21558

Ценообразование в международной торговле

Лекция

Мировая экономика и международное право

План: Определение мировой цены и объемов торговли Распределение выигрыша от международной торговли Сущность и основные виды мировых цен Условия торговли конъюнктура мирового рынка Международное ценообразование это формирование цен за пределами страны где находится предприятие производитель товара. Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны так и между странами в конечном итоге определяется тем на каком уровне устанавливаются цены на те товары которыми страны торгуют между собой и каковы объемы торговли....

Русский

2013-08-03

187.5 KB

66 чел.

PAGE  1

Мировая экономика. Л.№4.  Мировой рынок и его коньюктура. Ценообразование в международной торговле.

Лекция №4. Ценообразование в международной торговле.

План:

  1.  Определение мировой цены и объемов торговли
  2.  Распределение выигрыша от международной торговли
  3.  Сущность и основные виды мировых цен
  4.  Условия торговли конъюнктура мирового рынка

Международное ценообразование -  это формирование цен за пределами страны, где находится предприятие производитель товара.

В результате международной торговли все участвующие в ней страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.

Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом  спроса.

1.Определение мировой цены и объемов торговли

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии Sб и в Аргентине Sа (см. рисунки 1.1а и 1.1в соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяются предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

Кривые спроса на зерно (Dа в Аргентине и Dб в Бразилии),  показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т.

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине w> 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно:

Sx=Sa-Da.

С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии w < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm ) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm= Dб- Sб.

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рисунке 1.16 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 == 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти пока не достигнет равновесного значения.

2. Распределение выигрыша от международной торговли.

Торговля и  интересы потребителей.

Модель спроса и предложения, описанная выше, позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за  1 т, а потребители в Аргентине — 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d (рисунок 1.1а), а для потребителей в Аргентине — области g + h + k (рисунок 1.1 в).      

После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается W 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с — это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области k, и значит потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.  

Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынужден сокращать объем закупок.

Торговля и интересы производителей

Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна — так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по  рыночной цене (в нашем примере 50 х 200 в Бразилии и 60 х 12 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаж по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цене для производителей зерна в Бразилии он был равен области а +е (рисунок 1.1а), а для производителей в Аргентине — области f+j (рисунок 1.1 в).

После установления внешнеторговых отношений аргентинские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в вид более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j + g +h + i), а чистый выигрыш от развития торговли — (g + h + i). Что касается бразильских производителей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, то есть они несут чистые потери в размер области а.

Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом

Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.

Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш потребителей составляет область а + b + с, а чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен:

(а+ b + с) — а = b + с. В Аргентине как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере (g + h + i), а потребители, напротив, теряют область (g + h). Следовательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит: (g + h + i) - (g+ h)= i. Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выигрыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию последствий внешней торговли, который затем может быть дополнен более углубленным социально-экономическим, политическим и т.д. анализом.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели "спрос-предложение" еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.

Распределение выигрыша от торговли между странами

Как можно видеть из рисунка 1.1а, размер чистого выигрыша страны-импортера (область b + с) зависит от физического объема импорта (80 — 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 150 = 50). Аналогично, величина чистого выигрыша стран экспортера (область I на рисунке 1.16) зависит от физического объема экспорта (90 — 30 = 60) и того, насколько повысилась цена (150- 120= 30).

Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, удобнее использовать графики спрос и предложения на мировом рынке, где имеется все необходимая для этого информация: равновесный объем экспорта/импорта и уровни цен до и после установления торговых отношений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт Dm и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны экспортера — площади между линией мировой цены и криво экспортного предложения Sх.

Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах изменились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на х процентов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на у процентов, то

выигрыш страны — Экспортера= х

выигрыш страны — импортера    у

В нашем примере цена в Бразилии упала на 33,3% [(200 150):150х100%], а цена в Аргентине выросла на 20% [(150 120):150х100%]. Поэтому в результате выигрыш Бразилии оказался больше на 66,7%.

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.


3. Сущность и основные виды мировых цен

Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:  1) закон стоимости;

2) общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;

3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;

6) специальные факторы: политические, военные.

Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:

использование цен раздельных экспортных и импортных операций;

цены в условиях оплаты наличными;

цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Основные виды мировых цен:

  1.  публичные цены;
  2.  расчетные цены;
  3.  контрактные цены;
  4.  базисные цены.

Среди публичных цен можно выделить следующие:

справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а так же в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном
охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены не сколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции их изменения;
биржевые цены — это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка;

цены аукционов — показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период; статистические внешнеторговые цены — публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара с точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти.

где Р; — цена по каждой экспортной сделке; Qi — объем товара.

Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок.

Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

По оценкам специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке, которая
может достигать 20-30% от первоначальной цены;

скидка для эксклюзивного импортера. Фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

скидка «сконто» используется в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

скидка традиционному партнеру (бонусная), как правило,  предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспорте ром. Экспортер уверен в своем партнере-покупателе
с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара.
Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

скидка за покупку внесезонного товара предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

дилерская скидка предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли;

скрытые скидки предоставляются продавцом покупателю в виде льготного кредита, например скидка при оплате транспортных услуг — фрахт;

скидки за возврат ранее купленного у этой фирмы то вара при покупке нового могут достигать 20-30% от цены нового товара. Эта практика применяется в случае, если товаром является дорогостоящее оборудование, рынок которого избыточен;

закрытые скидки, действующие внутри крупных корпораций, могут достигать 50%.

Расчетные цены применяются при заключении контрактов на поставку нестандартного оборудования, где нет возможности ориентироваться на налог, следовательно, цену нужно рассчитать.

Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:

твердая цена — устанавливается на дату подписания
контракта и не подлежит изменению до окончания его исполнения. Применяется обычно при условии, что не наблюдается колебаний цен на предмет заключения контракта и срок его исполнения небольшой;

твердая фиксированная цена с возможностью после
дующей корректировки (подвижная цена) —
цена фиксируется на момент подписания контракта, однако если в период исполнения она изменяется более чем на 5% в какую-либо из сторон, то оговариваются возможность и условия корректировки цены;

цена с последующей фиксацией — устанавливается
принцип определения цены сторонами, а также источник ценовой информации и дата, на которую она фиксируется;

скользящая цена — состоит из двух частей. Первая — базисная цена, которая аналогична фиксированной цене. Вторая — основная часть — ресурсная модель, которая отражает отношение долей основных ресурсов на производство. Очень важно оценить тот элемент ресурсной модели, который подвержен изменениям. В момент исполнения контракта расчет цены
производится с учетом изменений, произошедших с ресурсами. Такие цены используются для уникальных машин с большим сроком изготовления;

смешанная цена — состоит из двух частей. Первая — твердая фиксированная цена; вторая — скользящая цена.

Контракты, заключенные между сторонами, должны включать издержки не только производства, но и продвижения товара от производителя к потребителю.

Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс-90), разработанных Международной торговой палатой;

Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс» сгрупированны в четыре различные базисные категории.

1. Группа «Е» включает условия EXW, согласно которым
покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца).

EXWпокупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с предприятия продавца к месту назначения.

2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец  обязан  доставить  товар  до  транспортных средств, указанных покупателем (FCA, FAS, FOB).

FCA — франко-перевозчик — продавец обязан по ставить товар, прошедший таможенную очистку для ввоза;

FAS — свободно вдоль борта судна — продавец обязан разместить товар вдоль борта судна на причале в согласованном пункте. Таможенную очистку осуществляет покупатель;

FOBсвободно на борту — продавец обязан разместить товар на борту. Таможенную очистку осуществляет покупатель.

3. В группу «С» входят условия, предусматривающие,
что продавец должен заключить договор перевозки,
однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров
(CFR, CIF, CPT, CIP).

CFR — стоимость и фрахт — продавец оплачивает
расходы и фрахт и осуществляет таможенную очистку товара, но не несет риска утраты или повреждения товара;

CIFстоимость, страхование и фрахт — у продавца
обязанности те же, что и при
CFR, а также он обеспечивает морское страхование от риска гибели или повреждения товара. Продавец заключает договор
страхования и выплачивает страховщику премию;

СРТ — перевозка оплачена до... — продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Когда товар передан в распоряжение перевозчика, все риски переходят к покупателю. Продавец осуществляет таможенную очистку товара;

CIPперевозная плата и страхование оплачены до... — продавец несет все те же обязанности, что и при СРТ, а также он должен обеспечить транспортное страхование рисков во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает премию.

4. В группу «D» входят условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

DAFпоставка до границы — продавец обязан по
ставить товар, очищенный от таможенных пошлин, в указанный пункт на границе;

DES — поставка с судна — продавец обязан доставить товар, неочищенный от таможенных пошлин в согласованный порт назначения, а также он не сет риски по доставке товара в указанный пункт;

DEQпоставка с пристани — продавец несет все
расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов по доставке товара на причал в согласованном порту назначения;

DD U — поставка без оплаты пошлины — продавец
несет расходы и риски, связанные с доставкой то вара в согласованный пункт в стране ввоза (исключая уплату налогов при ввозе товара), а также
расходы и риски, связанные с выполнением таможенных формальностей;

DDP — поставка с оплатой пошлины — продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом то вара, включая оплату налогов, пошлин и иных
сборов, взимаемых при ввозе товара. Продавец доставляет товар в указанный пункт в стране ввоза.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Таким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен,

б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.

4.Условия торговли и конъюнктура мирового рынка

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны:

1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т. д,

2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и готовой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель "условия торговли" — соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам, или Рxm. В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.

На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса). Условия торговли в году t по сравнению с базовым годом 0 (ТОТt0) можно представить следующим выражением:

              Σp(x)I*бХiо

TOTt0 =   Σp(m)I* бMiо

где:

р(х)i отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

р(т)i отношение импортной цены товарной группы  i в году t к ее цене в базисном году 0;         

бХiо  — доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году О,

бMiо —доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то, при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Следует, однако, обратить внимание на так называемую проблему разоряющего роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые проанализировал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического роста обусловлены расширением добыча экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом рынке часто характеризуется низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспортере ширяющий рост может стать для страны невыгодным.

Мировой рынок и его конъюнктура.

КОНЪЮНКТУРА — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.

Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.

Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства.

При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных  рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной  конъюнктуры или изменений на других рынках происходит  в процессе развития циклов.

Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктуро-образующих факторов.

Выделяют четыре стадии:

1. Кризис — противоречие между общественным характером производства и способом присвоения его результатов. Возникает ситуация, когда объем производства больше объема потребления, следовательно, начинает падать объем производства, увеличиваются неиспользованные производственные мощности, безработица и, как следствие, падает спрос. Кризису обычно предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максимальный рост процента и др., т. е. симптомы начала кризиса проявляются в сфере обращения и кредита, затем в сфере производства;

2. Депрессия — застой в экономике.
Возникает цепочка зависимостей:

Сокращение производства =>Уменьшение поступления товаров на рынок (снижение предложения) => Прекращение падения цен =»Уменьшение товарных запасов (затоваренная масса начинает рассасываться благодаря расширению спроса). Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет увеличения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.

3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек:

либо манипулируя рабочей силой;

либо интенсивно приобретая капитальные товары.
Поступление крупных инвестиции в основные отрасли => Модернизация => Увеличение спроса => Рост цен =>Увеличение потребности в ссудном капитале => Рост прибыли.

4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производства, — появление новых предприятий.

Цели и задачи конъюнктурно-ценовой работы

При изучении конъюнктуры необходимо учитывать следующие моменты:

  1.  в силу роста НТП уменьшается период обновления
    основного капитала;
  2.  современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис;
  3.  для современных циклов более характерным является  не товарное перепроизводство, а рост избыточных мощностей;
  4.  изучение конъюнктуры требует, прежде всего, анализа ряда факторов, нециклического характера (государственное регулирование, природно-климатические условия, милитаризация экономики, организованность работников (склонность к забастовкам), менталитет и деловая культура), которые определяют специфику производства и избыток товаров;
  5.  факторы циклического и нециклического характера
    оказывают прямое и косвенное воздействие на конъюнктуру;
  6.  существует два вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных рынков;
  7.  важно знать и фирменную структуру рынка, т. е. степень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, а также межфирменные связи, так как это оказывает существенное влияние на цены,
    условия платежа и условия поставки;
  8.  при экспорте надо дать ответы на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товарном рынке, в каком количестве, на каких условиях;
  9.  важным элементом изучения любого товарного рынка для экспортера являются:

оценка емкости рынка (в стоимостном и физическом выражении);

рассмотрение позиций конкурента;

особенности каналов распределения;

информация о покупателях;

особенности спроса;

товарная номенклатура;

формы и методы международной торговли;

особенности инфляционных процессов и т. д.;

10) изучение конъюнктуры должно носить постоянный характер, люди должны иметь соответствующие знания и квалификацию.

Конъюнктурообразующие факторы по связи с экономическим циклом делятся на:

  1.  циклические;
  2.  нециклические: включают -

постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики, НТП, влияние корпораций, воздействие государства, инфляционный процесс);

непостоянно действующие (сезонность, социальные конфликты, политический кризис, стихийные бедствия).

Постоянно действующие нециклические факторы

Изменение внешних условий развития мировой экономики — увеличение доли развивающихся стран вследствие проведения политики индустриализации — до 25% импорта машин и оборудования.

НТП. Существует несколько тенденций развития НТП:

все чаще мировой рынок предъявляет спрос на средства труда с более коротким сроком службы и материало- и энергосберегающим эффектом;

бурное развитие новых отраслей промышленности (лазерная, робототехника, компьютерные технологии и др.);

появляется  глобальная   информационная   инфраструктура;

конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.

Влияние международных корпораций и монополий. В настоящее время идет концентрация производства и капитала:

появляются концерны, которые объединяются в альянсы;

многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;

часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).

Влияние государства:

государство следит за изменением конъюнктуры рынка;

государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;

государство выпускает стандарты, занимается унификацией;

государство планирует программы стратегического характера;

♦ государство выплачивает субсидии и т. д.

Существует двоякое влияние милитаризации — концентрация военных отраслей оттягивает из промышленных отраслей большой объем ресурсов.

Воздействие инфляции противоречиво — степень воздействия инфляции зависит от ее темпов:

если инфляция умеренная (ползучая) — 2-4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства — цены на  продукцию растут быстрее, чем издержки;

если инфляция выше, то происходит бегство от денег,
население начинает приобретать определенные товары;

♦ если же инфляция составляет 10-12% — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, так как банкам становится трудно спрогнозировать темп
инфляции, который может быть выше процента за кредит.

Непостоянно действующие нециклические факторы

Сезонность представляет собой неравномерное поступление определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:

сельскохозяйственная продукция;

продукция рыбной промышленности;

♦ продукция пищевой промышленности. Социальные конфликты оказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объемов производства. Забастовки в базовых отраслях экономики ведут к ее резкому ухудшению.

Политический кризис (политические конфликты, предвыборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв экономических связей, приостановку экономической деятельности, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.

Стихийные бедствия и погодные изменения влияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повышению цен.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ - последовательность действий и совокупность конкретных методов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.

Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков.

1. Показатели сферы материального производства
данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного производства.

Существуют абсолютные и относительные показатели; прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели).

2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках:

розничный и оптовый товарооборот;

данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки заработной платы, вели чина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);

движение товарных запасов (они отстают от динамики объема  производства, достигают максимума в на чале кризиса и сокращаются до минимума при переходе в фазу депрессии; существует прямая связь
между объемом производства и запасами сырья и обратная связь между объемом производства и запаса ми готовой продукции);

данные о внутренних перевозках грузов (растут при
увеличении объема производства).

3. Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства).

4. Показатели финансово-кредитной сферы важны для
исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс акций, величина учетного процента, число банкротств, слияний, поглощений, банковские депозиты, реструктуризация компаний.

Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка.

Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов промышленного производства.

  1.  Банкротства в настоящее время носят, как правило,
    скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений
    {аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструктуризация).
  2.  Данные об объеме капиталовложений. Если объем капиталовложений растет, то конъюнктура улучшается.

7. Данные о заказах. Существует два варианта:

данные о портфеле заказов — объем заказов, имеющихся у данной фирмы или всей отрасли на определенную дату, что позволяет судить о загрузке
конкретного предприятия или отрасли в целом;

данные о поступлении заказов — объем заказов, по
лученных фирмой или отраслью за определенный
период времени (год, квартал, месяц). Эти показатели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступление заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъюнктура ухудшается.

8.  Цены — самый важный показатель в оценке конъюнктуры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать:

всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой
экономики.
На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных
рынков;

тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие (даже смежные);

необходимость постоянного наблюдения за конкретным товарным рынком. Работа над изучением конъюнктуры должна носить постоянный характер, должны учитываться как социальные, так и политические
факторы.

Этапы изучения конъюнктуры

  1.  Предварительный — исследование основных черт и
    особенностей конкретного товарного рынка.
  2.  Сбор и накопление конъюнктурной информации.
  3.  Экономический прогноз конъюнктуры. Следует выявлять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру конкретного товарного рынка.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности.

1. Анализ производства — исследование не только конкретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров:

определение удельного веса стран, фирм-производителей;

определение мощностей;

определение степени загрузки мощностей;

выяснение перспективы ввода новых мощностей;

выявление конъюнктурообразующих факторов.

2. Анализ спроса и потребления представляет собой:

выяснение основных причин изменения емкости данного рынка;

исследование новых отраслей на предмет потенциального потребления данного товара;

изучение факторов, влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;

исследование динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и дистрибьюторов.

3. При анализе мировой торговли исследуется:

динамика мирового экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;

изменение удельного веса ведущих стран-импортеров и экспортеров;

роль корпораций на рынке;

роль государства;

каналы распределения;

политика и роль посредников.

  1.  Анализ цен позволяет выявить основные тенденции в
    движении цен и определить основные факторы, послужившие причиной изменения цен (рост или сокращение издержек, роль корпораций, государства, политические факторы и т. д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81480. Нарушение обмена нейтрального жира (ожирение), фосфолипидов и гликолипидов. Сфинголипидозы 124.68 KB
  Сфинголипиды метаболизм: заболевания сфинголипидозы таблица Заболевание Фермент недостаточностькоторого обусловливает заболевание Накапливающийся :липид : Клинические симптомы Фукозидоз альфаФукозидаза CerGlcGlNcCl:Fuc НИзоантиген Слабоумие спастическое состояние мышц утолщение кожи Генерализованный ганглиозидоз GM1бетаГалактозидаза CerGlcGlNeucGlNc:Gl Ганглиозид GM1 Умственная отсталость увеличениепечени деформация скелета Болезнь ТеяСакса Гексозаминидаза А CerGlcGlNeuc:GlNc Ганглиозид GM2 Умственная отсталость...
81481. Строение и биологические функции эйкозаноидов. Биосинтез простагландинов и лейкотриенов 107.74 KB
  Биосинтез простагландинов и лейкотриенов. Структура номенклатура и биосинтез простагландинов и тромбоксанов Хотя субстраты для синтеза эйкозаноидов имеют довольно простую структуру полистовые жирные кислоты из них образуется большая и разнообразная группа веществ. Структура и номенклатура простагландинов и тромбоксанов Простагландины обозначают символами например PG А где PG обозначает слово простагландин а буква А обозначает заместитель в пятичленном кольце в молекуле эйкозаноида. Каждая из указанных групп простагландинов состоит из 3...
81482. Холестерин как предшественник ряда других стероидов. Представление о биосинтезе холестерина. Написать ход реакций до образования мевалоновой кислоты. Роль гидроксиметилглутарил-КоА-редуктазы 165.9 KB
  В печени синтезируется более 50 холестерола в тонком кишечнике 15 20 остальной холестерол синтезируется в коже коре надпочечников половых железах. В сутки в организме синтезируется около 1 г холестерола; с пищей поступает 300500 мг Холестерол выполняет много функций: входит в состав всех мембран клеток и влияет на их свойства служит исходным субстратом в синтезе жёлчных кислот и стероидных гормонов. Предшественники в метаболическом пути синтеза холестерола превращаются также в убихинон компонент дыхательной цепи и долихол...
81483. Синтез желчных кислот из холестерина. Конъюгация желчных кислот, первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма 104.99 KB
  Конъюгация желчных кислот первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма. Жёлчные кислоты синтезируются в печени из холестерола.
81484. ЛПНП и ЛПВП - транспортные, формы холестерина в крови, роль в обмене холестерина. Гиперхолестеринемия. Биохимические основы развития атеросклероза 110.43 KB
  Содержание холестерола и его эфиров в ЛППП достигает 45; часть этих липопротеинов захватывается клетками печени через рецепторы ЛПНП которые взаимодействуют и с апоЕ и с апоВ100. Транспорт холестерола в составе ЛПНП. Рецепторы ЛПНП. На ЛППП оставшиеся в крови продолжает действовать ЛПлипаза и они превращаются в ЛПНП содержащие до 55 холестерола и его эфиров.
81485. Механизм возникновения желчнокаменной болезни (холестериновые камни). Применение хенодезокеихолевой кислоты для лечения желчнокаменной болезни 103 KB
  Выделение холестерола в жёлчь должно сопровождаться пропорциональным выделением жёлчных кислот и фосфолипидов удерживающих гидрофобные молекулы холестерола в жёлчи в мицеллярном состоянии У большинства больных желчнокаменной болезнью активность ГМГКоАредуктазы повышена следовательно увеличен синтез холестерола а активность 7αгидроксилазы участвующей в синтезе жёлчных кислот снижена. В результате синтез холестерола увеличен а синтез жёлчных кислот из него замедлен что приводит к диспропорции количества холестерола и жёлчных кислот...
81486. Общая схема источников и путей расходования аминокислот в тканях. Динамическое состояние белков в организме 134.22 KB
  Значение аминокислот для организма в первую очередь определяется тем что они используются для синтеза белков метаболизм которых занимает особое место в процессах обмена веществ между организмом и внешней средой. Аминокислоты непосредственно участвуют в биосинтезе не только белков но и большого количества других биологически активных соединений регулирующих процессы обмена веществ в организме таких как нейромедиаторы и гормоны производные аминокислот. Аминокислоты служат донорами азота при синтезе всех азотсодержащих небелковых...
81487. Переваривание белков. Протеиназы - пепсин, трипсин, химотрипсин; проферменты протеиназ и механизмы их превращения в ферменты. Субстратная специфичность протеиназ. Экзопептидазы и эндопептидазы 110.2 KB
  Подавляющее их количество входит в состав белков которые гидролизуются в ЖКТ под действием ферментов протеаз пептидщцролаз. Под действием всех протеаз ЖКТ белки пищи распадаются на отдельные аминокислоты которые затем поступают в клетки тканей. Источником Н является Н2СО3 которая образуется в обкладочных клетках желудка из СО2 диффундирующего из крови и Н2О под действием фермента карбоангидразы карбонатдегидратазы: Н2О СО2 → Н2СО3 → НСО3 H Диссоциация Н2СО3 приводит к образованию бикарбоната который с участием специальных...
81488. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуоденального сока. Дать краткую характеристику состава этих соков 109.1 KB
  Анализ желудочного сока является очень важным методом исследования больных с заболеваниями желудка кишечника печени желчного пузыря крови и пр Составная часть Единицы СИ Азот: небелковый 143 343 ммоль л мочевины и аммиака 499 999 ммоль л аминокислот 143 57 ммоль л Хлориды 1551 ммоль л Свободная хлористоводородная кислота 20 ммоль л Мочевая кислота 476 1189 мкмоль л Калий 56 353 мэкв л ммоль л Натрий 313 1893 мэкв л ммоль л Общая кислотность 4060 ммоль л Свободная соляная кислота 2040 ммоль л Связанная соляная кислота...