21586

ОСНОВЫ СТРАТИГРАФИИ АНТРОПОГЕНА

Лекция

География, геология и геодезия

лет назад 5 млн. лет назад в Африке возникли австралопитеки южные обезьяны освоившие прямохождение. лет назад от австралопитеков произошли первые гоминиды и их поздние представители относятся к роду Ноmo habilis человек умный. лет назад в Африке появились питекантропы первые представители архантропов древних людей.

Русский

2013-08-03

34.5 KB

3 чел.

57

ЛЕКЦИЯ 14

Тема 14. ОСНОВЫ СТРАТИГРАФИИ АНТРОПОГЕНА

14.1. Палеоклиматический принцип

14.2. Биостратиграфический принцип

14.3. Археологические основы стратиграфии четвертичных

14. ОСНОВЫ СТРАТИГРАФИИ АНТРОПОГЕНА

14.1. Палеоклиматический принцип

Для расчленения четвертичных отложений важное значение имеет присущая этому периоду климатическая периодичность. Климатостратиграфическая методика опирается на смену в разрезах антропогена ледниковых и межледниковых отложений, определяемых по наличию холодо- и теплолюбивой флоры и фауны. Учитываются также особенности выветривания и рельефообразования, присущие различным климатическим зонам.

Для континентальных отложений важнейшее значение имеет споро-пыльцевой и карпологический метод. При изучении почв и торфяников учитывается видовой состав и плотность растительного покрова. Из палеофаунистических данных для изучения особенностей изменения климата широко используются наземные моллюски и озерные диатомовые водоросли. В морских отложениях изучаются тепло- и холоднолюбивые фораминиферы, а также используется метод определения палеотемпературы воды с помощью изотопного анализа состава их раковин.

Важными палеоклиматическими указателями являются валунные суглинки, породы речного, озёрного или морского происхождения. Солифлюкционные отложения указывают на мерзлотные процессы, эоловые пески на семиаридный климат, лёссы на засушливую обстановку. Криогенные проявления в виде ледяных клиньев, микрошлиров, криотурбаций - на резкие похолодания.

14.2. Биостратиграфический принцип

Стратиграфические подразделения предыдуших систем опираются на разрезы морских отложений, богатых фауной. Применение этой методики для подразделений четвертичной системы возможно лишь в редких случаях, ввиду исключительно континентальной природы антропогеновых отложений. По этой причине стратиграфия здесь основывается на изучении фаунистических комплексов млекопитающих.

Нижний плейстоцен характеризует тираспольский комплекс, представленный тригонтериевым слоном, этрусским носорогом, мосбахской лошадью, бизоном Шотензака, оленями, полевками, пеструшками. Среднему плейстоцену соответствует ангильский комплекс. В него входят лесной слон, носорог Мерха, сибирский эласмотерий, гигантский олень, волжский бык. Хазарский и мамонтовый комплекс характеризуют середину и верхи среднего плейстоцена. Здесь появляются типичные мамонты, шерстистые носороги, сайга, лемминги. Верхнепалеолитический комплекс представлен лошадью, овцебыком, песцами, поздними подвидами мамонтов. В сущности - это продолжение мамонтового комплекса (его верхний подкомплекс). Современный фаунистический комплекс соответствует голоцену. В морских отложениях возможно использование фораминифер, по которым производится деление на зоны и подзоны, соответствующие нижне-, средне- и верхнечетвертичных отложениям.

14.3. Археологические основы стратиграфии четвертичных

отложений

Для датирования возраста четвертичных отложений имеют значение находки остатков материальной культуры человека, изучаемые археологией. Эти остатки включают орудия труда, остатки от их изготовления. В особенности важны находки стоянок, определяемые по наличию кострищ, обилию костей животных, остатков жилищ в сумме образующих культурный слой. Остатки самого человека встречаются очень редко и представляют исключительную ценность.

Человекообразные обезьяны - рамопитеки появились в миоцене в Индии 14-8 млн. лет назад, 5 млн. лет назад в Африке возникли австралопитеки (южные обезьяны), освоившие прямохождение. Они прогрессировали в своем развитии и 2 млн. лет спустя научились изготовлять примитивные орудия - колоть гальку. Около 3-х млн. лет назад от австралопитеков произошли первые гоминиды, и их поздние представители относятся к роду Ноmo habilis - человек умный. Их возраст 1,8-1,6 млн. лет. Находки сделаны археологом Лики в Олдувеуском ущелье в районе оз. Таньганьика. Галечные изделия, связанные с ними, получили название олдованской, или галечной культуры.

История развития человека определяется уровнем изготовления орудий труда.  Первый этап - каменный век. Продолжительность его 1 - 2 млн. лет. Он подразделяется на:

а) неолит;

б) мезолит;

в) палеолит;

г) археолит (1 млн. лет) - галечная культура.

Около 1 млн. лет назад в Африке появились питекантропы - первые представители архантропов - древних людей. Остатки их встречены на Яве, в Европе - в Венгрии и других местах. К более поздним архантропам относятся гейдельбергский человек (Германия), синантроп (Китай) и атлантроп (Алжир). С архантропами связана культура начального палеолита - культура тёсаного камня. С помощью гальки или камня-отбойника стесывались края у камня-заготовки. Получалось ручное рубило. Позже появляются отщепы, более мощные орудия труда. Название этого этапа развития материальной культуры - шелль, а тип общества - первобытное стадо. По времени - это низ палеолита: древний палеолит. К этому времени относится широкое развитие охоты и начало применения огня. Начинают формироваться устойчивые сообщества людей - родственные коммуны. Изделия ашемской культуры встречаются у нас на юге Русской равнины, на Кавказе, в Средней Азии. Древний палеолит закончился 120 тыс. лет назад и продолжался 1 млн. лет.

Архантропы сменяются  палеоантропами.  Поздние палеоантропы

широко расселяются  в  Европе,  к  ним  относятся неандертальцы.

Культура именуется мустьерской. а время - средний палеолит. Орудия изготовлялись из отколотых кусков.  Их получали путём одностороннего скалывания камня - в результате которого остаётся ядро

- дисковидный нуклеус.  Из отщепов изготовлялись различные предметы: остроконечники, скребла, рубила. Средний палеолит заканчивается 40 млн. лет назад.

Палеоантропы быстро сменяются неоантропами. Появляется современный человек Homo sapiens. Быстро эволюционирует техника обработки камня - появляется отжимная техника. Отщепы получаются путем сильного надавливания на край камня. Отщепы длинные, ножевидные. Ядрище получается призматической формы - призматический нуклеус. Из отщепов изготавливались ножи, резцы, наконечники для стрел. Использовались также кость и рога.

Для позднего палеолита характерен родовой строй - матриархат. Поздний палеолит заканчивается на рубеже голоцена 10 тыс. лет назад. За 30 тыс. лет в позднем палеолите сменилось несколько культур. Датировка их разработана во Франции: ориньяк, солютре, мадлен.

Около 10 тыс. лет назад начался мезолит, характеризуемый вставной техникой - изготовление орудий, состоящих из деревянной или костяной основы с прорезью, куда вставлялись каменные кусочки - лезвия. Появляются лук и стрелы. Мезолит сменяется неолитом

- около 6 тыс. лет назад. Кроме каменных изделий, появляются керамика и изделия из меди. Начинается меднокаменный век. Около 4 тыс. лет назад были открыты сплавы металлов положившие начало бронзовому веку. В ХV в. до н.э. был открыт способ получения железа. С железным веком связано развитие человеческой культуры трех последних тысячелетий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18266. Принципи виховання військовослужбовців 68.33 KB
  Заняття №6: Принципи виховання військовослужбовців. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої ві
18267. Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України 50.2 KB
  Заняття 20: Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почутт...
18268. Методи і форми військового навчання 68.03 KB
  Заняття 10: Методи і форми військового навчання. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої вій
18269. Методи виховання військовослужбовців 210.5 KB
  Заняття №10 Методи виховання військовослужбовців. Мета заняття: Зясувати зміст поняття методи виховання військовослужбовців та їх класифікацію. Вивчити методику застосування о...
18270. Закономірності та принципи навчання ійськовослужбовців 36.96 KB
  Заняття №7: Закономірності та принципи навчання ійськовослужбовців. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почу
18271. Специфіка військового навчання 272.5 KB
  Заняття №5: Специфіка військового навчання Мета заняття: Розкрити основні концепції навчання їх використання у процесі військового навчання. 22. Проан
18272. Засоби визначення повітряних параметрів 676.5 KB
  Практичне 1.1. Засоби визначення повітряних параметрів. Навчальні питання 1. Система повного й статичного тисків 2. Пілотажний прилад комбінований резервний ППКРСВС Засоби визначення повітряних параметрів містять у собі: систему повного й статичного тисків я...
18273. ВЕЛИЧИНИ, ЩО ВИВЧАЮТЬСЯ В ШКІЛЬНОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ 249 KB
  ВЕЛИЧИНИ ЩО ВИВЧАЮТЬСЯ В ШКІЛЬНОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ Площа фігури її основні властивості. Одиниці площі та відношення між ними. Способи вимірювання площ. Рівновеликі і рівноскладені фігури. Поняття про обєм тіла. Одиниці обєму та відношення між ними. П
18274. ЕЛЕМЕНТИ ТЕОРІЇ МНОЖИН. ПОНЯТТЯ ТА ЇХ ОЗНАЧЕННЯ 72.5 KB
  Лекція 1 ЕЛЕМЕНТИ ТЕОРІЇ МНОЖИН. ПОНЯТТЯ ТА ЇХ ОЗНАЧЕННЯ Поняття про твердження. Математичні твердження та їх види. Поняття його обсяг і зміст. Відношення між поняттями. Означення понять. Способи означення. Означувані і неозначувані поняття. Вимоги д