21567

Международная миграция рабочей силы

Лекция

Мировая экономика и международное право

Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.

Русский

2013-08-03

124.5 KB

47 чел.

PAGE  10

Л. № 15б.-13э. Мировая экономика. Международная миграция рабочей силы.

Лекция: Международная миграция рабочей силы.

План:

  1.  Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
  2.  Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.
  3.  Центры миграции рабочей силы.
  4.  Регулирование международной трудовой миграции.

1. Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.

Международная Миграция рабочей силы — явление,  означающее переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами.

Существует внутренняя миграция рабочей силы, которая происходит между регионами одного государства. Она находит косвенное отражение в платежных балансах стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Международная миграция населения в прошлом проявлялась главным образом в таких формах, как кочевничество, военные и колонизационные переселения. В современных условиях для международной миграции характерны особенности, связанные прежде всего с тем, что все большую роль в этом процессе играет трудовая миграция. Международная миграция рабочей силы осуществляется в основном по экономическим причинам. Однако есть и внеэкономические причины международной миграции рабочей силы: политические, религиозные, объединение и распад государств, природные бедствия, война, экологические проблемы, причины личного характера. Зачастую они имеют те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межотраслевые различия в оплате труда,

Общее число мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в середине 90-х годов за пределами стран, гражданами которых они являются, постоянно находилось около 125 млн. чел. В последние годы в мире переезжают из страны в страну около 20 млн. чел. в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн., в Латинской Америке — 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африке — 3 млн. чел. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% всех горняков, в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция.

Иммиграция — это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция — это выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов называется миграционным сальдо. 

Возвращение эмигрантов на родину, на постоянное место жительства называется реэмиграцией. 

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют утечкой умов.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям.

• миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

• миграция в рамках промышленно развитых стран;

• миграция рабочей силы между развивающимися странами;

• миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату:

• межконтинентальная;

в внутриконтинентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов:

высококвалифицированная рабочая сила;

• низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени:

безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

• временная (как правило, внутриконтинентальная);

• сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

• маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

5) по степени законности:

легальная;

• нелегальная.

Факторы влияющие на миграцию раб. Силы подразделяются на:

  1.  неэкономические  - политико-правовые, религиозные, этнические, экологические, образовательно-культурные, психологические.
  2.  экономические – различие в уровне экономического развития стран, состояние национального рынка труда, структурная перестройка экономики, НТП (развитие сопровождается ростом потребности в квалифицир. Раб силе.), вывоз капитала, функционирование ТНК.

2. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.

Проблемы международной миграции рабочей силы, ее экономические последствия по-разному рассматриваются представителями различных направлений экономической мысли. В рамках моделей экономического роста международное перемещение рабочей силы анализируется как один из факторов производства, оказывающий влияние на темпы экономического роста: ее причиной являются межотраслевые различия в уровне оплаты труда. Согласно неоклассической теории, каждый работник получает предельный продукт своего труда, поэтому эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны. При этом экономические условия развития государства, из которого происходит эмиграция, не ухудшаются, оставаясь прежними.

Неокейнсианская теория признавала возможность ухудшения экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В связи с этим широко обсуждалась идея введения налога на утечку умов, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН для использования на нужды развития. В последние годы при анализе миграции исходят из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития. В рамках этого направления международная миграция выступает одной из причин, объясняющих различия в темпах экономического роста между странами.

В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором производства всех товаров.

Миграция рабочей силы — явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

• вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

• иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

• происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;

• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

- эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

-из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

-переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны.;

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы: 1) налоги с прибылей фирм-посредников;

2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину;

3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную экономику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли);

4) капиталы из стран—импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

- при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

В статистике платежного баланса показатели, отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и квалифицируются по следующим трем статьям:    

1) трудовой доход, выплаты занятым (зарплата и прочие выплаты наличными или натурой);                      

2) перемещение мигрантов (оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, уезжая в другую страну);

3) переводы работников (пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине).

Последние две статьи в рамках текущих операций объединяются в группу «частные неоплаченные переводы» (оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину).

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные:

• страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

• теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

• происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом. Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.

Для всемирного хозяйства последствия заключаются в следующем:

  •  Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.
  •  В результате миграции рабочей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

На примере можно рассмотреть, как происходит процесс международный миграции рабочей силы. Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мексики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т.п.) — одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предложения (точка А на рис. а и точка Е на рис. б). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. человек.

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным, для компенсации этих издержек. На рис. представлена графическая модель

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 6) предпочли переехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. — 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают (область d на рис. 6). Однако мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие получают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. — 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит область е +f+ g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США).  Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут  потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли  растут и они получают дополнительный выигрыш в размере области а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

3. Новые центры миграции рабочей силы.

Направления международной миграции рабочей силы непрерывно изменялись в процессе изменения экономических условий.

В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн. трудящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, «мигрантов-союзников», рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность международных мигрантов оказывается в 4—5 раз больше. При этом около 60% международных мигрантов — выходцы из развивающихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничительные меры со стороны правительств многих из этих стран). Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностранных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее).

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы.

США, Канада. Ежегодно в США, наиболее экономически развитую страну современного мира, приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира — Западной Европы, России, Латинской Америки и др. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. В США легально иммигрируют 740 тыс. чел. в год и эмигрирует 160 тыс. чел. Миграционное сальдо составляет 580 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. чел. в год.

Западная Европа. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. чел. в год. Развитые западноевропейские страны (в основном входящие в Европейский союз) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Мальта, Испания, Португалия), восточноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары (бывших колоний западноевропейских государств). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства.

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов. Война в Персидском заливе в 1991 г. способствовала оттоку около 1 млн египтян из Ирака, 800 тыс. йеменцев из Саудовской Аравии, 500 тыс. палестинцев и иорданцев из Кувейта. Их места заняли иммигранты из Индии и Египта.

Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. В большей своей части это иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. ежегодно, — это высокоразвитые государства с объемом ВНП на душу населения свыше 6900 долл.

Новыми центрами притяжения становятся страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), ЮАР.

В последние годы особенно бурно росла иммиграция в страны Ближнего Востока, в результате иммигранты составляют здесь около 65% населения (тогда как в 1950 г. аналогичный показатель составлял менее 5%). Очень высок удельный вес иммигрантов среди работающего населения: в Катаре — 85%, в ОАЭ — 90%. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/^ растет за счет иммигрантов.

4. Регулирования миграции рабочей силы

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций,

Государственная миграционная политика это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа

рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и  средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20—40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.

Международное регулирование миграционных процессов

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

• содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;

• разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;

• выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении! этой политики;

• регламентация набора рабочей силы;

• борьба с безработицей;

• гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;

• защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;

• защита детей и женщин;

• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

• организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят:

• Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;

• административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ;

• Международное бюро труда — информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

2. Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В MOM входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями MOM на данный момент, согласно уставу, являются:

• осуществление упорядоченной и запланированной:, миграции граждан;

• перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

• организация передвижения беженцев;

• предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также MOM оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции MOM признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.

MOM — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

РФ с 1992 г. является наблюдателем в MOM.

3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев , (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую , очередь, репатриации.

4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ)

при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой — ведет к обострению экономических и социальных противоречий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31300. Системи числення, кодування інформації 287.5 KB
  Можна вигадати незлічену кількість способів запису числа цифровими знаками але практично застосована система числення повинна давати змогу: зображувати будьяке число в розглядуваному діапазоні величин; одержувати єдине зображення кожної величини; просто виконувати операції з числами. Розрізняють позиційні і непозиційні системи числення. Непозиційною системою числення називають спосіб зображення чисел коли значення цифри не залежить від її позиції в числі наприклад римський запис числа.
31301. Методичні вказівки щодо виконання контрольних робіт з дисципліни “Теорія автоматичного керування” 4.7 MB
  Диференціальні рівняння і передавальні функції елементів САК 5 Задача 2. Часові та частотні характеристики динамічних ланок САК 6 Задача 3 Дослідження стійкості лінійних САК 10 Задача 4 Синтез коректувальних пристроїв за логарифмічними частотними характеристиками 14 Додаток. Метою її вивчення є освоєння принципів побудови різних типів систем автоматичного керування САК; вивчення властивостей і особливостей лінійних нелінійних і дискретних САК; вивчення методів аналізу стійкості та якості...
31302. Методичні вказівки щодо виконання курсової роботи з дисципліни “Теорія автоматичного управління” 2.74 MB
  Методичні вказівки щодо виконання курсової роботи з дисципліни “Теорія автоматичного управління” для студентів денної та заочної форм навчання зі спеціальностей: 7.092203 - "Електромеханічні системи автоматизації та електропривод”, 7.092204 - “Електромеханічне обладнання енергоємних виробництв”
31303. ТЕОРІЯ АВТОМАТИЧНОГО УПРАВЛІННЯ 1.61 MB
  Лабораторні роботи проводяться на ПЕОМ у компютерному класі кафедри. Знаходячись у класі, кожен студент зобовязаний дотримувати правил техніки безпеки, які викладені в спеціальній Інструкції з техніки безпеки в компютерному класі, і правил пожежної безпеки, що також викладені в спеціальній інструкції.
31304. Методичні вказівки щодо виконання лабораторних робіт з курсу Теорія автоматичного керування 1.49 MB
  Лінійні системи автоматичного керування (САК) описують лінійними диференціальними рівняннями. У цих рівняннях змінні та їх похідні зустрічаються лише у першому ступені й відсутні взаємні добутки змінних та їх добутки з похідними.
31305. Методичні вказівки до виконання контольних і розрахункових завданнь з курсу “Теорія електропривода” 725.5 KB
  Сумісна робота двигуна і робочої машини. Вираз характеристик двигуна у відносних одиницях. Гальмівні режими роботи двигуна: а з віддачею енергії в мережу рекуперативне гальмування; б режим противмикання; в режим електродинамічного гальмування. Механічні характеристики і регулювання швидкості двигуна при шунтуванні якоря.
31306. ТЕОРІЯ ЕЛЕКТРОПРИВОДА 397.5 KB
  Незважаючи на різноманітність систем електропривода в завданні на проект а також у методичних вказівках здійснюється загальний підхід до розв’язання задач вибору потужності двигуна дослідження статичних і неусталених режимів. Розрахувати відсутні параметри тахограми орієнтовно визначити потужність двигуна вибрати за каталогом двигун і редуктор. Виконати уточнений розрахунок потужності електродвигуна використовуючи формули приведення моментів і мас що обертаються. Розрахувати й побудувати статичні характеристики двигуна в розімкненій і...
31307. Методичні вказівки щодо виконання лабораторних робіт з навчальної дисципліни «Теорiя електропривода» (частина I) 2.27 MB
  Гальмівний режим Залежно від того як використовується перетворена електрична енергія існує декілька гальмівних режимів: режим рекуперативного гальмування або генераторний режим із віддачею енергії у мережу; при цьому активна механічна потужність із вала двигуна перетворюється в електричну і за відрахуванням втрат віддається в мережу тобто. Перехід із рушійного режиму в режим рекуперативного гальмування здійснюється при кутовій швидкості двигуна вище кутової швидкості ідеального холостого ходу; режим противмикання; при цьому двигун...
31308. «ТЕОРIЯ ЕЛЕКТРОПРИВОДA» (ЧАСТИНА IІ) 4.07 MB
  1 На відміну від каскаду сталої потужності додаткова ЕРС вводиться в ротор АД від машини постійного струму механічно не зв’язаної з валом робочого двигуна рис. Очевидно що і потужність приводного двигуна ПД МПС повинна бути в цьому випадку однаковою з потужністю АД. машини постійного струму і випрямленої напруги ротора асинхронного двигуна. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 ДОСЛІДЖЕННЯ МЕХАНІЧНИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГУНА ПОСТІЙНОГО СТРУМУ В СИСТЕМІ КВ – Д МЕТА РОБОТИ Одержати експериментально швидкісні і за допомогою розрахунку –...