21809

Методы качественного оценивания систем

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе альтернативе вектора из критериального пространства Km координаты точек которого рассматриваются как оценки по...

Русский

2013-08-03

38 KB

63 чел.

Лекция 6

Методы качественного оценивания систем

Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные.

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа, если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках, отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.

Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе (альтернативе) вектора из критериального пространства Km, координаты точек которого рассматриваются как оценки по соответствующим критериям.

Простейшей формой задачи оценивания является задача, когда оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте.

Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многообразны и многочисленны.

К основным методам качественного оценивания систем относятся:

- метод типа мозговой атаки или коллективной генерации идей;

- метод типа сценариев;

- метод экспертных оценок;

- метод Дельфи;

- метод типа дерева идей;

- морфологический метод.

Некоторые из них относятся в теории принятия решений. Они будут рассмотрены.

Методы типа мозговой атаки

Концепция “мозговой атаки” получила широкое распространение в 50 гг. XX века, как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Формой проведения “мозговой атаки” является сессия, как вид коллективного обсуждения идей и вариантов принятия решений.

При проведении сессии должны соблюдаться определенные правила, суть которых:

- обеспечить как можно большую свободу мышления при высказывании новых идей;

 - приветствовать любые идеи, даже если в начале они кажутся сомнительными или абсурдными;

- не допускать критики любой идеи и не объявлять ее ложной без обсуждения;

- приветствовать нетривиальные идеи.

В ходе обсуждения формируются предварительные варианты решения проблем.

Метод типа сценария

Метод подготовки и согласования представлений о анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получил название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, упорядоченные во времени. Однако требование временных координат позднее было снято.

Сценарий не только предусматривает содержательные рассуждения, но и содержит результаты количественного анализа на основе статистики.

На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы в некоторых отраслях промышленности.

Метод экспертных оценок.

Термин “эксперт” происходит от латинского expert – “опытный”.

При использовании экспертных оценок предполагается, что мнение групп экспертов надёжнее, чем мнение отдельного эксперта. При этом соблюдается следующие технологические экспертизы:

  •  формирование цели;
  •  разработка процедуры экспертизы;
  •  формирование групп экспертов;
  •  опрос;
  •  анализ и обработка информации;
  •  принятие решения;

Более подробно экспертное оценивание и программные средства  на их основе будут рассматриваться в отдельной дисциплине.

                                         Метод Дельфа.

Метод Дельфа (древнегреческий город) является развитием экспертного оценивания. В отличие от их он предполагает полный отказ от коллективного обсуждения. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, желание отказаться от публичного выражения мнения, следование за мнением большинства.

В Методе Дельфа прямые дебаты заменены прораммой последовательных индивидуальных опросов, проводимых в форме анкетирования. Ответы обобщаются и поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости высказанных мнений.

Первое практическое применение метода Дельфа нашло в решении некоторых научных задач Министерства обороны США и показало свою эффективность.

Метод типа  дерева целей

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на порцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие.

Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вида целей в обеспечении критериев высшего уровня.

Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений всех критериев на соответствующий коэффициент значимости.

Общий коэффициент связи некоторой цели определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

                                                     Р – вероятность поражения   Ki - критерии

        T

Морфологические методы

Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты реализации системы (решение проблемы) путем комбинирования выделенных элементов или их признаков.

Этот метод разработан и впервые применен швейцарским астрономом Цвикни. Метод Цвинни предусматривал 5 этапов.

1э – точная формулировка поставленной проблемы.

2э -  выделение показателей Pi, от которых зависит решение проблемы.

3э -  сопоставление показателю Pi его значений   и сведение этих значений в таблицу, называемую морфологическим ящиком.


Набор значений различных показателей (по одному значению из каждой строки) представляют собой возможные альтернативы.

Такие наборы называются вариантами решений.

4э. Оценка всех имеющихся в морфологической таблице вариантов.

5э. Выбор из морфологической таблицы наиболее желательного варианта.

Морфологический метод нашел применение для анализа и разработки прогнозов в технкие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28891. Образование политических партий в России (конец XIX—начало XX в.) 48.5 KB
  Канун первой российской революции явился тем историческим моментом когда политические партии в России проходили 1й или 2й этапы своего становления. В зависимости от социальноклассовой основы программных и тактических установок все политические партии образовавшиеся до и в годы революции можно разделить на 4 большие группы: пролетарские большевики; революционнодемократические социалдемократического и левонароднического направлений; буржуазные с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных;...
28892. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории 22 KB
  Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории. Содержанием истории как науки является исторический процесс. Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание в содержание которого входит ряд элементов: знание фактов истории; способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем будущем; обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки...
28893. Первобытная эпоха человечества 24 KB
  Лет назад до образования классовых обществ в различных регионах планеты примерно в IV тыс. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода: каменный век от возникновения человека до III тыс. бронзовый век с конца IV до начала 1 тыс. железный век с 1 тыс.
28894. Древние народы на территории России. Ранние башкиры 22 KB
  С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
28895. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс 22 KB
  Важным географическим фактором определяющим особенности территории страны являются моря озера а также другие водоемы. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности аккуратности в работе извечная тяга к €œподрайской землице€ необыкновенное чувство доброты коллективизма готовности к оказанию помощи вплоть до...
28896. Место средневековья во всемирно-историческом процессе 23.5 KB
  Место средневековья во всемирноисторическом процессе Понятие средний век было введено итальянскими гуманистами которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода эпохи Античности. Как видно в оценке средневековья присутствуют крайности. Поразному определяются и временные рамки Средневековья. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три этапа: Раннее Средневековье – V в.
28897. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси Х-Х11 в 30 KB
  Крещение Руси ХХ11 в. Расцвет Киевской Руси пришелся на правление князя Владимира 1 9801015 г. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.
28898. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами 22.5 KB
  Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. Важное место занимали отношения с Византией которая являлась источником ресурсов для Руси. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.
28899. Удельный период в истории России (XII—XV вв.) 28.5 KB
  К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. В начальной стадии древнерусское государство распалось на 3 основные области: СевероЗападная Русь. Северовосточная Русь.