21809

Методы качественного оценивания систем

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе альтернативе вектора из критериального пространства Km координаты точек которого рассматриваются как оценки по...

Русский

2013-08-03

38 KB

62 чел.

Лекция 6

Методы качественного оценивания систем

Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные.

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа, если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках, отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.

Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе (альтернативе) вектора из критериального пространства Km, координаты точек которого рассматриваются как оценки по соответствующим критериям.

Простейшей формой задачи оценивания является задача, когда оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте.

Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многообразны и многочисленны.

К основным методам качественного оценивания систем относятся:

- метод типа мозговой атаки или коллективной генерации идей;

- метод типа сценариев;

- метод экспертных оценок;

- метод Дельфи;

- метод типа дерева идей;

- морфологический метод.

Некоторые из них относятся в теории принятия решений. Они будут рассмотрены.

Методы типа мозговой атаки

Концепция “мозговой атаки” получила широкое распространение в 50 гг. XX века, как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Формой проведения “мозговой атаки” является сессия, как вид коллективного обсуждения идей и вариантов принятия решений.

При проведении сессии должны соблюдаться определенные правила, суть которых:

- обеспечить как можно большую свободу мышления при высказывании новых идей;

 - приветствовать любые идеи, даже если в начале они кажутся сомнительными или абсурдными;

- не допускать критики любой идеи и не объявлять ее ложной без обсуждения;

- приветствовать нетривиальные идеи.

В ходе обсуждения формируются предварительные варианты решения проблем.

Метод типа сценария

Метод подготовки и согласования представлений о анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получил название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, упорядоченные во времени. Однако требование временных координат позднее было снято.

Сценарий не только предусматривает содержательные рассуждения, но и содержит результаты количественного анализа на основе статистики.

На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы в некоторых отраслях промышленности.

Метод экспертных оценок.

Термин “эксперт” происходит от латинского expert – “опытный”.

При использовании экспертных оценок предполагается, что мнение групп экспертов надёжнее, чем мнение отдельного эксперта. При этом соблюдается следующие технологические экспертизы:

  •  формирование цели;
  •  разработка процедуры экспертизы;
  •  формирование групп экспертов;
  •  опрос;
  •  анализ и обработка информации;
  •  принятие решения;

Более подробно экспертное оценивание и программные средства  на их основе будут рассматриваться в отдельной дисциплине.

                                         Метод Дельфа.

Метод Дельфа (древнегреческий город) является развитием экспертного оценивания. В отличие от их он предполагает полный отказ от коллективного обсуждения. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, желание отказаться от публичного выражения мнения, следование за мнением большинства.

В Методе Дельфа прямые дебаты заменены прораммой последовательных индивидуальных опросов, проводимых в форме анкетирования. Ответы обобщаются и поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости высказанных мнений.

Первое практическое применение метода Дельфа нашло в решении некоторых научных задач Министерства обороны США и показало свою эффективность.

Метод типа  дерева целей

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на порцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие.

Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вида целей в обеспечении критериев высшего уровня.

Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений всех критериев на соответствующий коэффициент значимости.

Общий коэффициент связи некоторой цели определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

                                                     Р – вероятность поражения   Ki - критерии

        T

Морфологические методы

Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты реализации системы (решение проблемы) путем комбинирования выделенных элементов или их признаков.

Этот метод разработан и впервые применен швейцарским астрономом Цвикни. Метод Цвинни предусматривал 5 этапов.

1э – точная формулировка поставленной проблемы.

2э -  выделение показателей Pi, от которых зависит решение проблемы.

3э -  сопоставление показателю Pi его значений   и сведение этих значений в таблицу, называемую морфологическим ящиком.


Набор значений различных показателей (по одному значению из каждой строки) представляют собой возможные альтернативы.

Такие наборы называются вариантами решений.

4э. Оценка всех имеющихся в морфологической таблице вариантов.

5э. Выбор из морфологической таблицы наиболее желательного варианта.

Морфологический метод нашел применение для анализа и разработки прогнозов в технкие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45563. Понятие корпоративной социальной ответственности 62.5 KB
  Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...
45564. Исследования в оценке эффективности 47 KB
  Мориарти данные о влиянии PR на показатели сбыта и прибыли если оно имело место служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций Вопервых количество подготовленных информационных продуктов среди которых следует выделить базовые информационные продукты справка о результатах исследования стратегическая концепция тактический план сценарий акции рабочая смета и оперативные информационные продукты информационный пакет письмо релиз анонсы приглашения и т. Вовторых количество лиц...
45565. Международные органы саморегулирования в области PR. Международные профессиональные кодексы 51 KB
  МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ИПРА Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. Международная ассоциация ПР ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией которая служит катализатором развития высоких норм в области образования этики практики ПР.
45566. Структурный анализ активов и пассивов предприятия деятельности на ООО «Кавказстройсервис» 553.5 KB
  Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
45567. Проект расчёта электрической машины постоянного тока 2.03 MB
  Цель работы – изучить устройство и принцип действия, а также зависимости между физическими величинами и геометрией машины, связи между отдельными физическими величинами, спроектировав двигатель постоянного тока.
45568. История PR в России 30 KB
  История PR как профессионального вида деятельность четко отделяется от предыдущих этапов развития коммуникационных технологий поскольку PR рассматривается прежде всего как рыночная деятельность направленная на формирование дополнительных конкурентных преимуществ организации или института хотя определенные традиции управления организационными коммуникациями имеют место. Особенности развития PR в России: Неравномерность развития в центре и на периферии Неравномерность развития в различных сферах бизнесе политике сфере...
45569. Интеллектуальная собственность 53.5 KB
  Несоблюдение письменной формы договора как теперь специально указано в статьях 1334 и 1235 ГК РФ повлечет признание договора недействительным за исключением случаев когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы как это установлено например для: 1 договора о предоставлении права использования произведения в периодической печати который может быть заключен устно пункт 2 статьи 1286 ГК РФ при этом данная норма не распространяет свое действие на электронные СМИ; 2 лицензионного договора о...
45570. Корпоративные кодексы: понятие, виды, методы создания и внедрения 39.5 KB
  Корпоративные кодексы: понятие виды методы создания и внедрения Ситуация в области трудовой морали и этики в современной России имеет сегодня свои особенности. При этом ни в коем случае нельзя сказать что формирование деловой этики начинается с нуля. Первые ростки на поле деловой этики в современной России стали пробиваться в 90х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов среди которых следует упомянуть: Кодекс чести банкира 1992 Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового...
45571. Мероприятия для журналистов 36.5 KB
  Рассмотрим наиболее традиционные формы PRобщения в том числе брифинги приемы конференции прессконференции презентации дни открытых дверей круглые столы выставки и спецсобытия. Прессконференция является самой эффективной формой взаимодействия между компанией и журналистами так как последние получают информацию из первых рук PRспециалистов компании и ее менеджмента. В ней обязательно участвуют руководство или люди максимально компетентные в вопросе освещаемом на прессконференции. Прессконференцию проводят как правило в случае...