21809

Методы качественного оценивания систем

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе альтернативе вектора из критериального пространства Km координаты точек которого рассматриваются как оценки по...

Русский

2013-08-03

38 KB

65 чел.

Лекция 6

Методы качественного оценивания систем

Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные.

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа, если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках, отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.

Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе (альтернативе) вектора из критериального пространства Km, координаты точек которого рассматриваются как оценки по соответствующим критериям.

Простейшей формой задачи оценивания является задача, когда оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте.

Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многообразны и многочисленны.

К основным методам качественного оценивания систем относятся:

- метод типа мозговой атаки или коллективной генерации идей;

- метод типа сценариев;

- метод экспертных оценок;

- метод Дельфи;

- метод типа дерева идей;

- морфологический метод.

Некоторые из них относятся в теории принятия решений. Они будут рассмотрены.

Методы типа мозговой атаки

Концепция “мозговой атаки” получила широкое распространение в 50 гг. XX века, как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Формой проведения “мозговой атаки” является сессия, как вид коллективного обсуждения идей и вариантов принятия решений.

При проведении сессии должны соблюдаться определенные правила, суть которых:

- обеспечить как можно большую свободу мышления при высказывании новых идей;

 - приветствовать любые идеи, даже если в начале они кажутся сомнительными или абсурдными;

- не допускать критики любой идеи и не объявлять ее ложной без обсуждения;

- приветствовать нетривиальные идеи.

В ходе обсуждения формируются предварительные варианты решения проблем.

Метод типа сценария

Метод подготовки и согласования представлений о анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получил название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, упорядоченные во времени. Однако требование временных координат позднее было снято.

Сценарий не только предусматривает содержательные рассуждения, но и содержит результаты количественного анализа на основе статистики.

На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы в некоторых отраслях промышленности.

Метод экспертных оценок.

Термин “эксперт” происходит от латинского expert – “опытный”.

При использовании экспертных оценок предполагается, что мнение групп экспертов надёжнее, чем мнение отдельного эксперта. При этом соблюдается следующие технологические экспертизы:

  •  формирование цели;
  •  разработка процедуры экспертизы;
  •  формирование групп экспертов;
  •  опрос;
  •  анализ и обработка информации;
  •  принятие решения;

Более подробно экспертное оценивание и программные средства  на их основе будут рассматриваться в отдельной дисциплине.

                                         Метод Дельфа.

Метод Дельфа (древнегреческий город) является развитием экспертного оценивания. В отличие от их он предполагает полный отказ от коллективного обсуждения. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, желание отказаться от публичного выражения мнения, следование за мнением большинства.

В Методе Дельфа прямые дебаты заменены прораммой последовательных индивидуальных опросов, проводимых в форме анкетирования. Ответы обобщаются и поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости высказанных мнений.

Первое практическое применение метода Дельфа нашло в решении некоторых научных задач Министерства обороны США и показало свою эффективность.

Метод типа  дерева целей

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на порцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие.

Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вида целей в обеспечении критериев высшего уровня.

Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений всех критериев на соответствующий коэффициент значимости.

Общий коэффициент связи некоторой цели определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

                                                     Р – вероятность поражения   Ki - критерии

        T

Морфологические методы

Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты реализации системы (решение проблемы) путем комбинирования выделенных элементов или их признаков.

Этот метод разработан и впервые применен швейцарским астрономом Цвикни. Метод Цвинни предусматривал 5 этапов.

1э – точная формулировка поставленной проблемы.

2э -  выделение показателей Pi, от которых зависит решение проблемы.

3э -  сопоставление показателю Pi его значений   и сведение этих значений в таблицу, называемую морфологическим ящиком.


Набор значений различных показателей (по одному значению из каждой строки) представляют собой возможные альтернативы.

Такие наборы называются вариантами решений.

4э. Оценка всех имеющихся в морфологической таблице вариантов.

5э. Выбор из морфологической таблицы наиболее желательного варианта.

Морфологический метод нашел применение для анализа и разработки прогнозов в технкие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16875. Научные факты которые опровергают теорию эволюции Перемалыватель Эволюции от Evolution Facts, Inc 1.02 MB
  Научные факты которые опровергают теорию эволюции Перемалыватель Эволюции от Evolution Facts Inc Введение. Ученые говорят об эволюции Ведущие ученые могут коечто сказать Вам об эволюции. Такие утверждения никогда не будут найдены в популярных журналах рядом с вели
16876. Проблема возраста Земли 76 KB
  Проблема возраста Земли Данный краткий специальный обзор составлен канд. геол.минер. наук Л.В.Витте по материалам II Российской конференции по изотопной геохронологии 2527 ноября 2003г. Материалы конференции опубликованы в сборнике Изотопная геохронология в решении про
16877. Очерк естествознания 1.28 MB
  Сергей Вертьянов Очерк естествознания Очерк Сергея Вертьянова долгожданное и очень серьезное согласование новейших достижений науки с православной точкой зрения. Он замечателен тем что написан с большой тщательностью и выверен на самом высоком научном уровне. Ав
16878. Размышления физика о тайне творения вселенной 63.5 KB
  PAGE 2 О.В.Петренко Содержание: 1. Вступление. 2. Чудесное рождение вселеннной и ее удивительная природа. 3. Совершенство конструкции человеческого организма. 4. Вероятность случайного появления человека. 5. Свидетельства фундаментальной науки. 6....
16879. Могли ли обезьяны напечатать 23-ий Псалом 93.5 KB
  Могли ли обезьяны напечатать 23ий Псалом Рассел Григ 30 июня 1860 произошло событие которое в сознании многих людей стало поворотным моментом для общественного принятия теории эволюции в ее конфронтации с христианством. Этим событием стали дебаты между агностиком То
16880. Сложность сознания - не продукт самоорганизации 64.07 KB
  Сложность сознания не продукт самоорганизации Отрывок из книги Кризис эволюционизма. Киев 2003 гл. Происхождение видов. В механизме мутаций всё для теории эволюции видов. Если он недееспособен то естественному отбору нечего подхват
16881. ДНК и другие дизайны 114 KB
  PAGE 1 ДНК и другие дизайны Стефан Мейер На протяжении 2 тысячелетий аргумент дизайна обеспечивал интеллектуальную основу для большей части Западного мышления. От классической античности до подъема современной науки ведущие философы теологи и ученые ...