2174

Молодежь на рынке труда: особенность государственного регулирования безработицы и трудоустройства

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы. Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе и в Республике Бурятия. Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы.

Русский

2013-01-06

57.84 KB

62 чел.

«Молодежь на рынке труда:  особенность  государственного регулирования безработицы и трудоустройства»

Оглавление.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы.

1.1. Основные теоретические подходы к проблеме безработицы в Российской  Федерации.

1.2.  Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе и в Республике Бурятия.  

ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы.

2.2    Пути улучшения  государственного направления по обеспечению занятости молодежи.


Введение

Актуальность темы исследования. Особенностью современного российского общества является противоречивость, нестабильность и неравномерность в обеспечении устойчивого развития. Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдающегося с начала XXI в., социально-экономическая ситуация характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной.

Молодежь, выступая в качестве инновационного потенциала общества, является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей. В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы как самой молодежи, так и всего государства. В связи с этим актуальным и стратегически важным становится осуществление государственного регулирования молодежной безработицы, направленного на решение проблемы безработицы молодежи и обеспечение ее занятости, социальной защиты, а также сохранение и развитие трудовых ресурсов страны.

Государственное регулирование молодежной безработицы должно реализовываться не только на федеральном, но и на уровне регионов. Особую значимость государственное регулирование молодежной безработицы приобретает в Забайкальском крае, который переживает период структурной перестройки, формирования новой системы управления всеми сферами общественной жизни. Все это обусловливает необходимость исследования основных направлений государственного регулирования молодежной безработицы. Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков  и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований  государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс  преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как  со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

     В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими. В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам. Важно учитывать, что проблема включения молодежи в рыночно – трудовые отношения тесно связана с проблемой ее трудовых ориентаций, с определение ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. Проблема заключается в том, что существует противоречие между запросами молодежи и конкретными предложениями рабочих мест, которые не соответствуют потребностям молодежи. В результате чего, часть молодежи осталась невостребованной на рынке труда.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование вопросов государственного регулирования молодежной безработицы в той или иной степени осуществляется представителями различных наук. Исследованию решения этой проблемы посвящены многочисленные  публикации в отечественных и зарубежных периодических научных изданиях, опубликованы монографические работы. Среди исследователей весомый вклад в разработку проблем занятости и безработицы внесли: А.И. Черных, Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев, Р. И. Капелюшников, А. Котляр. В своих работах  они раскрывают понятие «рынок труда», рассматривают историю становления рынка труда, особенности национального рынка труда, прогнозируют состояние рынка труда. М.А. Топилин, И.В. Гривина, Е.А. Алехина включают в свою работу материалы аналитического и нормативно – правового характера, определяющие государственную политику на российском рынке труда, рассматривают государственную политику занятости и меры по ее регулированию. Наибольшее внимание ученых – обществоведов привлекают проблемы рынка труда во всех их многочисленных проявлениях. Они рассматриваются в работах И. Золотова, А. Зуева, И.С. Заславского, Ф. Прокопова,

В Бурятии наиболее известными исследователями проблем занятости являются П.А. Чукреев и Е.П.Чукреев. Они являются авторами многих публикаций в области методологии исследования социально – трудовых отношений. Среди наиболее значимых исследований, выполненных под  их руководством, можно выделить: «Устойчивое развитие и рынок труда: оптимизация взаимообусловливающих процессов», «Молодежь на рынке труда депрессивного региона», «Социальные технологии регулирования занятости в условиях рынка труда».

Однако, несмотря на многообразие направлений исследований, до сих пор остаются мало изученными проблемы государственного регулирования молодежной безработицы на уровне региона.

Целью работы является изучение специфики молодежной безработицы   и механизмов ее государственного регулирования.

Для достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:

1) рассмотрение молодежи как особой социальной группы;

2) выявление особенностей молодежного рынка труда;

3) определение социальных последствий молодежной безработицы;

 4) изучение механизмов государственного регулирования молодежной безработицы в Агинском Бурятском округе Забайкальского края и пути решения данной проблемы.

 Объектом исследования стала молодежь  в возрасте от 16 до 29 лет.

 Предметом исследования является положение молодежи на рынке труда в Агинском Бурятском округе.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в определении особенностей молодежного рынка труда и молодежной политики в сфере занятости в Агинском Бурятском округе.

Теоретической основой дипломной работы являются труды социологов, посвященные вопросам рассмотрения молодежи как особой социально-демографической группы, процессу ее социализации, рассмотрению современных молодежных проблем, статуса молодежи в изменяющемся российском обществе.

 Информационной базой исследования являлись законодательные акты РФ и Забайкальского края, Республики Бурятия, официальные статистические материалы статистики, материалы периодических изданий.

В целях получения достоверной информации о положении молодежи в регионе в работе широко использованы статистические данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Забайкальскому краю.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы для эффективного решения молодежных социально-экономических проблем в рамках программ развития региона, подготовки методологических указаний для служб, занимающихся проблемами молодежной безработицы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

Методы исследования: анализ научной литературы, статистических данных, нормативно-правовых документов; классификация; экспертный опрос.

Апробация работы. Результаты  исследования изложены на ежегодном научно-практическом конференции студентов Бурятского Государственного университета.

Гипотезы исследования:

1. Наиболее оптимальным теоретико-методологическим основанием для экспертного анализа государственного регулирования молодежной безработицы в Забайкальском крае (Агинском Бурятском Округе) является социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, которая позволяет оценить состояние и выявить пути оптимизации данного процесса с учетом развитости жизненных сил и оптимальности организации жизненного пространства молодежи в регионе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

  1.  Основные теоретические подходы к проблеме безработицы в Российской  Федерации.

    В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

      Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

        Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных.

      Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

     Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского экономиста Дж М Кейнса, наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. В 1936 г в своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое объяснение безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.

        Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период "Великой депрессии".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

      Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

     Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

      Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВНП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые размеры, возникает инфляция.

      В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

  1.  гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

  1.  для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

       В науке сформировалось несколько основных теоретических подходов к проблеме безработицы, которые акцентируют внимание на отдельных сторонах данного явления.

В рамках философского подхода безработица изучается как особое состояние бытия общества и индивида; в контексте экономического подхода безработица рассматривается как показатель, характеризующий состояние всей экономической сферы и сбалансированности рынка труда в частности; с позиции психологического подхода безработица анализируется как ситуация, оказывающая влияние на психологическое самочувствие личности, ее сознание и поведение; с точки зрения социологического подхода безработица понимается как проявление дестабилизации социально-трудовых отношений в обществе, выражающееся в изменении социального статуса человека. Сформировать целостное представление о безработице позволяет социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, которая рассматривает данное явление комплексно во взаимосвязи общества и человека.

1.2.Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе и в Республике Бурятия.

Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально – трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно молодежью.

Необходимость  анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во – первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во – вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества.

Рынок труда молодежи является особым социально – демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.

       Молодежная безработица в современной России имеет специфические особенности, обусловленные, с одной стороны нестабильным положением на рынке труда носителей проблемы - безработных молодых людей, а с другой, процессами в социально-экономической сфере, приводящими к невозможности реализации молодежью своего трудового потенциала. Молодежная безработица, как правило, является следствием превышения предложения молодежной рабочей силы над ее спросом на молодежном рынке труда. Однако существуют и другие причины возникновения этого явления: распад системы распределения выпускников высших учебных заведений, сокращение производства, слабые возможности для самозанятости, отсутствие новых рабочих мест для молодежи и т.д. В таких условиях необходимым становится формирование активных и конструктивных стратегий поведения молодых людей - на рынке труда, поскольку решение проблемы безработицы и трудоустройство во многом зависят от самой молодежи.

  Выходящие  на рынок труда молодые люди (14-30лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненны установкам. В данной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и ссузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, норы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18 – 24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству  мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе.

Занятость и безработица в Российской Федерации  в декабре 2011 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю декабря 2011 года.

 Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2011г. составила 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 70,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Безработица в Агинском округе выше, чем в целом по Забайкальскому краю. В 2010 году в Государственные учреждения Центра занятости населения Агинского Бурятского округа обратились за содействием в поиске подходящей работы 3 995 человек, 3 161 из них признано безработными

      Как сообщили в Службе занятости Забайкальского края, в истекшем году наибольшее количество зарегистрированных безработных граждан в АБО отмечалось на 1 марта — 1 920 человек.

      Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2011 года составила 1 249 человек. 561 человек или почти 45% составили женщины и 811 человек или практически 65% — жители сельской местности. Количество молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет — 382 человека, а доля граждан предпенсионного возраста — 77 человек от общей численности зарегистрированного незанятого населения.

В 2010 году при содействии Центров занятости населения работу нашли 1 999 жителей АБО: постоянную — 697 человек; общественные работы — 538. В свободное от учебы время работали 597 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. На общественные и временные работы трудоустроено 663 человека, находящихся под угрозой увольнения (занятых неполное рабочее время). 252 человека организовали собственное дело.

     

В целом же уровень зарегистрированной безработицы по округу на 1 января 2011 года составил 3,4% от экономически активного населения. В Забайкальском крае данный показатель был на уровне 2,9 %, а сегодня — 2,8%. Во второй половине января официальная безработица в РФ возросла на 1% . На 31 января численность официально зарегистрированных безработных граждан в РФ составила 1 299 724 человека. Об этом сообщила пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития России на основе мониторинга рынка труда, который базируется на официальной информации о планируемых увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращении численности или штата работников, представляемой работодателями.

К концу января министерством получена информация о высвобождении работников 118 639 организаций из всех регионов Российской Федерации.

С 12 по 31 января 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1,0 % (или 12 576 человек). В министерстве отмечают, что это сезонный рост безработицы, который наблюдается с середины ноября 2011 года.

Рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 63 регионах  России, в том числе в республиках Бурятия и Тыва, Чукотском автономном округе, Курской области.

Численность безработных граждан снизилась в 20 регионах. Максимальное снижение отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе, Ярославской, Курганской и Ивановской областях.

В столице Бурятии сформирован банк вакансий, насчитывающий более 300 предложений по трудоустройству молодежи. Банк создан Управлением по делам молодежи совместно с Ресурсным центром молодежных инициатив. Это поможет организации занятости и трудоустройства учащихся и студентов в летний период. Городское трудовое молодежное объединение работает по нескольким направлениям: педагогическое, благоустройство города, сфера обслуживания.

      В этом году изъявили желание подзаработать 500 человек, на сегодняшний день временную работу получили 72 представителя молодежи, из них трое несовершеннолетних. Ребята работают официантами, программистами, водителями, продавцами, а также в различных строительных компаниях.

    Кроме того, на базе учебных заведений города созданы 16 студенческих отрядов по подготовке учебных корпусов к новому учебному году. Также действует Школа вожатых, где проходит обучение 48 студентов. После обучения студенты будут работать в муниципальных детских оздоровительных лагерях вожатыми и воспитателями.

   Управление по делам молодежи приглашает всех желающих в возрасте от 18 до 30 лет для трудоустройства на предприятиях и организациях города. В Бурятии проходит ярмарка учебных и рабочих мест для молодежи.

   Специалисты службы занятости проводят консультации по рынку труда, занятости населения. В рамках ярмарки также прошел мастер-класс, где специалисты-психологи обучали составлению резюме, технологиям поиска работы.

   Центр занятости представил новоиспеченным специалистам программы шестимесячной стажировки. В рамках этой программы работодателям компенсируется заработная плата в размере минимальной оплаты труда, а также услуги наставника и налоги. После стажировки многие выпускники остаются на предприятии.

   В рамках программы содействия занятости населения, утвержденной постановлением правительства Республики Бурятия, в 2012 году планируется оказать 56 тыс. услуг по трудоустройству жителям республики, организовать 85 ярмарок учебных и рабочих мест.

   

В целях повышения качества и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда планируется оказать 18,5 тыс. услуг, в том числе по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации. Общее финансирование программы - 63,8 млн рублей.

При переезде в другую местность для временного трудоустройства безработному будут компенсироваться расходы на оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, найм жилого помещения на время пребывания в другой местности.

При переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения безработному гражданину и членам его семьи будет компенсироваться не только стоимость проезда к новому месту жительства, суточные, но и стоимость провоза имущества, весом до 5 тыс. кг. Также дополнительно предусматривается выплата единовременного пособия в размере величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, сообщает пресс-служба президента и правительства Республики Бурятия. 68,5 млн рублей направят на снижение напряженности на рынке труда

Президентом Республики Бурятия Вячеславом Наговицыным утверждена программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, на 2012 год.

Основными задачами программы являются расширение сферы занятости граждан за счет повышения конкурентоспособности на рынке труда и стимулирование создания рабочих мест.

В течение 2012 года программой предусматривается опережающее профессиональное обучение, стажировка выпускников образовательных учреждений и работников организаций, в том числе находящихся под риском увольнения, ищущих работу граждан. Также будет реализован комплекс мероприятий, направленных на содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело. Финансовые затраты на реализацию программы в 2012 году составят 68,5 млн рублей, в том числе из средств из федерального бюджета 65,1 млн рублей, из республиканского – 3,4 млн рублей.

В результате реализации дополнительных мероприятий будет обеспечена занятость более 1870 чел. Опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения планируется организовать для 328 чел. Также стажировку пройдут 780 выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации. Содействие трудоустройству будет оказано 70 незанятым инвалидам, 20 родителям, воспитывающим детей-инвалидов, и 60 многодетным родителям на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Профессиональное обучение и аттестацию с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, пройдут 80 чел.

Для 533 безработных граждан будет оказано содействие трудоустройству на дополнительные рабочие места, которые были созданы безработными и открывшими собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, сообщает пресс-служба президента и правительства Республики Бурятия.

ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы.

Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

     Государственное регулирование молодежной безработицы осуществляется посредством нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов. Нормативно-правовые механизмы регламентируют процесс государственного регулирования молодежной безработицы, а организационно-управленческие механизмы определяют структуру и содержание деятельности субъектов государственного регулирования молодежной безработицы. В ходе исследования были выявлены противоречия в реализации нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов, оказывающие влияние на качество государственного регулирования молодежной безработицы. (добавить надо)


2.2    Пути улучшения  государственного направления по обеспечению занятости молодежи.

      Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке \ труда специальностям.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными  социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации. Специально для этого подключаются не только родители и сотрудники школы, но и специалисты центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

Программа "Эффективное поведение на рынке труда" рассчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Одной из основных задач программы является обучение выпускников способам самопрезентации, тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна, выгодна так как экономит много времени для обеих сторон.

Реализация данных программ дает молодежи возможности эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.

Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификаций кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающий развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и npoфессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

- сокращение уровня безработицу;

- изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

-  необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются ё образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

- предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

- формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;

- содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;

- повышение конкурентоспособности определенных категорий молодежи.

Все это в полной мере говорит о необходимости создания целостной концепции профессионального образования безработной молодежи.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию, записями в трудовой: книжке.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

Приоритетное право на приобретение новой профессии; имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

1) комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

2) меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

По статистике, во многих регионах на рынке труда нужны водители, каменщики, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно труднее найти работу операторам ЭВМ, экономистам, техникам, юристам, менеджерам. Производству; требуется 60-70% рабочих специальностей и всего 30-40% "белых воротничков". На рынке труда все наоборот. Необходимы* существенные изменения. Чтобы это сделать, нужна профориентационная работа со школьниками, информирование родителей о ситуации на рынке труда и прогнозов его изменения.

Сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя  однозначно трактовать как кризисные. Происходит адаптация к \ объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации. Показатели, свидетельствующие о сокращении i выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-демографических факторов. А данные, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.

Что касается качественных изменений в системе профессионального образования, то следует отметить, что учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу дисциплины, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Однако несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким, они предпочитают опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучают положение на нем своих выпускников.

3, Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несоверщеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям, и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании; рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально: незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, самозанятости, особенно; в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в  проек- тно - практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

     В первые полтора месяца 2012 года ситуация на рынке труда в РФ остаётся стабильной. Об этом заявила на заседании президиума правительства РФ глава Министерства здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова.

«Уровень общей безработицы в январе составил 6,6%, регистрируемой безработицы – 1,7%, то есть мы находимся в показателях даже лучших, чем в 2011 году», - цитирует слова Т.Голиковой пресс-служба правительства.

По словам министра, самые низкие показатели общей безработицы зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Магаданской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

Т.Голикова напомнила, что, согласно решению правительства,  с 1 января 2012 года полномочия по регулированию ситуации на рынке труда в основной массе переданы субъектам Российской Федерации.

«Но, тем не менее, передавая полномочия, мы оставили за собой два направления, кроме выплаты пособий, - отметила министр. - Во-первых, это формирование программ для тех, у кого сохраняется напряжённая ситуация на рынке труда, где уровень регистрируемой безработицы выше, чем в среднем по России. И второе направление – это мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных семей и создание для них рабочих мест».

Сейчас, по словам Т.Голиковой, в РФ насчитывается 15 регионов с напряжённой ситуацией на рынке труда, где уровень безработицы выше среднероссийского. К ним относятся все республики Северного Кавказа, Республика Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Алтайский и Забайкальский края и Курганская область.

Глава Министерства здравоохранения и социального развития сообщила, что на сегодняшний день с 81 субъектом Российской Федерации согласована программа по снижению напряжённости на рынке труда на сумму 1,5 млрд рублей, которые предусмотрены в федеральном бюджете.

По ее словам, отказались от федеральной поддержки только Москва и Санкт-Петербург, поскольку ситуация там благополучная. Если все же возникнут проблемы, власти этих регионов будут их решать за счёт собственных средств.

В 2012 году 540,5 млн. рублей будет направлено на мероприятия по содействию занятости инвалидов и поддержке многодетных семей, и 959,5 млн рублей - на поддержку тех 15 регионов, где уровень безработицы выше среднероссийского, рассказала Т.Голикова.

Она сообщила, что 61 субъект РФ уже принял свои программы по поддержке ситуации на рынке труда, 20 субъектов такие программы пока ещё не приняли, но готовятся принять. В число тех, которые пока не подписали свои программы, входят Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Алтайский и Забайкальский края, которые относятся к регионам с напряжённой ситуацией на рынке труда, отметила Т.Голикова.

Она также подчеркнула, что по14 регионам, которые отнесены к категории напряжённых, по данным на 15 февраля уровень регистрируемой безработицы возрос. Однако «можно пока это отнести на сезонный фактор, как обычно это бывает в начале года», отметила министр.

По ее словам, единственная территория, которая продемонстрировала снижение, – это Курганская область.

«Нужно работать с регионами, которые пока не утвердили эти программы, - подчеркнул, комментируя доклад Т.Голиковой, премьер-министр РФ Владимир Путин. - И добиться того, чтобы эти программы были, тем более что это самые неблагополучные регионы с точки зрения безработицы».


Список использованной литературы

1. Социальная  работа . в  РБ: учеб. Пособие / Отв. ред. Т.С. Базарова. – Улан- Удэ: Издательство Бурятского Гос. Университета, 2010. – 188с.

2. Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработицы: Учеб. пособие. — М., 2000.

3. Быков В. В., Парамонов А. И. Развитие предпринимательства в молодежной среде: Учеб.-метод. пособие. — М., 2002.

4. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учеб. пособие. — Челябинск, 2004.

5. Занятость. ^Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю. В. Колесникова. —М., 1996.

6. Лобанова Е. Э. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие. — Красноярск, 2007.

7. Молодежная политика России на современном этапе. Доклад. — М., 2009.

8. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. — М., 2010

9. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова.— 4-е изд., испр.— М., 2008.

10. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие. — М., 2010.

11. Социальная политика / Под ред. Н, А. Волгина. — М., 2008.

12. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб, и доп. — М., 2010.

13.  Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / под .ред.д.п.н.,проф. Н.Ф.Басова. – 4-е  изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 328с.

14. Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие. •— М., 2001.

15. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П. Д. Павленка. — М., 2011.

16. Чернявская А. Я. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.— М., 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18785. Агрегирование показателей совокупного спроса и совокупного предложения как предпосылка осуществления макроэкономического анализа 33 KB
  Агрегирование показателей совокупного спроса и совокупного предложения как предпосылка осуществления макроэкономического анализа. В современной экономической теории макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования или формирования...
18786. Цели, эффективность и качество экономического роста 30.5 KB
  Цели эффективность и качество экономического роста. Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель эконо...
18787. Основные типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост 27 KB
  Основные типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Растущая экономика характеризуется ростом ВНП который может использоваться для удовлетворения текущих и будущих потребностей. Экономический рост это увеличение ВНП или ЧНП за опре...
18788. Основные модели равновесного экономического роста 28.5 KB
  Основные модели равновесного экономического роста. Под равновесным экономическим ростом понимается такое развитие национальной экономики в долгосрочном периоде при котором объемы совокупного спроса и совокупного предложения увеличивающиеся от периода к периоду...
18789. Структурная организация, классификация, функциональные задачи, информационная модель 119.07 KB
  Структурная организация классификация функциональные задачи информационная модель. ЭМС ЛСУ определяет весь спектр задач которые д. решать система управления в общем. В результате изучения ЛСУ необходимо знать: 1. ...
18790. Особенности реализации вычислительных процедур в цифровых ЛСУ. Табличные методы обработки информации 103.02 KB
  Особенности реализации вычислительных процедур в цифровых ЛСУ. Табличные методы обработки информации. Основные задачи вычислительного характера возлагаемые на МПС: 1. Траекторные расчеты 2. Математические вычисления 3. ...
18791. Оценка точности реализации алгоритмов обработки информации в ЛСУ 112.13 KB
  Оценка точности реализации алгоритмов обработки информации в ЛСУ. Для анализа точности используется 2 подхода: апостериорый экспериментальный и априорный аналитический. Оценка точности реализации табличноалгоритмического метода вычислений определяется в данн. сл
18792. Системы сбора и первичной обработки информации в ЛСУ. Определение истинных значений параметров объекта по показаниям датчиков 53.97 KB
  Системы сбора и первичной обработки информации в ЛСУ. Определение истинных значений параметров объекта по показаниям датчиков. Основные характеристики потока информации: 1. Объект управления как источник информации; 2. Назначение процесса информирования; 3. Структура с
18793. Исследование распределения температуры и влажности воздуха в помещении учебной аудитории №408 235.5 KB
  Изучение характера распределения температуры и относительной влажности воздуха по объёму помещения; Получение практических навыков по измерению температуры и влажности в помещении с помощью измерителя влажности и температуры «ТКА-ТВ»