21835

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Лекция

Архитектура, проектирование и строительство

Общие положения Возведение зданий и сооружений невозможно без применения различых машин механизмов и приспособлений облегчающих ведение строительно монтажных работ. Это способ механизированного производства работ при котором все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются комплектами машин и механизмов взаимоувязанными по своей производительности и эксплуатациионным параметрам. За расчётный параметр принимается объём работ выполняемый основной ведущей машиной в единицу времени. При подборе комплекта машин и механизмов...

Русский

2013-08-03

81.5 KB

22 чел.

Глава 20

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

20.1. Общие положения

Возведение зданий и сооружений невозможно без применения различ-ых машин, механизмов и приспособлений облегчающих ведение строитель-но- монтажных работ. Механизация строительства – внедрение в строитель-ное производство комплекса технических и технологических мероприятий, направленных на замену ручного труда механизированным и автоматизи-рованным.

Наибольший эффект достигается за счёт комплексной механизации. Это способ механизированного производства работ при котором все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются комплектами машин и механизмов, взаимоувязанными по своей производительности и эксплуа-тациионным параметрам. За расчётный параметр принимается объём работ, выполняемый основной (ведущей) машиной в единицу времени.

При подборе комплекта машин и механизмов различают процессы:

  •  основные – выполняемые ведущими машинами;
  •  вспомогательные – способствуют и обеспечивают выполнение рас-чётных строительно-монтажных работ при помощи вспомогательных машин;
  •  совмещаемые – дополнительные, выполняемые при помощи допол-нительных, резервных машин и средств малой механизации.

Ручной труд при комплексной механизации допускается только в случае полного отсутствия малой механизации или нецелесообразности её использования.

Способы комплексной механизации, виды механизируемых работ, условия применения машин – определяются в проектах производства работ или технологических картах. Там же  производятся все необходимые расчёты (расчёт требуемой производительности по заданным объёмам работ, увязка технических параметров машин, определение количества машин и др.).

Выбор состава комплектов машин осуществляется в три этапа:

Ι этап – определяется схема комплексной механизации, основные па-раметры ведущих и вспомогательных машин. Из полученного ряда типораз-меров намечают несколько возможных вариантов комплекта машин (основ-ных, вспомогательных и дополнительных);

ΙΙ этап – из числа отобранных вариантов производится сравнительная технико-экономическая оценка и выбор оптимального варианта;

ΙΙΙ этап – формирование технологических комплектов (нормокомплек-тов) средств малой механизации для оснащения бригад (звеньев). Увязка средств малой механизации по производительности и техническим парамет-рам с основным комплектом машин.

Комплексная механизация технологических процессов предусматри-вает подбор типов основных  машин, определение их количества расчётом и взаимоувязка со вспомогательными (механизмами).

Основные расчётные параметры:

 V - объём работ; T - время работы;  I – интенсивность; Q – трудо-ёмкость; Пэ – эксплуатационная производительность расчётных машин

Расчёт производится для частных и специализированных потоков по каждому технологическому комплексу работ.

Типы машин выбираются по техническим характеристикам, которые можно найти в справочной литературе или в технических паспортах.

Количество машин определяется по формуле:

=   ;

где:   k - ритм потока (смены);  m   - количество захваток.

Результаты расчёта должны отвечать зависимостям:

Iп    Пэ.о. - I  - интенсивность (количество) выпуска продукции в смену;

Iп  Пэ.к. - Пэ.о. – эксплуатационная производительность основной  машины;

Пэ.к.  Пэ.о. -  Пэ.к. - эксплуатационная производительность комплекта машин в смену;

Пэ.в.   Пэ.о. -  Пэ.в. - эксплуатационная производительность вспомогательных машин

Графически структуру комплексной механизации можно представить в виде цепочек взаимосвязанных комплектов машин. Структура может быть простая или комбинированная. В комплекте машины могут взаимодейство-вать последовательно или параллельно (рис.20.1.).

При взаимодействии по последовательной схеме простой одной маши-ны вызывает простой всего комплекта. Машины в параллельной схеме рабо-тают независимо друг от друга, кроме основной (ведущей).

Условие согласования по производительности:

           Пэ.о. ≤ ∑ Пэ.в х N   -  при параллельной схеме;

Пэ.о. ≤ Пэ.в1 ≤ Пэ.в2 … ≤ Пэ.в i    - при последовательной схеме;

где,  N – общее количество вспомогательных машин.

При согласовании машин по производительности следует учитывать количество типоразмеров машин, так как они имеют различные технические характеристики.

При  оценке механовооружённости строительства применяется тех-нико-экономический показатель – уровень комплексной механизации. Он характеризует степень комплексной механизации какого-либо вида строи-тельно-монтажных работ. Определяется как отношение объёма работ, выпол-ненных комплексно-механизированным способом к общему объёму работ (выражается в процентах). Подсчёт можно вести в физических величинах, трудоёмкости, стоимости по сметной документации.

Если строительство объекта осуществляется несколькими параллельными потоками, то для их выполнения применяют несколько параллельно работающих, одинаковых по составу комплектов машин.

=     или  =

где,  V -  объём работ;  Т – продолжительность работ;  k  - ритм потока;  

  Мп – машиноёмкость процесса;  m -  число захваток

20.2. Комплектация машин для отдельных технологических процессов

Технологические комплекты строительных машин оставляют на основе схем комплексной  механизации, которые определяются в проектах производ-ства работ. Структура схем зависит от особенностей объекта строительства (объёмы и виды работ; объёмно-планировочные и конструктивные решения;  местоположение стройплощадки; природно-климатические, геологические и др. условия).

Номенклатура машин по каждому технологическому комплексу опре-деляется по справочной литературе.

Типы машин по видам работ

Ι – Земляные работы

  •  рыхлители (прицепные, навесные, в качестве сменного оборудования);
  •  экскаваторы различных типов;
  •  скреперы прицепные и самоходные;
  •  бульдозеры;
  •  автотранспорт (грузовики, самосвалы, прицепы);
  •  катки самоходные и прицепные;
  •  трамбовки различных видов;
  •  специальные машины (буровые, для разработки мёрзлых грунтов).

ΙΙ – Свайные работы

  •  бурильные машины и установки;
  •  машины и механизмы для погружения свай (копры, вибропогружатели, дизель-молоты);
  •  вспомогательные машины ( для срезки голов свай, установки статического зондирования т.д.).

ΙΙΙ – Бетонные работы

  •    бетоносмесительные заводы и установки (передвижные и стационарные);
  •  бетоносмесители;
  •  автобетоновозы, автобетоносмесители;
  •  бетоноукладчики различных видов, конвейеры-транспортёры, виброжелоба, бетононасосы, манипуляторы;
  •  краны стреловые (для грузовых и вспомогательных операций);
  •  вибраторы и уплотнители бетонной смеси различных типов;
  •  поливочные машины и агрегаты;
  •  установки для специальных бетонных работ (вакуумирование, шприц-бетонирование, торкретирование, оборудование для зимнего бетонирования и ухода за бетоном);
  •  машины для отделки бетонных поверхностей (затирка, шлифовка);
  •  ёмкости для перемещения бетонных смесей (бадьи, контейнеры);
  •  арматурные мастерские.

ΙV – Монтаж сборных конструкций

  •  монтажные краны различных типов;
  •  специальная монтажная техника (стрелы, порталы, шевры, гидроподъёмники др.);
  •  транспортные средства (автотранспорт, рельсовый транспорт);
  •  сварочная техника (трнсформаторы, выпрямители);
  •  кондукторы и механизмы для временного раскрепления элементов4
  •  тяговые машины и оборудование (лебёдки, тракторы и др.);
  •  устройства для бетонирования стыков;
  •  такелажная оснастка.

V – Отделочные работы

  •  штукатурные станции, растворонасосы;
  •  малярные станции;
  •  растворосмесители, машины для гашения извести;
  •  компрессорные установки;
  •  машины для устройства мягкой кровли (разогрев мастик, транспорт мастик, наклейка рулонов);
  •  воздухонагреватели, калориферы;
  •  специальная техника по новым отделочным технологиям.

20.3. Малая механизация при производстве строительно-монтажных работ

Понятие – «малая механизация» подразумевает технические средства, которые обеспечивают выполнение строительных процессов, дополняя область применения и увеличивая производительность комплектов основных и вспомогательных машин. В технологической документации на строительно-монтажные работы (СМР) малая механизация входит в состав нормокомплекта на строительный технологический  комплекс.

Нормокомплект – комплект средств малой механизации, приспособле-ний, приборов и ручного инструмента, рассчитанных на выполнение данного вида работ в соответствии с принятой технологией и наиболее высокой про-изводительностью.

ЦНИИОМТП  разработал и выпустил сборники нормокомплектов для различных видов СМР, отдельных типовых проектов и специализированных бригад. Кроме того разработана «Единая номенклатура средств малой меха-низации», которая приводится в справочной литературе.

Малая механизация разбита на разделы, проиндексирована и сгруппи-рована в два раздела: межвидовые средства и средства по видам работ.

Межвидовые средства малой механизации охватывают механизмы и конструкции, разработанные ведущими конструкторскими организациями, рекомендуемые к применению для любых видов СМР, то есть являющимися универсальными. К ним относятся:

  •  01 – подмащивание по организации рабочих мест по высоте;
  •  02 – грузозахватные приспособления;
  •  03 – средства контейнеризации и пакетирования4
  •  04 – внутрипостроечный транспорт;
  •  05 – средства индивидуальной и коллективной защиты;
  •  06 – ёмкости для хранения и подачи материалов.

Средства по видам работ предусматривают применение специальной техники для отдельных видов работ. они разбиты по подразделам с индексами:

10 – земляные работы; 11 – бетонные работы; 12 – монтажные работы;

13 – штукатурные работы; 14 – малярные работы; 15 – каменные работы;

16 – столярные работы; 17 – кровельные и гидроизоляционные работы;

    18 – плиточные работы; 19 – стекольные работы; 20 – санитарно-техни- ческие работы;  21 – дорожные работы; 22 – устройство полов;

23 – обойные работы.

Средства малой механизации включённые в «Номенклатуру…» не являются полными и обязательными, они носят рекомендательный характер и дополняются по мере развития техники и новых технологий строительства.

PAGE  181


А

В

Г

простая схема, взаимодействие последовательное

А, Б, В, Г, Д - комплекты  машин

- простая схема,   взаимодействие параллельное

А

Б

В

Г

- комбинированная схема

А

- основной

А

Б

Б

В

Г

Д

Д

Рис.20.1. Структура комплексной механизации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...
75014. Интонационное и исполнительское развитие музыки 152.5 KB
  Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...
75015. Українські народні думи, Відкритий урок у 4-му класі 118.5 KB
  Українські народні думи. Сьогодні на уроці прозвучать особливі своєрідні вокальні фольклорні твори думи. Боротьба українського народу за свободу і незалежність зумовила виникнення дуже відомого нині жанру народної творчості думи.
75016. Народная песня в симфонической музыке 44 KB
  Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...
75017. Мусор – глобальная проблема человечества. Борьба первобытного человека с отходами 32.5 KB
  Борьба первобытных людей с отходами Эколог: На древней планете идиллия была Наша Земля раем слыла. Эколог: Но однажды в древний век Появился человек. Первобытный человек: Много тысячелетий назад Неандерталец чистой Земле был рад Экологически чистые плоды он собирал Прозрачную водицу из родника он брал. Эколог: Отходы синтетические у современного человека Они не перегнивают лежат в земле три века Пакеты по пятьсот лет планету загрязняют А стеклянные отходы за тысячу лет не исчезают Пещерный человек: Пещерный человек вам Землю чистой...
75018. Не будьте собі ворогом. Конспект уроку здорового способу життя 47 KB
  Мета заходу: Виховувати в учнів негативне ставлення до вживання наркотиків бажання і вміння вести здоровий спосіб життя критично ставитись до своїх негативних вчинків. Що стається з наркоманом а продовжує радіти життю; б постійно шукає де б дістати наркотик; в пригнічений; г життя муки. Втрачаєш радість життя. Можеш покінчити життя самогубством.
75019. Здоров’я народу - багатство країни. Позакласний захід з народознавства для 6-7-х класів 98.5 KB
  Українське житло мало чотиригранну будову – чотири стіни відповідали чотирьом сторонам світу. Вікна виходили на схід і на південь – до сонця. З північного боку, де панували темні, злі сили, вікон не було.
75020. Дванадцять місяців, народознавчий проект 162 KB
  Чи потрібні сучасній молоді знання про народні свята традиції Чи варто відроджувати їх ці питання визначили проблему. Мета проекту: ознайомлення учнів з багатством культурної спадщини українського народу; формування ціннісного ставлення до скарбів української духовної культури народного мистецтва традицій і звичаїв свого народу...
75021. Структура наукового дослідження, план-конспект уроку 128 KB
  Структура наукового дослідження Мета. Познайомити слухачів із методологією наукової творчості сформувати у них теоретичні знання про основні компоненти структури наукового дослідження та практичні вміння будувати структуру наукового дослідження користуватися одержаними знаннями при написанні наукових робіт стимулювати творчість дослідницькі вміння. Бесіда Яке слово найбільш підходить до поняття структура наукового дослідження Будова схема. Із чого починається наукове дослідження Із обґрунтування актуальності теми дослідження.