21578

КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

Лекция

География, геология и геодезия

КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 6. Поверхностные карстовые формы 6. Подземные карстовые формы 6. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА Карст совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии свойственной областям сложенным растворимыми горными породами каменная соль гипс известняк доломит и др.

Русский

2013-08-03

42 KB

34 чел.

26

ЛЕКЦИЯ 6

Тема 6.  КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

6.1. Поверхностные карстовые формы

6.2. Подземные карстовые формы

6.3. Рудный карст

6.4. Типы карстовых отложений

6. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

Карст - совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии, свойственной областям, сложенным растворимыми горными породами (каменная соль, гипс, известняк, доломит и др.). Сущность карстовых процессов заключается в растворении породы атмосферными, талыми, подземными, а в отдельных случаях и морскими водами.

Среди растворимых горных пород наиболее распространены известняки и доломиты. Таким образом, наиболее изучен и распространён известняковый карст. Главным условием растворимости известняка является достаточное количество растворённого в воде CO2, т.к. вода становится химически агрессивней и энергично воздействует на карбонатные породы. Источниками CO2 в природных водах могут быть:

- атмосферные процессы;

- биохимические процессы в почве и коре выветривания;

- разложение органических остатков при свободном доступе воздуха;

- поступление углекислоты из эндогенных источников.

Другие условия, определяющие развитие карста:

рельеф - на пологонаглонённых поверхностях, как правило, карстовые образования возникают гораздо быстрее и представлены разнообразнее, чем на крутых склонах;

чистота и мощность известняков - чем чище и мощнее толща известняков, тем интенсивнее они подвержены карстообразованию;

структура породы - грубообломочные или ракушечные известняки карстуются гораздо меньше, чем однородные мелкозернистые;

климатические условия (температурный режим, количество и характер осадков, наличие вечной мерзлоты, характер растительного покрова и т.д.);

трещиноватость карстующихся пород.

В областях развития мощных карстующихся толщ выделяются четыре вертикальные зоны, различные по условиям движения подземных вод (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

1 - зона аэрации - происходит нисходящее движение инфильтрационных вод;

2 - зона периодического насыщения - сезонное колебание уровня подземных вод;

3 - зона полного насыщения - движение подземных вод направлено в сторону речной долины (3а - сфера разгрузки подземных вод на долине реки);

4 - зона глубинной циркуляции - движение воды происходит очень медленно в сторону тектонических депрессий, здесь карстообразование прекращается.

Уровень, ниже которого не происходит процесса растворения и образования карстовых форм, называется базисом карстования. Он регулируется изменением положения уровня грунтовых вод, который связан с базисом эрозии.

6.1. Поверхностные карстовые формы

1. Карры (карровые поля) - системы узких желобков, борозд, разделённых неширокими гребешками, развивающихся на поверхности известняков, лишённых рыхлого покрова под действием дождевых или талых вод. Ширина ложбинок и гребней - от нескольких сантиметров до 1-1.5 м.

2. Карстовые воронки - возникают в трещиноватых породах, часто в местах пересечения трещин, развиваются до глубины 15-20 м, диаметром до 30-35 м, реже до 100 м и более. Поглощающее отверстие на дне воронки называется понором.

3. Провальные воронки - возникают за счёт обрушения сводов подземных полостей. Характеризуются крутыми склонами, чёткой бровкой, имеют часто угловатые очертания в плане, дно покрыто глыбами обрушившегося свода.

4. Карстовые озёра - образуются в случае закупоривания понора нерастворимым осадком окислов Fe, Al, Si в карстовых воронках.

5. Карстовые ниши и навесы - образуются преимущественно на отвесных скальных выступах, глубина достигает 1.5 м и более.

6. Слепые долины - исчезающие реки (воклюзы) заканчиваются ручьём, уходящим по трещине вглубь.

7. Тропический карст - образуется в тропиках с высокой температурой воздуха и большим количеством осадков. Характерны башенные, конические или куполовидные остаточные возвышенности высотой 100-300 м, разделённые широкими впадинами с плоскими днищами.

6.2. Подземные карстовые формы

1. Карстовый колодец - продолжение развития поверхностного карста, достигает десятков метров в глубину.

2. Карстовые шахты - достигают сотен метров в глубину.

3. Карстовые пещеры - образуются под действием подземных вод в результате расширения трещин в породах и вдоль плоскостей напластования. Образование пещер связано с уровнем базиса карстования, зависящего от зеркала грунтовых вод (базиса эрозии).

Существуют следующие разновидности пещер:

а) горизонтальные; в) слепые;

б) наклонные; г) сквозные.

6.3. Рудный карст

В районах с сульфидной минерализацией имеют большое значение сернокислые воды, образованные в результате окисления сульфидов. Это - рудный, или сернокислый карст. Образование карстовых полостей происходит как в самом рудном теле, так и в зоне окисления, а также на некотором расстоянии от последних. В таких карстовых пустотах стенки покрыты натёчными окисленными рудами, переотложенными трещинно-карстовыми водами. Существующая определённая закономерность расположения карстовых пустот в пределах месторождений и полей может служить поисковым признаком сульфидной минерализации.

6.4. Типы карстовых отложений

1. Остаточные отложения - нерастворимый глинистый и алевритовый остаток, образующийся при выщелачивании карстующихся пород. Часто возникают краснозёмные образования (окислы Si, Al, и Fe, залежи бокситов).

2. Обвальные накопления - образуются за счёт обрушения сводов и стен пещер.

3. Водные механические отложения - накапливаются в основном в пещерных реках и озёрах.

4. Водные хемогенные отложения:

а) субаэральные (натёчные) - сталактиты. сталагмиты и др.;

б) субаквальные (в водной среде) - корки, оолиты и др..

5. Отложения источников:

а) известковые туфы;

б) травертины - твёрдые, раскристаллизованные известковые образования, связанные с выходами термальных углекислых вод.

6. Пещерный лёд и снег.

7. Органогенные отложения:

а) мумиё;

б) залежи фосфоритов (скопления костей и экскрементов летучих мышей и птиц).

8. Отложения культурного слоя - продукты жизнедеятельности человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46111. Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 23.5 KB
  Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями В целом проводится комплексное психологопедагогическое обследование психолог педагоги логопед Цель: выявить отклонения направить ребенка в соответствующее образовательное учреждение Задачи обследования: 1....
46112. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание, формы, и стили семейного воспитания 14 KB
  Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание формы и стили семейного воспитания. Семья основная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью в ней вырабатываются совокупность нормы и образцов регламентирущих взаимодействий между супругами детьми детей между собой. детоцентрическая – все интересы подчинены ребенку детей формируется высокая самооценка 3.сексуальноэротическая Специфические функции семей имеющих детей с нарушениями в развитии 1.
46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.
46114. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР 18.5 KB
  Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...
46115. Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями 12.5 KB
  Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями. МПМ методика преподавания математике – наука предметом которой является обучение математике на всех уровнях обучения начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшей школой. объект содержание методы средства Обучение математике решает развивающие образовательные воспитательные задачи: 1 образовательные : Ученики должны получить знания умения: представления о натуральном числе и числе 0.
46116. Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи 13.5 KB
  Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи принципы и направления работы по развитию речи. деятельности по формированию речи у детей дошкольного возраста. Задачи работы по развитию речи направления работы : Воспитание ЗКР.
46117. Значение изобразительной деятельности в воспитании детей и коррекции у них речевых нарушений 14 KB
  Включение речи в познавательные процессы восприятие представление воображение без которых не может развиваться изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. В свою очередь хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи.Развитие речи в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: вопервых происходит обогащение словаря вовторых осуществляется становление и развитие речи как средства общения втретьих совершенствуется...
46118. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность 13.5 KB
  Язык речь речевая деятельность. предмет речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Речевая деятельность акт. Речевая деятельность имеет предметное содержание определенную структурную организациювнешнюю и внутреннюю подчиняется общефункционнальным психическим механизмамвнимание память Язык = речь Щерба: троякий аспект языкового явления эксперимент в языкознании: сам процесс речевой деятельностипроцесс; языковая системакод; языковой материал.
46119. Современные принципы анализа высших психических функций. Речь в системе психических процессов. Модели порождения речевого высказывания 10.5 KB
  Стахостическая модель Миллер – Хомский опирается на идею вероятности появления единицы на основе уже использованной. Модель Чарльза Осгуда Модель Хомского – трансформирования. Модель Миллера Модель Т.