21789

Теоретические аспекты риск-менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные принципы управления рисками 3. Анализ риска 4. Методы количественного анализа риска 1. Содержание рискменеджмента Рискменеджмент система управления рисками на предприятии которая представляет собой совокупность методов приемов и мероприятий позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Русский

2013-08-03

70 KB

10 чел.

Тема 3

Теоретические аспекты риск-менеджмента

1. Содержание риск-менеджмента

2. Основные принципы управления рисками

3. Анализ риска

4. Методы количественного анализа риска

1. Содержание риск-менеджмента

Риск-менеджмент система управления рисками на предприятии, которая представляет собой совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

Объект управления – риск, рисковое вложение капитала, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Субъект управления – группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Функции риск-менеджмента:

  1.  Функции объекта управления.
  •  Организация рисковых вложений капитала.
  •  Организация работ по снижению величины риска.
  •  Организация процесса страхования рисков.
  •  Организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
  1.  Функции субъекта управления.
    •  Прогнозирование.
    •  Организация.
    •  Регулирование.
    •  Координация.
    •  Стимулирование.
    •  Контроль.

Задачи риск-менеджмента:

  1.  Обнаружение областей повышенного риска.
    1.  Оценка степени риска.
      1.  Анализ приемлемости данного уровня риска для предприятия.
      2.  Разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска.
      3.  В случае если рискованное событие произошло, принятие мер по предупреждению или снижению риска.

2. Основные принципы управления рисками

Принципы управления риском:

  1.  Нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал (необходимо определение максимально возможного убытка при наступлении рискового события и оценка того, не приведут ли убытки к банкротству).
  2.  Необходимо оценивать последствия риска.
  3.  Нельзя рисковать многим ради малого, то есть необходимо соизмерение ожидаемого результата с возможными потерями.

Возможные потери – случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода деятельности предприятия от планового.

Виды возможных потерь:

  1.  материальные – непредусмотренные деятельностью предприятия дополнительные затраты или прямые потери оборудования, сырья и т.д.
  2.  трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами.
  3.  финансовые – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, невозвратом долга, неоплатой продукции, потерей денежных средств и т.д.
  4.  потери времени – процесс деятельности предприятия идет медленее, чем намечено.
  5.  специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия и т.д.  

 

3. Анализ риска

Анализ риска включает сбор и обработку данных по отдельным аспектам риска, качественный и количественный их анализ.

Последовательность проведения анализа риска:

  1.  изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на степень определенного вида риска;
  2.  анализ выявленных факторов;
  3.  оценка риска:

             а) определение финансовой целесообразности;

             б) определение экономической целесообразности;

  1.  установление допустимого уровня риска;
  2.  анализ отдельных операций относительно выбранного уровня риска;
  3.  разработка мероприятий по снижению степени риска.

Качественный анализ риска предполагает:

  •  установление потенциальных зон риска  (выявление источников и причин риска, этапов реализации проекта и работ, при выполнении которых возникают риски);
    •  идентификация всех возможных рисков;
    •  выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

Результаты качественного анализа риска служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ представляет собой численное определение отдельных рисков и риска решения (проекта) в целом.

В ходе количественного анализа риска определяются:

  •  численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий;
  •   количественная оценка степени (уровня) риска;
  •  определяется допустимый в данном конкретном случае уровень риска.

4. Методы количественного анализа риска

Существуют различные методы количественного анализа риска. Рассмотрим следующие методы: статистические, аналитические, метод аналогий, метод экспертных оценок.

Статистические методы.  Суть методов состоит в изучении  статистики показателей, установлении величины и частотности получения того или иного экономического результата и составлении наиболее вероятного прогноза на будущее.

Для оценки риска применяют следующие статистические методы: дисперсионный, регрессионный и факторный анализ.  является их универсальность. Недостатком статистических методов является необходимость большой базы данных, сложность и неоднозначность полученных выводов.

Основными инструментами статистических методов являются: среднее значение случайной величины, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации.

Среднее значение случайной величины представляет количественную характеристику ожидаемого результата.

= ,                                                                                                   (2.1)

где  - среднее значение случайной величины;

     Xiзначение случайной величины;

 Pi – вероятность наступления случайной величины.

Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является дисперсия – средневзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних.

,      (2.2)

где  - дисперсия.

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение служат мерами  абсолютной колеблемости ожидаемого результата.

, (2.3)

где  - среднее квадратичное отклонение.

Среднее квадратичное отклонение измеряется в тех же единицах, что и изучаемый признак.

Для анализа меры изменчивости используется коэффициент вариации, который представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к среднему значению случайной величины и показывает степень отклонения полученных значений.

,                                                                                                         (2.4)

где V- коэффициент вариации.

Аналитические методы заключаются в оценке показателей риска на основе теоретических представлений. К аналитическим методам относятся: метод дисконтирования, анализ окупаемости затрат, анализ безубыточности, анализ чувствительности. Достоинствами этих методов является то, что они хорошо разработаны и просты для понимания.

Метод дисконтирования состоит в корректировке нормы дисконта на коэффициент риска, полученный методом экспертных оценок.

Метод окупаемости проекта состоит в расчете срока, за который полностью окупится проект.

Анализ чувствительности – определение влияния изменения различных факторов на результирующий показатель.

Метод аналогий. Риск реализации решения (проекта) определяется в соответствии с некоторым аналогичным решением, которое было реализовано ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется решение, также ведет себя аналогичным образом.

При использовании аналогий применяются базы данных и знания относительно факторов риска. Полученные данные обрабатываются для определения зависимости и причин с целью учета потенциального риска во время реализации решения (проекта).

Метод экспертных оценок. Суть метода состоит в получении количественных оценок риска на основании  обработки мнений квалифицированных специалистов. Применение этого метода эффективно при решении сложных неформализуемых ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистические или другие формализованные методы количественной оценки риска. Недостатки метода: отсутствие гарантий достоверности полученных оценок; трудности в проведении опроса и обработке полученных данных.

Каждый вид риска характеризуется несколькими показателями-факторами. Оценка этих показателей определяется экспертами в баллах по каждому из показателей. Оценка этих показателей определяется экспертами в баллах, каждому из показателей назначается вес, соответствующий его значимости.

Количественная оценка риска каждого вида и риска в целом определяется при помощи следующих показателей:

R =,  (2.5)

где  R – обобщенный показатель риска;

      Rj  - количественная оценка j-го вида риска;

      gj - вес j-го вида риска.

Rj=

1

m

(2.6)
     

При бальной оценке отдельных рисков и риска в целом используются  следующие правила:

  •  балльная оценка каждого фактора осуществляется в пределах балльной шкалы (как правило, от 0 до 10) в  зависимости от степени влияния данного фактора на степень вида риска с ранжированием от «0» - не оказывает влияния до «m» (очень высокое влияние);
  •  вес каждого фактора в пределах  соответствующего вида риска устанавливается в пределах от 0 до 1, при выполнении условий:

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44732. Elliptic Sentences 33.81 KB
  It ws believed on theoreticl grounds tht gs should be nonconducting in the bsence of rdition provided tht the potentil grdient cross it ws not so high tht sprking could tke plce. Curiously enough experiments undertken to test this hypothesis showed tht smple of ir in closed vessel lwys exhibited smll electricl conductivity in spite of every precution to eliminte rdition nd prevent lekge long the insultors. Tht these explntions were not sufficient to ccount for the observed phenomen ws shown by the experiments of some scientists who in...
44733. Word Order in the Simple Sentence. Types of Questions. The Noun: the Category of Number. The Use of Articles. Present, Past, Future Simple (Active Voice) 56 KB
  Mn is lso the cretor of the innumerble spiritul tresures of mnkind: the wonderful works of rt literture nd science. The mchine system mde it possible to include science in production on lrge scle. We live in the epoch when science becomes direct productive force of society. spred of informtion of knowledge of science поширення інформації знань науки 12.
44734. Past Participle, Simple Tenses (Passive Voice); Pronouns: demonstrative, personal and possessive 37.5 KB
  Potentil nd Kinetic Energy The cpcity of body to perform work is clled its energy. This energy is designted potentil if it is due to the position of the body. Energy in this form is designted s kinetic. t this point the body possesses no potentil energy t ll for its distnce bove the ground is zero but it does hve kinetic energy becuse of its motion.
44735. Present Participle. Continuous Tenses (Active, Passive). Quantifiers: some, any, no, much, many, little, a little, few, a few 82 KB
  Prctice reding the following wordcombintions: Tken into ccount for exmple in order to in fct in the lnguge of science in everydy life connected with the ide of time stte of rest stte of motion from motion to rest in scientific sense of the word the force is pplied to result in no work the mount of performed work the product of the force by the distnce the bility to work different kinds of energy ll moving bodies to drive the wterwheels of turbines. TEXT 3 FORCE WORK ENERGY ND POWER In the lnguge of science few words...
44736. Perfect Tenses (Active, Passive). Numerals. Cleft sentences: it is (was)…that (who) 66.5 KB
  In our scientific ge there is generl belief tht ll science s it grows to perfection becomes mthemticl in its ides. It is generlly true tht in the development of lgebr three stges hve been pssed successively: verbl bbrevited nd symbolic. Verbl lgebr is chrcterized by the complete bsence of ny symbols except of course tht the words themselves re used in their symbolic sense.
44737. Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса обучения экономике 136.5 KB
  Практические аспекты использования мультимедиа в процессе обучения экономике. Особенности проведения медиа-урока: доходы и расходы семьи. Сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного (с использованием мультимедиа) урока...
44738. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 459 KB
  Изучить основные направления в части оценки состояния номенклатуры и ассортимента продуктов и услуг российских банков, предоставляемых клиентам. Оценить эффективность приоритетов развития и перспектив внедрения новых продуктов и услуг, путей и способов реализации. Разработать рекомендации по внедрению новых продуктов и услуг в банковской среде, предоставляемых клиентам.
44739. Основы психологии и педагогики 615 KB
  Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии.
44740. Горная выработка. Проведение горных выработок 446.5 KB
  Горнодобывающая промышленность является одной из отраслей экономики России, на основе которой развиваются металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электродобывающая и другие отрасли.