21591

СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

Лекция

География, геология и геодезия

СКЛОНЫ СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ 4. Типизация склонов по крутизне 4. Типизация склонов по длине 4. Морфологические типы склонов 4.

Русский

2013-08-03

84.5 KB

41 чел.

15

ЛЕКЦИЯ 4

Тема 4. СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

4.1. Типизация склонов по крутизне

4.2. Типизация склонов по длине

4.3. Морфологические типы склонов

4.4. Типизация склонов по особенностям генезиса и характеру развития процессов и отложений

4.5. Типизация склонов по особенностям склоновых процессов

4.6. Тектонические движения как факторы, влияющие на развитие склонов

4.7. Типы развития склонов (по В. Девису) (нисходящие движения)

4. СКЛОНЫ, СКЛОНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕЛЬЕФ СКЛОНОВ

Склоны - поверхности, на которых в перемещении вещества определяющую роль играет составляющая сила тяжести, ориентированная вниз по склону. Соотношение составляющей силы тяжести и сил сцепления частиц рыхлых пород между собой определяет ход процессов, происходящих на склонах, и зависит от многих факторов.

Значение изучения склонов - генезис и история развития рельефа, борьба с эрозией почв, изыскания под строительство сооружений на склонах, поиски месторождений полезных ископаемых и др.

Нерудные полезные ископаемые обычно связаны с делювиальными шлейфами склонов, это - небольшие скопления глин, которые могут быть использованы для нужд кирпичного и гончарного производства. Крупные скопления коллювия могут рассматриваться в качестве месторождений строительного камня и щебня.

4.1. Типизация склонов по крутизне

а) Очень крутые - угол склона более 35 град.

б) Крутые - угол склона варьирует от 15 до 35 град.

в) Склоны средней крутизны - углы склона варьируют от 8 до 15 град.

г) Пологие - углы склона варьируют от 4 до 8 град.

д) Очень пологие - углы склона менее 4 град.

4.2. Типизация склонов по длине

а) Длинные - протяжённость более 500 м.

б) Склоны средней длины - протяжённость от 50 до 500 м.

в) Короткие склоны - протяженность менее 50 м.

4.3. Морфологические типы склонов

а) Прямые (рис. 4.1).                                                  б) Выпуклые (рис. 4.2).

                           Рис. 4.1.                                                                           Рис. 4.2.

в) Вогнутые (рис. 4.3).                                            г) Ступенчатые (рис. 4.4).

 

                                Рис. 4.3.                 Рис. 4.4.

д) Террасированные (рис. 4.5).                                 е) Со сложным рельефом (рис. 4.6).

                               Рис. 4.5.                    Рис. 4.6.

ж) Структурные (рис.4.7).                                       з) Аструктурные (рис. 4.8).

                               Рис. 4.7.                      Рис. 4.8.

4.4. Типизация склонов по особенностям генезиса и

характеру развития процессов и отложений

1. По особенностям генезиса различают склоны:

а) эндогенного происхождения;

б) экзогенного происхождения;

в) биогенные (коралловые рифы);

г) техногенные.

2. По характеру развития процессов и отложений склоны делятся:

а) денудационные (выработанные);

б) аккумулятивные.

4.5. Типизация склонов по особенностям склоновых процессов

1. Склоны собственно гравитационные (крутизна 35-40 град и более):

а) обвальные - процесс отрыва от основной массы горной породы крупных глыб и последующего их перемещения по склону;

б) осыпные - связаны преимущественно с физическим выветриванием, продукты -щебень, дресва (colluvio - скопление);

в) лавинные - скользящие и низвергающиеся вниз снежные массы.

2. Склоны блоковых движений - образуются при смещении вниз по склону блоков горных пород разных размеров. Смещению блоков способствуют часто подземные воды, значительную роль играет гравитация. Крутизна склонов - 20-40 град. Выделяются:

а) оползневые - перемещение монолитного блока породы, всегда гидрогеологически обусловлены, часто водоупорный горизонт служит поверхностью скольжения;

б) оплывно-оползневые - увлажнение верхнего горизонта рыхлых осадков. В результате у подножья склонов возникают массы со сложным бугристым микрорельефом;

в) склоны отседания - близки к блоковым оползням, крутые склоны - не менее 15 град, значительная относительная высота.

3. Склоны массового смещения чехла рыхлого материала - характер смещения грунта зависит от его консистенции, обусловленной количеством содержащейся в грунте воды. Массовое смещение материала происходит на склонах разной крутизны - от 40 град до 2-3 град:

а) солифлюкционные - процесс медленного течения поверхностного выветрелого слоя горных пород - слоя сезонного промерзания - оттаивания. Формы - натёчные солифлюкционные терраски;

б) склоны медленной солифлюкции - движение массы грунта, обладающего вязкотекучей консистенцией, т.е. способностью растекаться толстым слоем;

в) дефлюкционные - пластичное движение в виде медленного выдавливания слабо увлажнённых грунтовых масс под почвенно-растительным слоем (покровом). Наиболее распространён в областях гумидного климата.

4. Делювиальные склоны (плоскостного смыва) - перемещение материала вниз по склону происходит в результате стока дождевых или талых вод. Строение делювиального шлейфа представлено на рис. 4.9.

 

Рис. 4.9. Фации:   I) присклоновая;  II) срединная;  III) низовая.


4.6. Тектонические движения как факторы, влияющие на развитие склонов

1. Поднятие земной коры - врезание потоков и усиление эрозии. Следствие - интенсивное углубление долин. Склоновые процессы не успевают выравнивать склоны, последние приобретают выпуклую форму, с увеличением крутизны к руслу потока.

2. Опускание земной коры - замедление эрозии.  Следствие - заполение долин продуктами сноса, скопление их у подножья склонов, последние приобретают вогнутую форму с постепенным выполаживанием к днищу долин.

В. Пенк (1924) - разработал теорию о развитии склонов в условиях одновременно протекающих тектонических движений земной коры. Им введены понятия восходящего и нисходящего развития рельефа.

4.7. Типы развития склонов (по В. Девису) (нисходящие движения)

1. Пенепленизация - выравнивание рельефа в результате снижения водораздельных пространств по отношению к сравнительно стабильному положению общего базиса эрозии (рис. 4.10).

      Аккумулятивный склон                                                            Денудационный склон

Рис. 4.10.

2. Педипленензация - выравнивание рельефа в условиях удаления продуктов разрушения от подножий склонов (рис. 4.11).

      Транзитно-аккумулятивный склон                               Денудационный склон

Рис. 4.11.

При неоднократной смене нисходящего и восходящего развития рельефа в горных странах образуется ряд денудационных уровней на различных высотах - поверхностей выравнивания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...
82126. Живе слово поета 72.5 KB
  Звучить музика Ведучий 1 Добрий день шановні друзі гості вчителі Ведучий 2 Ми вітаємо вас на нашому шкільному святі Живе слово поета О слово рідне Шум дерев Музика зір блакитнооких Шовковий спів снопів широких Дніпра між ними левій рев. 1 Художнє слово мов ота живинка Без нього ніби ти і не живеш...
82127. О.Буцень «Чи є зима?» 54.5 KB
  Мета: вчити дітей правильного і виразного читання; розширювати кругозір учнів; розвивати пізнавальні інтереси, усне мовлення, уяву, спостережливість; вдосконалювати техніку читання; виховувати любов до зимової пори, відчуття краси і неповторної зимової природи.
82128. Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах и зверях зимой 429 KB
  Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам классифицировать их; обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах...
82129. Конкурсно-розважальна програма для перших класів 45.5 KB
  Їжте діти апельсин Будете здорові як мій син Думаю що вам теж не завадять вітаміни які є у апельсині. То ж пограємо у гру Передай апельсин Апельсин тримаємо підборіддям передаємо наступним гравцям команди руками не допомагаємо. У кого падає апельсин той покидає гру.
82130. КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ 56 KB
  Оборудование: видеофильм Как зимуют звери и птицы картина Зимний пейзаж музыка Сказочная волшебная зимняярисунки птиц фотоальбом Животные Украины опорные схемы проектор компьютер маски животных карточки для самостоятельной работы учащихся карта Двуречанского района выставка книг.
82131. Літературна вітальня, присвячена творчості Максима Рильського для учнів 7–8-х класів 74.5 KB
  У глибині сцени вміщено портрет М.Т.Рильського на панно із зображенням грон винограду та троянд, під ним цифри 1895 –1965. По центру сцени підставка, на якій лежить рушник, відкрита книга М.Рильського, підсвічник із запаленими свічками.
82132. Це мова моя, це мова моєї країни! 53.5 KB
  Щоб почистити нашу першу криницю потрібно дібрати якнайбільше 1 спільнокореневих слів з коренем добр доброта доброчинність доброякісний 2 синонімів до слова доброта людяність. Бліцо-питування на швидкість кожній команді Сукупність слів її словниковий склад називається Слова близькі за лексичним значенням...