21568

Жизненный цикл: эпигенез идентичности

Научная статья

Психология и эзотерика

[10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...

Русский

2013-08-03

34.25 KB

10 чел.

Эриксон Э.

Жизненный цикл: эпигенез идентичности.

(Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисловие А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с. – (Библиотека зарубежной психологии)).

В данной статье анализируются основные аспекты кризиса идентичности, прослеживаются  индивидуальные жизненные циклы человека.

Ключевые слова:

  1.  идентичность
  2.  кризис
  3.  стадия
  4.  жизненный цикл

Одной из основных координат идентичности является жизненный цикл, поскольку мы исходим из предположения о том, что не только до подросткового возраста индивид развивает предпосылки своего психологического роста, умственного созревания и социальной ответственности для того, чтобы пережить «кризис идентичности», пройти через него.[10;100]

Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами, которые должны быть здесь описаны, последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;104]

Любая стадия становится кризисом, поскольку начинающийся рост и осознание в какой-то новой части функционирования идут вместе с изменениями энергии инстинктов и, таким образом, также обусловливают специфическую уязвимость этой части.[10;104]

Развитие ребенка состоит из серии вызовов, которые он бросает своему окружению для того, чтобы оно обеспечило развитие его впервые возникающих потенциальностей, связанных с социальным взаимодействием.[10;105]

Наиболее радикальные изменения, начиная от глубин внутренней жизни и кончая внешними ее проявлениями, происходят в самом начале жизни. [10;105]

Младенчество: развитие узнавания

Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности является чувство базисного доверия — формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру. [10;106]

Как только разрывается симбиоз новорожденного младенца с телом матери, происходит встреча врожденной и более или менее скоординированной способности ребенка сосать материнскую грудь с более или менее скоординированной способностью и желанием, интенцией, матери кормить младенца и радоваться ему. [10;107]

Для младенца рот является фокусом самого первого совместного с матерью подхода к жизни. В психоанализе эта стадия обычно называется оральной стадией.[10;107]

В этом смысле можно говорить об инкорпоративной (вбирающей) стадии, на которой ребенок, если можно так выразиться, берет то, что ему предлагают. [10;107]

На «второй, оральной» стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной деятельности. С появлением зубов развивается удовольствие кусать твердые предметы, прокусывать их, откусывать от них кусочки.[10;109]

На второй стадии устанавливаются интерперсональные паттерны, связанные с социальными модальностями брать и удерживать предметы — предметы, которые предлагаются и даются ребенку, и предметы, которые имеют большую или меньшую тенденцию «улизнуть».[10;110]

Кризис - «второй, оральной» стадии трудно определить и еще труднее верифицировать. По-видимому, он состоит в совпадении во времени трех моментов:

(1) более острая, напряженная потребность в активном овладении, приобретении и наблюдении, напряжение, связанное с ощущениями дискомфорта из-за растущих зубов, и другие изменения в оральном механизме;

(2) растущее осознание ребенком себя как отдельной персоны и

(3) постепенный отход матери от ребенка, возвращение к своим обычным занятиям, которые были ею оставлены в пред- и послеродовой периоды. Эти занятия включают и возвращение к интимным супружеским отношениям, а возможно, и новую беременность. [10;110]

Наиболее краткой и точной формулировкой идентичности, являющейся завоеванием самого раннего детства, может быть следующая: «Я есть то, что, надеюсь, я имею и даю».[10;116]

Основные этапы присущие любой стадии.

  1.  Расширяющиеся либидные потребности развивающегося живого существа и с ними новые возможности удовлетворения, фрустрации и «сублимации».
  2.  Раздвигающийся социальный радиус, то есть количество и характер людей, с которыми человек может осмысленно взаимодействовать, опираясь на свои все более дифференцирующиеся способности.
  3.  Кризис развития, порождаемый необходимостью овладеть новыми способами поведения в заданный промежуток времени.
  4.  Новое чувство отчужденности, возникающее и развивающееся вместе с осознанием новых зависимостей и новых связей (скажем, в раннем детстве чувство заброшенности, покинутости).
  5.  Специфически новая психологическая сила (на данной стадии предпочтение доверия недоверию), которая является фундаментом для всех будущих сил. [10;114]

Раннее детство: воля быть собой.

Стадия автономии

Психоанализ обогатил словарь словом «анальность», предложенным для обозначения определенного удовольствия и своеволия, связанных в раннем детстве с органами выделения.[10;116]

Основное значение этой второй стадии раннего детства — в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализации; в становлении способности — и вдвойне переживаемой неспособности — координировать некоторое число в высшей степени конфликтующих между собой паттернов действий, характеризующихся тенденциями «удержать» и «отпустить». На этом и на многих других путях развития все еще очень зависимый ребенок начинает испытывать свою автономную волю. [10;117]

Регуляция взаимоотношений между взрослым и ребенком оборачивается теперь тяжелым испытанием. Если слишком ранний или слишком жесткий внешний контроль отнимает у ребенка возможность самому постепенно научиться произвольно, по своему выбору контролировать отправления кишечника и других функций, то позже он окажется перед лицом двойного сопротивления и двойного поражения.[10;119]

Вследствие этого данная стадия становится решающей для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, между самовыражением и компульсивным самоограничением или смиренной угодливостью. Чувство самоконтроля без потери самоуважения является онтогенетическим источником свободной воли. Неизбежно возникающее чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда."[10;119]

Стыд предполагает осознание того, что некто полностью разоблачен, раскрыт, что на него смотрят, — одним словом, самосознание. Если ребенка слишком много стыдят, это приводит к возникновению у него не чувства пристойности, а тайного стремления постараться убраться вон со всем тем, что имеешь, пока тебя не видят, если, конечно, результатом не окажется нарочитое бесстыдство. [10;120]

С психиатрической точки зрения опасность этой стадии, так же как и всех других, состоит в потенциальной возможности отягчения нормативного отчуждения до такого состояния, когда могут проявиться невротические или психотические тенденции. Чувствительный ребенок может обернуть все свое стремление к пониманию только на самого себя, в результате чего развивается преждевременное самоосознавание. [10;121]

Сомнение — родной брат стыда. Если стыд зависит от сознания своей прямоты и открытости, то сомнение имеет дело с осознанием того, что ты имеешь лицевую и обратную стороны (перед и зад), и особенно того, как ты выглядишь со спины, то есть за пределами видимости.[10;122]

Стадия автономии, безусловно, заслуживает особого внимания, так как именно в. ней «вытанцовывается» первая эмансипация от матери. [10;124]

…стадия автономии: «Я есть то, чего я могу свободно желать».

Детство: антиципация ролей.

Фаллическая стадия

Будучи твердо уверенным в том, что он — самому себе принадлежащая персона, ребенок теперь должен выяснить, какой же именно персоной он может стать.

Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис:

(1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по существу, не ограниченный для него радиус целей;

(2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчисленных вещах, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;

(3) и речь, и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число ролей, что подчас это его пугает. Как бы то ни было, Из всего этого ребенок должен выйти с чувством инициативы как базисным для реалистического ощущения собственных амбиций и целей.

«…кризис, сопровождаемый какими-то новыми отчуждениями, разрешается следующим образом: ребенок неожиданно начинает чувствовать себя «в большей степени собой», более любимым, более расслабленным, более ярким в своих суждениях — иными словами, по-новому витальным». [10;125]

Модус вторжения, доминирующий в поведении на этой стадии, определяет многообразие «схожих» по форме видов активности и фантазий. Он включает:

(1) вторжение в пространство с помощью активных движений;

(2) вхождение в неизвестное с помощью всепоглощающей любознательности;

(3) «влезание» в уши и головы других людей своими криками и воплями;

(4) физическую атаку в отношении других людей;

(5) а также первые пугающие мысли о том, чтобы ввести фаллос в женское тело.

В теории детской сексуальности эта стадия называется фаллической стадией — стадией детской любознательности, генитальной возбудимости и разного рода озабоченности на сексуальной почве (типа утери пениса у девочек).[10;126]

B таком случае необходимый вклад обсуждаемой стадии в дальнейшее развитие идентичности — это высвобождение детской инициативы и чувства цели для выполнения взрослых задач, что обещает (но не гарантирует) реализацию пространства возможностей человека. Это реализуется в твердом, не разрушаемом чувством вины и постоянно растущем убеждении в том, что «Я есть то, чем, я могу вообразить, я стану».[10;132]

Школьный возраст:

идентификация с задачей

Именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых.[10;133]

Ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания.[134]

Опасность этой стадии — в развитии отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Оно может быть обусловлено неудовлетворительным разрешением предшествующего конфликта: ребенок все еще тянется к своей матери, гораздо сильнее, чем к учебе; он все еще может предпочитать, чтобы его считали малышом дома, нежели большим в школе; он все еще сравнивает себя со своим отцом, и это сравнение вызывает чувство вины, равно как и чувство неполноценности.

Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретится с актуальностью технологии и экономики.[10;135]

… существует еще одна опасность, возможно наиболее распространенная, — то, что на протяжении долгих лет хождения в школу ребенок никогда не получит удовольствия от работы, не испытает гордости за то, что хотя бы что-то, одно он сделает своими руками действительно хорошо. [10;136]

…в социальном отношении эта стадия — решающая. Поскольку   созидание   включает   производство   предметов рядом и вместе с другими людьми, то первое чувство разделения труда и различия возможностей — чувство технологического этоса культуры — развивается в это время.[10;137]

…непосредственный вклад школьного возраста в становление чувства идентичности может быть выражен словами «Я есть то, что я могу научиться делать» [10;138]

Отрочество

… период между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности.

В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы.[10;139]

…подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить.

…подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и в то же время смертельной боязнью оказаться слабаком, насильно вовлеченным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах.

… подросток готов доверять тем сверстникам и тем действительно направляющим, ведущим или же вводящим в заблуждение старшим, которые зададут образные, если не иллюзорные границы его устремлениям.[10;140]

…выбор рода занятий приобретает для подростка большее значение, чем вопрос о зарплате или статусе. [10;140]

Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности. Неспособность многих молодых людей найти свое место в жизни базируется на предшествующих сильных сомнениях в своей этнической или сексуальной идентичности, или ролевой спутанности, соединяющейся с застарелым чувством безнадежности.[10;142]

В целом можно сказать, что более всего беспокоит молодых людей неспособность установить профессиональную идентичность. Чтобы сохранить свою общность, они временно начинают идентифицироваться с героями своих групп, клик, толп вплоть до возможной полной потери своей индивидуальности.[10;143].

За идентичностью

Кризис интимности.

Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной.[10;147]

Психоанализ подчеркивал гениталъностъ как одно из условий развития для достижения полной зрелости. Генитальность состоит в способности развивать органическую потенцию, которая больше чем просто освобождение от сексуальных продуктов в смысле «выброса».[148]

Прежде чем будет достигнут этот уровень генитальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности; каждый из партнеров в действительности старается лишь прийти к самому себе. [10;148]

Типичным отчуждением этой стадии является изоляция, то есть неспособность воспользоваться своим шансом, разделив истинную интимность. Такое подавление своих чувств часто усиливается страхом того, что интимность выйдет наружу: плод — и забота о нем. [10;149]

…теперь приращение идентичности основывается на формуле «Мы есть то, что мы любим»

зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, и зрелость ведома природой того, о чем следует заботиться. Тогда генеративиострь — это прежде всего забота о становлении следующего поколения.[10;149]

Генеративность сама является движущей силой человеческой организации. И стадии детства и взрослости представляют собой систему генерации и регенерации, на которую работают такие институты, как теплая, заботливая семья и совместно разделенный труд. [10;150]

Лишь  обретя жизненный  опыт,   обогащенный  заботой об окружающих людях, и в первую очередь о детях, творческими взлетами и падениями, человек обретает интегративностъ — завоевание всех семи предшествующих стадий развития.[10;151]

Говоря об этом зрелом периоде человеческого развития, отмечу несколько его особенностей. Это растущая эмоциональная интеграция как склонность «эго» к порядку и значимости, полная доверия к образам — носителям прошлого и готовая взять на себя лидерство в настоящем (а при отдельных обстоятельствах и отречься от него. [10;151]

Здесь витальность приобретает форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которое мы называем мудростью, со многими оттенками значения — от зрелости «ума» до сосредоточения знаний, — тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием. [10;152]

Окончание жизненного цикла порождает также «последние вопросы» о шансах человека трансцендировать за пределы своей идентичности и своего часто трагического или даже горько трагикомического участия в собственном неповторимом жизненном цикле в исторической цепи следующих друг за другом поколений. [10;152]

… к концу своей жизни неизбежно оказывается перед лицом новой редакции кризиса идентичности, которую мы можем зафиксировать в словах «Я есть то, что меня переживет» [10;152]

Итак, мы приходим к заключению, что психологическая сила зависит от тотального процесса, который одновременно регулирует индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. [10;152]

Таким образом, автор выделяет восемь стадий в жизненном  цикле человека. Каждая стадия сопровождается кризисом идентичности, который человек проживает и находит разрешение этого кризиса теми или иными способами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44092. Анализ работы моторного участка МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс» 1.35 MB
  Запрещается удлинять рукоятки ключей путем присоединения другого ключа или трубы. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами а также надеть на зубило защитную шайбу для защиты рук. Дата Экономическая эффективность разработанной конструкции Общая сумма расходов на изготовление конструкции Срасх = Сприс Кпов руб. где: Сприс стоимость приспособления руб.
44093. Проектировании учебно - лабораторного комплекса «Модель блока тепловой электрической централи» 1.13 MB
  Карагандинская ТЭЦ-3 расположена в северо-восточной части города Караганды и предназначена для покрытия тепловых нагрузок промышленности и культурно бытового сектора города. ТЭЦ-3 работает на привозном Экибастузском угле, для растопки котлов используют мазут.
44094. Изучение теоретических вопросов по учету и аудиту денежных средств ООО «Эталон – СПб» 802 KB
  Целью данной дипломной работы является изучение теоретических вопросов по учету и аудиту денежных средств,исследование их практического применения,разработка предложений по улучшению учета на предприятии и совершенствованию деятельности предприятия ООО «Эталон – СПб»
44095. Архитектура цифровой системы коммутации Квант 1011.5 KB
  Важнейшим этапом развития автоматической телефонной коммутации можно считать развитие автоматических телефонных станций АТС с программным управлением и коммутационным полем с магнитоуправляемыми герметизированными контактами герконами или электронными элементами АТС третьего поколения. Разработка АТС третьего поколения была начата в 1950е годы и шла по нескольким направлениям. Для создания новых АТС пытались использовать самые различные принципы и приборы. Многолетние исследования и разработки в конечном итоге привели к созданию АТС...
44097. Разработка художественного проекта и создание сувенира для ярких личностей 95.9 MB
  Он начинается с технического задания содержащего информацию о функциональном назначении и условиях эксплуатации проектируемого изделия основные технические данные габариты материалы и пр. Таким образом исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия ее связь с функцией и конструкцией ее приспособление к человеку и материальной среде. На следующем этапе рабочего проектирования выполняются чертежи общего вида изделия его...
44098. Анализ бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией готовой продукции на примере НП ООО «Вольница» 533 KB
  Под готовой продукцией понимается продукция для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством».
44099. Проявление закона развития в организации 433.5 KB
  Развитие — это необратимое и направленное изменение материи. Цикл развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Развитие является важнейшим аспектом жизнедеятельности любой организации, а значит необходимо знать сущность развития, его составляющие и в нужное время применить нужный вариант развития.
44100. Государственное и муниципальное управление. Методические указания 178 KB
  Государственное и муниципальное управление Печатается по решению Учебно-методической комиссии факультета управления Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы подготовлены с учетом требований сформулированных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности Государственное и муниципальное управление в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ утвержденным приказом Минобразования РФ...