21645

Государственно-частное партнерство в туристской сфере

Курсовая

Туризм и рекреация

Россия в сфере развития туризма на данный момент мало преуспела, но при правильном подходе и государственной поддержки развития туризма наша страна может со временем не просто догнать страны с развитой туристской сферой, но и опередить их...

Русский

2014-11-24

176.5 KB

18 чел.

План:

Введение………………………………………………………………….……3 – 4

  1.  Государственно – частное партнерство в туризме………………..5 – 14

Теоретические аспекты:

1.1 Определение понятия «государственно – частное партнерство» (ГЧП)…………………………………………………………………………...5 – 7

1.2 Основные цели и формы (ГЧП)………………………………………...8 – 14

2. Правовая основа государственно – частного партнерства в туристской сфере…………………………………………………………………...15 – 20

2.1 Международная правовая основа (ГЧП)……………………………...15 – 18

2.2 Основные нормативно – правовые акты,  стимулирующие развитие государственно – частного партнерства в России………………………..19 – 20

3. Реализация государственно – частного партнерства в Российской Федерации…………………………………………………………………..21 – 32

3.1 Комплексные туристские центры в РФ………………………….21 – 29

3.2 Реализация (ГЧП) в России на примере исторического архитектурного комплекса Аркаим……………………………………….30 – 32

Заключение………………………………………………………………….33 – 34

Список использованной литературы……………………………………..35 – 36

Приложения

Введение

В России туристскую отрасль периодически называют важной и приоритетной для страны, но на деле мы видим, что в России в последнее время активно развивается только выездной туризм. Россияне скорее предпочтут отдыхать за рубежом, нежели в пределах своей страны. Внутренний, а особенно въездной туризм развит слабее по сравнению с выездным туризмом.

Для России с ее огромным количеством памятников природы, архитектуры, истории и культуры развитие туристской сферы является первоочередной задачей.

Данная тема является очень актуальной в наше время, ведь именно с помощью государственно – частного партнерства (ГЧП) можно ускорить развитие туристской отрасли в России.  На мой взгляд, именно такая форма взаимодействия государства и частного сектора является единственно правильным способом реализации туристской политики Российской Федерации.

В государствах с развитой туристской сферой уже давно применяется данный вид партнерства. В свое время турецкое правительство тратило большое количество денежных средств на развитие курортного города Анталия и сейчас мы видим, какой положительный эффект принесли эти инвестиции. Греция, находясь в состоянии экономического кризиса, решила финансировать один миллион долларов на реставрацию Кносского дворца.

С 1998 г. в Великобритании осуществлялась поддержка со всех уровней власти на привлечение частного капитала в туристскую индустрию, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников истории культуры, музеев и различных фестивалей.

Опыт зарубежных стран показывает, что государственно – частное партнерство приносит только положительный эффект.

Россия в сфере развития туризма на данный момент мало преуспела, но при правильном подходе и государственной поддержки развития туризма наша страна может со временем не просто догнать страны с развитой туристской сферой, но и опередить их.

Основная цель данной курсовой работы – показать, как с помощью государственно-частного партнерства можно повлиять на развитие туристской отрасли в России.

  1.  Государственно – частное партнерство в туризме.

1.1 Определение понятия «государственно – частное партнерство» (ГЧП), история возникновения.

К началу XXI в. туризм превратился в одну из ведущих сфер экономической, культурной и политической деятельности различных  государств и регионов мира. Безусловно, туризм играет одну из главных ролей (в зависимости от страны) в формировании валового внутреннего продукта государства, обеспечении занятости населения, пополнении бюджета различных уровней, способствует притоку иностранной валюты, содействует развитию смежных отраслей, выступая при этом катализатором социально – экономического развития.

Еще недавно туризм в России развивался невысокими темпами, в силу несовершенной инфраструктуры и отсутствия поддержки со стороны государства. Поток иностранных туристов был не велик. В 2009 г. нашу страну посетило 21,3 млн. человек, из которых с целью туризма было 2,1 млн. человек. В 2013 году Россию посетило 28,1 миллион иностранных граждан, а с целью туризма 2,57 миллиона человек. Выехало из России в 2013 году 54 миллиона человек, с целью туризма выехало 18,2 миллиона человек. В приведенных выше данных наглядно видно огромную разницу в  несколько раз между выездным и въездным туризмом. (Ростуризм, 2014)

Состояние туристской отрасли в России нельзя считать удовлетворительной. Сложное социально – экономическое положение страны, низкий уровень доходов населения, плохо развитая инфраструктура – это все оказывает негативное влияние на развитие туризма в стране.

Реализация новых целей в туризме делает необходимым не только реформирование социально – политического и экономическoго характера, но и поиск новых механизмов реализации туристской политики РФ.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики, на условьях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. (Латыпов В.С., Воротников А.М., Декабрь 2010)

Также государственно-частное партнерство можно определить как правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса. При этом, его необходимо рассматривать как систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления различных уровней и бизнесом, в целях реализации общественно важных проектов и программ социально – экономического развития территорий, направленных на улучшение качества жизни и на достижение целей государственного управления, как совокупность форм среднего и долгосрочного взаимодействия для решения общественно значимы задач на взаимовыгодных условиях. (Т.И., 2010)

Данная форма партнерства возникла в Англии в начале 1990 – х годов. В стране был принят закон, который позволял инвесторам строить совместно с государством различные объекты инфраструктуры, а с 1998 года начала осуществляться поддержка важных для государства проектов на всех уровнях власти, с помощью  привлечения частного капитала на развитие туристской индустрии в стране, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников природы, истории и культуры, а также различных музеев и фестивалей.

Богатейшее культурно-историческое наследие России - один из наиболее привлекательных ресурсов для развития туризма в Российской Федерации. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по количеству культурных объектов.

Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по оценкам экспертов, не более чем на 20%. Это связано, в первую очередь, с тем, что культурно-исторические центры России мало представлены в мировом информационном пространстве, и лишь малая часть этих культурно-исторических центров охвачена туристской инфраструктурой. Анализ обеспеченности местами размещения в 40 исторических городах Российской Федерации показывает, что в 60% из них отсутствуют благоустроенные гостиничные учреждения, а комфортабельные условия размещения созданы менее чем в 10 городах из 60. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной реставрации.

Очевидно, что география туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Существующие в туризме технологии рекламы позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город: уникальные объекты наследия являются неисчерпаемым источником для создания оригинальных масштабных проектов и их туристского использования.

В условьях недостатка бюджетного финансирования туристской сферы в РФ привлечение средств частного сектора экономики может в определенной степени стать именно тем «толчком», который позволит России выйти на лидирующие позиции в туристской отрасли.

  1.   Основные цели и формы (ГЧП).

Своевременное определение целей государственно-частного партнерства – это минимизация рисков, с которыми можно встретиться в период реализации проекта. Поэтому в последние годы именно в федеральных целевых программах стали указываться цели сотрудничества с частными инвесторами. (Н.А., 01.02.12)

Основные цели ГЧП:

  1.  Повышение качества товаров и услуг, предоставляемых потребителям;
  2.  Обеспечение эффективности использования государственного имущества;
  3.  Привлечение инвестиций в экономику страны;
  4.  Реализация социально значимых проектов.

Признаки государственно – частного партнерства:

  1.  Сторонами ГЧП являются государство и бизнес;
  2.  Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  3.  Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  4.  ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  5.  В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  6.  Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Государственно – частное партнерство имеет широкий спектр различных форм, таких как:

  1.  Государственный контракт. Это один из видов гражданского договора, на выполнение подрядных работ для государственных нужд. (В.В., 2010). На мой взгляд, данный вид партнерства лучше подходит для строительства государственных объектов (стадионов, дорог, инфраструктуры), но ни как не для сферы туризма. Потому что в данной отрасли нужно не просто временное вовлечение частных компаний, а развитие у частного сектора экономики желания вкладывать свой капитал в развитие туристской отрасли России.
  2.  Концессионное соглашение. Главная особенность концессионного соглашения состоит в том, что объекты договорных отношений (имущество, отдельные виды деятельности) находятся в безраздельном, полном обладании только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публично-правового образования. Другая сторона соглашения — это всегда частное лицо, принимающее на себя определенные обязательства в обмен на предоставляемые ему права.

Под концессией в общем виде понимается уступка государством своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным компаниям на определенный срок и на определенных условиях. В России данные взаимоотношения государства и бизнеса в сфере туризма регулируются Федеральным законом №115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», а также «Типовым концессионным соглашением в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 9 февраля 2007 года.

По экспертным оценкам и региональным данным, к 2012 году вложение средств в туристско – рекреационный комплекс РФ в рамках государственно-частного партнерства может составить порядка 780 миллиардов рублей, что, несомненно, скажется на увеличении региональных бюджетов.

Преимуществом концессионных соглашений является и небольшой размер инвестиций, что позволяет участвовать в данном партнерстве не только крупному бизнесу: в мировой практике ГЧП проекты стоимостью более 150 миллионов евро составляют всего около 7% их общего числа, а стоимость большей части реализованных проектов - от 1,5 до 30 миллионов евро.

В последнее время в мировой практике государственно – частного партнерства все активнее распространяется на объекты туристско-рекреационного комплекса. С помощью такого механизма в США были построены Southport Sea Museum, Javits Convention Center, Island Immigration Museum. Показателен и опыт национальных парков Южной Африки: одиннадцать объектов были переданы частным компаниям. Доход от данных туристских концессий за 20 лет предполагается в размере около 90 миллионов долларов. Он станет основным вкладом в годовой доход, превысив ежегодную субсидию, которую южноафриканские национальные парки в настоящее время получают от государства

  1.  Финансовая аренда (Лизинг). Лизингом называется одна из форм кредита, при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата. (М.А., 2004);

Преимущества этого вида инвестиционной деятельности:

  1.  Лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу предприятия, поскольку все выплаты по лизинговому договору включаются в себестоимость, в результате снижается налог на прибыль.
  2.  Вся сумма НДС по договору ставится к зачету.
  3.  В результате ускоренной амортизации предмета лизинга объем налога на имущество уменьшается в три раза.

По данным Росстата, в минувшем году в России на 6% увеличились инвестиции в основные фонды. При этом по оценкам независимых финансовых экспертов, в 2010 году активность лизингового рынка превзошла все прогнозы.

  1.  Арендные отношения. Под арендой понимаются отношения, предопределяющие передачу чужого имущества во владение и пользование временно и с условиями возврата. Следовательно, арендные отношения направлены на передачу правомочий собственника с сохранением права собственности. В отношении арендованного имущества устанавливаются два титульных владельца. При этом лицо, получившее имущество во владение и пользование является производным владельцем. По правовой природе арендные отношения являются имущественными, обязательственными, относительными и сложными.
  2.  Государственно – частные предприятия;
  3.  Соглашение о разделе продукции.

Рассмотрим несколько типов концессионных соглашений, которые применяются в международной практике:

  1.  BOT (BuildOperateTransfer) – «Строительство – Управление - Передача». Концессионер осуществляет строительство объекта и его эксплуатацию в течение установленного срока, после чего данный объект передается государству.
  2.  BTO (BuildTransferOperate) – «Строительство – Передача – Управление». Концессионер строит объект, который передается затем государству в собственность сразу после окончания строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера.
  3.  ВОО (BuildOwnOperate) – «Строительство – Владение – Управление». Концессионер осуществляет строительство объекта, после окончания которого, он получает данный объект в собственность с неограниченным сроком действия.
  4.  ВООТ (BuildOwnOperateTransfer) – «Строительство – Владение – Управление – Передача». Концессионер строит объект и владеет им в течение определенного срока, после окончания которого объект переходит в собственность государства.
  5.  ВВО (BuyBuildOperate) – «Покупка – Строительство - Управление». Государство продает объект, а покупатель осуществляет восстановление или расширение существующего объекта.

Важным объектом взаимодействия государства и частного сектора экономики являются отрасли инфраструктуры. В этом случае взаимоотношения государства и частного бизнеса имеют ряд определенных особенностей:

  1.   инвестируя средства в объекты инфраструктуры, относящиеся к государственной собственности, частная компания планирует стать его пользователем, но не может стать его собственником;
  2.   цель частной компании при инвестировании в объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной собственности, – использование объектов для осуществления хозяйственной деятельности в целях получения прибыли. Цель государства при привлечении частных инвестиций в объекты государственной собственности – обеспечение общественных интересов при осуществлении частным инвестором хозяйственной деятельности и получение доходов в бюджеты разных уровней в виде налогов и сборов;
  3.   вложение инвестиций в создание и развитие инфраструктуры носит мультипликационный эффект, поскольку большинство объектов инфраструктуры являются объектами общего пользования и их улучшение положительно скажется на работе нескольких хозяйствующих субъектов.

По данным отчета Лондонской международной финансовой службы, занимающейся экспортом британских финансовых услуг, проекты на основе ГЧП разрабатываются в настоящее время в более чем 60 странах мира.

Согласно обзору, проведенному Международным валютным фондом, государственно-частные партнерства получили в последнее десятилетие наибольшее развитие в странах со стабильными политическими режимами и устойчивыми макроэкономическими условиями, а также низким уровнем коррупции.

Анализ зарубежного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства показал, что практически во всех государствах, использующих механизмы государственно-частного партнерства, выделяется определенная отрасль по использованию государственно-частного партнерства. Наибольшее число проектов государственно-частного партнерства осуществляется в транспортной отрасли (аэропорты, порты, трубопроводный транспорт, дороги, мосты и т.д.), социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, культура, туризм), жилищно-коммунальном хозяйстве (сети, водоснабжение, теплоснабжение и т.д.), а также в определенной степени и в сфере туризма.

При этом прослеживается интересная закономерность – в государствах с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем производительности труда и высоким уровнем потребления валового внутреннего продукта на душу населения, где гарантируется высокий уровень социальной защиты, где велика средняя продолжительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования. В данных странах  государственно-частное партнерство используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, то есть на объектах социальной инфраструктуры.

Подобный подход к выбору приоритетных отраслей государственно-частного партнерства обуславливается политикой развитых государств, где основной целью является повышение уровня жизни граждан, ориентированность на улучшение социальных благ. Так как в наши дни туризм признан одной из наиболее перспективных быстро развивающихся отраслей, то развитие туристской сферы самым положительным образом повлияет на повышение уровня жизни населения.

На мой взгляд, в Российской Федерации самыми эффективными формами взаимодействия государства и бизнеса могут стать государственно – частные предприятия или концессионные соглашения типа: (BuyBuildOperate) или (BuildOperateTransfer).

  1.  Правовая основа государственно – частного партнерства в туристской сфере.

2.1 Международная правовая основа (ГЧП).

Одной из основных задач регулирования ГЧП в туризме – это создание адекватной нормативно – правовой базы.

По мнению специалистов Организации Объединенных Наций, приоритет здесь должен быть сделан на гибкость нормативно – правового регулирования. Государственно – частное партнерство невозможно без создания организационно – правового механизма согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и частного сектора в рамках реализации общественно значимых проектов в сфере туризма. Создание данного механизма предполагает формирование не только эффективной национальной, но и международной правовой основы государственно – частного партнерства в сфере туризма.

К международным организациям, разрабатывающим стандарты ГЧП в туризме, относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и еще ряд специализированных учреждений.

Одним из основных шагов, направленных на развитие государственно – частного партнерства в туризме является декларация «Использование туризма для достижения целей развития тысячелетия», принятая ассамблеей ООН в сентябре 2005 года. Основной смысл этой декларации заключается в том, что устойчивое развитие туризма должно стать механизмом искоренения нищеты.

Также ООН разработало «Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно – частного партнерства». В нем указывается, что страны, принимающие участие в государственно – частном партнерстве проходят ряд определенных этапов.

Выделяют три основных этапа развития данного партнерства:

  1.  Первый этап включает в себя: принятие политического решения, проверка соответствия действующему законодательству, формирование портфеля проектов, разработка базовых концепций;
  2.  Второй этап включает в себя: проведение реформы законодательства, создание специализированных структур, уточнение правовой нормы, стимулирование развития рынка, привлечение новых источников финансирования;
  3.  Третий этап включает в себя: создание полной, комплексной системы, устранение юридических барьеров, формирование гарантийного портфеля проектов, использование источников финансирования, создание инвестиционного рынка для объектов.

Данный документ направлен, прежде всего, на создание положительных внутригосударственных условий развития ГЧП в сфере туризма.

Самой значимой по влиянию на развитие туризма в мире оказывает Всемирная туристская организация (ЮНВТО). Ее деятельность охватывает все аспекты международного туризма. В соответствии с уставом данной организации, члены ЮНВТО делятся на три категории:

  1.  Действительные члены (данный статус доступен для всех суверенных государств);
  2.  Ассоциированные члены (предоставляется всем территориям, не имеющим внешнеполитической самостоятельности);
  3.  Присоединившиеся члены (широкий спектр частных организаций и компаний, работающих в туристской сфере или смежной с туризмом отраслью).

По существу, структура ЮНВТО представляет собой модель партнерства между государством и бизнесом в сфере туризма.

В настоящее время ЮНВТО занимается реализацией проектов, направленных на расширение партнерства между государством и частным сектором, а также на устойчивое партнерство между различными туристскими организациями.

ЮНВТО устанавливает международные стандарты и отчетности в туризме. В 1993 году ООН были приняты рекомендации по созданию единого языка туристской статистики, что позволило туристским центрам сравнивать достижения своих конкурентов. Всемирная туристская организация также предоставляет самые достоверные по статистике в туризме, ее признают наиболее полным и надежным источником предоставления статистики и прогнозов в мире.

Нормативно – правовые акты, принятые ЮНВТО, являются одной из важнейших основ ГЧП в туризме. В частности «Хартию туризма» от 22 сентября 1985 года. В соответствии с данным документом, государствам следует расширять сотрудничество в сфере туризма, защищать в интересах настоящего и будущего поколения туристскую среду и т.д.

В статье VIII «Хартии туризма» указывается, что работники в области туризма и поставщики услуг  могут внести значительный вклад в развитие туризма. Они должны соблюдать правила записанные в хартии и полностью выполнять принятые на себя обязательства в рамках их профессиональной деятельности.

Одним из важнейших инструментов регулирования ГЧП в туризме, является «Глобальный этический кодекс туризма». Кодекс принят в октябре 11999 года в Чили. В нем рассматриваются такие вопросы, как обязательства акционеров в развитии туристской сферы, права работников и предпринимателей в туризме. Глобальный этический кодекс туризма провозгласил 10 принципов – статей. Одними из главных статей осуществления ГЧП в туристской сфере являются статья № 6 «Обязанности участников туристского процесса», статья № 9 «Права работников и предпринимателей туристской индустрии» и статья № 10 «Реализация принципов глобального этического кодекса туризма».

В Осакской декларации Тысячелетия, принятой 1 октября 2001 года, отмечается, что туризм превратился в один из ведущих секторов экономики. Декларация призывает к сохранению природного и культурного наследия на основе туризма. Декларация отмечает, что туризм является прочным фундаментом для разрешения различных проблем, таких как экологические проблемы, проблема создания рабочих мест и проблемы экономического роста.

В настоящее время данная декларация определяет основные направления развития государственно – частного партнёрства в туризме.

2.2 Основные нормативно – правовые акты,  стимулирующие развитие государственно – частного партнерства в России.

Существует ряд нормативно – правовых актов, на которые опирается ГЧП в туристской сфере Российской Федерации.

  1.  Федеральный закон об «Особых экономических зонах в Российской Федерации» (внесены изменения от 23 июля 2013 года).
  2.  Федеральный закон о «Местном самоуправлении» от 28 декабря 2013 года.
  3.  Федеральный закон о «Развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года.

Рассмотрим данные законы.

Федеральный закон об «Особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года был изменен и переработан в июле 2006 года, в декабре 2006, в октябре 2007, в июле 2008, в ноябре 2011 и на данный момент, последние изменения были внесены 23 июля 2013 года.

Федеральный закон предусматривал создание на территории Российской Федерации создания особых экономических зон.

Особая экономическая зона  - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ( Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2014).

Цели создания ОЭЗ:

  1.  развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей  экономики;
  2.  разработка и производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  3.  развитие транспортно-логистической системы;
  4.  развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Таким образом, одной из целей создания ОЭЗ, является развитие туризма и санаторно – курортной сферы.

Федеральный закон о «Местном самоуправлении» от 28 декабря 2013 года, включает в себя разрешающее планирование и расходование средств местного бюджета на рекреационную сферу.

Федеральный закон о «Развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 8 декабря 2013 года. Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства и формы данной поддержки.

В настоящее время в России существует довольно приличная нормативно – правовая база для развития государственно – частного партнерства в туристской сфере.

 

3. Реализация государственно – частного партнерства в Российской Федерации.

3.1 Создание комплексны туристских центров в РФ, основные задачи и направления деятельности центра.

Россия – удивительная страна. Именно в России сосредоточенно  огромное количество памятников природы, архитектуры, искусства и  культуры. Ни одна страна в мире не обладает таким перспективным потенциалом развития туризма как Россия. В РФ существуют буквально все виды туризма, которые известны человеку. Но наши плюсы также являются и нашими минусами. Огромная территория – это существенный плюс, но и такой же существенный минус. Большинство наших памятников природы находится далеко в Сибири и на Дальнем Востоке, а добраться туда не только долго, но и дорого. Отсутствие приемлемой инфраструктуры не позволяет нам полностью использовать потенциал этих природных объектов. Наличие большого количества памятников природы, культуры, искусства – это тоже огромный плюс, но в свою очередь и огромный минус. В настоящее время большинством этих памятников ни кто не занимается, не реставрирует их, не приводит в надлежащий вид. Чаще всего они либо приходят в негодность, либо уничтожаются.

Решать все эти проблемы только с помощь государства невозможно, ведь это не только потребует огромных финансовых вложений, но и огромного государственного аппарата, который будет всем этим заниматься.

На мой взгляд, государственно – частное партнерство – это единственно верный способ разрешения тех проблем, которые возникли на данный момент в туристской сфере РФ. И одним из вариантов этого партнерства может стать создание комплексных центров на базе памятников природы, культуры и истории. Особенно перспективными в этом плане являются музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках и заповедниках.

В зарубежных странах накоплен богатый опыт создании музеев под открытым небом, но и в России в последние годы начинают создаваться такие комплексы, как центры научной, культурной, просветительской и туристической деятельности. В эти комплексы могут водить как подлинные, так реконструированные объекты.

Такие природно – историко – культурные центры (комплексные центры) позволят модернизировать существующую в регионе туристскую инфраструктуру и могут существенно увеличить туристскую привлекательность того региона, в котором находится данный объект.

Создание комплексных туристских центров предполагает внедрение новых форм сотрудничества не только государства и бизнеса, но и сотрудничество с общественными организациями, музеями и научно техническими лабораториями. Использование данных форм обеспечит не только выход на принципиально новый уровень культурно – просветительской, экспозиционно – выставочной, образовательной и туристской деятельностью, но и позволит создать рекреационную зону совершенно нового типа. Комплексный туристский центр может стать очень перспективным ресурсным источником, имеющим практически неограниченные возможности и не зависящий от сезонности или других факторов влияния на туристскую сферу.

К основным задачам такого центра можно отнести:

  1.  Создание центра науки, образования, культуры и образования принципиально нового типа.
  2.  Предотвращение разрушения памятников истории, архитектуры, природы и сохранение их для будущих поколений.
  3.  Создание принципиально новой для региона зоны отдыха и развлечений.
  4.  Воспитание бережного отношения к своему прошлому и возрождение на этой основе чувства патриотизма и гордости, в том числе и за свою «малую» Родину.

Рассмотрим основные направления деятельности центра:

  1.  Культурно просветительское направление;
  2.  Научное;
  3.  Образовательно – воспитательное;
  4.  Спортивно – оздоровительное;
  5.  Туристско – развлекательное.

Культурно просветительское направление включает в себя создание музей под открытым небом. Создание первых таких музеев началось еще в 1960 – е годы в Дании. В местечке Лейре, не далеко от Копенгагена была построена «доисторическая деревня», а также другие исследовательские и административные здания. Цель создания этой деревни заключалась в том, чтобы воссоздать жизнь ранней эпохи железного века.

По примеру комплекса в Лейре был построен центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь было построено славянское и германское поселение начала XIII века. Помимо научных исследований, в данный центр привлекали всех желающих посмотреть на «средневековую жизнь».

В нашей стране создание центров под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990 – х годов в России существовали практически традиционные архитектурные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация весьма специфических – археологических объектов. Сейчас ученые рассматривают их не только как памятники истории и культуры, но еще и как памятники природы. Как показывает опыт зарубежных стран, это один из самых перспективных туристских ресурсов.

Музеефикация археологических объектов позволяет решить проблему  сохранения этих уникальных памятников, насчитывающих много веков и тысячелетий. Расширяются количественно и улучшаются качественно имеющиеся фонды, выставки и сами экспонаты.

Малое финансирование российских музеев привело к тому, что экспонаты просто негде хранить и выставлять. Музеи переполнены, а выставочной площади не хватает. В этом плане большинство наших музеев напоминают нищих, сидящих на сундуках с сокровищами и не имеющими возможности воспользоваться ими.

Именно с этой цель в России и создаются специализированные археологические музеи, а также музеи под открытым небом.

Содержание музеев под открытым небом различно. Некоторые из них представляют только экспозицию из натуральных или реконструированных комплексов, другие содержат также традиционные выставочные залы, фондохранилище, научный отдел и т. д.

Как правило, в таких музеях под открытым небом, к большому сожалению, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, ресторанов, автотранспорта, стоянок, магазинов). На мой взгляд, именно это и есть самая важная проблема того, что данные музеи – комплексы не могут привлекать большое количество туристов и тем самым они не могут положительно повлиять на развитие туризма в регионе. Обычно, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией и не более. И это не удивительно, ведь данные музеи создавались в научно – исследовательских целях, а на прием и обслуживание туристов обращали внимание в последнюю очередь.

Кроме музея, центр может иметь мастерские, в которых мог бы проводиться мастер класс для туристов, также желательно наличие специальных магазинов с наличием продукции, основанной на экспонатах музея. Это не только способствует привлечению дополнительных средств для развития центра, но и послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра. Кроме того, такая работа позволит поддержать традиционные народные промыслы и ремесла.

Центр должен стать базой для организации различных фестивалей, праздников, конкурсов, тесно связанных с популяризацией деятельности центра.

Научное направление предполагает в первую очередь объединение и кооперацию научного потенциала, для повышения уровня научно – исследовательской работы. Также одним из приоритетных направлений является сохранение природного и историко – культурного наследия и использование его в культурно – просветительских и образовательных целях.

Развитие научного направления в работе центра послужит созданию научной и образовательной базы для организации учебного процесса в региональных учебных учреждениях.

В рамках комплексного центра намного проще организовать разработку программ междисциплинарных направлений, которые являются на сегодняшний день наиболее перспективными.

На базе центра в целях повышения уровня его научной и научно – просветительской деятельности, необходима регулярная организация различных научных конференций, симпозиумов и семинаров разного уровня.

Образовательно – воспитательное направление предполагает проведение в центре работы с разными категориями населения.

В настоящее время, все больше стран присоединяются к концепции устойчивого развития. Россия также входит в эти страны. Согласно этой концепции, люди должны изменить свое потребительское отношение к природе и постараться соблюдать законы природы. Человек должен постараться ограничить свои устремления в рамках законов природы. Именно поэтому образовательная работа в центре должна быть направлена на концепцию охраны окружающей среды и бережного отношения к ней.

В связи с этим, одним из важнейших направлений в образовательно – воспитательной деятельности центра должно стать экологическое направление.

Туристически – развлекательное направление. Комплексный центр должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов для туризма.

Современный туризм характеризуется все большим повышением интерактивности. Туристам уже становится мало роли только зрителей и слушателей, поэтому очень важно, чтобы посетители таких центров были вовлечены в познавательно – воспитательный процесс в качестве участников.

Для туристов можно организовать проживание в гостиницах бронзового века, также можно примерить натуральную одежду людей тех времен, попробовать блюда, которыми питались в ту или иную эпоху. Сюда же можно включить участие в различных обрядах, ритуалах и исторических событиях.

Посетители центра должны не только познакомиться с экспонатами – подлинниками, но и иметь возможность приобрести копии оригинальных вещей. Инновацией является знакомство с процессом и технологии изготовления этих вещей. Развивая эту идею, можно экскурсантам предложить попробовать себя в этом процессе.

В состав центра могут также входить  спортивные комплексы, игровые и детские площадки. Большим плюсом будет расположение такого центра возле озера или реки. В этом случае могут быть организованы пункты проката водного инвентаря, пляж, прогулки на яхте или лодке. Центр также может иметь фитнес – центры, спортивные площадки, секции и так далее.

Центр обязательно должен располагать обычной гостиницей, а также тематической гостиницей, непосредственно связанной с историей данного комплекса. Оптимальный вариант – это создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и разный контингент гостей.

В состав центра также могут входить комплексы, расположенные не только на его территории, но и за ее пределами. Должна быть реализована возможность организации экскурсий и походов разных видов и разной сложности. Центр не должен быть замкнут только в пределах определенной территории, а должен стать местом массового привлечения туристов.

Обладая различными ресурсами, центр имеет хорошие возможности создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения, и мало зависеть от сезонности.

Создание комплексных туристских центров предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но и развитой сферы отдыха и развлечения. Именно на это и должно быть направлено сотрудничество государства и бизнеса. Не просто на продажу или передачу объекта в частные руки, а на взаимодействие с одной стороны государства (предоставление права пользования, развития и расширения центра, находящихся в собственности государства), а с другой стороны частного сектора экономики (расширение и развитие данных объектов по средствам строительства туристской инфраструктуры, с последующим правом пользования).

Если обобщить все выше сказанное, то государство передает объект в пользование частного лица или организации, которая в свою очередь его развивает, расширяет и тем самым получает право пользования данным объектом на неопределенный период. Государство упрощает бюрократические барьеры для фирмы подрядчика и занимается развитием необходимой для данного центра смежной инфраструктуры (дороги, аэропорты, вокзалы). После строительства объекта, он переходит в совместное владение государства и организации, занимавшейся его строительством. Следует постараться свести к минимуму вмешательство государства в дела центра, но все же, оставлять возможность, при стечении непредвиденных обстоятельств (банкротство частной организации, нарушение законодательства Российской Федерации, не надлежащее выполнение условий договора) выкупить или возвратить объект (в зависимости от обстоятельств) в ведение государства.

При организации такого центра, необходимо сочетать все разновидности сферы туристической деятельности. Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных проблем в наше время – занятости населения. Создание такого центра неизбежно потребует большое количество персонала разного уровня: от уборщиков, до менеджеров и туроператоров.

Также будет решено большое количество смежных проблем и проблем  регионального значения.  Создание такого центра потребует создание соответствующей инфраструктуры: дороги, аэропорты, что в свою очередь принесет хороший доход в бюджет региона, а отчисления региона в федеральный бюджет принесут доход государству. Увеличится престижность региона, в котором находится данный центр, что в свою очередь увеличит престиж России на международном туристском рынке, соответственно замедлится бурный рост выездного туризма, что в настоящее время является первоочередной задачей российского туризма – развитие внутреннего и въездного туризма и уменьшение потока выездного.

Таким образом, можно сказать, что создание комплексных туристских центров – является довольно перспективным проектом реализации государственно – частного партнерства в России.

3.2 Реализация (ГЧП) в России на примере исторического архитектурного комплекса Аркаим.

Одним из возможных вариантов реализации государственно – частного партнерства в Российской Федерации может стать строительство комплексного туристского центра на основе природно – исторического памятника «Аркаим».

Аркаим – это укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тысячелетия до нашей эры, находящееся в районе «Страны городов» - Челябинской области. Расположено данное поселение на возвышенности, образованной слиянием рек Большая Караганка и Утяганка. Поселение является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника.

Аркаим – уникальное место. Это не просто раскопанный и частью отреставрированный древний город, а священное место, в котором происходит множество необъяснимых вещей. Город расположен на одной параллели со Стоунхенджем и считается, что эти древние постройки связанны между собой.

По предположениям ученых – это не простой город, а что – то вроде храма или портала и этому есть логическое объяснение. Аркаим несколько раз был сожжен и сожжен самими жителями, конструкция города является точной копией нашей вселенной и во время всего периода раскопок, там не было найдено оружия или боевого снаряжения тех времен. Все это привело ученых и археологов к мнению, что это место поклонения древних славян, а не обычный город бронзового века.

На сегодняшний день, Аркаим стал довольно известным и популярным местом проведения отдыха и экскурсий. Люди приезжают туда группами и самостоятельно. На территории историко – культурного центра есть свой палаточный городок и вагончики, где могут разместиться туристы. Конечно, вместительность этих вагончиков не велика и не может принимать большого количества туристов, а тем более не может принимать таковых в зимний период. В центре проводится мастер класс по изготовлению гончарных изделий, также здесь есть воссозданный казачий хутор XVIII «Казачья усадьба», музей «Природа и человек», в котором собраны предметы, найденный во время раскопок, курган «Темир» - это точная копия усыпальницы кочевников, столовая и магазин.

Но все же, Аркаим известен больше не столько благодаря культурно – познавательному туризму, а как святое место силы и преклонения перед религией предков.

Можно сказать, что историко – культурный центр Аркаим соединил в культурно – познавательный туризм, религиозный и экологический. Также он привлекателен тем, что находится между Азией и Европой, что тоже оставило свой отпечаток на культуре города.

В настоящее время Аркаиму не уделяется должного внимание. Отсутствие гостиниц и мест размещения туристов не позволяют центру работать в полной мере его возможностей, отдаленность от аэропортов (ближайшие аэропорты – Магнитогорск, Челябинск) тоже является значительным минусом, ведь расположен город в Челябинской области и перелет, а затем доставка туристов к месту их размещения занимает огромное количество времени.

Огромнейшим минусом являются очень высокие ценны на авиабилеты, что в несколько раз может превысить цену недельного проживания в данном центре. А ведь для многих туристов именно стоимость тура является принципиально важной. Если у туриста есть выбор - купить тур за 20 тысяч рублей (из которых 14 тысяч стоит билет на самолет) в Челябинскую область на неделю или купить тур в Турцию за те же деньги, то думаю, что российский турист выберет Турцию.

Отсутствие информации в средствах массовой информации о центре и не информированность россиян не позволяет привлечь массового туриста.

Аркаим является источником с неограниченным рекреационным потенциалом. При должном финансировании, развитии инфраструктуры, грамотной рекламе в средствах массовой информации, Аркаим может стать не просто популярным местом среди российских туристов, но по популярности не будет уступать знаменитому Стоунхенджу.

Заключение

Подводя итог данной курсовой работы, можно сказать, что для развития туристской сферы в Российской Федерации мало только государственного вмешательства. Необходимо партнерство государства и частного сектора экономики для урегулирования тех проблем, которые возникли на данный период в России.

К таким проблемам можно отнести: слабо развитый внутренний туризм, дорогая стоимость тура по сравнению с такими странами как Турция, Греция и Египет, отсутствие приемлемой инфраструктуры, относительно низкий доход населения (по сравнению со странами Европы), недостаточное рекламирование российского туризма в средствах массовой информации. На мой взгляд – это одни из самых насущных проблем туристской сферы в России на сегодняшний день.

Реализация государственно – частного партнерства и развитие туристской отрасли может способствовать: созданию большого количества новых рабочих мест, увеличения доходов населения и повышения уровня жизни в стране, сохранение историко – культурны и природных памятников, развитие регионов, модернизация существующей инфраструктуры, повышения авторитета России на международной арене и препятствие оттоку капитала из страны, за счет перенаправления выездного потока туристов на внутренний туристский рынок страны.

Тем самым, мы видим, что государственно – частное партнерство в туристской сфере может решить большое количество возникших на данный момент проблем. Реализация этого партнерства может быть решена с помощью строительства комплексных туристских центров на основе исторических, культурных, археологических и природных памятников.

Одним из таких комплексных туристских центров может стать Аркаим, который на сегодняшний день является уже широко известным местом среди российских туристов, особенно жителей Урала.

Исторически сложилось так, что Росси пришлось пережить период, когда вся собственность находилась в ведении государства. Это привело к тому, что после распада Советского Союза большинство памятников, музеев и различных рекреационных центров было заброшено и пришло в упадок. Государству стало не до этого, а частному сектору экономики тем более.

И подводя итог можно сказать, что государственно – частное партнерство – это не просто выгодная форма сотрудничества между государством и бизнесом, но и взаимодействие, при котором государство и бизнес перестраховывают друг друга в случае возникновения каких либо проблем. Ведь организации и фирмы могут сменять друг – друга, государственный строй может меняться, но наследие наших предков должно достаться нашим потомкам.

Список использованной литературы

  1.  Научно – практический межотраслевой журнал «Интеграл», № 2 (58) Март – Апрель 2011 года. Игнатьев А.А., «Государственно – частное партнерство в туризме».
  2.  Власова Т.И., «Роль туризма в модернизации экономики Российских регионов»; Материалы международной научно – практической конференции. Петрозаводск – Кондопога; 8 – 10 июня 2010 г.
  3.  Кабиров И.С., «Механизм формирования потенциала въездного туризма». Уфа 2009 г.
  4.  Кабиров И.С., журнал «Вестник», 3 июня 2010 г.; «Теоретические аспекты государственно – частного партнерства в туризме».
  5.  Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование",  № 4 (45), Декабрь 2010.; Латыпов В.С., Воротников А.М., «Перспективы использования государственно-частного партнерства в сфере культуры и развития культурно-познавательного туризма».
  6.  Электронный журнал «ЭГО»; Васильева Е.И. , Минин М.В. «Роль государственно – частного партнерства в модернизации инфраструктуры».
  7.  Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 287 с
  8.  Изотова М.А., Матюхина Ю.А. «Инновации в социокультурном сервисе и туризме»; Москва. 2006 г. — 136 с.
  9.  Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2014 г.
  10.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72644. Последовательность выполнения операторов в программной единице 12 KB
  Главная программа является ведущей программной единицей, и обработка всей программы всегда начинается с первого исполняемого оператора главной программы. Обычно главную программу располагают в начале всей программы, т.к. этого требуют некоторые компиляторы; за главной программой следуют подпрограммы.
72645. Последовательность выполнения операторов в программной единице 12.99 KB
  Любая программная единица представляет собой последовательность операторов и комментариев. Комментарии могут располагаться в любом месте программной единицы. Они не влияют на ход выполнения программы. Порядок следования операторов в программе существен.
72646. Логические выражения 14.67 KB
  Результатом логического выражения является величина типа LOGICAL. Простейшие формы логических выражений следующие: Логические константы. Ссылки на логические переменные. Ссылки на элементы логических массивов. Ссылки на логические функции. Выражения отношения.
72647. Арифметические выражения 13.77 KB
  Используемые величины переменных или элементов массивов должны быть определены до того, как они появятся в арифметическом выражении. Также, величины целых переменных должны быть арифметическими, а не величинами меток операторов, установленными оператором ASSIGN.
72648. Размещение элементов массива в памяти ЭВМ 11.81 KB
  Если массив одномерный то его элементы хранятся в памяти друг за другом например А1 А2 А3 А4 Во многих языках программирования например в СИ элементы двумерного массива располагаются в памяти ЭВМ по строкам в Фортране по столбцам.
72649. Понятие массива 18.25 KB
  Каждый массив должен быть описан в начале программы с помощью оператора размерности DIMENSION с указанием предельных значений каждого индекса, которые задаются целыми константами. Это необходимо для того, чтобы зарезервировать соответствующий объем памяти для хранения элементов массива.
72650. Формы представления данных в памяти ЭВМ 12.71 KB
  Под кодированием понимается переход от исходного представления информации, удобного для восприятия информации человеком, к представлению, удобному для хранения, передачи и обработки. Информация в памяти ЭВМ записывается в виде цифрового двоичного кода.
72651. Запись операторов в свободном и фиксированном форматах 12.37 KB
  Для записи комментариев ставится символ С в первой позиции строки далее до конца строки любой текст считается комментарием и игнорируется компилятором. Допускается запись нескольких операторов на одной строке разделителем является символ...
72652. Константы. Типы констант 13.61 KB
  Константа — это величина, которая не изменяется в программе в процессе программирования, то есть её значение не изменяется. Типы констант Существуют константы следующих типов: Целые — это простые целые числа любого знака. Например: 3; 157.