2169

Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка

Доклад

Педагогика и дидактика

Семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.

Русский

2013-01-06

23.65 KB

27 чел.

Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка.

Что такое семья? Какая она, семья 21-го века? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации?

На эти и другие вопросы  пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. И конечно, мы не исключение. Хочу привести немного статистики.

После того как отзвучал вальс Мендельсона, молодым людям, только что вступившим в брак был задан вопрос: что такое семья для вас? Из 32 пар:

10 пар ответили – это любовь друг к другу;

12 – взаимопонимание;

8 – уважение;

2 – отсутствие лжи в отношениях.

Второй вопрос адресован родителям учащихся из разных классов: «Какими вы видите идеального ребёнка?

Идеальный ребёнок – тот, который:

  1. Слушается во всём своих родителей
  2. Выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома
  3. Помогает старшим, не обижает младших
  4. Умеет отвечать за свои поступки
  5. Самостоятелен и активен
  6. Имеет друзей и дорожит ими
  7. Всегда говорит правду
  8. Дорожит семьёй
  9. Имеет в доме свои обязанности и ответственно относится к ним
  10. Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться
  11. Умеет и хочет трудится, с раннего детства определяет чего он хочет добиться в жизни.

Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в этом зале задумался над вопросом, а что от портрета идеального ребёнка есть в моём собственном? Что ещё не поздно изменить? Наверняка в зале есть родители, которые в этом портрете увидели не просто сходство, а копию своего чада.

Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы учащихся 9-х классов:

Идеальные родители – это те, которые:

  1. Понимают своих детей
  2. Любят по-настоящему
  3. Помогают решать проблемы
  4. Не кричат на своих детей
  5. Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей
  6. Не читать нотации
  7. Не пьют.

И последний вопрос, на который отвечают 8-ки:

Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?

  1. Не курить.
  2. Не приходить поздно.
  3. Не звонить постоянно по телефону друзьям.
  4. Не приводить друзей домой.
  5. Не ночевать у друзей.
  6. Не болтаться праздно по дому.
  7. Не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям.
  8. Не грубить взрослым.

Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания.

Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании – это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и  поддерживали и помогали.

Итак, мы подошли к проблемам воспитания. Система воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Можно ещё много перечислять негативного в нашей жизни, но ничто не освободит нас от ответственности за воспитание наших детей.

Очень часто мы слышим фразу: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Что же такое хорошие родители? И можно ли стать хорошими родителями изучив специальную литературу? Несомненно педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех, которые никогда не сомневаются в своей правоте, или тех, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда увидят неожиданное в поведении ребёнка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся секретам мастерства и профессионализма в любом деле.

Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами в том случае, если родители умеют любить, прощать и имеют терпение.

Наше поведение и наши отношения, чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

В семейном общении важны нравственные принципы, главным из которых является уважение. В результате непонимания, неумения общаться приводит к нескладывающимся отношениям между мужем и женой, что способствует разрушению семьи. А когда разрушается семья – нет более сильной трагедии для детей. В это время у детей резко падает успеваемость, ухудшается поведение, появляется агрессивность – и это лишь то, что на поверхности, а сколько боли и горечи в душе ребёнка – это невозможно описать и передать словами. И никакие корни и суффиксы, синусы и косинусы не воспринимаются на уроках. Мы учим детей защищаться от многих соблазнов в этом нелёгком современном мире, от того как не попасть под влияние наркотиков и т.д. и никому в голову не приходит, что удар могут нанести самые близкие люди – родители, которые могут заставить выбирать между  мамой и папой, или поделить  детей при разводе.

По данным НИИ детства России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка -30, передаются под опеку и усыновление -132, отбираются у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237.

По нашей школе, также как и по всей стране в целом не менее значимая картина, как показатель назревшей проблемы:

  1. падение жизненного уровня семей,
  2. рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,
  3. увеличение неполных и имеющих одного ребёнка семей,

А отсюда как вытекающие последствия: всё больше детей - социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях; увеличение количества несовершеннолетних мам; количества детей с ослабленным здоровьем и с ЗПР.

Всё это безусловно проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности играет семья.

Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума -  в школе, учитель души – в кругу семьи».

Социологи, юристы, психологи, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье трудных детей не бывает. А В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают детей».

Каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями. 66% подростков на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в  жизни?» - отвечают –иметь хорошую семью.

Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье.

Если бы все родители знали, что очень многие подростки отвечая на вопрос анкеты написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую свою семью, наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды, жгучего стыда. И эти высказывания не единичны. А вот отрывок из сочинения о семье – едва ли не единственный:

«Если я выйду замуж, то только за такого человека как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на  маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало очень жаль её. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, что моя семья тоже будет хорошей и дружной, ласковой. И сама приложу для этого все усилия».

Но счастье не приходит само собой, его добывают трудом, постоянным преодолением препятствий. Если в этом не убеждать детей, то они вырастут людьми, не привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для лёгкой жизни. Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – это непрерывный труд. И начинать надо приучать малыша к труду, заботе о домашнем очаге, о своих близких в возрасте от 2 до 5 лет.

Поздно приучать к домашнему труду 14-летнего парня или девушку, положивших в карман паспорт гражданина России. Они уже обладают не только юношеским гонором, но и гражданскими правами, в том числе правом поступать по собственному разумению. И тогда уже конечно такие домашние работы как вынести мусорное ведро или не дай бог почистить унитаз – это унизительно, или это такой подвиг, за который родители должны расплачиваться  долго и виновато.

Воспитательный потенциал семьи безграничен. Формы, методы и способы родители выбирают индивидуально, но хочется обозначить важные условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным, как в нижеследующем примере:

«В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в кресло, протянула ноги на другое сидение. Через остановку в салон вошла  пожилая, больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребёнок так хочет сидеть, и  вообще у меня свободное воспитание. Стоящий неподалёку молодой парень стал в упор смотреть на маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула: «Что вы на меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых «ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня тоже в детстве было свободное воспитание».

Безусловно, поступок юноши не вызывает одобрения, однако определённый смысл в нём есть. Школа, педагоги должны предупреждать родителей о последствиях такого «свободного» воспитания.

Таким образом семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.

Абсолютно прав А.С.Макаренко «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы».

Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14505. Экспертные системы. Имитация решения 103.5 KB
  Экспертные системы Экспертная система разработана для имитации процесса принятия решения экспертом человеком. Для создания такой системы специалисты опрашивают эксперта в специализированной предметной области и пытаются на основе их логики принятия решения сформ...
14506. База знаний экспертных систем 83.5 KB
  База знаний экспертных систем Обязательной составляющей любой экспертной системы является база знаний. Как уже говорилось ранее под знанием можно понимать обобщенную и формализованную информацию о свойствах и законах предметной области с помощью которой реализую
14507. МЕТОДЫ ПРИБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ 84.5 KB
  МЕТОДЫ ПРИБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ Приобретение знаний это процесс передачи знаний и опыта по решению определенного класса задач от источника информации в базу знаний ЭС. В настоящее время существует абсолютное большинство баз знаний БЗн основывается на опыте экспертов. ...
14508. Системы автоматизации принятия решений. САПР 866 KB
  Случайные события. Определение вероятности. Определить вероятность достоверного и невозможного события Случайное событие это любой факт который может появиться или не появиться при проведении данного опыта. При многократном повтор
14509. Базы данных. Основы современных баз данных 463.5 KB
  Основы современных баз данных Предметом курса являются системы управления базами данных СУБД. Основное назначение данного курса систематическое введение в идеи и методы используемые в современных реляционных системах управления базами данных. С начала развития вы
14510. Системы представления знаний 230.64 KB
  Лекция 2: Системы представления знаний Традиционно системы представления знаний СПЗ для ИС используют следующие основные виды моделей: фреймы сценарии исчисления предикатов системы продукций семантические сети нечеткие множества. Рассмотрим эти модели подробно. ...
14511. Экспертные системы. Классификация экспертных систем 81.89 KB
  Экспертные системы. В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов финансистов преподавателей инженеров медиков психологов програм
14512. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЦЕХА 487 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ €œЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЦЕХА€ ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические указания являются руководящими материалами для студентов приступающих к выполнению курсового проекта и знакомят их с объемом проектных ра
14513. ПРАВОСУБ’ЄКТНІСТЬ ЄВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ 18.7 KB
  Правосубєктність Європейського Союзу. Договір про ЄС раніше не містив спеціального положення що надавало Союзу правосубєктність в тому числі право мати права та обовязки згідно з міжнародним публічним правом. Відповідно для реалізації завдань і повноважень Союзу...