2179

Изменение требований к осуществлению надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственного контроля качества образования

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Подготовка образовательного учреждения к выездной проверке в сфере образования. Прохождение образовательным учреждением плановой выездной проверки в сфере образования. Основания для проведения контроля (надзора) в области образования.

Русский

2013-01-06

64.21 KB

47 чел.

Изменение требований к осуществлению надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственного контроля качества образования

Статьей 38 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") теперь более подробно регламентированы вопросы осуществления надзора и контроля в сфере образования.

Прежде всего, изменилось название ст. 38 Закона РФ "Об образовании" – "Государственный контроль (надзор) в области образования"). Как видно из названия, статья в новой редакции регламентирует вопросы не только контроля качества образования, но и надзора за соблюдением законодательства в области образования.

Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования осуществляют органы по контролю и надзору в сфере образования (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования) посредством проведения в образовательных учреждениях (далее – ОУ) плановых и внеплановых проверок.

Ответственность

За нарушения законодательства РФ в области образования, допущенные ОУ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ установлена административная ответственность. Применительно к школам и детским садам ответственность предусмотрена в следующих случаях:

  1.  нарушение или ограничение права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, а также незаконный отказ в приеме в образовательную организацию или отчисление (исключение) из образовательной организации;

Разъяснения экспертов

  1.  нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод воспитанников, обучающихся образовательных организаций или нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод;
  2.  нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или в нарушении правил оказания платных образовательных услуг;
  3.  реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
  4.  выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации;
  5.  умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации;
  6.  нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию.

Внимание

Изменилось содержание контроля качества образования. Если в прежней редакции Закона РФ "Об образовании" государственный контроль качества образования осуществлялся в формах государственной (итоговой) аттестации, плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, воспитанников, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ОУ и их филиалах, то теперь он проводится только посредством плановых и внеплановых проверок.

Проверки осуществляют органы по контролю и надзору в сфере образования. Предметом проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки воспитанников и выпускников ОУ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенного ОУ, орган по контролю и надзору в сфере образования также выдает учреждению и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения в течение не более шести месяцев. Требования к исполнению предписания, уровень ответственности за его неисполнение аналогичны изложенным нормам.

В целях обеспечения государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственного контроля качества образования к проведению проверок также привлекаются эксперты и экспертные организации в порядке, установленном Правительством РФ.

К отношениям, связанным с государственным надзором за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственным контролем качества образования посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок, применяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливает Правительство РФ.

Вопрос

Какие мероприятия должен содержать план подготовки образовательного учреждения к проверке?

Ответ

План подготовки образовательного учреждения (далее – ОУ) к проверке утверждается приказом руководителя ОУ.

В плане целесообразно предусмотреть проведение следующих мероприятий:

1. Проверка документов, регламентирующих деятельность ОУ.

2. Проверка документов, подтверждающих наличие у ОУ в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

3. Анализ устава и локальных актов на предмет их соответствия законодательству РФ.

Шаблоны

4. Анализ состояния документации ОУ.

5. Анализ учебного плана (плана воспитательно-образовательной работы).

6. Анализ реализации образовательных программ.

7. Анализ выполнения плана внутришкольного (внутрисадовского) контроля.

8. Анализ состояния документации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

Шаблоны

9. Анализ соблюдения лицензионных требований и условий.

Руководителю ОУ следует поставить в известность работников учреждения о предстоящей выездной или документарной проверке и предмете ее проведения. Коллектив ОУ может быть проинформирован на совещании при руководителе, собрании коллектива, расширенном заседании административного совета и т. п.

Административный работник, ответственный за подготовку ОУ к предстоящей проверке, также назначается приказом руководителя.

Подготовка образовательного учреждения к выездной проверке в сфере образования

Шаг 1

Руководитель образовательного учреждения (далее – ОУ) информирует сотрудников о предстоящей выездной проверке ОУ и предмете ее проведения.

Внимание

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) плановая проверка проводится в отношении ОУ не чаще одного раза в три года.

При осуществлении контроля ОУ со стороны лицензирующего органа, в соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ, могут быть установлены иные сроки проведения проверок. В соответствии с п.22 ст.33.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" по истечении одного года после предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 " Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", периодичность плановых проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного и основного общего образования лицензирующими органами устанавливается не чаще одного раза в два года.

Шаг 2

Руководитель ОУ издает приказы по учреждению:

  1.  о назначении ответственного за подготовку к выездной проверке в сфере образования из числа административно-управленческого персонала (далее – ответственное лицо);
  2.  об утверждении плана мероприятий по подготовке к выездной проверке.

Шаг 3

Руководитель ОУ (ответственное лицо) анализирует устав учреждения, локальные акты на предмет их соответствия законодательству РФ в сфере образования.

Внимание

Требования к содержанию устава ОУ установлены в ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Шаг 4

Руководитель ОУ (ответственное лицо) проводит внутреннюю проверку содержания следующих документов учреждения:

  1.  регламентирующих деятельность ОУ;
  2.  по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
  3.  подтверждающих создание в ОУ условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников;
  4.  на право оперативного управления имуществом, пользования земельным участком.

Шаг 5

Руководитель ОУ (ответственное лицо) приводит документацию учреждения в соответствие с обязательными для исполнения требованиями законодательства РФ в сфере образования.

Шаг 6

ОУ обеспечивает надлежащие условия для работы комиссии по проведению выездной (инспекционной) проверки соблюдения законодательства РФ в сфере образования (далее – комиссия): выделяет помещение, оснащает его мебелью и компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением.

Внимание

В состав комиссии включаются работники уполномоченного органа (органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по надзору и контролю в сфере образования) в соответствии с их должностными регламентами и, при необходимости, эксперты, привлекаемые в установленном порядке к проведению проверок.

Шаг 7

Руководитель ОУ назначает ответственного работника за выделенным для комиссии помещением и сохранность находящегося в нем оборудования.

Шаг 8

ОУ подготавливает для комиссии документы и иную информацию (при необходимости) в соответствии с перечнем вопросов, изложенных в запросе уполномоченного органа (примерная форма запроса приведена в приложении 4 к письму Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 "О порядке проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, выездных проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений").

Шаг 9

ОУ оформляет журнал учета мероприятий по контролю (в случае его отсутствия).

Ответственность

Наличие в ОУ журнала учета мероприятий по контролю (в случае его отсутствия) предусмотрено п. 8 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

Прохождение образовательным учреждением плановой выездной проверки в сфере образования

Шаг 1

Руководитель образовательного учреждения (далее – ОУ) получает (по почте или посредством факсимильной связи) от уполномоченного органа (органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по надзору и контролю в сфере образования):

  1.  уведомление о проведении плановой выездной (инспекционной) проверки (примерная форма уведомления приведена в приложении 3 к письму Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 "О порядке проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, выездных проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений" (далее – письмо Рособрнадзора));
  2.  план-задание выездной (инспекционной) проверки (примерная форма плана-задания приведена в приложении 2 к письму Рособрнадзора);
  3.  запрос о предоставлении документов для проведения проверки (примерная форма запроса приведена в приложении 4 к письму Рособрнадзора).

Шаг 2

Руководитель ОУ или назначенное им ответственное лицо (далее – ответственное лицо) встречает комиссию по выездной (инспекционной) проверке (далее – комиссия).

Внимание

В состав комиссии включаются работники уполномоченного органа в соответствии с их должностными регламентами и, при необходимости, эксперты, привлекаемые в установленном порядке к проведению проверок.

Шаг 3

Комиссия знакомит руководителя ОУ (ответственное лицо):

  1.  со служебным удостоверением председателя и членов комиссии;
  2.  с приказом о проведении выездной (инспекционной) проверки (примерная форма приказа приведена в приложении 1 к письму Рособрнадзора).

Шаг 4

Руководитель ОУ (ответственное лицо):

  1.  распределяет между членами административно-управленческого персонала обязанности по работе с комиссией;
  2.  организует встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений ОУ и иными работниками учреждения.

Внимание

Руководитель ОУ (ответственное лицо) при проведении проверки имеет право обжаловать действия председателя и членов комиссии (проверяющего) руководителю уполномоченного органа.

Шаг 5

ОУ обеспечивает доступ комиссии:

  1.  в помещения учреждения;
  2.  к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности ОУ (в режиме "только для чтения").

Внимание

ОУ должно своевременно представлять комиссии документы (копии документов) и информацию строго в соответствии с вопросами, изложенными в плане-задании выездной (инспекционной) проверки. В случае если документы (копии документов) не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют, руководитель ОУ (ответственное лицо) до истечения такого срока предоставляет комиссии письменное мотивированное объяснение причин неисполнения требования.

Шаг 6

В последний день проверки комиссия знакомит руководителя ОУ (ответственное лицо) с актом о результатах проверки.

Внимание

Если руководитель ОУ (ответственное лицо) не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Шаг 7

Уполномоченный орган в случае выявления нарушения обязательных для исполнения требований или недостатков в деятельности ОУ направляет в учреждение (а в случаях, установленных законодательством РФ, – также учредителю ОУ), предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения (примерная форма предписания приведена в приложении 8 к письму Рособрнадзора).

Шаг 8

ОУ устраняет выявленные в ходе проверки нарушения, подготавливает отчет об исполнении предписания (письмо на бланке ОУ с описанием сведений об исполнении предписания, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания) и высылает его в адрес уполномоченного органа по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении.

Ответственность

Если ОУ не исполнило предписание в установленный срок или отчет об исполнении предписания не подтверждает факт исполнения предписания, руководителем уполномоченного органа с учетом характера нарушений принимается одно из следующих решений:

  1.  о приостановлении действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
  2.  об аннулировании лицензии;
  3.  о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
  4.  о лишении свидетельства о государственной аккредитации.

Шаг 9

Руководитель ОУ (ответственное лицо) информирует сотрудников учреждения о результатах проверки.

Шаг 10

Руководитель ОУ издает приказ о принятии мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения в деятельности учреждения.

Вопрос

Обязан ли государственный инспектор труда заранее уведомлять образовательное учреждение о предстоящей проверке, проводимой по запросу работника?

Ответ

Нет. Внеплановая выездная проверка по заявлению или обращению работника о нарушении работодателем его трудовых прав может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в установленном законом порядке. Предварительное уведомление работодателя в этом случае не допускается. Также не допускается сообщать работодателю о проведении внеплановой выездной проверки в случае запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте. Данные требования установлены ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Основания для проведения контроля (надзора) в области образования

Основания для проведения контроля (надзора) в области образования подразделяются на две группы:

1. Правовые основания, т. е. закрепленные в законе, подзаконном нормативном акте общие случаи, когда могут и должны проводиться мероприятия по контролю и надзору (ст. 38 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 и т.д.).

Внимание

Наличие правового основания позволяет говорить, что мероприятие по контролю и надзору законно.

В число правовых оснований для любого мероприятия по контролю и надзору включаются:

  1.  правовые нормы, соблюдение, исполнение и использование которых является предметом контроля (надзора);
  2.  компетенция на проведение контрольно-надзорной деятельности;
  3.  обязательные требования, предъявляемые к форме контроля и надзора.

Внимание

Правовым основанием для проведения плановых проверок является график работы уполномоченного органа, в котором должны быть указаны проверяемые субъекты, предмет контроля. График утверждается руководителем органа субъекта РФ, осуществляющего контроль и надзор в области законодательства (приказом, распоряжением или иным правовым актом).

2. Фактические основания, т. е. наличие данных (информации, доказательств), указывающих на необходимость проведения контроля (надзора) в конкретной ситуации.

Данные о необходимости проведения мероприятий по контролю и надзору могут быть получены в результате:

  1.  изучения обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций;
  2.  изучения документации, предоставленной органами управления образованием и образовательными учреждениями;
  3.  получения информации из других источников (например, сведений, размещенных в сети Интернет, видеозаписей).

Внимание

Наличие фактического основания свидетельствует об обоснованности мероприятия по контролю и надзору.

Получение даже неполных, не совсем четко сформулированных сведений о нарушениях в области законодательства, о снижении качества образования, о нарушении условий лицензии, указывает на наличие фактических оснований для проведения контроля и надзора в области образования.

Внимание

Обращения, не позволяющие установить источник получения информации, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Фактическое основание чаще всего может быть основой для включения в план проверок на следующий год.

Вопрос

Произойдет ли сокращение оснований для проведения внеплановых проверок образовательных учреждений в связи с принятием Федерального закона от 16.11.2011 № 317-ФЗ?

Ответ

Федеральный закон от 16.11.2011 № 317-ФЗ (далее – Закон № 317-ФЗ), который внес изменения в ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ), предусматривает в качестве основания для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" и п. 13 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям (в т. ч. образовательным учреждениям), созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено указанным и иными федеральными законами.

В отношении образовательных учреждений порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий установлен ст. 38 Закона РФ "Об образовании". Согласно п. 2.1 ст. 38 к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).

Таким образом, Закон № 317-ФЗ не вносит каких-либо изменений в ст. 38 Закона РФ "Об образовании" и в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, регламентирующую основания для проведения внеплановых проверок.

Проверка документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения

К документам, регламентирующим деятельность образовательного учреждения (далее – ОУ), относятся:

1. Устав ОУ.

Шаблоны

Порядок утверждения устава государственного ОУ, находящегося в ведении субъекта РФ, устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ; порядок утверждения устава муниципального ОУ устанавливается органом местного самоуправления.

Внимание

Вместе с тем существует ряд объективных требований к утверждению устава ОУ:

  1.  принятие устава представительным органом учреждения (общее собрание коллектива, конференция, совет ОУ), наличие протокола заседания представительного органа о принятии устава;
  2.  утверждение устава учредителем ОУ (дата и номер распорядительного документа учредителя об утверждении устава, подпись уполномоченного должностного лица со стороны учредителя, печать);
  3.  регистрация устава в соответствующем органе государственной власти (дата и номер регистрации, подпись уполномоченного должностного лица, печать).

2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Пошаговые инструкции

Разъяснения экспертов

Шаблоны

Лицензия должна быть подписана руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия – лицом, его замещающим) и заверена печатью. Наименование ОУ, указанное в лицензии, не должно противоречить наименованию ОУ, указанному в его уставе.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности в обязательном порядке должна иметь приложение.

В приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности указываются:

  1.  полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата;
  2.  место нахождения лицензиата;
  3.  адреса мест осуществления образовательной деятельности;
  4.  сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности, включающие:
  5.  код (при наличии) и наименование образовательной программы (для профессиональной образовательной программы, образовательной программы профессиональной подготовки с указанием профессии и направления подготовки (специальности));
  6.  наименование уровня (ступени) образовательной программы;
  7.  направленность образовательной программы;
  8.  код (при наличии) и наименование квалификации (степени) и разряд, присваиваемые лицам, успешно завершившим освоение образовательной программы;
  9.  нормативный срок освоения образовательной программы.

Внимание

Лицензия, полученная ОУ начиная с 2012 г., является бессрочной (ч. 5 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"; далее – Закон РФ "Об образовании"). В то же время, если учреждение решило реализовывать образовательную программу, ранее им не реализовывавшуюся, соответствующее изменение вносится в приложение к лицензии.

Копия лицензии вывешивается в доступном для участников образовательного процесса месте.

3. Свидетельство о государственной аккредитации.

Пошаговые инструкции

Вопросы-ответы

Согласно ч. 21 ст. 33.2 Закона РФ "Об образовании" срок действия свидетельства о государственной аккредитации составляет:

  1.  шесть лет для ОУ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;
  2.  двенадцать лет для иного ОУ.

В свидетельстве о государственной аккредитации наименование ОУ также должно соответствовать наименованию ОУ, указанному в его устав.

Внимание

Не должно быть разночтений в наименовании учреждения в лицензии и свидетельстве о государственной аккредитации.

Необходимо помнить что, если у ОУ имеется временное свидетельство о государственной аккредитации, полученное им в связи с изменением собственного наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, то срок действия такого свидетельства составляет один год.

Копия свидетельства о государственной аккредитации также вывешивается в доступном для участников образовательного процесса месте.

Анализ устава и локальных актов образовательного учреждения на предмет их соответствия законодательству РФ

В ходе подготовки образовательного учреждения (далее – ОУ) к проверке целесообразно провести анализ устава и локальных актов ОУ на предмет соответствия их требованиям законодательства РФ. Требования к уставу ОУ регламентированы ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании").

Внимание

В уставах наиболее часто встречаются следующие нарушения:

Шаблоны

  1.  не указывается организационно-правовая форма ОУ;
  2.  не указываются юридический и фактический адреса ОУ;
  3.  не указывается язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  4.  не указывается компетенция учредителя;
  5.  не указывается порядок комплектования ОУ работниками;
  6.  не указывается порядок изменения устава ОУ;
  7.  устанавливается право на прием в общеобразовательное учреждение обучающихся на конкурсной основе (обычно это присутствует в уставах лицеев, гимназий), что является нарушением сразу двух статей Закона РФ "Об образовании" (ст. 5 и ст. 16);
  8.  устанавливается право дошкольного образовательного учреждения на отчисление воспитанника за неуплату родительской платы за содержание ребенка в детском саду, что является нарушением права ребенка на дошкольное образование.

Разъяснения экспертов

Вопросы-ответы

Кроме того, распространено такое нарушение, как несоответствие уставов ОУ типовым положениям об образовательных учреждениях в части определения целей и задач, содержания образовательного и воспитательного процессов, режимов работы ОУ.

Также в нарушение ст. 50, 52, 55 Закона РФ "Об образовании" в уставах и локальных актах ОУ неправомерно ограничиваются установленные законодательством РФ права и свободы обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) и работников ОУ:

  1.  право на ускоренный курс обучения;
  2.  право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  3.  право на получение дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг;
  4.  право на участие в управлении учреждением;
  5.  право на выбор формы получения образования;
  6.  право на выбор образовательного учреждения;
  7.  право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников;
  8.  право на длительный отпуск сроком до одного года;
  9.  право на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю.

Локальные акты ОУ не должны противоречить законодательству РФ и уставу учреждения.

Пример

В Правила внутреннего трудового распорядка одной из школ неправомерно был включен раздел "Права и обязанности обучающихся". Согласно ст. 190 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ данный локальный акт может регулировать только трудовые отношения.

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов управления ОУ, не всегда содержат необходимые разделы – права органа управления, делопроизводство органа управления.

В тоже время, подобные локальные акты должны содержать следующие разделы:

1. Общие положения (общая часть).

2. Цель и задачи.

3. Функции и обязанности.

4. Права.

5. Организация управления.

6. Взаимосвязи.

7. Ответственность.

8. Делопроизводство (документация).

9. Заключительные положения.

Внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения (далее – ОУ) осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

К методам внешнего контроля относятся камеральная проверка (анализ) текущей отчетности учреждения о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и мониторинг (наблюдение), т. е. постоянный контроль, к примеру, со стороны учредителя.

Внимание

Деятельность ОУ подвергается внешнему контролю в целях:

  1.  определения результативности, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств;
  2.  обеспечения прозрачности деятельности учреждения;
  3.  повышения доступности и качества оказываемых образовательных услуг при условии оптимизации расходов на их предоставление;
  4.  оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности ОУ;
  5.  определения эффективности системы внутреннего контроля.

Предварительный контроль обеспечивается на стадии формирования и утверждения государственного задания для ОУ.

Текущий контроль, осуществляемый в процессе хозяйственной деятельности, включает в себя анализ оперативных данных и отчетности ОУ. На основании результатов текущего контроля учреждением может быть принято решение о корректировке государственного задания.

Последующий контроль предусматривает проведение проверок отчетности учреждения и плановых проверок его хозяйственной деятельности.

Методами текущего и последующего контроля являются ревизия и проверка.

Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку законности и обоснованности всех операций, совершенных ОУ за определенный период времени.

Проверка – это единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности ОУ. Проверка носит выборочный характер и предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения контролеров каких-либо фактов, способных повлиять на результаты проверки и на оценку деятельности учреждения.

Ревизии и проверки бывают камеральные (без выезда в ОУ) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении). Выездные ревизии и проверки осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановая проверка проводится на основе плана контролирующей организации. Поводом для внеплановой проверки (ревизии) является определенное заявление (например, жалоба).

Внимание

Программа контрольного мероприятия предусматривает:

  1.  цель и форму контрольного мероприятия;
  2.  тему контрольного мероприятия;
  3.  наименование контролируемого учреждения;
  4.  перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.

Порядок проведения проверок регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Одним из видов внешнего контроля ОУ является аудит бухгалтерской отчетности. Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 129-ФЗ) бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета обязаны составлять все организации. Автономные ОУ согласно ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" проводят аудит годовой бухгалтерской отчетности на основании решения наблюдательного совета, обязательного для его руководителя. Аудит осуществляется в порядке, регламентированном Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ от аудита бухгалтерской отчетности освобождаются:

  1.  общественные организации и их структурные подразделения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества;
  2.  бюджетные организации.

Таким образом, в бюджетном ОУ аудит бухгалтерской отчетности может быть организован только по инициативе его руководителя или учредителя.

Вопрос

Какие органы и ведомства имеют право проверять готовность образовательного учреждения к новому учебному году?

Ответ

Согласно ст. 28, Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", проведение такой проверки относится к полномочиям учредителя, т. е. является исключительной прерогативой администрации муниципального района, городского округа или органа исполнительной власти субъекта РФ, имеющего образовательные учреждения (далее – ОУ) в непосредственном подчинении.

Вопросы-ответы

Учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят: представители учредителя, профсоюза работников народного образования, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, организаций, обслуживающих ОУ, а также специалисты органа, осуществляющего управление в сфере образования.

Предметом проверки является состояние ОУ и его готовность к новому учебному году и деятельности в осенне-зимний период. В ходе контроля изучается документация учреждения, обследуется его территория, анализируются состояние здания и помещений, в т. ч. их противопожарная и антитерростическая защищенность, оцениваются условия, обеспечивающие качество образовательного процесса.

Контрольные мероприятия осуществляют ежегодно – как правило, с 10 по 25 августа. В случае необходимости допускается досрочное проведение проверки.

Проверка готовности образовательного учреждения к новому учебному году

Межведомственная комиссия (далее – комиссия) осуществляет проверку образовательных учреждений (далее – ОУ) по ряду направлений.

Во-первых, она контролирует наличие необходимой документации, в т. ч. устава; лицензии на право ведения образовательной деятельности; локальных актов; должностных инструкций; планов работы ОУ на учебный год, подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему сезону; книги движения детей; книг приказов; плана повышения квалификации педагогических работников; трудовых книжек; журналов инструктажа по охране труда, пожарной безопасности; договоров с родителями обучающихся и воспитанников; журнала технической эксплуатации здания.

Внимание

Следует иметь в виду, что с 1 января 2011 г. утратили силу положения Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", предусматривавшие наличие договора о взаимоотношениях между учредителем и ОУ и наличие у дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) свидетельства о государственной аккредитации.

Во-вторых, комиссия проверяет состояние здания и территории ОУ. Готовность здания к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивается по следующим параметрам:

  1.  Общее состояние помещений, качество проведенного текущего или капитального ремонта.
  2.  Состояние искусственного и естественного освещения (отсутствие естественного освещения допускается только в помещениях кладовых, подсобных, буфетных, раздевалках, туалетных для персонала, ванных, душевых, помещениях для колясок и велосипедов), источников искусственного освещения.
  3.  Хранение неисправных и перегоревших ртутьсодержащих ламп, организация их вывоза из здания учреждения.
  4.  Состояние отопления, оборудования отопительных приборов регулируемыми кранами. Использование в ОУ переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением, а также ограждение отопительных приборов изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускается.
  5.  Состояние системы вентиляции. Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием детей (классы или групповые комнаты, игровые, спальни, помещения для музыкальных и физкультурных занятий) не должна превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха населенных мест.
  6.  Состояние холодного и горячего водоснабжения. В соответствии с установленными требованиями подводкой горячей и холодной воды в обязательном порядке обеспечиваются пищеблок, туалеты для детей и персонала, постирочные, бассейн (при наличии), помещения медицинского назначения.
  7.  Наличие резервных источников горячего водоснабжения пищеблока, буфетных, помещений медицинского назначения, туалетных, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.
  8.  Обеспеченность механизированной подачи воды на пищеблок, в помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные при отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего).
  9.  Состояние централизованной канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, состояние выгребов или локальных очистных сооружений.
  10.  Наличие журнала технической эксплуатации здания, а также следующих актов: опрессовки отопительной системы; проверки ртутно-содержащих и ионизирующих приборов в помещениях учреждения; общего и технического состояния здания; проверки готовности кабинетов и групп к новому учебному году.

При проверке территории ОУ комиссия анализирует:

  1.  наличие и состояние ограждения учреждения по всему периметру;
  2.  соблюдение существующих требований по озеленению.

Пример

Деревья должны расти не ближе 15 м, а кустарники – не ближе 5 м от здания ДОУ. Площадь озеленения должна составлять не менее 50 % площади, свободной от застройки (п. 3.1. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91)

  1.  Наличие и состояние наружного электрического освещения территории.
  2.  Наличие или отсутствие экологически опасных промышленных объектов в непосредственной близости от территории учреждения.
  3.  Наличие обновленных указательных знаков дорожного движения при подъезде к ОУ.
  4.  Подготовленность групповых и физкультурных площадок, веранд, теневых навесов и другого оборудования для обучающихся или воспитанников.
  5.  Наличие площадки для сбора мусора и договора со специализированными организациями о его вывозе, состояние мусоросборников, соблюдение учреждением требований к расположению и оборудованию площадки для сбора мусора.

В-третьих, комиссия оценивает укомплектованность ОУ кадрами, обучающимися или воспитанниками.

Внимание

В рамках данного направления проводится анализ соблюдения требований по предельной наполняемости классов или групп, наличие групп с круглосуточным пребыванием, наличие путевок и правильность их оформления и хранения, правильность расстановки кадров.

В четвертых, комиссия анализирует состояние групповых комнат или классов:

  1.  Готовность к пребыванию детей.
  2.  Санитарное и техническое состояние помещений.
  3.  Обеспеченность помещений мебелью, ее состояние и маркировка; обеспеченность ДОУ постельным бельем.
  4.  Обеспеченность учебным или игровым оборудованием, игрушками, дидактическим материалом.
  5.  Наличие в ДОУ специально оборудованных помещений для организации учебных занятий.
  6.  Состояние технических средств (телевизор, компьютер и др.).
  7.  Готовность физкультурного зала и зала для музыкальных занятий с обучающимися или воспитанниками.

В-пятых, комиссия изучает противопожарное состояние и антитеррористическую защищенность здания:

  1.  Наличие правил пожарной безопасности.
  2.  Состояние эвакуационных выходов.
  3.  Наличие плана эвакуации детей на случай возникновения пожара, утвержденного приказом руководителя ОУ и согласованного с органами пожарного надзора, а также инструкций, определяющих порядок действия персонала при пожаре.
  4.  Оборудованность здания средствами оповещения людей о пожаре. Наличие предписывающих и указательных знаков безопасности в коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях. Для оповещения о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
  5.  Наличие и состояние противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения (пожарные краны, рукава, водоемы и резервуары, ручные огнетушители).
  6.  Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания (допускается покрытие нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон подвальных и цокольных помещений.
  7.  Наличие:
  8.  электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;
  9.  автоматической пожарной сигнализации и заключенных договоров на ее обслуживание;
  10.  актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;
  11.  приказов о назначении ответственного работника за электрохозяйство, за противопожарную безопасность, о мерах обеспечения противопожарной безопасности, об установлении противопожарного режима;
  12.  документов, подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность";
  13.  журналов инструктажа по пожарной безопасности;
  14.  договора на оказание охранных услуг;
  15.  системы видеонаблюдения;
  16.  кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.

В шестых, комиссия контролирует состояние пищеблока, медицинского кабинета, кладовых и т. п. При оценке степени готовности пищеблока проверяют:

  1.  Наличие и состояние технологического и холодильного оборудования.
  2.  Маркировку кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов.
  3.  Наличие отдельных разделочных столов, ножей и досок из деревьев твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продуктов. Не допускается использовать разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры.
  4.  Наличие посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей, отдельной посуды для кипячения молока.
  5.  Состояние столовой посуды и соответствие количества одновременно используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей.
  6.  Состояние плиты для приготовления пищи, наличие аварийного титана.
  7.  Наличие посудомоечных ванн, их состояние и количество.
  8.  Маркировку уборочного инвентаря, наличие моющих средств, специальной ветоши, мочалок, щеток для мытья посуды.
  9.  Наличие актов о проведении электроизмерительных работ (проверка состояния заземления и изоляции электросетей, электрооборудования, испытание и измерение сопротивления изоляции электропроводов), а также готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

При проверке кладовых контролируют наличие и состояние:

  1.  Холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов; тары с крышкой для хранения сметаны и творога; тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий; стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба.
  2.  Темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов; отдельных стеллажей для хранения капусты; ларей для хранения квашеных, соленых овощей; ящиков для хранения плодов и зелени. Кроме того, изучают условия для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специи, сельдь).
  3.  Тары для перевозки продуктов.

В ходе проверки анализируют состояние медицинского кабинета, в том числе:

  1.  наличие изолятора и необходимого медицинского оборудования;
  2.  хранение скоропортящихся лекарственных средств;
  3.  организация дезинфекции медицинских инструментов многоразового пользования;
  4.  ведение медицинской документации (медицинских книжек, журнала бракеража, санитарного журнала, инструкции по эксплуатации медицинского оборудования), наличие акта проверки физиотерапевтического оборудования;
  5.  своевременность прохождения медицинских осмотров.

В-седьмых, комиссия контролирует соблюдение в ОУ дезинфекционного режима. При этом проверяются:

  1.  Наличие и состояние уборочного инвентаря, дезинфицирующих растворов и моющих средств, условия их хранения.
  2.  Маркировка с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления.
  3.  Наличие отдельного уборочного инвентаря для туалетов, его маркировка ярким цветом.
  4.  Организация влажной уборки спален, промывки столов в групповых помещениях, стульев, пеленальных столов, манежей и другого оборудования, а также подкладочных клеенок, клеенчатых нагрудников.
  5.  Планы мероприятий на случай неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
  6.  Обеспеченность работников спецодеждой, наличие мест для ее хранения.

В-восьмых, комиссия изучает наличие и состояние спортивного оборудования. Во время проверки анализируются санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В ОУ должны быть оформлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в зале и на спортивной площадке.

В-девятых, комиссия проверяет готовность кабинетов к образовательному процессу. Такая готовность предполагает наличие нормативных документов, справочной и художественной литературы, обучающих компьютерных программ, видеоматериалов, игр, пособий, поделок для организации разнообразной деятельности детей, а также соответствие учебно-методического обеспечения требованиям образовательной программы.

Внимание

По итогам проверки составляется акт о готовности (или неготовности) ОУ к новому учебному году, который подписывают все члены комиссии.

Если комиссия принимает решение о неготовности учреждения, в акте указывают нарушения, которые необходимо устранить и устанавливают срок их устранения.

По истечении установленного срока образовательное учреждение проходит проверку на предмет устранения нарушений. Если нарушения не устранены, учредитель может принять решение о приостановлении деятельности ОУ. Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности, санитарных норм руководитель школы или детского сада может быть привлечен к административной ответственности.

Пример

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых и др.), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.001 № 195-ФЗ; далее – КоАП РФ).

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в т. ч. аудиовизуальным и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб (ст. 6.7 КоАП РФ).

Вопрос

Какие нарушения чаще всего допускаются при оказании платных дополнительных образовательных услуг?

Ответ

Согласно ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Эти услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями (далее – ОУ) взамен или в рамках основной образовательной деятельности.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными ОУ, не относятся:

  1.  снижение установленной наполняемости классов (групп);
  2.  деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  3.  реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
  4.  проведение факультативных, индивидуальных и групповых занятий, курсов по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

При оказании платных дополнительных образовательных услуг в ОУ наиболее часто допускаются следующие нарушения:

  1.  отсутствие порядка оказания платных дополнительных образовательных услуг в уставах ОУ;

Шаблоны

  1.  дублирование платными дополнительными образовательными услугами школьной программы;
  2.  отсутствие договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг между родителями (законными представителями) и ОУ.
  3.  Вопрос
  4.  Как осуществляется контроль освоения общеобразовательных программ детьми, обучающимися в форме семейного образования?
  5.  Ответ
  6.  Текущий контроль освоения общеобразовательных программ лицами, обучающимися в форме семейного образования, осуществляет образовательное учреждение (далее – ОУ).
  7.  Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающегося.
  8.  Родители (законные представители) совместно с ОУ несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  9.  Право получения образования в форме семейного закреплено в ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Организация общественной экспертизы в сфере образования

Проектам и программам в сфере образования требуется экспертиза для подтверждения необходимости их реализации и обоснованности расходования средств на достижение поставленных целей.

Выделяют два основных вида экспертизы: государственную и общественную. Государственная экспертиза осуществляется ведомственными или вневедомственными органами в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Общественная экспертиза – представителями общественности, заинтересованными в совершенствовании деятельности образовательных учреждений (далее – ОУ).

В отличие от привычных для образовательной практики процедур инспекторской оценки (проверки), общественная экспертиза предполагает разработку рекомендаций по дальнейшему развитию объекта экспертизы.

Внимание

Проходить экспертизу могут не только планируемые, но и реализующиеся в настоящее время проекты и программы.

Объектами общественной экспертизы в образовании могут быть:

  1.  различные виды деятельности ОУ;
  2.  образовательная программа;
  3.  программа развития;

Разъяснения экспертов

Вопросы-ответы

  1.  авторская учебная методика;
  2.  инновационный проект и др.

Пошаговые инструкции

С инициативой проведения общественной экспертизы может выступить администрация ОУ, профессиональное объединение педагогов, объединение родителей обучающихся и воспитанников или любая другая общественная организация.

Педагогам участие в общественной экспертизе дает возможность заявить об имеющемся у них опыте, определить степень социальной значимости принадлежащих им инновационных разработок и методы их совершенствования. Для родителей это способ участия в образовательном процессе и средство взаимодействия с педагогическим коллективом.

Внимание

В последние годы инициаторами (заказчиками) общественной экспертизы все чаще становятся руководители ОУ и органы управления образованием. В ходе проведения экспертизы они получают информацию для принятия важных управленческих решений.

Состав участников общественной экспертизы формируется после того, как заказчик экспертизы подал заявку на ее прохождение. В заявке должны быть указаны сведения об объекте экспертизы. Например, если это инновационная педагогическая методика, в заявке указываются ее автор, рецензенты, кратко описывается суть разработки, результаты апробации т. д.

Внимание

Для того чтобы все участники общественной экспертизы могли получить представление об объекте экспертизы, заявка должна быть подана за месяц до начала экспертных процедур.

Участниками общественной экспертизы могут быть:

  1.  обучающиеся старших классов;
  2.  родители обучающихся и воспитанников;
  3.  представители администрации ОУ;
  4.  педагоги;
  5.  методисты;
  6.  ученые и др.

Отбор обучающихся старших классов и родителей следует проводить на добровольной и конкурсной основе. Желательно привлекать родителей, принимающих активное участие в жизни ОУ, являющихся членами родительских комитетов и других органов самоуправления, работающих в разных сферах деятельности. Задача представителей родительского сообщества – оценить педагогический инновационный опыт с позиций потребительского и социального заказа в сфере образования.

Внимание

Начинать общественную экспертизу целесообразно с общего собрания ее участников, на котором формируются группы экспертов по различным направлениям, утверждаются задачи экспертизы и регламент ее проведения, а также избираются руководители экспертных групп, председатель экспертной комиссии и секретариат.

Далее эксперты должны изучить представленные документы и осуществить другие мероприятия в соответствии с регламентом, после чего они вновь собраться, обсудить результаты исследования и составить экспертное заключение по заранее установленной форме. Если заключение экспертов не удовлетворяет заявителя, он может публично его оспорить, что отражается секретариатом экспертизы в итоговом экспертном заключении.

Форма заключения свободная, тем не менее желательно в нее включить следующие пункты:

  1.  соответствие деятельности учреждения/документов законодательству РФ;
  2.  наиболее значимые достижения и недочеты;
  3.  рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения/доработке документов.

Руководители экспертных групп в процессе обсуждения должны согласовать мнения родителей обучающихся и воспитанников, педагогов и методистов, а также представить участникам общественной экспертизы убедительные результаты анализа оцениваемых инноваций или педагогического опыта.

Внимание

Решения экспертной комиссии принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов право решающего голоса принадлежит председателю. Каждый из членов комиссии в случае несогласия с принятым решением вправе изложить письменно особое мнение.

Своеобразие общественной экспертизы и ее отличие от других видов экспертиз состоит в том, что заключение о значимости педагогических достижений строится на основе выступлений ее участников. В связи с этим требуется такая организация работы секретариата или иного вспомогательного органа, которая позволяет обрабатывать устные экспертные заключения участников и формализовать их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38874. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ЩОДО ВИКОНАННЯ дипломної роботи 200.5 KB
  Мета роботи – презентація студентом вміння виконувати наукове дослідження з теорії та вміння використовувати теоретичні знання для вирішення конкретних практичних завдань, а також виявлення ступеня підготовки випускника до самостійної практичної діяльності.
38875. Производство леворина. Ферментация с получением мицелиальной массы 295 KB
  Массовая доля основного вещества не менее 985; 2.Массовая доля влаги не более 05; 3.Массовая доля веществ нерастворимых в соляной кислоте не более 01 В состав питательной среды на ферментации 4.Массовая доля влаги не более 9; 5.
38876. Определение степени художественной адекватности и принципов художественного перевода произведений А.П. Чехова на белорусский язык 334 KB
  Толстой и другие плодотворно работали не только в сфере изящной словесности но и в области художественного перевода. Интерес к подобного рода переводам проявился в науке уже давно. В книге Искусство перевода классик украинской поэзии Максим Рыльский делится опытом перевода поэзии Пушкина Лермонтова Мицкевича размышляет о значении культурного взаимообмена между родственными народами о переводе как сотворчестве.
38877. Природа света и цвета 5.75 MB
  Согласно научному определению, «свет – это электромагнитное излучение» или энергия, которая распространяется в пространстве с одинаковой скоростью под действием природного или искусственного источника света (солнца, лампы накаливания и др.). Эта энергия рассматривается в физике как электромагнитные волны, которые отличаются по своей длине.
38878. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В МУСХП «ЛУЧ» САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 1.35 MB
  Вопросы подлежащие разработке исследованию: рассмотреть теоретические основы формирования и использования трудовых ресурсов; дать характеристику организационнохозяйственной деятельности объекта исследования; проанализировать обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами экономические и финансовые результаты деятельности предприятия; рассмотреть производительность труда работников предприятия и выявить пути её увеличения; разработать и обосновать резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.2 Анализ производительности...
38880. Особенности экономического анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственных(муниципальных) учреждениях 868 KB
  Методы анализа бухгалтерской финансовой отчетности Анализ бухгалтерской отчетности предполагает установление и изучение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями финансовохозяйственной деятельности учреждения включенными в отчетность. Стандартные приемы методы анализа финансовой отчетности: анализ абсолютных показателей – путем сравнения показателей учреждения с показателями конкурентов: горизонтальный – сравнение интересующих позиций отчетности с данными предыдущих периодов; вертикальный –...
38882. Методические указания к разработке экономической части дипломного проектирования с элементами УИРС 229 KB
  Балансовая стоимость оптовая цена единицы техники руб. Кi=Цi IКтрКмКс руб. 4 где Кi – капитальные вложения по базовому и проектируемому вариантам руб.: Цi – цена оборудования по вариантам руб.