2169

Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка

Доклад

Педагогика и дидактика

Семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.

Русский

2013-01-06

23.65 KB

25 чел.

Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка.

Что такое семья? Какая она, семья 21-го века? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации?

На эти и другие вопросы  пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. И конечно, мы не исключение. Хочу привести немного статистики.

После того как отзвучал вальс Мендельсона, молодым людям, только что вступившим в брак был задан вопрос: что такое семья для вас? Из 32 пар:

10 пар ответили – это любовь друг к другу;

12 – взаимопонимание;

8 – уважение;

2 – отсутствие лжи в отношениях.

Второй вопрос адресован родителям учащихся из разных классов: «Какими вы видите идеального ребёнка?

Идеальный ребёнок – тот, который:

  1. Слушается во всём своих родителей
  2. Выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома
  3. Помогает старшим, не обижает младших
  4. Умеет отвечать за свои поступки
  5. Самостоятелен и активен
  6. Имеет друзей и дорожит ими
  7. Всегда говорит правду
  8. Дорожит семьёй
  9. Имеет в доме свои обязанности и ответственно относится к ним
  10. Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться
  11. Умеет и хочет трудится, с раннего детства определяет чего он хочет добиться в жизни.

Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в этом зале задумался над вопросом, а что от портрета идеального ребёнка есть в моём собственном? Что ещё не поздно изменить? Наверняка в зале есть родители, которые в этом портрете увидели не просто сходство, а копию своего чада.

Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы учащихся 9-х классов:

Идеальные родители – это те, которые:

  1. Понимают своих детей
  2. Любят по-настоящему
  3. Помогают решать проблемы
  4. Не кричат на своих детей
  5. Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей
  6. Не читать нотации
  7. Не пьют.

И последний вопрос, на который отвечают 8-ки:

Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?

  1. Не курить.
  2. Не приходить поздно.
  3. Не звонить постоянно по телефону друзьям.
  4. Не приводить друзей домой.
  5. Не ночевать у друзей.
  6. Не болтаться праздно по дому.
  7. Не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям.
  8. Не грубить взрослым.

Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания.

Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании – это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и  поддерживали и помогали.

Итак, мы подошли к проблемам воспитания. Система воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Можно ещё много перечислять негативного в нашей жизни, но ничто не освободит нас от ответственности за воспитание наших детей.

Очень часто мы слышим фразу: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Что же такое хорошие родители? И можно ли стать хорошими родителями изучив специальную литературу? Несомненно педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех, которые никогда не сомневаются в своей правоте, или тех, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда увидят неожиданное в поведении ребёнка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся секретам мастерства и профессионализма в любом деле.

Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами в том случае, если родители умеют любить, прощать и имеют терпение.

Наше поведение и наши отношения, чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

В семейном общении важны нравственные принципы, главным из которых является уважение. В результате непонимания, неумения общаться приводит к нескладывающимся отношениям между мужем и женой, что способствует разрушению семьи. А когда разрушается семья – нет более сильной трагедии для детей. В это время у детей резко падает успеваемость, ухудшается поведение, появляется агрессивность – и это лишь то, что на поверхности, а сколько боли и горечи в душе ребёнка – это невозможно описать и передать словами. И никакие корни и суффиксы, синусы и косинусы не воспринимаются на уроках. Мы учим детей защищаться от многих соблазнов в этом нелёгком современном мире, от того как не попасть под влияние наркотиков и т.д. и никому в голову не приходит, что удар могут нанести самые близкие люди – родители, которые могут заставить выбирать между  мамой и папой, или поделить  детей при разводе.

По данным НИИ детства России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка -30, передаются под опеку и усыновление -132, отбираются у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237.

По нашей школе, также как и по всей стране в целом не менее значимая картина, как показатель назревшей проблемы:

  1. падение жизненного уровня семей,
  2. рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,
  3. увеличение неполных и имеющих одного ребёнка семей,

А отсюда как вытекающие последствия: всё больше детей - социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях; увеличение количества несовершеннолетних мам; количества детей с ослабленным здоровьем и с ЗПР.

Всё это безусловно проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности играет семья.

Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума -  в школе, учитель души – в кругу семьи».

Социологи, юристы, психологи, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье трудных детей не бывает. А В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают детей».

Каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями. 66% подростков на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в  жизни?» - отвечают –иметь хорошую семью.

Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье.

Если бы все родители знали, что очень многие подростки отвечая на вопрос анкеты написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую свою семью, наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды, жгучего стыда. И эти высказывания не единичны. А вот отрывок из сочинения о семье – едва ли не единственный:

«Если я выйду замуж, то только за такого человека как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на  маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало очень жаль её. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, что моя семья тоже будет хорошей и дружной, ласковой. И сама приложу для этого все усилия».

Но счастье не приходит само собой, его добывают трудом, постоянным преодолением препятствий. Если в этом не убеждать детей, то они вырастут людьми, не привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для лёгкой жизни. Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – это непрерывный труд. И начинать надо приучать малыша к труду, заботе о домашнем очаге, о своих близких в возрасте от 2 до 5 лет.

Поздно приучать к домашнему труду 14-летнего парня или девушку, положивших в карман паспорт гражданина России. Они уже обладают не только юношеским гонором, но и гражданскими правами, в том числе правом поступать по собственному разумению. И тогда уже конечно такие домашние работы как вынести мусорное ведро или не дай бог почистить унитаз – это унизительно, или это такой подвиг, за который родители должны расплачиваться  долго и виновато.

Воспитательный потенциал семьи безграничен. Формы, методы и способы родители выбирают индивидуально, но хочется обозначить важные условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным, как в нижеследующем примере:

«В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в кресло, протянула ноги на другое сидение. Через остановку в салон вошла  пожилая, больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребёнок так хочет сидеть, и  вообще у меня свободное воспитание. Стоящий неподалёку молодой парень стал в упор смотреть на маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула: «Что вы на меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых «ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня тоже в детстве было свободное воспитание».

Безусловно, поступок юноши не вызывает одобрения, однако определённый смысл в нём есть. Школа, педагоги должны предупреждать родителей о последствиях такого «свободного» воспитания.

Таким образом семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.

Абсолютно прав А.С.Макаренко «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы».

Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71802. РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ 155.5 KB
  Иными словами физическое тело человека может служить для разума временным пристанищем а после смерти он продолжает жить в виде сгустка энергии например души. Святитель Григорий Палама пишет что после создания человека ангелы смотрели своими очами на человеческую душу сопряженную...
71803. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 79 KB
  Современное состояние правопорядка в Российской Федерации осложнено не только влиянием отечественной и зарубежной криминальной среды но и неупорядоченностью миграционных потоков населения ослаблением объективного и субъективного характера контроля над въездом в Россию и пребыванием в ней...
71804. КОММЕНТАРИЙ РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 133.5 KB
  Формально все три ветви государственной власти равны между собой; это означает что ни одна из них не может починять себе другую или вмешиваться в компетенцию друг друга. Такая конструкция во всем мире является исторически сложившейся и предполагает специализацию каждой из ветвей...
71805. К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ 152 KB
  Например строительная компания Северный город холдинг RBI планирует продавать с использованием ипотечных схем ежемесячно примерно четверть строящегося жилья. В условиях ипотечных программ некоторых российских банков все чаще стали появляться так называемые плавающие изменяющиеся...
71806. ОТЧУЖДЕННЫЙ НАРОД, ИЛИ К ВОПРОСУ О НЕКОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТМЕНЫ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРОВ 122.5 KB
  Конституционный Суд России постановлением от 21 декабря 2005 г. № 13-П1 наконец решил вопрос о конституционности порядка назначения губернаторов, установленного новой редакцией (от 11 декабря 2004 г.) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных...
71807. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК БАНКОМ РОССИИ С УЧАСТИЕМ СЛУЖАЩИХ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ 79.5 KB
  В соответствии с инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 г. № 108И Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации Банка России проверки кредитных организаций проводят уполномоченные представителями Банка России.
71808. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОРПОРАЦИИ ПО ПРАВУ США 110 KB
  Термин корпорация в американском праве имеет весьма широкое применение. В самом крупном промышленно наиболее развитом штате США Нью-Йорк в соответствии с законодательством все корпорации разделены на три группы: публичные непредпринимательские корпорации...
71809. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 116 KB
  Право на достоинство является по существу основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека источник его прав и свобод. Достоинство это признание обществом социальной ценности уникальности человека значимости каждой личности как частицы человеческого общества.