21789

Теоретические аспекты риск-менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные принципы управления рисками 3. Анализ риска 4. Методы количественного анализа риска 1. Содержание рискменеджмента Рискменеджмент система управления рисками на предприятии которая представляет собой совокупность методов приемов и мероприятий позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Русский

2013-08-03

70 KB

10 чел.

Тема 3

Теоретические аспекты риск-менеджмента

1. Содержание риск-менеджмента

2. Основные принципы управления рисками

3. Анализ риска

4. Методы количественного анализа риска

1. Содержание риск-менеджмента

Риск-менеджмент система управления рисками на предприятии, которая представляет собой совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

Объект управления – риск, рисковое вложение капитала, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Субъект управления – группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Функции риск-менеджмента:

  1.  Функции объекта управления.
  •  Организация рисковых вложений капитала.
  •  Организация работ по снижению величины риска.
  •  Организация процесса страхования рисков.
  •  Организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
  1.  Функции субъекта управления.
    •  Прогнозирование.
    •  Организация.
    •  Регулирование.
    •  Координация.
    •  Стимулирование.
    •  Контроль.

Задачи риск-менеджмента:

  1.  Обнаружение областей повышенного риска.
    1.  Оценка степени риска.
      1.  Анализ приемлемости данного уровня риска для предприятия.
      2.  Разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска.
      3.  В случае если рискованное событие произошло, принятие мер по предупреждению или снижению риска.

2. Основные принципы управления рисками

Принципы управления риском:

  1.  Нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал (необходимо определение максимально возможного убытка при наступлении рискового события и оценка того, не приведут ли убытки к банкротству).
  2.  Необходимо оценивать последствия риска.
  3.  Нельзя рисковать многим ради малого, то есть необходимо соизмерение ожидаемого результата с возможными потерями.

Возможные потери – случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода деятельности предприятия от планового.

Виды возможных потерь:

  1.  материальные – непредусмотренные деятельностью предприятия дополнительные затраты или прямые потери оборудования, сырья и т.д.
  2.  трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами.
  3.  финансовые – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, невозвратом долга, неоплатой продукции, потерей денежных средств и т.д.
  4.  потери времени – процесс деятельности предприятия идет медленее, чем намечено.
  5.  специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия и т.д.  

 

3. Анализ риска

Анализ риска включает сбор и обработку данных по отдельным аспектам риска, качественный и количественный их анализ.

Последовательность проведения анализа риска:

  1.  изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на степень определенного вида риска;
  2.  анализ выявленных факторов;
  3.  оценка риска:

             а) определение финансовой целесообразности;

             б) определение экономической целесообразности;

  1.  установление допустимого уровня риска;
  2.  анализ отдельных операций относительно выбранного уровня риска;
  3.  разработка мероприятий по снижению степени риска.

Качественный анализ риска предполагает:

  •  установление потенциальных зон риска  (выявление источников и причин риска, этапов реализации проекта и работ, при выполнении которых возникают риски);
    •  идентификация всех возможных рисков;
    •  выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

Результаты качественного анализа риска служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ представляет собой численное определение отдельных рисков и риска решения (проекта) в целом.

В ходе количественного анализа риска определяются:

  •  численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий;
  •   количественная оценка степени (уровня) риска;
  •  определяется допустимый в данном конкретном случае уровень риска.

4. Методы количественного анализа риска

Существуют различные методы количественного анализа риска. Рассмотрим следующие методы: статистические, аналитические, метод аналогий, метод экспертных оценок.

Статистические методы.  Суть методов состоит в изучении  статистики показателей, установлении величины и частотности получения того или иного экономического результата и составлении наиболее вероятного прогноза на будущее.

Для оценки риска применяют следующие статистические методы: дисперсионный, регрессионный и факторный анализ.  является их универсальность. Недостатком статистических методов является необходимость большой базы данных, сложность и неоднозначность полученных выводов.

Основными инструментами статистических методов являются: среднее значение случайной величины, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации.

Среднее значение случайной величины представляет количественную характеристику ожидаемого результата.

= ,                                                                                                   (2.1)

где  - среднее значение случайной величины;

     Xiзначение случайной величины;

 Pi – вероятность наступления случайной величины.

Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является дисперсия – средневзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних.

,      (2.2)

где  - дисперсия.

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение служат мерами  абсолютной колеблемости ожидаемого результата.

, (2.3)

где  - среднее квадратичное отклонение.

Среднее квадратичное отклонение измеряется в тех же единицах, что и изучаемый признак.

Для анализа меры изменчивости используется коэффициент вариации, который представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к среднему значению случайной величины и показывает степень отклонения полученных значений.

,                                                                                                         (2.4)

где V- коэффициент вариации.

Аналитические методы заключаются в оценке показателей риска на основе теоретических представлений. К аналитическим методам относятся: метод дисконтирования, анализ окупаемости затрат, анализ безубыточности, анализ чувствительности. Достоинствами этих методов является то, что они хорошо разработаны и просты для понимания.

Метод дисконтирования состоит в корректировке нормы дисконта на коэффициент риска, полученный методом экспертных оценок.

Метод окупаемости проекта состоит в расчете срока, за который полностью окупится проект.

Анализ чувствительности – определение влияния изменения различных факторов на результирующий показатель.

Метод аналогий. Риск реализации решения (проекта) определяется в соответствии с некоторым аналогичным решением, которое было реализовано ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется решение, также ведет себя аналогичным образом.

При использовании аналогий применяются базы данных и знания относительно факторов риска. Полученные данные обрабатываются для определения зависимости и причин с целью учета потенциального риска во время реализации решения (проекта).

Метод экспертных оценок. Суть метода состоит в получении количественных оценок риска на основании  обработки мнений квалифицированных специалистов. Применение этого метода эффективно при решении сложных неформализуемых ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистические или другие формализованные методы количественной оценки риска. Недостатки метода: отсутствие гарантий достоверности полученных оценок; трудности в проведении опроса и обработке полученных данных.

Каждый вид риска характеризуется несколькими показателями-факторами. Оценка этих показателей определяется экспертами в баллах по каждому из показателей. Оценка этих показателей определяется экспертами в баллах, каждому из показателей назначается вес, соответствующий его значимости.

Количественная оценка риска каждого вида и риска в целом определяется при помощи следующих показателей:

R =,  (2.5)

где  R – обобщенный показатель риска;

      Rj  - количественная оценка j-го вида риска;

      gj - вес j-го вида риска.

Rj=

1

m

(2.6)
     

При бальной оценке отдельных рисков и риска в целом используются  следующие правила:

  •  балльная оценка каждого фактора осуществляется в пределах балльной шкалы (как правило, от 0 до 10) в  зависимости от степени влияния данного фактора на степень вида риска с ранжированием от «0» - не оказывает влияния до «m» (очень высокое влияние);
  •  вес каждого фактора в пределах  соответствующего вида риска устанавливается в пределах от 0 до 1, при выполнении условий:

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54218. Узагальнення з теми «Числові та буквені вирази. Формули. Рівняння» 50.5 KB
  Питання для першої команди: Що значить розвязати рівняння Сформулюйте властивість віднімання суми від числа. Сформулюйте властивість нуля при додаванні. Як знайти невідомий відємник Як перевірити чи вірно розвязано рівняння Питання для другої команди: Який вираз називають буквеним Сформулюйте властивість нуля при відніманні. Як знайти невідомий доданок Сформулюйте сполучну властивість додавання.
54219. Десятичные дроби. Урок-соревнование в 5-м классе 35.5 KB
  Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки для деления класса на команды, жетоны для оценивания ответов, колокольчики, призы победителям.
54221. Числові та буквені вирази. Формули. Рівняння 48.5 KB
  Рівняння. Розвивати навички застосовувати теоретичні знання на практицірозвязувати складні рівняння та складати рівняння за умовою задач. Якір №507 Два учня записують розвязання рівняння на дошці: 1 х23:9=13 2 1728:56х=36 х23=139 56х=1728:36 х23=117 56х=48 х=11723...
54222. Розвязування вправ на всі дії з натуральними числами 70 KB
  Мета: закріпити в учнів уміння виконувати дії над натуральними числами в процесі розвязування різноманітних вправ; сприяти розвитку логічного мислення обчислювальних навичок учнів культуру математичної мови і записів; формувати інтерес до математики; виховувати самостійність наполегливістьвзаємодовіру. Після уроку учні зможуть: узагальнити і систематизувати свої знання про натуральні числа; додавати віднімати множити й ділити натуральні числа; розвязувати рівняння на основі...
54223. Розвязування задач і вправ на ділення десяткових дробів на натуральне число 73.5 KB
  Мета: формувати навички ділення десяткового дробу на натуральне число; навчити застосовувати правила ділення десяткового дробу на натуральне число та розвязувати завдання які передбачають застосування цього правила; навчити розвязувати рівняння на знаходження...
54224. Корекція знань, умінь, навичок. Масштаб 291.5 KB
  Організаційний момент Учні вітають гостей. Вчитель повідомляє про те що за роботу на відкритому уроці всі учні отримають оцінку. Учні користуються зошитами для контрольних робіт виставляють оцінки в щоденники. Вправа Мікрофон: учні формулюють основні правила на використання дій з десятковими дробами.
54225. Узагальнюючий урок по темі «Звичайні дроби» 273 KB
  А які знання ми з вами застосували при поділі цих цукерок Знання про звичайні дроби. Я думаю що ви ще раз переконалися що знати все про звичайні дроби корисно а інодіще й смачно Правда Тому на сьогоднішньому уроці ми з вами пригадаємо все що вивчили про звичайні дроби. Але він каже що теж дещо знає про дроби.
54226. Множення і ділення натуральних чисел, їх властивості 231 KB
  Вироблення навиків розвязування вправ на множення і ділення натуральних чисел. Розвязування рівнянь на основі залежностей між компонентами дій множення і ділення розвязувати текстові задачі що потребують використання залежностей між величинами зокрема розвязувати задачі за допомогою рівнянь Обладнання: Дидактичний матеріал із завданнями для різних етапів уроку. Сьогодні ми повинні повторити всі прийоми множення та ділення переконатися що ми навчилися виконувати вправи на множення та ділення натуральних чисел розвязувати...