21925

ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

ЛЕКЦИЯ: ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Понятие о живучести корабля и ее элементах. Обеспечение живучести корабля Организация борьбы за живучесть корабля ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Устройство и живучесть надводного корабля.

Русский

2013-08-02

151 KB

96 чел.

24

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                                                                                                                                    Экз. № 1

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник военно-морской кафедры № 2

капитан 1 ранга                     И. Ковалев

«___»_______________ 2004 года

Капитан 2 ранга БЕЛОВ О.А.

ЛЕКЦИЯ: «ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ».

ВУС-072302, 122101,   250200

Дисциплина ТП.02

Тема № 3

Занятие 3.2

                                                                        

                                                                     Обсуждена на заседании ВМК № 2

«___»__________________2004 г.

Протокол №______

Петропавловск-Камчатский

2004


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ):

  1.  Понятие о живучести корабля и ее элементах.
  2.  Обеспечение живучести корабля
  3.  Организация борьбы за живучесть корабля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  А.И. Самолетов, И.И. Украинцев. Устройство и живучесть надводного        корабля. М.: Воениздат, 1987.

 

         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:  стенды «Продольный разрез корабля», «Аварийно-спасательное имущество и средства кораблей ВМФ», «Тактика борьбы за живучесть».

 

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: кодоскоп.

3. ПРИЛОЖЕНИЕ: слайды для кодоскопа.


В В Е Д Е Н И Е

Боевой корабль предназначен для того, чтобы наносить поражение противнику. Однако в бою он сам может получать разнообразные повреждения корпуса, оружия, технических средств. Эти повреждения будут уменьшать способность корабля наносить поражение противнику и противостоять его ударам. Для того чтобы корабль мог противостоять боевым и аварийным повреждениям он должен обладать таким качеством как живучесть.

Обеспечению живучести уделяется большое внимание как на стадии проектирования и постройки корабля, так и в процессе эксплуатации, когда проводятся определенные мероприятия направленные на поддержание постоянной готовности корабля к борьбе за живучесть.

Живучесть корабля также во многом зависит от умения экипажа поддерживать корабль на плаву, сохранять его управляемость и устранять повреждения. Повреждения на корабле устраняются тем эффективнее, чем выше моральное состояние, дисциплина, организованность, физическая выносливость, знания и практическая подготовка к борьбе за живучесть личного состава корабля.

Таким образом, живучесть выступает как составная часть боеспособности корабля. Корабль, обладающий низкой живучестью, в условиях сильного противодействия не сможет нанести ущерб противнику, так как быстро утратит свою боеспособность. Пренебрежение вопросами обеспечения живучести часто приводило к непоправимым ошибкам и неоправданной гибели многих кораблей.

Живучесть, как одно из важнейших качеств корабля, развивалась и совершенствовалась вместе с развитием кораблестроения, мореплавания и боевого опыта на море. Еще при Петре-1, когда создавался военно-морской флот России, на кораблях были четко определены обязанности офицеров и матросов по исправлению боевых и аварийных повреждений. Тогда же была введена аварийная тревога.

Годом зарождения учения о живучести корабля считается 1870 г., когда были опубликованы первые статьи С.О. Макарова по исследованию плавучести и непотопляемости корабля.

1. ПОНЯТИЕ О ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТАХ.

Ж и в у ч е с т ь ю    к о р а б л я – называется его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

Живучесть корабля включает ряд основных элементов:

  •  непотопляемость;
  •  взрыво- и пожаробезопасность;
  •  живучесть оружия и технических средств;

         -    защищенность личного состава.

Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждении корпуса.

Взрыво- и пожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля.

Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои тактико-технические характеристики.

Защищенность личного состава корабля - это способность корабельных средств коллективной и индивидуальной защиты исключать или ослаблять воздействие на личный состав оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях.

Чтобы предотвратить аварийные повреждения и успешно бороться за живучесть  корабля, личный состав обязан знать его устройство, устройство средств борьбы за живучесть и организацию их использования, а также требования руководящих документов по борьбе за живучесть. Основными документами, регламентирующими вопросы живучести корабля, являются следующие.

  1.  Корабельный устав Военно-Морского Флота – это свод законов и правил по которым живет и проходит воинскую службу экипаж корабля. В нем выделена специальная глава рассматривающая весь спектр обеспечения и проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению живучести корабля.
  2.  Устав службы на судах обеспечения Военно-морского Флота.
  3.  Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля (РБЖ-НК). Это руководство определяет организацию, основные принципы и методы борьбы с пожарами, водой и за живучесть оружия и технических средств, а также порядок проведения мероприятий по обеспечению живучести надводных кораблей ВМФ. Руководство развивает и дополняет основные положения КУ ВМФ по обеспечению живучести корабля.
  4.  Руководство по обеспечению живучести ремонтируемых кораблей        (РОЖ-РК) – в дополнение к РБЖ - НК в связи с особенностями ремонта, этот документ определяет взаимодействие личного состава корабля с подразделениями ремонтного предприятия. РОЖ – РК согласован с министерствами судостроения, морфлота, речного флота, рыбного хозяйства и главным управлением пожарной охраны МВД.

Указанные документы в полной мере определяют:

  •  организацию БЗЖ корабля;
  •  способы и приемы борьбы с пожарами, водой и устранения повреждения О и ТС;
  •  подготовку экипажей кораблей к БЗЖ;
  •  мероприятия по защите личного состава от ОМП.

При этом  наиболее  важным  и  основным  документом  можно считать  РБЖ – НК-81, в котором кроме перечисленных положений определены и мероприятия по поддержанию и  обеспечению живучести корабля.   

Согласно положений РБЖ-НК-81, живучесть корабля в целом и ее составные элементы обеспечиваются путем проведения трех групп мероприятий:

  1.  Конструктивные мероприятия, осуществляются при проектировании, постройке и модернизации корабля.
  2.  Организационно-технические мероприятия, проводятся в течение всей   службы корабля;
  3.  Действия личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.

Эти три комплекса мероприятий являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга факторами, каждый из которых включает в себя целый ряд обоснованных требований и положений, направленных на поддержание и  обеспечение живучести корабля. Более подробно вопросы обеспечения живучести корабля рассмотрим в следующем вопросе занятия.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ.

а) Обеспечение   непотопляемости   корабля.

Непотопляемость корабля — способность его оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса.

Непотопляемость корабля должна соответствовать следующим
требованиям и нормам:

  •  остойчивость должна обеспечивать кораблю безопасность плавания, мореходные качества и благоприятные условия для использования оружия и эксплуатации технических средств;
  •  запас плавучести должен быть не менее 100%, а запас боевой плавучести — в пределах 30—50% от стандартного водоизмещения;
  •  корпус корабля и его элементы должны иметь достаточную общую продольную и местную прочность;
  •  корабль должен выдерживать одновременное затопление заданного предельно допустимого числа смежных главных непроницаемых отсеков (от 2 до 4 и более отсеков — число отсеков зависит от водоизмещения);
  •  креновая система (если она предусмотрена) должна обеспечивать спрямление корабля на 10—12° со скоростью примерно 1° за 3 мин;
  •  общая производительность водоотливных средств должна быть достаточной для  откачки воды из наибольшего из отсеков, входящих в данный автономный отсек, не более чем за 30 мин.

К конструктивным мероприятиям, обеспечивающим непотопляемость корабля, относятся:

  •  придание кораблю запасов плавучести, остойчивости и прочности,
  •  рациональное разделение  корпуса на  непроницаемые отсеки достаточно прочными разделительными конструкциями — переборками, палубами и платформами;
  •  устройство непроницаемых закрытий и уплотнений на всех отверстиях в переборках, палубах, платформах и наружной обшивке (дверей, крышек на лазах, люках и горловинах, иллюминаторов, кингстонов и клинкетов, а также специальных уплотнений в местах прохода трубопроводов, кабельных трасс, валопроводов  и т.п.);
  •  конструктивная защита корпуса для ограничения повреждений от воздействия обычного и ядерного взрывов (общее и местное бронирование, конструктивная подводная защита, обеспечение взрывостойкости и равнопрочности корабельных конструкций и т.п.);
  •  устройство в корпусе двойного дна, нешироких бортовых отсеков и коффердамов в целях ограничения затоплении при локальных повреждениях корпуса;
  •   оснащение корабля техническими средствами борьбы за непотопляемость.

Разделение корабля на непроницаемые отсеки является главным конструктивным способом ограничения потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждениях корпуса.

Корабль разделяется на отсеки по длине, ширине и высоте корпуса посредством поперечных и продольных переборок, палуб и платформ. Деление на отсеки должно быть простым и предусматривать минимум необходимых отсеков, оно не должно затруднять эксплуатацию корабля и борьбу за его живучесть.

Наибольший эффект дает разделение корпуса на главные непроницаемые отсеки поперечными переборками.

Непроницаемые палубы и платформы ограничивают распространение воды по высоте корпуса. Их число и расположение выбирают с учетом размещения помещений, вооружения  и оборудования. Корабли водоизмещением более 500 т должны иметь двойное дно, которое снижает вероятность затопления отсеков от повреждения днища при авариях и подводных взрывах.

Если корабль в первые минуты после повреждения не тонет, то реально ведением борьбы за непотопляемость сохранить его на плаву. Для эффективности этой борьбы корабль обеспечивается специальными техническими средствами.

К средствам борьбы за непотопляемость относятся:

  •  стационарные системы (водоотливная, осушительная, спускная, перепускная, креновая и дифферентная, балластная, система перетока и топливная);
  •  переносные водоотливные средства (мотопомпы, эжекторы, погружные электронасосы, ручные помпы);
  •  аварийные средства и имущество для заделки пробоин в корпусе (мягкие, полужесткие и жесткие пластыри и средства их закрепления, клинья и пробки, цемент для бетонирования, клеевая композиция «Аквапласт», кессоны), деревянные и металлические упоры для подкрепления переборок, палуб, дверей и люков, аварийный инструмент, водолазное снаряжение и т.п.;
  •  сварочное оборудование для сварки и резки при разделке завалов и выполнении ремонтно-восстановительных работ на воздухе и под водой;
  •  оборудование в ПЭЖ (аппаратура для получения информации
    о состоянии корабля — трюмно-электрическая сигнализация, система указателей уровня, кренометры и осадкомеры; манипуляторные схемы; доска непотопляемости; трюмная доска и средства связи).

К организационно-техническим мероприятиям по обеспечению непотопляемости корабля относятся:

  •  организация личного состава корабля для поддержания непотопляемости и ведение борьбы за непотопляемость (распределение обязанностей личного состава по боевой тревоге, расписанию по борьбе за живучесть, расписанию по заведованиям и др.);
  •  строгое соблюдение требований КУ ВМФ и «Руководства по борьбе за живучесть» по обеспечению непотопляемости;
  •  контроль и содержание в постоянной исправности корпуса, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий;
  •  содержание в постоянной исправности и готовности к действию технических средств борьбы за непотопляемость и аварийно-спасательного имущества;
  •  нумерация помещений и маркировка непроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин) и соблюдение правил их задраивания;
  •  контроль  за  нагрузкой и остойчивостью корабля;
  •  оборудование и снабжение командных пунктов и боевых постов прибо-рами, схемами и документацией по непотопляемости, а также аварийно-спасательным имуществом;
  •  подготовка личного состава к борьбе за непотопляемость.

Контроль непроницаемости корпуса и исправности средств борьбы за непотопляемость осуществляют руководящие должностные лица и постоянная корабельная комиссия. Работа, связанная с забортными отверстиями, производится с разрешения командира БЧ-5.

Каждому непроницаемому отсеку, помещению, цистерне присваиваются наименование и номер. На всех дверях, люках и горловинах должны иметься надписи, указывающие название помещений, например: «Шпилевое от-деление», «Румпельное отделение», «Тамбур №7» и т.д.

 Нумерация отсеков, палуб и платформ, помещений и цистерн одинакового назначения производится по порядку номеров с носа в корму, сверху вниз. Нечетные номера даются отсекам (помещениям) правого борта, а четные  —  левого борта.  Палубы и днище нумеруются сверху вниз.

Все непроницаемые закрытия (двери, люки и горловины) приказом по кораблю разделяются на четыре категории: Б, 3, П, Т  (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»). В приказе указывается, кто и за состояние каких горловин отвечает.

Посадка, водоизмещение и запас плавучести корабля, наличие и расположение жидких грузов, а также начальная метацентрическая высота должны регулярно определяться и наноситься на доску непотопляемости:

-   на ходу — каждые четыре часа,

-  на стоянке — один раз в сутки, а также сразу же после приема или снятия груза.           

Наряду с непотопляемостью, важное значение для обеспечения живучести корабля в целом имеет обеспечение следующего ее элемента - взрыво- и пожаробезопасности корабля.  

б) Обеспечение  взрыво- и пожаробезопасности корабля.

Взрыво- и пожаробезопасность — способность корабля препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию  пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля.

Взрыво- и пожаробезопасность корабля, как элемент живучести корабля обеспечивается выполнением трех групп мероприятий.

Конструктивные мероприятия формируют пассивную и активную противопожарную и противовзрывную защиту корабля. К мероприятиям, создающим пассивную защиту, относятся:

- разделение корабля на отсеки и помещения. Переборки и палубы взрыво- и пожароопасных помещений могут выполняться огнестойкими (с теплостойкой изоляцией);

- размещение боеприпасов, летательных аппаратов, десантируемой техники и различных видов топлив в специально оборудованных отсеках и помещениях (погребах, хранилищах, ангарах, цистернах и т. п.);

- рациональное с точки зрения взрыво- и пожаробезопасности взаимное расположение помещений и оборудования в них;

- установка на корабле технических средств с приемлемой взрыво- и пожаробезопасностью;

- использование для конструкционных целей, звуко- и теплоизоляции, отделки помещений и антикоррозионного покрытия поверхностей преимущественно негорючих и трудногорючих неметаллических материалов.

Мероприятия, обеспечивающие  активную защиту:

- оснащение корабля стационарными и переносными средствами пожаротушения при рациональном их размещении на корабле;

- обеспечение погребов, хранилищ, ангаров и других взрыво- и
пожароопасных помещений автоматической системой противовзрывной и противопожарной защиты;

- оборудование коллективных средств защиты личного состава от дыма и высокой температуры.

На кораблях в качестве стационарных средств противопожарной защиты применяются:

  •  системы водяного пожаротушения (водяная противопожарная, водораспыления, орошения и затопления погребов, спринклерная, водяной защиты);
  •  система пенного пожаротушения (с использованием воздушно-механической пены низкой, средней и высокой кратности);
  •  системы пожаротушения негорючими газообразными веществами (паротушения, углекислотная, дымовых и выпускных газов);
  •  системы и средства объемного химического тушения (ОХТ);
  •  огнепреграждающие шторы в больших и длинных помещениях, которые при пожаре автоматически опускаются и разделяют объем помещения на части;
  •  выхлопные крышки и ингибиторная система в погребах боеприпасов, предотвращающие в них повышение давления и взрывы;
  •  автоматические системы сигнализации о пожаре и включения средств пожаротушения  (предназначаются для погребов боезапаса и контейнеров пусковых установок).

К организационно-техническим мероприятиям  по обеспечению взрыво- и  пожаробезопасности  корабля относятся:

  •  содержание в исправности  и постоянной готовности к действию стационарных систем противовзрывной и противопожарной защиты и переносных средств пожаротушения;
  •  соблюдение правил  хранения и обращения со взрывоопасными и горючими материалами;
  •  выполнение правил обеспечения взрыво и пожаробезопасности при эксплуатации технических средств и проведении ремонтных работ;
  •  соблюдение мер пожарной безопасности при работах с использованием открытого огня;
  •  покраска корабля огнестойкими и негорючими красками;
  •  обеспечение корабля необходимой технической документацией;
  •  привитие личному составу навыков соблюдения правил предупреж-                                                                                      дения взрывов и пожаров;
  •  удаление с корабля всех лишних взрыво- и пожароопасных материалов;
  •  обучение личного состава  использованию средств пожаротушения и   тактике тушения различных пожаров.

Обеспечение вышеизложенных мероприятий и выполнение указанных требований позволяет не только поддерживать непотопляемость и взрывопожаробезопастность корабля на должном уровне на протяжении всей его эксплуатации,  но и обеспечивает успешное ведение борьбы за живучесть при получении кораблем боевых или аварийных повреждений.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ.

Одним из условий обеспечения живучести корабля является готовность личного состава вести борьбу за живучесть.

Для военного моряка подготовка к борьбе за живучесть является неотъемлимой частью его профессиональной подготовки. Служить на корабле  -  это значит, в первую очередь помимо своей основной специальности надо уметь быстро и грамотно тушить пожары и прекращать распространение воды по кораблю, уметь руководить действиями подчиненных по борьбе за живучесть и повседневно поддерживать свои навыки на должном уровне.

Все это не просто. Огонь и вода в штормовом море могут быть не менее опасны чем противник и успешная борьба с ними во многом зависит от знания и понимания основных принципов  и организации борьбы за живучесть.  

Как уже отмечалось, живучесть корабля обеспечивается путем выполнения трех групп мероприятий: конструктивных; организационно-технических и действий личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.

На корабле, получившем боевые или аварийные повреждения, чтобы выполнить поставленную задачу и не погибнуть, немедленно должны быть начаты мероприятия и предприняты действия направленные на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.

Борьбой за живучесть  называется совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.

Борьба за живучесть включает в себя действия:

  •  по предупреждению взрывов и борьбе с пожарами;
  •  по борьбе за непотопляемость;
  •  по борьбе за живучесть оружия и технических средств;
  •  по защите личного состава.

         Все эти действия личного состава, как и  борьба за живучесть поврежденного корабля в целом, должны быть направлены на сохранение и восстановление боеспособности корабля.

Успех этих действий будет во многом зависеть от степени их организованности и целесообразности. Поэтому, организация борьбы за живучесть является составной частью боевой организации корабля и должна предусматривать четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, оружия, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении кораблем боевых и аварийных повреждений.

В  основу  организации  борьбы  за  живучесть  корабля  положен  ряд  организационных  и  тактических  принципов, направленных  на  обеспечение  наибольшей эффективности  при  ликвидации  различных,  аварийных ситуаций или боевых повреждений.

Основными принципами ведения борьбы за живучесть являются:

  1.  Локализация пожара или распространения воды путем создания и удержания рубежей обороны. 

                Как правило, создаются два рубежа обороны по границам непроницаемых и герметичных отсеков.

 Первый рубеж обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ, на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Второй рубеж обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.  

Границы рубежей обороны и их командиров назначает командир корабля, на основе рекомендаций разработанных ПЭЖ.

Командирами рубежей обороны, как правило, назначают командиров подразделений или командиров боевых постов, командные пункты или боевые посты которых расположены в районах создаваемых рубежей обороны.

В распоряжение командиров рубежей обороны выделяют личный состав боевых постов, расположенных в районах рубежей обороны, и при необходимости личный состав аварийных партий и других боевых постов.    

Командиры рубежей обороны должны оперативно, без напоминаний и запросов,  докладывать в ПЭЖ об обстановке в районе аварии.

        Основа успеха в борьбе за живучесть – не допустить распространения огня, дыма или воды по кораблю.

  1.  В борьбе за живучесть участвует весь личный состав корабля.

Борьбу за живучесть корабля ведет весь личный состав независимо от специальности в соответствии с обязанностями, указанными в расписаниях по боевой тревоге и по борьбе за живучесть корабля, в боевых инструкциях, наставлениях и руководствах.

В книжке «Боевой №» каждому матросу, старшине и мичману должны быть записаны  конкретные  обязанности  по  борьбе  за  живучесть  корабля  (по борьбе с пожаром, с водой, за живучесть оружия и технических средств, по защите личного состава).

Каждый  офицер,  мичман,  старшина  и  матрос должен уметь выполнять первичные мероприятия  по  борьбе за живучесть,  уметь использовать  технические средства  борьбы за живучесть, аварийно спасательное имущество, а также средства связи.

          Временный личный состав, например, десант – также должен иметь обязанности по борьбе за живучесть корабля.

         Никто не имеет права без разрешения покинуть аварийный отсек.

  1.  Концентрация располагаемых сил и средств на наиболее угрожающем направлении распространения пожара и воды.

Этот принцип предусматривает определение наиболее угрожающего направления распространения аварии, способное привести корабль к гибели или значительно снизить его боеспособность и сосредоточение основных сил и средств на данном направлении.

Наиболее угрожающее направление определяет командир корабля, основываясь на рекомендациях и расчетах ПЭЖ. Он же определяет состав сил и средств, которые должны быть сосредоточены на данном направлении. Назначенные дополнительные силы и средства поступают в распоряжение командиров рубежей обороны, которые находятся на данном направлении.

  1.  Централизация руководства по борьбе за живучесть в сочетании с инициативными и решительными действиями личного состава. Этот принцип должен быть положен в основу организации борьбы за живучесть корабля. Схема руководства борьбой за живучесть выглядит следующим образом:

Общее руководство борьбой с пожарами и за непотопляемость осуществляет командир корабля с ГКП.

Непосредственное руководство борьбой за живучесть, выработку решений производит ПЭЖ, во главе с командиром ЭМБЧ.

  

     

         

Централизация руководства борьбой за живучесть обеспечивается взаимодействием ГКП и ПЭЖ.

Борьбой за живучесть оружия и технических средств руководят командиры БЧ  со своих  КП.

5. Четкое взаимодействие на всех этапах борьбы за живучесть ГКП  и ПЭЖ между собой  и с КП боевых частей, а КП с подчиненными БП по своевременному вводу в действие необходимых сил и средств на решающем направлении.

 Командиры БП, расположенных в аварийных помещениях, должны оперативно докладывать о повреждениях и принятых мерах на свой КП, а КП боевых частей (служб) на ГКП, ЦКП, а о пожарах и поступлении воды также и в ПЭЖ для оценки ими обстановки и принятия правильного решения по борьбе за живучесть.

В ПЭЖ необходимо докладывать о всех повреждениях, связанных с возникновением пожара, опасных концентрациях газов (вредных веществ), поступлении воды внутрь корпуса корабля и о ходе борьбы с ними.

         Важную роль при реализации этих принципов играет тактика борьбы за живучесть корабля, которая  определяет организацию, порядок действий, способы и приемы  тушения корабельных пожаров, ведения борьбы за непотопляемость, живучесть оружия и технических средств с учетом располагаемых сил, средств и конкретной обстановки в целях восстановления и поддержания боеспособности корабля.

Борьба с различными повреждениями и авариями имеет свои особенности. Так, например, тактику борьбы за живучесть оружия и технических средств входят действия, связанные с обнаружением неисправностей оружия и техники, устранением их, включением резервных и дублирующих средств (систем), с принятием всех мер для обеспечения хода, маневра корабля и использования оружия и с целью решения поставленной боевой задачи.

Стержнем тактики борьбы с пожаром или за непотопляемость корабля является обнаружение и оповещение о пожаре или воде, что требует высокой организации службы на корабле и обученности личного состава.

Организация службы на корабле должна быть отработана таким образом, чтобы время с момента обнаружения повреждения до объявления по кораблю аварийной тревоги и принятия мер по борьбе за живучесть было минимально возможным.

Первый заметивший поступление забортной воды, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боезапаса, появление опасных концентраций газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в помещении, немедленно доложить о месте и характере повреждения на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно — в смежное помещение и приступить к борьбе за живучесть. Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть делают без запросов или напоминаний начальников.

ГКП, дежурный по кораблю (вахтенный офицер), получив доклад о повреждении, одновременно с началом  подачи звонком сигнала аварийной тревоги объявляет голосом по трансляции: «Аварийная тревога!» — с указанием места и характера повреждения. Личный состав, кроме находящегося в аварийном помещении, немедленно разбегается на командные пункты (КП) и боевые посты (БП) согласно расписанию по боевой тревоге и выполняет действия без приказаний по борьбе за живучесть. При этом проход через аварийное помещение запрещается.

Личный состав, несущий вахту на КП и БП, при объявлении аварийной тревоги должен продолжать обслуживать эти КП и БП до прибытия личного состава, расписанного на них по боевой тревоге.

Если невозможно попасть на свой БП, личный состав остается в помещениях, смежных с аварийным, или в других по указанию ГКП и поступает в распоряжение командиров БП или командиров подразделений, БП или КП которых расположены в этих помещениях.

При получении кораблем повреждений весь личный состав, находящийся в аварийном помещении, ведет борьбу за живучесть под руководством командира БП или командира подразделения, КП или БП которого расположен в аварийном помещении, а до их прибытия — под руководством старшего из находящихся в аварийном помещении. Никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийное помещение.

Если все принятые меры отстоять аварийное помещение от затопления, пожара, заполнения дымом, паром, газами опасных концентраций (вредными веществами) исчерпаны и дальнейшее пребывание в нем грозит гибелью личного состава, с разрешения своего, КП личный состав может покинуть аварийное помещение. В случаях, не терпящих отлагательства, старший из находящихся в аварийном помещении может самостоятельно отдать приказание о покидании личным составом аварийного помещения с немедленным докладом об этом на свой КП.

После выхода из аварийного помещения личный состав обязан задраить и в случае необходимости подкрепить двери, люки и другие непроницаемые и герметичные закрытия, ведущие в помещение.

Борьбу за живучесть корабля в помещениях, занятых боевыми постами и командными пунктами, ведет личный состав этих БП и КП.

В помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, борьбу за живучесть корабля ведут аварийные партии (аварийные группы).

Аварийные партии (аварийные группы) подчиняются командиру БЧ-5.

В зависимости от водоизмещения, штатной численности личного состава и конструктивных особенностей на кораблях 1 ранга создают две - пять аварийных партий, на кораблях 2 ранга - две-три аварийные партии, на кораблях 3 - 4 ранга – одну - две аварийные партии.

На авианосных кораблях для борьбы с пожарами на полетной палубе и в ангарах, а также для спасения экипажей летательных аппаратов на воде создают пожарно-спасательную группу (ПСГ). ПСГ подчиняется командиру авиационной боевой части.

На кораблях 1—2 ранга в составе аварийных партии могут быть созданы боевые посты или аварийные звенья (как правило, два-три поста, звена).

В состав аварийных партий  включаются наиболее подготовленные специалисты БЧ-5, а также боцмана, плотники, газоэлектросварщики (газорезчики), водолазы, химики и другие необходимые специалисты.

Командирами аварийных партий назначают: на кораблях 1 ранга - командиров групп БЧ-5; на кораблях 2 ранга - командиров групп, старшин команд БЧ-5, старших боцманов; на кораблях 3 и 4 ранга и судах обеспечения - старших боцманов, старшин БЧ-5.

Аварийные партии должны быть постоянно укомплектованы личным составом на. 100 %. Состав аварийных партий объявляют приказом командира корабля.

Основные задачи аварийных партий:

  •  борьба с пожарами и водой в помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, а также на создаваемых рубежах обороны;
  •  отключение поврежденных участков трубопроводов, кабельных трасс и их исправление, подача энергии резервным путем;
  •  вывод из действия механизмов с палуб и смежных помещений;
  •  контроль по боевым готовностям и тревогам за состоянием помещений, не занятых командными пунктами и боевыми постами;
  •  разборка завалов, подкрепление поврежденных корпусных конструкций;
  •  обеспечение водолазных работ в затопленных помещениях;
  •  специальная обработка районов корабля, закрепленных за аварийными партиями.

Если личный состав КП и БП не справляется с заделкой пробоин, герметизацией переборок или с тушением пожара, командир электромеханической боевой части направляет на эти КП и БП аварийную партию.

При необходимости по приказанию старшего помощника командира корабля часть личного состава корабля может быть снята с боевых постов и направлена на борьбу с авариями, представляющими наибольшую угрозу.

Для выполнения мероприятий по спрямлению корабля (затопление и осушение креновых и дифферентных отсеков, балластировка балластных и топливных цистерн и др.) и обслуживания систем водоотлива, осушения, водораспыления, орошения и затопления погребов на корабле предусмотрены трюмные боевые посты, подчиненные непосредственно командиру дивизиона живучести (командиру трюмной группы).

Личный состав трюмных боевых постов по боевой и аварийной тревогам нельзя привлекать ни к каким другим работам и поручениям, кроме выполнения своих прямых обязанностей.

Для оказания помощи аварийным кораблям на кораблях организуют   аварийно-спасательные   группы (АСГ).

Снабжение этих групп средствами борьбы за живучесть, обязанности личного состава АСГ и организацию действий определяет расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля АСГ.

Командир АСГ, прибывший на аварийный корабль, поступает в распоряжение командира корабля (руководителя спасательных работ).

Существует множество примеров успешной борьбы за живучесть поврежденного  корабля.  Так  во  время 2-й  мировой  войны, американский  легкий  крейсер  «Хоустон» 14.10.44 г. у  о. Тайвань был атакован японским торпедоносцем, сбросившим 2 торпеды. На скорости 25 узлов кораблю удалось увернуться от одной торпеды, но вторая попала в борт и взорвалась в районе НМО. Сразу после торпедирования были затоплены все энергетические отсеки (НМО и НКО мгновенно, ККО за 5 минут, КМО за 30 минут). Всего на корабле было затоплено 36 помещений.

Корабль принял около 6400 т воды, в результате чего запас плавучести снизился на 80 %. Из строя вышла ГЭУ и корабль потерял ход. Крен корабля составлял 16 ° на ПБ, метоцентрическая высота  h = +6 см.

Многие механизмы и устройства были сорваны с фундаментов и частично или полностью разрушены, нарушена телефонная связь увеличивалось статическое и динамическое давление на переборки всего корабля. Состояние корабля было очень тяжелым.  

Борьба за живучесть развертывалась по следующим направлениям:

  1.  Ограничение распространения воды по кораблю и восстановление остойчивости;
  •  заделка пробоин и трещин, укрепление переборок  и непроницаемых закрытий;
  •  водоотливными средствами из частично затопленных помещений удалось откачать  600 т воды;
  •  выброшено за борт 120 т груза (боеприпасы, якоря, самолет, катапульта).
  1.  Восстановление продольной прочности  корабля за счет временного подкрепления нарушенных продольных связей.
  2.  Спасение личного состава из затопленных помещений.

В результате принятых мер запас плавучести корабля увеличился на 10 %, крен уменьшился до 8°, h = 1,37 м.

16. 10. 44 г. корабль получил еще одно попадание авиаторпеды в кормовую часть. Было затоплено еще 22 помещения, появились деформации в продольных связях главной палубы и второй палубы по всей длине корабля.

Опасность усугублялась сильным волнением моря, вызвавшем резкую качку корабля и создавшем угрозу разрушения переборок и палуб, ограничивающих район затопления.

Борьба за живучесть велась по следующим направлениям:

  1.  Локализация распространения воды по кораблю:
  •  заделка мелких пробоин;
  •  установка на пробоины заплат при помощи сварки.
  1.  Восстановление остойчивости корабля:
  •  удаление воды с одновременным уменьшением ее свободной поверхности;
  •  из верхних помещений в нижние было перемещено 200 т различных грузов.
  1.  Сохранение общей прочности корабля:
  •  подкрепление продольных связей в средней части корпуса с использованием сварки и стальных листов толщиной 10 – 12 мм.   

Крейсер оставался в море после первого попадания 12 суток и был отбуксирован в базу на расстояние 1200 миль.

Таким образом, благодаря грамотному руководству и энергичным действиям личного состава удалось предотвратить гибель корабля в тяжелых условиях.

В качестве отрицательных примеров ведения борьбы за живучесть, можно привести несколько случаев из периода англо-аргентинского конфликта 1982 года.

На эсминце «Шеффилд» на ГКП не поступило ни одного доклада о повреждениях на боевых постах, и командир корабля 4 часа не знал точно, что произошло на корабле. В начале он считал, что экипаж погиб полностью, а вся внутренняя часть корабля разрушена.

Главное направление БЗЖ не оценивалось, а значит и активных действий не предпринималось. При распространении пламени в сторону кормовых погребов, где находились глубинные бомбы, никаких действий по недопущению огня не было.    

Есть данные, что пожар тушили с помощью только 3-4 стволов и нескольких ведер, которыми черпали воду из-за борта.

На эсминце «Ковентри» после повреждения и возникновения пожара на ГКП и ранения командира, всякое руководство борьбой за живучесть было потеряно.

На фрегате  «Ардент», не смотря на распространение огня в сторону торпедных аппаратов, никаких мер по предотвращению взрыва торпед не предпринималось. В итоге торпеды взорвались, корабль переломился пополам и затонул.

Тоже случилось и на фрегате «Антилопа». Всего за 70 суток боевых действий ВМС Великобритании потеряли 5 боевых кораблей и 1 контейнеровоз.

Таким образом, эффективность борьбы за живучесть определяется грамотным руководством с одной стороны, и инициативными и решительными действиями личного состава с другой стороны. Эти условия могут быть выполнены только при качественном обеспечении живучести корабля, в том числе и подготовки личного состава к борьбе за живучесть.

Если живучесть корабля в силу каких-либо причин не может быть обеспечена в полном объеме, то это необходимо учитывать при организации БЗЖ. Одной из таких причин является нахождение корабля в ремонте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живучесть корабля как элемент его боеспособности обеспечивается в течении всего периода эксплуатации корабля, независимо, несет ли корабль боевую службу, стоит у стенки или находится в ремонте.

Живучесть корабля, как один из его основных элементов, закладывается еще на стадии проектирования и постройки корабля, путем проведения конструктивных мероприятий.

В дальнейшем основную роль в обеспечении живучести играют организационно-технические мероприятия, направленные на поддержание в исправности корпусных конструкций и технических средств БЗЖ, на обеспечение эксплуатационных качеств корабля, на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, на организацию и подготовку личного состава к БЗЖ.

При получении кораблем боевых или аварийных повреждений на первое место выступает борьба за живучесть корабля, в которой участвует весь экипаж. Борьба за живучесть поврежденного корабля, в совокупности с конструктивными и организационно-техническими мероприятиями, является важным элементом в обеспечении живучести корабля.

Эффективность борьбы за живучесть определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются правильные и своевременно принятые решения руководителя  БЗЖ, и энергичные, инициативные и решительные действия личного состава. Поэтому обучению и подготовке всего экипажа корабля должно уделяться соответствующее внимание.

Таким образом, только выполнение всего комплекса мероприятий обеспечивает эффективную борьбу за живучесть, а значит и успешное выполнение кораблем стоящих перед ним задач.   

Старший преподаватель ВМК № 2

капитан 2 ранга                                   О. Белов

«___» ____________ 2004 г.


ГКП

ЭЖ

 КП БЧ

К-ры РО

К-ры АП

БП  ЭМБЧ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1562. Ветеринарно–санитарные и гигиенические условия при получении спермы 19.16 KB
  Получают сперму от производителей в условиях теплого, светлого, просторного манежа и идеальной чистоты.
1563. Видовые особенности полового цикла у самок. Поли и моноциклические животные 20.57 KB
  Сложный нейрогуморальный рефлекторный процесс, характеризующийся комплексом физиологических и морфологических изменений в половых органах и во всем организме самки от одной стадии возбуждения до другой (или от одной течки, охоты до другой).
1564. Виды беременности. Продолжительность беременности у разных видов животных 19.24 KB
  У коров – стельность, у кобыл – жеребость, у свиней – супоросность, у овец – суягность, у собак – щенность, у кошек – сукотность. Беременность физиологическое состояние женского организма в период плодоношения.
1565. Влияние беременности на организм матери 21.34 KB
  С наступлением беременности функции организма матери перестраиваются, становятся более многообразными. Изменяется сосудистое русло матки, усиливается вентиляция легких, повышается кислотность желудочного сока, возрастает способность слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта.
1566. Влияние внешних факторов на состояние молочной железы (массаж, ручное и машинное доение) 19.38 KB
  Молочная железа, вымя – паренхиматозный орган, железа внешней секреции, продуцирующая молока. Доение - процесс получения молока от с.-х. животных. У лактирующих коров с течением времени образуются условные рефлексы отдачи молока на окружающую обстановку.
1567. Внутренние методы диагностики беременности вагинальный и ректальный 19.26 KB
  Вагинальный метод диагностики беременности включает осмотр и пальпацию. Метод пальпации заключается во введении руки во влагалище и в прощупывании плода через свод влагалища.
1568. Врожденное бесплодие: инфатилизм, фриматизм, гермафродизм и другие 22.64 KB
  Бесплодие — это потеря животным способности к воспроизводству при нарушении функции размножения взрослого организма. Врожденное бесплодие — неспособность к воспроизводству как следствие аномалий развития полового аппарата самцов и самок.
1569. Гигиена нормальных родов. Прием новорожденного и уход за ним. Уход за родильницей 22.24 KB
  Роды - сложный физиологический процесс, заключается в выведении зрелого, жизнеспособного плода и его плодной оболочки из полости матки через родовые пути. Родовые пути-шейка матки, влагалище и его преддверие, вульва.
1570. Финансовая система Российской Федерации 199.5 KB
  Финансовая система РФ: понятие, структура. Фонды социального страхования. Пособие по временной нетрудоспособности. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью.