21809

Методы качественного оценивания систем

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе альтернативе вектора из критериального пространства Km координаты точек которого рассматриваются как оценки по...

Русский

2013-08-03

38 KB

63 чел.

Лекция 6

Методы качественного оценивания систем

Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные.

Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа, если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках, отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.

Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе (альтернативе) вектора из критериального пространства Km, координаты точек которого рассматриваются как оценки по соответствующим критериям.

Простейшей формой задачи оценивания является задача, когда оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте.

Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многообразны и многочисленны.

К основным методам качественного оценивания систем относятся:

- метод типа мозговой атаки или коллективной генерации идей;

- метод типа сценариев;

- метод экспертных оценок;

- метод Дельфи;

- метод типа дерева идей;

- морфологический метод.

Некоторые из них относятся в теории принятия решений. Они будут рассмотрены.

Методы типа мозговой атаки

Концепция “мозговой атаки” получила широкое распространение в 50 гг. XX века, как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Формой проведения “мозговой атаки” является сессия, как вид коллективного обсуждения идей и вариантов принятия решений.

При проведении сессии должны соблюдаться определенные правила, суть которых:

- обеспечить как можно большую свободу мышления при высказывании новых идей;

 - приветствовать любые идеи, даже если в начале они кажутся сомнительными или абсурдными;

- не допускать критики любой идеи и не объявлять ее ложной без обсуждения;

- приветствовать нетривиальные идеи.

В ходе обсуждения формируются предварительные варианты решения проблем.

Метод типа сценария

Метод подготовки и согласования представлений о анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получил название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, упорядоченные во времени. Однако требование временных координат позднее было снято.

Сценарий не только предусматривает содержательные рассуждения, но и содержит результаты количественного анализа на основе статистики.

На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы в некоторых отраслях промышленности.

Метод экспертных оценок.

Термин “эксперт” происходит от латинского expert – “опытный”.

При использовании экспертных оценок предполагается, что мнение групп экспертов надёжнее, чем мнение отдельного эксперта. При этом соблюдается следующие технологические экспертизы:

  •  формирование цели;
  •  разработка процедуры экспертизы;
  •  формирование групп экспертов;
  •  опрос;
  •  анализ и обработка информации;
  •  принятие решения;

Более подробно экспертное оценивание и программные средства  на их основе будут рассматриваться в отдельной дисциплине.

                                         Метод Дельфа.

Метод Дельфа (древнегреческий город) является развитием экспертного оценивания. В отличие от их он предполагает полный отказ от коллективного обсуждения. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, желание отказаться от публичного выражения мнения, следование за мнением большинства.

В Методе Дельфа прямые дебаты заменены прораммой последовательных индивидуальных опросов, проводимых в форме анкетирования. Ответы обобщаются и поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости высказанных мнений.

Первое практическое применение метода Дельфа нашло в решении некоторых научных задач Министерства обороны США и показало свою эффективность.

Метод типа  дерева целей

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на порцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие.

Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вида целей в обеспечении критериев высшего уровня.

Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений всех критериев на соответствующий коэффициент значимости.

Общий коэффициент связи некоторой цели определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

                                                     Р – вероятность поражения   Ki - критерии

        T

Морфологические методы

Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты реализации системы (решение проблемы) путем комбинирования выделенных элементов или их признаков.

Этот метод разработан и впервые применен швейцарским астрономом Цвикни. Метод Цвинни предусматривал 5 этапов.

1э – точная формулировка поставленной проблемы.

2э -  выделение показателей Pi, от которых зависит решение проблемы.

3э -  сопоставление показателю Pi его значений   и сведение этих значений в таблицу, называемую морфологическим ящиком.


Набор значений различных показателей (по одному значению из каждой строки) представляют собой возможные альтернативы.

Такие наборы называются вариантами решений.

4э. Оценка всех имеющихся в морфологической таблице вариантов.

5э. Выбор из морфологической таблицы наиболее желательного варианта.

Морфологический метод нашел применение для анализа и разработки прогнозов в технкие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59726. Інсценізація казки: Пан Коцький 40.5 KB
  На дворі на лавочці біля хати сидить дід та баба а біля її ніг лежить кіт. Залишив кота під дубом Кіт сидить сумує Коли дивиться лисички весело мандрують. Що тут робиш поробляєш куди шлях ти держиш Кіт.
59728. Біблійні мотиви і пророцтво майбутнього у творчості Тараса Шевченка 74 KB
  Тарас Шевченко виріс у патріархальній українській родині де любов до Бога була неодмінною умовою життя. Українці свято вірили в Бога і ревно молилися а жорстоку панщину сприймали як замах на їхню віру переконання...
59729. День вчителя 36 KB
  Дитина: Вчитель Скільки сили треба Щоб навчити нас усіх І терпіння і бажання Дитина: І надій і сподівання. Дитина: Якби не було вчителя То не було напевне Ні поета ні мислителя Ні Шекспира ні Коперника І понині напевне Якби б не було учителя Невідкритими залишилися б Береги Америки.
59730. Конкурс на тему: Зачаровані казкою 51.5 KB
  Конкурс проходив у двох вікових рівнях у категорії €œІлюстрація до улюбленої казки учні €œ0 та І класів та Як уважно вміємо читати казки учні 2 та 3 класів і вимагав ознайомлення учасників зі змістом слідуючих українських народних казок: а Перша група кл.
59731. Державні символи України 53 KB
  Мета: 1 закцентувати увагу на державних символах; 2 повторити документи які узаконюють державність; 3 показати відображення питань української символіки в літературі та мистецтві; 4 виховання патріотичних почуттів у підростаючого покоління.
59732. Кривенька качечка 40.5 KB
  Нічого я ще не знаю, бабуся миленька. Давай підемо по грибки, ти моя старенька. Бери козуб і корзину, я візьму відерце, Наберемо ще води ми з чистого джерельця, Назбираємо грибочків, ягідок нарвемо, Зваримо юшки із грибами, млинців напечемо.
59733. Свято весни. Методична розробка уроку 40.5 KB
  Здрастуй день і здрастуй сонце ясне Промені червоні вище підіймай Хай земля всміхається прекрасна Виграє веселкою весна. В сиву давнину пора року весна відзначалась великою кількістю розмаїтих обрядів ігор пісень.
59734. Інсценівка для дітей. На лісовій галявині 40.5 KB
  На сцені розкладені вирізані з паперу квіти, на кожній квіточці — цукерка. Це галявина. На галявину вибігає дівчинка, одягнена в одяг жовто-брунатного кольору, на голові великий жовтий бант. Це — Бджілка. В руці кошик. Вона побачила квіти і (почала збирати цукерки-нектар).