21892

Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время . Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках созданной в 1992 г. Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях это же касается и отрасли территории территории объекта независимо от формы собственности и сферы деятельности комплекс экономических организационных мероприятий...

Русский

2013-08-04

114 KB

24 чел.

5

PAGE  2

Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций

Актуальность задачи повышения устойчивости:

- с ускорением  НТП, усложнением структуры экономики возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий;

- существует угроза террористических актов;

- несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны.

Система взглядов по этой проблеме сложилась в конце 70-х годов и нашла свое отражение в Постановлении Правительства N312\109 от 30 марта 1979 г. "Основные  направления и  мероприятия  по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время".  Этот документ не отменен и сегодня  и  является  фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках, созданной в 1992 г. РСЧС.

Под устойчивостью  функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимается его способность  удовлетворять оборонные  и  народно-хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территориального звена народного хозяйства (автономная республика в составе РФ,  край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и  объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях.

В "Каталоге основных понятий РСЧС", исходя  уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:

Устойчивость функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях: Способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные жизненно  важные  интересы населения и  общества при уровне,  обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.

Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального  звена  народного  хозяйства удовлетворять основные жизненно важные  интересы  населения  и общества на  уровне,  обеспечивающем  их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.

Под устойчивостью работы (функционирования) объекта (отрасли, объединения) в чрезвычайных ситуациях понимается их  способность производить  продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).

Устойчивость объекта - это его способность противостоять поражающим факторам ЧС, сохраняя эксплуатационные функции и обеспечивая защиту персонала и населения.

Под объектами экономики понимают жилые и производственные здания, сооружения, цеха, транспортные средства и др.

Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это  же  касается  и  отрасли, территории, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности) - комплекс экономических, организационных мероприятий,  осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение  и  уменьшение  возможности  образования крупных производственных аварий,  катастроф и стихийных  бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы,  проведения работ по восстановлению нарушенного  хозяйства  и  обеспечения жизнедеятельности населения.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий,  основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и  его территориальных звеньев являются:

  1.  Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
  2.  Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
  3.  Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.
  4.  Подготовка  к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.
  5.  Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
  6.  Подготовка  системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Рациональное размещение производительных сил

Под рациональным подразумевается такое размещение и распределение ресурсов и средств производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

На рациональное размещение ПС оказывают  влияние такие факторы, как: 

 энергетический, водный, сырьевой, связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;

 трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;

 земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на  несельскохозяйственные нужды;

 транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также с себестоимостью продукции.

Мероприятия по рациональному размещению ПС

 размещение вновь строящихся промышленных объектов вне зон  возможных разрушений и на безопасном удалении от источников  вторичных факторов поражения;

 размещение самих объектов - потенциальных источников вторичных факторов поражения таким образом, чтобы ущерб при образовании этих факторов был  минимальным;

  •  размещение в категорированных городах лишь предприятий жизнеобеспечения, зонирование территорий городов, установление оптимальной плотности застройки и населения в микрорайонах;
  •  ограничение концентрации промышленности, материальных ценностей и, как следствие этого, населения крупных городов;
  •  вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительное количество сильнодействующих ядовитых,  взрывоопасных или  легковоспламеняющихся веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;
  •  ограничение размещения в больших городах НИУ (научно-исследовательские учреждения), КБ (конструкторские бюро), ПО (производственные объединения), имеющих особо важное, оборонное и народнохозяйственное значение, создание филиалов таких учреждений и организаций в некатегорированных городах и НП (населенных пунктах);
  •  комплексное использование подземного пространства.

В настоящее время  общее руководство подготовкой  народного хозяйства  к  устойчивому  функционированию  осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти края, области, города, района.

Непосредственное руководство  разработкой  и  проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют  министерства, госкомитеты и ведомства,  КЧС территориальных органов исполнительной власти,  руководители объединений и объектов экономики. На  них  возлагается  ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

ПОДГОТОВКА ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Топливно-энергетический комплекс

создание резерва энергетических мощностей;

определяют перечень ответственных потребителей с тем, чтобы районные энергетические управления предусмотрели необходимые меры по обеспечению надежного снабжения таких потребителей в чрезвычайных ситуациях;

преимущественное развитие подземных кабельных электросетей вместо воздушных;

создание научно-обоснованных нормативных запасов топлива, рациональное, надежное его хранение;

Промышленное производство 

дублирование выпуска оборонной и народнохозяйственной продукции;

рациональное кооперирование и специализация предприятий;

внедрением в технологию производства малооперационных, максимально автоматизированных процессов;

исключению из производства импортного, высокодефицитного оборудования, сырья и материалов;

создание страхового фонда технической документации обеспечение надежности ее хранения;

защиту уникального оборудования, аппаратуры и приборов в чрезвычайных условиях; 

Система материально-технического снабжения  

рациональное размещение запасов материальных ресурсов установление оптимальных объемов их хранения на базах и складах;

совершенствование хозяйственных связей и кооперированных поставок;

взаимное согласование действий всех участников процесса снабжения по переходу в военное время к единому руководству снабженческо-сбытовыми организациями независимо от ведомственной принадлежности;

подготовка резервных и дублирующих вариантов МТС на случай нарушения установленных хозяйственных связей;

изыскание возможностей замены дефицитных и импортных видов сырья и материалов;

ограничение с введением "особого периода" подвоза материальных ресурсов в категорированные города, по ускоренной отгрузке из этих городов готовой продукции и вывод материальных ценностей, а также переадресовке поставок материальных средств;

разработка и внедрение в практику новых видов, а так же способов, обеспечивающих защиту материальных ценностей, готовой продукции, сырья и материалов от всех видов заражения.

Для отраслевого звена (объединения,  объекта) основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

1. Обеспечение  защиты рабочих,  служащих,  членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных  пунктах  и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производительных сил  отрасли, подотрасли, объединения,  производственных  фондов  объекта на соответствующей территории.

3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка  системы управления отраслью,  подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

- в территориальных звеньях (республика,  край,  область, город, район) с учетом природных,  экономических и других особенностей этих звеньев;

- в отрасли народного хозяйства - по отрасли в целом,  по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по  повышению  устойчивости  функционирования народного хозяйства  и  его звеньев разрабатываются и осуществляются в основном,  заблаговременно,  а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время,  возможных последствий  крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые  по  своему  характеру не могут быть осуществлены заблаговременно,  проводятся в возможно  короткие сроки в  чрезвычайных  ситуациях (например, эвакомероприятия, изменения технологических  режимов  работы,   производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по  повышению  устойчивости  функционирования народного хозяйства  и  его звеньев разрабатываются на основе результатов научных исследований,  обобщения и  анализа  опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС.

Если предусмотреть мероприятия по повышению устойчивости объектов, то можно предотвратить опасные последствия или уменьшить нанесённый ущерб от аварий. Для этого необходимо выявить и оценить наиболее слабые, неустойчивые объекты и элементы.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа:

- исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

- этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на  эффективность и  выбора наиболее целесообразных решений для данных условий.  В этой связи трудно переоценить учения  ГО,  на которых можно  проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирование любого звена  народного  хозяйства, получить по ним объективные заключения;

- этап реализации обоснованных и проведенных  мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Исследование устойчивости объектов

1 этап. Анализ структуры объекта и оценка его наиболее слабых неустойчивых элементов. 

На этом этапе объект делят на элементы (оборудование, станки, сварочные агрегаты и т. п.) и рассматривают их устойчивость к воздействию различных параметров ЧС, наиболее вероятных для данного объекта: механическим; тепловому (световому) излучению; химическому заражению (поражению); радиоактивному заражению (облучению).

2 этап. Разработка основных мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях действия характерных поражающих факторов.

Проводится два вида исследовательской работы по  устойчивости.

Во-первых,  это  специальные исследования,  проводимые, главным образом,  силами инженерно-технического персонала объектов и местных органов управления народным хозяйством.

Второй вид  исследований  -  научно-исследовательские   и опытно-конструкторские работы,  проводимые НИУ в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать  методику  и организацию их проведения.

Мероприятия по  повышению  устойчивости  функционирования народного хозяйства,  требующие  капиталовложений к материально-технических средств,  предусматриваются в планирующих документах.

Мероприятия по  повышению  устойчивости  функционирования народного хозяйства и его звеньев, включенные в план  экономического и социального развития, рекомендуется выделять  в  отдельное приложение, которое может называться планом по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена).

Часть мероприятий  по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена)  предусматривается  в  соответствующих планах ГО (на мирное и на военное время).

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по  повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена), предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами,  другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

Контроль за выполнением  мероприятий,  предусмотренных  в планах ГО  ЧС,  осуществляют соответствующие штабы и органы по делам ГО ЧС.

С целью  оценки  эффективности  мероприятий по подготовке народного хозяйства и его звеньев к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения ГО.

Устойчивость объекта от взрыва

 1.2. Избыточное давление взрыва  

  Ударная волна - это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва. Образовавшийся слой сжатого воздуха называется фазой сжатия - С, а зона пониженного давления - фазой разряжения Р (рис. 1).

Рис.1. Распространение ударной волны

  Избыточное давление во фронте ударной волны Ризб. - это разность между максимальным давлением взрыва Рф и нормальным атмосферным давлением Ратм..

 

  (1.1.)

Величиной Ризб. определяется характер разрушений объектов, что обусловлено их удалением от места взрыва.        

Разрушение объектов ударной волной делят на четыре степени: слабые, средние, сильные и полные.

При сильных и полных разрушениях объекты восстановлению не подлежат.

В первой и второй зонах взрыва объекты разрушаются полностью.

1.3. Зоны действия взрыва

  При рассмотрении особенностей взрыва выделяют три зоны.

1. Зона бризантного действия(детонационная), где скорость распространения волны составляет несколько тысяч метров за секунду. В этой зоне происходит дробление материалов.       

Радиус зоны определяется зависимостью   

                    (1.2.)

       

    где Rбр - радиус первой зоны, м;      

 Q   - количество топливно-воздушной смеси (ТВС), т.    

   В этой зоне избыточное давление равно 1200кП, что ведёт к полному разрушению объектов.       

2. Зона действия продуктов взрыва, осколков конструкций (зона "огненного" шара).

   Радиус поражения в этой зоне:       

(1.3.)

       

   Избыточное давление равно 300кП, что также ведёт к полному разрушению объектов.       

3. Зона действия воздушной ударной волны (Rуд>Rоск).     

   Избыточное давление во фронте ударной волны обусловлено расстоянием до объекта и зависит от коэффициента α       

(1.4.)

   При α ≤ 2 избыточное давление (кПа) рассчитывается по зависимости:  

           (1.5.)

  а если α > 2, то     

                   (1.6.)

Неизвестный радиус поражения Rп2 при известных значениях количества топлива Q1 и Q2 можно определить по формуле закона подобия при взрывах:     

                                         (1.7.)

где R1 - известный радиус поражения ударной волной, м;

      Q - количество топлива, т.  

1.4. Радиус поражения

 Радиус поражения Rп - есть расстояние от центра взрыва до зон, в пределах которых объект подвергается избыточным давлениям во фронте ударной волны, соответствующим слабым, средним, сильным и полным разрушениям.

 Предел устойчивости объекта Руст сравнивается с ожидаемым избыточным давлением от взрыва Ризб и, если Руст < Ризб, то рассматриваемый объект не устойчив.        

Оценка устойчивости заключается в определении степени устойчивости элементов и объекта в целом, посредством построения номограммы устойчивости.

Номограмма устойчивости объекта

Объект и его
элементы

Степени разрушений при ΔРизб, кПа

Предел
устойчивости
элементов, кПа

Предел
устойчивости
объекта, кПа

    10      20     30     40      50      60

Механический цех

Объект не устойчив

30

Здание

30

Станки

30

Агрегаты

30

Краны

30

Стенды

40

ΔРизб=50 кПа

- слабые;                              - средние;                    - сильные разрушения.

Предел устойчивости элемента выбирается по минимальному
значению средних разрушений, а предел устойчивости
объекта, как
минимальное значение из пределов устойчивости элементов. Эта
величина сравнивается с фактически возможным избыточным давлением.

Устойчивость объекта к химическому заражению

Оценка устойчивости объекта к химическому заражению включает: определение времени, в течение которого территория будет опасна для  людей, анализ химической обстановки, расчёт объёма защиты персонала.

Устойчивость объекта к радиоактивному заражению

Предел устойчивости объекта к химическому заражению - пороговая токсодоза (Д), приводящая к появлению начальных признаков поражения.

Анализ радиоактивной обстановки на территории объекта и определение доз облучения персонала.

Предел устойчивости объекта к радиоактивному заражению - это предельное значение уровня радиации, при котором персонал не получит дозу выше установленной.

Мероприятия по повышению устойчивости объекта

Если значение опасного фактора ЧС превышает предельную величину, то разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости объекта.

  1.  Предотвращение причин возникновения ЧС (отказ от потенциально опасного оборудования, внедрение новых технологий).
  2.  Предотвращение ЧС (блокирующие устройства, системы автоматики).
  3.  Уменьшение последствий ЧС (повышение прочности, огнестойкости конструкций).
  4.  Защита временем, расстоянием, применение СИЗ.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа:

- исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

- этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на  эффективность и  выбора наиболее целесообразных решений для данных условий.  В этой связи трудно переоценить учения  ГО,  на которых можно  проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирование любого звена  народного  хозяйства, получить по ним объективные заключения;

- этап реализации обоснованных и проведенных  мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Устойчивость взрывопожароопасных объектов.

 С учетом особых требований к взрывопожароопасным объектам можно воспользоваться при планировании следующим перечнем  типовых мероприятий:

1.обеспечение персонала  ЗС;

2.обеспечение персонала СИЗ;

3.изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

4.использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

5.подготовка к эвакуации персонала не занятого ЛПА ЧС;

6.подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуируемых продуктами.

7.накопление средств первой медицинской помощи;

8.обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

9.размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

10.создание во взрыво-, пожаропасных зонах инертной среды;

11.предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

12.автоматизированный контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций);

13.установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожара);

14.разработка высоконадежных средств и способов транспортирования ВВ, ЛВ и ГЖ;

15.обеспечение молниезащитными устройствами;

16.установка предохранительных клапанов для сброса давления;  

17.обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, находящихся  под давлением;

18.использование несгораемых конструкций и материалов;

19.создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

20.создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

21.запрещение взрывных работ вблизи объектов;

22.строгое соблюдение правил ППБ;

23.обеспечение пожарной техникой оборудованием и инструментом;

24.обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

25.подготовка пожарных проездов для пожарной техники;

26.применение бесшовных труб для транспорта нефти и газа.

Задачи объекта  экономики в области защиты  от  ЧС

планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

планировать и проводить мероприятия по ПУФ объектов, независимо от форм собственности, и обеспечивать жизнедеятельность их работников в любых ЧС;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Проводить обучение рабочих и служащих способам защиты и действиям в ЧС мирного и военного времени;

создавать ЛСО на ХОО, РОО, ГДОО для своевременного информирования населения о ЧС;

обеспечивать организацию и проведение АСДНР на объектах производственного и социального назначения и на прилегающих территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также планами ГО;

финансировать мероприятия по защите работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

предоставлять в установленном порядке информацию для своевременного выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе или возникновении ЧС.

Для опасных производств составляется  Декларация безопасности.

Литература:

Федеральные законы РФ:

1. “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11.11.1994 г.

2. “О гражданской обороне” от 12.02.1998 г.

3. “О безопасности” от 5.03.1992 г. с изменениями от 24.12.1993 г.

4. “О промышленной безопасности опасных производственных  объектов” от 21.07.1997 г.

Указы Президента Российской Федерации:

1.“О гражданской обороне Российской Федерации” от 8.05.1993 г. №643.

2. “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС” от 2.08.99 г. №953.

Постановления Правительства Российской Федерации:

1. “Основные направления по ПУФ НХ страны в военное время” от 30.03.79г. (Постановление правительства СССР).

2. “Основные требования по ПУФ НХ страны в военное время” от 30.03.79г. (Постановление правительства СССР).

3.“О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” от 5.11.1995 г. №1113.

4.“О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 13.09.1996 г. №1094.

5.“О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне” от 3.10.1998 г. №1149.

6.“О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне”.

Руководящие документы:

1.“О дальнейшем развитии системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации”. Приказ МЧС России от 25.11.1998 г. №682.

Нормативно-технические документы:

1. “Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. В.И.Сычёв, А.В.Баринов, С.А. Бацунов. Учебное пособие, АГЗ, Новогорск, 1997. 165 с.

2.“Предупреждение крупных аварий”. Практическое руководство под ред. проф. Петросянца, М.: “Рарог”, 1992. 256 с.

3.“Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного  производства  в  чрезвычайных ситуациях” ВНИИ ГО ЧС, - М.: 1993. НИР “Фаталист”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24004. Подведение итогов похода 44.5 KB
  Подведение итогов похода И вот группа вернулась из похода но нельзя считать его законченным. На первых же после похода занятиях дети приводят в порядок групповое снаряжение сушат и ремонтируют его и сдают руководителю или ответственному за хранение возвращают взятые в прокате вещи. В случае финансирования похода учреждением руководитель обязан в трехдневный срок сдать финансовый отчет в соответствии с требованиями Инструкции о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам экскурсиям экспедициям и...
24005. Карта, условные знаки. Дорога и дорожные сооружения 50 KB
  Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида: линейные это дороги линии связи линии электропередач ручьи реки и т. Знаки легче изучать и запоминать знакомясь с ними по группам которые образуются по типу местных предметов: группа № 1 дороги и дорожные сооружения; группа № 2 населенные пункты строения; группа № 3 гидросеть то есть вода на земле; группа № 4 растительность; группа № 5 рельеф; группа № 6 пояснительные и специальные туристские знаки. Дороги и дорожные сооружения Эта группа включает в...
24006. Гидрография, растительность и рельеф 165 KB
  В этой группе пятнадцать важнейших топографических знаков которые необходимо хорошо знать туристу. Поэтому нет простого топографического знака населенного пункта он складывается из топографических знаков различных местных предметов составляющих то что называется населенным пунктом. То есть это уже знак масштабный рис. Для него существует специальный топографический знак рис.
24007. Способы измерения расстояния 24.5 KB
  способы измерения расстояния. Определение расстояний на местности производится следующими способами: измерение расстояния шагами; измерение расстояния глазомерным способом; определение расстояния по времени движения. Самым распространенным и наиболее точным из этих способов является измерение расстояния шагами. Обычно шагомерное определение расстояний проводится на средних отрезках где требуется большая точность так как при равном хорошо выверенном шаге ошибки в среднем составляют только 24 измеренного расстояния.
24008. Ориентирование на местности. Азимут и компас 59 KB
  Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...
24009. Способы и средства ориентирования 49 KB
  К средствам ориентирования и факторам способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе относятся: топографическая карта местности или схема маршрута или маршрутная лента или легенда; топографическая ситуация в районе похода; просматриваемость ситуации небесные светила и так называемые местные признаки по которым грубо можно определить где север; протокол движения; специальные действия привязки разведки опрос местных жителей; инструменты компас часы курвиметр и т. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:...
24010. Действия в случае потери ориентировки 28.5 KB
  Правда иногда ручей может впадать в болото и теряться но чаще всего ручей впадает в реку. Поэтому путь вниз по реке чаще всего имеющей по берегу тропу практически всегда приводит к людям. Если человек вышел на тропу то направление к жилью можно определить по следующим признакам: по состоянию лесной тропы: при приближении к населенному пункту она расширяется становится более натоптанной на ней чаще встречаются ответвления и места стоянок бытовой мусор;Лпри удалении от жилья картина противоположная; выйдя на лесовозную дорогу надо...
24011. Обеспечение безопасности при проведении туристских походов 18.68 KB
  При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...
24012. Опасности в различных видах туризма 18.29 KB
  Признаки лавиноопасности: обильный снегопад перепады температур наличие лавинных концов в нижней части различные валы камни вырванные деревьяМеры предосторожности: переход осуществлять в нижней части; страховка; если участок протяжённый нужно переходить по одному с помощью лавинного шнура обязательно нужен смотритель; желательно проходить утром либо ночью. Меры предосторожности: спланировать переход должна быть тактика перехода выбор места переправы время и способ переправы переправу нужно планировать на утреннее часы. Меры...