21760

Научная организация труда и ее элементы

Лекция

Производство и промышленные технологии

Прогрессивной следует считать организацию которая основывается на достижениях науки и передовом опыте позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд предмет и средства труда. Научная организация труда НОТ это комплекс научно обоснованных планомерно осуществляемых технических организационных и экономических мероприятий обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест улучшение их обслуживания создание благоприятных...

Русский

2013-08-03

29.5 KB

3 чел.

Научная организация труда и ее элементы

Комплексная механизация и автоматизация производства, совершенствование технологии, организации производства и управления обеспечивают внедрение прогрессивных форм и методов труда. Прогрессивной следует считать организацию, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд, предмет и средства труда.

Научная организация труда (НОТ) это комплекс научно обоснованных, планомерно осуществляемых технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест, улучшение их обслуживания, создание благоприятных физиологических, гигиенических и эстетических условий труда, совершенствование его нормирования, распространение передового опыта, воспитание коммунистического отношения к труду.

Научная организация труда в современных условиях представляет собой важный рычаг выявления и использования внутрипроизводственных резервов.

Исходя из содержания, задачи НОТ сводятся к совершенствованию способов и приемов работы, созданию наиболее благоприятных условий труда, наиболее целесообразному использованию рабочего времени, устранению неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм рабочего, повышению безопасности и улучшению эстетических, физиологических и психологических условий труда, улучшению нормирования труда, повышению заработной платы н жизненного уровня работающих. В более общем виде задача НОТ связана с обеспечением эффективности производства и качества работы. Перечисленные выше задачи должны решаться в тесной взаимосвязи, а не изолированно.

К элементам (направлениям) НОТ относятся:

рациональные формы разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов труда;

подготовка и повышение квалификации кадров;

совершенствование нормирования и оплаты труда;

временное улучшение условий, облегчение и оздоровление труда;

воспитание рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшее соблюдение государственной и трудовой дисциплины;

коренное улучшение организации труда вспомогательных рабочих;

всемерное улучшение организации труда инженерно-технических работников и служащих.

Улучшение условий труда. Условия труда объединяют комплекс психофизиологических и санитарно-гигиенических факторов, имеющих огромное социально-экономическое значение. Мероприятия по улучшению условий труда можно разделить на следующие группы: механизация, совершенствование физиологического режима труда и отдыха, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и мероприятия, связанные с психологией труда.

Подземный характер работ, подвижность рабочих мест, стесненность рабочего пространства, искусственная вентиляция, освещение и другие специфические условия угольных шахт обусловливают трудности полной механизации горных работ даже в комплексно-механизированных забоях. Так, на шахтах еще до настоящего времени около 40% рабочих заняты ручным трудом. Значение механизации определяется не только тем, что она обеспечивает повышение производительности труда, но и тем, что она является главным средством облегчения труда. При комплексной механизации и автоматизации это также средство обеспечения безопасности труда.,

Элементы НОТ, связанные  с  организацией труда на рабочих местах. К этим элементам (направлениям) НОТ относятся: рациональные формы разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

Общие вопросы разделения и кооперации труда рассмотрены в § 4 данной главы. Разделение и кооперация труда внутри бригады на рабочем месте могут быть двух форм: простая кооперация (без разделения труда) и разделение труда, сочетаемое со взаимопомощью и совместными действиями.

Простая кооперация применяется на шахтах в редких случаях, например при выемке угля отбойными молотками на крутом падении. Вторая форма получила широкое распространение в комплексных бригадах. Разделение труда в бригадах может производиться по процессам или по операциям одного и того же процесса.

Для разделения труда характерны следующие принципы:

использование рабочих по их квалификации; правильная смена труда (чередование тяжелых работ с более легкими, напряженных с менее напряженными и др.); полная загрузка рабочих, машин и оборудования во времени и синхронность выполнения процессов (операций) отдельными рабочими.

Применение приведенных принципов должно обеспечивать экономичность разделения труда за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости.

Приемы и методы труда определяют интенсивность использования рабочего времени и уровень производительности труда. Для их совершенствования необходимо: выбирать наиболее удобную рабочую позу с целью обеспечения наименьшей утомляемости;

применять наиболее простые и точные приемы работы; ликвидировать излишние движения, совмещать и выполнять в рациональной последовательности необходимые движения, приемы и операции; выбирать рациональные маршруты передвижения рабочих при работе на нескольких рабочих местах (многозабойное обуривание).


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23777. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 165.5 KB
  Основная цель: формировать способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений; тренировать способность: а к анализу выявлению оптимального алгоритма решения длинных примеров; б к использованию критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; в к использованию алгоритма умножения десятичных дробей на 10 100 1000 и т. умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел на...
23780. Задачи на движение по реке 64 KB
  Вычислите скорость Алёши если он прошёл это расстояние за: 1 ч; 2 ч; 3 ч. – В каких единицах получилась скорость Какие единицы измерения скорости вы знаете Приведите примеры объектов которые движутся с такими скоростями. Чему равна скорость течения реки 20 м мин б Скорость течения реки 20 м мин. Индивидуальное задание: Скорость движения теплохода vсоб.
23781. Предмет культурології. Підходи до визначення культури 154.5 KB
  Предмет культурології — обєктивні закономірності світових і національного культурного процесів, памятники і явища матеріальної й духовної культури, фактори й передумови, що управляють виникненням, формуванням і розвитком культурних інтересів і потреб людей
23782. Задачи на движение по реке 94.5 KB
  – Что мы научились находить в задачах на движение по реке Скорость по течению скорость против течения собственную скорость скорость течения. – Какой ещё вы можете сделать вывод из условия задачи Плот плывёт с той же скоростью что и река значит скорость плота равна скорости течения. S плот 0 40 1 катер 4 5 1 – скорость течения = = 1 : = 5 – Каков способ решения аналогичных задач Всё расстояние принимаем за 1 а дальше используем выведенные формулы. 1 1 : 7 = пути – собственная скорость катера.
23783. Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости 42.5 KB
  На доске: – Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 – 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты – корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ – Что мы можем изображать на плоскости – Могу я на плоскости изобразить координатный угол – Изобразите на плоскости координатный угол. – Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...
23784. Отрицание высказываний о существовании 90 KB
  – Какими ещё бывают высказывания Высказывания о существовании. – Чем отличаются высказывания о существовании от высказываний общих В высказываниях о существовании условие выполняется хотя бы для одного элемента множества. 7; 8; 6; 5; 42; 43; Индивидуальное задание: – Постройте отрицание высказывания: Некоторые обыкновенные дроби больше единицы. Возможен ответ: Неверно что некоторые обыкновенные дроби больше единицы – Для какого высказывания вы строили отрицание Для высказывания о существовании.