21647

Воспитание и дрессировка собаки породы ротвейлер

Курсовая

Медицина и ветеринария

Щенков ротвейлера специалисты советуют кормить от 6 до 3 раз в день (от 2 месячного возраста до годовалого) постепенно переходя на двухразовое кормление. Первый раз щенка следует кормить рано утром до прогулки, а последний – незадолго перед сном.

Русский

2014-11-24

286.5 KB

9 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...4

Глава 1. Правильное кормление ротвейлера.

    1.1. Кормление щенков ротвейлера………………………………..5

    1.2. Кормление ротвейлера натуральным питанием ……….….…6

Глава 2. Необходимый инвентарь для дрессировок ротвейлеров.

Глава 3. Этапы возрастного развития ротвейлера..…………....……..8

    1.1 Ранний (начальный) этап…………………………………….....8

   1.2 Адаптационный этап…………………………………………

   1.3 Этап социализации…………………………………………...

   1.4 Этап доминирования…………………………………………

   1.5 Этап проявления независимости……………………………

   1.6 Этап преодоления страха……………………………………

   1.7 Этап переходного возраста…………………………………

   1.8 Основы дрессировки щенков………………………………

Глава 4. Воспитание и дрессировка собаки.……………………..….42

   1.1 Поведение и дрессировка собаки в раннем возрасте………...

   1.2 Дрессировка взрослого ротвейлера как служебной собаки…

   1.3 Защитная и следовая работа: тесты и задания для собак……

Заключение……………………………………………………….…...46

Список источников и литературы………………………………..…..48

Приложение 1……………………………………………………….…49

Приложение 2. …………………………………………………….…..50

Приложение 3…………………………………………………….……51

Приложение 4…………………………………………………….……52

Приложение 5………………………………………………………….53

Тема: “ Особенности воспитание, поведение к дрессировке породы ротвейлер 

Введение.

Ротвейлер – это собаки, которые очень любят работать, они выносливы, энергичны и полны сил. Они преданные защитники и сделают все, чтобы защитить хозяина. Многие ротвейлеры склонны устанавливать более близкие отношения с одним конкретным человеком. Они уверенные в себе собаки, мощные, серьёзные и мужественные. Крепкая и мощная собака, компактного и пропорционального телосложения.

При должной дрессировки можно получить самую верную и работоспособную собаку. Ротвейлер отлично подходит для служебных работ. Она будет полезна для всех, кто любит этих собак.

  1.  Правильное кормление ротвейлера.

Ротвейлер - хорошо дрессируемый, умный защитник. В этой породе заложена сила и способность защищать. Потому она требует постоянных физических нагрузок и определенного подхода к питанию. Кормление ротвейлера  имеет свои особенности.

Такая собака должна иметь рельефную мускулатуру и ее нельзя перекармливать, а большинство ротвейлеров имеет отличный аппетит. На самом деле ротвейлеру требуется меньше корма, чем например, доберману такого же веса, поскольку ротвейлеру на обогрев нужно меньше энергии и он менее активен. Особенно вреден перекорм для щенков.

Конечно, каждый владелец имеет право самостоятельно решить, чем кормить щенка ротвейлера. Но, нужно четко понимать, что экономия на качественном питании растущего щенка может привести не только к чисто внешним недостаткам, но и к большим проблемам со здоровьем.

К достоинствам высококачественных промышленных кормов относится и наличие в них всех необходимых собаке витаминов и минеральных добавок, которые необходимо добавлять к «натуральном продукте». В настоящее время имеется возможность подобрать корм достаточно высокого качества, который продается по вполне доступным ценам. Тем более, что многие фирмы, занимающиеся продажей кормов, предоставляют различные скидки заводчикам, которые могут ими «поделится» и с владельцами своих щенков. На первых порах, сколько корма давать щенку хозяину сообщит заводчик, кроме того такую информацию можно без труда найти на самом мешке с кормом.

1.1  Кормление щенков ротвейлера.

Выращивая щенка, важно поддерживать у него ровный аппетит и хорошее поедание всей предложенной пищи. Для этого его нужно кормить всегда в одном месте и в одно время.

Щенков ротвейлера специалисты советуют кормить от 6 до 3 раз в день (от 2 месячного возраста до годовалого) постепенно переходя на двухразовое кормление. Первый раз щенка следует кормить рано утром до прогулки, а последний – незадолго перед сном. Ночью лучше не кормить, чтобы собака привыкала не беспокоить хозяев. Вводить в рацион новые продукты нужно малыми порциями. Сырое мясо малышам полезнее отварного и должно составлять не менее трети рациона. Также необходимы молоко и овощи, но моркови лучше давать совсем немного из-за ее послабляющего действия. С 10 недель можно давать мягкие говяжьи и телячьи хрящи, но после основной пищи. Определять необходимую щенку порцию лучше по его поведению. Он должен съедать все и вылизав миску отправиться на свое место. Если он долго лижет миску, значит, объем пищи стоит немного увеличить. Но если у щенка после еды раздутый живот, порцию нужно уменьшить.

1.2  Кормление ротвейлера натуральным питанием.

Составляя меню собаки, следует учитывать, что белки в нем должны составлять около 50%. Это может быть:

  •  Мясо.
  •  Творог,
  •  Сыр,
  •  Яйца.
  •  Рыба,

Мясо должно быть сырым или проваренным не более 5 минут. Также ротвейлеру можно давать брыжеечный говяжий внутренний жир – не более 100 грамм в неделю. Овощи, желательно в сыром виде (то есть клетчатка) должны составлять 20% меню.  Лучше с ними не перебарщивать, поскольку у ротвейлеров большое количество овощей часто вызывает расстройство пищеварения.

Каши (углеводы) составляют 30%. Лучше варить рисовую, гречневую и овсяную (геркулес) крупы и совсем не желательны манная и перловые крупы. Но этот расчет сделан для активной собаки, которая не менее двух часов в день проводит на интенсивной прогулке.

Если взрослый ротвейлер живет в квартире и его образ жизни малоподвижный, то в день ему понадобиться 500-800 грамм говядины, в том числе легкое, сердце; 2 кг густой каши и 300 грамм тертых овощей (картофель, морковь, свекла). Раз в неделю можно давать творог с кефиром вместо одного кормления кашей. Также раз в неделю можно давать 800 грамм сырой рыбы (мойвы, форели, семги).

При содержании собаки зимой в вольере и при повышенных физических нагрузках эти порции увеличивают в 1,5-2,5 раза. А кормящим сукам можно увеличить до шести раз

1. Необходимый инвентарь для дрессировок ротвейлеров.

Ошейники и поводки, предназначенные для ротвейлеров, должны отличаться большой надежностью в эксплуатации. Учитывая мощную, крепкую конституцию собаки данной породы, необходимо остановить внимание на ошейниках, подходящих для таких собак. Владельцам ротвейлеров рекомендуется приобретать как кожаные, так и металлические ошейники.

В числе необходимого инвентаря для содержания собаки должны быть обычный ошейник с двухсторонней пряжкой, кожаный ошейник, предназначенный для служебной работы с собакой (его следует подогнать точно по длине окружности шеи питомца), ошейник-удавка из металлической цепи, снабженный двумя кольцами по краям. Ошейники-удавки требуются при дрессировке собаки, в частности для коррекции ошибок, ранее допущенных дрессировщиком. Для дрессировки ротвейлера может пригодиться и специальный парфорсный ошейник. Для занятий с двумя собаками одновременно используются спаренные ошейники, изготовленные из кожи. 

 а)                                                                                 б)

                                         

в)                                                                         г)

                               

Ошейники для ротвейлеров: а – обычный; б – ошейник-удавка для дрессировочных целей; в – парфорсный ошейник для дрессировочных целей; г – Ошейник для пары собак

Поводки необходимы как для выгула собак, так и для дрессировки, выступлений на выставке. Они различаются по длине и конструкции.

Для прогулок предназначаются поводки, имеющие длину 1 м, а для дрессировки – от 3 м и более. 10-метровые и более длинные поводки используются на занятиях с ротвейлером при отработке всех 3 ступеней программы защиты и полного курса испытаний для служебных собак. Поводки большой длины необходимы и при проведении с собакой служебно-поисковой работы на большом удалении от хозяина.

Поводок, предназначенный для выставки, должен быть тонким, но при этом обладать достаточной прочностью и оканчиваться петлей как с одной, так и с другой стороны.

1. Этапы возрастного развития ротвейлера.

Говоря о воспитании служебной собаки, подразумевают выполнение хозяином определенных программ занятий с ней в соответствии с возрастными особенностями развития животного. Разумеется, целью должно стать не только обучение ротвейлера командам, но и воспитание дисциплинированной, хорошо управляемой собаки, которая сумеет и вовремя отреагировать на опасность, и будет обладать всеми качествами надежного и верного сторожа. Многие владельцы ротвейлеров готовят своих подопечных к следовой и защитной работе, и именно в таких случаях во время дрессировки следует проявлять твердость и терпение по отношению к животному.

Неумелому, почти беспомощному щенку, которого взяли в возрасте 1,5-2 мес, еще предстоит пройти несколько периодов физического и психического развития, прежде чем он овладеет всеми необходимыми навыками служебной собаки. От хозяина в первую очередь требуется, чтобы он стал для своего питомца добрым, но требовательным другом, учитывал все особенности его характера и поведения, регулярно занимался и играл с ним, консультироваться со специалистами-собаководами, которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке собаки. Можно попробовать мысленно представить, каким бы хозяин хотел видеть своего ротвейлера, четко определить те задачи, которые ему придется выполнять в дальнейшем. Тогда, ориентируясь на этот идеальный образ, можно будет планомерно строить программу воспитания и тренировки своего питомца.

Весь период развития и формирования характера ротвейлера можно разбить на несколько основных этапов, в течение каждого из которых он приобретает определенный жизненный опыт. В самом начале жизни поведение щенка базируется главным образом на врожденных инстинктах. В более позднем возрасте формирование характера и привычек собаки во многом зависит от ее хозяина.

1.1 Ранний (начальный) этап.

Начальный период развития щенков ротвейлера длится с 1-й по 7-й недели их жизни. С момента своего появления на свет и до достижения 2-недельного возраста малыш-ротвейлер практически беспомощен и всецело нуждается в материнской опеке. Его основными потребностями являются прием пищи (молока матери), довольно продолжительный сон, пребывание в теплом помещении.

От рождения щенок обладает сосательным рефлексом, позволяющим малышу быстро находить сосок матери, удерживать его и сосать материнское молоко. Процесс кормления сопровождается характерными движениями лап щенка, которыми он мнет живот матери, высасывая молоко. По тому, насколько энергично щенок способен сосать материнское молоко, определяются его потенциальные жизненные силы и степень пригодности к использованию в селекционной работе в дальнейшем. Кроме того, для собак, обладающих большим запасом биологической энергии, характерно хорошо развитое обоняние, что значительно повышает их способность к работе по следу.

Примерно с 15-го дня жизни у щенков начинают развиваться зрение и слух. 3-недельные ротвейлеры уже могут ходить более или менее твердо, удерживать равновесие, а также есть жидкую пищу, которая дается им в качестве дополнения к материнскому молоку. В этом возрасте малыши продолжают сохранять определенную зависимость от матери, однако связи со своими собратьями у них пока не имеется.

1.2 Адаптационный этап.

Период адаптации щенка к условиям окружающей среды начинается по достижении им возраста 1 месяц и продолжается в течение 3-4 недели. В это время малыш постепенно осваивает новый для него мир. Играя сначала с матерью, а затем и с другими щенками, маленький ротвейлер постигает азы защиты и нападения, приучается к дисциплине, установлению определенных взаимоотношений.

В период адаптации к окружающей среде следует внимательно наблюдать за поведением малышей, стараясь отмечать наиболее яркие проявления их характера.

Данный период очень важен для развития многих условных рефлексов, поскольку 4-7-недельные щенки весьма восприимчивы ко всем изменениям внешней среды и у них уже достаточно ярко выражена способность к приобретению тех или иных навыков. В ходе адаптации к окружающей обстановке малыш-ротвейлер постепенно приспосабливается к матери. Приобретенный щенком рефлекс во всех ситуациях следовать за матерью в дальнейшем проявляется уже в доме хозяина: здесь щенок быстро приучается следовать за человеком. Слабо адаптированные к условиям окружающей среды щенки будут впоследствии испытывать значительные трудности при налаживании контакта с окружающим их миром.

Приспособление щенков к внешней среде достигается путем зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных контактов с окружающими предметами. Очень важным для малышей на данном этапе их развития является установление взаимоотношений с людьми, привыкание к их внешнему виду, поведению, запаху. Кстати, обнюхивание щенком человека – это своеобразный способ познакомиться с ним, по запаху собаки способны запомнить множество разных людей. От того, с каким количеством новых знакомых щенку предстоит контактировать, будут зависеть его коммуникативные способности в дальнейшем.

В возрасте от 4 до 8 недели малыши-ротвейлеры, как правило, еще не испытывают чувства страха перед незнакомыми людьми, однако щенки старше 8 недели чаще всего боятся посторонних и при встрече с ними стараются спрятаться. Поэтому, взяв щенка от заводчика, хозяин должен уделить внимание расширению контактов своего питомца с другими людьми, в противном случае собака может вырасти робкой, или, напротив, чересчур агрессивной по отношению к окружающим. Не нужно лишать ротвейлера возможности общения со своими друзьями, родственниками, соседями: коммуникабельность собаки является залогом ее успешного воспитания и обучения в дальнейшем.

1.3 Этап социализации.

Этап социализации щенка, то есть его активного ознакомления с окружающими объектами, приходится на возрастной период от 8 до 12 недели. В этом возрасте ротвейлеры весьма подвижны и вездесущи: малыши с большим любопытством и упорством склонны исследовать и испытывать на прочность те предметы, которые являются неотъемлемыми составляющими новой для них жизни в хозяйском доме. Щенки проявляют повышенный интерес к различным звукам: голосам, доносящимся из телевизора или радиоприемника, шуму, возникающему при работе бытовых приборов, телефонным звонкам и т. п. Питомцу предстоит познакомиться со множеством новых вещей и явлений: это предметы интерьера квартиры, деревья и цветы на улице, а возможно и еще какие-либо животные, которые проживают в доме или квартире (кошки, хомячки, попугайчики и др.). Как правило, к другим живым существам щенки относятся дружелюбно, с любопытством обнюхивают своих новых знакомых, а громкое тявканье или лай питомца в подобных ситуациях отнюдь не свидетельствуют о его агрессивном настроении, скорее всего это лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

Уже в 6-неделъном возрасте основные черты характера ротвейлера четко проявляются при его общении с хозяином, а также с окружающими людьми и животными.

Этап социализации – наиболее подходящий период для освоения азов дрессировки. В это время уже следует приступать к обучению щенка некоторым командам и приучать питомца к дисциплине. Он, как правило, уже вполне способен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а к концу 3 месяца жизни малыш осваивает уже более сложные задания. В этом возрасте он может справиться с выполнением некоторых распоряжений и запретов хозяина, которые выражаются командами «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!», «Нельзя!». Однако хозяевам следует помнить и о том, что слишком рано (то есть до достижения щенками 2-месячного возраста) начинать занятия с ними не только нецелесообразно, но и вредно, поскольку при этом психика собаки подвергается значительной нагрузке, что может привести к стрессу.

Стрессовые ситуации могут возникнуть у щенка не только в результате физического и психического переутомления, но и, например, при проведении определенных лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, посещая ветеринарную клинику, целесообразно захватить с собой какое-либо лакомство, с помощью которого можно отвлечь внимание питомца от пугающих его процедур. Не следует забывать, что именно в возрасте 8-12 недели щенки отличаются повышенной возбудимостью, чувствительностью и неустойчивостью психики, в этот период им особенно требуется бережное и чуткое отношение хозяев.

Тем не менее при воспитании щенка нужно помнить о том, что любые крайности вредны. Одна лишь безграничная любовь хозяина, как и, напротив, чрезмерная сдержанность и строгость в общении с питомцем не помогут вырастить хорошую служебную собаку. Очень важно как можно скорее дать понять щенку, что он должен подчиняться хозяину, и этот навык необходимо вырабатывать у него даже во время игры.

Что может сделать хозяин, желая наказать своего питомца за непослушание или излишнее упрямство? Ни в коем случае нельзя бить щенка: этот метод приведет лишь к негативным последствиям, которые отразятся на дальнейшем формировании характера собаки. Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: можно взять ротвейлера за загривок и слегка прижать к полу или, наоборот, немного приподнять вверх и встряхнуть. Рекомендуется применять и еще один вид наказания: шею щенка слегка сдавливают одной рукой, а другую накладывают на его морду сверху и сжимают буквально на секунду. Это действие хозяина вызывает у щенка крайне неприятные, болезненные ощущения, и в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается весьма эффективным.

Наказание за непослушание следует применять с осторожностью. Оно не должно быть слишком суровым, но и без него в некоторых ситуациях не обойтись.

В период социализации питомца следует приучать и к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в то же время. Получая удовольствие от общения с себе подобными, щенок растет более уравновешенным, с ним возникает гораздо меньше проблем при дрессировке.

1.4 Этап доминирования.

С 12-й по 16-ю недели жизни у щенков отмечается период доминирования, когда между собаками-сверстниками происходит борьба за лидерство. Более взрослые собаки всегда занимают высшую ступень иерархической лестницы. Главное, чтобы в этот период ротвейлер признал доминирующей личностью своего хозяина, другие члены семьи также должны быть выше по рангу.

В противном случае собака станет претендовать на роль вожака, а таковым всегда должен оставаться хозяин.

Взрослеющий ротвейлер не упустит возможности проверить, кто занимает лидирующие позиции в семье. Играя и резвясь, он может укусить хозяина (зубы, хотя и молочные, достаточно остры, и на коже порой остаются заметные следы от укусов), зарычать или залаять на него. Будучи поставленным на место и получив достойный отпор, щенок осознает доминирующую роль человека и таким образом учится подчиняться хозяину.

Как правило, возможны 3 вида взаимоотношений, которые устанавливаются между хозяином и собакой и наиболее интенсивно формируются в то время, когда щенок достигает 3-4-месячного возраста. В первом случае главенствующую позицию занимает человек, во втором – ротвейлер, в третьем же отмечается определенное равноправие между хозяином и его питомцем.

Если хозяин хочет воспитать ротвейлера по всем правилам служебного собаководства, приемлемым вариантом для него должно являться только его личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок необходимо уделять повышенное внимание поведению собаки по отношению к хозяину. Необходимо следить за тем, чтобы ротвейлеру не удавалось периодически увлекать хозяина за собой в сторону какого-либо понравившегося ему объекта, например яркой цветочной клумбы, выбежавшей на дорогу кошки и т. д.

Ведомым должен быть пес, а не его хозяин, и поэтому нужно сдерживать питомца, не позволяя ему рычать, вырываться, тянуть человека то в одну, то в другую сторону. Можно применить команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопнув собаку по бедру; постепенно она усвоит, что с хозяином недопустимо вести себя как заблагорассудится. Правильно воспитанная, дисциплинированная собака не будет лаять на хозяина, рычать и скалить зубы, когда тот захочет поднять с земли мячик или палку, которые она пытается удержать лапами во время игры.

В течение данного возрастного периода устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Возвратившись с работы домой, он наблюдает, как питомец, виляя хвостом, уже ожидает его в прихожей, радуясь встрече с ним.

Однако на прогулке собака, отвлекшись во время игры, может совершенно забыть о его существовании, и совсем не лишним будет напомнить ей об этом.

Чем быстрее собака признает доминирующую роль хозяина, тем лучше будут результаты тренировок, а содержание животного доставит хозяину гораздо меньше проблем.

Трехмесячный ротвейлер при правильном воспитании полностью осознает права своего хозяина и его лидирующее положение в тандеме «человек-собака». Очень важно не упустить время и приложить максимум педагогических способностей к тому, чтобы четвероногий друг признал вожаком и лидером именно хозяина, а не самого себя. К 16-недельному возрасту у ротвейлеров (особенно у кобелей) уже окончательно складывается эмоциональное восприятие окружающего мира, и потому определенные установки, сформировавшиеся к этому времени, останутся у пса на всю жизнь.

Ротвейлеру, проходящему этап доминирования, необходимы систематические тренировки, в ходе которых хозяин отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка могут постепенно возрастать, и щенок в возрасте около 4 месяца вполне способен выполнять более сложные задания, чем его младшие собратья, еще не прошедшие вакцинацию и выводимые хозяевами на прогулку лишь с соблюдением некоторых мер предосторожности. Для 13-недельного ротвейлера уже следует приобрести ошейник и выгуливать его на поводке. Даже дисциплинированные и хорошо управляемые собаки могут проявить свой темперамент во время прогулки по улице, особенно это касается кобелей. Дело в том, что кобели уже к 4-месячному возрасту отличаются высокой половой активностью и, играя, могут совершать энергичные наскоки то на своих сородичей-сверстников, то на ногу находящегося рядом хозяина. Подобные забавы являются лишь проявлением природного полового инстинкта собак, и не стоит слишком сурово относиться к такому поведению питомца, тем более если в дальнейшем планируется использовать его для селекционной работы. Лучше занять ротвейлера активными играми в удобном для этого месте (например, на лужайке или в глубине парка), где он сумеет полностью переключить свое внимание.

1.5 Этап проявления независимости.

Данный этап психофизиологического развития собаки продолжается с 4-го до 8-го мес. Это как раз тот период, когда питомец, в целом признавая лидерство хозяина, может позволить себе некоторые вольности, пытаясь продемонстрировать человеку свою независимость, и тем самым проявить индивидуальность и реализовать желание самоутверждения (оно свойственно не только людям, но и собакам). В чем же может выражаться такая самостоятельность ротвейлера, которую он не преминет доказать при первой же возможности? Во-первых, хозяину, вероятно, предстоит с разочарованием наблюдать за тем, как его любимая собака, еще вчера превосходно выполнявшая ту или иную команду, на этот раз как будто бы совсем не слышит ее и наперекор всему делает совсем не то, что от нее требуется.

Демонстрируя хозяину подобное поведение, ротвейлер пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, что, конечно же, совершенно неприемлемо. В такой ситуации нельзя расслабляться и давать собаке шанс стать хозяином положения хотя бы на время. Если питомец своевольничает, настойчиво игнорируя задания, полученные от хозяина, не следует идти у него на поводу, надо упорно требовать от собаки послушания и полного подчинения. В противном случае у подопечного появится неисправимая привычка поступать так, как вздумается ему. В то же время не стоит применять грубую силу или угрожающим тоном повторять команду, желая во что бы то ни стало добиться правильного ее исполнения. Следует формировать у собаки привычку подчиняться командам иначе: просто не спускать ротвейлера с поводка до тех пор, пока не появится уверенность в том, что питомец безупречно выполняет все то, что от него хочет хозяин.

При отсутствии со стороны хозяина должного внимания к проявлениям независимости собака станет своевольничать в любых ситуациях. В дальнейшем человек будет периодически лишаться возможности управлять ею и контролировать ее поведение, поскольку взрослый ротвейлер достаточно крупный и сильный, и для того чтобы удержать его, потребуется приложить максимум физических усилий. Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Бывали случаи, когда взрослые ротвейлеры, не имеющие навыков подчинения хозяину, нападали на людей, оказавшихся рядом. Проявив твердость и настойчивость в обращении с подопечным, можно помочь ему успешно преодолеть период независимости и выработать у него неизменную привычку четко выполнять все команды хозяина.

1.6 Этап преодоления страха.

Данный период может продолжаться в течение 1-2 мес. Он начинается в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки в возрасте от 6 до 14 мес.

Этот этап характерен тем, что питомец внезапно, без особых причин испытывает страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций.

Вместе с тем отмечается и боязнь новых, незнакомых объектов. Оказать помощь в преодолении страхов подобного рода собаке должен хозяин. Ему следует подать собаке команду «Стоять!», затем приблизиться к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у его четвероногого друга, и дотронуться рукой до пугающей вещи.

После этого, скомандовав «Ко мне!», нужно дождаться, пока любимец тоже подойдет к предмету, который ничуть не страшен для хозяина (он это уже наглядно продемонстрировал), и сам убедится, что данный предмет не представляет никакой опасности. Спокойное и уверенное поведение хозяина сразу же передастся собаке.

1.7 Этап переходного возраста.

Данный этап начинается по достижении ротвейлером годовалого возраста и продолжается в течение еще 3 лет. В это время собака, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей. К захвату лидерских позиций особенно часто стремятся ротвейлеры-кобели. Собака может вести себя неадекватно даже с теми, к кому ранее относилась весьма дружелюбно и спокойно. Например, она способна совершенно неожиданно для своего владельца напасть на живущего по соседству соплеменника и подраться с ним, несмотря на то что прежде обе собаки были очень дружны между собой и даже играли вместе. Пришедшие в гости друзья также могут быть встречены грозным рычанием или заливистым лаем прямо на пороге, хотя раньше ротвейлер относился к тем же самым визитерам вполне приветливо.

Если собака ведет себя слишком агрессивно и хозяин не в состоянии контролировать ее, ему потребуется совет опытного кинолога: специалист поможет изменить ситуацию к лучшему.

Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца. Захват лидерства – дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение на иерархической лестнице, стремясь подняться на ступень выше человека. Главное, что требуется от хозяина в этот период, – не потерять самообладания, настойчивости и твердости, но при этом сохранить добрые взаимоотношения со своим четвероногим упрямцем. Занятия дрессировкой должны обязательно оставаться регулярными, не нужно давать собаке возможности предъявлять хозяину свои собственные требования.

Предположим, что в гости заглянули знакомые, к визитам которых питомец давно привык, но в последнее время не демонстрирует гостям своего радушия. В подобной ситуации тем не менее не стоит изолировать собаку от пришедших людей, заперев ее в другой комнате. В данном случае рекомендуется скомандовать ротвейлеру «Место!» и дать ему возможность оставаться среди прибывших гостей и ощущать себя полноправным членом компании. Вместе с тем нужно предупредить друзей о том, чтобы они сами не стремились к общению с собакой: пусть она проявит свой интерес к пришедшим первой. Таким образом хозяин демонстрирует своему питомцу, что полностью солидарен с гостями, что он на их стороне и они требуют уважения в не меньшей степени, чем он.

Строгое наказание взрослого ротвейлера или, наоборот, слишком лояльное поведение хозяина по отношению к собаке, демонстрирующей неповиновение, – далеко не лучший способ воспитания.

Переходный возраст у собаки – еще и период достижения ею половой зрелости. Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития ротвейлера уже завершен. Существует ряд врожденных и приобретенных качеств характера, которые окончательно формируются лишь к 3-летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).

1.8 Основы дрессировки щенков.

Питомцу, как правило, необходимо дружеское расположение и чуткое отношение со стороны всех членов семьи, в которой он живет. Но наиболее прочная эмоционально-психологическая связь устанавливается между собакой и ее хозяином, и от поведения последнего, безусловно, зависит то, насколько комфортно будет чувствовать себя собака в доме.

Чем больше времени хозяин проводит со своим любимцем, проявляет заботу, чем больший интерес представляют для пса прогулки с ним (разнообразные активные игры, пребывание вместе с хозяином за городом, поход в лес, на реку), тем скорее он станет безгранично доверять хозяину, и тот обретет надежного и верного друга, готового поспешить на помощь в любой ситуации.

Ротвейлеры обладают уравновешенным характером, что физиологически объясняется одинаковой интенсивностью процессов возбуждения и торможения в нервной системе собак данной породы. Однако чередование указанных процессов может быть несколько замедленным, что, впрочем, нисколько не ухудшает рабочих качеств этих животных. К тому же навыки, которые были получены в ходе дрессировки и систематических тренировок, закрепляются очень хорошо, и выполнение команд хозяина при наличии должного воспитания осуществляется всегда четко и правильно.

Команду «Ко мне!» нужно произносить спокойно, ровно, без резкого тона и поначалу называть вдобавок еще и кличку щенка. Когда ротвейлер привыкнет к своей кличке (это происходит обычно через 4–5 дней), то, скомандовав «Ко мне!», ее можно и не произносить.

Основы обучения щенка выполнению команд закладываются уже с первых дней его пребывания в доме хозяина. Как правило, молодые собаки довольно быстро осваивают команду «Место!», после закрепления которой рекомендуется обучать их команде «Ко мне!». Произнося «Ко мне!», можно постучать по полу миской, предназначенной для кормления щенка: он быстро привыкнет к этим звукам и будет срываться с места и бежать на кухню, едва услышав их. Таким образом, собака будет реагировать на постукивание посуды по полу, сопровождаемое звуком голоса хозяина.

Команду «Ко мне!» следует отрабатывать и во время прогулки со щенком. При правильном выполнении можно поощрять питомца, дав ему какое-нибудь лакомство, похвалив его. Если освоение данной команды идет довольно вяло, щенок не выполняет того, что от него требуется, то придется повторить задание уже более категоричным тоном. За правильным выполнением команды должны следовать похвала и угощение лакомством. Для более полного закрепления приобретенных навыков следует отрабатывать с питомцем команду «Ко мне!» периодически, в течение всей прогулки (не менее 4-5 раз).

Особые проблемы в обучении собаки возникают в период независимости, то есть в возрасте от 4 до 8 мес. В это время щенки часто своевольничают и, услышав команду хозяина, не реагируют на нее. Для того чтобы побудить ротвейлера к выполнению задания, можно, произнеся команду требовательным тоном, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Можно использовать и другой жест: поднять одну руку вверх, а затем опустить ее на бедро ладонью вниз. Собака скорее всего обратит внимание на хозяина и подбежит к нему.

Если же действия все-таки не произвели на щенка никакого впечатления и он продолжает игнорировать команды, хозяин может сделать вид, что просто не замечает своего воспитанника и направляется в сторону, противоположную от него (увидев удаляющегося хозяина, собака подбежит к нему). Когда питомец приблизится, не стоит наказывать его за непослушание, лучше постараться сохранить дружелюбный, спокойный тон и сдержанно похвалить собаку, ведь команда все-таки была выполнена ею.

Если щенок упрямится и отработка команды «Ко мне!» проходит безуспешно, придется использовать для работы с собакой поводок большой длины (не менее 10 м). Наказание с применением силы – это крайняя мера, необходимая лишь в том случае, если не удается подчинить щенка командам в течение длительного периода тренировок с использованием поводка или веревки. Способ наказания – встряхивание за загривок, о котором уже упоминалось выше. Опустив щенка на землю, нужно подождать некоторое время, а затем настойчивым тоном вновь произнести команду. Когда собака приблизится, не нужно раздражаться по поводу того, как много времени и сил было затрачено на отработку столь несложного задания. Обязательно нужно похвалить упрямца и не забывать, что для работы с собакой этой породы потребуется большой запас терпения.

Не следует выпускать ротвейлера гулять без сопровождения хозяина или кого-то из членов семьи, оставлять его без присмотра. Собака может потеряться, даже находясь в хорошо знакомой местности. Кроме того, питомца могут просто украсть, и тогда поиски значительно усложнятся или окажутся безрезультатными.

Как уже упоминалось выше, отработка команды «Ко мне!» проводится несколько раз в ходе выгуливания, однако после того, как собака правильно выполнит задание, не следует сразу же возвращаться с ней домой. Нужно дать ротвейлеру возможность еще некоторое время поиграть на улице, находясь на поводке или без него, и лишь затем завершить прогулку.

Нередко хозяева, раздосадованные упрямством и непослушанием своего питомца, наказывают щенка гораздо суровее или чаще, чем он того заслуживает. Если нервы не выдержали и хозяин сгоряча обидел собаку, это может стать причиной некоторого разлада во взаимоотношениях с ней. Вполне вероятно, что щенок в дальнейшем станет побаиваться хозяина, ожидая грозного окрика или наказания за проступок. Необходимо помнить, что ротвейлер должен слушаться хозяина, подчиняться ему, но ни в коем случае не бояться. Поэтому, допустив оплошность в выборе наказания, нужно постараться исправить ошибку и загладить вину перед своим четвероногим другом. Следует дать своему ротвейлеру понять, что хозяин не злится на него, по-прежнему его любит и доверяет ему. Можно погладить щенка, чтобы успокоить и ободрить его.

По мере того как ротвейлер успешно освоит команду «Ко мне!», следует приучать его оставаться после ее выполнения около левой ноги. Это делают следующим образом. Держа в руке какое-либо лакомство, нужно заставить щенка обойти хозяина сзади справа налево и скомандовать «Сидеть!». После закрепления навыков данного задания можно уже обходиться и без команды «Сидеть!». По команде «Ко мне!» собака будет приближаться к хозяину справа и сзади и усаживаться слева от него. Это и есть идеальное выполнение усложненного варианта команды «Ко мне!».

Если команда «Ко мне!» выполняется питомцем безотказно и четко, это определенная гарантия (хотя, конечно, и не стопроцентная) того, что ротвейлер будет оставаться управляемым даже в весьма проблематичные периоды, связанные с физиологическими изменениями в организме собаки (например, в период независимости или полового созревания). Наиболее трудно контролировать поведение ротвейлеров-кобелей в то время, когда у сук продолжается течка.

Отработка команд должна быть последовательной: сначала собаке дают более простые задания, затем можно переходить к более сложным.

Команда «Нельзя!» – это запрет на те или иные действия собаки, недопустимые с точки зрения хозяина. Отработку этой команды также следует проводить во время прогулок, не разрешая щенку поедать или брать обнаруженные им на улице объедки, падаль или кости.

Если освоение команды «Нельзя!» вызывает большие затруднения, то для тренировки следует использовать короткий поводок. Нужно взять с собой из дома остатки пищи, косточки, оставшиеся от обеда, и разложить их на некотором расстоянии друг от друга в том месте, где хозяин гуляет с собакой (разумеется, после занятий все пищевые отходы нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер).

Ротвейлер выгуливается на поводке, а хозяин следит за тем, как он будет реагировать на команду «Нельзя!», если притронется к лежащим на земле кусочкам пищи. В том случае, когда щенок упорно игнорирует запреты, нужно потянуть за поводок и слегка хлестнуть своего питомца по спине прутиком. Чаще всего такая мера воздействия бывает эффективной.

Если же наказание прутиком действует лишь тогда, когда хозяин находится на небольшом расстоянии от собаки, а находясь вне его поля зрения, она все же пытается поднять с земли какой-то кусочек, следует применить для отработки команды длинный поводок. Натянув поводок и сказав «Нельзя!», хозяин тем самым предупреждает своего питомца о том, что за непослушание он будет наказан. После этого собака уже не возьмет с земли посторонний предмет, а просто обойдет его и побежит дальше.

Молодой ротвейлер, еще не приученный к дисциплине, зачастую доставляет хозяину массу лишних хлопот: он может броситься под ноги в самый неподходящий момент, вертеться вокруг, когда готовят для него еду или наполняют ею миску. С суетой будет покончено, если хозяин четко отработает со своим питомцем команду «Сидеть!». Нужно подавать ее щенку в различных ситуациях – во время пребывания на кухне, в комнате, на прогулке – и контролировать быстрое и правильное выполнение команды.

На улице отработка команды «Сидеть!» может проводиться следующим образом. Нужно взять щенка на поводок и, не выпуская его из рук, отдалиться от своего питомца примерно на 1 м, скомандовав «Сидеть!». Через некоторое время нужно повторить задание, но при этом поводок удерживать уже не следует. Затем надо отдалиться от щенка на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения, и понаблюдать за ним. Несколько минут он должен посидеть один, выполнив команду. Это приучит его к дисциплине, и у него будет вырабатываться привычка сохранять спокойствие, хладнокровие и выдержку в определенных ситуациях.

Дисциплинированность и подчиняемость собаки хозяину очень важны не только в повседневной жизни и во время служебной работы, но и при участии в соревнованиях. Поэтому отработке основополагающих команд «Ко мне!» и «Сидеть!» рекомендуется посвящать больше времени тем владельцам собак, которые собираются в дальнейшем показывать своих любимцев на выставках или состязаниях по аджилити.

Закрепление команды «Сидеть!» можно проводить и таким образом. Держа в руке лакомый кусочек, нужно поднять его так, чтобы он находился немного выше уровня глаз ротвейлера. Не позволяя щенку подпрыгнуть, следует побудить его к выполнению команды. Когда собака сделает все правильно, можно скормить ей подготовленное лакомство. Повторять это упражнение рекомендуется систематически, каждый раз хваля питомца за удачно выполненное задание.

Во время обучения малышей и взрослеющих собак необходимо проявлять настойчивость, однако не злоупотреблять наказаниями и не допускать грубости и применения физической силы в обращении со щенком. Ведь и людям не сразу удается освоить какие-то новые для них умения и навыки, что же касается ротвейлеров, то с ними требуется провести более десятка занятий на закрепление каждой из изучаемых команд. Причем отработку тренировочных команд следует повторять в различной обстановке и различных жизненных ситуациях.

По аналогии с командой «Сидеть!» отрабатываются и команды «Лежать!», «Стоять!». Щенок лучше усвоит их, если во время тренировок хозяин станет комбинировать задания, то есть в течение одного дня даст своему питомцу возможность выполнить все три команды в различных сочетаниях. Регулярные занятия с собакой к тому же будут способствовать установлению более тесного психологического контакта между ней и ее хозяином.

На начальном этапе дрессировки можно отрабатывать с ротвейлером команды «Сидеть!» и «Лежать!» в таком порядке. Собираясь покормить своего питомца, сначала нужно заставить его сесть, а после этого, держа в руке миску с кормом на уровне глаз щенка, начать медленно опускать ее, повторяя при этом команду «Лежать!». Если собака уляжется на пол, нужно похвалить ее и покормить. То же самое следует проделывать, побуждая ротвейлера к выполнению команды «Лежать!» из положения стоя.

Не следует скупиться на похвалу, если питомец выполнил задание успешно. Наказание, как исключительный способ воздействия на поведение собаки, будет эффективно лишь тогда, когда его применяют тотчас же после проявления непослушания, неповиновения со стороны щенка.

Продолжать отработку команды «Лежать!» нужно и во время прогулок. Рекомендуется взять собаку на поводок, затем натянуть его, надавливая при этом рукой на область лопаток или на круп животного. Когда собака будет вынуждена лечь, следует похвалить ее и дать ей лакомство. Однако такое применение силы по отношению к ротвейлеру допустимо лишь по достижении им возраста 3 месяцев.

По мере того как щенок начнет осваивать выполнение этой команды, можно также сопровождать ее специальным жестом: одна рука (правая) поднимается на уровень плеч, разворачивается ладонью вниз, а затем опускается к правому бедру. Впоследствии щенок должен научиться реагировать только на этот жест, а силовое воздействие применять уже не потребуется.

Следующая команда, которую придется освоить ротвейлеру, – «Покажи зубы!». Умение показывать зубы, демонстрируя тем самым наличие правильного прикуса, потребуется собакам на выставках, и эту команду следует отрабатывать со щенком, когда ему уже исполнится 3 мес. Если ротвейлер не будет обучен выполнению команды «Покажи зубы!», то вряд ли его выступление на выставке окажется успешным: обычно таких собак отстраняют от дальнейшего участия в ней. Освоить эту команду для большинства ротвейлеров крайне сложно, поскольку собаки данной породы недоверчивы от рождения. Хозяин, сумевший установить со своим подопечным хороший психологический контакт, будет иметь меньше проблем при обучении собаки вышеупомянутой команде.

Отработку команды можно проводить следующим образом. Скомандовав щенку «Стоять!», нужно встать рядом с ним, подвести правую ладонь под нижнюю челюсть ротвейлера, а левую опустить ему на морду, как бы накрыв ее сверху. Произнеся «Покажи зубы!», осторожно раздвигают челюсти (только губы) собаки, не дотрагиваясь при этом до мочки ее носа. Не следует позволять щенку разжимать зубы: они должны быть плотно стиснутыми. Так демонстрируются передние зубы. После того как вся эта процедура будет проделана, нужно похвалить щенка – поощрение хозяина в данном случае особенно важно. Затем следует постараться аналогичным образом обнажить и боковые зубы ротвейлера (их потребуется демонстрировать с обеих сторон). Если во время показа зубов на щенка надет поводок, то нужно освободить руки, положив поводок на пол и придерживая его ногой.

Нельзя пренебрегать определенными элементами дрессировки ротвейлеров, в том числе и освоением команды «Покажи зубы!». Этот процесс достаточно продолжителен, и откладывать занятия с собакой на потом – значит не дать возможности раскрыть все те способности, которые заложены в ней от рождения. Нужно регулярно заниматься со своим питомцем и в домашних условиях, и на прогулках, и во время вылазок в загородную местность. Усилия и старания будут вознаграждены сторицей: на выставках и состязаниях собаки, хозяева которых посвятили много времени дрессировке и воспитанию своих любимцев, обычно показывают превосходные результаты.

Некоторые команды, которые впоследствии могут быть использованы во время проведения соревнований и выставок, должны отрабатываться с особой тщательностью.

Тем не менее физические и психические нагрузки должны возрастать постепенно; в течение 1-го мес тренировок не нужно заниматься с собакой слишком часто и подолгу. Лучше понаблюдать за поведением и настроением щенка во время игр, прогулок, выполнения команд; периодически нужно отмечать для себя, что ему нравится больше и что удается лучше, и, напротив, над чем придется поработать более упорно.

Пожалуй, всем щенкам не составляет особого труда осознать и запомнить команду «Гуляй!». Ее ваш ротвейлер должен слышать всякий раз, когда его выводят на улицу и снимают с поводка. Получив желанную свободу, щенок со всей присущей ему прытью отправляется изучать местность и открывать для себя новые объекты в окружающем его мире.

Команда «Фу!» заключает в себе тот же запрет, что и команда «Нельзя!», о которой уже упоминалось выше. Если щенок во время прогулок пытается подобрать и погрызть какой-то предмет с земли, хозяин сумеет остановить его, произнося либо «Нельзя!», либо «Фу!». Команду «Фу!» можно давать своему питомцу, запрещая ему брать пищу из рук посторонних людей (это касается также и ваших друзей, знакомых, приятелей). Можно попробовать поэкспериментировать и определить, насколько хорошо ротвейлер усвоил команду «Фу!».

Команды, запрещающие щенку производить какие-либо действия, одновременно приучают его и к повиновению непосредственно хозяину. Участие посторонних людей в дрессировке вашей собаки недопустимо, она изначально должна знать, кто ее хозяин.

Предположим, что кто-либо из вашего близкого окружения предлагает собаке ее любимое лакомство (кусочек мяса, печени, легкого, сыра и т. д). Этот человек протягивает щенку еду, положив ее себе на ладонь. Скорее всего, даже услышав от вас команду «Фу!», он не сможет избежать искушения и все-таки возьмет лакомство. Человеку, угостившему питомца, следует после этого сразу же отвлечь внимание щенка, щелкнув его по носу. Раздосадованный и озадаченный щенок обычно реагирует на такой поворот событий молниеносно: он тут же бросит подкормку на пол, зарычав или залаяв. В этот момент следует непременно похвалить его, ведь он все же выполнил команду, отказавшись от корма, взятого не из рук хозяина. Можно повторить проверку того, как ротвейлер запомнил запрещающую команду, но только уже при участии других людей. Наверняка результат окажется тем же самым.

Приучение щенка к прогулкам на поводке нужно начинать уже с 3 мес, когда малыш пройдет вакцинацию против инфекционных болезней и его можно будет познакомить с другими собаками, гуляющими во дворе.

Кинологи и дрессировщики предлагают владельцам ротвейлеров опробовать на практике ряд способов отработки у собак навыков следования за своим хозяином. Один из них, наиболее распространенный, можно использовать во время прогулки в парке или в лесу. Гуляя со щенком, можно отойти от него на небольшое расстояние (так, чтобы малыш не выпадал из поля вашего зрения) и спрятаться за деревом или где-нибудь еще – щенок не должен видеть хозяина. Через некоторое время питомец, потерявший хозяина из виду, начнет предпринимать попытки разыскать его, станет испуганно и тревожно скулить.

После этого уже можно обнаруживать себя, поскольку стало понятно, что подопечный будет в любой обстановке следовать за своим хозяином, особенно в той местности, где не имеется объектов, способных каким-либо образом заинтересовать его.

При категорическом неприятии собакой поводка и ошейника следует обратиться за советом к опытным собаководам: у них существует несколько «хитрых» приемов, с помощью которых можно приучить ротвейлера к прогулкам на поводке, если это представляет большую проблему для хозяина.

Привыкание молодых ротвейлеров к поводку происходит по-разному: одни адаптируются к нему быстро, в течение одной прогулки с хозяином, другие воспринимают этот новый для них предмет, сдерживающий их свободу, весьма скептически, третьи же вообще долго упрямятся, отказываясь выполнять команды в ошейнике и на поводке. Хозяевам первых можно только позавидовать, в остальных случаях владельцу строптивой собаки придется запастись терпением.

После того как щенок привыкнет гулять в ошейнике и на поводке, следует начинать осваивать команду «Рядом!». Для этого, взяв ротвейлера на короткий поводок, следует приучать его ходить с левой стороны, настойчиво повторяя команду «Рядом!». После того как эта фраза прозвучит несколько раз, можно погладить щенка и слегка отпустить поводок. Это задание нужно повторять ежедневно, во время каждой прогулки. Натягивать поводок рекомендуется только спустя определенный промежуток времени, по достижении собакой полугодовалого возраста. В итоге питомец должен научиться ходить рядом таким образом, чтобы его загривок находился на одном уровне с голенью хозяина.

Когда щенок достигнет трехмесячного возраста, а команды «Ко мне!» и «Рядом!» будут хорошо отработаны, можно переходить к более полному закреплению команды «Сидеть!». При этом вполне допустимо небольшое силовое воздействие на собаку. Рассмотрим пример отработки данного упражнения. Итак, хозяин дает ротвейлеру команду «Ко мне!», и после того, как собака окажется у левой ноги, берет ее за ошейник и удерживает, не позволяя своему питомцу вертеть головой и подпрыгивать. Далее следует команда «Сидеть!», после чего хозяин слегка нажимает ладонью на круп собаки. Когда щенок примет сидячее положение, нужно непременно похвалить его и угостить лакомым кусочком.

Если в процессе ряда тренировок ротвейлер уже научился выполнять команду «Сидеть!» самостоятельно, без постороннего вмешательства, следует прекратить применение силового воздействия, постепенно заменяя его специальным жестом: одна рука (правая) поднимается вверх, но не выпрямляется в локте, а остается согнутой под прямым углом. Ладонь при этом развернута вперед и направлена в ту сторону, где находится собака. Отработку команды, сопровождаемой таким жестом, необходимо проводить по несколько раз в течение дня.

Ротвейлер, еще не освоивший твердо и четко команду «Стоять!», должен находиться на поводке, при этом владелец собаки возлагает на себя всю ответственность за нее и ее поведение.

Очень серьезное значение владельцы ротвейлеров должны придавать тщательному закреплению команды «Стоять!». Нередки случаи, когда уже взрослые собаки, не владеющие навыком останавливаться по первому требованию хозяина, становились виновниками опасных ситуаций как во дворе, так и на проезжей части, поскольку могли с завидным упорством, невзирая на окрики выгуливавших их хозяев, гнаться за кошками или другими собаками или перебегать дорогу прямо перед движущимся по ней автомобилем.

Чтобы собаку не сбила машина, перед переходом через проезжую часть улицы нужно надеть на нее ошейник и короткий поводок. Ни в коем случае не нужно пытаться научить своего питомца переходить дорогу самостоятельно, ведь даже хорошо тренированные собаки способны в данном случае преподнести неприятный сюрприз как хозяевам, так и автолюбителям.

Замешкавшись на обочине дороги или тротуаре, ротвейлер может внезапно ринуться прямо под колеса автомашины, поэтому нужно быть очень внимательным к собаке, если нужно перейти вместе с ней на другую сторону улицы. При переходе через дорогу следует слегка натянуть поводок после того, как будет дана команда «Стоять!». Спустя определенное время у щенка начнет вырабатываться привычка находиться в этот момент слева от хозяина, у его левой ноги.

Начинать отработку команды «Стоять!» рекомендуется по достижении щенком возраста 3 месяца. После того как собака выполнит команду «Сидеть!» или «Лежать!» находясь при этом на поводке, следует продвинуться примерно на шаг вперед, натянуть поводок в направлении вверх и вперед, скомандовать подопечному «Стоять!» и снова натянуть поводок, но уже в направлении на себя.

Нужно постараться во время прогулки и отработки этого упражнения обходить стороной те места, где что-либо может вызвать повышенный интерес щенка и он будет отвлекаться, игнорируя команду. Следует придерживаться строгого и требовательного тона в голосе во время подачи команды. На начальном этапе занятий освоение нового для щенка задания может проходить не столь успешно и быстро, как бы вам хотелось. Однако уже в том случае, если питомец остановится и замрет на месте всего лишь на секунду, нужно обязательно отметить его старания похвалой и лакомством. Отрабатывать с собакой команду «Стоять!» следует в разных ситуациях, за верно выполненным упражнением должно непременно следовать поощрение.

Получая за свои правильные действия любимое лакомство, щенок сумеет закрепить команду в памяти, и в дальнейшем уже удастся приучить его к выполнению этого задания с ориентацией на сделанный специальный жест. Он заключается в следующем: правую руку немного сгибают в локте, а затем поднимают на уровень плеча и быстро опускают к правому бедру.

Следует учитывать и реакцию собаки на звук голоса хозяина. Она не только слышит команду, но и прекрасно чувствует те или иные интонации. Многие специалисты-кинологи отмечают, что большинство собак быстрее откликаются на звучание высоких, громких голосов (в этом смысле у женщин, дрессирующих своих питомцев, имеются определенные преимущества перед мужчинами, голоса которых более низкие и глухие).

У щенка должен быть определенный набор игрушек, которые могут служить не только для забавы и нормального развития зубов (щенки обычно грызут искусственные и натуральные косточки, резиновые игрушки и т. д.), но и для отработки команды «Апорт!». Во время игры с собакой можно бросить один из этих предметов на землю перед собой и скомандовать питомцу «Апорт!». Если щенок возьмет игрушку в зубы, нужно дать очередную команду «Ко мне!» и, после того как он подойдет, похвалить его («Молодец!») и обязательно угостить лакомством. Затем можно отобрать у щенка принесенный им предмет, сопровождая свои действия командой «Дай!». Целесообразно закреплять выполнение команды «Апорт!» регулярно, во время очередных прогулок с собакой в парке или в лесу. Он может подбирать и приносить самые различные предметы, брошенные на землю: палки, прутики, пластиковые бутылки, носовой платок и т. п.

Замечена хорошая реакция ротвейлеров на свист, поэтому хозяин может использовать обычный свисток для того, чтобы подозвать к себе собаку. Некоторые дрессировщики вполне успешно применяют свисток для отработки различных команд.

Итак, быстрое и четкое выполнение команд стимулируется поощрениями (похвалой, скармливанием собаке различных лакомств, например кусочков сыра, сырого и отварного мяса, отварной говяжьей или бараньей печени, сухофруктов и др.), а также с помощью легкого силового воздействия. По достижении собакой 3-4-месячного возраста нужно постепенно приучать ее к выполнению команд по соответствующему движению руки. Жесты рукой на начальном этапе обучения можно комбинировать со скармливанием лакомства.

При дрессировке служебных собак следует запомнить несколько советов, касающихся правильной, с точки зрения кинологов, отработки команд. Подавая своему питомцу одну из команд «Стоять!», «Сидеть!» или «Лежать!», нужно полностью исключить резкие рывки поводка или слишком сильный нажим на него. Не следует также применять силовое воздействие прежде, чем давать ту или иную команду. Произнесение команды должно непременно сопровождаться соответствующим жестом, а условия, при которых она подается, нужно периодически менять: получая задания в различных ситуациях, собака гораздо лучше усваивает новые для нее знания. Обычно чередуется и последовательность команд – это служит для закрепления приобретенных навыков. Если питомец не выполняет команды, игнорирует их, нужно настаивать на своем, пока не будет достигнут положительный результат.

Не нужно переутомлять животное слишком продолжительными упражнениями: дозировать нагрузку следует в соответствии с возрастом и физическим состоянием своего питомца.

Эффективность дрессировки зависит также и от того, насколько хорошо чувствует себя щенок. Если ему нездоровится или его только что плотно покормили, занятия следует отсрочить. Не стоит проводить отработку команд и в том случае, если собака голодна. Занятия как на сытый, так и на голодный желудок не принесут ей желаемой пользы.

Нередко владельцы служебных собак допускают грубые ошибки в ходе отработки команды «Апорт!». Поэтому хотелось бы напомнить о необходимости сочетания данной команды с командой «Дай!», они должны обязательно следовать друг за другом. Следить также следует и за тем, чтобы после получения команды щенок не отвлекался от ее выполнения, заигравшись с предметом, который ему надлежит принести. Собаке следует непременно показать лакомство до того, как она приблизится к хозяину с зажатой в зубах игрушкой. Применяя же силовое воздействие на своего подопечного, стремясь забрать у него из пасти предмет, лучше не слишком усердствовать, иначе можно нанести щенку весьма болезненную травму.

Как уже упоминалось выше, основы дрессировки закрепляются щенком в возрасте от 3 до 6 мес. Не нужно упускать драгоценного времени, а стараться заниматься с ротвейлером систематически, контролировать его поведение и анализировать ошибки и просчеты, допущенные при воспитании собаки. В затруднительных случаях целесообразно обращаться за консультацией к опытному заводчику или дрессировщику. Хорошо воспитанный и обученный ротвейлер сумеет гораздо лучше приспособиться к внешним условиям обитания, ему будет легче научиться контактировать с другими собаками и людьми, окружающими его.

4. Воспитание и дрессировка собаки.

1.1 Поведение и дрессировка собаки в раннем возрасте.

«Хорошие манеры» следует прививать щенку с того самого момента, когда он попал в дом. И если владелец заинтересовался получить в дальнейшем послушную и управляемую во всех отношениях собаку, привить эти манеры должен только сам владелец.

Список команд, который будет в дальнейшем изучен питомцем, довольно обширен, так же различны и системы дрессировок, следуя которым владелец собаки создать желательный тип психики ротвейлера. Но при любых будущих обстоятельствах щенок к 7-8 месяцам должен твердо знать следующее:

1.   На свою кличку он должен откликнуться внимательным взглядом в сторону владельца. Особенно! Не подойти к хозяину, а только обратить внимание, как бы ответить: «Да, я слышу, что меня зовут, я весь во внимании, жду дальнейших указаний».

2.  По команде «Ко мне» питомец должен подбежать к дрессировщику в любом случае, вне зависимости от того, чем он был занят в то время, когда услышал эту команду.

3. По команде «Лежать, место» щенок должен послушно лечь из любого положения и ждать дальнейших действий.

4. Простая на первый взгляд, но так жизненно необходимая команда «Зубы», услышав которую ваш щенок позволит открыть себе пасть, осмотреть передние зубы (резцы) в сомкнутом  состоянии   (прикус),  а  так же  боковые  зубы (премоляры и моляры), находящиеся в глубине рта. Для осмотра последних нужно приоткрыть пасть и немного оттянуть в сторону уголок рта.

5.   Ну   и,   наконец,   команда   «Фу»,   направленная   на прекращение щенком любых не желательных действий. В ответ на нее животное должно безукоризненно прекратить любые действия.

Эти пять команд жизненно необходимы тому, кто хочет получить в будущем надежную собаку, способную спокойно сосуществовать в семье и обществе. Безусловно, что есть владельцы, которые практикуют раннее обучение щенков командам «След», «Рядом», «Апорт». Но это, скорее всего, хорошее исключение и применяется, в основном, профессионалами, готовящими собак к дальнейшей спортивной дрессировке. Для владельца, который хочет иметь просто послушную собаку вышеперечисленных команд будет вполне достаточно для того возраста, когда начнется серьезная дрессировка.

Немного о деталях обучения пяти основным командам. Приучение к кличке - простое и приятное дело. Следует лишь подойти к щенку и дать ему вкусный кусочек каждый раз, когда дрессировщик повторяет кличку. Важно! Не подозвать кличкой, а подойти и дать лакомство. Через 20-30 таких поощрений щенок будет неизбежно искать вас взглядом каждый раз, когда услышит свое имя.

Не менее приятным представляется обучение команде «Ко мне». Секрет опять же лишь в вовремя данном кусочке лакомства. Если начать занятия с совсем маленьким щенком (60-80 дней) и следовать правилу: подход собаки, плюс, неизменная похвала и лакомство, повторение команды «Ко мне», то через неделю – две, ежедневных занятий щенок будет не только спешить к дрессировщику, получив команду, но и непрерывно следить за дрессировщиком краем глаза в ожидании вкусного и приятного «Ко мне»!

Команда «Лежать, место» является, по сути не самым приятным моментом в жизни щенка, но при правильном подходе эту обязанность можно легко превратить в интересную игру, сходную с нашей человеческой «Замри»! Начать можно, например, используя время кормления или прогулок. Щенок подбегает к миске, в это время дрессировщик мягко и в то же время достаточно уверенно берет его за ошейник и укладывает перед миской с едой, сначала удерживая руками. Трех-пяти секунд в самом начале обучения будет вполне достаточно. В последствии стоит развивать выдержку и далее до 1 минуты. Взрослая собака должна уметь показывать выдержку до 30 минут. Так же легко можно проделать этот прием и со щенком, спешащим на прогулку - укладка перед открытой дверью, те же первоначальные секунды, нарастающие с каждым днем до 1-2 минут. И в том и в другом случае по окончании выдержки - приятная награда (в первом случае - вкусная еда, во втором - увлекательная прогулка с играми и новыми впечатлениями). Кстати, на прогулке тоже можно практиковаться «в выдержке»: уложив щенка командой и удерживать его некоторое время, потом отпустить командой «Гуляй» в жизнерадостной интонации и поощрив всеми возможными способами. Будьте осторожны! Не увлекайтесь сразу длительной выдержкой, все нарабатывается очень постепенно.

Со способностью показывать зубы (как впрочем и со многими другими) не родилась еще на свет ни одна собака. Этому нужно учить, причем, чем раньше, тем лучше, потому что явно проще научить открывать пасть кроткого щенка, чем пыхтящего от негодования крупного и самоуверенного взрослого ротвейлера. Знать эту команду необходимо по двум основным причинам:

1.  Спокойное отношение собаки к манипуляциям в пасти служит верным доказательством доверия ротвейлера к дрессировщику и является во многом свидетельством общей воспитанности животного.

2.  Если владелец планирует заняться выставочной карьерой питомца, то без знания команды «Зубы» па выставки лучше не ходить. Дело в том, что оценка щенка (или взрослой собаки) начинается с осмотра зубов. И то, как покажете зубы оставит первое впечатление у эксперта от вашей собаки.

Учить щенка показывать зубы нужно с 45-дневного возраста. Это очень просто. Следует посадить щенка рядом с владельцем или взять его на руки, затем приоткрыть пасть и внимательно осмотреть его зубы, оттянуть уголок рта в сторону и ощупать пальцем каждый зуб. Малейшее сопротивление этой процедуре жестко пресекайте и снова повторяйте свои действия. После окончания осмотра нужно похвалить щенка и дать ему лакомство.

Команда «фу» должна действовать в любых ситуациях на любую «горячую голову». Вырабатывать эту команду нужно методично, в течение 2-4 недель. Если владелец заметил, что щенок делает что-то нежелательное (грызет мебель, обувь, подбирает что-то на его взгляд съедобное на улице) следует подойти к воспитаннику и прекратить его действия, настойчиво повторяя команду «фу» в угрожающей интонации. Вне дома приучать щенка этой команде лучше всего на поводке. Когда собака прекратит нежелательные действия, нужно похвалить собаку и переключите её внимание на что то интересное или вкусное (игра с мячиком, лакомство и подобные действия).

1.2 Дрессировка взрослого ротвейлера как служебной собаки.

Дрессировка служебных собак старше 1 года предполагает определенную систему испытаний, утвержденную программами Шутцхунд и Фартенхунде (разработаны при содействии клубов собаководства Германии). Вообще, обучение собак согласно данной системе обрело популярность еще несколько десятилетий назад, когда подготовка служебных собак в Германии была ориентирована на дальнейшее участие этих животных в военных действиях и следовой работе.

В наши дни эти программы реализуются при проведении специальных соревнований, в процессе которых выявляются физические данные и рабочие качества служебных собак, их готовность в нужный момент выполнять команды, подчиняясь хозяевам. Результаты испытаний показывают, насколько эффективной оказалась дрессировка, а также степень пригодности той или иной собаки к племенной работе. Итоги выступлений каждой собаки на состязаниях оцениваются опытными специалистами. Ряд недостатков породы, свойственных ротвейлерам или представителям других пород служебных собак, могут быть обнаружены лишь во время испытаний подобного уровня.

Соревнования по программе Шутцхунд предусматривают комплексное тестирование служебных собак, в ходе которого выявляются их способности к защитной и следовой работе, физические, умственные и психические характеристики и их соответствие требованиям стандарта определенной породы.

1.3 Защитная и следовая работа: тесты и задания для собак

Для тестирования ротвейлеров как защитных или как следовых собак существует три ступени, прохождение которых ведется в строгом порядке. Каждое испытание представляет собой проверку рабочих и наследственных качеств собаки в пределах программы, определенной только одной ступенью (I, II или III). I ступень проверки защитных качеств ротвейлеров, равно как и собак остальных служебных пород, условно обозначается как SchH I – сокращение термина Шутцхунд (в переводе с немецкого Schutzhund – «защитная собака»). II ступень имеет условное обозначение SchH II, а III ступень – соответственно SchH III.

Термином «Фартенхунде» обозначается испытание, проводимое для выявления рабочих и наследственных характеристик следовых собак. I ступень такого тестирования обозначается сокращением FH I, II ступень – FH II и, наконец, III ступень – соответственно FH III.

Собаки служебных пород, в том числе и ротвейлеры, могут быть допущены к участию в соревнованиях по обеим вышеуказанным программам только по достижении определенного возраста. Так, испытания I ступени по программе Шутцхунд или Фартенхунде разрешается проходить собакам, которым уже исполнился 1 год и 3 мес; к тестированию II ступени по обеим программам животные допускаются по достижении ими возраста полутора лет, и, наконец, в cоревнованиях III ступени по обеим программам имеют право участвовать собаки в возрасте от 1 года и 9 мес.

Итоги выступлений собак подводятся в соответствии с общей суммой набранных ими очков. Наиболее высокая оценка по каждому разделу программы составляет 100 очков, а итоговый результат соревнований может достигать 300 очков. Удачным выступлением питомца можно считать такое, в котором он набирает не менее 70 очков по каждому разделу.

Если даже в одном из разделов собака заработала меньше 70 очков, то общий итог признается экспертами неудовлетворительным.

Оценка «отлично» присуждается собаке при наличии у нее общего результата в 288-300 очков. «Очень хорошо» ставится в том случае, если она набрала не менее 270-287 очков, «хорошо» – не менее 240-269 очков и, наконец, «удовлетворительно» – не менее 210-239 очков.

Хозяин ротвейлера может сам выбирать, в какой из двух программ (защитной или следовой) его собака будет принимать участие в первую очередь. Начинать разрешается с любой из них, соблюдая лишь четкую последовательность освоения ступеней тестирования: II ступень должна сменять I, а III-II.

Бывает так, что две или несколько собак – участниц соревнований – получают в итоге равное количество баллов. В таких случаях лидер определяется по числу баллов, набранных по определенным разделам испытаний, исходя из такой последовательности (программа Шутцхунд):

– защитные качества собаки;

– ее способность к выполнению команд;

– следовые качества.

При проведении испытаний по программе Фартенхунде первенство отдается той или иной собаке согласно ее преимуществу в баллах при такой последовательности разделов соревнований:

– следовые качества собаки;

– ее способность к выполнению команд;

– защитные качества.

Во время выступления собаку следует показывать, водя ее лишь в одном ошейнике: его замена не допускается правилами. Нельзя также применять парфорсные ошейники.

При показе того или иного упражнения хозяин собаки не имеет права хвалить ее; похвала разрешается только после окончания выступления по данной дисциплине.

Количество начисляемых ротвейлеру баллов может быть снижено экспертами в следующих случаях:

– помощь хозяина собаке (физическими действиями, поощрением, знаками и т. п.) при выполнении ею упражнений;

 нарушение установленного правилами порядка выполнения определенных упражнений (это условие не распространяется на программу соревнований по дрессировке и те ситуации, когда тестирование проходит в двухдневный срок).

Если во время прохождения тестов собака убегает за пределы площадки для испытаний (полигона), то согласно правилам от дальнейшего участия в соревнованиях ее отстраняют.

Любое из упражнений, входящих в состав обеих программ, должно начинаться с выполнения основной стойки (хозяин демонстрирует свою собаку, сидящую у его левой ноги). По окончании каждого упражнения из раздела «Защитные навыки» собака должна обязательно выполнить команду «Лежать!».

Заключение.

Цель курсовой работы была в том, чтобы подробно рассказать об уходе, правильном питании, воспитании и инвентаре для дрессировки породы Ротвейлер.

При ознакомлении с породой выявили её тонкие и правильные стороны дрессировки как команд для службы, защиты и следовой работе.

Во время исследования было выяснено, что Ротвейлера нужно начинать готовить к дрессировкам и правильному воспитанию почти с самого рождения и если этого вовремя не сделать, в будущем дрессировка будет все сложнее и сложнее. Но если дрессировка велась правильно, Ротвейлер будет отличной собакой для службы.

Список использованных источников:

  1.  http://www.flb.e9.ru
  2.  http://www.zooclub.ru/dogs/porod/6.shtml
  3.  http://petsik.ru/dogbreed-rottweiler.html
  4.  Книга «Ротвейлер» автор: Мюриэль Фримен, Стр. 33-39.
  5.  Книга «Курс дрессировки Ротвейлера» автор: Сергей Токтаров, Стр. 21-54.

PAGE   \* MERGEFORMAT 34


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21152. Поиск и устранение неисправностей в CD-ROM 57.5 KB
  Много неприятностей доставляют и так называемые условные отказы плавающие неисправности когда чтение диска либо внезапно прекращается а потом возобновляется либо производится с ошибками. Конечно многие отказы связаны с дешевыми пиратскими дисками использование которых может нарушить бесперебойную работу устройства. Причем помимо того что информация на таком диске может не читаться использование несбалансированных дисков в высокоскоростных приводах зачастую ведет к разрушению как самого диска он буквально разлетается на мелкие...
21153. Неисправности винчестера 81.5 KB
  Изза сложности работ с парами металла понадобилось много лет для разработки технологии обеспечивающей практически идеальную поверхность диска при разумной стоимости. Эти дорожки содержат специальные файлы DOS основной каталог диска и информацию о распределении дискового пространства. Если головка упадет на эту область DOS не сможет читать с диска вообще и фактически все данные окажутся потерянными несмотря на то что каждый байт данных лежит нетронутый гдето на диске.
21155. Основные определения ПП 122.5 KB
  Печатная плата: 1 крепежные отверстия; 2 концевые печатные контакты; 3 монтажное отверстие; 4 место маркировки ПП; 5 печатный проводник; 6 ориентирующий паз. Односторонняя печатная плата ОПП ПП на одной стороне которой выполнены элементы проводящего рисунка рис. Двусторонняя печатная плата ДПП ПП на обеих сторонах которой выполнены элементы проводящего рисунка и все требуемые соединения в соответствии с электрической принципиальной схемой рис.
21156. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 141.5 KB
  Технологии производства полупроводниковой продукции с субмикронными размерами элементов основана на чрезвычайно широком круге сложных физикохимических процессов: получение тонких плёнок термическим и ионноплазменным распылением в вакууме механическая обработка пластин производится по 14му классу чистоты с отклонением от плоскостности не более 1 мкм широко применяется ультразвук и лазерное излучение используются отжиг в кислороде и водороде рабочие температуры при плавлении металлов достигают более 1500 C при этом диффузионные печи...
21157. Технология Hyper-Threading 701.5 KB
  Фактически технология HyperThreading позволяет организовать два логических процессора в одном физическом. После активации каждый из логических процессоров может самостоятельно и независимо от другого процессора выполнять свою задачу обрабатывать прерывания либо блокироваться. Таким образом от реальной двухпроцессорной конфигурации новая технология отличается только тем что оба логических процессора используют одни и те же исполняющие ресурсы одну и ту же разделяемую между двумя потоками кэшпамять и одну и ту же системную шину....
21158. Технология изготовления печатных плат 70.5 KB
  [2] Процесс изготовления печатной платы [3] Сравнительные характеристики методов производства и обоснование применяемого в данном проекте. [10] Основные характеристики: [11] Основы безопасности производства печатных плат. Особенностями производства ЭВМ на современном этапе являются: Использование большого количества стандартных элементов. Массовое производство стандартных блоков с использованием новых элементов унификация элементов создают условия для автоматизации их производства.
21159. Транзисторы сегодня и завтра 519.5 KB
  Принцип работы транзистора Традиционной планарный транзистор представляет собой крохотную кремневую пластинку обогащенную примесью ртипа и называемую подложкой. Такое состояние транзистора условно называют открытым. Однако прогресс стремителен и современные транзисторы вполне уверенно выдерживают частоты в 263 ТГц За счет чего были достигнуты столь впечатляющие улучшения Чтобы ответить на этот вопрос давайте сначала рассмотрим основные недостатки обычного планарного транзистора. 1 Фотография транзистора предназначенного для...