21559

Система современных международных экономических отношений

Лекция

Мировая экономика и международное право

Основы международной торговли. Основы международной торговли. Понятие объекты и субъекты международной торговли Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений которая. Международная торговля это сфера товарноденежных отношений представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Русский

2013-08-03

218.5 KB

6 чел.

PAGE  8

Л.№3.. Мировая экономика. Система современных международных экономических отношений.

Лекция: Система современных международных экономических отношений.

План:

1.Сущность, субъекты и формы МЭО.

2. Факторы развития МЭО.

3 Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе.

4. Основы международной торговли.

1. Сущность, субъекты и формы МЭО

Одной из отличительных особенностей функционирования современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная особенность обусловлена рядом причин:

• интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальными рамками, развития всесторонних связей и взаимозависимости между национальными производственными процессами;

• НТП, в результате которого происходит углубление общественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;

• развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участницами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;

• обострением глобальных проблем, приводящим к концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

Международные экономические отношения (МЭО) — это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Вместе с тем МЭО имеют целый ряд особенностей, отражающих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие:

1) хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;

2) вовлекаются дополнительные ресурсы;

3) происходит перемещение ресурсов, факторов производства и результатов производства за пределы отдельных стран;

4) используются и вырабатываются особые инструменты и механизмы воздействия;

5) создаются специальные организованные структуры. Главной особенностью является то, что МЭО осуществляются через государственные границы.

МЭО проявляются на различных уровнях экономики:

1) микроуровень. Здесь субъектами МЭО являются отдельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции;

2) макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;

3) наднациональный уровень, где действуют международные организации и наднациональные институты.

В современные МЭО вовлекаются страны независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации: от индустриальных стран с прогрессивной экономикой до развивающихся беднейших государств.

Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют:

1) международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ). На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МЭО на две отдельные;

2) международный научно-технический обмен;

3) международное движение капиталов;

4) международные валютно-финансовые и -кредитные отношения (МВКО);

5) международную миграцию рабочей силы. В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение капиталов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, — 3%, 9% и 5% соответственно.

2. Факторы развития МЭО

Становление и развитие МЭО обусловлено наличием ряда объективных предпосылок.

К таковым можно отнести, прежде всего, переход от натурального хозяйства к товарному и становление товарно-денежных отношений. Территориальному расширению сферы МЭО способствовали великие географические открытия XV—XVI веков, благодаря которым начали устанавливаться торговые связи между различными континентами.

Важнейшей объективной предпосылкой становления МЭО стал качественный скачок в развитии производительных сил, что выразилось в увеличении масштабов производства,  улучшение транспортировки товаров, а именно дорог, средств и путей перемещения товаров.

Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономических связей стран в мировом хозяйстве обусловлено:

1) естественными факторами — природными, географическими, демографическими; Каждая страна уникальна по запасам полезных ископаемых, плодородию почвы, климату. Например, страны Ближнего Востока заняли свою нишу в мировой экономике как страны-нефтеэкспортеры (70% поставок нефти на мировой рынок).

2) так называемыми приобретенными факторами — производственными, технологическими;

3) социальными, этническими, национальными, политическими и нравственно-правовыми условиями, сложившимися в данных странах.

В последние десятилетия появляется новый блок факторов, которые ведут к развитию МЭО — это глобальные проблемы. Решение экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других проблем не под силу отдельно взятой стране, так как они затрагивают цивилизацию в целом. Соответственно преодоление их возможно и должно осуществляться только через создание союза всех стран мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации.

3. Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе

На рубеже XX—XXI вв. мирохозяйственные связи превратились в наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности, причем значительные темпы роста отличают все формы МЭО:

1) международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства субъектов мирового хозяйства. Так, опережение темпов роста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%; у США — 6%; у стран ЕС — 4,5%; у Японии — 4%;

2) международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной торговли товарами;

3) еще больший динамизм показывает международное движение капиталов. Только рост прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в 90-е гг. в 3 раза опережал рост товарного экспорта и в 4 раза — мирового производства;

4) самым ходовым товаром на мировом рынке становится новая технология. Удельный вес технологически новых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии — 18,5%, в Германии и Франции — 15%. Кроме того, в период с 1960 по 1985 гг. количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

5) наблюдается заметный рост масштабов миграции рабочей силы. Если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн. мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн. человек, а в 1998 г. — уже 40 млн. человек.

В географической структуре мирохозяйственных связей также происходят определенные изменения.

Происходит интенсификация экономических связей между промышленно развитыми странами. Изменяется роль развивающихся стран (PC) на мировом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. С одной стороны, PC теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.). С другой стороны, быстро завоевывают новые ниши во всех секторах мирового рынка новые индустриальные страны (НИС), в частности, НИС Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте Увеличилась с 3,3% в 1980 г. до 10,5% в 1996 г. Кроме того, 12% мирового экспорта ссудного капитала также приходится на НИС Юго-Восточной Азии и примерно 10% ПЗИ.

В целом на современном этапе в системе МЭО происходят кардинальные изменения, тесно связанные между собой и оказывающие противоречивое влияние на экономику субъектов, а также на сами формы мирохозяйственных связей.

4. Основы международной торговли.

4.1. Понятие, объекты и субъекты международной торговли

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая. возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

3) она в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);                

4) решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой 5 валюте и в международных счетных единицах.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды:

                      Таблица 2.1 Классификация видов экспорта и импорта

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;

2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с доследующим возвратом:

2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.;

3) реимпорт-обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров 'на аукционы, выставки, ярмарки);

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5)вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.

5) ввоз продукции в рамках ТН

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB;

учет импортных поставок — в ценах CIF.

Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную, динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

1. страны мира;

2 ТНК и МНК;

3. региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.

Товар в широком смысле — это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги. В более узком понимании, товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга — это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и неторгуемых товаров.

Торгуемые товары — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т. е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами  условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся подробно в дальнейшем.

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.

Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля услугами (МТУ) — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Методы международной торговли.

МЕТОД МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - способ осуществления  международного торгового обмена (торговой сделки).

В международной торговле применяются два основных метода торговли:

прямой метод — совершение операции непосредственно между производителем и потребителем;  

косвенный метод — совершение операции через посредника.

 Прямой метод приносит определенную финансовую выгоду:

• сокращает издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику;

• снижает риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации;

• позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать изменения и реагировать на них.

Но прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта.

Международная торговля более рискованна по сравнению с внутренней из-за различных экономических, политических, правовых и социальных условий в разных странах.

Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников.

На мировом рынке действуют следующие посредники:

брокеры (простые посредники) подыскивают продавцов и покупателей, не принимают в сделках непосредственного участия ни своим именем, ни капиталом;

поверенные со стороны продавца или покупателя совершают сделки от имени и за счет доверителей (продавец или покупатель), получают вознаграждение и возмещение расходов;    

комиссионеры подписывают контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя, которые несут все риски по осуществлению сделки;

стокисты осуществляют операции на основе специального договора консигнации (форма договора комиссии). Данная форма договора применяется в основном для реализации товаров массового спроса. По таким условиям экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации в течение определенного срока. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Таким образом, экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;

дистрибьюторы — независимые торговые фирмы, заключающие договора купли-продажи с одной стороны с продавцами, с другой стороны — с покупателями;

агенты действуют в интересах и от имени экспортера или импортера (принципала) на основе соглашения, часто включающего дополнительные обязательства агента (исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров и т. д.).

Существует три особых типа посредников — три особых метода торговли:

• товарные биржи;

• международные торги;

• международные аукционы.

Товарные биржи.

ТОВАРНЫЕ БИРЖИ представляют собой постоянно, действующие оптовые рынки качественно однородных взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах совершается около 20% операций с сырьевыми товарами.

В зависимости от номенклатуры продаваемых товаров товарные биржи можно разделить на:

универсальные — биржи, на которых происходит одновременная продажа широкой номенклатуры различных товаров (например, на Чикагской товарной бирже торгуют крупным рогатым скотом, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой);

специализированные — биржи, на которых продают и покупают группы товаров узкой специализации (например, группы цветных, драгоценных металлов, сельскохозяйственных товаров и т. д.).

Крупнейшие биржи: Лондонская биржа металлов, Чикагская товарная биржа, Нью-Йоркская товарная биржа, Французская международная фьючерсная биржа.

Институт биржи опирается на принцип членства, что означает, что только члены биржи имеют право непосредственно и в полной мере использовать преимущества, создаваемые биржей в торговле. Право на заключение сделок на бирже создает членам возможность проведения операций за свой счет и посредничество в качестве маклеров (брокеров), а также участвовать в собраниях и в выборах руководства биржи.

 

Как правило, это физические лица, представляющие промышленные или торговые компании, производящие или торгующие товаром, поступающим на товарную биржу. Количество членов может быть оговорено в уставе или устанавливается советом директоров.

Так называемые участники биржи, аналогично членам, могут заключать сделки, но не имеют права на скидки и участие в выборах.

Брокеры действуют от имени и за счет третьих лиц, получая комиссионные (доли процента от цены товара).

Приглашенные гости являются последней группой участников биржевой торговли. Они могут заключать сделки с помощью дилеров или маклеров.

Атрибуты биржевых товаров:

• товары должны быть однородными и взаимозаменяемыми — одну партию можно без ущерба заменить на любую другую, того же качества и количества;

• товары должны быть пригодны для стандартизации, т. е. к созданию классификационного стандарта для осуществления сделок без наличия товара;

• товары не должны быстро портиться;

• спрос и предложение на товары должны носить массовый характер;

• предложение на товары должно превышать спрос в течение достаточно продолжительных периодов;

• величины спроса и предложения на товары должны быть легко прогнозируемы.

Традиционными товарами для биржевого оборота являются:

• продукты растительного происхождения (зерно, масленичные культуры, сахар, кофе, какао, чай, каучук);

• продукты животного происхождения (живой скот, мясо свежее и мороженое, бекон, щетина, кожа, шерсть);

• энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты (нефть, бензин, смазочные масла, пропан, кокс, ацетон, спирт);

• металлы, а также изделия и полуфабрикаты из них.

Котировка (установление цен) на товары осуществляется в трех видах:

• цена продавца;

• цена покупателя;

• цена заключения сделки.

Во всех видах могут выделяться цены начала, середины  и конца биржевой сессии.

Руководство определяет минимальный размер партии товара для реализации на товарной бирже — лот.

Биржевые операции. Различают несколько разновидностей биржевых операций.

К основным критериям их деления можно отнести:

• результат осуществления сделки;

• срок реализации сделки.

По результату можно выделить:

действительные (реальные) — заключаются с целью передачи прав собственности на товар за определенный денежный эквивалент;

спекулятивные — заключаются с целью получения прибыли за счет разницы в цене;

страховые, объединяющие предыдущие виды.

По сроку выделяют:

кассовые (сделки СПОТ) — предусматривают передачу товара без промедления после заключения сделки; оплата в тот же день или на следующий;

срочные — не предусматривают обязательной и немедленной поставки товара (например, фьючерсные и форвардные сделки).

Международные торги.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на товар с заранее определенными технико-экономическими характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт купли-продажи или договор подряда с тем продавцом, который предложил более выгодные для покупателя условия.

Торги — распространенный способ размещения заказов на сооружение промышленных объектов, поставку машин и оборудования, а также выполнения научно-исследовательских и изыскательских работ.

Как правило, торги в качестве метода закупок применяются развивающимися странами, где существует большая степень вмешательства государства во внешнюю торговлю.

Организаторами торгов обычно выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т. д., реже — крупные частные фирмы.

Тендерный комитет — орган, который создают покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги. Главная функция тендерного комитета — осуществлять всю организационную деятельность по проведению торгов.

Виды торгов по способам привлечения участников:

открытые торги (могут участвовать все желающие организации). Используются при размещении заказов на относительно несложное оборудование и услуги. Объявления о проведении открытых торгов публикуются в газетах, специализированных журналах, бюллетенях — за 2-4 месяца о крупных торгах и за 1-1,5 — об обычных;

закрытые торги (участвуют только фирмы, получившие приглашения). Приглашения рассылаются устроителями наиболее известным поставщикам. Обычно проводятся торги на поставки дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные подрядные работы. Тендерные комитеты публично не оглашают предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий, ни результата.

Иногда торги проводятся в два этапа, когда открытые торги сочетаются с закрытыми. Это происходит в том случае, когда организаторам сложно определить круг наиболее авторитетных и привлекательных фирм.

Виды торгов в зависимости от гласности:

гласные — вскрытие пакетов с предложениями в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, а также представителей средств массовой информации;

негласные — вскрытие пакетов тендерным комитетом на закрытом заседании.

Международные аукционы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АУКЦИОНЫ - торги, специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами.

На аукционах осуществляется торговля товарами, обладающими индивидуальными свойствами и особенностями, что исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, поскольку они могут иметь различный вкус, цвет, запах и т. д.

Выставляемый товар сортируется в зависимости от качества по партиям (лотам), отбирается образец, лоту присваивается номер, по образцу ведутся торги.

Основные товары, предлагаемые на аукционах: пушнина, меховые товары; немытая шерсть; чай; табак; цветы; овощи; тропические породы леса; лошади и т. д.

Аукционы обычно проводятся регулярно раз или два в год.

Виды аукционов

1. Аукционы с повышением цены (типичные).

Гласные. Аукционист объявляет начальную цену лота, выставляемого на продажу, и спрашивает «Кто больше?». Покупатель, желающий приобрести этот лот, называет более высокую цену, при этом аукционист называет номер покупателя и продолжает торг. Если после троекратного повторения вопроса аукционистом не последовало предложений с более высокой ценой, товар про покупателю, назвавшему наивысшую цену.

Негласные. Покупатели, желающие приобрести товар, подают аукционисту условный знак о согласии на поднятие цены. Надбавка к цен установлена и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет новую цену без указания на покупателя.      

2. Аукционы с понижением цены («голландские цветы, рыбу, битые машины).

4.2. Теории международной торговли и их эволюция

Международной торговли возникает, когда возникает выгода, для  участвующих в ней стран. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли. Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв. — в экономическом учении меркантилистов.

Меркантилисты (Томас Мун, Чарльз Давенант, Жан Батист Кольбер, Уильям Петти) придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состояла из трех секторов: производство, сельское хозяйство и иностранные колонии.

значимость внешней торговли для экономического роста стран;

В то же время взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики.

Иного взгляда придерживались представители классической школы.  Основой развития МРТ являются теории абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Так как международная торговля возникает на основе МРТ, то данные теории применимы и к ее обоснованию.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

• правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

• нации, так же, как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

-внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

-экспорт является положительным фактором для экономики страны, т. к. обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

- субсидии на экспорт являются налогом с населения: они ведут к повышению внутренних цен и должны быть отменены.

Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.

1.1. Случай абсолютного преимущества

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример:

две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые.

Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару.

Аргентина                                                                 Бразилия

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна == 2,5 т сахара в Бразилии.

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:

0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара

Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т. зерна, то максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (рисунок 1.1), а в Бразилии — точкой В (рисунок 1.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки В на рисунке 1.2).

Еще больший выигрыш можно получить, если обе страны будут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать Ha простом цифровом примере (см. таблицу 1).

Таблица 1.

До специализации

Страна

Производство

Экспорт (-)/ Импорт (+}

Потребление

Прирост потребления

Аргентина зерно

сахар

20

15

0

 0

20

15

Бразилия

зерно

сахар

12

70

0

0

12

70

После специализации

Аргентина

зерно сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+8

+10

1.2. Случай сравнительного преимущества

Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь производит 67 т зерна или 100 т сахара (см рисунки 1.3 и 1.4). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Аргентина  Бразилия

В нашем примере хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (см. таблицу 2).

Таблица 2.

До специализации

Страна

Производство

Экспорт (-)/ Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина зерно

сахар

20

15

0

0

20

15

Бразилия зерно

сахар

16

76

0

0

16

76

После специализации

Аргентина зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+4

+4

Теория сравнительных преимуществ разъясняет, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство одной из них абсолютно более эффективным, чем другой.

Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них:

1) эта теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; 2) подразумевает господство свободной торговли; 3) исходит из постоянных затрат производства; 4) предполагает отсутствие транспортных затрат;

5) не учитывает действие НТР, технических изменений;  6) исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

     Тем не менее значение этой теории трудно переоценить:

Развитие теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо пошло по нескольким направлениям: наиболее популярной стала теория соотношения факторов производства Хекшера — Олина, обосновавшая необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы.

2. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ХЕКШЕРА-ОЛИНА

Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) — теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е гг XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин сформулировали новую теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках, или в форме кривых производственных возможностей, объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах.

Например, Япония существенно зависит от импорта «первичного сырья» (продукции сельского хозяйства, рыболовства, лесной и добывающей промышленности), поскольку не может сама производить их в количестве, достаточном для удовлетворения высокого спроса, соответствующего уровню жизни в этой стране. Оплатить этот импорт Японии помогает особое преимущество в экспорте технически емкой продукции, производимой с использованием избыточного в этой стране фактора — научного персонала.

Общей слабой стороной всех классических теорий является то, что для того, чтобы они подтверждались практикой необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX века осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли (м.т.), основываясь на классических теориях, развивая или опровергая их.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса "затраты-выпуск", построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США. B отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически подученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название "парадокс Деонтьвва ". Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

— неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда.

— значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

  •  влияние на международную специализацию внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической получившей развитие с середины XX века на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории м.т. полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению м.т.

Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

1) теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

2) теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

3) теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

4) теория внутриотраслевой торговли Б, Баласса (1967 г.);

5) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

Рассмотрим некоторые из них.

3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

3.1. Теория жизненного цикла продукта          

  Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) — теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны, производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

3.2. Теория эффекта масштаба

Теория эффекта масштаба (economy-of-scale theory) теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. При определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет  в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Вместе с тем, реализация эффекта масштаба как правило ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. В это случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

Теория конкурентных преимуществ

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран" (в русском перевод книга вышла под названием "Международная конкуренция"), которой он предложил новый подход к анализу развития между народной торговли. В современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главныx факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли.)

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры  внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от  своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). В-четвертых, конкурентноспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях,  где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутренне спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Роль внешнеторгового обмена в системе МЭО на современном этапе

На основе изучения теоретических основ международной торговли очевидно, что она развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней странам:

1) благодаря международной торговле преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;

2) расширяется емкость внутреннего рынка и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым;

з) обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

4) развивается специализация страны, а следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства;

5) расширение экспорта способствует повышению занятости.

6) активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике, что наглядно видно на примере Новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА);

7) вовлечение промышленных предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.

Помимо указанных преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом:

а) увеличение внешнеторгового обмена между странами приводит к синхронизации экономических циклов в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 году спровоцировало мировой нефтяной кризис;

б) через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

в) рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции;

г) международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.

Главной особенностью современного этапа функционирования мировой экономики является опережающий рост международной торговли над производством, который обусловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости большинства стран и выравниванием динамики ВВП по регионам. Важными тенденциями современного развития международной торговли являются также:

• увеличение экспорта промышленных товаров в большей степени, нежели экспорта сырья;

• рост мирового экспорта услуг на 2% в 1997 г. за счет увеличения спроса на бизнес-услуги;

- повышение в международной торговле роли европейского региона, доля которого составила 45%;

• активизация в МТУ Латинской Америки: экспорт вырос на 13%, импорт — на 20%.

Таким образом, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, являясь, с одной стороны, мощным фактором экономического роста, с другой, — фактором увеличения взаимозависимости стран.

PAGE  

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73089. Безопасность и санитарно-гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию 28.5 KB
  При разработке и организации технологических процессов и конструировании производственного оборудования станков машин аппаратуры инструментов и пр. Основными направлениями в организации технологических процессов при конструировании и модернизации оборудования обеспечивающими указанные...
73090. Декларирование и лицензирование промышленной безопасности опасный производственных объектов. Инженерно-технические средства безопасности и планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) 28 KB
  Деятельность по проектированию строительству эксплуатации расширению реконструкции техническому перевооружению консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению монтажу наладке обслуживанию и ремонту технических устройств применяемых на опасном...
73091. Классификация жидкостей по температуре вспышки 11.99 KB
  Температура вспышки соответствует нижнему температурному пределу воспламенения. Температуру вспышки используют для оценки воспламеняемости жидкости а также при разработке мероприятий для обеспечения пожаро и взрывобезопасности ведения технологических процессов.
73092. Государственный надзор и контроль за исполнением правовых актов по охране труда 30.5 KB
  В систему гос. надзора и контроля за охраной труда РБ входят Департамент гос. инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (МТиСЗ); Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)...