21847

Управление качеством проекта

Лекция

Архитектура, проектирование и строительство

В чем же здесь роль управления проектами и чем новая система может помочь Оказывается весьма многим прежде всего потому что обеспечение требуемого уровня качества есть задача организационноэкономическая и проектменеджер оказался именно той фигурой которая в состоянии вооружившись методологией управления проектами навести должный порядок в сложном и потому зачастую хаотичном мире среды и окружения проекта. Задача обеспечения качества на должном уровне пронизывает весь жизненный цикл проекта. А потому задача этой главы показать не...

Русский

2013-08-03

88 KB

14 чел.

Тема  6. Управление качеством проекта.

6.1. Концепция управления качеством.

С переходом Украины рынку с этой проблемой столкнулись практически все отечественные производители товаров и услуг; все чаще отечественной продукции—даже более дешевой, потребители предпочитают иностранную как правило, ведущих в своей области фирм. Над многими отечественными производителями нависла угроза банкротства, вызванного зачастую неконкурентоспособностью продукции.

В чем же здесь роль управления проектами и чем новая система может помочь?

Оказывается, весьма многим прежде всего, потому, что обеспечение требуемого уровня качества есть задача организационно-экономическая и проект-менеджер оказался именно той фигурой, которая в состоянии, вооружившись методологией управления проектами, навести должный порядок в сложном и потому зачастую хаотичном мире среды и окружения проекта.

Задача обеспечения качества на должном уровне "пронизывает" весь жизненный цикл проекта. На каждой из фаз существуют свои, специфические приемы решения этой задачи. А потому задача этой главы показать не столько технологические приемы обеспечения качества (это функция специальных технологических дисциплин), сколько методы организации бездефектных процессов на основе методологии управления проектами.

Новая политика основывается прежде всего на понимании самими участниками проектов (работниками компаний) жизненной необходимости решения этой задачи.

Определим 7 основополагающих принципов новой концепции:

качество неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

качество это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

ответственность за качество должна быть адресной;

для реального повышения качества нужны новые технологии;

повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Метод системного управления качеством.

На этих принципах основан наиболее популярный сейчас метод системного управления качеством, За рубежом этот метод называют Total Quality Management TQM.

В соответствии с этим методом устанавливается единая схема разработки и внедрения системы (заметим, что за рубежом этим занимаются обычно специализированные фирмы по контракту с предприятием):

1. Проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад;

2. На основе обследования и анализа фактического состояния производства производится выбор системы управления качеством и разрабатывается Программа качества;

3. Разрабатывается Руководство по реализации Программы качества, в котором описывается сущность и механизм функционирования Системы управления качеством;

4. На специальном совещании с участием Специализированной фирмы обсуждаются детали, сроки и организация выполнения Программы качества и Руководства, вносятся необходимые исправления и принимаются решения (в том числе, по вопросам обучения и аттестации персонала);

5. Мероприятия из Программы и Руководства включаются в общий план проекта;

6. Программа качества и Руководство запускаются в производство; специализированная фирма проводит периодические проверки, документально оформляя их результаты и внося необходимые уточнения в указанные документы;

7. В ходе реализации Программы и Руководства специализированная фирма осуществляет поддержку системы и защиту интересов предприятия.

Учет и анализ затрат.

Суть работы проект-менеджера в рамках системы состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным (модель сравнения показана на рис. 6.1.).

Информацию для такого сравнения дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества. Эти затраты обычно классифицируют следующим образом:

Предупредительные затраты направлены на изначальное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести затраты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, программу качества и др.;

Информационные затраты связаны с желанием заказчика (потребителя) убедиться в том, что процесс развивается в нужном направлении. К ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный контроль, операционный контроль;

Затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами, должны быть произведены для того, чтобы скорректировать процесс и сделать, несмотря на неудачи, продукцию приемлемой для заказчика (потребителя). К ним относят расходы на отбраковку, ремонт, устранение дефектов;

Затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика (потребителя), вызваны тем, что его (заказчика) требования не были удовлетворены. К ним относят расходы на возврат продукции, жалобы потребителя, необходимые ответные меры.

Эта классификация интересна прежде всего своей адресностью. На ее основе легко построить систему управления качеством (вспомним изречение древних: "Управлять можно только тем, что измеримо").

Реализация Программы качества дает, по зарубежным источникам эффект, показанный на рис. 6.2. Обратим внимание, что наряду с общим снижением затрат изменяется их структура доля предупредительных затрат увеличивается, а всех других снижается.

Для того чтобы обеспечить этот результат, большое внимание в рамках системы уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ можно сформулировать как "Повышение качества через предупреждение дефектов".

Процесс управления качеством в значительной степени компьютеризирован. С помощью средств вычислительной техники решаются следующие задачи:

распределение во времени и по видам продукции затрат, связанных с обеспечением качества;

определение видов и стоимости продукции (проектов), требующих повышенных затрат;

динамика изменения себестоимости продукции;

степень удовлетворенности потребителей продукцией проекта.

 

6.2. Нормы и стандарты

Система стандартов ISO

Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 году в

СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию.

ISO образована в 1947 году с штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация создана с целью разработки мировых стандартов, которые способствовали бы улучшению международных связей и кооперации, а также ускоренному развитию сбалансированной и равноправной международной торговли. В состав ISO входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. По состоянию на январь 1994 года ISO разработала около 9 тысяч стандартов.

Вопросами качества в ISO ведает технический комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по системам контроля за качеством продукции, его повышения и обеспечения технологией, связанной со сферой качества.

В ведении технического комитета ISO 176 находятся стандарты серии ISO 9000 "Системы качества". Стандарты ISO 9000-9004 имеют самое широкое распространение в мире и, возможно, это самые важные стандарты по системам качества, которые когда-либо разрабатывались. Эти стандарты приняты большинством промышленно развитых стран мира и должны играть важную роль в Европейском экономическом сообществе. По мере достижения ЕЭС своей цели превращения в крупнейший в мире потребительский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.

Стандарты ISO 9001 и EN29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следующих элементов:

Ответственность руководителей;

Система качества;

Анализ контрактов;

Управление проектированием;

Управление потоком информации,;

Закупки (материально-техническое обеспечение проектов);

Изделия, поставляемые заказчиком;

Идентификация изделия;

Управление процессом создания продукции;

Контроль и испытания;

Оборудование для контроля, измерений и испытаний;

Статус контроля и испытаний;

Оформление продукции, не соответствующей требованиям;

Внесение изменений;

Хранение, упаковка и поставка;

Документация по качеству;

Обучение;

Обслуживание;

• ' Статистические методы.

Стандарты ISO 9002 и EN29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.

Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Многие развитые и развивающиеся страны имеют стандарты, эквивалентные ISO и EN. [...]

Система строительных норм Украины.

Новая украинская система строительных норм находится сейчас в стадии становления. В новую систему, регламентируемую «Строительными нормами и правилами Украины. Основные положения» (ДБН) входят рис. 6.3.:

Государственные нормативные документы (строительные нормы и правила, рекомендательные нормативные документы, а так же государственные стандарты Украины);

Административно-территориальные нормативные документы (территориальные строительные нормы);

производственно-отраслевые нормативные документы (строительно-технологические нормы и нормативные документы по стандартизации, стандарты предприятий, объединений и научно-технических обществ и технические условия).


Отличительной чертой вновь разрабатываемых нормативных документов в области строительства является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике строительного нормирования и стандартизации технически развитых зарубежных стран. В отличие от традиционно сложившегося так называемого "описательного" или "предписывающего" подхода, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя, то есть цели, которые должны быть достигнуты, но не методы их достижения.

Предполагается, что нормативные документы будут постепенно изменяться: так, в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые должны быть удовлетворены. Обязательными должны быть только требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды, надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие технические решения, которые ранее регламентировались нормами, будут носить только рекомендательный характер. Эти решения должны приниматься с учетом конкретных условий соответствующих производств, природно-климатических, социальных и экономических особенностей областей Украины.

Система строится на методических и организационных принципах, отвечающих принятым в работе международных (ISO, EN) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах. Предусматриваются гармонизация нормативных документов системы с международными стандартами в области строительства и строительным законодательством зарубежных стран, а также сохранение общей нормативной базы строительства стран Содружества Независимых Государств в виде межгосударственных нормативных документов. 

6.3. Обеспечение качества в управлении проектами.

Сущность управления качеством проекта.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, является качество выполнения всех работ по его реализации.

Основными элементами управления качеством проекта принято считать:

Основные положения ("философию" системы управления качеством), имеющие целью согласовать интересы заказчика и команды проекта;

Обеспечение качества комплекс управленческих мероприятий, направленных на обеспечение всеми участниками проекта требуемых проектом характеристик качества;

Контроль качества комплекс технических и технологических мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.

В недалеком прошлом было принято решать вопросы качества проекта независимо от системы управления проектом в целом. Теоретически это позволяло подразделению, обеспечивающему контроль качества проекта, выполнять свои задачи вне жестких рамок графика и стоимости работ по проекту.

Однако на практике это приводило к разделению участников проекта на ответственных и безответственных, в результате чего персонал, выполнявший основные работы по проекту, практически не нес ответственности за качество.

Качество, таким образом, становилось проблемой только того подразделения, которое отвечало за его обеспечение. В результате было трудно добиться хорошего качества проекта в целом. Именно поэтому и появилась концепция системного управления качеством , основанная на понимании того, что каждый участник проекта причастен (в совершенно конкретных пределах) к качеству проекта в целом.

Функции проект-менеджера.

Обеспечение качества проекта является важнейшей заботой менеджера проекта (рис.6.4.) Он может поручить часть работы пли всю работу по созданию и выполнению программы обеспечения качества специализированным фирмам, однако ответственность за обеспечение качества проекта в целом сохраняется за ним.

Полномочия и ответственность отдельных лиц и организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально. Это делается в рамках специальной программы обеспечения качества проекта.

Программа обеспечения качества проекта.

В этой программе находит отражение стратегия обеспечения качества проекта, определяемая на начальной стадии его выполнения задолго до размещения заказов на закупку и поставку оборудования. Программа определяет мероприятия, направленные на обеспечение качества выполнения работ по проекту, в том числе мероприятия по контролю качества.

Программа должна предусматривать:

организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;

четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.

Деятельность участников проекта по обеспечению качества проекта должна включать в себя как выполнение практических мероприятий по достижению требуемых показателей качества, так и управленческих функций:

доведение программы обеспечения качества проекта до исполнителей и организация ее выполнения;

проверка хода выполнения намеченных программой мероприятий по контролю.

Лица и организации, ответственные за обеспечение качества, должны обладать достаточными полномочиями для того, чтобы:

формулировать ("видеть") проблемы качества;

готовить и предлагать решения;

проверять исполнение решений;

приостанавливать поставку или установку оборудования, конструкций и материалов, не удовлетворяющих установленным требованиям.

Эти полномочия и организационная права должны предоставляться официально решением руководства проекта (предприятия, фирмы).

В зависимости от типа проекта организационная структура выполнения программы обеспечения качества проекта может принимать различные формы. Программа должна утверждаться заказчиком.

Руководитель проекта обязан регулярно проверять состояние дел с выполнением программы и точность ее соблюдения.

Персонал, выполняющий мероприятия по обеспечению качества проекта, включая персонал служб субподрядчика, должен быть достаточно квалифицированным. Чтобы этот персонал обладал достаточным профессионализмом, следует обеспечить его обучение. Это также является заботой руководителя проекта.

Контроль качества проекта.

Классификация видов и методов контроля качества приведена на рис.6.5.

Программа контроля качества проекта должна предусматривать следующие мероприятия:

контроль разработки проектной документации;

контроль поставок оборудования, конструкций и материалов;

первоначальная инспекция;

проверка готовности к испытаниям;

метрологический контроль, проверка контрольно-измерительной аппаратуры;

проверка складирования и хранения;

контроль процедур проведения инспекций, испытаний и приемки;

выявление непригодных оборудования, конструкций и материалов;

корректирующие воздействия;

регистрация мер по обеспечению качества;

проведение ревизий желательно силами сторонних специалистов.

Техническая инспекция на предприятии-поставщике.

Важнейшей частью контроля качества проекта является так называемая техническая инспекция. Она осуществляется как на предприятии-поставщике, так и непосредственно на месте производства работ.

Для ее осуществления, в развитие программы обеспечения качества проекта, на основе спецификации необходимого оборудования целесообразно разработать специальный план с распределением необходимых ресурсов в соответствии с установленными приоритетами такой инспекции в зависимости от дефицитности каждой позиции.

План технической инспекции предназначен для инспектирования предприятий, выполняющих заказы на производство и поставку оборудования. Он определяет в деталях виды и способы всех проверок и испытаний. В плане технической инспекции выделяются критические процессы, оговариваются условия обслуживания и использования нестандартных материалов, требуемый уровень контроля силами поставщиков и другие аспекты.

Перед проведением технической инспекции все заказы на поставку оборудования классифицируются на так называемые критические (дефицитные), основные и менее значительные.

К критическим заказам относится основное технологическое оборудование.

Основные заказы включают в себя вспомогательное технологическое оборудование.

Менее значительные заказы включают в себя обычно номенклатуру изделий так называемой местной поставки.

При разработке плана инспекций устанавливают объемы выборки, инструментальное оснащение, периодичность и глубину проверок. Эти параметры выбираются в зависимости от характера заказа.

После подготовки плана технической инспекции для ее проведения назначаются квалифицированные инспекторы. Их квалификация определяется тестированием.

Инспекторы могут назначаться заказчиком или подрядчиком, направляться специализированной фирмой. Большинство проектов имеет своих ведущих инспекторов или руководителей отделов технического контроля, которые отвечают за проведение технической инспекции на предприятиях.

Кроме общих навыков проведения технических инспекций, инспекторы должны владеть методиками технического контроля конкретных изделий проекта.

К другим важным видам деятельности инспекторов относятся:

техническое взаимодействие и анализ технических характеристик;

оценка поставщика его опыта и полноты условий контракта;

определение типа контроля и особых инструкций для инспекторов;

ликвидация забракованных изделий или оборудования;

отчеты.

Условия контроля особенно связанные с проведением испытаний, должны быть описаны в технических условиях на поставку. Инспектор должен удостовериться, что все проверки и оговоренные испытания осуществимы и понятны.

Для дефицитных материалов и оборудования техническая инспекция требует от поставщика представить на рассмотрение план обеспечения качества, который намечает в общих чертах организацию поставщиком контроля качества, детально описывает квалификацию персонала и методику проведения контроля качества.

После получения предписания на проведение технической инспекции инспектор тщательно изучает заказ на закупки и технические условия, после чего разрабатывает индивидуальный план проведения инспекции.

Техническая инспекция предприятий обычно включают в себя:

проверку эффективности методов контроля качества, применяемых поставщиком;

оценку стандартов качества поставщика (в результате могут быть установлены более жесткие нормы);

испытания с разрушением и без него;

определение рабочих характеристик;

анализ документированных данных о ранее проведенных испытаниях;

осмотры поверхностей;

проверку размеров.

За достижение необходимого качества продукции всецело отвечает поставщик, но работа инспектора должна помочь выявлению условий, неблагоприятно влияющих на качество продукции, создающих необходимость дорогостоящих переделок, вызывающих задержку производственного процесса.

В зависимости от уровня технического контроля затраты на него могут составить от 0.5 до 1% от общего бюджета проекта.

Затраты на технический контроль могут быть сокращены, если сам контроль и устранение обнаруженных дефектов осуществлять на месте производства оборудования. Дефекты, обнаруженные на стройплощадке, обходятся на порядок дороже, чем исправления на предприятии-изготовителе.

По завершении технической инспекции инспектор выдает разрешение на отгрузку. 

Техническая инспекция на месте проведения работ.

Техническая инспекция на месте проведения работ (как и технический контроль на предприятии) является ключевым фактором с точки зрения качества всего проекта.

На строителях лежит ответственность за то, чтобы в принятом оборудовании не было дефектов, чтобы оно соответствовало проекту по качеству. Действия строителей являются последним звеном в защите от неудовлетворительного качества.

Если на месте проведения работ обнаруживаются дефекты материала или оборудования, которые не были замечены во время технической инспекции на предприятии, то в этом случае инспектору следует принять меры для предотвращения дефектов в последующих партиях груза. При приемке грузов следует также проверять их маркировку.

За сохранность полученных материалов отвечают специалисты, работающие на стройплощадке.

В состав строительной группы должны входить квалифицированные инспекторы для проверок на местах. Обычно они должны проверять качество сварки, проводить испытания без разрушений, а также проверять установку приборов, электрического и вращающегося оборудования.

В Украине целостная, в прошлом, система контроля качества трансформировалась сейчас в ряд независимых контрольных органов как правило, на уровне предприятий или отраслей. Методическое руководство их деятельностью осуществляют Госстандарт, Госстрой и Госгортехнадзор Украины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50821. DHTML и JavaScript на web-страницах 560 KB
  Цель работы: ознакомиться с основными возможностями языка JavaScript, синтаксисом, встроенными объектами, событиями DHTML, получить практические навыки программирования на языке JavaScript.
50822. Экспериментальное определение характеристик объекта регулирования, выбор закона регулирования и расчет параметров настроек регулятора 804 KB
  Изучить инженерный метод выбора закона регулирования и расчета параметров настроек регуляторов непрерывного действия. Характеристики объектов регулирования Большинство промышленных объектов можно представить в виде элементов которые являются аккумуляторами вещества или энергии. Динамические и статические свойства объекта регулирования описываются дифференциальными уравнениями.
50823. Скриптовый язык программирования PHP 298 KB
  Он может также использоваться для создания изображений и манипуляций с файлами изображений различных форматов включая gif png jpg wbmp и xpm. Обратите внимание что здесь предполагается использование имени...
50824. Проектирование салона швейного предприятия сервиса 156 KB
  Рассчитать численность работающих и площадь салона.Согласно варианту задания дать краткую характеристику приемного салона по зонам.1 Исходные данные для проектирования салона Таблица 4.
50825. Имитационное моделирование. Разработка модели системы массового обслуживания в Arene 807.5 KB
  Практическая часть Исходные данные для рассмотренного в практической части примера: В салон по сборке компьютеров со среднем временем в 15 минут приходит 1 клиент что определяется по экспоненциальному закону чтобы выбрать компьютер ПК. Выбор ПК осуществляется в течении 1520 минут. Отдел по сборке системного блока осуществляет единичный заказ в течение 4050 минут в то время как отдел по подбору соответствующих монитора и периферийных устройств делает свой единичный заказ в течение 540 минут. Определить необходимое минимальное...
50826. Исследование влияния параметров настройки регулятора на качество процесса регулирования 38.5 KB
  Динамические свойства систем автоматического регулирования Требования предъявляемые к поведению стабилизирующих систем автоматического регулирования САР в динамике зависят от их назначения характера воздействий конкретных условий и т. Достаточным условием следует считать качество процесса регулирования которое оценивается видом переходных процессов и ошибками на установившихся режимах.14 рассмотрены показатели качества процесса регулирования: время регулирования tp перерегулирование σ статическая ошибка Δxs=δ остаточное отклонение...
50827. Взаимодействие PHP и MySQL. Механизмы сессий 144 KB
  Цель работы: ознакомиться с основными функциями PHP применяемыми для работы с MySQLсервером изучить и применить на практике механизмы сессий Основные понятия MySQL СУБД MySQL одна из множества баз данных поддерживаемых в PHP. Система MySQL распространяется бесплатно и обладает достаточной мощностью для решения реальных задач. Система MySQL представляет собой сервер к которому могут подключаться пользователи удаленных компьютеров.