21571

Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе

Научная статья

Психология и эзотерика

[6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...

Русский

2013-08-03

25.07 KB

15 чел.

Фельдштейн Д.И.

Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.

(Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн.- 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.- 672 с.)

В статье раскрываются основные положения теории поэтапного социального развития личности в онтогенезе.

Ключевые слова:

  1.  онтогенез
  2.  социальное развития
  3.  социальная позиция
  4.  социализация
  5.  рубеж развития
  6.  социальный опыт
  7.  индивидуализации
  8.  становление личности
  9.  узлы социального движения
  10.  социальная зрелость
  11.  фазы становления личности
  12.  стадии развития.

Процесс становления личности в онтогенезе происходит по определенным внутренним закономерностям и является формой социального развития.

«Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как специфическая форма социального движения, социального развития, субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида».[6;110] 

Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу, условно названные "я в обществе" и "я и общество".

«Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей, условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу, условно названных нами "я в обществе" и "я и общество"» [6;111]

Первая позиция, где акцент делается на себя, отражает стремление ребенка понять свое "я" — что такое "я" и что я могу делать.

Вторая — касается осознания себя субъектом общественных отношений. На данном этапе происходит социализация ребенка.

«Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит социализация ребенка — освоение социального опыта через освоение орудий, знаков, символов, овладение социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, выработка способов обращения с предметами, при оценке своих действий, умении присматриваться к себе, примерять себя к окружающему, рефлексии на свои действия и поведение, связана с утверждением позиции "я" среди других — "я в обществе"»  [6;112]

В этих позициях автор выделяет два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности  и  обозначает их как промежуточные и узловые.

«Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных нами промежуточными и узловыми» [6;112].

«Промежуточный рубеж развития — итог накопления элементов социализации — индивидуализации — относится к переходу ребенка из одного периода онтогенеза в другой (в 1 год, 6 и 15 лет).

Узловой, поворотный рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся через развитие личности, он связан с новым этапом онтогенеза (в 3 года, 10 и 17 лет)». [6;114]

На промежуточном рубеже развития ребенок рассматривает себя среди других, сравнивает, самореализуется.

«В социальной позиции, складывающейся на промежуточном рубеже развития (именно она обозначается нами формулой "я в обществе"), реализуется потребность развивающейся личности в приобщении себя к обществу…» [6;114]

На узловом рубеже ребенок реализует свою потребность в определение своего места в обществе.

«На узловом, поворотном рубеже развития, когда формируется социальная позиция, обозначенная нами формулой "я и общество", реализуется потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании — от осознания наличия своего "я", своей "самости" до стремления к реальному выделению своего "я" в системе равноправных отношений с другими людьми» [6;114].

«Становление личности происходит в процессе деятельности ребенка. Развитие этой деятельности предстает в рассматриваемом плане как сложный процесс, в котором, во-первых, происходит постоянное насыщение, рост, увеличение объема.

Внутри развивающейся системы деятельности и проявляются узлы социального движения, обеспечивая ребенку достижение определенной позиции его "я" по отношению к обществу». [6;115]

Уже до года ребенок начинает проявлять огромный интерес к окружающим  людям,  у них появляется потребность во взаимоотношениях со взрослыми.

«Уже в первом, младенческом, периоде ( от 0до 1 года) выясняются возможности социального развития ребенка, устанавливается в определенном смысле его позиция "я в обществе", что приводит растущего человека к пониманию наличия "других"». [6;115]

В конце первого года жизни  ребенок овладевает предметными действиями. Появляется новый тип «отношения ребенка к миру — объектного отношения». При овладении речью слова начинают зрительно связывать ребенка с предметом.

«В конце первого года жизни происходит резкий переход от интимно-личностного общения…к предметно-манипулятивной деятельности. Ее развитие говорит о возникновении под прямым влиянием взрослого нового типа отношения ребенка к миру — объектного отношения» [6;116].

От года до трех лет ребенок не только осваивает предметы и действия с ними, но и берет на себя определенные роли, что говорит о его готовности перейти на новую ступень социального развития.

«Формирование предметных действий у ребенка от года до 3 лет, овладение выработанными способами употребления доступных вещей не только способствуют ориентации детей на предметную деятельность, но и обостряют стремление ребенка выйти за пределы непосредственных обиходных отношений» [6;116]

К концу 2-го года жизни ребенок ставит себя в позицию субъекта, т.е. выделяет свое «я» - узловой момент.

«Таким образом к 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое "я", осознавая свою "самость", ставя себя в позицию субъекта» [6;117].

С 3 до 6 лет ребенок начинает сравнивать себя с другими, ставить себя на место другого человека, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

«Показательно, что к 6 годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения» [6;117].

На рубеже между 5 — 6 годами  ребенок начинает понимать и оценивать социальные явления, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает свою принадлежность к детскому коллективу, начинает понимать важность общественно полезных дел.

«У шестилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности… именно на рубеже между 5 — 6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности» [6;118].

Следующий период становления личности связан с появлением у ребенка в 6 — 9 лет начало творческого отношения к действительности, появляется рефлексия собственного поведения. На данном этапе ребенок испытывает потребность реализовать себя как субъекта.

«Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой общественно значимой деятельности…ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место» [6;118].

В период с 10 до 15 лет подросток начинает осознавать себя в системе общественных отношений - очередной промежуточный рубеж социального движения — "я в обществе". Возникает и обостряется потребность в общественном признании, что приводит к ориентированности на предметно-практическую деятельность (развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития). Ребенок начинает задумываться о своем будущем.

«Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка в общественном признании, что при отсутствии реальных возможностей утверждения новой социальной позиции обусловливает в итоге развертывание предметно-практической деятельности».  [6;119]

«От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения — "я и общество"»  [6;120].

«Разноуровневое состояние социальной зрелости, фиксируемое главными узлами развития личности, отражается в трех этапах онтогенеза.

I. До 3 лет, когда на доступном ребенку уровне происходит его социализация (и условная индивидуализация) в форме освоения наличия других.

II. С 3 лет, когда ребенок, осознав свое "я", проявляет первые моменты самоутверждения, самодетерминации ("я сам"), вступает в отношения "я и другие", осваивает нормы человеческих отношений, фиксирует и пытается (с 6 лет) ориентироваться на оценку общества.

III. С 10 лет, когда подросток стремится утвердить свое "я" в системе общественных отношений. Этот этап социализации отличается не только наиболее выраженной индивидуализацией, но и самодетерминацией, самоуправлением растущего человека, не просто ставшего субъектом, но и осознающего себя им» [6;120].

Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости - фазы становления личности.

Первая фаза – развитие самосознания

Вторая фаза - активное формирование самосознания человека «выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта»

«На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта. При этом речь идет об особом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя в общем деле, ответственности за это общее дело и за других людей...»

Внутри каждого периода социальное развитие личности проходит через три закономерно чередующиеся стадии.

«Первая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности.

Вторая стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности.

Третья — насыщением ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности».

Когда развитие ребенка достигает определенного уровня социальной зрелости на определенной стадии, он стремится занять новую социальную позицию. При этом, как отмечал П. П. Блонский (1961), с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в нем общества, меняются также содержание и средства общения.

«Полученные нами факты показывают, что как раз достижение определенного уровня социальной зрелости на конкретной стадии каждого периода онтогенеза, опережает интеллектуальное развитие ребенка, предшествует ему, отражаясь в стремлении занять новую социальную позицию» [6;122].

«Так, в подростковом возрасте таким адресатом становится общество в целом; подросток выходит на общение с обществом (шире — с миром человеческой культуры) "на прямую", овладевая позицией "я и общество"» [6;123].

На этом уровне перед подростком стоит задача определения своего места в обществе.

«Содержательно это означает, что на данном уровне подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т. е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования» [6;123].

Таким образом, процесс становления личности в онтогенезе происходит по определенным внутренним закономерностям и является формой социального развития.

Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу, условно названные "я в обществе" и "я и общество".

«Становление личности происходит в процессе деятельности ребенка. Внутри развивающейся системы деятельности проявляются узлы социального движения, обеспечивая ребенку достижение определенной позиции его "я" по отношению к обществу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34885. Бюджетний дефіцит.причини його виникнення і подолання в країнах з ринковою економікою 21.5 KB
  Основні причини існування бюджетного дефіциту 1. Однак автоматичного збільшення податкових надходжень не відбувається що призводить до появи бюджетного дефіциту. Основні джерела покриття бюджетного дефіциту державний кредит це фінансовоекономічні відносини де держава виступає у ролі позичальника.
34886. Державний борг. Вплив державного боргу на економіку країни 22.5 KB
  Державний борг-сума грошових средств які держава бере взайми щоб покрити дефіцит бютжету
34887. Податкова система, види податків 22 KB
  Податки у залежності від форми надходження: а прямі; б непрямі. Податки у залежності від формування рівня бюджету:а державні;б місцеві. Прямі податки що безпосередньо йдуть на формування бюджету: ■ податок на додану вартість; ■ прибутковий податок з громадян; ■ податок з прибутку підприємств; ■ плата за землю; ■ податок на нерухомість з юридичних та фізичних осіб; ■ податок з продажів. Непрямі податки це надбавки до цін і тарифів що поширюються на обмежене коло товарів та послуг: ■ акцизи; ■ мита; ■...
34888. Теорія „порівняльних витрат”-основа міжнародної торгівлі 21.5 KB
  Теорія порівняльних витратâ€основа міжнародної торгівлі Міжнародна торгівля це обмін товарами і послугами між державнонаціональними господарствами. Передумовами світової торгівлі виступають міжнародний поділ праці спеціалізація різних країн на виробництві окремих видів товарів і послуг відповідно до технікоекономічного рівня розвитку їх природногсографічних умов.У основі об'єктивної необхідності міжнародної торгівлі лежить концепція порівняльних витрат створена Д. Якщо є незаперечні природні сировинні кліматичні переваги однієї...
34890. Перешкоди на шляху розвитку міжнародної торгівлі 20 KB
  Пошліниємитний збір –це з ціллю : а протекціонізниєзахист вітчизняного споживача; б фіскальні пошліни налогові.Квотавводиться обмеження на кількість ввезення продукта з ціллю підтримки вітчизняного виробника.
34891. Сутність поняття роздержавлення та приватизація 23.5 KB
  Сутність поняття роздержавлення та приватизація. Термін роздержавлення на Заході відомий давно і вживається він однозначно за змістом – як передача власності з державного сектора в приватний. У нас враховуючи суцільний тобто в усіх сферах монополізм зумовлений пануванням державної власності в поняття роздержавлення вкладається дещо інший зміст. А це означає що однією з суттєвих сторін роздержавлення є перетворення самої держави.
34892. Предмет та функціі економічноі теоріі 24.5 KB
  Пізнавальна функція формування ринкового світогляду. Практична функція розробка економічної політики держави на мові об'єктивних економічних закономірностей. Методологічна функція розробка методів засобів наукового і грументарію необхідних для глибокого об'єктивного дослідження ономічної дійсності.
34893. Поняття людських потреб 28 KB
  Матеріальні потреби це бажання споживачів отримати товари та послуги що приносять їм задоволення. Індивідуальні потреби людини споживчі товари і послуги: а первинні задовольняють життєво необхідні потреби людини фізіологічні об'єкт потреб: предмети першої необхідності; б вторинні задовольняють естетичні та культурні потреби кіно театр спорт книги тощо об'єкти потреб: предмети розкоші. Суспільні потреби потреби урядових установих і громадських організацій фірм що...