21867

Условия неопределенности и риска

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Условия неопределенности и риска.3 Виды и условия предпринимательского риска; 8. По критерию определенности информации различают решения принятые в условиях: а определенности б вероятностной определенности риска в неопределенности ненадежности. В отечественной экономике на данном этапе ее развития риск особенно вероятен вследствие неуменьшающейся неопределенности политической ситуации неустойчивости экономической среды отсутствия гарантии получения ожидаемого результата Природа риска в рыночной экономике...

Русский

2013-08-04

55.5 KB

42 чел.

Дисциплина:  «Управленческие решения»                                               з/о

Лекция.

Тема 8. «Условия неопределенности и риска».

2 часа.

8.1 – Условия неопределенности;

8.2 – Виды неопределенности; 

8.3 – Виды и условия предпринимательского риска;

8.1. Условия неопределенности

       Возникающие в управленческой деятельности неожиданные ситуации достаточно часто требуют срочных и часто неординарных действий, сопряженных с риском. Появившиеся проблемы и связанный с их решением риск может иметь явный и неявный характер. 

      Все зависит от поступающей информации.

      В первом случае она более определенна,

      во втором - слабо сигнализирует о надвигающейся опасности.

Очень важно не игнорировать сигналы, а усилить наблюдение за ходом событий.

     По критерию определенности информации различают решения, принятые в условиях:

а) определенности,

б) вероятностной определенности (риска),

в) неопределенности (ненадежности).

      Если решение принимается в условиях определенности (достоверности), то увеличивается оперативность разработки, уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта.

        Преимущество подобной ситуации: 

- все переменные для расчетов вводятся самим субъектом управления при одном и том же состоянии объективных условий (объекта).

- открывается возможность широкого использования количественных методов и ЭВМ.

- руководитель с достаточной степенью точности предполагает результат каждого из имеющихся альтернатив решений.

            Примером может быть возможность вложения средств в Сбербанк, приобретение государственных ценных бумаг, когда известен доход, получаемый в результате этих действий (например, процентной ставки банка).

             Существуют различные виды неопределенности в зависимости от причин ее появления. В частности выделяется неопределенность:

-  количественная (обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации);

- информационная (вызванная недостатком информации или ее неточностью по техническим, социальным и другим причинам);

- стоимостная из-за слишком дорогой или недоступной платы за определенность;

- профессиональная, как следствие недостаточного профессионализма ЛПР (не учитывается, например, требуемое количество влияющих факторов);

- ограничительная (вызванная ограничениями в ситуации принятия решений, например ограничения по времени и др.);

- внешней среды, связанная с ее поведением или реакцией конкурента на процесс принятия решения.

Рассмотрим природу неопределенности более углубленно. Для этого обратимся к информационной базе решений, то есть сведениям, составляющим его информационную структуру.

Она включает:- цели и задачи объекта управления,

                        - состояние объекта (техническое, экономическое и др.),

                        - особенности развития объекта (закономерности, тенденции, механизм функционирования),

                        - прогноз изменения внешней среды,

                        - альтернативные стратегии функционирования предприятия,

                        - альтернативные варианты решения,

                        - последствия реализации альтернатив,

                        - критерии выбора лучшей альтернативы.

         Итак, условия неопределенности при принятии решений характеризуются отсутствием достаточного количества информации для целесообразной организации действий.

         Качество процесса разработки решений зависит от полноты учета всех факторов, оказывающих влияние на последствия принятых решений.

         Неопределенность может быть устранена полностью или частично двумя путями:

1- углубленным изучением имеющейся информации либо

2 - приобретением недостающей информации.

        Риск, связанный с предпринимательством, принято называть хозяйственным или предпринимательским.

        В отечественной экономике на данном этапе ее развития риск особенно вероятен вследствие неуменьшающейся неопределенности политической ситуации, неустойчивости экономической среды, отсутствия гарантии получения ожидаемого результата,

         Природа риска в рыночной экономике обусловлена следующими факторами:

- ограниченной сферой государственного регулирования хозяйственной деятельности;

- усилением роли случайных факторов во взаимодействии предприятия с внешней средой;

- частной (и ее видами) собственностью предпринимателя, ее владением, пользованием, распоряжением;

- конкурентной борьбой товаропроизводителей и других хозяйствующих субъектов;

- всеобъемлющим характером риска, распространяющимся на сферы общественной жизни, как производственную, так и непроизводственную,  предотвращения потерь.

      В самом широком смысле риск - это опасность возникновения ущерба.

Объем этого понятия включает сферы деятельности по производству продукции, товаров, оказанию услуг, выполнению социально-экономических и научно-технических проектов, по товарно-денежным и финансовым операциям.

     Рискуя, предприниматель (менеджер) рассчитывает на получение выигрыша (прибыли, дохода). Затрачивая средства, стремится получить выгоду, перекрывающую понесенные затраты.

Следовательно, предметом риска являются потери ресурсов:

- материальные,

- трудовые,

- финансовые,

- информационные,

- интеллектуальные или

- недополученные доходы (ниже ожидаемых).

        Другими словами, если риск не оправдался, ЛПР может в худшем случае понести потери затраченных средств (сверх запланированных), либо недополучить сумму ожидаемых доходов.

     Риск характеризуется на качественном и количественном уровнях:

- в виде затрат (либо снижения доходов), а также может иметь абсолютное (физическое, материально-вещественное) или стоимостное выражение.

     Типичные признаки рисковых ситуаций. Это:

- величина потенциального ущерба (или выигрыша);

- вероятность наступления последствий принятого решения (неизбежные потери не являются риском);

- альтернативность выбора (рисковать или не рисковать);

- неопределенность условий: чем она выше, тем больше риск;

- возможность управления риском (совершение действий, уменьшающих или увеличивающих величину или вероятность ущерба);

- надежда на успех.

                        Риски подразделяются:

на два типа - динамический и статический.

По технологии проведения различают два взаимодополняющих вида анализа рисков:

                   - качественный и количественный.

Все факторы, так или иначе влияющие на риск, можно условно разделить на две группы:

                   - объективные и субъективные

8.2. Виды неопределенности

При анализе условий реализации проектов наиболее существенными являются следующие виды неопределенности: 

неопределенность, вызванная нестабильностью экономического законодательства;

неопределенность текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

неопределенность условий внешнеэкономической деятельности;

неопределенность политической ситуации и перспектив социально-экономических изменений в стране или регионе;

неопределенность, связанная с отсутствием сведений о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

неопределенность динамики рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.;

неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

неопределенность, связанная с отсутствием информации о надежности производственно-технологического оборудования и уровне квалификации производственного персонала (частоте аварий и отказов оборудования, нормативном уровне производственного брака);

неопределенность целей, интересов и поведения участников реализации проекта;

неопределенность, вызванная отсутствием информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Риск – это величина, характеризующая вероятность возникновения того или иного уровня убытков по сравнению с прогнозируемым вариантом.

По определению, предпринимательство – это личная инициативная деятельность людей или объединений людей, направленная на получение личного дохода или прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность или от лица и под имущественную ответственность предприятия.

Наиболее успешно в современных условиях функционируют именно организации предпринимательского типа. Поэтому ориентация фирмы на долгосрочный успех должна быть неразрывно связана с предпринимательским характером деятельности. А это предполагает постоянное присутствие фактора риска в его деятельности.

8.3. Виды и условия предпринимательского риска

Выделим основные виды и условия предпринимательского риска.

Производственный риск обусловлен осуществлением любого вида финансово-хозяйственной деятельности. Основными причинами его возникновения являются: возможное снижение объемов производства, выполнения работ или оказания услуг, вследствие снижения производительности труда, износа основных производственных фондов, несвоевременного поступления сырья и материалов и т.п.; рост материальных и других затрат; изменение условий финансовых отчислений и налоговых платежей и т.п.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Среди причин возникновения коммерческого риска наиболее важными представляются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств; повышение закупочной цены товаров, сырья или материалов, используемых в производственной деятельности; непредвиденное снижение объемов закупок; непредвиденные потери товара в сфере обращения; повышение издержек обращения и т.п.

Финансовый риск возникает в сфере отношений фирмы с банками и другими финансовыми институтами, т.е. в сфере финансовых отношений. Источником возникновения финансового риска чаще всего становится заимствование средств фирмой у других экономических агентов в различных формах. Чем выше доля заемных средств в общем капитале фирмы, тем выше уровень финансового риска. Это объясняется тем, что прекращение кредитования или увеличение процентов по кредиту могут повлечь остановку производства или возникновение убытков.

При этом предпринимателю, как правило, известна вероятность наступления неблагоприятных условий в производственной, коммерческой и финансовой сферах деятельности предприятия.

Усиление риска в условиях экономики рыночного типа является платой за свободу предпринимательства. Предпринимателю следует исходить из того, что полностью устранить риск в принципе невозможно. Следовательно, необходимо научиться прогнозировать события, оценивать риск и не допускать его выхода за допустимые пределы. при этом каждый предприниматель устанавливает для себя приемлемую степень риска.

С точки зрения их приемлемости и возможных последствий риски делятся на:

- допустимые,

-  критические и

-  катастрофические риски.

Рассмотрим риски с точки зрения их приемлемости и возможных последствий.

В качестве допустимого риска принимают угрозу полной потери прибыли фирмой в целом или от того или иного реализуемого ею проекта.

К критическому риску следует относят возможность недополучения выручки. В этом случае фирма вынуждена возмещать часть затрат за счет собственных средств.

Под катастрофическим риском принято понимать такое снижение выручки, которое приводит к полной утрате платежеспособности и банкротству предприятия, потере инвестиций, а иногда и личного имущества предпринимателя.

Определяя уровень приемлемого риска, зачастую необходимо знать вероятность того, что потери не превысят определенного значения. Например, в финансовой сфере эта задача разрешается посредством расчета запаса финансовой прочности предприятия.

Вопросы для обсуждения.

1. Охарактеризуйте основные контактные аудитории фирмы.

2. Каковы возможные последствия допустимого, критического и катастрофического рисков?

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39655. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты 57.5 KB
  Так по данным агентства Интербренд1 стоимость товарного знака CocCol по итогам 2010 года составила 70452 миллиарда долларов согласно Millwrd Brown2 самым дорогим брендом 2011 года стал pple 153285 миллиарда долларов. bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения статьи 10. В...
39656. О некоторых проблемах правовой охраны наименований некоммерческих организаций 52.85 KB
  Еременко посвящена анализу содержания исключительного права на наименование некоммерческой организации а также порядка выдачи разрешения на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия и образованных на их основе слов. С исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование по сути лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией как наименование коммерческой...
39657. Понятие нематериального (репутационного) вреда и его аналогов в теории российского гражданского права 62.25 KB
  распространения не соответствующих действительности порочащих сведений является денежная компенсация нематериального репутационного вреда. При этом отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков в том числе нематериальных причиненных умалением деловой репутации или нематериального вреда имеющего свое собственное содержание отличное от содержания морального вреда причиненного гражданину которое вытекает из существа нарушенного...
39658. Общество как социокультурная система 253 KB
  Социологическое содержание культуры. Особенности социологического анализа культуры. Социальные функции культуры: адаптационная ценностнонормативная социализирующая организационнорегулятивная коммуникативноинформационная. Влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное воздействие экономики и политики на культуру.
39659. Социология личности 191.5 KB
  Социология личности Лекция Череповец 2007 Тема 2. Социология личности Содержание лекции Социологическое понятие личности. Понятие личности в социологии. Понятие социальной структуры личности.
39660. Социальная стратификация 230.5 KB
  Социальная стратификация Содержание лекции Понятие и содержание социальной структуры общества. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Ленин о классовой структуре общества. Современные модели классовой структуры общества.
39661. Социальные группы и их классификация 210 KB
  Социальные группы и их классификация Лекция Череповец 2005 Тема 2. Социальные группы и их классификация Содержание лекции Социальные группы и их виды. Понятие социальной группы и ее сущностные черты. Псевдогруппы и типология их.
39662. Социальные организации 243.5 KB
  Социальные организации Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Понятие организации. Подходы к определению организации: К. Элементы организации: социальная структура участники цели технология. Социальные свойства организации.
39663. Социальные институты 151 KB
  Явные функции социальных институтов: закрепления и воспроизводства общественных отношений регулятивная интегративная транслирующая коммуникативная. Типология социальных институтов. Виды и функции социальных институтов. Разрабатывая понятие института представители этого направления трактовали его в содержательном плане как группу людей объединенных какимилибо идеями для выполнения какихлибо функций а в формализованном категориальном виде как систему социальных ролей организующую систему поведения и социальных отношений.