21929

Общекорабельные системы и корабельные устройства

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи: Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из затопленных отсеков а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля. Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения. Удаление с корабля трюмной воды различных нечистот и грязной воды. Корабельными системами называется совокупность специализированных...

Русский

2013-08-02

88.5 KB

63 чел.

16

         

ВУС-072302, 122101,

        250200

Дисциплина ТП.02

Тема 2

Занятие У.2.2

УТВЕРЖДАЮ

Начальник УЧ – зам. начальника ВМК № 2

капитан 2 ранга                      О. Скильский

«____»______________ 2004 г.  

Тема: «Общекорабельные системы и корабельные устройства».

Вопросы занятия:

  1.  Общая характеристика боевых и повседневных общекорабельных систем.
  2.  Назначение, состав и особенности расположение корабельных устройств.
  3.  Основные принципы размещения оружия, вооружения и технических средств на корабле.


ТЕКСТ К ГРУППОВОМУ ЗАНЯТИЮ:

ВВЕДЕНИЕ.

Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами, при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи:

  1.  Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из затопленных отсеков, а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля.
  2.  Борьба с пожарами на корабле.
  3.  Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения.
  4.  Поддержание необходимых параметров воздушной среды для улучшения обитаемости жилых и служебных помещений, а также для создания необходимых условий хранения боезапаса и пищевых продуктов на корабле.
  5.  Обеспечение подачи пресной и забортной воды в различные помещения для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд л\с.
  6.  Удаление с корабля трюмной воды, различных нечистот и грязной воды.

Все эти задачи на корабле решаются при помощи корабельных систем.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ                 ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Корабельными системами называется совокупность специализированных трубопроводов, механизмов, аппаратов и приборов, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению боевой и повседневной деятельности корабля, бытовых и хозяйственных нужд л/с.

На современных кораблях корабельные системы представляют собой автоматизированные комплексы с ДУ и централизованной системой контроля.

По назначению и характеру выполняемых задач все системы корабля делятся следующим образом:

  •  общекорабельные системы(ОКС), обеспечивающие деятельность корабля в целом;
  •  специальные системы, обеспечивающие работу отдельных механизмов и устройств, ЭУ или оружия.

Все ОКС по назначению и характеру выполняемых задач делятся на следующие:

- трюмные;

- балластные;

- противопожарные;

- защиты от ОВ, РВ и БС;

- бытового водоснабжения;

- отопления, хозяйственного пароснабжения и пропаривания;

- сточно-фановые;

- вентиляции и кондицианирования воздуха;

- холодильную.

По роду использования все корабельные системы делятся на две группы :

- боевые;

- повседневные.

К числу боевых систем, которые обеспечивают боевую деятельность корабля, относятся: трюмные, балластные, противопожарные, защиты от ОВ, РВ и БС.

К повседневным относятся: системы бытового водоснабжения, отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания, вентиляции и кондиционирования, а также холодильные системы.

В зависимости от типа перемещаемой среды трубопроводы делятся на водопроводы, воздухопроводы, газопроводы, паропроводы.

В группу трюмных систем входят водоотливная, осушительная и перепускная системы. Эти системы играют большую роль в обеспечении непотопляемости корабля.

Водоотливная система предназначена для удаления из корабельных помещений большого количества воды, поступившей в корпус при его повреждении или в результате тушения пожара водой. Эта система состоит из водоотливных средств (насосов и эжекторов), приемных и водоотливных трубопроводов с арматурой, системы управления и приборов контроля. Производительность водоотливных средств 50-350 м3/ч, при напоре 7-8 м.вод.ст.

Осушительная система предназначена для периодического удаления небольшого количества воды, скапливающейся в выгородках из-за мелких течей, отпотевания корпуса и т.п. В качестве осушительных средств обычно используются водоструйные эжекторы и электронасосы. Их производительность составляет 5-50 м3/ч. На малых кораблях осушительная система обычно совмещается с водоотливной.

Перепускная система обеспечивает перепуск и спуск воды из помещений, не имеющих осушительных или водоотливных средств, в соседние и нижерасположенные помещения, имеющие средства осушения или водоотлива.

Балластные системы служат для перемещения водяного балласта или топлива в целях изменения осадки, дифферента и крена корабля. В группу балластных систем входят: балластная, дифферентная и креновая системы. Эти системы играют важную роль в обеспечении непотопляемости корабля, обеспечивая его спрямление. На кораблях малого и среднего водоизмещения нет возможности устраивать специальные балластные, креновые и дифферентные цистерны. Их роль выполняют топливные цистерны, которые оборудуются системами затопления, осушения и перекачки топлива. В некоторых случаях предусматривается искусственное затопление каких-либо второстепенных помещений и кладовых в носу или корме для устранения дифферента.

Противопожарные системы предназначены  для обеспечения взрыво- и пожаробезопасности корабля.  К ним относятся:  водяная противопожарная система, системы водораспыления, водяного орошения, затопления, водяных завес, пенотушения, жидкостного тушения, углекислотного тушения, паротушения. На кораблях всех классов системы пожаротушения широко развиты, однако не обязательно, чтобы каждый корабль имел все перечисленные системы.

На любом корабле имеется водяная противопожарная система (ВППС), которая предназначена для подачи воды из-за борта для тушения пожара. Но кроме этой основной функции ВППС используется для приведения в действие водоотливных и осушительных эжекторов, снабжения водой других систем, охлаждения ВМ и обеспечения бытовых корабельных нужд. В качестве пожарных насосов используются турбопожарные, электропожарные насосы и мотопомпы производительностью 50-250 м3/ч при напоре 80-160 м.вод.ст. Магистраль проложена вдоль всего корабля и имеет ответвления к пожарным кранам, эжекторам и другим потребителям. Система водораспыления предназначена для тушения пожара жидкого топлива в МКО распыленной водой. Питание водой производится от ВППС.

Системы водяного орошения предназначены для подачи воды из-за борта или из специальных цистерн к оросительным насадкам для тушения пожаров в хранилищах, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, а также для орошения боевых постов, шахт и сходов. Система орошения погребов боезапаса предназначена для предупреждения и тушения пожара в погребах путем охлаждения боезапаса. Система питается от ВППС, включается вручную и автоматически при достижении температуры 72°С.

Система затопления предназначена для тушения или предотвращения пожара в погребах боеприпасов или хранилищах легковоспламеняющихся материалов путем их преднамеренного затопления. Погреба или хранилища, расположенные ниже ВЛ, затопляются водой из-за борта через трубопроводы затопления. Погреба или хранилища расположенные выше ВЛ, заполняются водой с помощью ВППС. Осушение погребов и хранилищ производятся с помощью систем осушения или перепускной системы.

Система водяных  завес предназначена для подачи воды из-за борта для создания сплошных водяных  завес,  препятствующих  распространению пламени,  пара, газа, а также для охлаждения корпусных конструкций. От систем водораспыления и орошения эта система отличается  только  типом насадки.

Система жидкостного (химического) тушения предназначена для тушения горящего топлива в машинно-котельных отделениях и пожара на электростанциях посредством подачи в эти помещения огнегасительной жидкости (хладон 114В-2, состав 3,5, ОЖ-1, БФ-2).

Система углекислотного тушения предназначена для тушения пожара жидкого топлива в машинно-котельных отделениях путем заполнения их углекислым газом.

Система паротушения предназначена для тушения пожара топлива в топливных отсеках и под котлами в машинно-котельных отделениях путем заполнения их насыщенным паром от главных и вспомогательных котлов.

Системы защиты от ОВ, РВ и БС предназначены для защиты людей, оборудования, снаряжения и оружия, а также корабля в целом от поражения отравляющими, радиоактивными веществами и бактериологическими средствами.

В эту группу входят системы противохимической вентиляции, дегазации, дезактивации и водяной защиты.

Система противохимической вентиляции предназначена для предотвращения проникновения внутрь корпуса корабля различных видов отравляющих веществ и предусматривает перевод корабельной вентиляции на замкнутый цикл, очищение и обогащение кислородом воздуха и создание внутреннего подпора воздуха.

Системы дегазации и дезактивации предназначены для приготовления и подачи специального раствора на верхнюю палубу для удаления отравляющих и радиоактивных веществ с наружных корабельных конструкций.

Система водяной защиты наряду с другими задачами (тушение пожаров на верхней палубе, снижение теплового поля корабля), снижает степень загрязнения корпуса отравляющими веществами за счет создания над кораблем купола распыленной воды. Если в состав системы водяной защиты входит бак-дозатор для приготовления раствора, то такая система называется универсальной системой водяной защиты (УСВЗ).

Повседневные корабельные системы обеспечивают повседневную деятельность корабля, а также бытовые и хозяйственные нужды личного состава.

К повседневным относятся системы бытового водоснабжения, отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания, системы вентиляции и кондиционирования, холодильные и др.

Системы бытового водоснабжения предназначены для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд пресной и забортной водой. В эту группу входят системы пресной, питьевой, мытьевой и забортной воды. На кораблях малого водоизмещения система пресной воды выполняет функции систем питьевой и мытьевой воды.

Система забортной воды обеспечивает подачу забортной воды к опреснительным установкам, на охлаждение различных приборов и механизмов, промывания унитазов и в исключительных случаях для помывки личного состава. Питание системы обеспечивается забортной водой или от ВППС.

Системы отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания объединены в одну систему и предназначены для обогрева жилых и служебных помещений корабля в холодное время года, пропаривание цистерн топлива и масла, подогрева мытьевой воды в водонагревателях, кипячения питьевой воды в паровом самоваре и т.п.

Сточно- фановые системы предназначены для удаления с корабля сточных и фекальных вод. К ним относятся сточная, фановая, система шпигатов с открытых палуб.

Сточная система предназначена для удаления грязной воды из умывальников, бань, прачечных, душевых.

Фановая система служит для отвода фекальных вод из гальюнов. Система шпигатов с открытых палуб обеспечивает отвод за борт  воды, попавшей на открытые палубы.

Система вентиляции предназначена для поддержания в корабельных помещениях требуемого газового состава воздуха путем удаления загрязненного и подачи свежего воздуха в необходимом количестве. На эту систему возлагается задача коллективной противохимической и противоатомной защиты личного состава, находящегося на боевых постах и в медицинских учреждениях. Система вентиляции разделяется на две основные группы: повседневную, или обиходную, которая обслуживает жилые, культурно-просветительные и бытовые помещения, и боевую, которая обслуживает помещения и боевые посты, обеспечивающие боевую деятельность корабля.

На современных кораблях устанавливаются системы кондиционирования воздуха, которые кроме нормального газового состава воздуха создают заранее его температуру и влажность, т.е. благоприятный для человека микроклимат.

Холодильная система предназначена для охлаждения провизионных камер и поддерживания в них низких температур, необходимых для длительного хранения скоропортящихся продуктов.

Все корабельные системы должны поддерживаться в постоянной исправности и готовности к действию, так как от них зависит живучесть корабля, и в первую очередь такие ее составные части, как непотопляемость и взрывобезопасность.
2. НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ          КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.

Корабельными устройствами называются комплексы механизмов, приспособлений и систем, предназначенные для обеспечения кораблю необходимых маневренных и эксплуатационных качеств.

К основным корабельным устройствам на надводных кораблях относятся: рулевое, якорное, швартовое, буксирное, катерное и шлюпочное, грузовое, успокоения бортовой качки, леерное, тентовое, устройство для приема и передачи топлива и грузов на ходу, а также спасательные средства.

У различных классов кораблей перечисленные устройства имеют различную степень развития, а некоторые из них могут совсем отсутствовать.

Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости корабля. Потеря кораблем управляемости может привести к серьезной аварии, а в боевых условиях - к гибели корабля. Поэтому рулевое устройство является одним из важнейших устройств на корабле. Оно состоит из одного или нескольких рулей, рулевого привода, рулевой машины и системы управления рулевой машины.

Руль является рабочей частью рулевого устройства, так как он непосредственно воспринимает гидродинамическое давление и обеспечивает тем самым поворот корабля в нужном направлении. Предельный угол перекладки руля составляет не более 30-35 градусов, скорость перекладки достигает 2-3 градусов в секунду.

Рулевой привод обеспечивает передачу вращающего момента от рулевой машины на руль. Рулевые приводы могут быть механическими и гидравлическими. На современных кораблях наиболее широкое применение получили гидравлические приводы, отличающиеся плавностью действия и надежностью в эксплуатации.

Неотъемлемой частью всякого рулевого привода является румпель, который устанавливается непосредственно на баллер руля и обеспечивает его поворот в нужную сторону. Он может иметь форму сектора, стержня или поперечины.

Рулевая машина соединена непосредственно с рулевым приводом и вырабатывает усилие, необходимое для перекладки руля. Обычно она устанавливается в корме корабля в так называемом румпельном отделении. Наиболее широкое развитие получили электрические и электрогидравлические рулевые машины.

Система управления рулевой машиной соединяет штурвальную тумбу внешнего поста управления с рулевой машиной, находящейся в кормовой части корабля. Передача управляющих сигналов к рулевой машине может осуществляться механическим, электрическим и электрогидравлическим способами. Обычно на корабле три пульта управления рулем: основной пульт - на ГКП; запасной - на ЗКП и аварийное управление рулем - непосредственно из румпельного отделения. В настоящее время большинство кораблей оборудованы системами автоматического управления, которые позволяют удерживать корабль на заданном курсе без вмешательства рулевого

Якорное устройство предназначено для постановки корабля на якорь, надежного удерживания его на месте и для съемки с якоря. Оно расположено в носовой части корабля и состоит из якоря якорных цепей и приспособления для отдачи, крепления и хранения якоря и якорных цепей.

Якоря обеспечивают прочную связь корабля с грунтом и создают удерживающую силу. Каждый корабль имеет обычно два якоря, которые хранятся в якорных клюзах. Например, на эскадренном миноносце имеются два якоря по 2250 кг.

Якорные цепи связывают якорь с кораблем. Они состоят из звеньев и изготавливаются отрезками, называемыми смычками. Длинна смычки 25-27 м. Вся цепь состоит из нескольких смычек и может достигать длины 200-300 метров. Необходимо иметь ввиду, что корабль будет надежно удерживаться на месте, если длина вытравленной якорной цепи будет составлять примерно три глубины места якорной стоянки. Например, если глубина 80 м, то длина вытравленной якорной цепи должна быть не менее 240 м. Якорные цепи хранятся в цепных ящиках. С кораблем якорная цепь соединяется с помощью специального устройства (жвака-галса), которое позволяет в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. Крепление якорной цепи к корпусу при стоянке корабля на якоре и временное задержание ее при отдаче якоря производится с помощью различных типов стопоров. Подъем якоря при съемки корабля с якоря производится с помощью якорных шпилей. После съемки якорь втягивается в клюз и надежно закрепляется в нем походными стопорами.

Швартовное устройство предназначено для надежного удержания корабля на месте при стоянке его у стенки, причала или у борта другого корабля. Оно размещается на верхней палубе по бортам и состоит из швартовых кнехтов, киповых планок, тросовых отводов, швартовых клюзов, швартовых шпилей и тросовых вьюшек.

Швартовые тросы (канаты) обеспечивают закрепление (швартовку) корабля у места стоянки. В качестве швартовов у них применяются стальные, пеньковые, капроновые и нейлоновые канаты (тросы).

Швартовые кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы с общей плитой (фундаментом), установленные на верхней палубе по бортам. Обычно на корабле устанавливаются 2-3 пары кнехтов.

Киповые планки, тросовые отводы и швартовные клюзы обеспечивают направление тросов к кнехту или шпилю и предохраняют их от перетирания об острые края корпусных деталей.

Швартовые шпили служат для выбирания швартовных тросов при подтягивания корабля к месту стоянки или для обтягивания швартовов. Обычно на баке устанавливается якорно-швартовный шпиль, а на юте - швартовный шпиль. Якорно-швартовный шпиль более мощный и имеет два барабана - цепной и швартовный, а у швартовного шпиля - один только швартовный барабан.

Тросовые вьюшки обеспечивают хранение швартовных тросов по-походному.

Корабль может швартоваться к стенке или причалу бортом или кормой. В последнем случае швартование производится с отдачей якоря.

Буксирное устройство предназначено для буксировки кораблей, не имеющих возможности самостоятельного движения, и для буксировки данного корабля другими кораблями. Оно состоит из буксирных тросов (буксиров), устройств для закрепления буксирного троса на корабле, буксирных клюзов, киповых планок на носу и корме. Буксировка корабля может производится носом и кормой. На тихой воде возможна буксировка борт о борт. В этом случае для буксировки применяется швартовное устройство. В последнее время широко применяется буксировка за лапы якоря. При этом буксировочный трос огоном (петлей) надевается на лапы якоря, а якорная цепь потравливается смычки на две и берется на стопор. Может быть буксировка за два якоря.

Катерное и шлюпочное устройства предназначены для спуска, подъема, хранения и закрепления катеров и шлюпок по-походному. Корабельные катера и шлюпки предназначены для обеспечения связи корабля с берегом и другими кораблями при стоянке на рейде, для спасательных целей, при производстве всевозможных работ, для обучения личного состава морской практике (шлюпки) и других целей. Спуск и подъем шлюпок обычно производятся шлюпбалками, а катера спускаются и поднимаются грузовыми стрелами.

Грузовое устройство предназначено для механизации всевозможных погрузочно-разгрузочных работ, таких, как прием и выгрузка боеприпасов, провизии, снабжения, спуск и подъем катеров и т.п. В качестве грузовых устройств на кораблях ВМФ наиболее широкое распространение нашли грузовые стрелы.

Леерное устройство обеспечивает защиту личного состава от случайного падения за борт. Оно состоит из стоек, поручней и ограждающих лееров - стальных тросов или прутков. На случай штормовой погоды вдоль верхней палубы и в других местах выставляться штормовые леера и поручни для удобства передвижения личного состава.

Тентовое устройство устанавливается для защиты личного состава, находящегося на открытых участках палубы и надстроек, от солнца и атмосферных осадков. На военных кораблях тентовые устройства обычно съемные и устанавливаются при стоянке на якоре или швартовах.

Устройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу обеспечивает пополнение запасов кораблей в море и увеличивает тем самым эффективность их боевого использования. Прием и передача грузов, топлива, а в отдельных случаях и личного состава производятся с помощью подвесных канатных дорог или вертолетов. При передаче топлива и грузов корабли могут следовать в кильватере (кильватерный способ) или находиться в траверзе друг друга (траверзный способ). Скорость кораблей при приеме и передаче составляет 8-10 уз, волнение моря не должно превышать 4 баллов.

Спасательные средства предназначены спасания личного состава корабля. Количество и виды спасательных средств устанавливаются по нормам. Они делятся на коллективные (плоты, шлюпки, катера) и индивидуальные (спасательные жилеты, круги, пояса, нагрудники, спасательные буи). Количество спасательных средств устанавливается по числу личного состава плюс 5% запасных.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОРУЖИЯ, ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА КОРАБЛЕ.

Каждый корабль предназначен для решения боевых задач, свойственных его классу. Поэтому на корабле в первую очередь обеспечивается целесообразное и удобное расположение вооружения и технических средств, а также помещений, из которых в боевой обстановке ведется управление как самим кораблем, так и его оружием.

Размещение оружия, технических средств и помещений на различных кораблях имеет свои особенности.

Пусковые установки крылатых ракет, главная артиллерия и противолодочное бомбовое вооружение размещаются обычно на верхней палубе, преимущественно в носовой и кормовой частях.

Пусковые установки зенитных ракетных комплексов и зенитная артиллерия размещаются на верхней палубе и надстройках с расчетом обеспечения наибольших углов обстрела и наибольшей плотности огня в каждом секторе обстрела.

Погреба боезапаса  размещаются  по  возможности  ниже  ватерлинии вблизи соответствующих установок.

Торпедное вооружение, если таковое предусмотрено на корабле, расположено в средней части верхней палубы в диаметральной плоскости или по бортам.

Мины принимаются на корабль перед выходом на минную постановку и устанавливаются на минные рельсовые пути на верхней палубе, преимущественно в кормовой части. Специальные минные заградители имеют, кроме того, погреба минного боезапаса и соответствующее оборудование для приготовления и постановки мин.

Энергетическая установка, как правило, располагается в средней части корабля и занимает 20 - 40% его длинны. Топливо, смазочное масло, котельная и питьевая вода размещаются в междудонном пространстве под котлами или дизелями, а также в бортовых цистернах.

Внутренний объем корабля переборками, палубами и платформами разделен на большое количество жилых и служебных помещений.

Все корабельные помещения в зависимости от их назначения, а также работ, выполняемых в этих помещениях, подразделяются на три группы:

  •  помещения, предназначенные для управления кораблем в целом;
  •  помещения, занимаемые боевыми частями и службами корабля;
  •  жилые, служебные, санитарно-бытовые и прочие общекорабельные помещения.

На дверях, люках или горловинах каждого помещения должны быть надписи, указывающие названия помещений.

ВЫВОДЫ.

Общекорабельные системы и устройства играют важную роль не только в обеспечении жизнедеятельности корабля, но в первую очередь придают кораблю необходимые боевые качества. Например, противопожарные, трюмные и балластные системы обеспечивают живучесть корабля, рулевое устройство обеспечивает кораблю необходимые маневренные качества, устройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу позволяет увеличить автономность корабля, эффективность его боевого применения. Поэтому от состояния и работоспособности общекорабельных систем и устройств зависит деятельность корабля в целом.

Старший преподаватель ВМК № 2

капитан 2 ранга                                О. Белов

«_____»  ________________ 2004 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85187. БССР в годы первых пятилеток. Форсированная индустриализация и принудительная коллективизация 26.78 KB
  Дальнейшее развитие металло-обрабатывающей химической торфяной и др. отраслей развитие энергетики и увеличение мощностей электростанций. Предусматривалось развитие лёгкой и продовольственной промышл.
85188. Духовная и культурная жизнь БССР в 1920-1930гг.: достижения и противоречия 25.66 KB
  Культуры вылученне белорусов на партыйую советскую профсоюзную и общественную работу перевод делопроизводства государственного партийного профессионального и кооперативного аппаратов на белорусский язык. Центральная место в мероприятиях в белорусизации отводилось проблеме языка так как в республике язык выполняла очень мизерны объем соц. Преобладала русский язык. При этом официально было заявлено что на территории БССР признаются равноправными языки белорусский русский еврейский и польский.
85189. Западная Беларусь в составе Польши 27.1 KB
  Было введено принятое в Польше административно-тер деление, созданы 4 воеводства: Виленское, Полесское, Новогрудское, Белостокское. Эти воеводства делились на 29 поветов аповеты на гимны.
85190. Начало второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР 26.28 KB
  Вхождение Западной Беларуси с состав БССР. Беларуси принял декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР.
85191. Начало Великой Отечественной войны. Ход военных действий на советско-германском фронте в 1941-1942 годах 27.92 KB
  Для войны против СССР Гитлер сосредоточил подавляющую часть своих сухопутных сил. Однако основной причиной такого огромного успеха немцев в первые недели войны является то что Красная армия сама готовилась к наступлению. Сталин прекрасно понимал что войны с Германией не избежать но он не думал что Гитлер нарушит пакт МолотоваРибентропа о ненападении.
85192. Фашистский оккупационный режим на территории БССР 26.93 KB
  К концу августа 1941 г гитлеровцы оккупировали всю территорию Бел. На захваченной территории гитлеровцы установили оккупационный режим- систему политических, идеологических, экономических, и военных мер направленных на ликвидацию существующего общественного и гос. строя, грабёж нац. богатства, уничтожение населения
85193. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 29.96 KB
  Коренной перелом начатый под Сталинградом был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г.
85194. Партизанское и подпольное движение в БССР 28.28 KB
  Один из первых партизанских отрядов был организован уже на пятый день войны в Пинске под командованием Коржа насчитывал 60 чел. Полесской области действовал отряд под командованием Бумажкова и Павловского. В июле 41 начал боевые действия отряд пол командованием Шмырёва в Вит.
85195. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вклад белорусского парода в Победу над фашизмом 28.18 KB
  Начать операцию освобождения Украины и Беларуси. 23 сентября советские войска освободили первый районный центр Беларуси –г. Всего в Беларуси в результате осенне– зимнего наступления 1943-1944 гг.