загрузка...

21760

Научная организация труда и ее элементы

Лекция

Производство и промышленные технологии

Прогрессивной следует считать организацию которая основывается на достижениях науки и передовом опыте позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд предмет и средства труда. Научная организация труда НОТ это комплекс научно обоснованных планомерно осуществляемых технических организационных и экономических мероприятий обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест улучшение их обслуживания создание благоприятных...

Русский

2013-08-03

29.5 KB

3 чел.

Научная организация труда и ее элементы

Комплексная механизация и автоматизация производства, совершенствование технологии, организации производства и управления обеспечивают внедрение прогрессивных форм и методов труда. Прогрессивной следует считать организацию, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд, предмет и средства труда.

Научная организация труда (НОТ) это комплекс научно обоснованных, планомерно осуществляемых технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест, улучшение их обслуживания, создание благоприятных физиологических, гигиенических и эстетических условий труда, совершенствование его нормирования, распространение передового опыта, воспитание коммунистического отношения к труду.

Научная организация труда в современных условиях представляет собой важный рычаг выявления и использования внутрипроизводственных резервов.

Исходя из содержания, задачи НОТ сводятся к совершенствованию способов и приемов работы, созданию наиболее благоприятных условий труда, наиболее целесообразному использованию рабочего времени, устранению неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм рабочего, повышению безопасности и улучшению эстетических, физиологических и психологических условий труда, улучшению нормирования труда, повышению заработной платы н жизненного уровня работающих. В более общем виде задача НОТ связана с обеспечением эффективности производства и качества работы. Перечисленные выше задачи должны решаться в тесной взаимосвязи, а не изолированно.

К элементам (направлениям) НОТ относятся:

рациональные формы разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов труда;

подготовка и повышение квалификации кадров;

совершенствование нормирования и оплаты труда;

временное улучшение условий, облегчение и оздоровление труда;

воспитание рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшее соблюдение государственной и трудовой дисциплины;

коренное улучшение организации труда вспомогательных рабочих;

всемерное улучшение организации труда инженерно-технических работников и служащих.

Улучшение условий труда. Условия труда объединяют комплекс психофизиологических и санитарно-гигиенических факторов, имеющих огромное социально-экономическое значение. Мероприятия по улучшению условий труда можно разделить на следующие группы: механизация, совершенствование физиологического режима труда и отдыха, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и мероприятия, связанные с психологией труда.

Подземный характер работ, подвижность рабочих мест, стесненность рабочего пространства, искусственная вентиляция, освещение и другие специфические условия угольных шахт обусловливают трудности полной механизации горных работ даже в комплексно-механизированных забоях. Так, на шахтах еще до настоящего времени около 40% рабочих заняты ручным трудом. Значение механизации определяется не только тем, что она обеспечивает повышение производительности труда, но и тем, что она является главным средством облегчения труда. При комплексной механизации и автоматизации это также средство обеспечения безопасности труда.,

Элементы НОТ, связанные  с  организацией труда на рабочих местах. К этим элементам (направлениям) НОТ относятся: рациональные формы разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

Общие вопросы разделения и кооперации труда рассмотрены в § 4 данной главы. Разделение и кооперация труда внутри бригады на рабочем месте могут быть двух форм: простая кооперация (без разделения труда) и разделение труда, сочетаемое со взаимопомощью и совместными действиями.

Простая кооперация применяется на шахтах в редких случаях, например при выемке угля отбойными молотками на крутом падении. Вторая форма получила широкое распространение в комплексных бригадах. Разделение труда в бригадах может производиться по процессам или по операциям одного и того же процесса.

Для разделения труда характерны следующие принципы:

использование рабочих по их квалификации; правильная смена труда (чередование тяжелых работ с более легкими, напряженных с менее напряженными и др.); полная загрузка рабочих, машин и оборудования во времени и синхронность выполнения процессов (операций) отдельными рабочими.

Применение приведенных принципов должно обеспечивать экономичность разделения труда за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости.

Приемы и методы труда определяют интенсивность использования рабочего времени и уровень производительности труда. Для их совершенствования необходимо: выбирать наиболее удобную рабочую позу с целью обеспечения наименьшей утомляемости;

применять наиболее простые и точные приемы работы; ликвидировать излишние движения, совмещать и выполнять в рациональной последовательности необходимые движения, приемы и операции; выбирать рациональные маршруты передвижения рабочих при работе на нескольких рабочих местах (многозабойное обуривание).


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54533. Народні звичаї і обряди 73 KB
  Мета: розширювати коло знань про звичаї і обряди українського народу, розвивати творчі здібності, позитивні риси характеру учнів, виховувати повагу і прищеплювати любов до народних традицій і звичаїв, рідної землі.
54534. НАРОДНА КУЛЬТУРА І СУЧАСНІ МЕТОДИ ВИХОВАННЯ 99.5 KB
  Її завдання виховувати людину гармонійною щоб вона була достойним представником Роду. Структура програми враховує завдання через ознайомлення з народною культурою допомогти учневі визначитись у виборі моральних орієнтирів життєвого шляху в загальнолюдському плані у формуванні усвідомленості та смисловій наповненості існування в усвідомленні своєї потрібності в цьому світі – себе як ланки в ланцюгу поколінь ти не один ти частка РОДУ ти – його продовження від тебе залежить МАЙБУТНЄ. Практичні завдання: Складання схеми родоводу....
54535. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. задачі на дві і три дії 52.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з правилами множення чисел 0 і 1, а також на ці числа; розвивати логічне мислення та вміння розв’язувати задачі; вдосконалювати обчислювальні навички; дослідити святкування “Зустріч весни ” донести скарби традицій, звичаїв та обрядів старшого покоління до дитячих сердець; спонукати до пошуків культурної спадщини духовного життя свого краю; виховувати пізнавальну активність учнів, любов до рідного краю.
54536. Роль народознавства в системі навчально-виховного процесу 119.5 KB
  В умовах сучасності, коли матеріальні питання стають у житті людини приоритетними, духовність втрачає свою актуальність. Але виховання дитини не повинно бути бездуховним. Виховуючи чуйну, добру, відповідальну, чесну людину, яка буде гідним громадянином своєї країни, кожен педагог обирає свій шлях, найефективнішу методику із великої кількості існуючих.
54537. Народознавство на уроках української мови, літератури та в позакласній роботі 66.5 KB
  Мета: поглибити узагальнити й систематизувати знання учнів про складнопідрядні речення з підрядними обставинними; удосконалювати пунктуаційні навички уміння робити аналіз тексту синтаксичний та морфологічний розбір речення будувати складнопідрядні речення повторити правопис великої букви; розвивати культуру усного й письмового мовлення школярів мислення творчі навички...
54539. Роль насильства в історії 118 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів цілісне розуміння суті різних форм насильства у історії; допомогти їм усвідомити наслідки війн та революцій в історії суспільства; розкрити роль насильства в історії та сформувати негативне ставлення до його застосування в наш час; визначити трагічні наслідки насильницького втручання в історію нашого народу; показати співвідношення революцій і реформ розкрити соціальні механізми реформування суспільства; допомогти учням усвідомити що лише шляхом цілеспрямованого здійснення соціальних реформ а не через...