21641

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ АНТЕНН

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ АНТЕНН. Основные электрические параметры передающих антенн. РАСЧЕТ ПОЛЯ ИЗЛУЧЕНИЯ АНТЕНН. Применение принципа суперпозиции к расчету поля излучения антенн.

Русский

2013-08-03

256.5 KB

24 чел.

Лекция 2

2.1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ АНТЕНН. Основные электрические  параметры передающих антенн.

2.2. РАСЧЕТ  ПОЛЯ ИЗЛУЧЕНИЯ АНТЕНН. Применение принципа суперпозиции  к расчету поля излучения антенн. Особенности расчета поля в дальней зоне  антенны.

Классификация антенн

  1.  Антенна бегущей волны        
  2.  Волновой канал      
  3.  Диэлектрическая антенна      
  4.  Зеркальные антенны     
    1.   Зеркальная апланатическая антенна   
    2.   Параболическая антенна     
    3.   Антенна Коссегрен      
    4.   Рупорная антенна
    5.   Перескопическая антенна
  5.  Линзовая антенна       
  6.  Магнитная антенна        

6.1. Ферритовая антенна

  1.  Мачта-антенна
  2.  Антенна поверхностной волны     
  3.  Рамочная антенна
  4.  Ромбическая антенна      
  5.  Синфазная антенна 
  6.  Спиральная антенна       14 
  7.  Телевизионная антенн      14 
  8.  Телескопическая антенна 
  9.  Турникетная антенн         15 
  10.  Штыревая антенна         15 
  11.  ФАР

Основные характеристики и параметры антенн. У большинства передающих антенн интенсивность излучения зависит от направления или, как говорят, А. обладает направленностью излучения. Это свойство антенны графически изображается диаграммой направленности, показывающей зависимость от направления напряжённости электрического поля излученной волны (измеренной на большом и одинаковом расстоянии от А.). Направленность излучения А. приводит к повышению напряжённости поля волны в направлении максимального излучения и таким образом создаёт эффект, эквивалентный эффекту, вызываемому увеличением излучаемой мощности. Для количественной оценки эквивалентного выигрыша в излучаемой мощности введено понятие коэффициента направленного действия (КНД), показывающего, во сколько раз нужно увеличить мощность излучения при замене данной реальной А. гипотетической ненаправленной А.(изотропным излучателем), чтобы напряжённость электромагнитного поля осталась неизменной. Не вся подводимая к А. мощность излучается. Часть мощности теряется в проводах и изоляторах А., а также в окружающей А. среде (земле, поддерживающих А. конструкциях и др.). Отношение излучаемой мощности ко всей подводимой называется к.п.д. А. Произведение КНД на к.п.д. называется коэффициентом усиления (КУ) А.

Приёмная А. также характеризуется формой диаграммы направленности, КНД, к.п.д. и КУ. Её диаграмма направленности изображает зависимость э. д. с., создаваемой А. на входе приёмника, от направления прихода волны. При этом предполагается, что напряжённость поля в точке приёма не зависит от направления прихода волны. КНД показывает, во сколько раз вводимая А. во входную цепь приёмника мощность при приходе волны с направления максимального приёма больше среднего (по всем направлениям) значения мощности, при условии, что напряжённость поля не зависит от направления прихода волны. КНД приёмной А. характеризует её пространственную избирательность, определяющую возможность выделения принимаемого сигнала на фоне помех, создаваемых радиосигналами, идущими с разных направлений и порождаемых различными источниками. Под к.п.д приёмной А. подразумевают к.п.д. этой же А. при использовании её для передачи. КУ приёмной А. определяется как произведение КНД на кпд. Форма диаграмм направленности, КНД и КУ любой А. одинаковы в режиме передачи и в режиме приёма. Это свойство взаимности процессов передачи и приёма позволяет ограничиться описанием характеристик А. только в режиме передачи.

Теория и методы построения А. базируются на теории излучения элементарного электрического вибратора, опубликованной Г. Герцем в 1889. Под элементарным электрическим вибратором подразумевают проводник, длиной во много раз меньшей длины излучаемой волны λ, обтекаемый током высокой частоты с одинаковой амплитудой и фазой на всей его длине. Его диаграмма направленности в плоскости, проходящей через ось, имеет вид восьмёрки. В плоскости, перпендикулярной оси, направленность излучения отсутствует, и диаграмма имеет форму круга. КНД элементарного вибратора равен 1,5. Примером практического выполнения элементарного вибратора является вибратор Герца. Любая А. может рассматриваться как совокупность большого числа элементарных вибраторов.

 РАСЧЕТ ПОЛЯ ИЗЛУЧЕНИЯ АНТЕНН

2.2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА СУПЕРПОЗИЦИИ К РАСЧЕТУ ПОЛЯ ИЗЛУЧЕНИЯ АНТЕНН

Свойства антенн принято изучать главным образом в передающем режиме, поскольку характеристики антенн в приемном режиме наиболее просто могут быть определены через характеристики тех же устройств в передающем режиме с помощью принципа взаимности.

Изучение свойств передающих антенн начнем с определения электромагнитного поля, созданного произвольной антенной, находящейся в свободном пространстве, при условии, что для этой антенны решена так называемая внутренняя задача. Для металлических антенн, это означает, что распределение электрических токов – источников электромагнитного поля – известно во всех точках антенны.

Наиболее просто и наглядно поле таких антенн рассчитывается с использованием принципа суперпозиции. Ввиду линейности уравнений Максвелла проволочную антенну длиной  можно разбить на элементарные участки , каждый из которых при малой толщине провода можно рассматривать как элементарный электрический вибратор (ЭЭВ), и далее найти результирующее поле путем суммирования всех элементарных полей с учетом их поляризации, амплитуд и фаз.

В локальной сферической системе координат r', ', ', связанной с элементом  и декартовой системой x', у', z', ось z' которой совпадает с осью элементарного вибратора (рис. 1.1), комплексная амплитуда напряженности электрического поля имеет вид

,  (1.1) 

где – линейная координата, отсчитываемая вдоль провода и характеризующая положение рассматриваемого элемента; – комплексная амплитуда тока в выделенном элементе;  – длина ЭЭВ; ; – длина волны в свободном пространстве;  – характеристическое сопротивление  среды;  – орт сферической системы координат.

Рис 1. – К расчету поля антенны

В (1.1) и далее индекс т в обозначении комплексной амплитуды опущен. Выражение (1.1) справедливо в дальней зоне выделенного элемента, т. е. при условии r' » (реально, достаточно условия r'  > 1,5, при этом погрешность по амплитуде не превосходит 1%). Напряженность магнитного поля в дальней зоне ЭЭВ связана с (1.1) выражением

      (1.2)

где  – орт сферической системы координат. Результирующее поле определяется путем геометрического суммирования (интегрирования) полей всех элементарных участков:

, .                  (1.3)

Принцип суперпозиции используется при расчете поля излучения и магнитных токов, каждый из элементарных участков которых можно рассматривать как излучение элементарных магнитных вибраторов (ЭМВ). Хотя магнитные токи в природе не существуют, их формальное ведение оказывается чрезвычайно полезным при анализе, например, антенн, выполненных в виде длинной узкой щели в металлическом экране.

В ряде случаев, когда распределение тока по антенне либо неизвестно, либо слишком сложно, однако из каких-либо априорных соображений известно распределение поля вблизи антенны (например, для апертурных антенн, в частности для антенн параболического типа), найти излучаемое антенной поле можно с помощью принципа эквивалентности. Согласно этому принципу излучение реальных электрических токов заменяется излучением эквивалентных поверхностных электрических и магнитных токов, распределенных в точках воображаемой произвольной поверхности S, окружающей антенну. Плотность этих токов

, ,      (1.5)

где n0 – единичная нормаль к поверхности S, внешняя по отношению к области, занятой антенной; ,  – поле в точках на поверхности S.

Разобьем поверхность S на элементарные площадки dS, тогда, рассматривая каждую площадку как совокупность двух элементарных излучателей – электрического и магнитного, можно найти полное поле во внешней области, суммируя поля, созданные отдельными элементами. Обычно учитывают токи только на части замкнутой поверхности S, где они наиболее существенны, причем эту часть поверхности выбирают совпадающей с фронтом волны, излучаемой антенной. В данном случае каждую элементарную площадку можно рассматривать как элемент волнового фронта – элемент Гюйгенса, электрическое поле которого и локальной системе координат r', ', ', связанной с декартовой системой x', у', z', ось z' которой совпадает с внешней нормалью (см. рис. 1.2), при r' « можно представить в виде

,      (1.6)

Рис 1. – К расчету поля элемента Гюйгенса

,    (1.7)   

.      (1.8)   

10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45364. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению 45.5 KB
  Проблема целей и содержания воспитания. Понятие воспитания Цели воспитания Культурологический подход к воспитанию и обучению Содержание воспитания 1. Понятие воспитания Воспитание это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности иначе деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Цели воспитания Цель воспитания идеал к которому стремится общество и отдельный воспитатель.
45365. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике 36.5 KB
  Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...
45366. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике 37.5 KB
  Познавательный интерес. Активизация познавательного интереса при обучении информатике. Понятие познавательного интереса Формирование познавательных интересов в обучении.
45367. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике 62 KB
  Методы обучения. Методы по логике передачи и восприятия учебной информации индуктивные дедуктивные 3. Методы стимулирования интереса 3. Методы стимулирования и активации долга и ответственности 3.
45368. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации 24 KB
  Модели дифференциации: Модель потоков. Продвинутые средние низкие потоки Модель гибкого состава класса. Некоторые пары вместе Модель разнородных классов. Всё время разные дети на один предмет Интерактивная модель.
45369. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем 60.5 KB
  Многообразие воспитательных систем План Сущность воспитательной системы. Структура воспитательной системы. Этап становления Отработка содержания деятельности и структуры системы Завершающий Обновление и совершенствование системы Разнообразие воспитательных систем 4. Сущность воспитательной системы Воспитательная система это упорядоченная совокупность компонентов взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
45370. Системы развивающего обучения 47.5 KB
  Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...
45371. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы 53.5 KB
  Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения то что...
45372. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку 52.5 KB
  Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.