21806

Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

Лекция

Финансы и кредитные отношения

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста Общие свойства управления исследуются в кибернетике см. Проблемы управления техническими системами без участия человека – в теории автоматического управления ТАУ. Особенности управления в социальноэкономических системах изучаются в рамках менеджмента управление в современных организационно технических системах предмет настоящей дисциплины – в теории автоматизированных систем управления АСУ. Системный анализ наиболее конструктивное направление используемое...

Русский

2013-08-03

76 KB

2 чел.

Вводная лекция

Вопросы:

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

2 Структура и основное содержание дисциплины

Высокие темпы информатизации различных видов деятельности в настоящее время привели к тому, что появилось противоречие между простотой освоения работы на компьютере и незначительной эффективностью функционирования автоматизированных систем.

Одной из причин такого положения является недостаточное целостное формирование системной управленческой идеологии лиц, связанных с использованием систем автоматизации обработки информации.

Такие системы получили наименование Management Information Systems – информационно-управляющие системы, основу которых составляют программные средства поддержки принятия решений (СППР).

Теоретической основой СППР являются методы теории принятия решений.

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

Общие свойства управления исследуются в кибернетике (см. рис.1). Проблемы управления техническими системами без участия человека – в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах изучаются в рамках менеджмента, управление в современных организационно- технических системах (предмет настоящей дисциплины) – в теории автоматизированных систем управления (АСУ).

Рисунок 1 Теоретические основы систем с управлением

Во всех этих областях требуется знание общих законов функционирования систем, которые изучаются в рамках общей теории систем, включающей научные направления: системный анализ, оценивание сложных систем, синтез систем с управлением.

Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам автоматизированного управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенных факторов, определяющих построение эффективных автоматизированных систем в конкретных условиях.

Оценка качества и эффективности функционирования АСУ проводится в соответствии с положениями, выработанными в теории эффективности.

При таком представлении цели, стоящие перед теоретическими основами построения программных средств поддержки принятия решений в автоматизированных системах, имеют три аспекта:

  1.  преодоление информационных барьеров в управлении;
  2.  оптимальный синтез автоматизированных систем с управлением;
  3.  управление информационным процессом.

Исторически управление и выполнение той или иной работы долгое время осуществлялось одними и теми же людьми. Иначе говоря, система управления (СУ) была совмещена с объектом управления (ОУ). С усложнением задач управления появился первый информационный барьер, определяемый пропускной способностью отдельного человека как системы управления (2-4 бит/с). Он был преодолен путем отделения функций СУ от функций ОУ и перехода к иерархическому принципу управления. В соответствии с этим принципом СУ включает лицо, принимающее решение (ЛПР), и группу подчиненных управленцев – должностных лиц, отвечающих за отдельные функции ОУ.

С течением времени (70-80 гг.) органы управления столкнулись со вторым информационным барьером (по определению академика В.М. Глушкова), когда суммарная сложность задач по управлению ОУ, состоящего из  человек и  средств, стала выше способности СУ по переработке информации.

Для преодоления второго информационного барьера имеется принципиально другой путь: автоматизация всех информационных процессов, телекоммуникации и сетевые технологии, Интернет. Объектом автоматизации являются функции, задачи и процессы, происходящие в системах управления. Без знания основ управления говорить об автоматизации нет смысла.

Задача совершенствования СУ ставится как задача оптимального синтеза систем с управлением: при заданной системе и множестве внешних воздействий построить систему управления, обеспечивающую требуемое поведение системы, удовлетворяющей критериям качества управления.

Для сложных систем, с которыми приходится иметь дело на практике, применение классического экспериментального метода исследования ограничено его высокой стоимостью, а в ряде случаев (экология, макроэкономика и др.) натурные эксперименты становятся либо вовсе невозможными, либо, по крайней мере, чересчур рискованными. Поэтому в качестве основного метода исследования сложных систем используют метод машинного эксперимента – универсальный метод познания, основанный на использовании программных имитационных моделей. Проблемы разработки имитационных моделей являются предметом изучения теории принятия решений, в котором выделяются системный анализ и теория эффективности – основа для количественной оценки альтернативных систем.

Автоматизированные информационные системы (АИС), являясь основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений, представляют собой сложные программно-аппаратные и телекоммуникационные комплексы, выступают в качестве самостоятельного объекта исследований. Вопросы архитектуры таких систем и организации управления информационным процессом представляют одно из главных направлений рассматриваемой области знаний.

АИС призваны помочь в решении информационных, логических и расчетных задач. Теоретические основы информационного, лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения распределенной обработки информации, построения баз данных, баз знаний, аналитических и других систем определяют потенциальные возможности и ограничения АИС в целом. Методы ТПР – это «мост» между теорией и практикой построения прикладных корпоративных систем, функционирующих в органах управления.

2 Структура и основное содержание дисциплины

1 Цели и задачи дисциплины

1.1 Целью изучения дисциплины является изучение основных понятий системного анализа и исследования операций, овладение современными методами и моделями теории принятия решений для разработки программных средств поддержки принятия решений в автоматизированных системах управления.

1.2 В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  •  об основных проблемах систем автоматизации организационно-технического управления, причинах их возникновения и способах разрешения;
  •  об основных сферах применения полученных знаний;
  •  о современном состоянии научных знаний в теории принятия решений, перспективах и направлении их развития.

знать:

  •  объекты, предметы, цели и задачи теории принятия решений;
  •  понятия, определения и термины исследования операций;
  •  системный анализ: задачи, принципы, методология;
  •  основы оценки сложных систем: шкалирование, показатели и критерии оценивания, методы качественного и количественного оценивания;
  •  системы автоматизированного управления, их элементы, модели основных функций организационно-технического управления, оценка качества управления

уметь:

Таблица 1

Деятельность

Предмет

Формулировать

цели системного анализа, критерии качества и эффективности систем с управлением

Выбирать

методы, методики и алгоритмы качественного и количественного оценивания систем

Использовать

математический инструментарий и прикладные программы для оценивания компьютерных систем

Моделировать

основные функции организационно-технического управления: общую задачу принятия решений, функции контроля, прогнозирования и оперативного управления

Разрабатывать

программные средства поддержки принятия решений в системах организационно-технического управления

Прогнозировать, моделировать

процессы, изменение состояния, результаты экспериментов

2 Место дисциплины в учебном процессе

2.1 Дисциплина «Теория принятия решений» (ТПР) относится к дисциплинам математического цикла и является курсом теоретической подготовки специалиста по выбору.

Для освоения данной дисциплины используются знания следующих раннее изученных дисциплин: алгебра и геометрия, математический анализ, теория вероятности, математическая статистики и случайные процессы, программирование на языке высокого уровня, вычислительная математика.

Дисциплина является методологической основой изучения следующих курсов: методы оптимизации, проектирование экспертных систем, а также методом при выполнении курсовых работ и расчетно-графических заданий по специальным дисциплинам и дипломном проектировании.

3 Организационно-методические данные дисциплины

3.1 Курс рассчитан на 34 часа лекций, 17 часов лабораторных занятий в 4-ом семестре обучения. Завершающим этапом изучения дисциплины является выполнение расчетно-графического задания.

Таблица 2

Вид работы

Трудоемкость, ч

4 сем.

Всего

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторная работа

51

51

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

34

17

34

17

Самостоятельная работа

49

49

Курсовой проект  (КП)

Курсовые работы (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Рефераты (Р)

Домашние контрольные работы (ДКР)

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным  и  практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

49

49

Вид итогового контроля 

зачет

4.4 Содержание дисциплины

Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре

раз-

дела

Наименование разделов и их содержание

Количество часов

Внеауд.

работа

СР

Всего

Аудиторная

работа

Л

ПЗ

ЛР

1

Основы системного анализа

2

Методы оценки сложных систем

3

Основы организационно-технического управления

4

Методики оценки программного обеспечения

Итого:

СД.02

Теория принятия решений

170

Основные понятия исследования операций и системного анализа; методологические основы теории принятия решений; задачи выбора решений, отношения, функции выбора, функции полезности, критерии; детерминированные стохастические задачи, задачи в условиях неопределенности; задачи скалярной оптимизации, линейные, нелинейные, дискретные; многокритериальные задачи, парето-оптимальность, схемы компромиссов; динамические задачи, марковские модели принятия решений; принятие решений в условиях неопределенности.


Кибернетика

АУ

Менеджмент

Теория АСУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.
82261. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологи 33.73 KB
  Степина в качестве ведущих элементов структуры теории рассматриваются теоретические схемы представленные относительно независимо в языке содержательного описания либо в форме математических зависимостей на языке формул. Так основание физической теории составляют математический формализм первый слой фундаментальная теоретическая схема второй слой они всегда взаимообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных теоретических схем которые предстают как выводимые или конструируемые из фундаментальной теоретической схемы...
82262. Герменевтика – наука о понимании и интерпритации текста. Текст как особая реальность и «еденица» анализа социально – гуманитарного знания 37.79 KB
  Изначальная многозначность любого текста а она характерна даже для научных текстов что обыгрывается в современном постмодернизме становится в философии предметом особого направления которое обозначается как герменевтика. Внешне общая парадигма герменевтических устремлений реализуется в антисциентистском направлении но не в плане простого отказа от использования научной методологии при исследовании текста а в плане утверждения идеи о необходимости обязательного дополнения такого исследования субъективистскими компонентами. Сами тексты...
82263. Язык социально-гуманитарных наук. Языковая картина мира и «языковые игры» 34.44 KB
  проблемы природы языка принципов и законов его функционирования начинают изучаться лингвистами логиками психологами и философами. Таким образом для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики а также проблемы взаимосвязи языка и мышления языка и предметного мира. Так швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр 1857–1913 указывает на то что предметом изучения лингвистики становится имманентная реальность языка. Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике.
82264. Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям 40.1 KB
  Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...
82265. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения в процессе познания 32.72 KB
  В социальногуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании а сомнение – роли относительного – в нем. Вера присутствует в социальногуманитарных науках прежде всего в силу незавершенности познания социальных явлений как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социальногуманитарных науках: как вера ученогогуманитария в Бога ученый привносит в науку свою веру как его...
82266. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн) Вера и верования 31.72 KB
  Витгенштейн Вера и верования. Вера возникает как необходимое следствие бытия среди людей утверждает Витгенштейн имеет социальнокоммуникативную природу. Вера – субъективная уверенность. Вера и знание имеют различные основания противоположно направленные.
82267. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Типы обоснования веры и знания. Соотношение веры и истины 36.66 KB
  Типы обоснования веры и знания. Одной из основных предпосылок философскометодологического анализа социальногуманитарного знания является рассмотрение научного познания в контексте культуры его связь с историческими особенностями и ценностными установками общества. Тема веры достоверности сомнения оказывается одной из фундаментальных в самых разных областях и на разных этапах научного познания. Соотношение различных духовноценностных установок веры и научного знания поразному влияло на развитие науки.
82268. Натуралистическая исследовательская программа 38.77 KB
  Сегодня вопрос об исследовательской программе или близком к ней понятии парадигмы в социальных науках сталкивается с двумя трудностями: 1 избрания масштаба исследования; 2 многообразия исследовательских программ господствующего сегодня в социальногуманитарных науках. Какие исследовательские программы парадигмы можно выделять 1 Классическая философия были ориентирована на природу и изучающие ее науки на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук...