21591

СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

Лекция

География, геология и геодезия

СКЛОНЫ СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ 4. Типизация склонов по крутизне 4. Типизация склонов по длине 4. Морфологические типы склонов 4.

Русский

2013-08-03

84.5 KB

43 чел.

15

ЛЕКЦИЯ 4

Тема 4. СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

4.1. Типизация склонов по крутизне

4.2. Типизация склонов по длине

4.3. Морфологические типы склонов

4.4. Типизация склонов по особенностям генезиса и характеру развития процессов и отложений

4.5. Типизация склонов по особенностям склоновых процессов

4.6. Тектонические движения как факторы, влияющие на развитие склонов

4.7. Типы развития склонов (по В. Девису) (нисходящие движения)

4. СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

Склоны - поверхности, на которых в перемещении вещества определяющую роль играет составляющая сила тяжести, ориентированная вниз по склону. Соотношение составляющей силы тяжести и сил сцепления частиц рыхлых пород между собой определяет ход процессов, происходящих на склонах, и зависит от многих факторов.

Значение изучения склонов - генезис и история развития рельефа, борьба с эрозией почв, изыскания под строительство сооружений на склонах, поиски месторождений полезных ископаемых и др.

Нерудные полезные ископаемые обычно связаны с делювиальными шлейфами склонов, это - небольшие скопления глин, которые могут быть использованы для нужд кирпичного и гончарного производства. Крупные скопления коллювия могут рассматриваться в качестве месторождений строительного камня и щебня.

4.1. Типизация склонов по крутизне

а) Очень крутые - угол склона более 35 град.

б) Крутые - угол склона варьирует от 15 до 35 град.

в) Склоны средней крутизны - углы склона варьируют от 8 до 15 град.

г) Пологие - углы склона варьируют от 4 до 8 град.

д) Очень пологие - углы склона менее 4 град.

4.2. Типизация склонов по длине

а) Длинные - протяжённость более 500 м.

б) Склоны средней длины - протяжённость от 50 до 500 м.

в) Короткие склоны - протяженность менее 50 м.

4.3. Морфологические типы склонов

а) Прямые (рис. 4.1).                                                  б) Выпуклые (рис. 4.2).

                           Рис. 4.1.                                                                           Рис. 4.2.

в) Вогнутые (рис. 4.3).                                            г) Ступенчатые (рис. 4.4).

 

                                Рис. 4.3.                 Рис. 4.4.

д) Террасированные (рис. 4.5).                                 е) Со сложным рельефом (рис. 4.6).

                               Рис. 4.5.                    Рис. 4.6.

ж) Структурные (рис.4.7).                                       з) Аструктурные (рис. 4.8).

                               Рис. 4.7.                      Рис. 4.8.

4.4. Типизация склонов по особенностям генезиса и

характеру развития процессов и отложений

1. По особенностям генезиса различают склоны:

а) эндогенного происхождения;

б) экзогенного происхождения;

в) биогенные (коралловые рифы);

г) техногенные.

2. По характеру развития процессов и отложений склоны делятся:

а) денудационные (выработанные);

б) аккумулятивные.

4.5. Типизация склонов по особенностям склоновых процессов

1. Склоны собственно гравитационные (крутизна 35-40 град и более):

а) обвальные - процесс отрыва от основной массы горной породы крупных глыб и последующего их перемещения по склону;

б) осыпные - связаны преимущественно с физическим выветриванием, продукты -щебень, дресва (colluvio - скопление);

в) лавинные - скользящие и низвергающиеся вниз снежные массы.

2. Склоны блоковых движений - образуются при смещении вниз по склону блоков горных пород разных размеров. Смещению блоков способствуют часто подземные воды, значительную роль играет гравитация. Крутизна склонов - 20-40 град. Выделяются:

а) оползневые - перемещение монолитного блока породы, всегда гидрогеологически обусловлены, часто водоупорный горизонт служит поверхностью скольжения;

б) оплывно-оползневые - увлажнение верхнего горизонта рыхлых осадков. В результате у подножья склонов возникают массы со сложным бугристым микрорельефом;

в) склоны отседания - близки к блоковым оползням, крутые склоны - не менее 15 град, значительная относительная высота.

3. Склоны массового смещения чехла рыхлого материала - характер смещения грунта зависит от его консистенции, обусловленной количеством содержащейся в грунте воды. Массовое смещение материала происходит на склонах разной крутизны - от 40 град до 2-3 град:

а) солифлюкционные - процесс медленного течения поверхностного выветрелого слоя горных пород - слоя сезонного промерзания - оттаивания. Формы - натёчные солифлюкционные терраски;

б) склоны медленной солифлюкции - движение массы грунта, обладающего вязкотекучей консистенцией, т.е. способностью растекаться толстым слоем;

в) дефлюкционные - пластичное движение в виде медленного выдавливания слабо увлажнённых грунтовых масс под почвенно-растительным слоем (покровом). Наиболее распространён в областях гумидного климата.

4. Делювиальные склоны (плоскостного смыва) - перемещение материала вниз по склону происходит в результате стока дождевых или талых вод. Строение делювиального шлейфа представлено на рис. 4.9.

 

Рис. 4.9. Фации:   I) присклоновая;  II) срединная;  III) низовая.


4.6. Тектонические движения как факторы, влияющие на развитие склонов

1. Поднятие земной коры - врезание потоков и усиление эрозии. Следствие - интенсивное углубление долин. Склоновые процессы не успевают выравнивать склоны, последние приобретают выпуклую форму, с увеличением крутизны к руслу потока.

2. Опускание земной коры - замедление эрозии.  Следствие - заполение долин продуктами сноса, скопление их у подножья склонов, последние приобретают вогнутую форму с постепенным выполаживанием к днищу долин.

В. Пенк (1924) - разработал теорию о развитии склонов в условиях одновременно протекающих тектонических движений земной коры. Им введены понятия восходящего и нисходящего развития рельефа.

4.7. Типы развития склонов (по В. Девису) (нисходящие движения)

1. Пенепленизация - выравнивание рельефа в результате снижения водораздельных пространств по отношению к сравнительно стабильному положению общего базиса эрозии (рис. 4.10).

      Аккумулятивный склон                                                            Денудационный склон

Рис. 4.10.

2. Педипленензация - выравнивание рельефа в условиях удаления продуктов разрушения от подножий склонов (рис. 4.11).

      Транзитно-аккумулятивный склон                               Денудационный склон

Рис. 4.11.

При неоднократной смене нисходящего и восходящего развития рельефа в горных странах образуется ряд денудационных уровней на различных высотах - поверхностей выравнивания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54250. МАТЕМАТИЧНА СКРИНЬКА 109.5 KB
  Хто перший назве число 100? Грають двоє. Один називає будь-яке число від 1 до 9 включно. Другий додає до названого числа будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму. До цієї суми перший знову додає будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму, і так далі… Виграє той, хто назве число 100.
54251. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения 2.57 MB
  Неполные квадратные уравнения и их решения. Цель: Ввести понятия квадратного уравнения неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения определять коэффициенты квадратного уравнения и по ним определять вид квадратного уравнения.
54252. Математика – це цікаво! Математика – це потрібно! 59 KB
  Математика – це цікаво Математика – це потрібно Важко обійтися сьогодні без математики Усім – і дрослим і дітям – потрібна її допомога у повсякденному житті. Колись в Америці було обіцяно велику премію тому хто напише книжку під назвою Як людина жила без математикиâ€. За більше ніж 30 років викладання математики в школі я переконалася що одним із шляхів удосконалення навчання учнів такому складному предмету є нетрадиційність у його репрезентації школярам.
54253. Властивості степеня з цілим показником 795 KB
  Властивості степеня з цілим показником. Сформувати прикладну необхідність вивчення властивостей степеня з натуральним показником. Які операції ви вмієте виконувати над числами Прочитати число; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня. Які саме вирази ми зараз вивчаємо Вирази зі степенями То які операції нам потрібно вміти виконувати над виразами зі степенями Прочитати вирази зі степенями; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня.
54254. Функціональна залежність в системі прикладних задач шкільного курсу математики 631.08 KB
  Стаття містить приклад класифікації прикладних задач та аналіз способу їх розв’язання, узагальнений алгоритм розв’язування задач прикладного характеру. Основне її завдання спонукати використання прикладних задач при вивченні функціональної лінії шкільного курсу математики.
54255. Письмове додавання трицифрових чисел із переходом через розряд 716 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел з переходом через розряд; формувати навички письмового додавання і віднімання трицифрових чисел; виховувати почуття взаємодопомоги, вміння працювати в команді, аргументовано відстоюючи власну думку; розвивати охайність при виконанні робіт.
54256. Відсоткові розрахунки, Один день праці на підприємстві 102.5 KB
  Мета уроку: Формування в учнів вмінь самостійно визначати тип задачі на відсотки та навичок обчислень відсотка від числа, числа за його відсотком та відсоткового відношення двох чисел; розкрити практичну необхідність вивчення теми «Відсотки» в шкільному курсі; розвивати інтерес до математики, прагнення до самовдосконалення; виховувати почуття колективізму та відповідальності перед колективом.
54257. Умножение и деление рациональных чисел 174.5 KB
  Цель: развивать социальную компетентность используя самооценку и взаимооценку; развивать компетентность самообразования стимулируя познавательный интерес; развивать коммуникативную компетентность организовывая работу в парах; обобщить знания учащихся об умножении и делении рациональных чисел; экономическое воспитание. Тема урока Умножение и деление рациональных чисел. Как будет называться наше АО вы узнаете по своим ответам на мои вопросы составив слово Теория первична Учитель ...
54258. Закрепление сложения и вычитания трехзначных чисел 333 KB
  Ребята сегодня у нас необычный урок математики к нам пришли гости. Какие вы второклассники Ждут вас сегодня затеи и задачи Игры шутки всё для вас Пожелаю вам удачи За работу в добрый час Ребята за ваши правильные и полные ответы я вам буду раздавать наклейки. Ребята наши гости решили поиграть с вами в прятки спрятались от вас.