218

Образовательный процесс на примере темы искусство Древней Месопотамии

Курсовая

Педагогика и дидактика

Структурно-методический анализ учебного материала. Анализ учебно-программной документации. Определение обучающих, воспитывающих, развивающих и когнитивных целей. Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала.

Русский

2012-11-14

607 KB

50 чел.

Федеральное агентство по образованию

Филиал Российский государственный профессионально-педагогический университет

в г. Кемерове

      

Курсовая работа

Методический анализ темы:

«Искусство Древней Месопотамии»

Выполнил:

Студентка гр. Кр-412о ИД

Туник О.Н.

Проверил:

Ягафарова А.И.

старший преподаватель ППО

2008

Содержание.

Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Основная часть……………………………………………………………...5

    1.1 Сущность методического анализа…………………………………….5

1.2 Структурно- методический анализ учебного материала………….6

1.2.1 Подбор учебного материала……………………………………….6

1.2.2 Структурно - логический анализ…………………………………..8

1.2.3 Методическая редукция……………………………………………12

1.2.4 Состав предметно - познавательных действий…………………...15

1.2.5 Выбор методов обучения…………………………………………...16

2. Практическая часть………………………………………………………..17

2.1 Анализ учебно-программной документации………………………..17

2.1.1 Место темы в курсе…………………………………………………17

2.1.2 Межпредметные связи темы……………………………………….18

2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме………………………...18

2.2 Методический анализ учебного материала по теме………………..19

2.2.1 Краткий конспект темы…………………………………………….20

2.2.2 Структурно - логический анализ темы…………………………….23

2.2.3Определение обучающих, воспитывающих, развивающих и          когнитивных целей………………………………………………………………26

2.2.4 Выбор средств  и методов обучения………………………………27

2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся……...28

2.2.6 Методическая редукция темы……………………………………...29

2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала……………………………………………………………...30

2.3.1 Опорный конспект………………………………………………….31

2.3.2 Листы рабочей тетради……………………………………………..33

2.4 Методы контроля на основе методического анализа………………35

2.4.1 Тестовые задания…………………………………………………...37

2.5 Разработка урока теоретического обучения………………………...43

Заключение……………………………………………………………………….47

Литература……………………………………………………………………….48

 Аннотация

 В курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с методическим обеспечением учебного процесса. Для успешного развития образовательного процесса необходима постоянная разработка новых и современных средств обучения.

В данной курсовой работе рассматривается методический анализ темы урока «Искусство Древней Месопотамии» специальной дисциплины «История искусства». А также, в курсовой работе подробно описываются составляющие методической деятельности: методический анализ темы, методическая редукция, разработка форм представления учебного материала.

Введение

Курсовая работа по методике профессионального обучения занимает особое место. Она предполагает формирование знаний и умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний студента для решения актуальных методических проблем.

Цели курсовой работы:

- Систематизация профессиональных знаний и умений по применению системы психолого-педагогических, методических знаний в решении методических проблем;

- Развитие навыков самостоятельной работы с литературными источниками;

- Овладение умениями выполнения методических разработок.

- Выполнения методического анализа по теме «История Древней Месопотамии».

Задачи курсовой работы:

- Разработка современных средств обучения

- Разработка урока теоретического обучения

Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении создают основы успешности адаптации будущего педагога профессионально - педагогической деятельности.

В ходе курсовой работы изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

  1.  Основная часть

Методический анализ – это структурно-логический выбор методов обучения, подбор учебного материала, методическая редукция, рефлексия методической деятельности, определение когнитивных и обучающих целей.

В основной части курсовой работы рассматриваются теоретические понятия методического анализа темы «Искусство Древней Месопотамии».

 Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т.д.

Виды методической деятельности – устойчивые процедуры планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету.

1.1 Сущность методического анализа.

Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требует анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.

Учебным материалом называется та часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и т.д.)

Функциями методического анализа учебного материала является выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности.

Цель методического анализа учебного материала состоит в том, определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.

 Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.

 Предметом методического анализа являются приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.

1.2 Структура методического анализа учебного материала.

Процедура и последовательность проведения методического анализа учебного материала следующее:

подбор учебного материала;

структурно-логический анализ учебного материала;

методическая редукция учебного материала;

определение состава предметно - познавательных действий учащихся;

выбор средств, методов и форм обучения;

конкретизация обучающей и когнитивной целей;

рефлексия методической деятельности.

1.2.1 Подбор учебного материала.

Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, инструкции, научные статьи, справочная литература и т.п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

Сложности осуществления анализа содержания учебного материала состоят в следующем.

1. Отсутствие учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новые учебные планы. Это приводит к тому, что преподавателю приходится отбирать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников для техникумов и вузов. Известно, что уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала в них не соответствует уровню обученности учащихся, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации. В подобных ситуациях преподаватель должен перерабатывать, трансформировать содержание вводимых понятий и адаптировать его к познавательным возможностям учащихся.

2. Недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деятельность педагога по анализу связана с поиском этой информации в различных документах, журналах, специальной литературе и других источниках; отбором содержания формируемых понятий, ее переработкой и представлением в форму, доступную для усвоения учащимися.

3. Отсутствие единого учебника для учебных заведений начального профессионального образования по целому ряду специальных дисциплин, что ставит преподавателей в ситуацию конструирования содержания урока из трех- пяти рекомендуемых по программе учебников.

4. Нельзя не отметить еще одну причину, которая связана с особенностями содержания современных дисциплин (например, системотехникой, эргономикой, дизайном систем и др.): в них нет ориентации на какую - либо базовую научную дисциплину. Поэтому содержание этих дисциплин объединяет и интегрирует факты теории, методы технических и естественно - научных областей знаний. Указанные специфические черты современного научно - технического знания проецируются на конкретные учебные предметы, которые порождают определенные трудности в дидактической и методической переработке содержания учебного материала в соответствующих учебниках.

  Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор педагогом конкретного учебника (учебников, или иной информации) для предоставления учебного материала к уроку.

1.2.2 Структурно - логический анализ.

Под структурно - логическим анализом понимается выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Учебный элемент (УЭ) - понятие, обозначающее явление, физический процесс, метод действия, закон, предмет, объект и т.д.

Понятия учебных элементов характеризуются:

  •  объемом (количество объектов, охватываемых данным понятием);
  •  содержанием (совокупность существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия);
  •  связями и отношениями данного понятия с другими понятиями.

Для методических целей понятия удобно классифицировать по следующим основаниям: по времени формирования и уровню усвоения.

1) По времени формирования понятия  подразделяются:

на новые понятия – это те понятие учебного элемента, которые педагог характеризует, объясняет, показывает, дает характеристику на конкретном учебном занятии при объяснении нового учебного материала.

опорные понятия – это учебные элементы, которые изучались на ранее пройденных уроках по дисциплине, рассматривались при изучении других дисциплин в рамках меж предметной связи. Знание учебного элемента с ранее пройденного социального опыта.

2) Следующее основание для классификации - это уровни сформированности понятий. Возможна четырехуровневая система (по В.П.Беспалько): знакомство – воспроизведение – умение - трансформация (сокращенно: З - В - У - Т).

Знакомство - уровень усвоения вспомогательных понятий, которые учащийся должен узнавать, классифицировать, а также знать их определения и назначение.  Характеризуется выполнение действия с подсказкой.

Воспроизведение  -  уровень понятий, которые используются для объяснения характеристик и конструкций технических объектов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул.  Характеризуется выполнением действий по памяти.

Умение - уровень понятий, используемых для анализа физических явлений и процессов, решении практических задач, алгоритм которых не дается в готовом виде. Предполагает выполнение продуктивной деятельности с опорой на схожие алгоритмы.

Трансформация - уровень понятий, изучаемых как навык и применяемых для решения задач творческого характера. Предполагает продуктивную деятельность в новой области.

Результаты структурно - логического анализа могут быть представлены в виде спецификации или графа.

Спецификация учебных элементов - форма наглядного изображения отобранного и переработанного учебного материала и представленного в виде таблицы.

Спецификация содержит название учебного элемента (понятий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы, обозначающие понятия.

В таблицу заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и отмечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющимся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

Такого вида спецификация является наглядным средством представления дидактического анализа учебного материала.

Другим средством представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. XX в. в дидактических и методических исследованиях.

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного представления связей или соотношений между учебными элементами.

Графом называют совокупность точек, соединенных ребрами. Каждую вершину следует рассматривать как символ, изображающий информацию, соответствующую только данному учебному элементу. Поэтому не следует рассматривать один учебный элемент как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких учебных элементов. Каждый учебный элемент вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях, образующих определенную общность. Краткое определение этой общности называют понятие - комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а понятия - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не ограничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пересекаться между собой.

Разработанный в данной методике граф учебной информации дает возможность преподавателю наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых. Граф помогает определить, какие понятия будут сформированы в ходе демонстрационного эксперимента, объясняющего физические процессы, протекающие в устройстве, которое изучается на данном уроке.

Структурно-логическая схема представляет собой граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает логику объяснения преподавателем содержания учебной информации. Описанные выше формы представления отобранного материала отражают дидактические характеристики изучаемого учебного материала. Они имеют цель спроектировать процесс обучения в целом (поставить цели изучения предмета, спланировать систему уроков, выбрать общие методы обучения, тесты и т.д.)

Построение структурно - логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объемом, структурно - логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала.

С целью упрощения структурно - логической схемы ряд входящих в нее вершин - понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вводят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из которых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно - логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий материал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно - логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Построение структурно - логических схем представляет один из приемов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности.

1.2.3 Методическая редукция.

Методическая редукция - это отдельный прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися.   Цель методической редукции – это преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.

 В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:

лингвистическая трансформация учебного материала;

 вербальность и метафоричность формулировок;

мнемотехнику;

операциональные определения понятий;

остенсивные определения понятий;

Лингвистическая трансформация учебного материала - это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися.

Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму. Например, при наблюдении демонстрационных опытов, при самостоятельном выполнении лабораторных работ учащийся не сможет провести исследование без соответствующих словесных указаний, пояснений.

Метафоричность - этот прием в трансформации учебного материала может выступить в роли средства передачи и усвоения новых знаний и "нового видения мира и вещей". Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.

Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале XX в. Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Цель применение мнемотехники - облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.

Различают следующие разновидности мнемонических приемов:

жизненные ситуации;

ассоциации;

аббревиатура;

опорные слова, словосочетания;

логические цепочки;

символика;

Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает полноценную опору для его запоминания.

Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминания и понимание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хорошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.

Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выделения информации, учебного материала, связанного с обозначением учебных элементов.

Представляя аббревиатуру как средство выражения определенного объема учебной информации:

Во-первых, связываем начальные заглавные буквы с существующими обозначениями.

Во-вторых, в аббревиатурах представляется в систематизированном и обобщенном виде все существующие элементы. Тем самым аббревиатуры реальных объектов заменяются обобщенными предметами.

Запомнить несколько знаков легче, чем сложное название, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объектами. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.

Символика применяется при изучении технических дисциплин и позволяет значительно улучить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки:

> - больше;

< - меньше;

f - увеличение параметра;

I - уменьшение параметра;

 ->-> - опосредованная зависимость.

Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволяют расширить причинно - следственные связи в физических процессах с помощью символов и знаков.

Другой пример можно привести с мнемотехническим приемом, раскрывающим логическую цепь причинно - следственных связей. Как правило, с помощью этого приема выводиться структурная формула, раскрывающая принцип действия чего - либо. С помощью стрелок не только показывается связь между соответствующими параметрами устройства в процессе его работы, но и опрамедчиваеться взаимосвязь наиболее значимых. Сущностных свойств рассматриваемого явления.

Алгоритм - однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм предполагает перечень операций и последовательность выполнения их для решения задач определенного типа.

Введение алгоритма в учебный материал позволяет сформировать общие методы решения класса однотипных задач. Применение алгоритмов на этапе формирования умений по решению задач позволяет сформировать общие методы решения класса однотипных задач. Применение алгоритмов на этапе формирования умений по решению задач позволяет учащимся усвоить систему действий, ведущих к решению типовых задач. Запись алгоритмов может производиться в словесной форме или в виде блок - схеме.

Операциональные определения - позволяет установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектом.

Остенсивные определения - устанавливают соответствие между знаками, словом или словосочетаниями, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение.

Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушить правильности, объективности и научности изучаемого. Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.

1.2.4.Состав предметно - познавательных действий учащихся.

Для определения процедуры учебной деятельности по усвоению изучаемых понятий выявляют содержание и состав, тех конкретных действий учащихся, посредствам которых он может быть введен в область данной темы. Для этого необходимо изучить историю возникновения и развития в науке основных понятий темы, проанализировать имеющиеся в учебно-методической литературе трактовки этих понятий, выделить идеи, овладение которыми составляет главную цель изучения. На этой основе строится предварительное описание системы действий учащихся, приводящих их к полному усвоению содержания данной темы.

Существует три вида деятельности учащихся на уроке:

  1.  Исполнительская  -  выполнение действий по образцу или аналогу. Коэффициент полезных действий низкий.
  2.  Репродуктивный  –  воспроизведение выполнения действий по образцу преподавателя. Коэффициент полезных действий высокий.
  3.  Поисковый или исследовательский. Самый высокий коэффициент полезного действия, включает 3 и 4 уровень сформированности понятий и преобладание творчества.

1.2.5 Выбор методов обучения.

Для осуществления выбора методов обучения необходимо знать дидактические условия, которые объективно влияют на обучение:

1. Структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме урока.

2. Учебно-познавательные возможности учащихся (знания опорных понятий, уровень развития мышления).

3. Возможности преподавателя (предшествующий опыт работы, знание закономерностей процесса обучения, умение управлять познавательной деятельностью учащихся).

4. Материально-техническое обеспечение лаборатории и кабинета общетехнических дисциплин и специальной технологии (возможности ведения демонстрационного эксперимента, индивидуального исследования).

Весь процесс обучения включает в себя:

  1.  содержание обучения (чему учить?)
  2.  цели обучения (для чего учить?)
  3.  средства обучения (что использовать в процесс обучения?)
  4.  формы организации обучения (как организовать процесс обучения?)
  5.  методы обучения (как обучать?)

2. Практическая часть

В практической части курсовой работе применены теоретические знания, на основе которых был разработан урок теоретического обучения по теме «Искусство Древней Месопотамии» с использованием современных средств обучения.

Также были разработаны современные средства обучения:

  •  опорный конспект по теме;
  •   листы рабочей тетради;
  •  тесты.

Для проверки  контроля знаний и умений у учащихся по теме «искусство Древней Месопотамии» были разработаны тестовые задания.

2.1 Анализ учебно-программной документации

Данная дисциплина «История искусств» предназначена для специальности «Профессиональное обучение» (дизайн) – 050501.04 Специализация – дизайн интерьера – 030502.04, изучается в Государственном профессионально-педагогическом университете по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 2000 года. Эта дисциплина относится к национально-региональному вузовскому компоненту, предназначена для специальности «Профессиональное обучение» (дизайн). По окончанию изучения дисциплины «История искусств» проводится одна контрольная точка «экзамен».

2.1.1 Место темы в курсе.

Дисциплина история искусств изучается на 1 курсе, второй семестр. На изучение отводиться 20 недель по 2 часа, всего 40 часов. Из них на аудиторную подготовку выделяется: 40 часов, а на внеаудиторную подготовку: 60 часов, содержит 15 тем, разделов программы. Содержание темы программы «Искусство Месопотамии»: Своеобразие искусства Древнего Востока. Периодизация искусства Месопотамии. Природно-географические особенности региона. Храмовые постройки и система их декорации. Искусство Шумера, времени Гудеа и 3 династии Урала.

На изучения выбранной темы отводится 2 лекционных часа.

Изучение данной темы необходимо для того чтобы учащийся хорошо ориентировался в истории Древнего Востока.

2.1.2  Межпредметные связи темы

Изучение данной дисциплины связаны с такими дисциплинами как «Всемирная История», «Культурология», «Философия Античности», «Литература».

 

Дисциплина: «История искусства»

Тема: «Искусство Месопотамии»

 

Философия «Античная философия в контексте научной и ненаучной форме знаний.»

Всемирная  история «Древняя история Вавилона; Древние цивилизации.»

     

Литература «Наследие древнегреческой литературы.»

Культурология «Зарождение европейской культуры; эгейское искусство.»

2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме

Учащийся по окончанию изучению темы «Искусство Древней Месопотамии» должен знать:

Историю древних городов Шумер, Ассирия, Вавилон. Их культуру, обычаи, быт, скульптуру, развития ремесла и письменности, искусства, а так же причины крушения этих городов.

Это позволит будущему художнику свободно ориентироваться в мировом искусстве и в дальнейшем оперировать  полученными знаниями в творчестве и педагогической деятельности.

2.2 Методический анализ учебного материала по теме

В основные процедуры методического анализа входит: подбор учебного материала; структурно – логический анализ материала; методическая редукция учебного материала; определение состава предметно – познавательных действий учащихся; выбор средств, форм и методов обучения; конкретизация обучающей и когнитивной целей; рефлексия методической деятельности.

Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструкции, научные статьи, справочная литература и т.п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

Результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала к уроку.

Литература:

  1.  Афанасьева В.К. Литература Шумера и Вавилона // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.[1]
    1.  Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989.[2]
    2.  Матвеев К. П., Сазонов А. А. Земля Древнего Двуречья: История, мифы, легенды, находки открытия. М., 1986.[3]
    3.  Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.[4]

2.2.1  Краткий конспект темы

История древней Месопотамии.

План:

  1.  Что такое Месопотамия
  2.  Шумер – первый город на территории Месопотамии
  3.  Ассирия
  4.  Причины крушения Ассирии
  5.  Вавилонское царство

1. Месопотамия.

      На территории Передней Азии в течение тысячелетий одни народы приходили на смену другим, зарождались и распадались царства. Эти древни культуры, стиснутые более узким пространством Месопотамии, соприкасались и взаимно обогащались и в то же время развивались совершенно независимо одна от другой. [4]

Между Тигром и Евфратом простирается широкая плодородная долина, которая и стала колыбелью мировой культуры. Греческое названия этой земли – Месопотамия – означает «земля между двумя потоками». На русский язык это переводиться как «Междуречье» или «Двуречье». Культура народов Месопотамии имеет мировое значение, поскольку именно она дола первый толчок культурным процессам, которые были развиты в дальнейшем другими народами.

С конца 4 тысячелетия до н. э. в болотистом Южном Двуречье, уже жили шумерийцы, которые по степенно ассимилировали существовавшие здесь ранее племена.[3]

2. Шумер.

Откуда пришли шумеры в Двуречье, неизвестно. Загадка происхождения этого народа до сих пор не разгадана. Шумер никогда не был централизованным государством. Он состоял из нескольких городов-государств. Города то объединялись, то враждовали между собой. Шумеры занимались земледелием, скотоводством и торговлей. Шумерские города – одни из первых культурных центров в истории человечества.

Поскольку в Двуречье было очень мало камня, городские постройки, в том числе и храмы, возводились из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. Но они были не долговечны, и когда разрушались, строители не удаляли обломки развалившихся зданий, а лишь ровняли площадку и на ней прежним способом из новых глиняных кирпичей строили дом.

Одним из очень сильных и богатых городов-государств являлся Ур. Этот город, главным богом и покровителем которого считался бог Луны Нанна, был крупным торговым центром, осуществлявшим широкий товарообмен со многими территориями – от Ирана на востоке до Сирии на западе. Поэтому он играл очень большую роль в экономической и культурной жизни всего Двуречь. Правители Ура возводили в городе храмы, строили дворцы. Во второй же половине 4 тысячелетия до н. э. Шумер выдвинулся на первое место в культуре Передней Азии. Происходили постепенный распад первобытнообщинного строя и сложение основ классового общества, а так же первых небольших городов-государств.

Наследниками шумерской литературы и всей системы знаний стали народы Вавилона и Ассирии.[1]

3. Ассирия.

После завоевания ассирийцами шумерских территорий начинается возвышения Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на просторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного орудия, в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства, обеспечиваемый особой маневренностью войск.

Нашествие ассирийцев были жестокими и кровавыми. Они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству. Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразительны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строителями. Построенные мим водопровод, широкие проспекты, дворцы, техника для осады городов, внутреннее  убранство дворцов, множество скульптур – все это поражало воображение.

4. Причина крушения Ассирии

Состоит в том, что была невозможность защищать необъятные границы государства, восстания порабощенных народов, а также моральное разложения огромной армии, занявшейся грабежами. В 612 г. до н. э. столица Ассирии пала под натиском вавилонян и мидийцев. Ассирийская империя была поделена между двумя победителями. Начиналась новая эпоха возвышения Вавилона и распространения его культуры.[2]

Вавилонское царство.

Расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора 2 (605-562 гг. до н. э.).

Героический историк  Геродот описывает в своей  «Истории» Вавилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона. По свидетельству Геродота, ее ширина была такой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей. Немецкий археолог Р. Кольдевеем раскопал двойные крепостные стены ширенной по 7 м и протяженностью 18 км, окружавшие центр города. Пространство между стенами было заполнено землей. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

В Вавилоне не было строительного камня, а глина – материал непрочный. Поэтому глинобитные стены обычно покрывали глазурованными изразцами. Башня, в которой двойные ворота посвященные богине Иштар украшены разноцветными изразцами, изображающими диких быков, драконов бога Мардука с головой змеи и птичьими когтями на лапах.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная для праздничных процессий. Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессии была вымощена крупными плитами, а высокие стены по обеим ее сторонам покрывали рельефы с изображением 120 львов из глазурованного кирпича.

Вавилоняне были торговым народом; они плавали не только по своим рекам – Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидский залив, доставали из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движения планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

Для управления Месопотамией были назначены его наместники. Персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнуты. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. А.Македонский разбил войско персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществленным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.[1]    

2.2.2  Структурно-логический анализ темы

Спецификация учебных элементов как форма наглядного изображения отобранного учебного материала представляет собой таблицу.

Спецификация содержит названия УЭ (понятий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы, обозначающие понятия.  

Спецификация учебных элементов по теме «История древней Месопотамии»

№ п/п

Название учебных элементов

Опорное понятие

Новое понятие

Символ

Уровень усвоения

1

Месопотамия

+

Мес.

I

2

Шумер

+

I

3

Ассирия

+

I

4

Вавилон

+

II

5

Ур

+

У.

I

6

Бог луны Нанна

+

I

7

Торговый центр

+

III

8

Гончарный круг

+

II

9

Колесо

+

II

10

Письменность

+

III

11

Глиняные дощечки

+

I

12

Клинопись

+

I

13

Школы

+

III

14

Арифметика

+

II

15

Алгебра

+

III

16

Геометрия

+

III

17

Медицина

+

III

18

Торговля

+

III

19

Железное орудие

+

III

20

Штурмовые козлы

+

I

21

Инженеры - строители

+

II

22

Водопровод

+

III

23

Широкие проспекты

+

II

24

Дворцы

+

III

25

Скульптуры

+

III

26

Медные монеты

+

II

27

Геродот

+

 I

28

Городская стена

+

 II

29

Р. Кольдевили

+

Р.К.

I

30

Стены 7м.

+

II

31

Сторожевые башни

+

II

32

Ученые

+

III

33

Астрономия

+

III

34

Карты звездного неба

+

II

35

Движение планет

+

II

 

  Граф учебной информации – способ выявления и наглядного представления связей или соотношений между учебными элементами.

Разработанный по данной методике граф учебной информации дает возможность преподавателю наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых.


График учебной информации по теме: «История Древней Месопотамии»

Шумер

Ассирия

 

Вавилон


2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Обучающая цель урока. Для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке:

1.Сформулировать представления о истории Древней Месопотамии.

2.Совершенствовать и закрепить новый материал по теме «история Древней Месопотамии».

3.Систематизировать и углублять знания в истории Месопотамии.

4.Углубить представление студентов о Древней Месопотамии.

5.Раскрыть причины возникновения древних государств: Шумер, Ассирия, Вавилон.

В когнитивную (познавательную) цель урока входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения задач (проблем). К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей:

1. Знать историю древней Месопотамии.

2. Уметь ориентироваться в истории Древнего Востока.

3. Отработать навыки по зарисовки железного орудия Ассирии.

4. Знать обряды народа города Вавилон.

5. Уметь отличать обычаи жителей Шумера от жителей Ассирии.

Развивающая цель. Это наиболее трудны для преподавателя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания:

1.Развить потребности в знаниях.

2.Развить интерес к истории Древней Месопотамии.

3.Развить познавательные способности: внимание, память, мышления, способность анализировать, обобщать изученное.

4.Научить отбирать необходимый материал для самостоятельного обучения.

Воспитывающий цель урока. В процессе обучения преподаватель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку – такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим:

1.Воспитать интерес к истории Древней Месопотамии.

2.Воспитать трудолюбие.

3.Расширить кругозор в данной теме.

4.Воспитать интерес к предмету.

5.Воспитать у студента стремление к расширению полученных знаний.

  1.  Выбор средств и методов обучения.

Средства обучения как составная часть педагогического процесса представляют собой совокупность компонентов, несущих в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции и предназначенных для формирования у учащихся знаний, умения и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.

Классификация средств обучения:

  •  Материальные объекты: учебное оборудование, инструменты, приборы;
  •  Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, плакаты и планшеты;
  •  Логические регулятивы: правила, методы и методики, практические действия, операции и приемы.

Материальные средства обучения:

- доска;

- столы.

Знаковые средства обучения:

- учебники;

- опорный конспект;

- карточки–задания.

Логические регулятивы:

Рассматриваются как действия педагога. Методическое обучение на уроке теоретического обучения применяются традиционные и проблемно – развивающие методы. К традиционным относятся: словесные, наглядные и практические методы.

  1.  Определение учебно-познавательных действий учащегося

Во время организационного момента у учащихся выполнялась исполнительская деятельность:

- подготовка конспектов для работы;

- запись темы и плана урока в конспект.

На этапе актуализации опорных знаний у учащихся выполняется репродуктивная деятельность:

- самостоятельная работа с тестами;

- самостоятельная работа с листами рабочей тетради;

- индивидуально отвечать на вопросы.

На этапе формирования новых знаний у учащихся выполняется исполнительская деятельность:

- записывают и конспектируют новые понятия, определенные по ходу объяснения преподавателя.

 На этапе применения новых знаний и умений у учащихся выполняется репродуктивная деятельность:

- отвечают на вопросы;

  1.  Методическая редукция темы.

Методическая редукция – это отдельный прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения учащимся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.

  1.  Лингвистическая трансформация:

Мировая культура – культура всех народов мира.

Междуречье – территория, находящаяся между двумя реками (тигр и Евфрат).

Круглая скульптура – скульптура овальной формы

Штурмовые козлы – специальные машины для осады стен.

Месопотамия – территория, на которой находились древние государства Шумер, Ассирия, Вавилон.

  1.    Вербальность:

  Древняя письменность на глиняных дощечках.

Боевое снаряжения солдат древней Ассирии.

Применяемое орудие для боевых действий.

М Месопотамия

   3. Мнемотехника:

Р.К. – Ринат Кольдевеем

А.М. – Александр Македонский

Мес. – Месопотамия

У. – Ур

Д.В. – Древний Восток

         - Календарь

- Письменность

  1.  Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала.

       В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно- логических средств, листов рабочей тетради и т. д.). Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда.

В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. В качестве наглядных средств рекомендуется применять средства, выработанные в техническом знании, искусственные знаковые системы, метаплан - технику и их сочетания.

2.3.1 Опорный конспект

Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.

Опорный конспект можно представить в виде системы опорных сигналов, т.е. системы ассоциативных символов: знаков, слов, схем, рисунков. В этой наглядной схеме закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях.

2.3.2  Листы рабочей тетради

Задание и вопросы:

  1.  Выберите правильный ответ: на какой территории располагается Древняя Месопотамия?

а) Восточная Азия  б) Передняя Азия   в) Юго-Восточная Азия

2. Что такое Месопотамия?

     

  1.  Что означает:

  1.  Как на русский язык переводиться слово Месопотамия?

  1.  Самый сильный и богатый город на территории Шумера был?

  1.  Опишите,  из каких пород разного камня изображались скульптуры в Шумере?

7.  Что применяли Ассирийцы в своих завоевательных походах?                                            а)          б)

8.  Нарисуйте, какие машины Ассирийцы применяли для осады стен разных городов?

9.  Какой полководец разбил войско персов в 321 г. до н. э.?

10.  В какую эпоху правления произошел расцвет Вавилона (605-562 гг. до н. э.)?

11.  Выберете правильный ответ: какой шириной были стены окружавшие центр города Вавилон?

а) 3м     б) 1,5м    в) 7м     г) 5м

12. Напишите, что на территории Месопотамии появилась в первые?

13. Какие причины были при крушении Ассирии?

14. Что это такое? 

                                                

15. Добавьте  слово:

Месопотамия

                                         

                                          

                                    Шумер                ?                    Вавилон                     

  1.  Методы контроля на основе методического анализа

Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения являются диагностика результатов профессионального обучения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке в центре внимания преподавателя и мастера производственного обучения. Структурная схема процесса обучения показывает, что диагностика завершает процесс обучения. Проверка и контроль знаний и умений учащихся на уроке находится в центре внимания у преподавателя.   

Диагностика профессиональных знаний у учащихся обеспечивает обратную связь:

1. Проверка знаний у учащихся и их контроль.

2. Правильность выбора диагностики.

Классификация:

1. По функциям:

  •  контролирующая - состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой;
  •  обучающая - заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;
  •  воспитывающая - реализуется при формировании у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения.

2. По месту проведения диагностики:

  •  текущая - сопровождающую учебно-познавательную повседневную деятельность учащихся на каждом уроке;
  •  тематическая -  охватывающую систему уроков по определенной теме программы;
  •  периодическую -  относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс);
  •  заключительную (итоговую) - охватывающую весь материал учебного предмета.

3. По обхвату учащихся:

  •  индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся);
  •  групповую (охватывается часть учащихся группы);
  •  фронтальную (участвуют все учащиеся).

Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.

Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.

Эталон – это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности.

Тесты конструируются в зависимости от времени проведения тестов и по типу ответов.

Первоначальным этапом разработки тестов, в зависимости от времени проведения, является определения диагностики и дидактических целей тестирования.

Конструирование тестов по типу ответов бывают открытой и закрытой формы. 

Задания закрытой формы, имеющие различную внутреннюю структуру и различную сложность. В задания с выборочными вариантами ответов рекомендуется вводить большее количество ответов (четыре - пять).

Тесты открытой формы не имеет готового ответа. Учащиеся сами должны вносить ответ. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания.

Такая форма не имеет возможности угадывания правильных ответов. Ее удобно использовать при стандартизации объема учебных элементов по учебной дисциплине.

2.4.1 Тестовые задания

В заданиях с 1-3 выбор альтернативы. Форма ответа  «да», «нет. Верно ли утверждение, что:

  1.  ТЕРРИТОРИЯ ДРЕВНЕЙ МЕССОПОТАМИИ БЫЛА РАСПОЛОЖЕНА МЕЖДУ ДВУМЯ РЕКАМИ ТИГРОМ И ЕФРАТОМ.

  1.  МЕССОПОТАМИЯ НАХОДИЛАСЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

  1.  ШУМЕР,АССИРИЯ,ВАВИЛОН – ЭТО ПЕРВЫЕ ГОРОДА

ДРЕВНЕЙ МЕССОПОТАМИИ.

В заданиях с 4-6 выберите один правильный ответ.

4.САМОЕ ПЕРВОЕ ГОСУДАРСТВО КОТОРОЕ ПОЯВИЛЕСЬ НА ТЕРРИТОРИИ МЕСОПОТАМИИ?

          а) Сирия

          б) Шумер

          в) Ассирия

          г) Вавилон

5.САМЫЙ СИЛЬНЫЙ И БОГАТЫЙ ГОРОД ГОСУДАРСТВА ШУМЕР?

          а) Ар

          б) Ир

          в) Ур

          г) Юр

6.РАСВЕТ ВАВИЛОНА ПРОИЗОШЕЛ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ?

          а) Набопаласар

          б) Набопаласара

          в) Навуходоносора 1

          г) Навуходоносора 2

В заданиях с 7-8  выполните соответствие между колонками

7. СОВМЕСТИТЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДОВ И СОБЫТИЯ ПРОИСХОДИВШИЕ В НИХ.

ГОРОДА

СОБЫТИЯ

1. Шумер

А) Сильнейшее рабовладельческое государства с развитой торговлей

2. Ассирия

Б) самый богатый и роскошный город, который превосходил все города мира

3.Вавилон

В) Распад первобытнообщинного строя и сложения основ классового общества

8. ЧТО БЫЛО ВПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕННО В ЭТИХ ГОРОДАХ.

ГОРОДА

ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Шумер

А) железного орудия, штурмовые козлы, рельефы на стенах дворца, водопровод, медные монеты, сырой кирпич.  

2. Ассирия

Б) гончарный круг, колесо, двухколесные колесницы, письменность, статуэтки, рельефные изображения на вазах и стелах.

3. Вавилон

В) двойные стены, сторожевые башни, глазурованные изображения, астрономию, карты звездного неба, наблюдали движения планет.

В задании  № 9 определите что это:

9.ДАЙТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЖЕ РАСПОЛОЖЕНЫМ РИСУНКАМ,

а)      

б)  

в) 

В задании с 10 по 12 напишите определения.

10.МЕССОПОТАМИЯ – ОЗНАЧАЕТ «….».

                 

11.ШТУРМОВЫЕ КОЗЛЫ – ЭТО …

12.ШУМЕР – ЭТО…

В задании №13 допишите предложение.

13.В 321 г. до н. э. А. Македонский ………

                                               

В задании 14 и 15  ответьте на вопрос

14.КАК НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПЕРЕВОДИТЬСЯ СЛОВО МЕССОПОТАМИЯ?

15.ЧТО ПРИНЯЛИ АССИРИЙЦЫ В СВОИХ ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫХ ПОХОДАХ?

В задании 16 отгадайте загадку.

16. Три государства, две реки,

     И что по сути – ты определи.

 

Эталон ответов :

  1.  Да
  2.  Нет
  3.  Да
  4.  б)
  5.  в)
  6.  г)
  7.  1) – в); 2) – а); 3) – б)
  8.  1) – б); 2) – а); 3) – в)

9.  а) Шумерская письменность на глиняной дощечки.

    б) Железное орудие Ассирийцев.

    в) Боевое снаряжение Ассирийцев.

10. Земля между двумя потоками.

11. Машины для осады стен впервые примененные ассирийцами.

12. Первый город на территории Месопотамии.

13. «разбил войско персов».

14.Междуречье, Двуречье.

15. Железное орудие.

16. Месопотамия.

2.5 Разработка урока теоретического обучения.

Монологический метод: основные признаки: изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме; у учащихся доминирует исполнительская деятельность или деятельность по образцу.

Тема лекции: «История древней Месопотамии»

Цели:

Обучающая цель:

Углубить представление студентов о Древней Месопотамии.

Развивающая цель:

Развитие познавательных способностей: внимание, память, мышления, способность анализировать, обобщать изученное.

Воспитывающая цель:

Воспитать у студента стремление к расширению полученных знаний.

Когнетивная цель:

         -   Учащийся должен  знать историю древней Месопотамии.

    - Учащийся должен уметь ориентироваться в истории Древнего Востока.

         -   Учащийся должен знать обряды народа города Вавилон.

        -   Учащийся должен уметь отличать обычаи жителей Шумера

Задачи урока:

-  Проверка опорных знаний при помощи вопросов и листов рабочей тетради;

-  Расширить кругозор учащихся в истории Древней Месопотамии;

-  Запись основных понятий.

Время урока 45 минут.

Количество студентов на уроке 25 человек.

Количество студентов в группе 25 человек.

Структурные элементы урока

Действия педагога

Действия учащегося

Время урока, мин.

Кол-во учащихся

  1.  Организационный момент

 Информационно – сообщающая:

1.3  Проверка

присутствующих

Исполнительская: 

Подготовка конспекта для работы

2

25

  1.  

1.2  Проверка обеспечения готовности учащихся к уроку

  1.  

1.3  Постановка целей и задач урока:

Цель: научить ориентироваться в истории Древнего Востока

Задача: Расширить кругозор учащихся

Сообщение плана урока:

- Месопотамия

- Шумер – первый город на территории Месопотамии.

- Ассирия

- Вавилонское царство

Запись темы и плана урока в конспект. Выполнение поставленных целей и задач

5

25

  1.  Актуализация опорных знаний

Побуждающая:

Работа с листами рабочей тетради по теме «Народы западной Азии»;

Устный индивидуальный опрос:

  1.  Кто построил города Ниневию, Реховоф-ир, Калах, Ресен?
  2.  Какие древнейшие города финикийцев вы знаете?
  3.  Кем был построен город Библу-с?
  4.  С какими народами приходилось сражаться Египтянам в Азии?
  5.  Какой царь впервые открыл богатые медные рудники на острове Кипр?

Репродуктивная: Самостоятельно работают с листами рабочей тетради, отвечают на поставленные вопросы

10

20

5

  1.  Формирование новых знаний

Информационно – сообщающая:

Формулирует основную проблему темы: «Что способствовало формированию новых государств: Шумер, Ассирия, Вавилон ».

Объясняет новый учебный материал:

-Что такое Месопотамия

-На какой территории находилась Месопотамия

-Каковы причины возникновения городов Шумер, Ассирия, Вавилон.

-Шумер (гончарный круг, создали колесо, первая письменность, рельефные изображения, двух колесные колесницы.)

-Ассирия (применения железного орудия, штурмовые козлы, первый водопровод, появляются медные монеты.)

-Вавилон (двойные крепостные стены, сторожевые башни, изучали астрономию, карты звездного неба, стены дворцов покрывали глазурованными изразцами.)

Показывает наглядно иллюстративный материал

Исполнительская:

- Слушают

- Записывают и конспектируют новые понятия, определения по ходу объяснения преподавателя

15

25

  1.  Применение новых знаний и умений

Инструктивная:

Выдает листы рабочей тетради по теме: «История Древней Месопотамии»

Репродуктивная:

Самостоятельная работа с листами рабочей тетради

12

25

  1.  Домашнее задание

Информационно-сообщающая:

Выдает домашнее задание:

выучить пройденный материал, подготовиться к устному опросу

Исполнительская: Записывают домашнее задание в конспекте

1

25

Заключение.

В данной курсовой работе был проведен методический анализ по теме: «Искусства Древней Месопотамии».

В ходе курсовой работы углублялись и систематизировались полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретическая и практическая. В теоретической части изложена теория методического анализа, а в практической части разработаны современные средства обучения, а так же разработан урок теоретического обучения.

Данная работа привела к развитию самостоятельной работы с литературными источниками и овладению умениями выполнения методических разработок.

 

Литература.

  1.  Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. Шк., 1986.
  2.  Афанасьева В.К. Литература Шумера и Вавилона // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.[1]
  3.  Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989.[2]
  4.  Махнутова М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М.:  Педагогика, 1985.
  5.  Матвеев К. П., Сазонов А. А. Земля Древнего Двуречья: История, мифы, легенды, находки открытия. М., 1986.[3]
  6.  Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». М.: Высш. Шк., 1990.
  7.  Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.[4]
  8.  Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: 2003.
  9.  Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург:1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83847. Подчелюстная область, треугольник Пирогова. Перевязка язычной артерии, показания, техника выполнения 48.93 KB
  В пределах подчелюстной области залегают: подчелюстная слюнная железа лицевые артерия и вена подподбородочные артерия и вена подъязычный и челюстноподъязычный нервы лимфатические узлы и клетчатка окружающая эти образования. Последняя сообщается с клетчаткой подъязычной области крыловидночелюстного окологлоточного пространств боковой области лица и шеи. Подчелюстные лимфатические узлы являются регионарными узлами челюстнолицевой области полости рта. Треугольник Пирогова Треугольное пространство в боковой части надподъязычной...
83848. Коникотомия. Показания, техника выполнения, осложнения, их профилактика 116.46 KB
  Врач встав справа от больного указательным пальцем левой руки нащупывает бугорок перстневидного хряща и углубление между ним и нижним краем щитовидного хряща соответствующее расположению конической связки. Большим и средним пальцами левой руки фиксируют щитовидный хрящ натягивая кожу над хрящами гортани и смещая кзади грудиноключичнососцевидные мышцы с расположенными под ними шейными сосудистыми пучками второй палец находится между дугой перстневидного и нижним краем щитовидного хряща. Скальпелем проводят горизонтальный поперечный разрез...
83849. Трахеостомия. Верхняя и нижняя трахеостомия. Показания, техника операции. Осложнения и их профилактика 53.71 KB
  Трахеостомия это операция формирования искусственного наружного свища трахеи трахеостомы после вскрытия ее просвета. Рассечение стенки трахеи называется трахеотомией и она является этапом выполнения трахеостомии. Показания: Механическая асфиксия: инородные тела дыхательных путей при невозможности удалить их при прямой ларингоскопии и трахе обронхоскопии; нарушение проходимости дыхательных путей при ранениях и закрытых травмах гортани и трахеи; стенозы гортани: при инфекционных заболеваниях дифтерия грипп коклюш при...
83850. Хирургическая анатомия переднего отдела шеи и основного сосудисто-нервного пучка шеи. Хирургическая тактика при ранении шеи 55.76 KB
  Хирургическая тактика при ранении шеи. Трегольники шеи и их прикладное значение 1. грудиноключичнососцевидной мышцей и срединной линией шеи: Подчелюстной треугольник ограничен краем нижней челюсти и обоими брюшками двубрюшной мышцы.
83851. Хирургическая анатомия щитовидной железы и околощитовидных желёз 49.08 KB
  Хирургическая анатомия щитовидной железы Щитовидная железа состоит из двух боковых долей и перешейка. В каждой доле железы различают верхний и нижний полюсы. Примерно в одной трети случаев наблюдается наличие отходящего кверху от перешейка в виде добавочной доли железы.
83852. Оперативные вмешательства на щитовидной железе. Техника выполнения, возможные осложнения 50.05 KB
  Оперативные вмешательства на щитовидной железе В настоящее время наиболее широко применяются следующие операции на щитовидной железе: удаление части органа резекция: полное удаление щитовидной железы тиреоидэктомия. Наиболее частой патологией щитовидной железы является диффузный токсический зоб. Субтотальная субфасциальная резекция шитовидной железы по О. расположенных в толще или под второй фасцией; рассечение париетального листка внутришейной фасции: выделение железы из ее капсулы; освобождение перешейка и пересечение его между...
83853. Хирургическая анатомия средостения. Доступы при флегмоне шеи и медиастините 51.42 KB
  Содержимое: дуга аорты: плечеголовной ствол; левая общая сонная артерия; левая подключичная артерия; ви лочковая железа; плечеголовные вены: верхняя полая вена: диафрагмальные нервы: блуждающие нервы: возвратные гортанные нервы: трахея: пищевод: грудной лимфатический проток: паратрахеальные. Среднее средостение Содержимое: перикард; сердце; восходящая часть аорты; легочный ствол; легочные артерии и легочные вены; правый и левый главные бронхи; верхний сегмент верхней полой вены: правый и левый диафрагмальные нервы: перикардиодиафрагмальные...
83854. Хирургическая анатомия молочной железы. Лечение гнойного мастита 50.44 KB
  Хирургическая анатомия молочной железы Скелетотопия: между III и VI ребрами сверху и снизу и между окологрудинной и передней подмышечной линиями с боков. Дольки железы располагаются радиально вокруг соска. Лимфатическая система женской молочной железы и расположение регионарных лимфатических узлов представляют большой практический интерес в связи с частым поражением органа злокачественным процессом.
83855. Хирургическое лечение рака молочной железы. Лимфодиссекция 50.03 KB
  Хирургическое лечение рака молочной железы В хирургии рака молочной железы в настоящее время применяются следующие оперативные вмешательства: А. Мэйеру удаление молочной железы с опухолью единым блоком с малой и большой грудными мышцами и клетчаткой подкрыльиовой. Экономные: Радикальная мастэктомия с сохранением большой грудной мышцы по Пейти удаление молочной железы с опухолью единым блоком с малой грудной мышцей и клетчаткой подмышечной подключичной и подлопаточной областей с лимфатическими узлами.