21760

Научная организация труда и ее элементы

Лекция

Производство и промышленные технологии

Прогрессивной следует считать организацию которая основывается на достижениях науки и передовом опыте позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд предмет и средства труда. Научная организация труда НОТ это комплекс научно обоснованных планомерно осуществляемых технических организационных и экономических мероприятий обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест улучшение их обслуживания создание благоприятных...

Русский

2013-08-03

29.5 KB

10 чел.

Научная организация труда и ее элементы

Комплексная механизация и автоматизация производства, совершенствование технологии, организации производства и управления обеспечивают внедрение прогрессивных форм и методов труда. Прогрессивной следует считать организацию, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд, предмет и средства труда.

Научная организация труда (НОТ) это комплекс научно обоснованных, планомерно осуществляемых технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест, улучшение их обслуживания, создание благоприятных физиологических, гигиенических и эстетических условий труда, совершенствование его нормирования, распространение передового опыта, воспитание коммунистического отношения к труду.

Научная организация труда в современных условиях представляет собой важный рычаг выявления и использования внутрипроизводственных резервов.

Исходя из содержания, задачи НОТ сводятся к совершенствованию способов и приемов работы, созданию наиболее благоприятных условий труда, наиболее целесообразному использованию рабочего времени, устранению неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм рабочего, повышению безопасности и улучшению эстетических, физиологических и психологических условий труда, улучшению нормирования труда, повышению заработной платы н жизненного уровня работающих. В более общем виде задача НОТ связана с обеспечением эффективности производства и качества работы. Перечисленные выше задачи должны решаться в тесной взаимосвязи, а не изолированно.

К элементам (направлениям) НОТ относятся:

рациональные формы разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов труда;

подготовка и повышение квалификации кадров;

совершенствование нормирования и оплаты труда;

временное улучшение условий, облегчение и оздоровление труда;

воспитание рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшее соблюдение государственной и трудовой дисциплины;

коренное улучшение организации труда вспомогательных рабочих;

всемерное улучшение организации труда инженерно-технических работников и служащих.

Улучшение условий труда. Условия труда объединяют комплекс психофизиологических и санитарно-гигиенических факторов, имеющих огромное социально-экономическое значение. Мероприятия по улучшению условий труда можно разделить на следующие группы: механизация, совершенствование физиологического режима труда и отдыха, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и мероприятия, связанные с психологией труда.

Подземный характер работ, подвижность рабочих мест, стесненность рабочего пространства, искусственная вентиляция, освещение и другие специфические условия угольных шахт обусловливают трудности полной механизации горных работ даже в комплексно-механизированных забоях. Так, на шахтах еще до настоящего времени около 40% рабочих заняты ручным трудом. Значение механизации определяется не только тем, что она обеспечивает повышение производительности труда, но и тем, что она является главным средством облегчения труда. При комплексной механизации и автоматизации это также средство обеспечения безопасности труда.,

Элементы НОТ, связанные  с  организацией труда на рабочих местах. К этим элементам (направлениям) НОТ относятся: рациональные формы разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

Общие вопросы разделения и кооперации труда рассмотрены в § 4 данной главы. Разделение и кооперация труда внутри бригады на рабочем месте могут быть двух форм: простая кооперация (без разделения труда) и разделение труда, сочетаемое со взаимопомощью и совместными действиями.

Простая кооперация применяется на шахтах в редких случаях, например при выемке угля отбойными молотками на крутом падении. Вторая форма получила широкое распространение в комплексных бригадах. Разделение труда в бригадах может производиться по процессам или по операциям одного и того же процесса.

Для разделения труда характерны следующие принципы:

использование рабочих по их квалификации; правильная смена труда (чередование тяжелых работ с более легкими, напряженных с менее напряженными и др.); полная загрузка рабочих, машин и оборудования во времени и синхронность выполнения процессов (операций) отдельными рабочими.

Применение приведенных принципов должно обеспечивать экономичность разделения труда за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости.

Приемы и методы труда определяют интенсивность использования рабочего времени и уровень производительности труда. Для их совершенствования необходимо: выбирать наиболее удобную рабочую позу с целью обеспечения наименьшей утомляемости;

применять наиболее простые и точные приемы работы; ликвидировать излишние движения, совмещать и выполнять в рациональной последовательности необходимые движения, приемы и операции; выбирать рациональные маршруты передвижения рабочих при работе на нескольких рабочих местах (многозабойное обуривание).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53728. Профессиональные интересы, склонности и способности 49.5 KB
  План урока: Проверка готовности к уроку 1 мин. Повторение изученного материала 5 мин. Сообщение темы и целей урока 2 мин. Изучение нового материала 27 мин.
53729. Открытка к празднику 8 марта 344.5 KB
  Ребята приближается первый весенний праздник женский день 8 марта. Слайд 2 Какое слово здесь зашифровано подарок Конечно какой же праздник без подарка Вот мы сегодня и изготовим подарок своими руками. Слайд 3 Такой подарок дорогого стоит Какой вниманием будет удостоен И трудно сказать что приятнее получать подарки или дарить их. Слайд 4 Чтобы сделать такую открытку нам понадобятся материалы: цветная бумага альбомный лист старые открытки; а также ножницы циркуль линейка...
53730. Art Exhibition 76.5 KB
  A rich American went to Paris and (buy-1) a picture by a modern artist. He( pay-2) a lot of money for the picture, so he thought the picture was very good. He came to the hotel where he (stay-3) and wanted to hang the picture. To his surprise he (cannot tell-4) what was the top and what was the bottom. So he (think-5) of a plan and invited the artist to dinner. The artist looked at the picture many times.
53731. Технология приготовления блинов, оладьев, блинчиков. Выпечка блинов 855 KB
  Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Блины различают и называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, манные. Таким образом, разнообразной может быть сама основа блинов. Но этого мало. Отличны по технологии, например, заварные блины. Кроме того, разнообразие в ассортимент блинов вносят и различные способы употребления их.
53732. Оригами с аппликацией 285 KB
  Цели занятия: выполнить поделку кленовый лист с аппликацией в технике оригами Задачи: Обучить: выполнять поделки в стиле оригами видами оригами приёмам складывания фактуре бумаги технике безопасности при использовании ножниц клее. Для учителя: ПТК поделки оригами с аппликацией фотографии оригами шаблоны конспект урока презентация Для учеников : ножницы цветная бумага картон клей.
53733. РАКЕТА. День космонавтики-52 года 42.5 KB
  ЦЕЛИ УРОКА: Предметные: Отрабатывать умения детей выполнять макет ракеты по заданному образцу; Формировать представления об окружающем мире; закрепить знания о том что первым космонавтом был Ю. гудок ракеты Физкультминутка : Космонавты сильные смелые здоровые. Хотите быть такими же Выполняем зарядку для глаз: берём в руки маленький макет ракеты и по команде учителя выполняем несколько упражнений для глаз. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...
53734. Расы человека 79.5 KB
  Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о расах и причинах их появления. Задачи: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас; научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;
53735. Религия древних греков 167 KB
  Оргмомент Учитель: Здравствуйте ребята садитесь. Учитель проверяет готовность к уроку. Переход к изучению новой темы Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений которые возникли из древнегреческой мифологии. В: Кто помогает либо наоборот мешает героям в поэмах О: Боги В: Какие боги встречались в тексте поэм О: Фетида Гефест Посейдон Афина Учитель: Хорошо.
53736. Сжатое изложение 36 KB
  Слайд 2 Попробуйте догадаться о ком идёт речь. Слайд 3 Слайд 4 Рыжик Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. Слайд 5 Кого однажды подобрал лесник в лесу Какая беда случилась у оленёнка Кому лесник отдал малыша Что сделали ребята Чем закончилась история с оленёнком Слайд 6 Лексикостилистическая работа. Слайд 7 Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка.