21760

Научная организация труда и ее элементы

Лекция

Производство и промышленные технологии

Прогрессивной следует считать организацию которая основывается на достижениях науки и передовом опыте позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд предмет и средства труда. Научная организация труда НОТ это комплекс научно обоснованных планомерно осуществляемых технических организационных и экономических мероприятий обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест улучшение их обслуживания создание благоприятных...

Русский

2013-08-03

29.5 KB

3 чел.

Научная организация труда и ее элементы

Комплексная механизация и автоматизация производства, совершенствование технологии, организации производства и управления обеспечивают внедрение прогрессивных форм и методов труда. Прогрессивной следует считать организацию, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд, предмет и средства труда.

Научная организация труда (НОТ) это комплекс научно обоснованных, планомерно осуществляемых технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест, улучшение их обслуживания, создание благоприятных физиологических, гигиенических и эстетических условий труда, совершенствование его нормирования, распространение передового опыта, воспитание коммунистического отношения к труду.

Научная организация труда в современных условиях представляет собой важный рычаг выявления и использования внутрипроизводственных резервов.

Исходя из содержания, задачи НОТ сводятся к совершенствованию способов и приемов работы, созданию наиболее благоприятных условий труда, наиболее целесообразному использованию рабочего времени, устранению неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм рабочего, повышению безопасности и улучшению эстетических, физиологических и психологических условий труда, улучшению нормирования труда, повышению заработной платы н жизненного уровня работающих. В более общем виде задача НОТ связана с обеспечением эффективности производства и качества работы. Перечисленные выше задачи должны решаться в тесной взаимосвязи, а не изолированно.

К элементам (направлениям) НОТ относятся:

рациональные формы разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов труда;

подготовка и повышение квалификации кадров;

совершенствование нормирования и оплаты труда;

временное улучшение условий, облегчение и оздоровление труда;

воспитание рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшее соблюдение государственной и трудовой дисциплины;

коренное улучшение организации труда вспомогательных рабочих;

всемерное улучшение организации труда инженерно-технических работников и служащих.

Улучшение условий труда. Условия труда объединяют комплекс психофизиологических и санитарно-гигиенических факторов, имеющих огромное социально-экономическое значение. Мероприятия по улучшению условий труда можно разделить на следующие группы: механизация, совершенствование физиологического режима труда и отдыха, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и мероприятия, связанные с психологией труда.

Подземный характер работ, подвижность рабочих мест, стесненность рабочего пространства, искусственная вентиляция, освещение и другие специфические условия угольных шахт обусловливают трудности полной механизации горных работ даже в комплексно-механизированных забоях. Так, на шахтах еще до настоящего времени около 40% рабочих заняты ручным трудом. Значение механизации определяется не только тем, что она обеспечивает повышение производительности труда, но и тем, что она является главным средством облегчения труда. При комплексной механизации и автоматизации это также средство обеспечения безопасности труда.,

Элементы НОТ, связанные  с  организацией труда на рабочих местах. К этим элементам (направлениям) НОТ относятся: рациональные формы разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

Общие вопросы разделения и кооперации труда рассмотрены в § 4 данной главы. Разделение и кооперация труда внутри бригады на рабочем месте могут быть двух форм: простая кооперация (без разделения труда) и разделение труда, сочетаемое со взаимопомощью и совместными действиями.

Простая кооперация применяется на шахтах в редких случаях, например при выемке угля отбойными молотками на крутом падении. Вторая форма получила широкое распространение в комплексных бригадах. Разделение труда в бригадах может производиться по процессам или по операциям одного и того же процесса.

Для разделения труда характерны следующие принципы:

использование рабочих по их квалификации; правильная смена труда (чередование тяжелых работ с более легкими, напряженных с менее напряженными и др.); полная загрузка рабочих, машин и оборудования во времени и синхронность выполнения процессов (операций) отдельными рабочими.

Применение приведенных принципов должно обеспечивать экономичность разделения труда за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости.

Приемы и методы труда определяют интенсивность использования рабочего времени и уровень производительности труда. Для их совершенствования необходимо: выбирать наиболее удобную рабочую позу с целью обеспечения наименьшей утомляемости;

применять наиболее простые и точные приемы работы; ликвидировать излишние движения, совмещать и выполнять в рациональной последовательности необходимые движения, приемы и операции; выбирать рациональные маршруты передвижения рабочих при работе на нескольких рабочих местах (многозабойное обуривание).


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66343. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог 70.5 KB
  Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...
66344. Мы экономим электрическую энергию 37.5 KB
  Человек много лет добывает из земли большое количество энергоресурсов. Слово Экспертам. Слово Корреспондентам Что же включает в себя экономия энергоресурсов Только ли это экономия электрической энергии Мы слышим от взрослых что дом дырявый что это значит...
66345. Моя щаслива планета 77.5 KB
  Мета: узагальнити знання дітей про шляхи і заходи щодо збереження енергії; мотивувати учнів відповідально ставитися до використання енергії у побуті; сприяти формуванню навичок ощадливого використання електроенергії у побуті.
66346. English Traditions and Customs 40 KB
  They also have their traditional Christmas dinner with stuffed turkey and Christmas pudding. The Queen’s speech is on television at three o’clock in the afternoon. There is a big Christmas tree in Trafalgar Square in London.
66347. Игра-викторина «Что ты знаешь о США?» 48.5 KB
  Цели: углубить и конкретизировать страноведческие знания учащихся по теме «США»; продолжить развитие творческих способностей учащихся; учить применять знания, полученные на уроках, в новой ситуации; дальнейшее расширение кругозора учащихся.
66348. Му Family 44 KB
  Мета: повторити раніше вивчені слова та структури, формувати уявлення про звукову систему англійської мови, ввести нові лексичні одиниці з теми "Му Family",вчити впізнавати їх та застосовувати у мовленні; формувати уміння в учнів самостійно працювати над завданнями...
66350. Іграшки. Урок англійської мови у 1 класі 36.5 KB
  Hello, everyone! I’m glad to see you! P: Hello! We are glad to see you too! T: How are you today? Come here and show us a picture with your mood. ( Учні виходять до дошки і обирають малюнок з смайликом, який показує настрій ).P1: I am fine, thank you. P2: I am so-so.