21570

Средства общения

Научная статья

Психология и эзотерика

Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...

Русский

2013-08-03

17.46 KB

12 чел.

Лисина М.И.

Средства общения

(Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; Под редакцией А.Г.  Рузской. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 384с. – Психологи отечества.)

В данной статье рассматривается проблемы общения, взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка

Ключевые слова:

  1. Мимические средства общения
  2. Речь
  3. Позы
  4. Предметные движения
  5. Внимание
  6. Вокализация

«Три категории средств общения перечислены в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве»

«Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации.

В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, и в этом их первая функция

В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям.

Третья функция выразительных средств общения состоит в том, что они служат «индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу»

«Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями».[5;72]

«Поскольку внимание и доброжелательность остаются постоянными компонентами содержания потребности человека в общении, понятно, что постоянно сохраняют свое значение и выражающие их экспрессивно-мимические средства общения» [5;73]

«Можно отметить, что по мере развития ребенка,…происходит дифференциация улыбок, среди которых начинают различаться робкие, живые, застенчивые, кокетливые, озорные и многие, многие другие.»[5;75]

«Предметно-действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка с взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначениевыразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого»[5;75]

«…совместная с взрослым деятельность, на фоне которой происходит общение с ним ребенка, обогащает средства общения новыми действиями, преобразованными и приспособленными для коммуникации». [5;76]

«В последующем, после возникновения у детей активной речи, предметно-действенные средства общения теряют свое значение; если они и используются дошкольниками, то, как правило, в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование средств общения описываемой категории сохраняется у некоторых робких детей, избегающих активного словесного взаимодействия с партнерами »[5;77]

«В раннем детстве предметно-действенные средства общения обычно отличаются интенсивной эмоциональной окраской и нередко сочетаются с призывами или повелительными вокализациями типа вскриков или коротких громких звуков, назначение которых — привлечь внимание взрослого.

«…с помощью предметно-действенных приемов ребенок не только выражает свою готовность к общению с взрослым, но и сообщает о том, какого именно рода взаимодействие ему желательно» [5;77]

«…предметно-действенные средства общения помогают ребенку добиться от взрослого желательного взаимодействия быстрее и точнее, чем экспрессивно-мимические, конструктивная и инициативная роль которых гораздо скромнее. Однако наибольшей эффективности, несомненно, достигают речевые средства общения» [5;78]

«Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. И тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение»[5;78]

«Если подходить к речи ребенка с позиций анализа функции, которую она выполняет, то приходится признать, что она первоначально возникает прежде всего как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка …предназначены для того, чтобы выразить желание ребенка, неудовлетворимое без взрослого, путем обозначения предмета или действия.» [5;79]

«…три гипотезы об условиях, стимулирующих возникновение речи у детей, согласно которым оно обеспечивается:

1) их эмоциональным контактом с  взрослыми на 1-м году жизни.

2) их совместной деятельностью с взрослым и в конце 1-го — начале 2-го года жизни и

3) их своеобразным «голосовым» взаимодействием с взрослым, в котором взрослый оказывает на ребенка полноценное словесное воздействие, а ребенок употребляет разнообразные неречевые вокализации»[5;80]

Таким образом, существует три категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют с взрослыми: это экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые операции. Все они формируются у ребенка в процессе контактов детей с окружающими людьми.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39560. Проектирование женского плаща 23.3 MB
  1 Модели предлагаемые на рынке сбыта Модели предлагаемые на рынке сбыта Проанализировав несколько торговых точек Омской области можно сказать что самая актуальная модель плаща в данном регионе это классический тренчкот траншейное пальто это модель дождевого плаща с неизменными атрибутами: двубортный с погонами и отложным воротником манжетами кокеткой поясом и разрезом сзади.3 Модели предлагаемые на рынке сбыта Описание модели: Вид изделия: женский плащ Назначение изделия: для повседневной носки ...
39562. Подбор оборудования и проектирование здания Багаевской МГЭС 4.3 MB
  В качестве исходных данных при составлении гидрометеорологической характеристики были использованы материалы многолетних наблюдений Гидрометеослужбы, а также «Основные положения правил использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища на р. Дон» и архивные материалы проектных организаций, проводивших изыскания на участке проектирования в предыдущие годы.
39563. Анализ вопросов гражданско-правового регулирования арендных отношений 138.9 KB
  Договор аренды входит в группу сделок, регулирующих отношения по передаче имущества во временное пользование. В отличие от договоров по передаче имущества в собственность, договор аренды не влечет смены титула собственника, а, следовательно, в правовом смысле он оформляет такие отношения товарообмена
39564. Разработка модели анализа структуры затрат на услуги ООО «Противо Пожарная защита» 2.68 MB
  В экономической литературе можно найти множество вариантов снижения затрат на предприятии, однако комплексного подхода для разработки модели анализа структуры затрат на услуги предприятия нет. В связи с этим разработка такой модели является важным и актуальным шагом в изучении экономики предприятия.
39565. Загрузка синхронного транспортногой модуля STM – RR или STM – 1 1.62 MB
  Объединяются 1300 каналов тональной частоты и 6 каналов звукового вещания первого класса в системе с временным разделением каналов и 8ми разрядной импульснокодовой модуляцией. Рассчитать временные и частотные характеристики нарисовать структурную схему объединения и разделения каналов с учетом плезиохронной цифровой иерархии. Рассчитаем частоты дискретизации для каналов ТЧ и звукового вещания. Определим общее число каналов.
39566. Организационная схема предприятия «Вольво» ОАО «Белмагистральавтотранс» 377 KB
  Проверка давления включения и отключения регулятора давления 2. Проверка стояночного тормоза и запорного клапана 3. Проверка педали и тормозного клапана Проверки снаружи 4. Проверка крепления кабины гидросистемы запорных устройств решетки радиатора и механизма подъема кабины 5.
39567. Проект компрессора высокого давления с гладкой проточной частью для ТРДД с тягой 140 кН 1.34 MB
  Описание конструкции КВД 7 3.Описание конструкции КВД. КВД осевой левого вращения восьмиступенчатый приводится во вращение турбиной газогенератора. КВД состоит из следующих узлов: входного направляющего аппарата ВНА; корпуса с направляющим аппаратом 1 ст.
39568. БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ВАКУУМНОЙ СИСТЕМЫ УСКОРИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ УРТ-1 12.63 MB
  БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ВАКУУМНОЙ СИСТЕМЫ УСКОРИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ УРТ1 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Пояснительная записка 210100. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ВАКУУМНОЙ СИСТЕМОЙ. Объект исследования: автоматизация контроля и управления вакуумной системы наносекундного ускорителя электронов. Цель работы: разработка блока управления вакуумной системой ускорителя электронов создание программного обеспечения для персонального компьютера предназначенного для управления и отладки блока управления.