21806

Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

Лекция

Финансы и кредитные отношения

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста Общие свойства управления исследуются в кибернетике см. Проблемы управления техническими системами без участия человека в теории автоматического управления ТАУ. Особенности управления в социальноэкономических системах изучаются в рамках менеджмента управление в современных организационно технических системах предмет настоящей дисциплины в теории автоматизированных систем управления АСУ. Системный анализ наиболее конструктивное направление используемое...

Русский

2013-08-03

76 KB

2 чел.

Вводная лекция

Вопросы:

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

2 Структура и основное содержание дисциплины

Высокие темпы информатизации различных видов деятельности в настоящее время привели к тому, что появилось противоречие между простотой освоения работы на компьютере и незначительной эффективностью функционирования автоматизированных систем.

Одной из причин такого положения является недостаточное целостное формирование системной управленческой идеологии лиц, связанных с использованием систем автоматизации обработки информации.

Такие системы получили наименование Management Information Systems – информационно-управляющие системы, основу которых составляют программные средства поддержки принятия решений (СППР).

Теоретической основой СППР являются методы теории принятия решений.

1 Роль и место теории принятия решений в структуре подготовки специалиста

Общие свойства управления исследуются в кибернетике (см. рис.1). Проблемы управления техническими системами без участия человека – в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах изучаются в рамках менеджмента, управление в современных организационно- технических системах (предмет настоящей дисциплины) – в теории автоматизированных систем управления (АСУ).

Рисунок 1 Теоретические основы систем с управлением

Во всех этих областях требуется знание общих законов функционирования систем, которые изучаются в рамках общей теории систем, включающей научные направления: системный анализ, оценивание сложных систем, синтез систем с управлением.

Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам автоматизированного управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенных факторов, определяющих построение эффективных автоматизированных систем в конкретных условиях.

Оценка качества и эффективности функционирования АСУ проводится в соответствии с положениями, выработанными в теории эффективности.

При таком представлении цели, стоящие перед теоретическими основами построения программных средств поддержки принятия решений в автоматизированных системах, имеют три аспекта:

  1.  преодоление информационных барьеров в управлении;
  2.  оптимальный синтез автоматизированных систем с управлением;
  3.  управление информационным процессом.

Исторически управление и выполнение той или иной работы долгое время осуществлялось одними и теми же людьми. Иначе говоря, система управления (СУ) была совмещена с объектом управления (ОУ). С усложнением задач управления появился первый информационный барьер, определяемый пропускной способностью отдельного человека как системы управления (2-4 бит/с). Он был преодолен путем отделения функций СУ от функций ОУ и перехода к иерархическому принципу управления. В соответствии с этим принципом СУ включает лицо, принимающее решение (ЛПР), и группу подчиненных управленцев – должностных лиц, отвечающих за отдельные функции ОУ.

С течением времени (70-80 гг.) органы управления столкнулись со вторым информационным барьером (по определению академика В.М. Глушкова), когда суммарная сложность задач по управлению ОУ, состоящего из  человек и  средств, стала выше способности СУ по переработке информации.

Для преодоления второго информационного барьера имеется принципиально другой путь: автоматизация всех информационных процессов, телекоммуникации и сетевые технологии, Интернет. Объектом автоматизации являются функции, задачи и процессы, происходящие в системах управления. Без знания основ управления говорить об автоматизации нет смысла.

Задача совершенствования СУ ставится как задача оптимального синтеза систем с управлением: при заданной системе и множестве внешних воздействий построить систему управления, обеспечивающую требуемое поведение системы, удовлетворяющей критериям качества управления.

Для сложных систем, с которыми приходится иметь дело на практике, применение классического экспериментального метода исследования ограничено его высокой стоимостью, а в ряде случаев (экология, макроэкономика и др.) натурные эксперименты становятся либо вовсе невозможными, либо, по крайней мере, чересчур рискованными. Поэтому в качестве основного метода исследования сложных систем используют метод машинного эксперимента – универсальный метод познания, основанный на использовании программных имитационных моделей. Проблемы разработки имитационных моделей являются предметом изучения теории принятия решений, в котором выделяются системный анализ и теория эффективности – основа для количественной оценки альтернативных систем.

Автоматизированные информационные системы (АИС), являясь основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений, представляют собой сложные программно-аппаратные и телекоммуникационные комплексы, выступают в качестве самостоятельного объекта исследований. Вопросы архитектуры таких систем и организации управления информационным процессом представляют одно из главных направлений рассматриваемой области знаний.

АИС призваны помочь в решении информационных, логических и расчетных задач. Теоретические основы информационного, лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения распределенной обработки информации, построения баз данных, баз знаний, аналитических и других систем определяют потенциальные возможности и ограничения АИС в целом. Методы ТПР – это «мост» между теорией и практикой построения прикладных корпоративных систем, функционирующих в органах управления.

2 Структура и основное содержание дисциплины

1 Цели и задачи дисциплины

1.1 Целью изучения дисциплины является изучение основных понятий системного анализа и исследования операций, овладение современными методами и моделями теории принятия решений для разработки программных средств поддержки принятия решений в автоматизированных системах управления.

1.2 В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  •  об основных проблемах систем автоматизации организационно-технического управления, причинах их возникновения и способах разрешения;
  •  об основных сферах применения полученных знаний;
  •  о современном состоянии научных знаний в теории принятия решений, перспективах и направлении их развития.

знать:

  •  объекты, предметы, цели и задачи теории принятия решений;
  •  понятия, определения и термины исследования операций;
  •  системный анализ: задачи, принципы, методология;
  •  основы оценки сложных систем: шкалирование, показатели и критерии оценивания, методы качественного и количественного оценивания;
  •  системы автоматизированного управления, их элементы, модели основных функций организационно-технического управления, оценка качества управления

уметь:

Таблица 1

Деятельность

Предмет

Формулировать

цели системного анализа, критерии качества и эффективности систем с управлением

Выбирать

методы, методики и алгоритмы качественного и количественного оценивания систем

Использовать

математический инструментарий и прикладные программы для оценивания компьютерных систем

Моделировать

основные функции организационно-технического управления: общую задачу принятия решений, функции контроля, прогнозирования и оперативного управления

Разрабатывать

программные средства поддержки принятия решений в системах организационно-технического управления

Прогнозировать, моделировать

процессы, изменение состояния, результаты экспериментов

2 Место дисциплины в учебном процессе

2.1 Дисциплина «Теория принятия решений» (ТПР) относится к дисциплинам математического цикла и является курсом теоретической подготовки специалиста по выбору.

Для освоения данной дисциплины используются знания следующих раннее изученных дисциплин: алгебра и геометрия, математический анализ, теория вероятности, математическая статистики и случайные процессы, программирование на языке высокого уровня, вычислительная математика.

Дисциплина является методологической основой изучения следующих курсов: методы оптимизации, проектирование экспертных систем, а также методом при выполнении курсовых работ и расчетно-графических заданий по специальным дисциплинам и дипломном проектировании.

3 Организационно-методические данные дисциплины

3.1 Курс рассчитан на 34 часа лекций, 17 часов лабораторных занятий в 4-ом семестре обучения. Завершающим этапом изучения дисциплины является выполнение расчетно-графического задания.

Таблица 2

Вид работы

Трудоемкость, ч

4 сем.

Всего

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторная работа

51

51

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

34

17

34

17

Самостоятельная работа

49

49

Курсовой проект  (КП)

Курсовые работы (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Рефераты (Р)

Домашние контрольные работы (ДКР)

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным  и  практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

49

49

Вид итогового контроля 

зачет

4.4 Содержание дисциплины

Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре

раз-

дела

Наименование разделов и их содержание

Количество часов

Внеауд.

работа

СР

Всего

Аудиторная

работа

Л

ПЗ

ЛР

1

Основы системного анализа

2

Методы оценки сложных систем

3

Основы организационно-технического управления

4

Методики оценки программного обеспечения

Итого:

СД.02

Теория принятия решений

170

Основные понятия исследования операций и системного анализа; методологические основы теории принятия решений; задачи выбора решений, отношения, функции выбора, функции полезности, критерии; детерминированные стохастические задачи, задачи в условиях неопределенности; задачи скалярной оптимизации, линейные, нелинейные, дискретные; многокритериальные задачи, парето-оптимальность, схемы компромиссов; динамические задачи, марковские модели принятия решений; принятие решений в условиях неопределенности.


Кибернетика

АУ

Менеджмент

Теория АСУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76910. Преддверно-улитковый нерв. VIII пара черепных нервов и топография ее ядер. Проводящие пути органов слуха и равновесия 183.89 KB
  Преддверная и улитковая части VIII пары объединяются во внутреннем слуховом проходе и направляются через заднюю черепную яму к мозговому стволу к его поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом где латеральнее лицевого и промежуточного нервов входят во внутрь моста и заканчиваются синапсами на ядрах вестибулярного поля моста. Вестибулярное поле находится в латеральных углах ромбовидной ямки на него проецируются два улитковых и четыре вестибулярных ядра залегающих в вентролатеральных отделах моста. Улитковые ядра: переднее и...
76911. Языкоглоточный нерв. IX пара черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации 180.17 KB
  IX пара языкоглоточные нервы смешанные развиваются из заднего мозгового пузыря. Корешки нерва 45 выходят позади оливы продолговатого мозга и сливаются в короткий ствол. Чувствительные узлы нерва: верхний в яремном отверстии нижний в области каменистой ямки височной кости содержат псевдоуниполярные нейроны центральные отростки которых формируют чувствительный корешок нерва.
76912. Блуждающий нерв, его ядра, их топография; ветви и области иннервации 181.14 KB
  Краниальная часть нерва отдает ветви: менингиальную веточку для твердой мозговой оболочки в задней черепной яме; ушную ветвь которая через сосцевидный каналец и барабаннососцевидную щель подходит к коже наружного слухового прохода и ушной раковине. Ветви шейной части: глоточные к глоточному сплетению и через него к слизистой мышцамконстрикторам глотки мышцам мягкого неба кроме напряжителя из тройничного нерва шейные верхние сердечные ветви к сердечным сплетениям гортанные верхние нервы к перстнещитовидной мышце наружная...
76913. Прибавочный и подъязычный нервы 181.56 KB
  Обе пары XI XII по выходе из черепа идут между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией и ложатся под заднее брюшко двубрюшной мышцы. Из черепа ствол нерва выходит через яремное отверстие вместе с IX X парами и внутренней яремной веной занимая при этом латеральное положение. Внутренняя веточка для соединения с блуждающим нервом; наружная ветвь для трапециевидной и грудиноключичнососцевидной мышц; Наружная ветвь проходит между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией а затем уходит под заднее брюшко...
76914. Вегетативная, автономная нервная система. Вегетативная часть нервной системы, ее деление и характеристика отделов 185.72 KB
  В надсегментарных вегетативных центрах которые располагаются в коре полушарий базальных ядрах мозжечке различают: центры чувствительные по восприятию внутренней рецепции; центры двигательные по координации гладкомышечных и сердечных сокращений в органах и сосудах. Подкорковые вегетативные центры Полосатое тело центры терморегуляции слюно и слезоотделения образования слизи. Ретикулярная формация ствола мозга зрачковый рефлекс центры дыхания сердечный сосудистый глотания и рвоты и другие регуляции обмена веществ и...
76915. Парасимпатическая часть ВНС 187.66 KB
  Краниальная часть парасимпатических ядер включает мезэнцефалические добавочное и срединное ядра глазодвигательного нерва которые лежат в сером веществе дна водопровода на уровне верхних холмиков. Центральные нейроны ядер направляют свои преганглионарные отростки в составе глазодвигательного нерва к ресничному узлу где они переключаются на периферические 2ые нейроны. Дорсальное ядро блуждающего нерва направляет преганглионарные волокна в интрамуральные органные парасимпатические узлы органов иннервируемых Х парой где они прерываются....
76916. Шейный симпатикус. Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими 183.18 KB
  Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений. Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму в длину достигает 2 см в толщину 05 см лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков IIго и IIIго шейных позвонков но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва. Из него начинаются следующие симпатические нервы.
76917. Грудной симпатикус. Грудной отдел симпатического ствола, его топография, узлы и ветви 180.2 KB
  Серые ветви постганглионарные волокна направляются к грудным спинномозговым нервам а с ними в межреберные нервы и другие спинальные ветви а также в следующие нервы: грудные сердечные нервы от 25 узлов; легочные трахеальные аортальные пищеводные ветви к одноименным сплетениям; чревные или внутренностные нервы: большой от 59 узлов малый 1012 узлов непостоянный низший; через чревные нервы в чревное солнечное сплетение живота. Грудные сердечные нервы вместе с шейными сердечными нервами образуют переднее и заднее...
76918. Поясничный и крестцовый симпатикус. Поясничный и крестцовый отделы симпатического ствола, их топография, узлы и ветви 178.89 KB
  Белые соединительные ветви преганглионарные волокна идут от латерального промежуточного ядра спинного мозга. Серые ветви постганглионарные волокна уходят ко всем поясничным спинномозговым нервам поясничному сплетению и его ветвям. Нервы: серые соединительные ветви к поясничным и крестцовым спинальным нервам; ветви к поясничному и крестцовокопчиковому сплетению и его нервам; поясничные внутренностные нервы для чревного аортального и органных сплетений; крестцовые внутренностные нервы для подчревного и органных сплетений таза.