться другие разновидности лизинга.

Лизинг на налоговой основе предполагает в качестве основной или дополнительной цели сделки максимизацию налоговых льгот, приобретаемых лизингодателем и/или лизингополучателем.

Компенсационный лизинг предполагает, что часть арендной платы производится поставками продукции, выпущенной на взятом в лизинг оборудовании.

Групповой лизинг предполагает участие нескольких компаний в роли лизингодателей. Используется при сдаче в аренду крупных объектов (бурового, железнодорожного оборудования) и требует, как правило, привлечения заемных средств.

В зависимости от объекта сделок выделяется:

- лизинг движимого имущества, включающий лизинг дорожного, воздушного и морского транспорта, вагонов, контейнеров, техники связи;

- лизинг недвижимого имущества, включающий лизинг торговых и конторских зданий, производственных помещений, складов и т.д. В этом случае лизингодатель строит или покупает недвижимость по  поручению лизингополучателя.

В зависимости от объема предоставляемых дополнительных услуг выделяются:

- чистый лизинг — техническое обслуживание и ремонт осуществляется самим пользователем;

- лизинг с дополнительными услугами — лизингодатель берет на себя ответственность по ремонту и техническому обслуживанию оборудования;

- лизинг с полным набором услуг — услуги лизингодателя не только по ремонту и обслуживанию оборудования, но и по его страхованию и уплате налогов на собственность. В последнее время лизинговые операции все чаще носят международный характер. Международный лизинг характеризуется тем, что лизингодатель и лизингополучатель, лизингодатель и продавец или же все три участника сделки находятся в разных странах. Приведенная выше

классификация лизинговых операций используется и в международном лизинге. Но только в международном лизинге выделяют:

- экспортный лизинг — лизингодатель покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его зарубежному арендатору;

- импортный лизинг — лизингодатель покупает оборудование у зарубежной   фирмы,   а  затем   предоставляет   его   отечественному лизингополучателю.

По правилам МВФ лизинговые обязательства не учитываются при определении   величины   внешней   задолженности   страны,   поэтому международный лизинг активно поддерживается правительствами как развитых, так и развивающихся стран. 

Консультационные услуги

Возникновение и развитие отрасли управленческих консалтинговых услуг практически неизбежно для экономики, в которой производственные отношения регулируются не адресным воздействием на них командной системы управления, а путем создания политических, экономических, правовых, социальных и технологических условий, в которых происходит саморегулирование этих отношений в соответствии с действием объективных экономических законов. Достаточно проанализировать, кто, когда и с какими намерениями привлекает консультантов по управлению, чтобы понять их макроэкономическую функцию в рыночной экономике.

Во-первых, услуги консультантов по управлению — это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющие отношение к деятельности организации в целом.

Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним, как с коллегой, свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.

Самые лучшие возможности для организации продаж находятся среди уже имеющихся клиентов фирмы в форме расширения объемов работ действующих проектов или в форме выполнения для них разработок в совершенно новых областях.

Так как крупные консалтинговые фирмы предлагают широкий круг услуг, у них, обычно, больше возможностей предложить свои услуги в сферах, выходящих за рамки уже существующих проектов. Маленькие фирмы, работающие с клиентом, узнав о возможности заключения договора, который они не могут осилить самостоятельно, могут выступить в качестве посредников для других фирм (в надежде на quid pro quo в будущем).

Состояние и факторы развития туризма

Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм.       

Туристом, в соответствии с международной статистикой, является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой.

Рекреационный туризм — это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.

За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% ежегодно, а валютных поступлений — 14%. Например, в 1992 г. было зарегистрировано 476 млн. прибытий туристов, а доход составил 279 млрд. долл. США.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. В начале 90-х годов суммарный доход всех стран мира от международного туризма составил примерно 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5% ВВП страны), США — 45,2 млрд долл. (свыше 5% стоимости экспорта), Турции — 2,7 млрд долл. (20% стоимости экспорта). Следует отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социально-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70—75% всех совершаемых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и косметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50—60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало-и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов.

В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая активность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовывать свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его сезонность, что приводит к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического бизнеса изменчива и находится под значительным влиянием стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты туристического рынка.

Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.

Сущность и виды международных транспортных операций

Транспортные связи - важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты, на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себестоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки обращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта я его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того» как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве валяной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Парохода, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей,

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за 6исключением морского) имеют прежде всего  внутрихозяйственные цели для своего функционирования.. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки, По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи-.

Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1} темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств,

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозки товарных грузов и перевозке пассажиров.

Среди всех видов транспорта самыми распространенным в международной торговле является .морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема международных грузовых перевозок. Основной ассортимент перевозок составляют наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары» составляющие около 40% объема морских перевозок. Остальные 604.. приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, товары потребительского назначения, продовольствие),

На железнодорожный транспорте приходится примерно 15-17% объема международных перевозок. Он, как правило, используется для внутриконтинентальных перевозок. Если средняя протяженность морской внешнеторговой перевозки составляет 2500-3000 км, то железнодорожной ~ примерно 800-1100 км.

Серьезным конкурентом морскому транспорту за последние 30—40 лет стая воздушный транспорт, Учитывая преимущества авиатранспорта в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. Причем по мере внедрения скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность довольно резко увеличилась. Только за период 1985-1995 гг. объем перевозок в международном воздушном сообщении возрос более нем вдвое. Вместе с тем по себестоимости этот вид транспорта является одним из самых дорогостоящих, 11'озтому его доля в общем объеме мировых грузоперевозок едва превышает 6%,

Наименьшее значение в транспортном обслуживании внешнеэкономических связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходите а около 5% объема внешнеторговых грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны, чем вышеназванные, в силу своей технической сущности. Если железные дороги обслуживают внутриконтинентальные перевозки, то  автомобильные к речные пути обеспечивают передвижение грузов, как правило, между государствами-соседями. Средняя протяженность международного рейса автомобиля не превышает 600  км.. Следует также упомянуть немалую роль трубопроводного транспорта. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти и нефтепродуктов, природного газа. Специфика  этого вида обусловлена высокой стоимостью ввода  в действие трубопроводов и низкой себестоимостью эксплуатации. Выделяя объемы перегоняемой через трубопроводы продукции, отметим немалую роль этого вида транспорта в структуре международных грузовых перевозок — 7—8%.

Организация международных перевозок    

Процесс транспортировки грузов, которые перемещаются на основе заключенных внешнеторговых контрактов, состоит из трех участков движений. Первый участок движения — транспортировка груза по территорий страны отправителя: от пункта от грузки товара до границы. Второй участок движения — транспортировка груза до территории другой страны: от границы
страны — отправителя 'груза к границе страны — получателя  груза. Этот участок называется -
транзитным. Такого варианта может не быть в случае, когда внешнеторговыми контрагентами выступают страны-соседи, имеющие общую граниту. В этом случае -транзитный участок отсутствует. Третий участок движения - транспортировка груза но территории страны-получателя; от
границы до пункта назначения..

Содержание понятая «международные транспортные операции» включает несколько взаимосвязанных этапов.

1, Фрахт транспортного средства. Как правило, грузоотправители и грузополучателя не имеют собственных транспортных средств, поэтому должны их арендовать (фрахтовать), В процессе осуществления международных транспортных связей важное место занимает рынок фрахтовых услуг, Крупнейшие экспортеры на мировом рынке не обладают полным набором транспортных средств. Такие страны, как США, Германия» Франция, Китай и др. на .80 -90% объема морских перевозок используют посредничество фрахтовых компаний, В начале 90-х годов стоимость фрахтовых сделок в год составляли 118-125 млрд доля, Главными поставщикамS! фрахтовых услуг являются японские, панамские и либерийские компании.

2. Доставка  груза до магистральных транспортных средств. Такие услуги прёдоставл«ют местные транспортные компании, которые главным образом поставляют автомобили для доставки экспортируемых грузов в порты отправления зарубежным получателям.

3. Осуществление самого международного перевозочного процесса. Зависит от того, как условия  транспортировка отражаются на доставляемого товара, в какой  мере транспортные затраты влияют на эффективность внешнеторгового контракта.

4. Перегрузка транспортируемых товаров на другие виды транспорта. По существу, речь идет о посреднических услугах. в транзитных перевозках и перевалке грузов с одного вида транспорта на. другой. При любой международной перевозке грузы многократно (иногда более  10 раз) последовательно переходят от одних перевозчиков к другим. Гораздо экономичнее осуществлять   такую процедуру при посредничестве одной ой какой-нибудь фирмы, которая берет на себя комплекс услуг по перевалка грузов, хранению их в грузовых терминалах в промежутке времени между перевозкой одним транспортом, а потом другим. Здесь очень актуальным cтановится вопрос о а защите коммерческих интересов грузовладельцев. Ведь грузы во время длительной транспортировки фактически  отчуждены от грузовладельцев и находятся в ведении перевозчиков, Следовательно, процесс транспортировки  груза должен обязательно сопровождаться страхованием..    5. Экспедиторские  услуги. . Грузовладелец не может иметь своих представителей  во всех пунктах, где осуществляются операции с его грузами. Поэтому, как правило, грузовладельцы используют услуги экспедиторских фирм.

Мировой рынок информации

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила значение информации в общественном производстве. По мнению многих специалистов, экономическая роль государства в мире определяется теперь не количеством производимых станков, оборудования, стали и т.п., а объемом используемой информации и знаний.

В настоящее время деятельность любой фирмы немыслима без широкого изучения и использования различного вида информации. Информация оказывает влияние на рост производительности труда, применение новейших техники и технологии производства, сроки проектирования и строительства, качество товаров н услуг.

Следует отметить, что темпы роста средств информатики в последние годы значительно превышают темпы роста таких основных экономических показателей, как ВВП, объем промышленного производства и внешней торговли. Особенно быстро развивается программное обеспечение, которое является базой новой технологии в информационных системах (табл. 12.1).

Мировой рынок информационных услуг стал создаваться быстрыми темпами в конце 80-х годов, что было связано с ухудшением экономической ситуации, обострением конкурентной борьбы, усложнением структуры управления компаниями и производством в целом. Из таблицы видно, что все структурные элементы рынка услуг развиваются высокими темпами, но особенно быстро растут услуги, связанные с программным обеспечением.

В информационный рынок входит экономическая, правовая, медицинская, научная и другая информация для специалистов и массового потребителя.

Владельцами информации являются научно-исследовательские организации и институты, издательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой. Они занимаются сбором, обработкой, хранением и передачей информации на коммерческой основе посредникам и пользователям. В этой связи наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методики обработки, хранения и поиска данных.

Объем производства средств информатики в мире

Средство информации

Объем производства, млрд долл.

Среднегодовые темпы прироста, %

1986г.

1990г.

1995г.

Оборудование Программное обеспечение Телекоммуникационные и компьютерные услуги

224

84

85

353

174

107

621

433

143

12 20 6

Всего

393

634

1197

13

Важную роль играет появление сетей ЭВМ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу больших массивов информации.

Примерно 75% современного мирового рынка информационных услуг приходится на пять экономически наиболее развитых стран. При этом доля США составляет свыше 50%, что значительно больше их доли в мировой торговле традиционными товарами (12%). На втором месте стоит Япония, доля которой равна 10%.

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации. Возрастанию роли обмена информацией способствовало решение ВТО о распространении режима либерализации на рынок телекоммуникаций в 1998 г.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что сфера услуг занимает значительное место в мировом хозяйстве, причем роль ее неукоснительно возрастает.

4. Государственное регулирование МТУ.

Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Последние представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке.

В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия:

• устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

• регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;

• ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

• вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;

• устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги;

• регламентировать правила перевода финансовых средств за границу,

• вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.

Несмотря на значительный арсенал и дискриминационный характер мер, предпринимаемых для защиты внутреннего рынка услуг, на международном уровне, ранее на двусторонней основе, на современном этапе больше в рамках ГАТТ/ВТО, предпринимаются шаги по либерализации сферы услуг.

Либерализация МТТ началась еще в 1948 г с момента вступления в силу Генерального Соглашения по тарифам и торговле. Регулирование же и либерализация МТУ — явление новое. В январе 1995 г. вступило в действие Соглашение об учреждении ВТО. Среди принятых на Уругвайском раунде соглашений, образующих основы функционирования ВТО, было и Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС).

ГАТС содержит :

1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определяет принципы использования национального

режима и режима наибольшего благоприятствования в

сфере МТУ.

Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. В дополнение к нему 13 декабря 1997 г. в Женеве страны-члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. Оно вступило в силу с 1 марта 1999 г., после ратификации. Соглашение, подготовка которого велась в течение 6 лет, предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Пакт откроет доступ гигантским западным финансовым фирмам на рынки развивающихся стран.

Регулированием международной торговли услугами в рамках отдельных отраслей занимаются специализированные межправительственные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), — это, например: ИКАО — организация международной гражданской авиации; ИМО — Международная морская организация; ВТО — Всемирная туристская организация. Так, ВТО устанавливает стандарты содержания гостиниц и ресторанов, а ИКАО унифицирует правила перелетов и эксплуатации воздушного транспорта и т.д.

Таким образом, международное сообщество предпринимает усилия, чтобы стимулировать еще больший рост МТУ, максимизировав при этом прибыльность данной сферы Мирового хозяйства.

PAGE  

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79827. Стратегия инновационного развития 75 KB
  Таким образом инновационная стратегия это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. Кроме того ИП представляет собой сложный неопределенный по своему исходу насыщенный неожиданностями на промежуточных участках трудно прогнозируемый процесс инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Следовательно стратегия означает программу постоянно учитывающую перспективную цель выбор путей и средств ведущих к ее достижению.
79828. ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ 60.5 KB
  Для реализации инновационного проекта как и любого другого замысла требуются в наличии три основных фактора: люди готовые воплотить замысел в жизнь материальная база средства труда финансовые ресурсы. Поэтому ключевой вопрос реализации инновационного проекта вопрос о финансировании. В рамках такой системы в качестве источников финансирования инновационного проекта можно выделить: собственные средства основателей проекта; государственное бюджетные финансирование; кредитные ресурсы. а Собственные средства авторов проекта...
79829. МИРОВОЙ ОПЫТ И СХЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ 45.5 KB
  Однако общепризнанно что кредитным ресурсам принадлежит ведущая роль в мировой практике финансирования инновационной сферы. в Кредитный союз Кредитный союз объединение нескольких нуждающихся в финансировании фирм создающих общий фонд финансирования и пользующихся им в качестве залога или резерва совместно по очереди. чиновников и часто используется для финансирования в небольших масштабах.
79830. МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84.5 KB
  Обычно создание венчурной фирмы предполагает наличие трех условий: идеи нововведения предпринимателя готового на основе этой идеи образовать новую фирму и капитала. Поэтому в инновационной деятельности здесь принимают участие не только инновационные фирмы но и компании рискового капитала. В отличие от промышленного и банковского капитала рисковый капитал отличается рядом особенностей. Вкладчики капитала заранее соглашаются на возможность потери средств при неудаче финансовой фирмы в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха.
79831. Анализ эффективности инвестиционных проектов 224.5 KB
  В условиях рыночных отношений в основе определения эффективности инвестиционного проекта должны лежать другие критерии и методы. С позиций финансового анализа реализация инвестиционного проекта может быть представлена как два взаимосвязанных процесса: процесс инвестиций в создание производственного объекта или накопление капитала и процесс получения доходов от вложенных средств. В случае производственных инвестиций интенсивность результирующего потока платежей формируется как разность между интенсивностью расходами в единицу времени...
79833. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 86 KB
  В ней речь шла о новых комбинациях изменений в развитии выходящих за рамки процесса обновления производства в замкнутом кругу обновления выше уровня простого воспроизводства. Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.